Напоминание

"Я и мои права" в форме правового практикума


Автор: Тетенова Тамара Яковлевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 62
Населённый пункт: х.Павловский Краснодарского края Крымского района
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Я и мои права" в форме правового практикума
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ СОШ №62

Учитель Тетенова Т. Я.

Разработка открытого родительского собрания

«Я и мои права» в форме правового практикума.

Цели:

- воспитание правовой культуры учащихся среднего звена;

- формирование навыков анализа правовых документов;

- привитие навыков аргументированного ведения диалога;

- воспитание чувства уважительного отношения к семье и в семье.

Оборудование:

-

приготовленные

столы

для

участников

(ручки,

карточки

с

цифрами,

свистки,

текст

Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека);

- столы с оценочными листами для жюри;

- мультимедийная техника.

Описание практикума.

Классный руководитель: Дорогие ребята! Мы собрались, чтобы поговорить о правах, ведь

нет свободной и интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими

пользоваться. Ежегодно в этот день, 20 ноября, отмечается Всемирный день прав ребенка,

посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Скажите,

а

кто,

прежде

всего,

проявляет

о

вас,

ребята,

пытаясь

уберечь

от

неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши

интересы и права? Конечно, ваши родители, семья – важная часть общества.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации,

которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них

является ООН (Организация Объединенных Наций).

Учащийся

1:

Организация

Объединенных

Наций

возникла

после

второй

мировой

войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50

млн людей, было разрушено множество городов, сёл и деревень. Люди всего мира осознали,

к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного

права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

Учащийся

2:

Сегодня

человечество

обладает

таким

мощным

оружием,

что

третья

мировая война не только решит все проблемы, но вместе с тем уничтожит все проблемы.

Чтобы

предотвратить

эту

глобальную

катастрофу,

народы,

нации

объединились

во

всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав

человека во всем мире.

Учащийся

3:

Однако

не

всегда

люди

помнят

уроки

истории.

По-прежнему

где-то

происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также

в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни

дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы

и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 2989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что

государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о нас, нашем здоровье,

благополучии,

образовании

и

всестороннем

развитии.

В

Конвенции

54

статьи.

Давайте

познакомимся с некоторыми из них.

(На доске при помощи учителя на магниты вывешиваются плакаты с надписями прав

ребенка.)

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Учитель: А теперь внимание, разминка. Задание для всех команд, вы можете заработать

1-2 балла. У вас на столах лежат тексты Конвенции и Декларации. Попробуйте найти схожие

положения этих документов и назвать эти статьи. (Время – 3 минуты.)

Учитель: Разминка наша окончена и начинаются конкурсы. Каждый конкурс будет

оценен по 5 бальной системе.

Первый конкурс «Сказочный калейдоскоп», ведь именно в сказках человеческие

пороки выставлены на позор и смех, добро побеждает зло, правда побеждает произвол. У

меня цветик-разноцветик, на лепестках которого написаны задания для команд. Время на

обсуждение – 3 минуты.

Первый лепесток: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Вопросы:

Какое право нарушила ведьма в этой сказке?

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?

Второй лепесток: Сказка «Лиса и заяц».

Вопросы:

Какое право нарушила лиса?

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?

Третий лепесток: Сказка «Аленький цветочек».

Вопросы:

Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца,

прогневавшись на его отца?

Каким правом пользовался купец, отправляясь по торговым делам?

Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?

Четвертый лепесток: Сказка «Дедушка Мазай и зайцы».

Вопросы:

Какое право зайцев обеспечил Дед Мазай ?

Найдите в стихотворении строку, в которой говорится о жестоком обращении с

зайцами. Какое в данном случае право было нарушено?

Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?

Жюри подводит итоги.

У ч и т е л ь : Следующий

конкурс

«Пантомима».

Приглашаются

по

одному

представителю от команд. Вам нужно будет изобразить для своей команды то право, которое

написано на карточке. А команда должна отгадать его.

На карточках:

право на отдых;

право на образование;

право на имущество.

Жюри подводит итоги.

Учитель: Третий конкурс «Рассуждай-ка».

Вам будут предложены два вопроса (будет оцениваться полный ответ по 5-бальной и

дополнения 1-3 балла).

Вопрос 1. Всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли,

живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно

Конвенции,

ребенком

является

каждое

человеческое

существо

до

достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)

Вопрос 2. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь создавать

нечленораздельные звуки. Имеют ли люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и

обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен

жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст.23.)

Жюри подводит итоги.

Учитель: Четвертый конкурс «Театральный».

Сейчас вы увидите приготовленные ребятами сценки. Внимательно посмотрите их. Как

бы вы разрешили ситуации, представленные в них? Оцениваться этот конкурс будет так же,

как и предыдущий.

Сценка 1.

Мама:

Сколько раз я тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка

действует всем на нервы!

Сын:

Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь.

(В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и

является нарушением общественного порядка).

Сценка 2.

Мама:

Сынок, я ухожу. Приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын:

Мама, у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищен от выполнения

любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции в

статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации,

приеме на работу и условиях труда детей.)

Жюри подводит итоги.

Учитель: Последний конкурс мы проведем в форме модного сейчас тестирования.

Ваши ответы жюри будет фиксировать по поднятым карточкам.

I. В каком документе изложены права ребенка?

1. В Конституции РФ;

2. В Декларации прав человека;

3. В Конвенции о правах ребенка.

II. Когда была принята Конвенция о правах ребенка?

1. 10 декабря 1948 года;

2. 20 ноября 1989 года;

3. 12 декабря 1993 года.

III. Кем была принята Конвенция о правах ребенка?

1. Президентом страны;

2. ООН;

3. Директором школы.

IV. Какова цель ООН?

1. Защита прав человека;

2. Проведение Олимпийских игр;

3. Охрана окружающей среды.

V. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

1. Лицо до достижения 18 лет;

2. Лицо до достижения 14 лет;

3. Лицо до достижения 16 лет;

Жюри подводит итоги конкурса и общие итоги.

Оценочный лист правового практикума «Я и мои права».

Команда

Разминка

1

-2

балла

Сказочный

калейдоскоп

1-5 баллов

Пантомима

1-5 баллов

Рассуждай-

ка

1-5 баллов

Театральный

1-5 баллов

Тестирование

1-5 баллов

Итог

1

2

3

4



В раздел образования