Напоминание

"ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ. ЛЕДЯНАЯ ЗОНА"


Автор: Коврова Роза Рахметуллаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бековская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Кемеровская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ. ЛЕДЯНАЯ ЗОНА"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»

ТЕМА: « ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ. ЛЕДЯНАЯ ЗОНА»

Тема урока

Природные зоны России. Ледяная зона.

Цели урока

1. Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.

2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение

ориентироваться по карте, умение работать с дополнительной литературой.

3. Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам

природы. Развивать коммуникативные умения.

Планируемые результаты

Получить представление о географическом положении, климате, растительном и животном мире ледяной

зоны. Понять причины различия климата на земле. Осознать роль человека в негативных изменениях

окружающего мира.

Личностная значимость

изучаемого для школьника

Развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Воспитание экологической культуры.

Расширение кругозора.

План урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний:

1) наблюдения;

2) работа по карте;

3) экспресс-опрос.

3. Активизация познавательной деятельности.

II. Изучение нового материала

1.

Сообщение темы урока.

2.

Физминутка.

3.

Географическое положение.

4.

Климатические условия.

5.

Растительный мир.

6.

Животный мир.

7.

Влияние деятельности человека на ледяную зону.

III. Итоги урока.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстрированный

Эвристическая беседа

Репродуктивный

Практический

Формы организации учебной

деятельности

Урок – путешествие.

Приемы деятельности учителя

Опрос по изученному материалу.

Работа с картой.

Постановка проблемных вопросов. Рассказ.

Организация сообщений. Помощь выступающим.

Работа с теллурием.

Диалог, обмен мнениями по поводу путешествия.

Подведение итогов.

Познавательные задания

I. Вводная часть

-Что нужно знать, прежде чем отправиться в путешествие?

- Сообщить метеосводку.

- Отгадать загадку.

- Нужна ли путешественнику карта?

Упражнение «Волшебное окошко»

II. Изучение нового материала

- Найти на карте точку отправления, показать наш путь, показать ледяную зону.

- Наблюдение за сезонными изменениями по теллурию.

- Проблемные вопросы:

Почему Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами?

Почему море Лаптевых замерзает очень сильно?

Почему в ледяной зоне льды и холодно?

Могут ли в суровых условиях ледяной зоны существовать живые организмы?

Почему белый медведь хищник?

- Опережающие задания к уроку, подготовка сообщений.

III. Итог урока.

- Что понравилось во время путешествия?

- О чем захотелось узнать подробнее?

- Разгадывание кроссворда.

- Составить творческий рассказ – отчет о путешествии в ледяную зону.

Организация деятельности

учащихся

Отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают сообщения товарищей.

Рассматривают иллюстрации, фотографии.

Работают в паре.

Работают по карте.

Наблюдают за «работой» Солнца по теллурию, делают выводы.

Выступают с сообщениями.

Знакомятся с характерными особенностями ледяной зоны.

Разгадывают кроссворд.

Развитие умений учащихся

Работать в заданном темпе.

Внимательно слушать.

Использовать дополнительную литературу, отбирать материал.

Выступать пред классом.

Выполнять творческое задание. Уметь работать с картой.

Уметь доказывать свою точку зрения.

Уметь работать в паре.

Основные понятия и термины

Природные зоны.

Ледяная зона.

Географические названия.

Теллурий.

Полярная ночь, полярный день.

Параллель, северная широта.

Полярное сияние.

Арктика.

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.Самоопределение

к учебной

деятельности

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Рассаживаются за 3 стола по группам

гр .№ 1, гр. № 2, гр. № 3

2. Актуализация

знаний

3.Постановка

учебной проблемы.

Ребята, у нас сегодня очередное заседание клуба

«Мы и окружающий мир»

1. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

2.Скажите, ребята, сколько вы знаете природных зон нашей

страны?

3.Как изменяются природные зоны нашей страны?

4.Почему это происходит?

Ребята, ответив на следующий вопрос, вы можете сами

сформулировать тему нашего заседания.

«Как называется самая северная природная зона России»

-А какой будет цель урока?

О чем поподробнее хотелось бы узнать об этой зоне?

С природными зонами нашей страны

Мы знаем 6 природных зон (перечисляют)Зона

Арктических пустынь, зона тундры, зона лесов,

зона степей, зона пустынь, зона субтропиков

Они изменяются в направлении с севера на юг.

Северные районы нашей страны получают от

Солнца меньше тепла и света, а южные больше.

Самая северная зона России – зона Арктических

пустынь

Узнать о природных условиях Арктики

(ответы детей)-кто там обитает? Кто живёт?

4. Открытие

детьми нового

знания

5.Физминутка

-Для ведения нашего заседания, мы должны выбрать

председателя.

-Кто за ? Прошу проголосовать. Председатель занимает

место у стола учителя. Слово предоставляется председателю

(на экране высвечивается план заседания)

В соответствии с повесткой учитель показывает на карте

местоположение ледяной зоны и просит найти – на своих

картах.

Председатель знакомит с планом работы

План заседания клуба «Мы и окружающий мир» по

теме «Ледяная зона»

1.Местоположение ледяной зоны и особенности

неживой природы ледяной зоны-

2.Растения ледяной зоны – .

3.Животные ледяной зоны

4.Арктика и человек-

5.Работа со справочной литературой

Дети находят в учебнике на стр 60-61, 4 кл, (I ч)-

работа в парах

Председатель обращается к детям: В соответствии

с планом мы сейчас познакомимся с очень

интересными сообщениями об Арктике. Слово

предоставляется…..(выступление учащихся с

сообщениями)

6. Работа в

группах

Вопросы

I группа

1. Кто из наших соотечественников являются

первооткрывателями Арктики?

2. Какова площадь Арктики?

II группа

1.

Что такое Айсберги?

2.Что собой представляют птичьи базары в Арктике?

III группа

1.

Полезные ископаемые Арктики?

2.Кто являются коренными жителями Арктики?

Председатель предлагает отыскать

дополнительный материал об Арктике в

энциклопедии «Что такое. Кто такой». , раздел

«Арктика» в соответствии с вопросами.

При затруднениях учащихся является

одновременно консультантом.

Площадь составляет почти 27 млн кв.м- почти в 3 р

больше Европы

2гр.Плавающие края ледников обламываются-

образуются Айсберги, ледяные горы

Огромные скопления птиц на ледяных скалах,

птицы располагаются рядами по видам. Сильный

гвалт, рядом находиться небезопасно.

3гр.Нефть, газ, каменный уголь, цветные металлы,

алмазы.

Малые народы Севера: чукчи, ненцы, коми, и др

По окончанию работы председатель предоставляет

слово каждой группе.

7. Закрепление

изученного

Учитель предлагает всем членам клуба самостоятельно

прочитать сообщение учеников села Мирного, а затем всем

группам ответить на 1 вопрос учебника. (Сравни

климатические условия нашей области с климатическими

Используют для ответа на вопрос атлас

Кемеровской области, раздел «Климатические

зоны».

В нашей области минимальная температура

Рыба

Морж

условиями Арктики.)

наблюдалась -38 С, максимальная +40 С.

В Арктике в отличие от нашей местности полярная

ночь, полярный день, полярное сияние.

Температура воздуха мин. -60 С, максимальная

+3,+4 С

Далее председатель предлагает:

1 группе ответить на 2,3 вопросы

2группе ответить на 4,5 вопрос

3 группе ответить на 6,7 вопрос учебника.

8.Самостоятельная

работа

Учитель предлагает поработать по тестам и проверить себя,

как усвоили материал по изученной теме.

Работают самостоятельно по тестам.

9.Самопроверка

1.

О каком животном идет речь? Хорошо плавает, ноги

превратились в ласты. Добывает корм- рыбу.

А). Белый медведь

Б). Полярный кит

В). Тюлень

2.

Закончи составление цепи питания

3.«Родильный дом»

для белых медведей находится:

А) на п/о Таймыр

Б) На острове Врангеля

4.Полярная ночь и полярный день в Арктике длятся

А) Несколько дней

Б) Несколько месяцев

В) Несколько лет

5.В зоне Арктики люди занимаются:

А) Земледелием

Б) Охотой

В) Рыболовством

6.Площадь Арктики составляет

А) 72 млн кв.км

Б) 27 млн кв.км

1.

В

2.

Белый медведь

3.

Б

4.

Б

5.

Б,В

6.

Б

В) 27 млн кв. м

10.Рефлексия

Раздаются председателем карточки с названием

«Я узнал о….»

Дети ставят «+», если об этом узнали новую

информация

«-», если не узнали

11. Домашнее

задание

Учитель просматривает карточки

Дети, я вижу на некоторые вопросы вам не удалось сегодня

услышать и найти ответ дома. И на следующий урок

подготовит ответ.

Председатель собирает карточки.

Председатель закрывает заседание и благодарит

всех за участие.



В раздел образования