Автор: Акуленко Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г. Мурманск,Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра и логические задания, как основные средства формирования универсальных учебных действий.
Раздел: начальное образование
Дидактическая игра и логические задания, как основные средства
формирования универсальных учебных действий.
Проблемы
методов
обучения
в
связи
с
реформой
образования
и
переходом к ФГОС второго поколения сегодня приобретают всё большее
значение.
Общеизвестно,
что
эффективное
обучение
находится
в
прямой
зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее
время учёные пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для
активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию
обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках
занимательного
материала.
И
среди
них
особое
значение
уделяется
дидактическим играм на уроках математики.
Сущность
применения
дидактической
игры
на
уроках
математики
заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в
занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом
определённые
трудности.
Ребёнок
воспринимает
умственную
задачу,
как
практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное
развитие
ребёнка
в
дидактической
игре
происходит
в
неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения
выражать
свои
мысли
словами.
Чтобы
решить
математическую
задачу,
требуется
сравнивать
признаки
предметов,
устанавливать
сходство
и
различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность
к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных
условиях,
а
именно
формируются
познавательные
УУД.
Это
становится
возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о
предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Можно
предложить
некую
условную
классификацию
и г р ,
используемых на уроках математики:
- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие
закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения
знаний;
- комбинаторные - игры, которые требуют, подбирать комбинации;
- аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие
приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного
логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину
и следствие;
-
ассоциативные
-
в
основе
которых
лежит
обращение
к
ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
-
контекстные
-
привлекающие
внимание
к
сложным
смысловым
связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо
не
выражено
и
наоборот
-
передавать
информацию
самыми
разными
способами.
В учебных играх можно выделить :
1)игры,
требующие
от
детей
исполнительской
деятельности.
Например, игра «Составим узор».
2)игры
,требующие
воспроизведения
действий.
Это
наиболее
часто
применяемые игры .Я часто на уроках использую игры: «Математическая
рыбалка», «Самолет», «Самый быстрый почтальон».
Предлагаю использовать игру «Самолет» при изучении состава чисел.
Задачей игры является: формирование умения самостоятельно работать с
карточками.
На
первых
порах
можно
работать
с
самолетиками-домино.
Выбирается командир эскадрильи. Он называет число, например 6. Дети
поднимают
карточки-самолетики
с
домино.
Работа
проходит
в
быстром
темпе, и каждый работает самостоятельно. Подсматривать у соседа времени
нет, иначе «можно попасть в беду». Выясняется состав числа 6: 5 да 1, 4 да 2,
3 да 3. Командир проверяет, все ли летчики летают правильно. За грамотное
командование эскадрильей ему вручается медаль, а затем, на последующих
уроках, играем с самолетиками-цифрами.
«Математическая
рыбалка».
Цель
–
формирование
познавательных
УУД, особенно формируются основные мыслительные операции (сравнения,
аналогии и т.д.), закрепление приёмов прибавления и вычитания в пределах
10. Средства обучения – рисунки из десяти рыбок, из которых 6 жёлтых, 2
красных,
2
полосатых.
Содержание
работы:
на
наглядном
полотне
(аквариуме)
размещены
рыбки,
на
обратной
стороне
которых
записаны
примеры на сложение и вычитание. Учитель поочерёдно вызывает детей к
доске, они «ловят» рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все
ученики находят ответ и показывают карточку с числом учителю. Кто решит
пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок больше всех,
тот – лучший рыболов.
«Самый быстрый почтальон». Цель – формирование познавательных
УУД,
а
именно, умения
различать
обоснованные
и
необоснованные
суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ
и
преобразование
информации
(используя
при
решении
примеров
простейшие знаковые и преобразовывая их в соответствии с содержанием
задания), закрепление приёмов прибавления и вычитания в пределах 10.
Средства
обучения
–
листки
бумаги
и
разрезанные
цифры.
Содержание
работы: я раздаю пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на
стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие
за
партами,
изображают
дома
с
номерами
(держат
в
руке
разрезанные
цифры). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома,
записанного
примером
(решить
пример),
и
разнести
письма
в
соответствующие
дома
(отдать
детям,
у
которых
карточки
с
цифрами,
обозначающими ответы примеров, записанных на конвертах). Кто быстро и
правильно разнесёт письмо по назначению, тот - самый быстрый почтальон.
3)Игры,
с
помощью
которых
дети
изменяют
примеры
в
другие,
логически
связанные
с
ними.
«Составление
круговых
примеров»,
«Математическая эстафета» «цепочка», « математическая гусеница».
4).Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. «Загадки
Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолёта».
Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по
пути познания, развития.
Дидактические игры на этапе ознакомления, повторения и закрепления
изученного материала выполняют функцию формирования в процессе игры
познавательных
УУД,
а
так
же
психологических
образований,
крайне
необходимых для активизации учебного процесса.
Формировать познавательные УУД на уроках математики можно с
помощью различных видов логических заданий: «Найти отличия», «Поиск
лишнего», «Лабиринты», «Цепочки» .
Процесс
формирования
познавательных
учебных
универсальных
действий младших школьников на уроках математики будет осуществляться
более
эффективно,
если
на
уроках
использовать
логические
задания
и
дидактические игры, которые будут развивать самостоятельность, умение
рассуждать и обосновывать свои ответы.