Напоминание

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ГОРОД И Я»


Автор: Багирова Венера Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 61 "Соловушка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: авторская программа
Тема: ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ГОРОД И Я»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

сад комбинированного вида №61 «Соловушка

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

«МОЙ ГОРОД И Я»

Автор:

Багирова

Венера

Ильинична

3

ВВЕДЕНИЕ

«Какая притягательная сила заключена в том,

что нас окружает с детства?

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы,

человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает

о красоте и богатстве своего родного края?

Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему,

что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, представление о том,

чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа –

все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно

для воспитания нравственных и патриотических чувств... »

(Р. И. Жуковская)

Проблема духовно – нравственного воспитания дошкольников

волновала многие умы педагогов и психологов.

Первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного

воспитания, положившей начало организованной работе с детьми –

дошкольниками,

был

труд

«Материнская

школа»

славянского

педагога Я. А. Коменского. Многие положения Коменского (1592 –

1670 гг.) – о физическом воспитании, о развитии речи и мышления,

о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в

развитие мировой педагогики.

Швейцарский педагог – демократ Генрих Песталоцци (1746 –

1827 гг.) считал, что главный и лучший воспитатель – это мать. Он

составил

специальное

пособие

«Руководство

для

матерей».

Выдвинутые идеи учёного, несмотря на их утопичность, оказали

большое

влияние

на

развитие

мировой

педагогической

мысли.

Нравственное

воспитание,

развитие

деятельной

любви

к

окружающим

людям

занимает

ведущее

место

в

системе

Песталоцци.

Средствами

нравственного

воспитания

по

Песталоцци являются:

во-первых,

распространение

доброжелательного,

любовного отношения ребенка от ближайшего окружения, на все

более широкий круг людей, явлений, предметов,

во-вторых,

собственный

положительный

опыт

детей

(необходимость поступиться с чем-то, пожертвовать ради других,

проявить какие-либо усилия и т.п.), накопленный ими с помощью

педагогов.

4

Теоретические

воззрения

на

развитие

нравственного

воспитания

немецкого – психолога Фридриха Фребеля (1782 –

1853

гг.)

и

итальянского

врача

психиатра

и

педагога

М.

Монтессори (1870 – 1952 гг.) получили широкое распространение

во второй половине 19 и начале 20 веков. Оторванную от жизни

педагогику

Фребеля

о

Монтессори,

подвергнув

основательной

критике,

прогрессивная

педагогика

взяла

на

вооружение

их

некоторые ценные находки и мысли.

Вопросы

нравственного

воспитания

и

эмоционального

развития

глубоко

раскрыты

в

трактате

«О

воспитании

и

наставлении детей» Н. И Новикова (1744 - 1818 гг.).

Огромное

влияние

на

развитие

нравственного

воспитания

оказал великий русский педагог К. Д. Ушинский (1824 – 1870 гг.).

В

основу

его

педагогической

системы

был

положен

принцип

народности:

воспитание

подрастающего

поколения

должно

исходить из условий исторического развития, насущных нужд и

потребностей

народа.

Созданная

народом

или

основанная

на

народных

началах

педагогическая

система

воспитания

имеет

действенную

силу

и

может

воспитать

истинного

«патриота».

Педагог считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию

ребенок становится человеком. Многие рассказы из книги «Родное

слово» используются как средства патриотического воспитания и

сегодня.

Принцип

народности

также

лежал

в

основе

позиции

у

великого

русского

писателя

Л.

Н.

Толстого.

Он

считал,

что

воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни

взрослых. Очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту

своего народа, к его традициям, обычаям и языку. Язык народа,

являясь полнейшим отражением родины и духовной жизни народа,

является для ребенка лучшим истолкователем окружающей его

природы и жизни.

В

области

дошкольной

педагогики

последовательницей

Ушинского была Е. Н. Водовозова (1844 – 1923 гг.). Принцип

народности,

сформулированный

учителем,

она

последовательно

проводила в своей педагогической системе. В

её программах

большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Социальные

и

педагогические

взгляды

Е.

Н.

Водовозовой

были

прогрессивными

для

своего

времени

(рекомендации

педагогам

по

нравственному

воспитанию

были

направлены

на

формирование у детей трудолюбия, умения управлять желаниями).

Её

труд

«Умственное

и

нравственное

воспитание

детей»

был

одним из основных при подготовке детских садов в России.

В

отечественной

педагогике

после

революции

1917

года

содержание

воспитания

нравственности

сводилось

к

понятию

«общественная

жизнь

взрослых

людей

страны».

В

дело

5

нравственного

воспитания

подрастающего

поколения

большой

вклад в дошкольную педагогику

внесла

Н. К. Крупская. Она

много

сделала

для

определения

конкретных

задач

по

нравственному

воспитанию.

Крупская

считала,

что

дошкольное

воспитание

является

составной

частью

социалистического

строительства.

В

20

-

30

годах

труды

видных

русских

педагогов

и

общественных

деятелей,

работы

многих

психологов

в

области

дошкольного

воспитания

создали,

по

сути,

новую

систему

дошкольного

воспитания,

так

как

явный

приоритет

отдавался

общественно - политическому аспекту.

Это нашло отражение и

систематизировано

в

«Программе

воспитания

и

обучения

в

детском саду» под редакцией Васильевой.

В период с 1917 по 1984 гг. отношение к объёму знаний и

организация

их

преподнесения

детям,

отличался

единым

пониманием

термина

«социальная

действительность»

как

общественной жизни страны, взрослых людей.

Таким образом, в воспитании детей господствовала учебно –

дисциплинарная

модель,

которая

вооружала

детей

знаниями,

умениями, навыками, отбрасывая в сторону развитие личности

ребенка. В способах общения воспитателя с детьми преобладали

запрет, диктат; лозунг «делай, как я». При таком подходе не могло

быть

и

речи

о

всестороннем

развитии

личности

ребенка

-

дошкольника.

Р.И Жуковская, Г.М. Лямина, Н.В. Меньшикова, С.А. Козлова,

М.И. Богомолова, В.И. Логинова и др. (исследования 80 – 90 гг.)

показали,

что

дети

проявляют

интерес

к

социальной

действительности,

способны

усваивать

определенные

знания

о

нем,

что

уже

в

дошкольном

возрасте

у

ребенка

появляется

оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

В

стране

изменилась

политическая

ситуация,

изменились

подходы

к

воспитанию

подрастающего

поколения.

Педагоги

-

психологи

Л.А.

Венгер,

В.А.

Петровский,

И.Я.

Михайленко

и

другие

предложили

личностно-

ориентированную

модель

воспитания.

Это

позволило

смелее

взглянуть

на

проблему

ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему

их

духовно

-

нравственного

воспитания.

С

другой

стороны

-

появилась необходимость конкретизировать понятие личностной

ориентированности

применительно к содержанию ознакомления

ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую

проблему

-

социализации

личности

ребенка,

становление

гражданственности и патриотизма.

В

нормативном

документе

«Концепция

дошкольного

воспитания»

от

16.06.89

г.

изложены

ключевые

позиции

обновления

системы

дошкольного

воспитания

(значение

6

дошкольного детства в становлении личности, гуманизация целей

и

принципов

работы

с

детьми).

Воспитатель

при

общении

и

воспитании

придерживается

принципа:

«не

рядом

и

не

«над

детьми»,

а

вместе».

При

такой

модели

воспитания,

при

обновлении

качества

воспитания,

с

учетом

индивидуальности

каждого ребенка, возможно воспитание гражданина, патриота.

В

60

-

70

гг.

понятие

патриотизма

и

гражданственности

рассматривалось как составная часть понятия нравственности, при

этом главный акцент делался на познание ребенком своей страны,

а чувственному восприятию внимания уделялось мало.

В 70 - 80 гг. появились исследования ученых, психологов,

которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. В основу

патриотического воспитания был положен механизм нравственного

воспитания,

предполагающий

единство

знаний,

отношений,

поведения.

Принципы

гуманистического

характера

дошкольного

воспитания,

сформированные

в

Федеральном

законе

«Об

образовании», выражают современную государственную политику

в

области

воспитания.

Её

основу

составляют

цели

и

задачи

всестороннего развития способностей, самоопределение личности,

создание условий для её реализации, взаимодействие детского сада

и семьи.

Социальный

заказ

государства

на

воспитание

человека

современного,

образованного,

нравственного,

готового

самостоятельно

принимать

решения

в

ситуации

выбора,

обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл

отражение в важнейших документах – Федеральной программе

развития

образования,

Концепции

модернизации

российского

образования до 2010 г.

Детский

сад

наряду

с

семьёй

является

важнейшим

социальным

институтом

воспитания

ребенка

дошкольного

возраста. Детский сад оказывает своё воспитательное воздействие

на ребенка в самый сензитивный период его жизни.

Следовательно,

необходимо

создать

благоприятную

образовательную

среду,

содействующую

разностороннему

индивидуальному

развитию

и

духовно

нравственному

становлению личности ребенка, учитывая приоритет нравственных

ценностей

как

важнейший

фактор

эффективного

воспитания,

творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых.

Перед

дошкольными

учреждениями

в

связи

с

реализацией

программы патриотического воспитания в числе наиболее важных

стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой

культуры

личности,

высоких

нравственных

качеств:

основ

гражданственности, любви к Родине, бережному отношению к её

7

историческому и культурному наследию; уважении к старшим и

сверстникам, культуре и традициям других народов.

Необходимо

создание

определенных

условий

д л я

разностороннего

развития

творческих

способностей

ребенка,

инициативности, самостоятельности, организованности, успешной

социализации

в

обществе;

формирование

основ

культуры,

здоровья,

сознательного

отношения

к

семейной

жизни;

экологического воспитания, на основе которого вырабатывается

гуманное

отношение

к

миру;

воспитания

интереса

к

труду,

трудолюбия.

Предлагаемая Программа содержит описание опыта работы

педагога МДОУ ДСКВ №61 «Соловушка» города Нижневартовска

по формированию нравственного здоровья дошкольника через его

патриотическое воспитание.

8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание

было

и

остается

важнейшим

преобразующим

фактором общественного развития. Будущее России во - многом

определяется

уровнем

воспитанности,

духовно-нравственного

развития, гражданского становления подрастающего поколения.

К

сожалению,

в

последние

десятилетия

всему

мировому

сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца

устроения

государства

и

личности

предлагается

стандарт,

сущность

которого

заключается

в

приоритете

материальных

интересов - над духовными и нравственными. Резко снижается

воспитательное

воздействие

семьи.

Отечественные

традиции

воспитания

подменяются

так

называемыми

«более

западными»

образцами.

В

эти

годы

в

практике

дошкольного

образования

появилось увлечение различными зарубежными технологиями и

педагогическими

системами

(М.

Монтессори,

Вальдорфской

педагогикой

и

т.д.),

которые

нередко

используются

без

учета

российских национальных особенностей воспитания и обучения

детей.

События последнего времени подтвердили, что экономическая

дезинтеграция,

социальная

дифференциация

обще ства,

девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на

общественное

сознание

большинства

социальных

и

возрастных

групп

населения

страны,

резко

снизили

воспитательное

воздействие российской культуры, искусства и образования как

важнейших факторов формирования гражданственности. Стала всё

более

заметной

постепенная

утрата

нашим

обществом

традиционно

российского

гражданского

и

патриотического

сознания. Патриотизм стал кое-где перерождаться в национализм.

Это

происходит

потому,

что

у

подрастающего

поколения

не

формируются такие качества личности, как понимание и принятие

своей

родной

культуры

и

другого

народа;

уважение

к

своеобразным,

непохожим

на

общемировые

или

родные

быту,

традициям, обычаям, нормам и правилам. Общественные деятели,

педагоги

и

ученые

считают,

что

кровавые

межнациональные

конфликты

можно

предотвратить,

если

мы

будем

искать

в

образовании

пути

сближения

культур

разных

народов.

Они

отмечают,

что

умению

вести

«диалог

культур»,

овладению

9

«культурой межнационального общения» можно и нужно обучать с

детства (Суслова Э. К.).

А с другой стороны, должны быть переосмыслены идеалы, на

которые

опирались

педагоги

в

работе

по

нравственному

воспитанию до недавних пор, так как в государственной политике

в

области

образования

сохраняется

требование

к

педагогам

осуществлять

педагогический

процесс

таким

образом,

чтобы

духовное и нравственное развитие не отставало от обучения и

интеллектуального

развития.

Отсюда:

понимая

невозможность

использования

идеологизированных

средств

патриотического

и

нравственного воспитания в современных условиях, нужно им на

смену

выбрать

идеалы

вневременные

и

внеполитические,

не

подверженные идеологии.

В связи с этим, в условиях ломки сложившихся нравственных

идеалов

российского

общества

духовно

-

нравственное,

гражданское

воспитание

дошкольников

приобретает

особую

остроту

и

актуальность

, очевидна неотложность решения на

государственном уровне острейших проблем системы воспитания

гражданственности

и

патриотизма

как

основы

консолидации

общества и укрепления государства.

Новые

социальные

ориентиры,

характерные

для

нашего

общества,

обусловили

необходимость

создания

такой

системы

образования, которая предусматривала бы условия для освоения

детьми

опыта

предшествующих

поколений,

а

главное

для

приобретения умений пользоваться им в различных ситуациях.

«Мой

город

и

Я»

-

это

Программа

дополнительной

образовательной

работы

педагогов

ДОУ

и

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

привлечением

родителей

(законных

представителей) воспитанников.

Ребенку предстоит, исходя из

собственных возможностей и интересов, открыть для себя мир

природы

и

культуры

родного

края,

в

частности

города

Нижневартовска.

Разработанная

программа

на

доступном

детям

уровне

знакомит

их

с

историческим,

культурным,

национальным,

географическим, природно-экологическим разнообразием родного

г о р о д а .

З н а к о м я с ь

с

р о д н ы м

г о р о д о м ,

е г о

достопримечательностями,

ребенок

учится

осознавать

себя

живущим

в

определенный

временной

период;

в

определенных

этнокультурных

условиях,

и

в

то

же

время,

приобщаться

к

богатствам национальной и мировой культуры.

10

Цель Программы

нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников через ознакомление с

историей и культурными традициями родного

города Нижневартовска.

Задачи Программы

д а т ь

д е т я м

п р е д с т а в л е н и е

о б

и с т о р и и

в о з н и к н о в е н и я

и

р а з в и т и я

г о р о д а

Нижневартовска;

его

значимости

как

центра

нефтяной

и

газовой

промышленности;

о

природных богатствах края;

п о з н а к о м и т ь

с

п а м я т н ы м и

м е с т а м и

и

д о с т о п р и м е ч а т е л ь н о с т я м и

г о р о д а ,

архитектурными строениями;

уточнить

и

расширить

знания

о

природе

Югорской земли; о коренном населении – ханты

(их жизни, быте, труде, традиционных ремёслах,

обрядовых праздниках).

вызвать интерес к труду, трудовым профессиям

взрослых; воспитывать уважение к людям труда,

к

первооткрывателям

самотлорской

нефти

и

чувство гордости за своих земляков;

приобщать

детей

к

восприятию

людей

другой

культуры, других традиций, выделяя в разных

к у л ь т у р а х

с у щ е с т в е н н ы е

о т л и ч и я

и

одновременно находя в них общечеловеческие

ценности (доброту, дружбу, честность, любовь,

справедливость, взаимопомощь);

ввести дошкольника в социальный мир, помочь

ему

усвоить

представления

о

себе,

других

людях, об основах взаимоотношений с людьми,

способах

поведения,

в

которых

проявляются

отношения к окружающему миру.

воспитывать

экологическую

культуру,

чувство

эмпатии

и

толерантность,

основы

социально-

нравственной

сферы

чувств;

р а з в и в а т ь

эмоциональную

отзывчивость,

готовность

проявлять

гуманность

в

деятельности

и

поведении.

11

Главная идея Программы

обеспечение широкой направленности

содержания образовательного процесса ДОУ на

ознакомление детей с историей и культурой

родного города, природным, социальным и

рукотворным миром; на воспитание целостной

личности, сочетающей в себе нравственные,

моральные, гражданские, многокультурные

черты и обладающего качеством гражданина -

патриота своей «малой Родины».

В этом заключается её

новизна

.

Принципы программы

систематичность и последовательность

работы, учет возрастных особенностей детей,

доступность изучаемого материала,

постепенность в его усложнении.

Программа «Мой город и Я»

предназначена для детей 5-7 лет, но

подготовка к её реализации

может начинаться в среднем

дошкольном возрасте в форме

ознакомительных занятий и бесед.

Основная работа по Программе

проводится в течение 2 лет.

Режим занятий и досугов:

1 раз в неделю, продолжительностью

25-35 минут.

12

Программа

отвечает

современным

задачам

образования,

в

частности

усиление

внимания

к

ценностям

традиционной

духовной

культуры

города

Нижневартовска

и

исторической

преемственности поколений.

Программа «Мой город и Я» построена с учетом нормативно –

правовых требований российского законодательства и Декларации

прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО.

Условия программы «Мой город и Я»,

обеспечивающие успешность развития

ребенка

активное взаимодействие ребенка с

окружающий миром эмоционально –

практическим путем: через игру,

трудовую деятельность, обучение на

занятиях, предметную деятельность,

экскурсии;

создание развивающей среды в группе и

ДОУ, построенной на принципе

личностно – ориентированного подхода;

подготовленность педагогов и родителей

к решению вопроса патриотического

воспитания детей;

тесное сотрудничество с родительской

общественностью;

взаимодействие ДОУ с социумом.

13

Содержание Программы

Блок 1. Подготовка педагога к работе в

новых условиях (создание

развивающей среды в группе).

Блок 2. Работа с дошкольниками.

Блок 3. Взаимодействие с семьей.

Разделы программы

«Путешествие в историю города»;

«Природа нашего края»;

«Наша символика»;

«Дом – колыбель души»;

«Мой детский сад»;

«Наше наследие»;

«Памятные места»;

«Твои защитники, город»;

«Нижневартовск - спортивный»;

«Мир малыша ханты»;

«Нас собрал Самотлор».

Программа

«Мой

город

и

Я»

предусматривает

то,

что

в

процессе

освоения

ребенком

содержания

этих

тематических

разделов осуществляется его социализация в окружающем мире,

помогает ему усвоить представления о себе, других людях, об

основах

взаимоотношений

с

людьми,

способах

поведения,

в

которых проявляются отношения к окружающему миру.

14

Предполагаемые результаты Программы

Иметь представление о своем городе и

других городах края, где живут люди

различных национальностей.

Знать символику Югры и города

Нижневартовска.

Иметь представления о природных

ресурсах округа.

Уметь ориентироваться по карте – схеме и

рассказывать об улицах города, узнавать

архитектурные строения по внешнему виду

и вывескам.

Иметь представления о памятных местах и

знаменитых людях города.

Иметь представления о труде нефтяников,

рыбаков, оленеводов и других рабочих

профессиях.

Знать историю Югорской земли и

особенности жизни и быта коренного

населения ханты.

Эмоционально отзываться и проявлять

гуманность в деятельности и поведении к

людям иных национальностей, культурным

традициям города и семьи, к труду

взрослых и окружающей природе Югорской

земли.

Программа

«Мой

город

и

Я»

является

авторской

вариативной

программой

и

не

устанавливает

жестких

рамок

образовательного

содержания

и

форм

его

реализации,

поэтому

возможны различные их варианты. Однако при этом необходимо

сохранить её концептуальную основу и логику.

Данная

Программа

была

апробирована

в

ф орм е

долгосрочного одноименного проекта в течение двух лет (2006 -

2008

гг.)

на

базе

МДОУ

ДСКВ

№61

«Соловушка»

города

Нижневартовска.

15

БЛОК 1

Подготовка педагога к работе в новых условиях

(создание развивающей среды в группе)

Приобщение к истокам родного края, воспитание гражданина

и патриота предусматривает следующее:

Воспитатель

сам

должен

хорошо

знать

природные,

географические, исторические, социальные, экономические

особенности города, края.

Продумать, о чем рассказать детям, что показать, в какой

форме, особо выделив признаки, характерные только для

данной местности, доступно показав при этом связь города

со всей страной, планируя тем самым поэтапную работу

(перспективное планирование, приложение 1).

Работу

необходимо

начинать

с

изучения

краеведческой

литературы.

Следует

подобрать

библиотечку

произведений

писателей, поэтов, чьи имена связаны с родным краем и отражают

быт, культуру, национальные традиции в доступной детям форме.

Д л я

п о п о л н е н и я

с в о и х

з н а н и й

о б

и с т о р и и

и

достопримечательностях

города

и

края,

можно

посетить

краеведческий музей имени Т.Д. Шуваева. В завершении своей

подготовки необходимо изготовить творческие развивающие игры,

например «Я живу в Нижневартовске» ( приложение 2).

Одним из условий формирования представлений о Родине,

крае,

городе,

воспитания

патриотизма

является

создание

развивающей

среды

в

группе

,

построенной

на

принципах

личностно

ориентированного

подхода.

Такая развивающая среда по нравственно – патриотическому

воспитанию детей создается педагогами совместно с родителями

воспитанников.

16

Компоненты развивающей среды:

Мини–музей,

где

находятся

фотографии,

открытки,

альбомы, книги, хантыйские орнаменты. Представлены куклы в

народных костюмах, гербы и флаги городов; изделия из бисера,

ткани и дерева; амулеты - обереги хантыйские.

Уголок

природы,

г д е

с о з д а н ы

условия для

каждодневного

ухода

за

живыми

о бъ е кт а м и

и

о б щ е н и я

сними. Там

же

находятся:

камни

и

различные

семена, сухие листья, ветви

и

с у х а я

кора

деревьев,

образцы

песка,

морские

и

речные

раковины.

Поделки

из

природного

материала

и

календарь

природы;

иллюстрации

природных

зон

Земли (тайги, тундры, пустыни и т.п.).

Библиотечка–уголок,

в

которой

собраны

разнообразные

красочные книги, энциклопедии для детей. Размещены и куклы,

которые использую во время беседы.

17

Мастерская,

где

подготовлены

планы,

изображающие

отдельные основные помещения

и

общие поэтажные планы

детского сада; компас и глобус; разномасштабные карты и схемы

р од н о го

го р од а ;

с е р и и

от к р ы то к

с

и з о б р а ж е н и я м и

достопримечательностей

города.

Здесь

можно

найти

и

мелкие

игрушки, машинки. Конструкторы, разложены по форме; схемы и

чертежи

развертки,

трафареты;

листы

бумаги

для

чертежей,

альбом

по

архитектуре;

плоскостные

геометрические

фигуры

разного цвета, формы и величины.

Уголок изобразительной деятельности, где размещены и

настоящие картины. В наличии имеются бумага разного формата,

карандаши, краски, гуашь, клей, кисточки, пластилин и глины.

Русская матрешка, подносы с росписью, игрушки из дерева.

Уголок экспериментирования, где хранятся оборудование и

материалы, необходимые для проведения опытов: песочные часы,

лупы, термометры, трубочки, мерные стаканчики и ряд других

предметов.

Также необходимым условием работы является тесный контакт

с культурно образовательными учреждениями социума.

Внешнее партнерство

18

Краеведческий музей имени Т.Д. Шуваева;

Детский дом культуры;

Детская городская библиотека;

Детская школа искусств №1;

Музей под открытым небом с. Варьеган;

Природный парк «Сибирские увалы»;

Драматический театр;

Театр кукол «Барабашка»;

Кинотеатр «Мир»;

Центр досуга и творчества;

Станция юных натуралистов;

Спорткомплекс «Нефтяник»;

Телекомпания «Сфера»;

Редакция газеты «Варта»;

Лицей № 2;

Нижневартовский государственный

социально-гуманитарный колледж;

ОАО «Самотлорнефтегаз»

19

БЛОК 2

Работа с дошкольниками

Содержание образовательной деятельности

по усвоению программного материала воспитанниками

Таблица 1

Первый этап. Средняя группа.

Примерные темы

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления

1

2

3

Я,

моя

семья,

мой

дом,

улица,

ближайшее

окружение,

детский

сад,

труд людей в детском саду

Специально

организованные

занятия,

беседы

в

свободное

время,

э к с к у р с и и

п о

д е т с ко м у

с а д у,

наблюдение

за

трудом

сотрудников,

целевые прогулки по микрорайону.

Дидактические,

словесные

игры:

«Расскажи мне о себе», «Волшебный

стул».

Музыкально

-

познавательное

развлечение «Мой дом – моя крепость»

(совместно с родителями)

Природа на участке детского сада, в

парке

Наблюдения на прогулке, экскурсии

в парк, работа и наблюдения в уголке

природы;

чтение

художественных

произведений о природе Е. Чарушина,

М.

Пришвина,

стихов,

пословиц,

Отражение наблюдений в календаре

природы, в рисунках; рассматривание

иллюстраций,

картин,

на

которых

изображена природа края; развлечение

«День Земли».

20

загадок.

1

2

3

Фольклор:

народные

с к а з к и ,

пословицы, потешки и загадки

Использование

их

на

занятиях

( з а у ч и в а н и е

в

с о в м е с т н о й

деятельности), в режимных моментах;

драматизация

сказок,

кукольный,

пальчиковый и настольный театр.

Режиссерские,

театрализованные

игры

по

русским

народным

сказкам:

«Теремок»,

«Зимовье

з в е р е й » ,

«Лисичка

со

скалочкой»,

«Маша

и

м е д в е д ь »

и

д р .

М у з ы к а л ь н о е

развлечение «Бабушкины сказки».

Знакомство с предметами русского

народного быта

Рассматривание экспонатов

музея

народного

быта

детском

саду,

в

комнате

«Русской

избы»).

Рассказ

во спитателя,

бе седа

с

д е т ь м и ;

рассматривание

иллюстраций

Ю.

Васнецова

к

русским

народным

сказкам.

Рассматривание

и

т актильное

обследование

предметов

народного

быта;

сюжетно

-

ролевая

игра

«Мы

пришли в музей».

Знакомство

с

народной

музыкой,

пение

народных

песен,

частушек.

Пляски в хороводе

М у з ы к а л ь н ы е

з а н я т и я ,

прослушивание

народных

мелодий

в

грамзаписи свободное время.

М у з ы к а л ь н ы е

п р а з д н и к и

и

р а з в л еч е н и я ,

с а м о с т о я т е л ь н а я

театрализованная деятельность детей.

З н а к о м с т в о

с

х а н т ы й с к и м

народным костюмом (общим вид)

Рассматривание орнамента, узоров

народов Севера, изделий из бересты.

Отражение впечатлений в рисунках,

лепке.

21

Второй этап. Старшая группа.

1

2

3

Путешествие в историю города

Специально

-

организованные

занятия,

экскурсии

с

родителями

по

городу; целевые прогулки по улицам

Пионерская,

Мусы

Джалиля,

60

лет

Октября;

прогулка

к

перекрёстку,

наблюдение светофором, беседы.

Занятия,

беседы

с

воспитателем,

рассматривание карты города; целевые

прогулки, экскурсии, наблюдения.

Рассказ

воспитателя

на

занятиях,

п о с е щ е н и е

с

р о д и т е л я м и

к р а е в е д ч е с ко г о

м у з е я

и м е н и

Шувалова, музея Русской избы. Сбор

познавательного

и

краеведческого

материала

о

городе

и

крае

для

организации мини – музея в группе.

Рассматривание

иллюстраций

в

исторических книгах о городе.

С ю ж е т н о

-

р о л е в ы е

и г р ы :

«Путешествие

по

городу»,

«Строим

г о р о д » ;

к о н с т р у и р о в а н и е

и з

с т р о и т е л ь н о г о

м а т е р и а л а ;

рассматривание иллюстраций, картин,

на которых изображены улицы города,

различные здания, дома. Развивающие

игры: «Пройди до указанного места»

(лабиринты, карты – схемы), «Разбитая

к а р т и н к а »

( с л о ж и

в и д ы

Нижневартовска из мозаики).

Отражение впечатлений в рисунках,

конструировании,

лепке.

Сюжетно

ролевая

игра:

«Путешествуем

по

городу».

Творческая

игра

«Мы

пришли

в

музей». Обучающая игра «Я живу в

Ю г р е » .

Р а з в и в а ю щ а я

и г р а

«Нижневартовские загадки». Создание

альбомов.

Отражение

впечатлений

в

с амо стоятельной

творче ской

и

изоб ра зит е льной

д е я т е л ь н о с т и

(рисунки, лепка, ручной труд).

22

Дом - колыбель души

Занятия,

беседы

с

воспитателями,

посещение

мест

работы

родителей,

составление древа трудовых династий.

Творческие игры: «Мы строители»,

«Не фтя ники»;

ст роительные

и

конструкторские

игры;

сюжетно-

ролевые

игры

«Салон

красоты»,

«Торговый

центр»,

«Медицинский

центр»,

«Ателье».

Пре зен т ац и я

23

«Увлечения родителей».

Наше наследие

Чтение

и

рассказывание

былин,

сказок,

легенд.

Рассказы

для

детей,

беседы; разучивание стихотворений о

родном

городе.

Экскурсия

в

центральную библиотеку на выставку

книг М. К. Анисимковой, Л. Кошиль;

рассматривание

иллюстраций

к

произведениям М Анисимковой.

Знакомство

с

обычаями

народов

других национальностей.

Русские

посиделки,

Масленица,

Рождество;

празднование

именин;

участие

в

праздновании

Дня

города,

«Самотлорских

ночах».

«Артисты

из

Нижневартовска»

(самостоятельная

театрализованная деятельность детей).

Выставка

рисунков,

изделий

из

бересты, бисера.

Природа нашего края

Наблюдения, опыты; труд в природе

и

уголке

природы;

рассматривание

ф и з и ч е с к о й

к а р т ы

о б л а с т и ,

иллюстраций

в

книгах

о

природе

Югры.

Чтение,

заучивание

стихов

о

природе; специально- организованные

занятия, КВН «Люби и знай свой край

родной».

Экскурсия

в

краеведческий

музей

вместе

с

родителями

на

экспозицию

«Природа

родного

края».

Выставка

«Дары осени», поделок из природного

материала.

Эксперименты,

опыты,

моделирование,

создание

ландшафта

тайги.

Опытническая

деятельность

«Сравнение ели и сосны». Развлечение

«День Земли». Экологические сказки.

Слушание

музыки

Н.

Чайковского

«Времена года».

24

Мир малыша ханты

Специально

организованные

занятия; рассматривание и знакомство

с

о р н а м е н том

н а р од о в

х а н т ы .

Создание

альбома

«Узоры

народов

Севера».

Рассматривание

книги

«Праздники народов Севера». Беседа:

отражение истории в названиях улиц.

Отражение впечатлений в рисунках,

играх.

Совместные

игры

с

детьми

старшей

группы

«А»

на

прогулке

(народные

игры).

Экскурсия

в

краеведческий

музей

на

экспозицию

«Путешествие

в

древнюю

Югру»

(вместе с родителями).

Третий этап. Подготовительная группа.

1

2

3

Дом – колыбель души

Беседа

«Как

появились

дома».

Представление

плана

квартиры.

К о н к у р с

д е т с к и х

р и с у н к о в

Сюжетно

ролевая

игра

«Моя

семья».

Рассматривание

фотографий.

Составление

вместе

с

родителями

25

«Безопасный

дом».

Беседа

«Моя

родня».

Проведение

викторины

«Что

ты знаешь о родителях». Презентация

«Увлечения моей семьи». Развлечение

с родителями «Пальчики оближешь».

генеалогического

древа.

Оформление

альбома

«Мои

любимые

места

в

городе» (после проведенных выходных

вместе с родителями).

Мой детский сад

Рассматривание

макета

детского

сада; экскурсии в различные кабинеты;

составление

плана

детского

сада

и

участка.

Вечер

в о с п ом и н а н и й .

Изготовление

подарков

сотрудникам

детского

сада.

Выставка

детских

рисунков «С днём рождения, детский

сад!».

С ю ж е т н о

р о л е в ы е

и г р ы

«Заботливые

люди»,

« Ш ко л а » .

Оформление

поделок

сотрудникам

детского

сада.

Фотовыставки

«До

свиданья,

детский

сад!».

Проведение

выпускного бала.

Наша символика

Специально

-

организованное

занятие

«Герб

и

флаг

Ро ссии».

Целевые

прогулки

к

зданию

мэрии.

Беседа «Говорящие гербы».

Пло ско стное

м од е л и р о ва н и е ;

рассматривание

гербов

различных

городов. Развивающая игра «Узнай по

описанию».

Составление

рассказов

о

гербе, используя опорную таблицу.

Слушание

песни

«Самотлорский

вальс».

26

Путешествие в историю города

Рассказ воспитателя, знакомство с

л е г е н д а м и .

С п е ц и а л ь н о

организованное

занятие

«Прошлое,

настоящее

и

будущее

го р од а » .

Р а с с м а т р и в а н и е

ф о т о г р а ф и й ,

иллюстраций о городе. Занятие «Город

мой любимейший на свете».

Творческие

рассказы

детей

об

улицах

«Мира»,

« П и о н е р с ка я » ,

«Дружбы

народов»,

«Нефтяников»,

п р о с п е к т е

П о б е д ы

и

т . д .

Рассматривание

фотографий;

чтение

стихов,

пение

пе сен

о

го р од е .

О б у ч а ю щ а я

и г р а

« Я

ж и в у

в

Нижневартовске».

Развивающие

игры

«Городской

лабиринт»,«Знатоки Нижневартовска»,

«Найди

отличия»,

«Нижневартовские

загадки».

Беседа

«Что

такое

Старый

Вартовск?»

Занятие

«Тайны

земли

сибирской».

Создание

альбома

«Дети

о

своём

городе» (фотографии, рисунки детей).

Развивающие

игры

«Я

живу

в

Нижневартовске»,

«Знатоки

города

Нижневартовска».

Акция

«Самый

лучший город».

Наше наследие

Занятие

«Природное

богатство

края

нефть,

его

значение

для

Р о с с и и » .

Б е с е д а

с

д е т ь м и

о

предприятиях,

где

работают

их

родители.

Рассматривание

ф о то г р а ф и й ,

п р о д у к ц и й

н и ж н е в а р т о в с к и х

предприятий. Рассказ воспитателя на

тему «Н-Вартовск – город – новодел».

Рассказы родителей; рисунки детей

на

тему

«Кем

хочу

быть,

когда

вырасту».

Сюжетно

-

ролевая

игра

«Нефтяники».

Беседа

«Знаменитые

нефтяники».

Опытно

-

эксперимент а льно е

занятие «Природные богатства нашего

края».

27

Твои защитники, город

Экскурсия к памятнику «Колокол»

вместе

с

родителями.

Встречи

с

героями России. «Рыцарский турнир»

( у т р е н н и к ,

п о с вя щ е н н ы й

Д ню

Защитника

отечества).

Составление

рассказов

детьми

и

родителями

службе

в

армии).

Акция

«Память».

Рассказ

воспитателя

о

мужественной

борьбе народов в ВОВ. Экскурсия к

памятнику,

погибшим

в

годы

ВОВ;

возложение цветов. Чтение стихов.

Прослушивание в грамзаписи песен

в о е н н ы х

л е т,

р а с с м а т р и в а н и е

иллюстраций. Отражение впечатлений

в изобразительной деятельности, игре.

Развивающая

игра

«Где

находится

памятник».

Нас собрал Самотлор

Рассказ воспитателя о знаменитых

людях

города:

Н.

Смирнов,

Л.

Кошиль,

М.

Анисимкова,

Д .

Кузоваткин,

Б.

Хохряков

и

т.д.

Слушание

песни

«Самотлорский

вальс».

Рассматривание

книги

«Нас

собрал Самотлор».

Посещение

вместе

с

родителями

музея им. Шувалова, художественных

выставок,

Драматического

театра;

кукольного театра «Барабашка» и т.д.

Экскурсии в выставочный зал Детской

школы искусств №1 .

Нижневартовск – спортивный

Э к с к у р с и я

к

с т е л е

«Нижневартовские

звёзды».

Рассказ

в о с п и т ат е л я

о б

О л и м п и й с к и х

чемпионах

и

спортсменах

города.

Рассматривание

фотографий.

Серия

занятий

«Я

забочусь

о

своём

здоровье».

П р о вед е н и е

Дн е й

З д о р о в ь я ,

эстафеты

на

воде.

Спортивный

праздник «Папа, мама и я – Дружная

семья».

Участие

в

губернаторских

соревнованиях среди ДОУ. Посещение

детей

спортивных

секций,

кружков

(теннис,

бальные

танцы,

акробатика,

ушу).

28

Мир малыша ханты.

Рассматривание

игрушек

детей

хантов.

Рассказ

воспитателя

«Уроки

матушки

Югры».

Разучивание

хантыйских

подвижных

игр.

Рассказ

воспитателя о праздниках народности

ханты. Сравнение цветовой символики

вышивок

на

русских

и

хантыйских

национальных костюмах.

Изготовление

хантыйских

кукол

акань.

Выставка

кукол.

Изготовление

амулета – оберега хантыйского. Игра

«Северный

магазин».

Раскрашивание

альбома «Праздники народов Севера».

«И в Родине моей узрел я красоту»

(изготовление

поделок

из

ткани,

бисера).

Памятные места

(места отдыха горожан)

«Бумага, клей и краски – красота

как в сказке» (выставка детских работ).

Рассматривание иллюстраций, беседы

с

детьми.

Экскурсии,

целевые

прогулки.

Рассказ

воспитателя

о

природоохранной

д е я т е л ь н о с т и

в а р т о в ч а н .

С п е ц и а л ь н о

организованное занятие «Берёзы тоже

плачут». Знакомство с Красной Книгой

Югры.

С о в м е с т н ы е

с у б б о т н и к и

с

родителями.

Развлечение

«День

Земли». Знакомство с лекарственными

растениями нашего края. Труд в уголке

природы.

29

Таблица 2

Реализация воспитательно-образовательной работы

в МДОУ ДСКВ №61 «Соловушка»

в рамках проекта «Мой город и Я»

Разделы

проекта

Возрастная

группа, срок

Взаимодействие

педагогов

Формы

работы

Результат

работы

Сроки

Исполнения

1

2

3

4

5

6

7

1

Краеведческие

сведения

(путешествие в

историю города)

Природа нашего

5 -7 лет

средней

продолжительност

и

Воспитатели,

музыкальные

руководители,

библиотекарь,

экскурсовод

Экскурсии, целевые

прогулки, занятия,

беседы.

Рассматривание

фотографий; чтение

художественной

литературы.

Наблюдение,

рисование и

слушание музыки;

дидактические,

словесные,

творческие и

развивающие игры,

рассказывание.

Оформление

альбомов с

иллюстрациями,

фотостенды,

фотовыставки

детских рисунков,

развлечения,

утренники,

участие в

городских

праздниках,

викторинах,

театрализованных

представлениях.

2006-2007,

2007-2008 уч.

года

30

края

5-7 лет

долгосрочный

Наблюдения, опыты.

Рассматривание

физической карты

области,

иллюстраций в

книгах о природе

Югры. Заучивание

стихов о природе.

Специально –

организованные

занятия.

Опытническая

деятельность

«Сравнение ели и

сосны».

Экологические

сказки. Слушание

музыки Н.

Чайковского

«Времена года».

Выставка «Дары

осени» и поделок

из природного

материала.

Оформление

гербария.

Тематические

выставки

рисунков.

Развлечения,

утренники.

Отражение

наблюдений в

календаре

природы. Работа и

наблюдения в

уголке природы.

2006-2007,

2007-2008 уч.

года

2

Путешествие в

историю города

5-7 лет

долгосрочный

Воспитатели,

инструктор по

ФИЗО,

экскурсовод

Специально-

организованные

занятия, чтение

произведений

художественной

литературы,

творческие рассказы

детей об улицах

Мира, Пионерская,

Оформление игр

(развивающих и

обучающей),

отражение

впечатлений в

рисунках,

конструировании

и лепке. КВН.

Октябрь-май

2006-2007-

2008

учебного года

31

Дружбы народов,

Нефтяников и т.д.

рассматривание

фотографий, пение

песен о городе,

обучающая игра

«Экскурсия по

Нижневартовску».

Экскурсии с

родителями по

городу.

3

Наша символика

5-7 лет, средней

продолжительност

и

Воспитатели,

музыкальный

руководитель,

инструктор по

ФИЗО

Специально-

организованные

занятия, целевые

прогулки к зданию

мэрии. Беседа

«Говорящие

гербы».Плоскостное

моделирование,

рисование,

аппликация.

Рассматривание

гербов различных

городов, составление

рассказов о гербах,

используя опорную

таблицу.

Сбор

иллюстративного

материала для

оформления

развивающей

игры «Узнай по

описанию».

Выставка детских

работ.

Спортивные

развлечения и

эстафеты.

Праздник Родины

«Я живу в

России».

2007-2008

уч.год.

32

4

Дом – колыбель

души

5-7 лет,

долгосрочный

Воспитатели,

музыкальный

руководитель,

инструктор по

ФИЗО

Проведение

викторины «Что ты

знаешь о родителях».

Презентация

«Увлечения моей

семьи». Развлечение

с родителями

«Пальчики

оближешь». Конкурс

детских рисунков,

представление плана

квартиры; беседы,

составление

рассказов, сюжетно-

ролевая игра

«Семья».

Составление

вместе с

родителями

генеалогического

древа.

Оформление

альбомов.

2006-2007,

2007-2008 уч.

года

5

Мой детский

сад

5-7 лет,

долгосрочный

Воспитатели,

музыкальные

руководители,

инструктор по

ФИЗО и

плаванию

Рассматривание

макета детского сада,

экскурсии в

различные кабинеты,

составление плана

детского сада и

участков. Вечер

воспоминаний.

Сюжетно – ролевые

игры, проведение

Дня именинника,

выпускного бала.

Оформление

поделок

сотрудникам

детского сада,

фотовыставок.

2006-2007,

2007-2008 уч.

года

33

6

Нас собрал

Самотлор

5-7 лет, средней

продолжительност

и

Воспитатели,

музыкальные

руководители,

инструктор по

ФИЗО,

экскурсовод.

Чтение и

рассказывание

легенд, сказок и

былин. Рассказы для

детей, беседы.

Разучивание

стихотворений о

родном городе.

Экскурсии,

рассматривание

иллюстраций, игры.

Знакомство с

обычаями народов

других

национальностей.

Творческие игры.

Составление древа

трудовых династий.

Выставка

рисунков, изделий

из бересты и

бисера.

Самостоятельная

театрализованная

деятельность

детей «Артисты

из

Нижневартовска».

Празднование

именин;

Масленицы,

Рождества.

Проведение

русских

посиделок.

Участие в

праздновании Дня

города,

«Самотлорских

ночах».

2007-2008 уч.

год

7

Памятные места

5-7 лет,

краткосрочный

Воспитатели,

музыкальные

руководители,

экскурсовод.

«Бумага, клей и

краски – красота как

в сказке» (выставка

детских работ).

Рассматривание

иллюстраций,

Совместные

субботники с

родителями.

Развлечение

«День Земли».

Оформление

2007-2008 уч.

год

34

беседы с детьми.

Экскурсии, целевые

прогулки. Рассказ

воспитателя о

природоохранной

деятельности

вартовчан.

Специально –

организованные

занятия. Знакомство

с Красной Книгой

Югры.

гербария и

консультации

«Лекарственные

растения нашего

края». Труд в

уголке природы.

8

Твои

защитники,

город

5-7 лет, средней

продолжительност

и

Воспитатели,

музыкальные

руководители,

инструктор по

ФИЗО

Экскурсии к

памятникам.

Возложение цветов.

Встречи с героями

России. Составление

рассказов детьми и

родителями (о

службе в армии).

Рассказ воспитателя

о мужественной

борьбе народов в

ВОВ. Чтение стихов,

прослушивание в

грамзаписи песен

военных лет.

Отражение

впечатлений в

изобразительной

деятельности,

игре. Проведение

праздника

«Рыцарский

турнир».

Выставка

произведений

детской

литературы на

военную

тематику.

Февраль-май

2007-2008 уч.

год

35

9

Нижневартовск

– спортивный

5-7 лет,

краткосрочный

Воспитатели,

инструктор по

ФИЗО,

плаванию.

Экскурсия к стеле

«Звёзды

Нижневартовского

спорта». Рассказ

воспитателя об

Олимпийских

чемпионах и

спортсменах города.

Консультации для

родителей.

Проведение серий

занятий «Забочусь о

своём здоровье».

Проведение Дней

здоровья, эстафет

на воде.

Спортивный

праздник « Папа,

мама и я –

дружная семья».

Участие в

губернаторских

соревнованиях

среди ДОУ.

Посещение

детьми

спортивных

секций, кружков.

Групповые

командные

соревнования.

Проведение

«Дней открытых

дверей».

2007-2008 уч.

год

10

Мир малыша

ханты

5-7 лет, средней

продолжительност

и

Воспитатели,

музыкальные

руководители,

инструктор по

ФИЗО

Специально-

организованные

занятия,

рассматривание и

знакомство с

орнаментом народов

ханты.

Отражение

впечатлений в

рисунках, играх.

Совместные игры

с детьми старшей

группы «А» на

прогулке

2006-2007,

2007-2008 уч.

года

36

Рассматривание

книги «Праздники

народов Севера».

Беседа: отражение

истории в названиях

улиц. Экскурсия на

экспозицию

«Путешествие в

древнюю Югру».

Разучивание

хантыйских

подвижных игр.

Рассматривание

игрушек детей

хантов. Рассказ

воспитателя «Уроки

матушки – Югры».

Сравнение цветовой

символики вышивок

на русских и

хантыйских

национальных

костюмах.

(народные игры).

«И в Родине моей

узрел я красоту»

(изготовление

поделок из ткани

и бисера),

выставка кукол –

акань.

Изготовление

амулета-оберега

хантыйского;

альбома

«Хантыйские

узоры». КВН

«Знатоки родного

края».

37

БЛОК 3

Взаимодействие с семьей

Формирование

патриотических

чувств

и

гражданское

становление дошкольника проходит эффективнее, если детский сад

устанавливает тесную связь с семьей. В такой работе необходимо

опираться

на

родителей,

как

на

равноправных

участников

образовательного

процесса,

процесса

становления

личности

ребенка, а не считать их лишь сторонними наблюдателями.

«Истинного гражданина, патриота надо воспитывать. Позиция

родителей

в

жизни,

их

собственная

гражданская

активность

первое условие патриотического воспитания и все, что совершается

в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к

детям» - завещал А. С. Макаренко.

Прежде

чем

начать

знакомить

дошкольников

с

историей

и

традиционной

культурой

родного

города,

необходимо

провести

опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал

данный материал в дошкольном учреждении.

С

целью

выявления

отношений

к

вопросу

патриотического

воспитания

педагогами

МДОУ

ДСКВ

61

«Соловушка»

проведено

анкетирование

родителей

(законных

представителей)

воспитанников, результаты которого показали следующее: 72 %

родителей

считают,

что

детей

нужно

приобщать

к

социальной

действительно сти,

знакомить

с

историей

города,

е го

достопримечательностями; посещать музеи, выставки, театры. И

только

58%

родителей

рассказывают

детям

о

своей

профессии,

работе, а 28 % респондентов считают, что ещё рано знакомить

детей, они ещё малы.

По

словам

А.

С.

Макаренко

«вдумчивые

родители

ещё

до

школы, удовлетворяя детскую любознательность, расскажут своему

ребенку

о

родном

городе,

об

истории

возникновения,

о

перспективах его развития…».

После

анализа

результатов

опроса

следует

приступать

к

планированию совместной деятельности ДОУ и семьи по проблеме

формирования

нравственного

здоровья

дошкольников

через

патриотическое воспитание.

Маленькому ребенку трудно представить устройство большого

города и

историю его возникновения, поэтому работу следует

начинать

последовательно

от

более

знакомого,

т.е.

семьи.

Есть

мнение, что ребенок любит свой дом и родителей независимо от

того, плохие они или хорошие. Чувство защищенности, которое

дарит дошкольнику родной дом, рождает в нем потребность иметь,

38

как

все:

дом

и

родителей

надежду

и

опору,

кормильцев

и

защитников. Поэтому очень важным моментом в работе является

ознакомление

детей

с

традициями

своих

семей.

С

этой

целью

включены следующие

мероприятия:

беседа с воспитанниками об их

родителях, родственниках.

Примерные вопросы:

Что ты можешь рассказать о себе?

Назови членов твоей семьи.

Что ты знаешь о своём брате (сестре)?

Назови имена своих родственников.

Откуда приехали бабушка и дедушка в город

Нижневартовск?

Какие праздники проводятся в твоей семье?

Примечание: в ходе таких бесед дети не только пересказали всё,

что узнали от взрослых, но и «прочувствовали» особенность того

времени, когда

бабушка была молодой, а

мама – маленькой

девочкой; познакомились с играми, в которые они играли, и сами

поиграли в них; нарисовали одежду, в которой они ходили. Дети

узнали,

что история каждой семьи может оформляться в виде

альбома и тем самым становиться семейной реликвией.

совместное творчество детей и взрослых:

рисование на темы «Моя семья», «Дом

моей бабушки», «Портрет мамы»,

«Безопасный дом» и т.д.

изготовление подарков для родных и

близких.

составление групповых семейных

альбомов.

организация семейной гостиной и

проведение презентации «Увлечения

моей семьи».

организация интеллектуальной игры

«Мой дом – моя крепость», где родители

показывают домашние заготовки со

своими детьми: рассказывают стихи

собственного сочинения, придумывают

рассказы, инсценируют сказку и т.п.

39

совместный праздник «Пальчики

оближешь», где мамы и бабушки

демонстрируют свои кулинарные

способности. Дети также не остаются

безучастными: используя кулинарные

формочки, вырезают из теста печенье.

Мероприятие заканчивается совместным

чаепитием.

совместное составление герба своей

семьи, родового (генеалогического)

дерева, древа трудовых династий и

календаря семейных дат. Многие

родители с вдохновением воспринимают

такую идею, некоторые затрудняются,

спрашивают, что и как. Поэтому

разрабатывается и проводится

консультация «Говорящие гербы». После

проделанной работы организовывается

выставка, куда приглашаются

воспитатели со своими воспитанниками

из других групп, их родители. Сами

дошкольники знакомят гостей с

экспозициями.

День открытых дверей и День семьи.

Также

в

группах

для

родителей

подгот авливают ся

консультации: «Народные традиции», «Традиции нашего города»,

«Лекарственные

растения

нашего

края»;

методиче ские

рекомендации по ознакомлению с природой. Вместе с родителями

оформляется

мини-музей

в

группе,

где

представлены

куклы

народов

ханты,

куклы

в

национальных

костюмах

других

народностей.

40

Мониторинг

усвоения содержания

программы «Мой город и Я»

С целью отслеживания результативности программы и выявления

уровня сформированности знаний и представлений детей о родном

городе

(истории

города,

окружающей

природы

и

природных

ресурсах,

труде

взрослых,

культурном

наследии,

коренном

населении,

традиций),

нами

разработан

диагностический

инструментарий, состоящий из ряда вопросов для беседы с детьми

по всем разделам данной Программы и оценочных критериев.

Вопросы бесед с воспитанниками

Критерии

Вопросы к заданию и темам

1

2

Дом – колыбель души

Мой детский сад

- Знает принцип родословной,

свою фамилию, имя, отчество,

свой статус в семье.

- Знает имена своих родителей,

родственников, место работы и

род их занятий.

- Знает семейные праздники,

традиции, принимает участие в

их подготовки и проведении.

- Знает историю своего детского

сада, его название, своих

воспитателей и сверстников.

- Развита самооценка, умение

вести общение.

1. Отметь крестиком в

кружочке:

а) кто ты? (девочка, мальчик)

б) сколько тебе лет?

в) знаешь ли ты своё имя

(фамилию, отчество);

г) кем ты приходишься

каждому из членов семьи?

д) где ты живёшь? (в городе,

деревне)

2. Назови свой домашний

адрес.

3. Расскажи о своей семье:

а) как зовут маму, папу;

41

б) где и кем работают твои

родители?

в) есть ли у тебя другие

родственники? Кто они и как

их зовут? Чем они

занимаются?

4. Какие семейные праздники

вы дома отмечаете?

Как ты помогаешь своим

родственникам?

5. Как называется твой

детский сад? Сколько лет

детскому саду?

6. На какой улице находится

твой детский сад?

7. Как зовут твоего

воспитателя?

8. В какую группу ты ходишь?

Путешествие в историю города

1

2

- Знает историю,

географическое положение

своего города.

- Знает название улиц города, их

историю возникновения.

- Имеет пространственное

представление о расположении

своего дома, детского сада, о

транспортных средствах, с

помощью которых можно

передвигаться по городу.

1. Любишь ли ты свой город?

2. Как называется наш город?

3. Наш город стоит на берегу,

какой реки?

4. Что было раньше на месте

нашего города?

5. Почему Нижневартовск

называют «нефтяной

столицей»?

6. Как называется главная

улица, площадь нашего

города?

7. Какие ещё есть улицы,

именами каких замечательных

людей они названы?

8. Знаешь ли, каким

транспортом можно

добираться от дома до

детского сада?

9. Каким видом транспорта

пользуются твои родители?

42

Наше наследие

1

2

- Имеет представление о

значимости города как центра

нефтяной и газовой

промышленности; о природных

ресурсах и богатствах недр

земли в родном крае.

- Имеет интерес к труду,

трудовым профессиям

взрослых;

- Имеет представление о

первооткрывателях

самотлорской нефти.

1. Назови главное богатство

нашего города, края?

2. Назови самое знаменитое

озеро, чем оно знаменито?

3. Что получают из нефти?

4. Люди, каких профессий

работают на месторождениях?

5. Что называют «зелёным

золотом» нашего края?

6. Какие рыбы обитают в

водоёмах нашего города?

Нас собрал Самотлор

1

2

- Знает знаменитых людей

нашего города (писателей,

художников, артистов и т.п.).

- Имеет представление о

городских праздниках, их

значимости.

- Положительно воспринимает

людей другой культуры, других

традиций, выделяя в разных

культурах существенные

отличия и одновременно находя

в них общечеловеческие

ценности (доброту, дружбу,

честность, любовь,

справедливость,

взаимопомощь).

- Эмоционально отзывается и

1. Почему наш город называют

многонациональным?

2. О многонациональности

города говорят названия, каких

улиц?

3. Каких знаменитых людей

нашего города ты знаешь?

4. Каких писателей,

художников ты можешь

назвать?

5. Как жители города отмечают

праздники? Расскажи о

городских праздниках.

6. Нравятся ли тебе

праздники? Часто ходишь с

родителями на праздники?

43

проявляет гуманность в

деятельности и поведении к

людям иных национальностей,

культурным традициям города и

семьи.

Памятные места

Твои защитники, город

1

2

- Имеет представление о

памятных местах и знаменитых

людях – защитников города.

- Узнает архитектурные

строения по внешнему виду и

вывескам, называет их.

1. Назови самый знаменитый

памятник?

2. Какие ещё памятники есть в

нашем городе? Найди и

покажи на картинках эти

памятники. Видел ли ты эти

памятники?

3. В честь кого (или какого

события) они воздвигнуты?

4. Как горожане чтят память

воинов, погибших в годы ВОВ;

воинов-интернационалистов?

5. Посмотри на эти картинки и

скажи, как называются эти

учреждения (театр,

библиотека, школа, детский

сад, храм, музей и т.д.)?

Нижневартовск – спортивный

1

2

- Знает выдающихся

спортсменов города.

- Имеет представление о разных

видах спорта.

- Знает спортивные учреждения

города, проводимые городские

соревнования.

1. Любишь ты спорт?

2. Каким видом спорта ты

любишь заниматься?

3. Можно сказать, что наш

город спортивный?

4. Где зажигаются спортивные

звёзды?

44

5. Каких знаменитых

спортсменов нашего города ты

знаешь?

Природа нашего края

1

2

- Имеет представление о

разнообразии природы

Югорской земли.

- Знает о Красной книге Югры,

представителей животного и

растительного мира, занесенных

в Красную книгу.

1. Какие животные обитают в

тайге?

2. Какие растения растут в

тайге?

3. Назови ягоды, которые

собирают в тайге?

4. Какое дерево нам даёт

целебные шишки?

5. Что даёт нам лес? Назови

дары леса.

6. Как называется птица,

которая любит питаться

кедровыми орешками?

7. Расскажи о Красной книге

Югры.

Наша символика

1

2

- Знает символику Российской

федерации, ХМАО - Югры и

города Нижневартовска.

- Имеет представление о

различных обозначениях на

гербе России, округа и города.

- Знает название столицы

России, Югры; представителей

главы Страны, округа и города.

- Имеет представление о роде

занятий представителей главы

Страны, округа и города.

1. Найди и покажи на

картинке:

а) флаг России, округа, города;

б) герб России, округа, города.

2. Что обозначают

изображения на гербе России,

округа, города?

Гимн России звучит всегда на

торжественных праздниках,

соревнованиях. Как ты

думаешь, когда звучит гимн

России, что нужно сделать?

3. Как называется столица

45

России, Югры?

4. Кто самый главный в

России, Югре?

5. Назови главу нашего города.

Чем он занимается?

Мир малыша ханты

1

2

- Знает и называет

представителей коренного

населения города.

- Знает об особенностях

жизнедеятельности коренного

населения – ханты (их жизни,

быте, труде, традиционных

ремёслах, обрядовых

праздниках).

1. Назови коренных жителей

города.

2. Как называется жилище

хантов?

3. Чем занимаются ханты?

4. Назови транспортное

средство хантов.

5. Как называются легкие сани

хантов?

6. Назови главный праздник

хантов.

7. Из чего шьют одежду

хантыйские женщины, чем

украшают?

8. Бывал ли ты в

краеведческом музее?

46

Оценка уровня нравственно-патриотического

развития детей

Оценка

уровня

сформированности

знаний

и

представлений

дошкольников о родном городе, его истории, культурных традициях

и населении осуществляется по следующим показателям:

Оценка ответов детей:

+ - усвоено;

+/- при напоминании;

- - отсутствует.

Уровни развития:

Низкий уровень

-

Ни на один вопрос ребенок не может

ответить верно. Ответил правильно с помощью воспитателя

на

вопросы из темы: № 1, 3, 5, 6.

Средний уровень –

Дети отвечают правильно хотя бы на

половину из предложенных вопросов (на вопросы из темы: №1, 3, 5,

6, 7).

На остальные вопросы

из темы: № 2, 4, 8, 9) дети могут

ответить

правильно

лишь

после

дополнительных

объяснений

взрослого.

Высокий уровень –

Дети могут ответить на любые вопросы.

На вопросы № 23, 24, 29, 42, 54, 55 могут самостоятельно ответить

своими словами пространно, но верно по существу.

47

Результаты реализации

Программы «Мой город и Я»

На констатирующем этапе реализации программы «Мой город и

Я»

(сентябрь

2006-2007

учебный

год)

проводилась

диагностика

детей старшей группы, для чего нами разработан диагностический

инструментарий

-

опросник

для

детей

(приложение).

Данное

исследование осуществлялось в рамках мониторинга достижений

воспитанников

по

разделам

образовательной

программы

Т.Н.

Дороновой «Радуга».

В исследовании принимали участие 12 воспитанников 5-6 лет.

Целью диагностического обследования являлось: определение

уровня знаний и представлений детей о родном городе (истории

города,

окружающей

природы

и

природных

ресурсах,

труде

взрослых, культурном наследии, коренном населении, традиций).

Результаты стартовой диагностики показали: из 12 детей старшей

группы средний уровень показали 67 % (8 человек), низкий - 33 % (4

человека). Высокий уровень не выявлен.

Диаграмма 1

Стартовый уровень сформированности знаний и представлений

о родном городе детей старшего дошкольного возраста

48

Экспериментальная

проверка

знаний

и

анализ

результатов

позволили

сделать

следующие

выводы:

у

большинства

воспитанников

недостаточен

уровень

знаний

о

местоположении

города (географические особенности); некоторые называют лишь 1-

2 улицы города; из природных богатств выделяют только нефть;

определяют

в

основном

только

профессию

нефтяников,

из

достопримечательностей - «памятник Алёше» (так называют дети

Памятник покорителям Самотлора), часть детей о многих городских

праздниках

даже

не

слышали,

путаются

в

символике,

у

них

прослеживаются слабые знания о природе края и коренных жителях

города, знаменитых людях города Нижневартовска.

В

мае

2006

-

2007

учебного

года

проведена

промежуточная

диагностика по итогам работы. Результаты показали, что уже 25%

(3 человека) имеют высокий уровень, 58% (7 человек) – средний и

17% (2 человека) – низкий.

Диаграмма 2

Уровень сформированности знаний и представлений

о родном городе детей старшего дошкольного возраста

(промежуточный показатель)

По окончании долгосрочного проекта на основе разработанной

программы «Мой город и Я» (2007-2008 учебный год) нами был

проведен

контрольный

эксперимент,

целью

которого

являлось

выявление

динамики

уровня

нравственно-патриотического

во спитания

дошкольников

и

проверка

э ф ф е кт и в н о с т и

апробированной

программы.

Для

проведения

контрольного

эксперимента

мы

использовали

диагностическую

схему

исследования

констатирующей

части

работы.

В

исследовании

принимали участие воспитанники той же группы, но уже в возрасте

6-7 лет.

49

Контрольный замер оценки эффективности проведенной работы

показал следующие результаты: высокий уровень составляет 59% (7

человек), средний уровень 41% (4 человека), низкий уровень не

выявлен.

Диаграмма 3

Уровень сформированности знаний и представлений

о родном городе детей старшего дошкольного возраста

(показатель контрольной диагностики)

Для

отслеживания

эффективности

проделанной

работы

был

проведен

сравнительный

анализ

результатов

начальной,

промежуточной

и

контрольной

диагностики

уровня

знаний

и

представлений дошкольников о родном городе.

Таблица 4

Сравнительные результаты диагностики за 2006-2008 гг.

№ Уровни развития

Сентябрь

2006-2007 г.

Май

2006-2007 г.

Май

2007-2008 г.

1

Высокий уровень

-

25%

59%

2

Средний уровень

67%

58%

41%

3

Низкий уровень

33%

17%

-

С р а в н и т е л ь н ы е

р е з у л ь т а т ы

д и а г н о с т и к и

у р о в н я

сформированности знаний и представлений дошкольников о родном

50

городе,

его

истории

и

культурных

традициях

позволили

сделать

вывод о том, что данный уровень повысился на 33%, это в свою

очередь

говорит

о

положительной

динамике

р а з в и т и я

общечеловеческой

культуры

и

нравственно-патриотического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

на

основе

реализации программы «Мой город и Я».

Таким образом, результаты апробированной Программы «Мой

город и Я» полностью подтвердили наше предположение о том, что

эффективность

нравственно-патриотического

во спитания

дошкольников

соотносится

со

степенью

разработанности

организационных

форм

взаимодействия

всех

участников

образовательного

процесса

(педагогов,

воспитанников

и

их

родителей),

а

также

-

обеспечение

широкой

направленности

содержания образовательного процесса ДОУ на ознакомление детей

с историей и культурой родного города, природным, социальным и

рукотворным

миром;

на

воспитание

целостной

личности,

сочетающей

в

себе

нравственные,

моральные,

гражданские,

многокультурные

черты

и

обладающего

качеством

гражданина

-

патриота своей «малой Родины».

51

Список литературы

1.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом.

– М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 1999. – 144 с.

2.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим

и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: ООО

«Элизе Трэйдинг», 2001. – 246 с.

3.

Буре

Р.

С.

Педагогические

условия

реализации

задач

нравственного

воспитания

дошкольников

в

деятельности

//

Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8. – С. 9-12

4.

Буре Р. С. Формирование нравственно-ценного поведения у

дошкольников

//

Управление

дошкольным

образовательным

учреждением. – 2006. - № 7. – С. 61-70

5.

Воспитание нравственных чувств у дошкольников / Под

ред. А.М. Виноградовой – М.: Просвещение, 1988. – 145 с.

6.

Вишневская

В.Н.

Программа

духовно-патриотического

воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации

государственной

программы

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

на

2001-

2005

годы».

М.:

АРКТИ, 2004. – 112 с.

7.

Гончарова

Е.

В.

Экология

для

малышей.

Региональная

программа экологического воспитания дошкольников. – Тюмень,

2000. – 197 с.

8.

Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического

образования детей старшей (подготовительной к школе) группы

ДОУ. – Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства»,

2002. – 270 с.

9.

Гармаев А. Этапы нравственного воспитания ребенка. –

Минск: Лучи Софии, 2002. – 132 с.

10. Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

на

2001-2005г.»

//

Народное

образование. – 2001. - №7. – С. 247-253

11.

Данилина

Г.Н.

Дошкольнику

об

истории

и

культуре

России: Пособие для реализации программы «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

– М.: АРКТИ, 2003. – 184 с.

12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском

саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред.

52

Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Актидент,

1996. – 224 с.

13. Жуковская Р. И. и др. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф.

Виноградова,

С.А.

Козлова;

Под

ред.

С.А.

Козловой.

М.:

Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

14. Жариков

А.Д.

Растите

детей

патриотами.

М.:

Просвещение, 1980. – 89 с.

15. Козлова С.А. Мой мир. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.

16. Козлова

С.А.

Воспитание

патриотических

чувств.

М.:

Просвещение, 2003. – 144 с.

17. Кузина Т.О., Батурина И. Занимательная педагогика народов

России. – М.: Просвещение, 1998. – 250 с.

18. Как

научить

детей

любить

Родину:

Руководство

для

воспитателей

и

учителей

(программы,

конспекты

уроков

и

занятий,

методические

рекомендации

по

предмету

«Народная

культура») / Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина,

О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – 168 с.

19. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического

воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М.:

издательство «Мозайка-Синтез», 2004. – 136 с.

20. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-

7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

21. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в

детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

22. Радуга.

Программа

воспитания,

образования

и

развития

детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г.

Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова. – 2-е

изд. – М.: Просвещение, 2004. – 78 с.

23. Ривина

Е.

К.

Государственная

символика:

Методическое

пособие

к

иллюстративно

-

дидактическому

материалу

для

дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. –

72 с.

24. Спиваковская

А.С.

Как

быть

родителями.

М.:

Просвещение, 1986. – 89 с.

25. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М.: Школьная Пресса,

1999. – 112 с.

26. Фромм А. Азбука для родителей. – Л.: Актидент, 1991. –

224 с.

53



В раздел образования