Автор: Александрова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ВМР "ЦРР – детский сад №17 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Вольск, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: «Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества
у детей старшего дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.
«Декупаж»
— это вид декоративно - прикладного творчества, представляющий
собой
технику
декорирования
разнообразных
поверхностей
с
помощью
нанесения
напечатанных
полиграфическим
способом
картинок
с
последующей
лакировкой
полученного изображения для защиты от внешних воздействий.
«Декупажем» можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия:
ц в е т оч н ы е
го р ш к и ,
в а з ы ,
т а р е л к и (декоративные),
стаканы,
разделочные
доски (деревянные
или
пластмассовые),
все
вещи
станут
оригинальным
украшением
интерьера!
«Декупаж» появился в России совсем недавно, и стал очень популярным занятием.
Однако для детей это не просто хобби, а очень полезная забава. «Декупаж» хорошо
развивает
мелкую
моторику,
подготовит
руки
дошкольника
к
письму,
труду.
Приобретенное
умение
работать
с
кистью,
ножницами,
бумагой
и
клеем,
разовьет
тактильные навыки, дети познакомятся в работе с различными материалами и предметами,
такие как дерево, различные виды бумаги и пластика.
Техника «декупаж» развивает концентрацию внимания и усидчивость дошкольника
во время вырезания рисунков и мотивов, знакомит с орнаментами, узорами и развивая
цветовое восприятие, фантазию. Не менее важным здесь будет развитие логического
мышления в процессе обдумывания последовательности действий: вырезать, наклеить,
покрыть лаком.
Развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук является сильным стимулом для
развития центральной нервной системы, речи. Учителя младших классов замечают, что
дети с развитой моторикой лучше подготовлены к школе, легче обучаются письму, так как
техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также
хорошо
развитого
зрительного
во сприятия
и
произвольного
в н и м а н и я .
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного
восприятия, может быть причиной негативного отношения к учебе. Во время занятия
«декупажем» ребенок учится пользоваться ножницами, держать кисть.
Дети старшего дошкольного возраста вполне могут выполнить поделку в технике
«декупажа», ведь эта техника имеет различные виды сложности, от человека не умеющего
рисовать совсем до опытного профессионала. Материалы, используемые в ней в основном
на водной основе, без запаха и нетоксичны, что делает возможным их использование в
работе с детьми.
Дети с увлечением занимаются «декупажем», декорируют заготовки для шкатулок,
коробочек, подносов, предметы из пластмассы и украшения из пластики, керамические
вазы и горшки, гипсовые статуэтки — всё это можно украсить красочными мотивами из
салфеток. Если покрыть созданные руками ребёнка поделки защитным слоем акрилового
лака на водной основе, то они будут безопасны и долговечны.
Для
повышения
интереса
к
аппликации,
желанию
экспериментировать
с
художественными
материалами
и
для
развития
художественного
восприятия,
можно
использовать технику «декупаж» в совместной деятельности ребенка и воспитателя или на
занятиях по интересам в группе детей старшего возраста.
В педагогической практике «декупаж» является интересной техникой для детей.
Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала,
полностью занят основной задачей – выстраиванием композиции изображения.
Работа
с
«декупажем»,
как
с
аппликацией
и
коллажной
техникой,
позволяет
прививать детям внимание к выразительным образам. Также работы, выполненные детьми
в декупажной технике, выглядят более современно и лучше воспринимаются родителями
детей.
Техника эта способствует развитию мелкой моторики (необходимость работы с
тонкой бумагой), развивает творческие способности и фантазию, к тому же она позволяет
делать законченные работы, что важно для работы с детьми дошкольного возраста.
Изготовление
поделок
требует
от
ребёнка
ловких
действий,
и
если
вначале
неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в
процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности,
дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать.
Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует
себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Для
работы
в
технике
«декупаж»
понадобятся:
предмет
для
декорирования,
трёхслойные
салфетки,
ножницы,
клей
ПВА,
кисточки,
губка,
гуашь,
бесцветный
акриловый лак на водной основе (используется только воспитателем в отсутствии детей).
Работа
над
декорированием
предметов
выполняется
в
определённой
последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:
1)
выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
2)
грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
3)
трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
4)
вырезаем или обрываем по краю рисунка;
5)
отслаиваем салфетку (используем только первый слой рисунка);
6)
на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
7)
клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;
8)
фон
создаем
щетинной
кисточкой
методом
«тычка»
(или
другими
нетрадиционными методами), а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки,
завиточки т.д.);
9)
заключительный этап работы - нанесение лака, (выполняет только воспитатель в
отсутствии детей).
Каждое занятие проводится в разной игровой форме, эмоционально, дети следят за
всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические
задания воспитателя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному
сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по
возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное
расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя, около мольберта или стола, сидя
на полу, лёжа на ковре и т.д.).
Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый
материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводя некоторые занятия,
учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с
индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Работа
в
технике
«декупаж»
обеспечивает
общекультурную
подготовку,
прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в
федеральном государственном стандарте.
Ожидаемые результаты занятий с детьми в технике «декупаж»:
1.
у
детей
развилось
ассоциативное
мышление
в
процессе
во сприятия
художественных произведений;
2.
возросла выразительность образов в декоративной технике;
3.
обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;
4.
расширился
опыт
составления
композиций
и
использование
нетрадиционных
методов рисования;
5.
развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и
произведений искусств;
6.
у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Декупаж»,
организация мини-выставки детских поделок и работ, выполненных детьми совместно с
родителями.
Литература:
1.
Хельмонд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Изд.: Проф-
Издат, 2007
2.
Интернет-ресурсы.