Авторы: Уточкина Галина Анатольевна, Алендеева Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 62"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Проект
Тема: Проект "Органы пищеварения"
Раздел: дошкольное образование
«
Органы
пищеварения
»
(педагогический проект для детей подготовительной
группы)
Разработала:
УточкинаГ.А.
Технологическая карта педагогического проекта
«Органы пищеварения»
Фамилия
Уточкина
Имя Отчество
Галина Анатольевна
Детский сад
МАДОУ № 62
Город, область
Город Казань
Название проект
«Хочу быть здоровым».
Тип проект
Исследовательский. Участники проекта собирают
нужную информацию, потом обсуждают ее, опираясь на
интересы детей.
Возраст детей
6 – 7 лет. Подготовительная группа.
Продолжительность
проектной
деятельности
Средней продолжительности, 4 месяца.
Программа, раздел
«Программа ДОУ №62»(основная общеобразовательная
программа дошкольного учреждения) на основе:
примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы».
Программные задачи
Дать детям понятие об органах пищеварения. Рассказать
о функциях кишечника в организме человека. Дать
представление о целостной взаимосвязи органов
пищеварения. Закреплять и обобщать знания детей о
полезной и вредной пищи.
Тема проекта
« Органы пищеварения»
Проблема проекта
Укрепление здоровья детей. Научить детей беречь своё
здоровье. «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить, забота о
здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя»
В.А.Сухомлинский.
Цель
Дать детям представление о здоровье, как о ценности,
расширить знания детей о состоянии собственного тела,
узнать свой организм, научить бережно относиться к
нему. Привлечь родителей к участию в проекте.
Ресурсы
Дети (подготовительная группа), воспитатели, родители,
педагоги ДОУ.
Иллюстрационный материал, схема строения человека.
Ресурсы Интернет.
Оформление
результатов работы
Систематизация всех материалов проекта в едином стиле
Форма презентации,
распространения опыта
Презентация проекта на педсовете.
Непосредственно образовательная деятельность.
«Волшебная страна – здоровья»
Цель: дать детям представление о здоровье, как ценности, о которой
необходимо постоянно заботиться. Воспитывать желание заботиться о своём
здоровье.
Материал: два гнома (игрушки).
Ход занятия:
Ребята сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему – о здоровье. Как
вы думаете, что такое здоровье? (рассуждение детей). Да,
некоторые из вас понимают, что такое здоровье? Но не все знают, что- же
надо делать для того, чтобы быть здоровым. Вот об этом мы и сейчас
поговорим.
А помогут мне два моих друга, они поведают нам о волшебной стране –
здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок, это гномы. Одного
зовут – Здоровяк, а другого – Болезнь. Посмотрите кто из них Здоровяк, а кто
Болезнь? (Ответы детей). А почему вы так решили?
Расскажите, пожалуйста. Да, я согласна с вашим мнением. Крепких,
сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой
цвет лица у нашего Здоровяка, у него румяные щёчки, крепкая стройная
фигура. Я думаю, что он занимается спотом, много гуляет на свежем воздухе,
он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи,
не забывает делать зарядку. И конечно же знает, что полезно, а что вредно для
здоровья. Вы со мной согласны? Или кто-то думает по- другому?.
Ребята, а гномик Болезнь, ведёт такой же образ жизни или нет?
Дети: нет.
– А почему?
- Правильно по нему видно он не занимается спортом, ведет неправильный
образ жизни. Давайте гномику по имени Болезнь поможем стать таким же,
как Здоровяк. Начинаем помогать гномику по имени Болезнь. Давайте
покажем ему пример, как нужно быть здоровым.
Предлагаю провести оздоровительную минутку:
Мы выходим на площадку,
Начинается зарядка.
Шаг на месте, два – вперёд,
А потом наоборот.
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни спасёт нас она.
Для чего нужна зарядка -
Чтобы силу развивать,
И весь день не уставать.
Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься.
Закаляйся, детвора,
В добрый час: физкульт - Ура!
Ребята, какого же человека мы назовём здоровым? Если человек болен, ему
нездоровится то, как он выглядит?
Ребята, что же должен делать гном Болезнь, чтобы быть красивым, умным,
сильным, здоровым. Теперь мы знаем с вами, что здоровье – это сила и ум.
Что здоровье – это волшебная страна, это красота, это то, что нужно беречь
всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье – это когда у
тебя нет температуры, и ты можешь ходить в детский сад, гулять на свежем
воздухе, играть. Здоровье нужно всем и детям и взрослым и даже животным.
Вы согласны. И теперь я думаю, что гном Болезнь будет заниматься спортом,
и тогда он будет тоже Здоровяком. Давайте придумаем ему новое имя (дети
придумывают имя гному).
Ребята для того чтобы быть здоровым нужно знать свой организм, его
органы которые помогают человеку быть сильным и здоровым. Вот об этом
мы поговорим на следующем занятии.
«Как ты ешь, правила приёма пищи»
Цель: Объяснить детям, что еда необходима человеку для жизни.
Формировать навыки приёма пищи. Учить детей тщательно пережёвывать
пищу, не разговаривать во время еды.
Ход занятия: ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Зелибоба, он очень
любопытный всегда обо всём расспрашивает. И сегодня он хочет у вас узнать,
как вы едите, и поучит вас правилам приёма пищи.
Зелибоба: ребята, я хочу узнать, что вы кушаете за обедом?
Дети: суп, картошку с мясом, котлеты…..
Зелибоба: а какой, суп вы знаете? А что любите на второе? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, как вы думаете для чего, человеку нужна еда?
Дети: чтобы расти, двигаться, играть, быть здоровыми, весёлыми.
Воспитатель: да, пища нужна всем людям, животным, насекомым, она
снабжает наш организм энергией. Пища нужна чтобы жить. Назовите
пожалуйста ваши любимые продукты. (ответы детей).
Воспитатель: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Посмотрите внимательно на эти картинки, перечислите продукты, которые
здесь нарисованы (ответы детей).
Воспитатель: все эти продукты полезны для детей и взрослых. А как вы
думаете почему? А сейчас я покажу вам другие картинки. Дети называют, что
на них нарисовано: чипсы, кока-кола, чупа-чупс, торт, колбаса, мороженое ,
конфеты. А как вы, думаете, эти продукты полезные или нет? (ответы детей).
Воспитатель: эти продукты нельзя назвать полезными. А знаете почему?
В этих продуктах нет никаких витаминов, полезных веществ. Ребята как вы
думаете, вы сможете прожить без этих продуктов? Конечно, сможете, если
вместо мороженого, конфеты съедите яблоко или грушу.
Зелибоба: ребята я предлагаю вам сходить со мной в магазин и купить
только те продукты, которые полезные. (Дети покупают полезные продукты)
Воспитатель: вы правильно положили все продукты, потому что они нужны
человеку каждый день. В них есть вещества, без которых человек не может
расти и быть здоровым.
Физкульт минутка:
Рано утром просыпайся
Себе, людям улыбайся
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя за столом во
время еды (во время еды нельзя разговаривать, не торопиться, не набивать
полный рот). Пищу нужно хорошо пережёвывать, нельзя есть на ходу, это
опасно. Нельзя есть слишком горячую и холодную пищу. За столом сидите
прямо, не вертитесь. А ещё нельзя есть слишком много, это вредно для
нашего организма. Есть пословица: «Много есть – не велика честь: обжорой
назовут».
Зелибоба: ребята я надеюсь, что вы всё запомнили и будете ,выполнять все
правила. Если вы хотите вырасти здоровыми, сильными, красивыми, надо
есть полезные продукты. Давайте ещё раз их назовём (ответы детей).
Воспитатель: не забывайте, ребята, что полезные продукты ещё и очень
вкусные.
А сейчас мы поиграем в игру «Отгадай по вкусу». Воспитатель даёт детям
попробовать разные продукты (творог, яблоко, морковь, орех, хлеб). Дети
отгадывают.
Воспитатель: ребята послушайте очень поучительное стихотворение:
Я думаю, ты без сомнения, знаешь,
Что пользу приносит не всё, что съедаешь.
Запомни и всем объясни очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну,
Холодная пища ему не нужна,
И очень горячая тоже вредна.
А сладостей разных,
И чипсов и «колы».
Желудок боится,
Как дети уколов,
Большими кусками
Не стоит глотать,
А тщательно надо еду прожевать
И помни – желудок у тех не болел,
Кто с детства его понимал и жалел!
Зелибоба: ребята, я надеюсь, что теперь вы будете есть только те
продукты, которые полезны всему нашему организму.
«Связь с другими органами».
Прог. сод. Рассказать детям о связи органов пищеварения с другими
органами человека.
Материал: иллюстрации овощей и фруктов, карточки с витаминами А, В, С
Ход занятия: ребята мы с вами познакомились с органами пищеварения,
рассмотрели их. Поговорили о пищи полезной и вредной. А сегодня
поговорим о связи органов пищеварения с другими органами это: зрение,
зубы, волосы, опорно - двигательный аппарат, кожа, ногти.
Для того чтобы все наши органы были здоровыми, как вы думаете, что
нужно делать?
Дети: правильно питаться, соблюдать режим, заниматься спортом.
Воспитатель: да, верно нужно соблюдать режим дня, питаться четыре раза в
день в одно, и тоже время. А сейчас ответьте мне на следующий вопрос:
полезно ли всё время есть только одни и те же продукты.
Дети: нет. Питание не должно быть однообразным.
Воспитатель: пища состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных
веществ, витаминов. Белки нужны нам для строительства. Они как бы
кирпичики, из которых складываются здания. Белки строительный материал
организма. Без них нет развития и роста. Поэтому именно растущему
организму они нужнее всего. Белки содержатся в молоке, яйцах, орехах и. д.
Для строительства нужен не только строительный материал, но и энергия,
выделяют углеводы и жиры. Небольшое количество жировой прослойки в
организме необходимо, она защищает органы, амортизируя удары. Но
большое её количество затрудняет работу внутренних органов, создавая им
дополнительную нагрузку. Поэтому излишний вес вреден для человека.
Минеральные вещества также необходимы нам. Особенно большое
количество требуется для костей. Они придают им твердость. Витамины
нужны для роста и развития организма. Их несколько групп. Это витамины
группы А, В,С, Д, РР, К и т.д. Сейчас я вам расскажу лишь о некоторых:
ВИТАМИН А – это витамин роста. Он поможет вам расти, а также сохранит
зрение. При недостатке этого витамина люди могут заболеть так называемо!
«куриной слепотой», т. Е. днём человек видит хорошо, но с наступлением
темноты острота зрения снижается.
ВИТАМИН В – регулирует обмен веществ.
ВИТАПИН С – является общеукрепляющим.
Без ВИТАМИНА Д – ребёнок может заболеть рахитом: он важен для роста
укрепления костей.
Вы узнали, из каких веществ состоят продукты питания и какую роль они
играют в нашем организме. Они находятся в самых разных продуктах,
поэтому и питание должно быть разнообразным. Например, (мясе, молоке
много белков, но мало витаминов, в хлебе – углеводов, а в овощах – много
витаминов и мало белков и жиров).
Физкультминутка. (по выбору воспитателя)
Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру « Что растёт у нас в огороде
или на даче»? На столе разложены иллюстрации, но вам нужно выбрать,
только те, которые растут в огороде или на даче. (Дети выбирают).
Да ребята вы справились с заданием, это не простые овощи, а ещё и очень
полезные. А как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель: Да, витамины, очень нужны нашему организму.
В луке много витамина А, он улучшает зрение.
Хочешь больше вырасти – ешь морковку.
В капусте живёт витамин С, с его помощью станешь сильным и у тебя будут
хорошие зубы.
В листьях салата содержится витамин В – улучшает сон, повышает
настроение. Воспитатель показывает иллюстрации овощей и прикрепляет
их на магнитную доску, напротив каждого овоща ставит карточку с
названием витамина, который содержится в данном овоще.
Ребята, но не только в овощах есть полезные витамины, но и в фруктах.
Например в яблоках много витамина А – он необходим для хорошего зрения.
В апельсиновом соке есть все известные витамины А, В и С.
Ребята если вы будете придерживаться и выполнять все правила приёма
пищи, то у вас будет хорошо работать органы пищеварения, а значит у вас
будут здоровые зубы, кости, будет хорошее зрение, красивые волосы, ногти
тогда и к докторам вам не придётся ходить.
Ребята я желаю вам быть всегда здоровыми и сильными и помнить , что
здоровье это самое главное, что у нас есть.
«Путешествие морковки по пищеварительному тракту».
Цель: Закрепить знания детей об органах пищеварительного тракта;
проследить, какой путь проделывает пища в организме человека.
Материал: морковка на магните, иллюстрация пищеварительного тракта.
Ход занятия: ребята мы каждый день говорим о здоровье, думаем о нём,
желаем друг другу здоровья.
–Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья необычно, сделаем это без
слов: посмотрите друг другу в глаза, каждого из присутствующих здесь
обведите взглядом по кругу (показываю как это сделать), встретьтесь глазами,
кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья, доброты, хорошего
настроения. Если вы уже пожелали, то посмотрите пожалуйста на меня, я
тоже хочу пожелать вам крепкого здоровья.
Ребята каждый день мы с вами кушаем разную пищу полезную и не
полезную. Но не все знают как та или иная пища путешествует по
пищеварительному тракту.
Ребята я принесла вам морковку. И хочу предложить вам проследить путь
морковки и проверить все ли вы запомнили, о чём мы с вами говорили.
Посмотрите у меня на доске схема пищеварительного тракта. Если вы будете
правильно отвечать на вопросы, то морковка будет передвигаться.
Что нужно сделать в первую очередь с морковкой, чтобы её съесть?
Дети: помыть, почистить.
Куда попадает морковка, после того как мы её помыли?
Дети: в рот.
Что мы должны сделать с морковкой?
Дети: тщательно пережёвываем зубами.
Куда дальше она попадает?
Дети: по пищеводу морковка попадает в желудок. Здесь начинается её
переработка.
Куда дальше двигается морковка?
Дети: из желудка она попадает в кишечник.
Воспитатель объясняет, что кишечник впитывает все питательные вещества
из морковки, переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и
поступает ко всем органам.
Ребята, вы молодцы справились с заданием. Правильно ответили на мои
вопросы и помогли морковке пройти весь путь.