Напоминание

Урок развития речи "Дерево держат корни". 7 класс


Автор: Чанкова Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Большесейская СОШ"
Населённый пункт: село Таштып
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Урок развития речи "Дерево держат корни". 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Чанкова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Большесейская СОШ» Таштыпского района Республики

Хакасия

7 класс.

Тема урока: Дерево держат корни
…забывать мы не имеем права, Откуда мы, чьи мы, каких кровей? В. Карпеко
Ключевые понятия
: человек, природа, Родина, род, генеалогическое древо, публицистика.
Тип урока
: развитие речи
УМК
: Е.А. Быстровой Используемые
технологии
: личностно-ориентированная, проектная (интеграция, исследование), ИКТ.
Цели деятельности учителя:
совершенствование умений и навыков обучающихся анализировать публицистический текст, значение слова, работать со словарями, с дополнительной литературой, с дополнительной информацией; совершенствование умений устно и письменно высказывать свои впечатления, используя выразительные возможности языка; развитие творческого, словесно-логического мышления, творческих способностей; усвоение нравственных норм на более высоком уровне, знакомство с информационными данными в рамках этноэкологических традиций.
Оборудование:
мультимедийный проектор, слайды, словари, музыка, карточки с заданиями.
Предварительная подготовка
: учащиеся готовят сообщения, подбирается музыка, иллюстрации, презентация по теме.
Планируемые результаты
:
Предметные
(объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «публицистический стиль», «функции публицистического стиля», языковые средства, помогающие автору в создании текста; уметь анализировать текст публицистического стиля, работать со словарями, с дополнительной литературой, с дополнительной информацией; уметь выявлять языковые средства, помогающие автору в создании текста.
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностный результат
: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к своим корням-истокам, к родному языку; потребность сохранить свои этноэкологические традиции; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание своей этнической принадлежности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и формы

организации

взаимодействия,

направленные на

адаптацию детей-

мигрантов

Метапредметные УУД
1.Мотивация (самоопредел е н и е к учебной деятельности )
Вступительное слово.
- Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. - Расскажите о главных языковых функциях публицистического стиля. Слушают учителя, участвуют в диа логе с у ч и т е л е м . Демонстрируют готовность к уроку. О т в еч а ют н а в о п р о с ы . С т р о я т п о н я т н ы е д л я партнера выс ка зыва н и я : Информационная функция текстов состоит в том, что а в т о р ы и м е ю т ц е л ь ю информировать как можно б о л е е ш и р о к и й к р у г ч и т а т е л е й , з р и т е л е й , слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы. Воздействующая функция в ы ра ж а е т с я в ж е л а н и и п у б л и ц и с т а у б е д и т ь аудиторию в необходимости Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка о б у ч а ю щ и х с я к усвоению изучаемого материала. Познавательные: о сознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и о д н о к л а с с н и к а м и и л и самостоятельно) н е о бход и м ы е д е й с т в и я , операции
определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения). 2.Актуализац ия и пробное учебное действие - К р о м е и н ф о р м а ц и о н н о й и в о з д е й с т в у ю щ е й , т е к с т ы публицистического стиля выполняют и все остальные присущие языку ф у н к ц и и : к о м м у н и к а т и в н у ю , экспрессивную, эстетическую. Коммуникативность п у б л и ц и с т и ч е с к о г о с т и л я заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата, а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по р е ч е в ы м , с т и л и с т и ч е с к и м особенностям. Поэтому такие тексты д о л ж н ы б ы т ь п о н я т н ы м и и выразительными. Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоц и он а ль н о о к р а ш е н н ы м отношением автора к излагаемым фактам. Слушают учителя. Смотрят презентацию, воспринимают н а с л у х и н ф о р м а ц и ю , осваивают лингвистические термины. Воспринимают на слух информацию, задают вопросы на понимание. Личностный р е з ул ьт а т: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные д е й с т в и я в м а т е р и а л и з о в а н н о й и у м с т в е н н о й ф о р м е ; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: з а д а ю т в о п р о с ы , о т в е ч а ю т н а в о п р о с ы д р у г и х , формулируют собственные м ы с л и , в ы с к а з ы в а ю т и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: способны п о н и мат ь и н ф о р м а ц и ю , п р е д с т а в л е н н у ю в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-
Э с т е т и ч е с к а я ф у н к ц и я п у б л и ц и с т и ч е с к о г о т е к с т а представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием уд о в л е т в о р я л о э с т е т и ч е с к и м чувствам адресата, предполагало взаимное уважение участников коммуникации. Осуществление экспрессивной фу н к ц и и т а к же п р е д п о л а г а е т соблюдение норм речевой культуры. символичные средства для решения различных учебных задач. 3.Выявление м е с т а и причины затруднения О р г а н и з у е т и с о п р о в о ж д а е т с о в м е с т н у ю д е я т е л ь н о с т ь обучающихся. - Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций статью В. Пескова (Упр.37).
1.
Прочитайте отрывок из статьи В. Пескова, в которой журналист отвечает на письмо из Рязани. В этом п и с ь м е ж е н щ и н а с г о р е ч ь ю рассказывает о том, что в ответ на ее слова «Родина – самое дорогое для человека» сын и его товарищи сказали: «Жить везде хорошо, где хорошо живется. Везде солнце одинаково светит». «Что же такое Родина для человека»,- рассуждает в статье В. Песков. Приведите примеры успешной реализации языковых функций. ( 1 ) Н и к т о н е в о з ь м е т с я Читают отрывок из статьи В. Пескова (упр.37). Устанавливают п р е е м с т в е н н ы е с в я з и прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Приводят примеры успешной р е а л и з а ц и и я з ы к о в ы х функций. Читают отрывок из статьи В. Пескова, задают вопросы для уточнения информации. Личностный р е з ул ьт а т: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы; читают и слушают, и з в л е к а я н у ж н у ю и н ф о р м а ц и ю , а т а к ж е
перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. (2)Но все- таки можно сказать, понятие Родины – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. (3)Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (4)И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. (5)Но всякое дерево имеет корни. (6)Без корней его пова лил бы д а ж е несильный ветер. (7)Корни питают дерево, связывают его с землей. (8)Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. (9)Это наша история. (10)Это наши деды и пращуры. (11)Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных песнях и сказках. (12)Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. (13)Народ, н е имеющий таких глубоких корней, - бедный народ, сколь ни быстры сегодня его самолеты, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла. (14)Человеку надо знать свои корни – отдельному человеку, семье, Ч и т а ю т в р у б р и к е «Объяснение незнакомых слов и выражений» стр.23 значения слов: Пращур – о т д а л е н н ы й предок, родоначальник. Крона – вся разветвленная часть дерева с его листвой. З н а к о м я т с я с новыми словами: пращур, крона. самостоятельно находят ее в материалах учебника, в предложенном тексте, в словарях.
народу – тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в веках. (15)Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, гл у б о ко у хо д я щ и е в з е м л ю . (16)Давайте будем помнить об этих корнях.
2
.Найдите значения слова корень в тексте. Придумайте предложения со словом корень.
3.
Назовите тему отрывка. Подумайте и скажите, в чем автор хочет убедить читателя.
4.
Найдите предложения, которые выражают основную мысль текста.
5.
Согласны ли вы с утверждением: «Жить везде хорошо, где хорошо живется. Везде солнце одинаково Работают со словарями, находят толкования слов. В словарях даются такие значения слова корень: 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2. Начало, источник, основа чего-либо. Составляют предложения. Обдумывают ответы н а вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Доказывают свою точку з р е н и я , а н а л и з и р у ю т с о д е р ж а н и е т е к с т а , участвуют в диалоге с Р а б о т а ю т с о словарями, находят толкования слов. В ы с к а з ы в а ю т и обосновывают свою т о ч к у з р е н и я , Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают д о п у щ е н н ы е о ш и б к и ; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственные
светит». Докажите свою точку зрения.
6.
Докажите, работая с карточками, ч т о д а н н ы й т е к с т я в л я е т с я произведением публицистического стиля. у ч и т е л е м и одноклассниками. Работают с карточками. Карточка №1. 1 . Ц е л ь с т и л я ? (Информировать читателя, формировать общественное мнение). 2. Особенности лексики публицистического стиля? (Общественная лексика и лексика, связанная в данном случае с темой «Родина»). 3 . М о р ф о л о г и ч е с к и е особенности стиля? (Глаголы в форме повелительного наклонения, глаголы с о значением долженствования, слова категории состояния «надо», «нужно»). 4. Особенности синтаксиса стиля? (Параллелизм – такое построение текста, при ко т о р о м п р е д л о ж е н и я строятся одинаково, имеют сходный порядок с л о в ; побудительные предложения). Карточка №2 «Стилевые особенности языка газеты» Лексика. Морфология 1 . О б щ е с т в е н н о - политическая лексика. приводят примеры и з с в о е г о жизненного опыта. м ы с л и , в ы с к а з ы в а ю т и обосновывают свою точку зрения. Личностный р е з ул ьт а т: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
2 . О т в л еч е н н ы е и м е н а существительные (лексика с абстрактным значением: суффиксы -ость-, -ств-, -изн-, -ений-, -аний-, -от-). 3. С л ож н о с о к р а щ е н н ы е слова и аббревиатуры. 4. Термины. 5. Эмоционально окрашенная л е к с и к а с о ц е н о ч н ы м значением, многозначные слова. 6. Устойчивые выражения, фразеологизмы. 7. Местоимения я, мы, наш (выражают позицию автора). Синтаксис 1. Риторические вопросы, восклицания. 2. Вводные слова и обороты. 3. Преобладание простых предложений. 4. Конструкции разговорного характера. 5.Парцелляция. 7. Стилистические приемы – повтор слова, словосочетания или предложения (ее цель — п р и в л е ч ь в н и м а н и е слушателей; подчеркнуть значимость того, что повтор в ы р а ж а е т ) , перифраза, антитеза, параллелизм...

7.
Выпишите из текста примеры средств публицистического стиля, которые использует автор д ля д о ка з ат е л ь с т ва с в о е й м ы с л и , эмоционального воздействия на читателя по плану: 1) с л о в а , содержащие оценку; 2) повторы; 3) противопоставления; 4) сравнения.
8.
Придумайте 2 заголовка к данному т е к с т у : 1 - й з а г о л о в о к – повествовательное предложение, 2-й заголовок – с использованием средств художественной изобразительности.
9.
Предупреждение орфографических ошибок
.
Объясните орфограммы в словах: н и к т о , в с ё - т а к и , к а м е н н ы х , д и к о в и н н ы х , д е р е в я н н ы х , предшественников, не возьмется, несильный ветер.
10.
Предупреждение пунктуационных ошибок. Выполните синтаксический разбор предложения 15. Выписывают примеры из текста по плану. Придумывают заголовки к данному тексту. Объясняют орфограммы в словах и пунктограммы в предложениях. 4.Целеполага н и е и построение проекта в ы х о д а и з затруднения
Погружение в текст.
Если Россия – могучее древо, Край мой хакасский - одна из ветвей…
-
Каждому человеку необходимо знать не только «откуда есть пошла» наша страна, но и кто есть мы, от к а к и х п р а п р а д е д у ш е к и Слушают учителя, читают текст. С м о т р я т п р е з е н т а ц и ю , во спринимают на с л у х информацию. Задают вопросы для уточнения информации. Личностный р е з ул ьт а т: осознают свои возможности в учении; способны адекватно в о с п р и н и м а т ь с в о й жизненный опыт. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения
прапрабабушек произошли, какого рода-племени, какого звания, какие предания и традиции передавались и должны передаваться от поколения к поколению. В начале XX века внезапно оборвалась связь времен. Люди, как перекати-поле, обрывали корни и д в и г а л и с ь , у н о с и м ы е в е т р о м перемен. Многие меняли место жительства, меняли фамилии, даже и м е н а , з а б ы в а л и о с в о е м происхождении, отказывались от прежних семейных укладов. Следы многих родов стерты, утеряны их истории навсегда. Человек, не знающий свою р о д о с л о в н у ю , ч т о д е р е в о с погибающими корнями…Это одна из мудрых заповедей нравственного кодекса хакасского народа, раньше знавшего свой род до седьмого – двенадцатого колена. Как дерево со слабой корневой системой беззащитно перед силами природы, так и человек, прервавший связь с родом, обречен. Как Иваны, не помнящие родства, по меткому выражению русского народа. Обнадеживает, что в нашем сознании стал пробуждаться интерес к своим корням. - Что же мы понимаем под словами Отвечают на вопрос, под р у ко в од с т в о м у ч и т е л я Отвечают на вопрос, под руководством у ч и т е л я , в ы с к а з ы в а н и й одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
дерево и древо? Какие ассоциации вызывает у вас слово «генеалогия»? Составьте ассоциативный ряд к слову «генеалогия». составляют ассоциативный ряд.
Древо


это оформление и с т о р и и р о д а в в и д е дерева. В основании ствола помещается «корень дерева» - и м я и и з о б р а ж е н и е р о д о н а ч а л ь н и к а , е с л и таковое имеется. На стволе и ветвях размещаются имена и изображения п о т о м ко в , о б р а з у ю щ и е к р о н у . Ассоциативный ряд – ассоциативные о б р а з ы , связанные с данным словом. «Генеалогия» в переводе с г р е ч е с к о г о о з н а ч а е т «родословная», это наука, занимающаяся вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей. учителя составляют ассоциативный ряд. 5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта - Что такое генеалогическое древо? - Почему взят за основу именно образ дерева? Назовите общие черты человека и дерева. - Приближение человека к деревьям сохранилось еще с языческих времен. «Генеалогическое древо» - о д н а и з с а м ы х распространенных форм графического изображения генеалогических данных. Отвечают на вопрос: общие внутренние и внешние характеристики человека и дерева: «годовые кольца» и «сердцевина» на срезе ствола дерева, строение тела и др. О т в е ч а ю т н а вопросы, участвуют в диалоге. Личностный р е з ул ьт а т: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; осознают свою этническую принадлежность, и м е ю т м о т и в а ц и ю к составлению генеалогического древа своей семьи, рода; осваивают новые в и д ы д е я т е л ь н о с т и , участвуют в тво рче ском
(Язычество – религия обожания природы, которая оберегала рощу, гору, ручей, жука, объявляя их священными). - К а ж д ы й н а р од и м е е т с в о и э т н о э кол о г и ч е с к и е т р а д и ц и и , назовите их. - Любимое дерево у русского и хакасского народов – береза. Для русского народа береза – символ Родины, потому что испокон веков была связана с бытом русского человека. Она освещала жилище (лучина), согревала (березовые дрова), мыла (веник для бани), лечила (березовый сок) и др. березы часто и з о б р а ж а л и с ь х уд о ж н и к а м и , писателями как символ родной земли. Многие хакасские роды имели в старину «свою березу» — всеми почитаемое родовое дерево. По мере разрушения родового слоя у хакасов появились «фамильные березы», то е с т ь д е р е в ь я , с ч и т а в ш и е с я покровителями небольших групп Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Н а з ы в а ю т с в о и этноэкологические традиции. Раскрывают сущность новых п о н я т и й ч е р е з этноэкологические традиции своего народа. Знакомятся с з а д а н и е м , слушают учителя. Н а з ы в а ю т с в о и этноэкологические традиции: поклонение деревьям, священные деревья, деревья-символы, традиционные праздники, с в я з а н н ы е с почитанием дерева. Раскрывают сущно сть н о в ы х п о н я т и й ч е р е з этноэкологические традиции с в о е го народа. З н а к о м я т с я с заданием, слушают у ч и т е л я , п о д руководством учителя работают н а д з а д а н и е м (используют П а м я т к у к составлению родословной). созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные д е й с т в и я в м а т е р и а л и з о в а н н о й и у м с т в е н н о й ф о р м е ; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и о д н о к л а с с н и к а м и и л и самостоятельно) н е о бход и м ы е д е й с т в и я , о п е р а ц и и , р а б о т а ю п о памятке. Коммуникативные: осуществляют совместную д е я т е л ь н о с т ь в п а р а х , рабочих группах с учетом к о н к р е т н ы х у ч е б н о - познавательных задач, умеют з а д а в а т ь в о п р о с ы д л я уточнения последовательности работы.
родственников. - Перед вами генеалогическое древо. Запишите на этом древе имена своих родителей, братьев и сестер, бабушек, дедушек. Под руководством учителя работают над з а д а н и е м (используют Памятку к составлению родословной). 6. Самостоятель ная творческая работа - Н а о с н о в е п р оч и т а н н ы х и прослушанных на уроке текстов публицистического стиля напишите небольшую статью в школьную газету. Постарайте сь п о ка з ат ь присущие публицистическому стилю ф у н к ц и и : и н ф о р м а ц и о н н у ю , воздействующую, коммуникативную, экспрессивную, эстетическую. Темы предлагаются на выбор: «Корни моей семьи», «Моя семья», «Везде солнце одинаково светит?» Пишут небольшую статью на основе текстов учебника и и н ф о р м а ц и и у ч и т е л я : «Корни моей семьи», «Моя сем ь я » , « В езд е с о л н ц е одинаково светит?» Пишут небольшую статью на основе текстов учебника и информации учителя. Личностный р е з ул ьт а т: о ц е н и в а ю т с о д е р ж а н и е нравственно-этической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и ф о р м у л и р у ю т ц е л ь ; о с у щ е с т в л я ю т в ы б о р необходимой информации (из материа лов учебника и р а с с к а з а у ч и т е л я , п о воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют н е о бход и м ы е д е й с т в и я , операции. Коммуникативные: формулируют собственные м ы с л и , в ы с к а з ы в а ю т и обосновывают свою точку зрения. 7.Включение в с и с т е м у з н а н и й и повторение Проверка и обсуждение ра б от обучающихся. Оценивание. Проверка и обсуждение р а б о т о б у ч а ю щ и х с я . Обобщают полученные на у р о к е с в е д е н и я . В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. В сотрудничестве с у ч и т е л е м и одноклассниками делают выводы. Познавательные: п р и о б р е т а ю т у м е н и я использовать полученные з н а н и я и у м е н и я в практической деятельности и повседневной жизни.
8.Рефлексия учебной деятельности н а у р о к е (итог урока) - П о к а ж е м н а ш у « Ш к а л у настроения», сосредоточим мысли на самых заветных мечтах и лучших п о ж е л а н и я х и п о п р о с и м и х воплотиться.
-
«Всякий человек, который дружит с природой, счастлив. Дерево без корней не растет – сохнет оно и погибает. Природа – это наши корни, н ач а ло н ач а л н а ш е й ж и з н и » . М.Юхма. Заключительный диа лог, р а б о т а п о « Ш к а л е н а с т р о е н и я » д л я о п р е д е л е н и я с в о е г о эмоционального состояния на уроке. Заключительный диалог, работа по «Шкале настроения» д л я определения своего эмоционального состояния на уроке. Познавательные: п р и о б р е т а ю т у м е н и я мотивированно о р г а н и з о в ы в а т ь с в о ю деятельность. Регулятивные: о ц е н и в а ю т свою работу. Коммуникативные: с т р о я т небольшие монологические высказывания.


В раздел образования