Авторы: Зарецкая Марина Юрьевна, Белова Анна Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 69
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Доступные способы создания предметно пространственной развивающей среды для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Доступные способы создания
предметно пространственной развивающей среды
для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ.
Цель:
Организовать
развивающую
среду
доступными
способами,
способствующую
полноценному
развитию
детей
с
учетом
их
потребностей и интересов.
Задачи:
1.
Изучить
литературу
и
нормативные
документы,
регламентирующие выбор оборудования, учебно – методических и
игровых материалов;
2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания
доступной
развивающей
предметно
–
пространственной
среды
в
ДОУ.
3. Формировать у детей навыки создания дидактических пособий
дотупными способами из неоформленного материала.
В требованиях Федерального государственного стандарта, пред-
метно-пространственная среда обозначена одним из ключевых усло-
вий успешного образовательного процесса. А создание предметно-
пространственной развивающей среды соответствующей требовани-
ям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций.
Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к
активности в разных видах деятельности, развивать способности.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учре-
ждения
–
важный
компонент
в
развитии
ребёнка.
Деятельность
ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организа-
ция его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образова-
тельного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя -
важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает до-
школьника, во многом определяет его настроение, формирует отно-
шение к окружающему. Все предметы, оборудования должны пред-
ставлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по
стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окру-
жает ребёнка должно развивать не только умственные способности,
но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психоло-
гический комфорт. Так как реализация ФГОС требует вложений, это
определяет
необходимость разработки такой
системы
создания
предметно-пространственной развивающей среды, которая не требо-
вала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имею-
щейся развивающей среды.
Поэтому актуальность данной работы заключается в создании пред-
метно пространственной развивающей среды для развития детской
игры и самостоятельности в группе МБДОУ доступными способами.
Именно
этому
разделу
авторы
уделили
особое
внимание.
Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский
сказал замечательные слова: «Дети должны жить в мире красоты,
игры,
сказки,
музыки,
фантазии,
творчества.
Этот
мир
должен
окружать ребёнка…» Я думаю каждый педагог стремится придумать
такой мир, создать все условия для развития ребенка.
Многими учеными предметно - пространственная развиваю-
щая среда трактуется как организованное жизненное пространство.
Что бы организовать качественную пространственную среду
необходимо учитывать принципы построения развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении.
Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:
-
принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на
организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза
в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с
детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедиче-
ский, кабинет психолога;
-принцип активности, самостоятельности, творчества, возмож-
ности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем уча-
стия в создании своего предметного окружения. (Например: «Стена
творчества» - полоска обоев, на которых дети могут по желанию
рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Другие сте-
ны могут быть использованы для размещения на них различных
крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и
эмоциональное развитие дошкольников).
-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на
создание условий для изменения и созидания окружающей среды в
соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможно-
стями детей»;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализу-
ющий возможность построения непересекающихся сфер активности,
позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными
видами деятельности, не мешая друг другу в тематических зонах-
центрах;
-
принцип
эмоциогенности
среды,
индивидуальной
комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и
взрослого, предметная
деятельность
должна
находить
у
детей
обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им,
давать стимул к продолжению этих занятий.
В группах нашего детского сада имеются центры, которые
обеспечивают
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую активность. Каждый центр оснащен соответствующими
материалами и необходимым инвентарем.
Совместно с детьми мы можем трансформировать центры с
учетом их желаний и интересов. Например: в группе существует
модуль который можно легко трансформировать на любую тематику
в соответствии с темой недели: Перелетные птицы, Космос, времена
года и другие.
Вариативность среды достаточно обеспечена. В группе име-
ются пространства для игры, конструирования, уединения, а также
разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, которые
обеспечивают свободный выбор детей, стимулируют игровую, дви-
гательную, познавательную и исследовательскую активность.
Все центры группы содержат безопасные материалы, игруш-
ки, игры. Мебель соответствует требованиям СанПин.
Дети могут свободно пользоваться любым центром, они нахо-
дятся в свободном доступе.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляю-
щих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм.
В группе имеются мягкие модули, которые дети
могут использовать в разных игровых ситуациях.
В последнее время в группах детских садов стало всё больше
декоративных
элементов
–
картин,
статуэток,
сухих
или
искусственных цветов, кружевных штор и т.п. Однако нередко эти
украшения не имеют никакого отношения к детям и к их жизни в
детском
саду.
Это
могут
быть
гламурные
рисунки
принцев
и
принцесс сомнительного художественного качества или фотографии
известных актеров, репродукции картин и т.п.
Наличие таких декоративных элементов никак не связано с
жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением поме-
щений могут быть творческие работы и поделки самих детей, вы-
ставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их ро-
дителей, выставки хороших игрушек и т.п.
Хочется сказать, что воспитатели должны постоянно пополнять
предметно – развивающую среду, какими то новыми материалами,
вместе с ребятами делать поделки из подручных средств, которые
можно использовать для игры, для театрализованных постановок,
для украшений группы. ВОТ несколько примеров, ребята вместе с
родителями и воспитателем, сделали эти работы…
Ну и конечно не забывать, что без участия родителей, как вос-
питания наших детей так и оснащения группы, мало что может изме-
ниться.