Напоминание

Дидактическая игра и логические задания, как основные средства формирования универсальных учебных действий.


Автор: Акуленко Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г. Мурманск,Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра и логические задания, как основные средства формирования универсальных учебных действий.
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактическая игра и логические задания, как основные средства

формирования универсальных учебных действий.

Проблемы

методов

обучения

в

связи

с

реформой

образования

и

переходом к ФГОС второго поколения сегодня приобретают всё большее

значение.

Общеизвестно,

что

эффективное

обучение

находится

в

прямой

зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее

время учёные пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для

активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию

обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках

занимательного

материала.

И

среди

них

особое

значение

уделяется

дидактическим играм на уроках математики.

Сущность

применения

дидактической

игры

на

уроках

математики

заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в

занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом

определённые

трудности.

Ребёнок

воспринимает

умственную

задачу,

как

практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Сенсорное

развитие

ребёнка

в

дидактической

игре

происходит

в

неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения

выражать

свои

мысли

словами.

Чтобы

решить

математическую

задачу,

требуется

сравнивать

признаки

предметов,

устанавливать

сходство

и

различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность

к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных

условиях,

а

именно

формируются

познавательные

УУД.

Это

становится

возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о

предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Можно

предложить

некую

условную

классификацию

и г р ,

используемых на уроках математики:

- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие

закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения

знаний;

- комбинаторные - игры, которые требуют, подбирать комбинации;

- аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие

приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного

логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину

и следствие;

-

ассоциативные

-

в

основе

которых

лежит

обращение

к

ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

-

контекстные

-

привлекающие

внимание

к

сложным

смысловым

связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо

не

выражено

и

наоборот

-

передавать

информацию

самыми

разными

способами.

В учебных играх можно выделить :

1)игры,

требующие

от

детей

исполнительской

деятельности.

Например, игра «Составим узор».

2)игры

,требующие

воспроизведения

действий.

Это

наиболее

часто

применяемые игры .Я часто на уроках использую игры: «Математическая

рыбалка», «Самолет», «Самый быстрый почтальон».

Предлагаю использовать игру «Самолет» при изучении состава чисел.

Задачей игры является: формирование умения самостоятельно работать с

карточками.

На

первых

порах

можно

работать

с

самолетиками-домино.

Выбирается командир эскадрильи. Он называет число, например 6. Дети

поднимают

карточки-самолетики

с

домино.

Работа

проходит

в

быстром

темпе, и каждый работает самостоятельно. Подсматривать у соседа времени

нет, иначе «можно попасть в беду». Выясняется состав числа 6: 5 да 1, 4 да 2,

3 да 3. Командир проверяет, все ли летчики летают правильно. За грамотное

командование эскадрильей ему вручается медаль, а затем, на последующих

уроках, играем с самолетиками-цифрами.

«Математическая

рыбалка».

Цель

формирование

познавательных

УУД, особенно формируются основные мыслительные операции (сравнения,

аналогии и т.д.), закрепление приёмов прибавления и вычитания в пределах

10. Средства обучения – рисунки из десяти рыбок, из которых 6 жёлтых, 2

красных,

2

полосатых.

Содержание

работы:

на

наглядном

полотне

(аквариуме)

размещены

рыбки,

на

обратной

стороне

которых

записаны

примеры на сложение и вычитание. Учитель поочерёдно вызывает детей к

доске, они «ловят» рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все

ученики находят ответ и показывают карточку с числом учителю. Кто решит

пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок больше всех,

тот – лучший рыболов.

«Самый быстрый почтальон». Цель – формирование познавательных

УУД,

а

именно, умения

различать

обоснованные

и

необоснованные

суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ

и

преобразование

информации

(используя

при

решении

примеров

простейшие знаковые и преобразовывая их в соответствии с содержанием

задания), закрепление приёмов прибавления и вычитания в пределах 10.

Средства

обучения

листки

бумаги

и

разрезанные

цифры.

Содержание

работы: я раздаю пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на

стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие

за

партами,

изображают

дома

с

номерами

(держат

в

руке

разрезанные

цифры). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома,

записанного

примером

(решить

пример),

и

разнести

письма

в

соответствующие

дома

(отдать

детям,

у

которых

карточки

с

цифрами,

обозначающими ответы примеров, записанных на конвертах). Кто быстро и

правильно разнесёт письмо по назначению, тот - самый быстрый почтальон.

3)Игры,

с

помощью

которых

дети

изменяют

примеры

в

другие,

логически

связанные

с

ними.

«Составление

круговых

примеров»,

«Математическая эстафета» «цепочка», « математическая гусеница».

4).Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. «Загадки

Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолёта».

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по

пути познания, развития.

Дидактические игры на этапе ознакомления, повторения и закрепления

изученного материала выполняют функцию формирования в процессе игры

познавательных

УУД,

а

так

же

психологических

образований,

крайне

необходимых для активизации учебного процесса.

Формировать познавательные УУД на уроках математики можно с

помощью различных видов логических заданий: «Найти отличия», «Поиск

лишнего», «Лабиринты», «Цепочки» .

Процесс

формирования

познавательных

учебных

универсальных

действий младших школьников на уроках математики будет осуществляться

более

эффективно,

если

на

уроках

использовать

логические

задания

и

дидактические игры, которые будут развивать самостоятельность, умение

рассуждать и обосновывать свои ответы.



В раздел образования