Напоминание

"Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе – самостоятельное добывание знаний школьниками для эффективного их усвоения"


Автор: Голощапова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: города Верхнеуральска Челябинской области
Наименование материала: статья информационный проект
Тема: "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе – самостоятельное добывание знаний школьниками для эффективного их усвоения"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. Верхнеуральска

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной

школе - самостоятельное добывание знаний школьниками для

эффективного их усвоения»

Выполнила:

Голощапова Ирина Владимировна

Должность:

учитель начальных классов,

руководитель МО

Категория: высшая

г. Верхнеуральск

2015 – 2016 уч. год

2

1. Аннотация инновационного проекта

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Бернард Шоу.

Тема

информационного

проекта:

«Проектная

деятельность

на

уроках

окружающего мира в начальной школе - самостоятельное добывание знаний

школьниками для эффективного их усвоения».

Объем инновационного проекта 24 страницы, содержит краткую аннотацию,

обоснование,

цели

и

задачи,

основное

содержание,

перечень

ресурсов,

партнеров, целевой аудитории, план реализации, результаты, перспективы

дальнейшего развития проекта, 1 таблицу, 2 графика, 1 схему, 9 фото, список

литературы.

Предметом

исследования

данного

проекта

является

материал

проектной

деятельности

по окружающему миру учащихся начальной школы МОУ

СОШ №1 города Верхнеуральска.

Паспорт проекта

1. Тип проекта: информационный

2. Тема проекта: «Проектная деятельность на уроках окружающего мира в

начальной школе - самостоятельное добывание знаний

школьниками для

эффективного их усвоения!»

3. Направление проекта: показать, как учащиеся начальной школы работают

над методом проектов и самостоятельно добывают знания в течение 4-х лет

обучения.

4.

Вид проекта: практико-ориентировочный, долгосрочный, открытый,

коллективный.

3

2. Обоснование информационного проекта

В связи с проходящими реформами в системе образования, у педагогов

возникает множество вопросов: Как изменится школа? Какие эффективные

технологии, методы и приёмы использовать в своей работе, чтобы научить

детей тому, что поможет им во взрослой жизни? Как научить детей учиться?

Все

мы

прекрасно

понимаем,

что

человеку,

для

того,

чтобы

стать

успешным, необходимо

развиваться,

ставить

перед

собой

цели

и

уметь

достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этих целей,

подобрать необходимые средства, освоить нужные методы.

Задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать

другими, более эффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель

действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я

для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода

проектов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Данный метод

считаю

универсальным средством

развития

человека. Это

путь

познания,

способ организации процесса познания. Он помогает реализации принципа

связи обучения с жизнью и решает многие педагогические задачи. Считаю,

что

проектная

деятельность

в

начальной

школе

реальна

и

полезна,

т.к.

младшие школьники, как губка впитывают в себя всё, что им интересно. Для

н и х

и н д и в и д у а л ь н а я ,

к о л л е к т и в н а я

р а б о т а

н а д

проектами является п о д г о т о в и т е л ь н ы м

э т а п о м

к самостоятельному проектированию в среднем и старшем звеньях. Путь к

познанию

тернист

и

труден.

Главное,

не

бояться

и

чётко

понимать,

что

ты делаешь и для чего.

4

3. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость

проекта

В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и

методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,

собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и

умозаключения.

Новая

модель

образования

предполагает

активную

творческую

деятельность

учащихся.

Проектный

метод

как

нельзя

лучше

отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой

школе».

Под проектной технологией по окружающему миру понимается способ

достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться практическим результатом. В основу, положена прагматическая

направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы.

Этот

результат

можно

увидеть,

осмыслить,

применить

в

реальной

практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо

научить

детей

самостоятельно

мыслить.

Находить

и

решать

проблемы,

привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность

прогнозировать

результаты

и

возможные

последствия

разных

вариантов

решения, умения устанавливать причинно - следственные связи.

Если

же

говорить

о

работе

над

проектом,

как

о

педагогической

технологии,

то

эта

технология

включает

в

себя

совокупно сть

исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой

своей сути.

Проект – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная

для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое

творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически

организованного освоения ребёнком окружающей среды.

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к

исследованиям

становится

творческое

проектирование.

Само

понятие

5

«Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «

вперёд». В древнегреческой культуре оно означает « помеху, препятствие,

задачу, вопрос». Исходя из этого замысел, в результате которого автор должен

получить продукт.

Умение управлять проектной работой – показатель высокой

квалификации

преподавателя,

его

прогрессивной

методики

обучения

и

развития

учащихся.

Недаром

эти

технологии

относят

к

инновационным

технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к

стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с

целью

более

эффективного

их

усвоения

применяют

учебные

проекты.

Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод

обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В

учебном

проекте

ученики

работают

самостоятельно,

и

степень

этой

самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений

и навыков проектной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих

навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и

ориентироваться в информационном пространстве.

При работе с младшими школьниками по методу проектов необходимо

учитывать их психолого – физиологические особенности.

Темы проектов учащиеся этого возраста должны быть тесно связаны с

предметным

содержанием,

поскольку

наглядно-образное

мышление,

характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему

миру

подталкивают

учащихся

к

выбору

темы

на

основе

конкретного

содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Работа над проектом способствует умению планировать и организовывать

свою

деятельность,

расширяет

кругозор

учеников

по

темам,

близким

к

учебным, развивает творческие способности.

6

4. Цели и задачи инновационного проекта

Главной

целью

при

обучении

по

новым

стандартам

ФГОС

НОО

является создание информационно-образовательной среды, инструментально

обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную

деятельность,

в

процессе

которой

создаются

условия

для

духовно

-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к

самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня

их духовно-нравсвенному становлению, освоению научной картины мира,

успешному

вхождению

в

культуру

и

созидательную

жизнь

общества,

самоопределению

и

самореализации

личности.

Успешность

и

своевременность

формирования

новообразований

познавательной

сферы,

качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а

также

с

адекватностью

построения

образовательного

процесса

и

выбора

условий и методик обучения.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно,

что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение

исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует

на

переоценку

роли

исследовательских

методов

обучения

в

практике

массового образования.

Цель моего информационного проекта:

апробировать систему формирования основ проектной деятельности

младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи:

теоретически

и

экспериментально

обосновать

необходимость

внедрения проектного метода в начальное общее образование;

определить

педагогические

условия

использования

проектной

деятельности в образовательной среде младших школьников;

7

апробировать методику работы над проектом в условиях данного

класса на уроках окружающего мира;

обучение проведению учебных проектов младших школьников;

развитие творческой активности детей;

стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным

наукам - ознакомление с научной картиной мира;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

5. Основное содержание инновационного проекта

8

Одним из эффективных методов, направленных на развитие ребенка

считаю

метод

проектов.

Преимущество

проекта,

состоит

в

том,

что

ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную

деятельность

и

объединяет

практически

все

уроки:

окружающий

мир,

русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии.

Такая деятельность дает возможность учащимся получить прочные знания на

основе

самостоятельной

работы.

В

ходе

такой

работы

учащиеся

учатся

намечать

цель,

планировать

свои

действия,

подбирать

информацию,

анализировать,

оказывать

взаимопомощь,

обобщать

и

представлять

свои

знания в разных формах (вербальной и наглядной). Метод проектов даёт

ребёнку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Участие

в

проекте

позволяет

формировать

у

учащихся

адекватную

самооценку, коллективизм, познавательную активность, контролировать свои

действия.

Конечными

результатами

проектной

деятельности

по

окружающему миру могут быть гербарии, наглядные пособия, фотоальбом,

справочник, мультимедийная презентация, газета, плакат.

Работать над проектом способны дети разного уровня

подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация

индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты

в групповом проекте. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. И эта

задача падает на плечи взрослых.

Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе

проектной

деятельности

велика.

Ученик

может

работать

самостоятельно

только тогда, и когда ему это интересно, и когда у него это получается. А если

ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной информации.

Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают

удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия

для успеха своего ребёнка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно.

9

Под

воздействием

взрослого

накопление

опыта

проектной

деятельности

приобретает организованный, систематический характер.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со

стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения

самостоятельности детей при проведении проекта. С этой целью я провожу

специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть

проектно - исследовательской работы и ёё значимость для развития личности

ребёнка. Рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах

возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие

родителей

способствует

повышению

мотивации

ребёнка,

активности,

развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных

навыков учащихся, умения самостоятельно

конструировать свои знания,

умения. Ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы

над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть

умение

работать

в

разных

группах,

играя

разные

социальные

роли.

Проектная

деятельность

предлагает

выход

за

границы

учебника

во

внеурочную деятельность.

Работа над проектом способствует:

- умению планировать и организовывать свою деятельность;

- расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным;

- развивает творческие способности.

Использование методов проектирования предполагает отход от

авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо

продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Работа над проектами достаточно сложная, поэтому я готовлю своих

учеников постепенно.

Последовательность работы над проектом:

1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2. Выбор проблемы (самый важный и сложный момент.)

10

3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4.Определение цели и задач проекта.

5. Составление плана работы над проектом.

6. Сбор информации

анализ предметной и школьной литературы;

опрос;

использование коммуникативных источников;

посещение музеев, выставок, библиотек.

7.Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их

обсуждение.

8.Презентация. Подведение итогов.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.

Индивидуальные проекты также могут быть собраны под

эгидой общей

темы

или

формы

презентации

продукта

(например,

книга,

выставка,

викторина, панно)

Со своим классом мы ведём проектную деятельность по разным

предметам (русскому языку, литературному чтению, окружающему миру).

Особенно

эффективно

осуществляется

работа

над

проектами

в

процессе

ознакомления

детей с окружающим миром, где в роли главного метода

выступает

наблюдение,

которое

может

быть,

как

общеклассным,

так

и

групповым.

Учитывая особенности развития младших школьников, ребёнку

необходимо предлагать темы наиболее близкие и значимые для него, для его

« маленького мира».

По новым ФГОС НОО на уроках окружающего мира нам предлагают

темы для проектов, но и некоторые темы я предложила дополнительно:

п/п

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

11

1.

« М о я

м а л а я

Родина»

«Родной город»

«Богатства,

отданные

людям»

«Природные

зоны России»

2.

«Моя семья»

«Красная

книга

или возьмем под

защиту»

«Разнообрази

е

п р и р о д ы

родного края»

3.

«Мой класс и моя

школа»

«Профессии»

« К т о

н а с

защищает?»

«Страницы

истории

России»

4.

«Мои

домашние

питомцы»

«Родословная»

«Экономика

родного края»

«Великая

Отечественна

я

война

и

ее

герои»

5.

«Города России»

«Музей

путешествий»

«Путешествие

по России»

6.

«Страны мира»

Таблица 1

В первом классе проекты выполнялись детьми в рабочих тетрадях.

Сам проект состоял в основном, из рисунка или фотографии с подписями.

Фото1 Фото2

Во втором и третьем классах проекты детей были уже с пояснениями (план

работы, какая была оказана помощь и кем, благодарность). Здесь проектная

деятельность была более осмысленная, подтвержденная фактами. В этих

классах у нас уже появились книги по темам («Профессии», «Города и

12

страны»,

«Кто

нас

защищает?»),

альбомы

(«Разнообразие

природы

Верхнеуральского края»).

Фото3 Фото 4

В четвертом классе проекты выполняются детьми не только в рабочих

тетрадях индивидуально, но и группами и даже целым классом. Здесь работа

проходила трудоемкая, долгая. Сбор материала был индивидуальным или по

группам. У нас получились целые книги по темам:

природные зоны России (Арктика, тундра, лес, степь, пустыня)

Фото5

Великая Отечественная война и ее герои

Подготовка к

проекту требует огромной

работы, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося. Конечно же,

большую помощь нам в работе над проектом оказывают родители.

13

Приведу пример урока, на котором шла защита проектов по теме « Мои

домашние животные» (1 класс).

При подготовке к уроку мы поставили перед собой вопросы,

спланировали нашу работу.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учились:

наблюдать

за

домашними

любимцами

и

фиксировать

результаты

наблюдений;

фотографировать своего домашнего любимца в наиболее интересных

ситуациях;

составлять рассказ о своём домашнем животном;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий;

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

У нас получились замечательные рассказы, фотоотчёты!

На

страницах

рабочей

тетради

по

окружающему

миру

ребята

представили

фотографии, справочные сведения и другой материал, составили и записали

план

выступления

на

презентации

проекта.

Оценили

свою

работу

над

проектом, выразили благодарность тем, кто помогал им или совместно с

ними участвовал в работе.

У ребят, на мой взгляд, получались замечательные проекты! Мы провели

большую

исследовательскую

работу.

Учащиеся

узнали

много

нового

и

интересного, работая над проектами в начальной школе.

14

Фото 7 Фото8

Фото 9

Я считаю, что работа над проектной деятельностью, дает моим детям

большую самостоятельность в выборе темы и также деятельность повышает

качество

образования.

Это

можно

увидеть,

если

посмотреть

на

график

качественной

и

абсолютной

успеваемости

в

моем

классе

(график

1),

и

результативность контрольных работ по окружающему миру (график 2).

15

2 класс

3 класс

4 класс

82%

84%

86%

88%

90%

92%

94%

96%

98%

100%

102%

100%

100%

100%

89%

95%

96%

абсолют

Столбец1

График 1

Результативность контрольных работ по окружающему миру в начальной

школе.

2 класс

3 класс

4 класс

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

35%

42%

38%

55%

54%

58%

10%

4%

4%

"

"

"

График 2

Я хочу дать несколько советов педагогам, решившим заняться

проектной деятельностью.

16

Совет 1: учителю важно помнить, что цель работы над проектом в первом

классе – заинтересовать обучающихся проектной деятельностью, а также

дать понять для чего им это нужно. А в последующих классах – показать, как

этим

заниматься,

т.е.

научить

детей ставить

перед

собой

цели

и

уметь

д о с т и гат ь

и х

п у т ё м

п л а н и р о ва н и я

и

п од б о р а

н е о бход и м ы х

средств.

Совет

2: при

оценивании

проектов

учитываются

следующие

критерии:

научность,

оригинальность;

доступность;

надежность;

техническое

совершенство;

эстетические

достоинства;

безопасность;

экологичность;

соответствие

общественным

потребностям;

удобства

эксплуатации;

технологичность; материалоёмкость.

Совет 3: не следует пренебрегать этапом рефлексии. Учащиеся должны видеть

не

только

сильные,

но

и

слабые

стороны

проведённой

работы.

Это

необходимо

для исключения

подобных

ошибок

в

будущем.

Рефлексия

п р о в о д и т с я

к а к

з р и т е л я м и ,

т а к

и

с а м и м и

у ч а с т н и к а м и

проекта.

Совет

4: проектная

деятельность

это

та

деятельность,

в

ходе

которой

участники могут проявлять полную свободу. Руководитель проекта не должен

подавлять инициативу участников, навязывать свою точку зрения. Он может

т о л ь к о

н а п р а в л я т ь

д е т е й ,

к о р р е к т и р у я

и х

действия.

Работая с учениками начальных классов, педагогу нужно быть готовым к

тому,

что

он

столкнётся

и

с

так

называемыми

«подводными

камнями»

проектного метода. Например:

у

первоклассников

низкая

техника

чтения,

что

затрудняет

работу

с большими объёмами информации;

им трудно правильно сформулировать главный вопрос проекта;

они с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;

не

всегда,

получается,

аккуратно

оформить

продукт

своей

деятельности.

17

Но, если проводить работу в данном направлении целенаправленно, в

системе все четыре года, то все эти «подводные камни» постепенно исчезнут.

А проведённая в начальной школе работа, поможет вашим ученикам не

т о л ь к о

в

д а л ь н е й ш е м

о б у ч е н и и ,

н о

и

в о

в з р о с л о й

жизни.

Хочется призвать учителей младших классов не бояться внедрять метод

проектов в свою деятельность. Поверьте, затраченные усилия окупятся с

лихвой!

В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты

образования второго поколения организация проектно – исследовательской

деятельности

школьников

обеспечивает

формирование

универсальных

учебных

действий школьника, воспитание ответственности учащегося за

свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно -

нравственное воспитание.

Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость –

такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения

к

исследовательской

работе.

Выполняя

исследования

в

группах,

дети

сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие

в

исследовательской

деятельности

повышает

уровень

самооценки,

что

позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он

находится в поиске вместе с учителем, чем следить за работой мысли ребят,

иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь

вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

6. Ресурсы

18

Для реализации информационного

проекта «Проектная деятельность на

уроках окружающего мира в начальной школе - самостоятельное добывание

знаний школьниками для эффективного их усвоения», требуется ресурсное

обеспечение разного направления.

Методическое:

методологическое основание разработки проекта.

Кадровое:

- педагогические работники МОУ СОШ№1 г. Верхнеуральска,

- родители

Информационно-методическое:

- тематическая база методической литературы по проблеме;

-мультимедийные ресурсы, ресурсы Интернет-сети;

-

пакет

дидактических

материалов

для

работы,

диагностический

инструментарий, аналитические материалы.

Нормативно-правовое:

-определение

критериев

эффективности

и

результативности

реализации проекта;

Социокультурное:

на

протяжении

ряда

лет

в

образовательном

учреждении

МОУ

СОШ

№1

г.

Верхнеуральска

ведется

работа

по

реализации проектной деятельности

на всех уроках.

Педагоги

реализовывают

и

апробировают

свои

проекты

и

программы.

Соответственно,

подготовлена

открытая

инновационная

среда

для

взаимодействия в рамках данного проекта.

7. Партнеры

19

В рамках реализации проекта необходимы партнеры для совместной

деятельности.

8.Целевая аудитория

Как в дальнейшем будет использоваться проект? Кто выступит в роли

той целевой группы, для которой создается данный проект?

Проект в дальнейшем будет использован, как материал по подготовке к

проектной

деятельности

в

начальной

школе

дополнительно

собранный

материал

в

ходе

реализации

информационного

проекта

для

выставок

и

методических рекомендаций. В роли целевой группы будут участвовать

ученики начальных классов в возрасте от 7лет до 11 лет.

9.План реализации инновационного проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный; на первом этапе (подготовительном) осуществляются

выбор проблемы, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого

продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование

состава

проектной

группы

и

распределение

обязанностей.

При

этом

соблюдается главный педагогический принцип: как можно полнее учесть

проект

педагоги

МОУ СОШ №1

школьная

библиотека и

библиотекарь

районная

библиотека

родители

20

интересы школьников, как можно ближе подойти к проблемам, подобрать

посильную

задачу,

способствующую

развитию

и

становлению

личности.

Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида

его завершенной формой.

Основной (реализация намеченных планов)

На

данном

этапе

предполагается

отбор

содержания

и

определяется

примерный

объем

проекта,

сроки

исполнения

всех

видов

работы.

Этап

завершается составлением задания.

Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению поставленных задач, которая

требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в

действиях,

а

также

значительных

усилий

от

руководителя

проекта

по

координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за

ходом и сроками производимых работ.

Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. На долю

руководителя

выпадает

не

только

роль

человека,

способного

грамотно

сформулировать задачу, определить функции каждого, но еще и выступить в

роли идейного вдохновителя и организатора будущих побед учащегося. Дело

руководителя

-

помочь

ученику

приступить

к

практической

реализации

проекта. Зачастую для этого необходимо тщательно спланировать занятия,

снабдить

учащихся

дополнительной

литературой

и

всем

необходимым.

Заключительный (презентация продукта деятельности)

Этап презентации - публичной защиты проекта

На

этом

этапе

производится

публичная

защита

участниками

проекта

на

уроке.

10. Ожидаемый результат и социальный эффект проекта

21

Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он

ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт

деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков.

Процесс

работы

над

учебным

проектом

направлен

на

достижение

намеченного

результата

в

виде

конкретного

«продукта»

(проекта),

что

позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать

различные

проблемы.

Сегодня,

ученическое

проектирование

получает

известность

как

универсальное

средство

решения

различных

проблем

образования,

становится

популярной

формой

организации

творческой

активности

учащихся.

Формирование

у

младших

школьников

умений

использовать

приемы

проектирования

для

самоорганизации

собственного

учения – «научить учиться».

Проектная

деятельность

позволяет

раскрыть

индивидуальные

особенности

учеников

и

дает

возможность

младшим

школьникам

попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать

достигнутый результат.

Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность

проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который

позволяет

создать

в

классе

индивидуальную

среду

ребенка

(среду

деятельности,

круг

общения).

Проектная

работа

дает

возможности

для

самореализации

и

самопрезентации

себя

перед

одноклассниками

и

взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные

способности

и

личностные

качества

ребенка.

Если

же

проект

носит

индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать

в

собственном

режиме,

благоприятном

для

него

темпе.

В

групповой

проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь,

творец, помощник, организатор, докладчик.

Грамотно

организованная

проектно-исследовательская

деятельность

учащихся

предоставляет

учителю

широкие

возможности

для

решения

развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен

22

владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска

и обработки информации, навыками групповой работы.

Продукт проекта:

Методические рекомендации.

Детские рисунки, фотографии

Участие в мастер-классе по проектной деятельности

Презентации детей

Альбомы, книжки-раскладушки

CD диски с презентациями

В процессе работы над проектом у детей должны вырабатываться

следующие принципы организации проектной деятельности:

в проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если

личностной включённости нет, нет и проекта.

проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую,

исследовательскую

деятельность;

систематическое

отслеживание

учителем и учеником результатов работы.

познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

сотрудничество

между

мной

и

учениками,

между

родителями

и

учениками, и самими учениками.

свободное

творчество

в

выборе

темы

проекта,

решения

проблемы,

оформления и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над

проектами,

пришло

понимание

целей

образования,

места

проектной

деятельности в образовательном процессе.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

23

Дальнейшее развитие творческого проекта просматривается через

наличие эффективных методов распространения результатов проекта.

публикация инновационного проекта на личном сайте и сайте МОУ

СОШ №1 г. Верхнеуральска.

выступления на ШМО, РМО

участие

в

конкурсах

разного

уровня

и

направления,

как

для

обучающихся, так и для педагога.

распространение брошюр приготовленных в ходе реализации проекта.

организация

выставки

творческих

работ

учащихся

по

различным

проектам

презентация проекта

Целью дальнейшей работы является метод проектов – это одна из

конкретных

возможностей

использовать

жизнь

для

воспитательных

и

образовательных

целей.

Вот

почему

можно

сказать,

что

метод

проектов

расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает

путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в

самой жизни и самой жизнью.

12. Литература

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

24

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие

мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной

технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М.,

1996

6. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

8. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная

школа. 2005. №

9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в

начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф,

2004.

11. Методология учебного проекта. Материалы городского методического

семинара. — М.: МИПКРО, 2001.

12. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной

деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

13. Материалы интернет-сайтов.



В раздел образования