Напоминание

"Доступные способы создания предметно пространственной развивающей среды для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ"


Авторы: Зарецкая Марина Юрьевна, Белова Анна Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 69
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Доступные способы создания предметно пространственной развивающей среды для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доступные способы создания

предметно пространственной развивающей среды

для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ.

Цель:

Организовать

развивающую

среду

доступными

способами,

способствующую

полноценному

развитию

детей

с

учетом

их

потребностей и интересов.

Задачи:

1.

Изучить

литературу

и

нормативные

документы,

регламентирующие выбор оборудования, учебно – методических и

игровых материалов;

2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания

доступной

развивающей

предметно

пространственной

среды

в

ДОУ.

3. Формировать у детей навыки создания дидактических пособий

дотупными способами из неоформленного материала.

В требованиях Федерального государственного стандарта, пред-

метно-пространственная среда обозначена одним из ключевых усло-

вий успешного образовательного процесса. А создание предметно-

пространственной развивающей среды соответствующей требовани-

ям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций.

Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к

активности в разных видах деятельности, развивать способности.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учре-

ждения

важный

компонент

в

развитии

ребёнка.

Деятельность

ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организа-

ция его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образова-

тельного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя -

важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает до-

школьника, во многом определяет его настроение, формирует отно-

шение к окружающему. Все предметы, оборудования должны пред-

ставлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по

стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окру-

жает ребёнка должно развивать не только умственные способности,

но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психоло-

гический комфорт. Так как реализация ФГОС требует вложений, это

определяет

необходимость разработки такой

системы

создания

предметно-пространственной развивающей среды, которая не требо-

вала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имею-

щейся развивающей среды.

Поэтому актуальность данной работы заключается в создании пред-

метно пространственной развивающей среды для развития детской

игры и самостоятельности в группе МБДОУ доступными способами.

Именно

этому

разделу

авторы

уделили

особое

внимание.

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский

сказал замечательные слова: «Дети должны жить в мире красоты,

игры,

сказки,

музыки,

фантазии,

творчества.

Этот

мир

должен

окружать ребёнка…» Я думаю каждый педагог стремится придумать

такой мир, создать все условия для развития ребенка.

Многими учеными предметно - пространственная развиваю-

щая среда трактуется как организованное жизненное пространство.

Что бы организовать качественную пространственную среду

необходимо учитывать принципы построения развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении.

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:

-

принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на

организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза

в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с

детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедиче-

ский, кабинет психолога;

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возмож-

ности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем уча-

стия в создании своего предметного окружения. (Например: «Стена

творчества» - полоска обоев, на которых дети могут по желанию

рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Другие сте-

ны могут быть использованы для размещения на них различных

крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и

эмоциональное развитие дошкольников).

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на

создание условий для изменения и созидания окружающей среды в

соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможно-

стями детей»;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализу-

ющий возможность построения непересекающихся сфер активности,

позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными

видами деятельности, не мешая друг другу в тематических зонах-

центрах;

-

принцип

эмоциогенности

среды,

индивидуальной

комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и

взрослого, предметная

деятельность

должна

находить

у

детей

обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им,

давать стимул к продолжению этих занятий.

В группах нашего детского сада имеются центры, которые

обеспечивают

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую активность. Каждый центр оснащен соответствующими

материалами и необходимым инвентарем.

Совместно с детьми мы можем трансформировать центры с

учетом их желаний и интересов. Например: в группе существует

модуль который можно легко трансформировать на любую тематику

в соответствии с темой недели: Перелетные птицы, Космос, времена

года и другие.

Вариативность среды достаточно обеспечена. В группе име-

ются пространства для игры, конструирования, уединения, а также

разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, которые

обеспечивают свободный выбор детей, стимулируют игровую, дви-

гательную, познавательную и исследовательскую активность.

Все центры группы содержат безопасные материалы, игруш-

ки, игры. Мебель соответствует требованиям СанПин.

Дети могут свободно пользоваться любым центром, они нахо-

дятся в свободном доступе.

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляю-

щих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких

модулей, ширм.

В группе имеются мягкие модули, которые дети

могут использовать в разных игровых ситуациях.

В последнее время в группах детских садов стало всё больше

декоративных

элементов

картин,

статуэток,

сухих

или

искусственных цветов, кружевных штор и т.п. Однако нередко эти

украшения не имеют никакого отношения к детям и к их жизни в

детском

саду.

Это

могут

быть

гламурные

рисунки

принцев

и

принцесс сомнительного художественного качества или фотографии

известных актеров, репродукции картин и т.п.

Наличие таких декоративных элементов никак не связано с

жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением поме-

щений могут быть творческие работы и поделки самих детей, вы-

ставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их ро-

дителей, выставки хороших игрушек и т.п.

Хочется сказать, что воспитатели должны постоянно пополнять

предметно – развивающую среду, какими то новыми материалами,

вместе с ребятами делать поделки из подручных средств, которые

можно использовать для игры, для театрализованных постановок,

для украшений группы. ВОТ несколько примеров, ребята вместе с

родителями и воспитателем, сделали эти работы…

Ну и конечно не забывать, что без участия родителей, как вос-

питания наших детей так и оснащения группы, мало что может изме-

ниться.



В раздел образования