Автор: Войцихова Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС"Ивушка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Системы развивающих игр" в старшей группе (для детей 5-6 лет).
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА
ПОДВИЖНЫХ ИГР
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Качели на руках взрослого.
Папа подает ребенку правую руку, и ребенок вспрыгивает на нее, садясь на
подставленную ладонь лицом к папе и обхватывая его за плечо. Папа вытягивает руки
вперед, назад, вверх и вниз, ходит с ребенком, бегает или кружится; ребенок находится в
полной безопасности, поскольку он крепко держится за папино плечо. После минутного
отдыха упражнение повторить на левой руке, если у папы она такая же сильная, как и
правая. Упражнение является для папы прекрасной физической закалкой, а для ребенка
— средством для воспитания смелости, равновесия; главным образом оно способствует
воспитанию у ребенка силы воли, учит самостоятельности и ответственности.
Вниз головой.
Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу. При поддержке за оба предплечья
(безопасная поддержка описана выше) ребенок подпрыгивает и обвивает ногами талию
взрослого. Затем он прогибается назад, почти касаясь головой пола, и взрослый не только
поддерживает его за предплечья, но и локтями прижимает его ноги к телу; такое
положение совершенно безопасно. Длительность удержания позы 2 — 3 секунды, затем
вернуться ви.п. Упражнение повторить 2 раза. Цель — научить ребенка преодолевать
неприятные ощущения в положении вниз головой (это ему пригодится в занятиях
спортом, поможет ориентироваться в пространстве и укрепить мышцы плечевого пояса и
тазобедренные мышцы).
Кувырок на возвышении.
После освоения приведенных упражнений можете попробовать с ребенком выполнить
кувырок со страховкой на возвышении (например, на ящике, покрытом одеялом или
покрывалом), чтобы проверить, действительно ли он умеет правильно сгруппироваться.
Помощь замените страховкой — это означает, что вы должны лишь следить за тем, чтобы
ребенок не упал. Если ребенок легко выполнит кувырок самостоятельно, то его
акробатические навыки действительно заслуживают высокой оценки.
Шаги.
Ребенок демонстрирует свое умение ходить размеренным шагом с правильной осанкой,
движение рук при ходьбе, красивую посадку головы. Взрослый корректирует походку и
оценивает ее по пятибалльной системе. На второй день игра повторяется, и ребенок
старается улучшить оценки. Позже ходьба усложняется тем, что ребенок машет над
головой веточкой или несет на голове легкий предмет (картонку, резиновый кружок,
дощечку и т. п.)-
Соревнования в ходьбе.
Взрослый соревнуется с ребенком в быстрой ходьбе на возвышении (на скамейке, узком
бревне), по неровной поверхности (снегу, высокой траве), в ходьбе на носках, в приседе и
т. п. Взрослый следит, красиво ли ходит ребенок (например, не идет ли он вразвалку, не
топает ли, не опускает ли голову), и постоянно исправляет недостатки.
Эстафета с предметами.
Начертите для ребенка дорожку (длиной около 10 м) с двумя кружками. Ребенок
постепенно складывает игрушки и различные предметы в кружок, вновь их собирает и
переносит в другой кружок. То же проделайте, соревнуясь; при этом ходьба переходит в
бег. Действия с предметами во время бега и элементы соревнования в игре учат ребенка
владеть собой и быстро выполнять поставленные задачи.
Соревнования по бегу.
Ребенок готовится на стартовой черте; дорожкой ему служит тропинка в парке, тротуар
перед домом и т.д. Взрослый подает команды: «На старт! Внимание! Марш!» Ребенок
должен быстро стартовать и, стараясь не замедлять темпа, как можно быстрее добежать
до финишной черты, где стоит взрослый. Конечно, игра становится гораздо интереснее,
если у ребенка на дорожке есть соперник. Если нет детей такого же возраста,
организовать «соревнование» довольно сложно, но в таком случае бег проходит гораздо
эмоциональнее, чем когда ребенок бежит один. Бежать можно на дистанцию 10— 15 м, в
6 лет — на 20 м.
Пчелы и медведь.
Ребенок-пчела вылезает из улья (его можно обозначить, низко натянув канат над землей)
и «летает» — легко бегает, свободно раскинув руки. При возгласе: «Медведь!» — быстро
прячется в улей. Игру можно разнообразить тем, что взрослый-медведь незаметно
появляется без звукового предупреждения, и ребенок должен реагировать только на
зрительный сигнал. Затем игроки меняются местами: ребенок изображает медведя, а
взрослый — пчелу.
Соревнования на дорожке препятствий. На дорожке расставьте мелкие предметы
(воткните прутики и т. п.) и дайте ребенку задание бежать как можно быстрее, нигде и ни
к чему не прикасаясь. В то время как ребенок бежит, преодолевая препятствия прыжками
или обегая их, считайте вслух. Отдышавшись, ребенок повторяет бег на дорожке с
препятствиями; взрослый следит, сколько времени требуется на ее преодоление.
Посоветуйте ребенку, как надо бежать, чтобы быть самым быстрым, научите его
наиболее экономному способу преодоления некоторых препятствий — этим вы
пробудите в нем интерес к достижению лучших результатов. Игру повторяйте в
последующие дни.
Самолеты.
Ребенок в приседе готовится к старту, как самолет. Минуту спустя мотор начинает гудеть
(р-р-р-р), самолет поднимается и летит, кружа над морем, лесом и т. д. Взрослый
сопровождает полет комментариями и спустя несколько секунд вызывает самолет вновь
на аэродром. Ребенок заканчивает свой бег там, откуда его начал, и отдыхает лежа или
сидя (расслабление, релаксация). На вопрос: «Что видели люди в самолете?» — он
отвечает, фантазируя либо используя те эпизоды, которые запомнились ему из рассказа
взрослого. Потом игра повторяется.
Лошадки.
Взрослый держит скакалку за оба конца, а ее середина опоясывает грудь ребенка-
лошадки. Ребенок бежит впереди, взрослый — за ним. Потом они меняются местами:
взрослый изображает лошадку, ребенок — кучера (взрослый должен бежать медленно,
чтобы ребенок успевал за ним).
Груз.
Ребенок ползает на четвереньках и несет на спине небольшую игрушку или другой
предмет, стараясь не уронить его в течение всего пути. Игра способствует развитию
координации движений, подвижности позвоночника и выносливости.
«Мой веселый, звонкий мяч...».
Взрослый декламирует известное стихотворение, ребенок прыгает на месте, подражая
мячу, скачущему по земле. Подскоки становятся все ниже и ниже и, наконец, совсем
прекращаются. На слова «а потом ты покатился...» ребенок сгибается в приседе и весь
подбирается (мяч откатился). Игра укрепляет мышцы ног и учит энергично
отталкиваться. Для наглядности в игре можно использовать настоящий мяч.
Звери и птицы.
С обозначенного места на дорожке, длиной почти 10 м, ребенок, подражая взрослому или
ориентируясь на собственные представления, изображает движения собаки, кошки,
аиста, чайки и других животных.
Воробей и рак.
Ребенок по команде взрослого чередует прыжки двумя ногами на месте и с места
(воробей) с ползанием назад в положении лежа с опорой на руки, ноги согнуты (рак).
Катилось, катилось красное яблочко...
Разучивайте вдвоем с ребенком все способы катания мяча: сидя напротив друг друга, в
положении стоя на коленях, лежа на животе; учите ребенка катить мяч по земле,
направляя его в разные стороны; ребенок догоняет мяч и ловит его.
Борьба за мяч.
Взрослый катит 2 — 3 мяча по очереди навстречу ребенку; тот быстро возвращает мячи.
Иногда можно катить и большее количество мячей одновременно; у ребенка развивается
быстрота реакции и ловкость. Между взрослым и ребенком на высоте почти 30 см над
землей натягивается веревка или резинка. По неожиданной команде «Достаточно!» оба
игрока ложатся на землю и перестают перекатывать мячи. Выигрывает тот, на чьей
стороне осталось меньше мячей. Как только ребенок поймет смысл игры, он полюбит ее
и благодаря ей приобретет хорошую реакцию, ловкость, внимательность; научится
играть, соблюдая правила.
Игра с мячом.
Ребенок ползет на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой легкий мяч
(надувной), не касаясь его руками. Игра способствует выработке подвижности
позвоночника — главным образом шейного отдела.
Метание в цель.
На расстоянии, на которое примерно может добросить ребенок, подвесьте большую цель,
например корзину или обруч. Ребенок многократно пытается попасть мячом в цель;
таким образом он учится правильным замахам и броскам. За каждое попадание в цель
ребенок получает очко. Помните: цель не должна находиться слишком близко, чтобы
ребенок не перенапрягал глаза.
Метание (на оценку). Не следует недооценивать тренировку метания на дальность. Во
дворе начертите линию, к которой ребенок должен встать боком, чтобы развернуться для
броска. Учите ребенка метать вперед-вверх через веревку, натянутую высоко над
головой, через кустик или через ветку дерева и т. п. Каждый бросок оценивайте по
пятибалльной системе, чтобы стимулировать ребенка. Можно метать желуди, бумажных
голубей, мячик. После того как все предметы будут брошены, приучайте ребенка сразу их
собирать (соблюдение безопасности необходимо для выполнения коллективных
метаний).
Ловля мяча (на оценку). Ловить мяч гораздо сложнее, чем метать его. Поэтому
приступайте к этой игре позднее, используя мячик диаметром около 12 см. Ребенок сидит
на земле, отбивает мячик низко от земли, стараясь поймать его после каждого отскока. То
же повторять на коленях, потом стоя, причем ребенок должен ловить мяч уже не после
каждого отскока, а после нескольких отскоков от земли. Взрослый оценивает результаты
ребенка по пятибалльной системе.
Прыгающие кружки.
Начертите на спортивной площадке несколько кругов недалеко друг от друга (так, чтобы
из них получился человечек) и учите ребенка прыгать из круга в круг на одной или обеих
ногах. Позже малыш будет сочетать прыжки с бросками. Ребенок бросает камешек в
круг; куда упал камешек, туда он и прыгает. Постепенно формируются правила игры:
прыгай только туда, где камешек; не наступи на черту круга; подбери камешек так, чтобы
не переступить черту круга, и т. п.
Упражнения с мячом.
Ребенок пробует отражать и ловить мяч различными способами (например, отбивание
мяча о стенку, «дриблинг») и старается, чтобы мяч все время находился в движении. На
основе имеющегося у ребенка опыта движений с мячом родители составляют
«программу упражнений» и подводят ребенка к тому, чтобы он чаще повторял ее, даже
играя самостоятельно.
Вызывалы.
Взрослый бросает мячик перпендикулярно земле, чтобы он высоко подскочил,
одновременно называя какое-нибудь имя, животное или вещь (например, Саша, медведь,
кукла). Ребенок бежит за мячиком, старается его поймать и при этом повторяет названное
слово. Позже произносятся только определенные слова, например только имена людей,
названия животных, продуктов и т. п. Игра развивает у детей, помимо двигательной
реакции и ловкости, умение быстро соображать. Ребенок проявляет большую
находчивость, когда играет с родителями или с братьями и сестрами.