Напоминание

"Осознание ребенком права на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Межличностные отношения в группе детского сада"


Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 39
Населённый пункт: Краснодарский край Славянский район хутор Бараниковский
Наименование материала: методическая разработка семинар–практикум
Тема: "Осознание ребенком права на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Межличностные отношения в группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ семинара-практикума

по теме:

«Осознание ребенком права на всестороннее развитие и

уважение человеческого достоинства.

Межличностные отношения в группе

детского сада»

старшего воспитателя МБДОУ д/с № 39

хутора Бараниковского Славянского района

Якуба Натальи Александровны

2017 г.

Цель семинара: повышение правовой культуры педагогов ДОУ, расширение и углубление

знаний

педагогов

об

особенностях

межличностных

отношений

в

группе

детей,

приобретение практических навыков по саморегуляции своего поведения

Задачи: уточнение и закрепление

знаний педагогов о правах человека,

обогащение

воспитателей

умениями,

позволяющими

устанавливать

позитивное

взаимодействие

с

детьми и родителями;

С

раннего

детства

в

малышах

нужно

воспитывать

чувство

уверенности

в

себе

и

социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является правовой

основой воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того,

как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно

важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Совместными

усилиями

взрослые

должны

воспитывать

активного

гражданина

своей

страны,

у

которого

сформировано

чувство

собственного

достоинства,

способность

сопротивляться жестокости, пошлости, умение отстаивать свои права.

Первая часть семинара:

1.Сообщение старшего воспитателя:

Сегодня на нашем семинаре мы затронем правовые основы защиты ребенка, осознание им

своих прав в обществе и, как следствие, формирование самоуважения и

значимости в

собственных

глазах

и

в

глазах

окружающих,

воздействие

семьи

на

становление

гармоничной личности ребенка; раскроем

модель педагогического процесса правового

образования дошкольников, а также рассмотрим насколько сильно влияет социализация

ребенка

на

развитие

самоценности

ребенка,

на

возникновение

межличностных

отношений в группе детского сада, укрепление дружеских взаимоотношений с другими

детьми, как показателя успешности и удовлетворенности ребенка, обозначим свою роль в

этом непростом процессе социально-личностного развития ребенка.

Законы и документы, регулирующие права ребенка

Три уровня законов

1

уровень

-

международный

Декларация

прав

ребенка

(принята

ООН

в

1959

г.);

Конвенция о правах ребенка (принята ООН 1989 г.); другие документы, принятые рядом

стран

2 уровень - Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (некоторые разделы)

3 уровень - Федеральная Президентская Программа «Дети России», в составе которой

целевые

программы

«Дети-инвалиды»,

«Дети

сироты»,

«Планирование

семьи»,

«Одаренные дети» – утверждена указом президента РФ от 18.08.2004 года № 1696;

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных

объединений» - принят 28.06.1995 г. Федеральный закон 2Об основных гарантиях прав

ребенка в РФ» - принят 24.07.1998г г., действует в редакции от 20.07.2000 года.

Нормативные документы ДОУ:

1.Устав образовательного учреждения

2.Положение о родительском собрании

3.Положение о постановке на учет семей, оказавшихся в опасном положении.

4. Положение об уполномоченном по защите прав ребенка

5.Положение об общественном инспекторе.

Ребенок

обладает личными правами, социальными правами, политическими правами,

правами на образование и культуру, правами на защиту в экстремальных ситуациях.

Необходимые знания, умения и навыки для реализации прав, ответственности, которые

ребенок долен получить, начиная с дошкольного возраста:

1.Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1, ст. 20 Конституции РФ)

2.Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН, ст.58 Конституции РФ)

3.Право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит

наилучший уход (ст. 9)

4.Право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому и небрежному

обращению (ст. 19)

5.Право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения свои взглядов (ст.

12, 13, 15)

6.Право

на

всестороннее

развитие

и

уважение

человеческого

достоинства

(ст.

27

Конвенции ООН о правах ребенка)

7.Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и

средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН)

8.Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды (ст. 24. С 2)

9.Право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды

своей культуры (ст. 30)

10.Право на отдых и досуг, право на всестороннее участие в культурной и творческой

жизни (ст. 31)

11.Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы ( ст.32)

12.Право на защиту от незаконного употребления наркотических и психотропных средств

(ст.33),

право

на

защиту

от

сексуальной

эксплуатации

(ст.

34)

детского

сада

необходимость санитарно-гигиенического образования)

13.Право на бесплатное начальное образование (ст. 28) Обязанность получить основное

образование (ст.43) (с детского сада - необходимость знаний об обязанности родителей

обеспечить получение детьми основного общего образования, о гарантиях государства на

получение образования)

Модель педагогического процесса правового образования

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников

Задачи:

1. Ознакомление детей с соответствующей возраст форме с основными документами по

защите прав человека

2.Формирование

чувства

собственного

достоинства,

осознание

своих

прав

и

свобод,

ответственности

3.Осознание детьми понятия «ЗОЖ» и его влияния на состояние здоровья

4.Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование

основ толерантности

Система взаимодействия:

1. Организованное обучение

2.Совместная деятельность взрослого и ребенка

3.Самостоятельная деятельность детей

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином.

Воспитатели,

весь

педагогический

коллектив

детского

сада

являются

основными

участниками

правового

воспитания

детей.

В

д/с

для

решения

задачи

по

правовому

воспитанию

дошкольников,

создаётся

план

работы,

включающий

в

себя

работу

с

родителями и детьми. Это такие мероприятия, как: заключение договоров с родителями,

проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание

банка

данных

семей

воспитанников

ДОУ,

социального

паспорта

ДОУ,

оформление

наглядно –информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение

консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей

деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и

терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их

практического применения.

В

качестве

наглядных

примеров,

иллюстрирующих

то

или

иное

право,

понятие,

используются

сказки,

стихи,

пословицы,

поговорки.

При

этом

необходимо

обратить

внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить

осторожно

ведь

в

сказках

существует

совсем

иная

оценка

действий

героев.

Использование

правовой

системы

оценок

может

привести

к

искажению

детского

восприятия

сказок,

что

может

привести

к

обсуждению

положительных

героев

и

оправданию злодеев.

2.

Викторина

«Интерпретация

понятия

о

правах

человека

в

поступках

литературных героев».

-В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая

шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

-Какие

литературные

герои

могли

бы

пожаловаться,

что

нарушено

их

право

на

неприкосновенность жилища? «3 поросёнка», «Заюшкина избушка»)

-Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места

жительства? («Лягушка –путешественница»)

-В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах

убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

-Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных

собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)

-В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

(«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

-Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок в сказке А.Н. Толстого

«Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)

3. Консультация воспитателя по теме « Координация усилий семьи и детского сада в

осознании своих прав ребенком»

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не

найдёт своего отражения в семье. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким

людям принадлежит особая роль в становлении личности, в психическом и физическом

благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети

ощущают себя не любимыми и очень страдают от этого в статье 18 (п.1) закона «Об

образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны

заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития ребёнка в

раннем

и

дошкольном

возрастах.

Способы

воспитания

должны

исключать

пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с

детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие

способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные

формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение

может

выражаться

в

том,

что

родителе

не

обеспечивают

ребёнка

необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был

опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны

родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не

умеющих

создать

семью,

быть

хорошими

родителями.

Опасным

социальным

последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое

обращение

с

детьми

включает

в

себя

любую

фору

плохого

обращения,

допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, воспитателями и .т.д.

Основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без

такового

в

сексуальные

действия

со

взрослым

с

целью

получения

последним

удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований

считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные

для себя последствия.

Психическое

(эмоциональное

насилие,

самое

распространенное)

-

периодическое,

длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и

приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

-Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

-Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

-Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

-Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

-Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

-Однократное

грубое

психическое

воздействие,

вызывающие

у

ребёнка

психическую

травму.

-Пренебрежение нуждами ребёнка –это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в

результате

чего

нарушается

его

эмоциональное

состояние

и

появляется

угроза

его

здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

-Отсутствие

адекватных

возрасту

и

потребностям

ребёнка

питания,

одежды,

жилья,

образования, медицинского ухода;

-Отсутствия должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой

несчастного случая;

Существуют факторы

риска,

которые

могут

спровоцировать

жестокое

обращение

в

семье:

-Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов и

мачех;

-Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией, или лиц, вернувшихся из мест

лишения свободы;

-Безработица, постоянные финансовые трудности;

-Супружеские конфликты;

-Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

-Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

-Нежеланный ребёнок;

-Умственные и физические недостатки ребёнка;

-Трудный ребёнок.

Подводя

итог 1 части нашего семинара по правам детей, я предлагаю ознакомиться с

такой формой работы с детьми, как игра:

4. Игра «Волшебный сундучок».

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем

права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? ( право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? ( право на

имущество)

Конверт

-

О

чём

напомнил

этот

конверт?

(никто

не

имеет

право

читать

чужие

письма

и

подглядывать)

Букварь

-О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Игрушечный утёнок и утка

- О чём напоминает эта игрушка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

Вторая часть семинара: Одно из важных прав, которое ребенок должен реализовывать -

право

на

всестороннее

развитие

и

уважение

человеческого

достоинства,

и

большая

ответственность ложится на плечи педагогов дошкольного учреждения, который должен

не только неукоснительно придерживаться принципов «не навреди», но и прививать это

стремление родителям.

Теоретическая часть:

1.Сообщение старшего воспитателя по теме: «Влияние социального окружения на

становление личности ребенка. Осознания самоценности своего «Я»

Потребность

современного

общества

в

гармоничном

развитии

личности

предъявляет

новые требования к системе образования. Задача современного образования – воспитывать

граждан, способных думать, самостоятельно «открывать» знания, быстро ориентироваться

в

потоке

информации,

умеющих

найти

правильное

решение

в

ситуации

выбора.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и

воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и

способами

умственной

деятельности,

формировать

способности.

Особое

внимание

должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного

обучения, стимулирующего развитие детей, обеспечив их эффективными программами

для развития творческих и интеллектуальных способностей.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития

и

воспитания

дошкольников,

являющейся

одним

из

компонентов

проекта

Государственного

стандарта

по

дошкольному

образованию.

Повышение

внимания

к

проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-

экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

В

сложившейся

ныне

ситуации

острейшего

дефицита

культуры

общения,

доброты

и

внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и

коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,

враждебность и т.п.

Необходимость

детального

и

углубленного

изучения

проблемы

диктуется

также

сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик

использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема

приобщения

к

социальному

миру

всегда

была

и

ныне

остаётся

одной

из

ведущих

в

процессе

формирования

личности

ребёнка.

Социализация

дошкольника

предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном

окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать

чувства

и

отношения

к

миру

в

соответствии

с

культурными

традициями

общества.

Государственный

стандарт

дошкольного

образования

выдвигает

ряд

требований

к

социальной компетентности дошкольников.

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик:

сотрудничество

и

забота

об

окружающих,

соперничество

и

инициативность,

самостоятельность

и

независимость,

социальная

адаптированность,

открытость

и

социальная гибкость.

Развитие

социальной

компетентности

важный

и

необходимый

этап

социализации

ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных

отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Социально-

педагогическая

деятельность

в

условиях

ДОУ

это

та

работа,

которая

включает

педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку,

педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего

психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении

в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Педагогическая

технология

социально-личностного

развития

детей

осуществляется

поэтапно:

— сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

— перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

— систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

— коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую

роль

в

успешном

социально-личностном

развитии

дошкольников

играет

коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада,

воспитателей,

педагога-психолога,

инструктора

по

физкультуре,

музыкальных

руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о

самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные

чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании

драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-

психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности;

формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое

внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и

родителей

по

социально-личностному

направлению

работы

с

детьми

необходимо

составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с

работой

детского

сада

использовать

родительские

собрания,

консультации,

открытые

занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности,

традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками

и

взрослыми,

играя,

занимаясь,

маленький

человек

учится

жить

по

определенным

неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Большое

влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья

становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение

знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень

важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять

всевозможные формы игры, так как игра для дошкольника является ведущей типом

деятельностью.

В

процессе

игры

развитие

ребенка

движется

быстрыми

темпами:

социальное, психическое, эмоциональное. При создании воображаемой ситуации в игре

ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В

игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или

одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель

мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Для

социального

развития

дошкольников

огромное

значение

имеет

не

только

игра.

Занятия,

беседы,

упражнения,

знакомство

с

музыкой,

чтение

книг,

наблюдение,

обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их

нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается

личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно

познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить

вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому

что

ребенок

обязательно

будет

задавать

множество

вопросов,

на

которые

взрослому

придется отвечать.

Социальный

опыт

приобретается

ребенком

в

общении

и

зависит

от

разнообразия

социальных

отношений,

которые

ему

предоставляются

ближайшим

окружением.

Развивающая

среда

без

активной

позиции

взрослого,

направленной

на

трансляцию

культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не

несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими

поколениями,

происходит

только

в

совместной

деятельности

и

общении

с

другими

людьми.

Для

реализации

задач

социально-личностного

развития

детей

дошкольного

возраста

педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс

социального

воспитания

ребёнка

в

ДОУ

требует

от

педагога

освоения

специальных

профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного

образования. Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное

развитие,

можно

разделить

на

четыре

уровня

приближенности,

характеризующиеся

различными сочетаниями трех факторов: частотой контактов с ребенком; эмоциональной

насыщенностью контактов; информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности,

эмоциональная

насыщенность.

Третий

уровень

взрослые,

имеющие

с

ребенком

ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в

транспорте и т.д. Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может

знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу

эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но

и

сами

меняются

под

воздействием

этих

отношений.

Для

успешности

социального

развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением

было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение

людей

на

самом

деле

является

сложным

и

многогранным

процессом.

В

нем

осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и

социокультурной

средой.

Отражает

знакомство

человека

с

нормами,

обычаями,

правилами,

регулирует

его

поведение

в

тех

или

иных

ситуациях,

определяется

его

социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он-

сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома

ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми

взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться

и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей,

норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную

роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за

результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

Дошкольное

детство

короткий,

но

важный,

уникальный

период

жизни

человека.

Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части

человеческой

жизни,

а

не

просто

ее

преддверия.

В

эти

годы

ребенок

приобретает

первоначальные

знания

об

окружающей

жизни,

у

него

начинает

формироваться

определенное

отношение

к

людям,

к

труду,

вырабатываются

навыки

и

привычки

правильного

поведения,

складывается

характер.

Ребенок

обладает

своими

специфическими

человеческими

правами,

провозглашенными

в

Декларации

о

правах

ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и

социальных прав есть там и право ребенка на игру — главнейшее условие психического,

социального, физического его развития.

2. Сообщение педагога-психолога по теме: «Межличностные отношения в группе

детского сада»

От того как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией –

группой

детского

сада

во

многом

зависит

последующий

путь

его

личностного-

социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к

сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и сам не обижаясь, то можно надеяться,

что в дальнейшем он будет нормально себя чувствовать в обществе других людей. Но

далеко не всегда ребенок сумеет интуитивно найти правильную модель поведения, его

надо этому учить. В средней, старших группах детского сада существуют достаточно

устойчивые

избирательные

отношения.

Дети

занимают

разное

положение

среди

сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. С одними хотят

играть, с другими – нет.

Социальные статусы детей:

-Предпочитаемые – эти дети находятся в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за

красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях, лояльность, за уверенность,

способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие

дети могут страдать «звездной» болезнью.

-Принятые – они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними

советуются, с ними хотят играть, хотя воспитатель иногда не

видит в них ничего

примечательного.

-Пренебрегаемые

часто

чувствуют

равнодушие

или

неприязнь

сверстников.

Непринятые дети часто драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

-Изолированные – обычно тихони, их не видно и не слышно, они не участвуют в общих

делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают; если такой ребенок не пришел в

детский сад, его отсутствия могут и не заметить.

Отношение к ребенку в группе можно выявить в наблюдении за сюжетно-ролевой игрой

или

другой

совместной

или

свободной

деятельностью,

педагог

лишь

должен

смоделировать ситуацию. Например, «Капитан корабля набирает команду для дальнего

плавания».

«Игра

в

«домики»,

причем

детям

предлагают

два

домика

красивый,

светлый

и

невзрачный. Педагог наблюдает, кого

приглашают в светлый дом и кого в темный

и

маленький.

От педагога во многом зависит, какой микроклимат он создаст в группе, насколько будет

внимателен ко всем без исключения детям.

10 советов педагога-психолога воспитателю ДОУ по формированию уважительного

отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада

Практическая часть

3.Тренинг для воспитателей «Волшебные очки»,

Ход тренинга: Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только

хорошее в других, даже то, что человек прячет от других. Вот сейчас я примерю эти

очки… Какие в все красивые, умные, веселые!

Подходя

к

каждому

педагогу

(ребенку),

ведущий

называет

какое-

либо

его

хорошее

качество. Ведущий говорит: «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили очки

и

хорошо

рассмотрели

своего

соседа.

Может

быть,

вы

заметите

то,

что

раньше

не

замечали»

«Конкурс хвастунов»

Цель:

вызвать

доброжелательное

отношение

к

окружающим

людям,

воспитывать

внимательность.

Ход конкурса: Педагоги (дети) садятся в круг, ведущий объявляет: «Сегодня мы с вами

проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы

будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь рядом

самого

лучшего

соседа.

Посмотрите

внимательно

на

того,

кто

сидит

справа

от

вас.

Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может

понравиться. Не забывайте, что это конкурс выиграет тот, кто найдет в своем соседе

больше достоинств» Такая организация игры вызывает даже у замкнутого, враждебно

настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

Упражнение «Доверительное падение»

Цель — приобрести опыт взаимного доверия между участниками группы.

Участники встают в круг очень близко друг к другу, выставляют вперед согнутые в локтях

руки ладонями вперед. Один член группы заходит в круг, встает в центре, ноги ставит

вместе,

держится

прямо

и

плавно

опускается

на

руки

членов

круга.

Педагоги

подхватывают его и передают друг другу.

Упражнение «Заросли»

Цель:

создать

игровую

атмосферу,

настрой

участников

на

экспериментирование

с

собственным поведением;

снять

шаблоны

и

привычные

стереотипы

повседневного

общения,

изменение

среды

общения, двигательно-пространственных стереотипов.

Группа

изображает

заросли,

через

которые

должны

пройти

один

или

несколько

участников.



В раздел образования