Напоминание

"Основы печворка. Лоскутная аппликация"


Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 39
Населённый пункт: Краснодарский край Славянский район хутор Бараниковский
Наименование материала: методическая разработка мастер–класс
Тема: "Основы печворка. Лоскутная аппликация"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект мастер-класса с педагогами

в «Педагогической мастерской»

по теме:

«Лоскутная аппликация»

Материал подготовила:

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 39 хутора Бараниковский Славянского района

Краснодарского края Якуба Наталья Александровна

2018 год

Цель: создать условия для творческого и личностного самовыражения

педагогов,

проявления

индивидуальности,

позитивного

настроения,

укреплять взаимоотношения в коллективе; расширять знания педагогов в

области нетрадиционного рукоделия (лоскутная мозаика, основы печворка),

дать возможность применить полученные навыки в работе с детьми.

Материал: ткани ситец, фланель (несыпучие, средней толщины и тонкие),

клей ПВА, кисти клеевые, ножницы, пуговицы, тесьма, бусины.

Ход практической части мастер-класса:

Выступление

воспитателя

по

теме:

«Основы

печворка.

Лоскутная

аппликация» (см. «Информация в помощь»)

Сегодня

на

нашем

мастер-классе

мы

будем

изготавливать

лоскутную

аппликацию

как

адаптированный

к

старшим

дошкольникам

вариант

художественного творчества.

Необходимо нарезать из ткани квадраты и треугольники и сочетать их по

цвету на заранее подготовленном листе картона, приклеивать на клей ПВА,

украшать бусинами, пуговицами, тесьмой. Показ образцов.

Все

зависит

от

полета

вашей

фантазии,

уважаемые

мастера,

участники

педагогической мастерской.

По

окончании

мероприятия

творческие

группы

педагогов

делают

презентацию своему изделию, получают призы.

Результаты мастер-класса педагогов МБДОУ д/с № 39:

Информация

в

помощь:

Лоскутная мозаика

Пэчворк, квилтинг или, попросту, лоскутная мозаика, лоскутное шитье –

очень распространенный в последнее время вид рукоделия, который имеет

много сторонников по всему миру. Техника изготовления одеял, подушек,

покрывал,

одежды

из

лоскутов

известна

уже

не

одно

столетие.

Она

зародилась практически одновременно на нескольких континентах в разных

странах, на Руси, в том числе. Издавна люди в нашей стране, особенно, в

деревнях, создавали уют, украшая свои жилища изделиями, сшитыми из

различных лоскутков и остатков старой одежды. Со временем традиция эта в

России ушла в прошлое. Но она сохранилась в Англии, где квилтинг по-

прежнему очень популярен. А стеганое одеяло или квилт, как и в прежние

времена, шьют руками, в три слоя (подкладка, прокладка и верхний слой из

лоскутов),

используя

для

этого

специальные

инструменты:

для

кроя

планшет

и

дисковые

ножи,

для

шитья

листы

и

линейку.

Техника

лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она

в

составлении

разнообразных

композиций

-

мозаичных

узоров

-

из

выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У

нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики. В

композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на

лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на

единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться

друг

с

другом

в

одном

и

том

же

изделии.

История

лоскутного

шитья

интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция "собирать"

вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась?

Давайте

ненадолго

перенесемся

в

прошлое.

История

возникновения

лоскутного шитья Родиной данной техники принято считать Англию. Но на

самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более

давними

временами.

В

национальном

музее

Каира

выставлен

образец

орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры

газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится

старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году

английским

археологом

А.

Штейном

был

обнаружен

буддийский

ковер,

относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков

одежды паломников. История возникновения лоскутного шитья в странах

Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с

Востока

вместе

с

возвращавшимися

из

крестовых

походов

рыцарями,

которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани.

Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии

привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно

усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Западное

название

такой

техники

-

пэчворк.

Этот

практичный

и

недорогой

вид

декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии,

куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких

узоров

и

расцветок.

Характерным

признаком

достатка

в

доме

служило

роскошно

декорированное

набивным

рисунком

или

вышивкой

индийское

одеяло.

Англия как родина пэчворка.

Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману,

достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство

подделок - одеял местного производства, выполненных из привозных тканей.

С

1712

года

правительством

Англии

в

целях

развития

собственной

мануфактурной

промышленности

было

запрещено

ввозить

в

страну

и

продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного

шитья в стране получила толчок к развитию. Ситец стал контрабандным и

дорогим.

Пошив

из

него

одежду,

бережливые

англичанки

остатки

ткани

пускали

на

другие

изделия

-

в

основном

аппликации

для

шерстяных

и

льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя

единое

полотно.

История

лоскутного

шитья

в

России

В

нашей

стране

упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в

продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство

достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца

машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением

недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей

стране

вся

история

лоскутного

шитья

кратко

сводится

к

появлению

промышленного

производства

в

текстильной

сфере.

Ситцевые

рубахи

и

сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило,

служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших

ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество

полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое

другое.

Сделано

в

России

История

лоскутного

шитья

в

нашей

стране

традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики

из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета.

Наиболее

интересными

и

примечательными

можно

назвать

объемные

технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются

по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. (фото)

Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит

плотная ткань. Другой вариант - ткань разрезается на полосы, из которых

скручиваются

длинные

жгуты.

Затем

плетется

косичка-шнур.

Несколько

таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются

друг с другом. А в наши дни?

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду,

украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился

интерес

к

данной

технике.

Этим

видом

народного

творче ства

заинтересовались

музеи,

принявшиеся

собирать

образцы

изделий.

В

результате

появились

целые

коллекции

шедевров

народного

прикладного

искусства (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает

многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-

прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее

Санкт-Петербурга,

Музее

ивановского

ситца

и

множестве

городских

краеведческих

музеев.

Лоскутная

техника

привлекла

огромное

число

современных художников-профессионалов.



В раздел образования