Автор: Тетенова Тамара Яковлевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 62
Населённый пункт: х.Павловский Краснодарского края Крымского района
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Я и мои права" в форме правового практикума
Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ №62
Учитель Тетенова Т. Я.
Разработка открытого родительского собрания
«Я и мои права» в форме правового практикума.
Цели:
- воспитание правовой культуры учащихся среднего звена;
- формирование навыков анализа правовых документов;
- привитие навыков аргументированного ведения диалога;
- воспитание чувства уважительного отношения к семье и в семье.
Оборудование:
-
приготовленные
столы
для
участников
(ручки,
карточки
с
цифрами,
свистки,
текст
Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека);
- столы с оценочными листами для жюри;
- мультимедийная техника.
Описание практикума.
Классный руководитель: Дорогие ребята! Мы собрались, чтобы поговорить о правах, ведь
нет свободной и интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими
пользоваться. Ежегодно в этот день, 20 ноября, отмечается Всемирный день прав ребенка,
посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
Скажите,
а
кто,
прежде
всего,
проявляет
о
вас,
ребята,
пытаясь
уберечь
от
неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши
интересы и права? Конечно, ваши родители, семья – важная часть общества.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации,
которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них
является ООН (Организация Объединенных Наций).
Учащийся
1:
Организация
Объединенных
Наций
возникла
после
второй
мировой
войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50
млн людей, было разрушено множество городов, сёл и деревень. Люди всего мира осознали,
к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного
права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
Учащийся
2:
Сегодня
человечество
обладает
таким
мощным
оружием,
что
третья
мировая война не только решит все проблемы, но вместе с тем уничтожит все проблемы.
Чтобы
предотвратить
эту
глобальную
катастрофу,
народы,
нации
объединились
во
всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав
человека во всем мире.
Учащийся
3:
Однако
не
всегда
люди
помнят
уроки
истории.
По-прежнему
где-то
происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также
в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни
дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы
и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 2989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что
государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о нас, нашем здоровье,
благополучии,
образовании
и
всестороннем
развитии.
В
Конвенции
54
статьи.
Давайте
познакомимся с некоторыми из них.
(На доске при помощи учителя на магниты вывешиваются плакаты с надписями прав
ребенка.)
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Учитель: А теперь внимание, разминка. Задание для всех команд, вы можете заработать
1-2 балла. У вас на столах лежат тексты Конвенции и Декларации. Попробуйте найти схожие
положения этих документов и назвать эти статьи. (Время – 3 минуты.)
Учитель: Разминка наша окончена и начинаются конкурсы. Каждый конкурс будет
оценен по 5 бальной системе.
Первый конкурс «Сказочный калейдоскоп», ведь именно в сказках человеческие
пороки выставлены на позор и смех, добро побеждает зло, правда побеждает произвол. У
меня цветик-разноцветик, на лепестках которого написаны задания для команд. Время на
обсуждение – 3 минуты.
Первый лепесток: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Вопросы:
Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
Чьи права были нарушены в этой сказке?
Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
Второй лепесток: Сказка «Лиса и заяц».
Вопросы:
Какое право нарушила лиса?
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
Третий лепесток: Сказка «Аленький цветочек».
Вопросы:
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца,
прогневавшись на его отца?
Каким правом пользовался купец, отправляясь по торговым делам?
Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
Четвертый лепесток: Сказка «Дедушка Мазай и зайцы».
Вопросы:
Какое право зайцев обеспечил Дед Мазай ?
Найдите в стихотворении строку, в которой говорится о жестоком обращении с
зайцами. Какое в данном случае право было нарушено?
Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
Жюри подводит итоги.
У ч и т е л ь : Следующий
конкурс
«Пантомима».
Приглашаются
по
одному
представителю от команд. Вам нужно будет изобразить для своей команды то право, которое
написано на карточке. А команда должна отгадать его.
На карточках:
право на отдых;
право на образование;
право на имущество.
Жюри подводит итоги.
Учитель: Третий конкурс «Рассуждай-ка».
Вам будут предложены два вопроса (будет оцениваться полный ответ по 5-бальной и
дополнения 1-3 балла).
Вопрос 1. Всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли,
живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Согласно
Конвенции,
ребенком
является
каждое
человеческое
существо
до
достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)
Вопрос 2. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь создавать
нечленораздельные звуки. Имеют ли люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и
обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен
жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст.23.)
Жюри подводит итоги.
Учитель: Четвертый конкурс «Театральный».
Сейчас вы увидите приготовленные ребятами сценки. Внимательно посмотрите их. Как
бы вы разрешили ситуации, представленные в них? Оцениваться этот конкурс будет так же,
как и предыдущий.
Сценка 1.
Мама:
Сколько раз я тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка
действует всем на нервы!
Сын:
Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь.
(В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и
является нарушением общественного порядка).
Сценка 2.
Мама:
Сынок, я ухожу. Приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын:
Мама, у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищен от выполнения
любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции в
статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации,
приеме на работу и условиях труда детей.)
Жюри подводит итоги.
Учитель: Последний конкурс мы проведем в форме модного сейчас тестирования.
Ваши ответы жюри будет фиксировать по поднятым карточкам.
I. В каком документе изложены права ребенка?
1. В Конституции РФ;
2. В Декларации прав человека;
3. В Конвенции о правах ребенка.
II. Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
1. 10 декабря 1948 года;
2. 20 ноября 1989 года;
3. 12 декабря 1993 года.
III. Кем была принята Конвенция о правах ребенка?
1. Президентом страны;
2. ООН;
3. Директором школы.
IV. Какова цель ООН?
1. Защита прав человека;
2. Проведение Олимпийских игр;
3. Охрана окружающей среды.
V. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
1. Лицо до достижения 18 лет;
2. Лицо до достижения 14 лет;
3. Лицо до достижения 16 лет;
Жюри подводит итоги конкурса и общие итоги.
Оценочный лист правового практикума «Я и мои права».
Команда
Разминка
1
-2
балла
Сказочный
калейдоскоп
1-5 баллов
Пантомима
1-5 баллов
Рассуждай-
ка
1-5 баллов
Театральный
1-5 баллов
Тестирование
1-5 баллов
Итог
1
2
3
4