Автор: Раздина Анжелика Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ№31 "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: г.Железногорск
Наименование материала: учебно – методический материал
Тема: «Создание условий, способствующих индивидуализации в процессе специально–организованной музыкальной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 31 "Колокольчик"
г. Железногорск, п. Подгорный, 2018 г.
Музыкальный руководитель Раздина А.А.
«
Создание условий, способствующих индивидуализации в
процессе специально-организованной музыкальной деятельности
»
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены
о сновные
линии
лично стного
развития
ребенка
д ошкольного
возраста: самостоятельность,
инициативность,
творчество.
Основным
принципом является построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных
отношений,
а
так
же
поддержка
инициативы
детей
в
различных
видах
деятельности,
удовлетворяя
потребность
ребёнка
в
творческой
самореализации
и
художественно-эстетическом
развитии.
Творческий
процесс
способствует
развитию
речи,
памяти,
внимания,
воображения,
инициативности и самостоятельности. Вовлекая детей в тетрализованно -
музыкальную
деятельность,
помогаю
им
преодолевать
робо сть,
неуверенность
в
себе,
стеснительность.
В
своей
работе
планирую
образовательную
деятельность
на
основе
индивидуальных
способностей
каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования. Участвуя в различных постановках, дети
через
художественный
образ,
музыку,
костюм,
декорации
познают
окружающий мир. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в
жизни и в людях, зарождает стремление фантазировать, творить, оригинально
мыслить, принимать нестандартные решения.
Ребенок осознает себя, учиться
желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления;
учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу
поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их,
анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их
ошибках. Так возник проект «Поиграем в театр»
Цель – формирование личности ребёнка в процессе театрализованной
деятельности, развитие творческих способностей детей с учётом
индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ, формирование социальных
навыков поведения.
Задачи:
1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе,
актуализировать личностные особенности каждого ребёнка.
2. Сформировать представление о моделях поведения в современном мире,
разнообразии эмоциональных реакций и мотивов поступков людей.
3. Развивать социально-коммуникативные качества личности.
4. Развивать речь, творческие способности детей.
5. Поддерживать проявления инициативы и самостоятельности при выборе
роли и характера для своего героя.
6. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности
Участники проекта: дети (5-7 лет, ОВЗ компенсирующей группы с тяжелыми
нарушениями речи), воспитатели и логопед группы, родители, музыкальный
руководитель.
Тип проекта: творческий (результат – постановка спектакля), ролевой.
Продолжительность: среднесрочный (февраль-апрель)
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное,
импровизация на детских музыкальных инструментах);
- сочинение сказки;
- беседы;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Условия для осуществления индивидуализации при работе над проектом
«Поиграем в театр»:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное
общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к
его чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий
для свободного выбора ребенка (персонаж, костюм, реплики), поддержку
детской инициативы и самостоятельности в создании образа персонажа.
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, умения детей работать в
группе сверстников;
- построение педагогической деятельности с учётом уровня развития каждого
ребёнка.
Результат: постановка спектакля «День рождения в Теремке»
Этапы работы над проектом:
Название
Время
проведения
Задачи, содержание
Проблемная
ситуация
1. Просмотр
мультфильма и
обсуждение
характера героев,
импровизации
детей, рисование
наиболее
понравившихся
Февраль
Предложить
постановку сказки по
мотивам мультфильма
«Теремок» Углубить
представления о
характерах героев,
определить симпатии
детей.
Выбор героев
2. Распределение
ролей, выявление
проблемы
Февраль
Побудить к творчеству:
сочинить новых
персонажей или
изменить роль уже
имеющихся. Работа над
образом,
музыкальными
характеристиками,
танцевальными
номерами
На всех не хватает
персонажей
мультфильма.
Распределение
желаемых ролей
(соответствие
запросам и
возможностям)
3. Создание
новых сюжетных
линий сказки
Февраль –
март
Понять мотивы
поступков своих героев.
Сочинение мечты
каждого персонажа
сказки.
Несоответствие
действий героев
содержанию
имеющейся
сказки
4. Обновлённый
сюжет сказки
Март-
апрель
Придумать каждому
герою мечту. Работа над
образом в соответствии
с новой сюжетной
линией
Несоответствие
мотивов
поведения
некоторых героев
5. Репетиции на
«сцене»
Март-
апрель
Создать цельный образ
спектакля. Закрепление
понимания каждым
участником спектакля
своего нахождения на
сцене (и вне её)
Осознание себя,
своего героя, его
взаимоотношений
(скорее не
противоречие, а
решение задачи)
6. Итог.
Премьера
сказки
Конец
апреля
Показать сказку детям
детского сада и
родителям.
Театрализованная деятельность позволяет раскрыть особенности личности
ребёнка,
воздействуя
на
его
эмоциональный
и
нравственный
мир,
способствует
индивидуализации
процесса
образования
и
раскрытью
потенциала каждого участника образовательного процесса.
Литература:
Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста. //М. «»Просвещение», 2015 г.
//Детский сад: теория и практика. № 2, 2015 г. «Индивидуализация
образовательного процесса в детском саду»