Напоминание

Периодизация психического развития ребенка: знать, чтоб помочь своему малышу


Автор: Демидова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №51
Населённый пункт: Московская область, Сергиево-Посадский рн, Г.Хотьково
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Периодизация психического развития ребенка: знать, чтоб помочь своему малышу
Раздел: дошкольное образование





Назад




АНО «Академия дополнительного профессионального

образования»

Программа профессиональной переподготовки

«Педагог раннего развития. Психолого-педагогическое сопровождение

детей на ранних этапах онтогенеза»

Дисциплина: Психология раннего онтогенеза

Практическое задание 1, модуль 1

Выполнил:

слушатель Демидова О.В.

Преподаватель:

Басина И.М.

Г.Хотьково (МБДОУ №51) 2017 г

Теория

психического

развития

Автор

Краткое

содержание

1.

Теория рекапитуляции

С.Холл

П р о в од и т с я

п р я м а я

а н а л о г и ю

с

б и о г е н е т и ч е с к и м

.

законом и рассматривает

развитие

ребёнка

как

обусловленный

наследственными

причинами

п р о ц е с с ,

т е ч е н и е

к о т о р о г о

определено

основной

линией

эволюционного

развития.

Важнейшие

стадии

в

их

с т р о го

закономерной

последовательности

автоматически

воспроизводятся одна за

другой.

2

Теория

классического

и

инструментального

обуславливания

И.П.Павлов

Новые формы поведения

м о г у т

в о з н и к а т ь

в

результате установления

с в я з и

м е ж д у

врожденными

формами

поведения

(безусловными

рефлексами)

и

новым

раздражителем

(условным

р а з д р а ж и т е л е м ) .

В

случае

совпадения

во

времени и пространстве

условного

(нового)

и

безусловного

(служащего

стимулом

безусловной

реакции)

раздражителя,

новый

раздражитель

начинает

вызывать

безусловную

реакции, и это приводит

к

совершенно

новым

особенностям

поведения.

Сформировавшийся

таким образом условный

р е ф л е к с

м о ж е т

в

дальнейшем

служить

базой для формирования

условных

ре флексов

в т о р о г о

и

в ы с ш и х

порядков.

3

Теория

о п е р а т н о г о

обуславливания

Торондайк, Скиннер

Эта

теория

осталась

в

р а м к а х

п р е ж н е й

парадигмы

"стимул

реакция

(поведение)",

однако

п од ч е р к н ул а

з н ач е н и е

с т и м ул о в ,

имевших

позитивный

и л и

н е г а т и в н ы й

х а р а к т е р

( з а к о н

э ф ф е к т а ) ,

в

в о з н и к н о в е н и и

и

укреплении

поведения.

В

этой

теории

стимул

приобрел

функциональные

качества

подкрепления,

п о в ы ш а ю щ е го

с и л у

р е а к ц и и .

М о д е л ь

Торндайка — Скиннера,

как

и

модель

И.

П.

Павлова,

уподобляла

поведение

организма

"черному

ящику",

о

внутреннем

содержании

которого

нет

никакой

информации.

С л е д у ю щ и й

э т а п

развития

поведенческой

психотерапии

связан

с

п о п ы т ко й

у ч е с т ь

и

промежуточные

переменные,

расположенные

между

стимулом

и

реакцией.

При

этом

внутренние

переменные

рассматривались

как

скрытые

реакции

на

внешние

раздражители.

Именно их скрытность и

исключала

понятную

с в я з ь

с

в н е ш н и м и

раздражителями.

Внутренние переменные

это,

прежде

всего,

к о г н и ц и и

( м ы с л и ,

представления), которые

управляют

д р у г и м и

процессами,

например,

эмоциональными

или

мотивационными.

4

Теория конвергенции

В.Штерн

Психическое

развитие

ребенка

определяется

конвергенцией

(взаимодействием)

двух

указанных

факторов,

о д н а к о

п р и

доминирующей

роли

фактора

наследственности.

Штерн

рассматривал

с р е д у

к а к

ф а к т о р ,

у с к о р я ю щ и й

и л и

тормозящий реализацию

наследственно

предопределенных

свойств и особенностей

психики.

Психическое

р а з в и т и е

в

т е о р и и

конвергенции сводится к

внутреннему

созреванию заложенных

в

организме

свойств.

В н е ш н е й

с р е д е

придается

лишь

роль

катализатора,

фактора,

который может ускорить

или

замедлить

темп

р а з в и т и я ,

н о

н е

в н о с я щ е г о

н и ч е г о

качественно

нового

в

психическое развитие.

Конспект занятия с родителями по теме: «Периодизация психического

развития ребенка: знать, чтоб помочь своему малышу».

Цель:

-Рассказать

родителям

о

том,

что

психическое

развитие

ребенка

подразделяется на периоды, каждый из которых имеет свои особенности.

Задачи:

- Описать каждый из периодов психического развития в отдельности

-Дать понятие возрастному кризису

-Рассказать о том, как пережить правильно каждый из этих кризисов,

без ущерба для себя и психического здоровья ребенка.

Вопросы:

1.

Что такое кризис 1, 3, 7 лет?

2.

Как

правильно

надо

строить

отношения

с

ребенком

в

период этих кризисов?

3.

Какие именно отличия в каждом из периодов

4.

Выводы, рекомендуемая литература по теме

ВВЕДЕНИЕ

Процесс

развития

ребенка

является

стадиальным

и

состоит

из

последовательно сменяющих друг друга возрастов. Определённый возраст

(период) в жизни ребёнка – это относительно замкнутый период, значение

которого

определяется

прежде

всего

его

местом

и

функциональным

значением

на общей кривой детского развития (каждый возрастной этап

неповторим и своеобразен). Каждый возраст характеризуется определённой

социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в

которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период; основным или

ведущим

типом

деятельности,

а

также

основными

психическими

новообразованиями.

В

развитии

ребёнка

существуют

два

типа

периодов:

стабильные,

которые текут очень медленно, с незаметными изменениями, и критические,

для которых характерны стремительные изменения в психике ребёнка. Эти

два типа периодов как бы перемежают друг друга.

Другой

тип

периодов

кризисы.

Общий

признак

критического

периода – нарастание трудностей общения взрослого с ребёнком, которые

являются симптомом того, что ребёнок нуждается уже в новых отношениях с

ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-

вариативно.

С

чисто

внешней

стороны

они

характеризуются

чертами,

обратными по отношению к стабильным. Здесь на протяжении относительно

короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения,

изменения и переломы в личности ребёнка. Развитие принимает бурный, с

стадия раннего детства (до 3 лет), ее основное содержание – воспитание в

семье;

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Примерная периодизация развития ребенка выглядит так:

1.Стадия раннего детства (1-3 лет)

2. стадия дошкольного возраста (3-7 лет), ее основное содержание –

воспитание в семье или дошкольном учреждении;

3. стадия начального школьного образования (6-12 лет), ее основное

содержание

приобретение

основных

интеллектуальных

навыков

в

начальной школе;

4. стадия обучения в средней школе (12-16 лет), ее содержание –

получение общего образования;

5.

после

16

лет

стадия

высшего

или

университетского

образования.тремительный, иногда катастрофический характер.

В

процессе

развития

ребенка

выделяют

следующие

возрастные

кризисы: 1 год, 3 года, 7лет, 13 лет и 17 лет.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как

ведущей

деятельности.

Комплекс

оживления,

возникающий

на

третьем

месяце

жизни,

в

действительности

является

сложной

формой

общения

ребенка со взрослыми. Он появляется задолго до того, как ребенок начинает

самостоятельно манипулировать предметами.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к

собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого

практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно

развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о

том,

что

общение

не

перестает

быть

деятельностью,

ведущей

за

собой

развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной

деятельностью.

Однако

анализ

речевых

контактов

ребенка

этого

возраста

с

окружающими

людьми

показывает,

что

речь

им

используется

главным

образом

как

средство

коммуникации

для

налаживания

сотрудничества

с

людьми в совместной с ними деятельности, но не как инструмент мышления.

Да и сами предметные действия в этот период времени служат для ребенка

способом налаживания межличностных контактов. Общение в свою очередь

опосредуется

предметными

действиями

ребенка

и

практически

еще

не

отделено от них.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее

наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем

сторонам психики и поведения ребенка – ролевой. Главное значение игры для

психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым

приемам,

в

частности

принятию

ребенком

на

себя

роли

взрослого,

выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру

многих

предметных

действий,

переносу

значений

с

одного

предмета

на

другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра

выступает

как

вид

активности,

объединяющий

общение

и

предметную

деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного

возраста

играет

учение.

В

процессе

учения

происходит

формирование

интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы

опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми

людьми.

В

подростковом

возрасте

возникает

и

развивается

трудовая

деятельность, а также особая форма общения – интимно-личностная. Роль

трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных

увлечений детей каким-либо делом, состоит и их подготовке к будущей

профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и

усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается

разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему

школьному

возрасту.

Примечательной

особенностью

общения

подростков

является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений

своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах

воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между

взрослыми.

В

старшем

школьном

возрасте

процессы,

начало

которым

было

положено в подростковом возрасте, продолжаются, но ведущим в развитии

становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников

развиваются

взгляды

на

жизнь,

на

свое

положение

в

обществе,

осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

Что надо знать о возрастных кризисах?

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. До

этого организм младенца регулировала биологическая система, связанная с

биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией,

основанной

на

самоприказе

или

приказе

со

стороны

взрослых.

Таким

образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы,

позволяющей

ему

надежно

ориентироваться

в

окружающем

мире:

биологические

ритмы

сильно

деформированы,

а

речевые

не

настолько

сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как

бы

обратным

развитием.

Эмоционально

проявляется

в

аффективности.

Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

- нарушение всех биоритмических процессов (сон-бодрствование);

-нарушение

удовлетворения

всех

витальных

потребно стей

(например, чувства голода);

- эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу острых.

Далее рассмотрим кризис трех лет. Для него характерно:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он

выглядит

в

глазах

других.

У

девочек

проявляется

интерес

к

нарядам;

мальчики демонстрируют озабоченность своей эффективностью, например, в

конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис

3-х

лет

относится

к

числу

острых.

Ребенок

неуправляем,

впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден

как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их

количеству называют семизвездием кризиса 3 лет:

- негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на

то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки

собственному желанию;

- упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а

потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

- строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания,

образа жизни, который сложился до трех лет;

- своеволие - стремится все делать сам;

-

протест-бунт

-

ребенок

в

состоянии

войны

и

конфликта

с

окружающими;

- симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает

ругаться, дразнить и обзывать родителей;

- деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.

По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется

как ревность.

Кризис

семи

лет

напоминает

кризис

одного

года

-

это

кризис

саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами.

Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание

к

себе,

поведение

становится

вычурным.

С

одной

стороны,

у

него

в

поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так

как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой,

кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка 7 лет распадается единство аффекта и интеллекта, и этот

период

характеризуется

утрированными

формами

поведения.

Ребенок

не

владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять

ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще

другие.

Вслед за кризисом семи лет следует кризис подросткового возраста .

Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет («Я сам»),

только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как

«возраст

второй

перерезки

пуповины»,

«негативная

фаза

полового

созревания».

Характеризуется

падением

успеваемости,

снижением

работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.

Человеческое

Я

и

мир

разделены

более,

чем

в

иные

периоды.

Кризис

относится к числу острых. Симптомы кризиса таковы:

- снижение продуктивности в учебной деятельности;

- негативизм.

Наблюдается

снижение

продуктивности

и

способности

к

учебной

деятельности

даже

в

той

области,

в

которой

ребенок

одарен.

Регресс

проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети

способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Происходит

открытие

мира

психического,

внимание

подростка

впервые

обращается

на

других

лиц.

С

развитием

мышления

наступает

интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных

переживаний.

Разделяется

мир

внутренних

переживаний

и

объективная

действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Второй

симптом

кризиса

-

негативизм.

Иногда

эту

фазу

так

и

называют

фазой

второго

негативизма

по

аналогии

с

кризисом

трех

лет.

Ребенок

как

бы

отталкивается

от

среды,

враждебен,

склонен

к

ссорам,

нарушениям

дисциплины.

Одновременно

испытывает

внутреннее

беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У

мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается

позже - в 14-16 лет.

Кризис

юношеского

возраста

напоминает

кризисы

одного

года

(речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет

происходит

ценностносмысловая

саморегуляция

поведения.

Если

человек

научится

объяснять,

а

следовательно,

регулировать

свои

действия,

то

потребность

объяснить

свое

поведение

волей-неволей

приводит

к

подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У

молодого

человека

наблюдается

философская

интоксикация

сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его

активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный

релятивизм (относительность всех ценностей).

Как помочь себе и ребенку пережить возрастной кризис?

Самая верная тактика мамы в борьбе с кризисом одного года — это

спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку

волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи

с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за

предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы

и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.

Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой,

которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему

только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты

В возрасте около трех лет у ребенка появляется потребность не только

делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения.

Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы

и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот

кризис ребенок понимает свое место в семейной иерархии.

Чтобы максимально спокойно пережить этот период — учитесь (да, да

именно

Вы,

родители,

не

ребенок)

предоставлять

ребенку

возможность

выбора,

уважать

его

как

личность,

идти

с

ним

на

компромиссы

и

договариваться.

Ребенок

не

хочет

есть

кашу?

Нет,

скорее

всего

он

просто

хочет

настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак для него самый простой

способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему

выбрать какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая

вам ребенок озвучит уже свое мнение: Я выбираю на завтрак овсяную кашу.

И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его

мнение важно.

Важно,

что

выбор

всегда

должен

быть

закрытого

типа

с

перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты

будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку,

оденем вот эту красную или вот эту белую кофту?

Так

же

не

забываем,

что

у

ребенка

развивается

потребность

действовать

самостоятельно

расширяйте

область

действий,

которые

доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и

не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка

Кризис 7 лет готовит ребенка к школьному обучению.

Логично, что если у ребенка меняются образ жизни, самоощущение,

поведение, то и родителям необходимо что-то менять в привычных способах

взаимодействия с ним. Это очень важно, т.к. если родители по каким-то

причинам

продолжают

общаться

с

первоклассником

так

же,

как

с

дошкольником, то они могут замедлять развитие его социальных навыков.

Кроме того, необходимо начать заранее готовить ребенка к новому образу

жизни, чтобы ускорить его адаптацию к школе.

· Установите четкий режим дня. Чтобы облегчить ребенку переход к

школьной жизни, а вам – подъем его по утрам, примерно за полгода до начала

учебы приучите ребенка пораньше ложиться и вставать.

· Найдите возможность познакомить его с учительницей, со зданием

школы (если пропустили октябрьские дни открытых дверей для родителей

будущих

первоклассников,

добро

пожаловать

на

аналогичное

весеннее

мероприятие). Детям всегда проще воспринимать что-то уже знакомое. Если

он пойдет в первый класс, зная, где находится классный кабинет, как зовут

учителя и что вообще представляет собой школа, то с первого дня будет

чувствовать себя увереннее.

· Обговорите с ребенком его новые права и обязанности. В период

непослушания, когда ребенок отвергает старые требования, необходимо четко

обозначить границы его возможностей. В семье обязательно должны быть

правила, и, несмотря на выраженный негативизм, детям они тоже нужны, т.к.

создают понятное для них жизненное пространство со своими законами.

Объясните

ребенку,

в

чем

суть

«взрослости»,

какие

обязанности

есть

у

родителей, бабушек и дедушек, в чем каждый из них независим, а в чем

зависит от других. Преподнесите малышу требования как расширение его

полномочий. Например, раньше вы не просили его мыть за собой тарелку, т.к.

он мог случайно разбить ее, то теперь ребенок уже взрослее, поэтому ему

можно

это

доверить.

Нужно

создать

у

первоклассника

ощущение,

что

ответственность, которая на него возлагается, – это проявление доверия и

надежды на его помощь, а не стремление его нагрузить и заставить что-то

делать. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка за его личные

дела.

·

Давайте

ребенку

свободу.

Некоторые

правила

должны

быть

закреплены (например, поддержание порядка в его комнате). Способ же их

выполнения и время могут оставаться за ребенком. Пусть ребенок не сразу

научится ориентироваться в том, сколько времени требуется, чтобы убрать

свою комнату, и пару раз это затянется надолго. Постепенно он сможет

приспособиться, зато выработанный способ действия будет собственным, а

не навязанным извне. Не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, если он сам

не просит помощи. Тем самым вы как бы говорите ему: «Я тебе доверяю, я

думаю, что ты справишься».

·

Дайте

ребенку

видеть

последствия

своих

поступков.

Не

нужно

стараться предотвратить негативные результаты действий или бездействия

ребенка (если они, конечно, не угрожают его безопасности). Например, если

ребенок отказывается делать домашнее задание без уважительных причин, то

позвольте ему получить «двойку» или порицание учителя. Только так он

сможет понять, что сам ответственен за них.

·

Учитесь,

играя.

Включайте

элемент

игры

в

выполнение

новых

обязанностей. Все-таки семилетка только готовится быть школьником, и ему

сложно сразу переключиться на взрослый режим. Пусть он научит читать

свои игрушки, объяснит папе, как правильно писать буквы (папа наверняка

уже забыл это!), поможет вам посчитать сдачу в магазине. Ребенок должен

постоянно видеть, что его дела кому-то нужны. Это будет стимулировать его

лучше, чем любые уговоры.

· Поощряйте детскую дружбу. Ребенку легче будет полюбить школу,

если

там

у

него

появятся

друзья.

Поддерживайте

новые

знакомства,

приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте совместные

выходные на природе и т.д.

· Не торопите события. Ваш ребенок в любом случае преодолеет свой

кризис. Пусть вас не слишком беспокоит, что он длится дольше, чем вам

хотелось бы. У каждого свой ритм. Помните, что решение психологических

кризисов ничуть не легче решения кризисов финансовых. И за то, в чем дети

разбираются самостоятельно, многие современные компании платят большие

деньги, приглашая всевозможных советников и аналитиков со стороны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не торопите события. Ваш ребенок в любом случае преодолеет свой

кризис. Пусть вас не слишком беспокоит, что он длится дольше, чем вам

хотелось бы. У каждого свой ритм. Помните, что решение психологических

кризисов ничуть не легче решения кризисов финансовых. И за то, в чем дети

разбираются самостоятельно, многие современные компании платят большие

деньги, приглашая всевозможных советников и аналитиков со стороны.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. С. Выготский. Вопросы детской психологии; Изд. “Союз”; СПб

1997

2.

Л.

Ф.

Обухова.

Возрастная

психология.

Учебник;

Изд.

’’Роспедагенство’’; Москва 1996

3.

Спиваковская

А.

С.

Как

быть

родителями:

О

психологии

родительской любви. - М., 1986.

4. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб.

пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 288 с.



В раздел образования