Напоминание

«Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Александрова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ВМР "ЦРР – детский сад №17 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Вольск, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: «Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества

у детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем

умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

«Декупаж»

— это вид декоративно - прикладного творчества, представляющий

собой

технику

декорирования

разнообразных

поверхностей

с

помощью

нанесения

напечатанных

полиграфическим

способом

картинок

с

последующей

лакировкой

полученного изображения для защиты от внешних воздействий.

«Декупажем» можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия:

ц в е т оч н ы е

го р ш к и ,

в а з ы ,

т а р е л к и (декоративные),

стаканы,

разделочные

доски (деревянные

или

пластмассовые),

все

вещи

станут

оригинальным

украшением

интерьера!

«Декупаж» появился в России совсем недавно, и стал очень популярным занятием.

Однако для детей это не просто хобби, а очень полезная забава. «Декупаж» хорошо

развивает

мелкую

моторику,

подготовит

руки

дошкольника

к

письму,

труду.

Приобретенное

умение

работать

с

кистью,

ножницами,

бумагой

и

клеем,

разовьет

тактильные навыки, дети познакомятся в работе с различными материалами и предметами,

такие как дерево, различные виды бумаги и пластика.

Техника «декупаж» развивает концентрацию внимания и усидчивость дошкольника

во время вырезания рисунков и мотивов, знакомит с орнаментами, узорами и развивая

цветовое восприятие, фантазию. Не менее важным здесь будет развитие логического

мышления в процессе обдумывания последовательности действий: вырезать, наклеить,

покрыть лаком.

Развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук является сильным стимулом для

развития центральной нервной системы, речи. Учителя младших классов замечают, что

дети с развитой моторикой лучше подготовлены к школе, легче обучаются письму, так как

техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также

хорошо

развитого

зрительного

во сприятия

и

произвольного

в н и м а н и я .

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного

восприятия, может быть причиной негативного отношения к учебе. Во время занятия

«декупажем» ребенок учится пользоваться ножницами, держать кисть.

Дети старшего дошкольного возраста вполне могут выполнить поделку в технике

«декупажа», ведь эта техника имеет различные виды сложности, от человека не умеющего

рисовать совсем до опытного профессионала. Материалы, используемые в ней в основном

на водной основе, без запаха и нетоксичны, что делает возможным их использование в

работе с детьми.

Дети с увлечением занимаются «декупажем», декорируют заготовки для шкатулок,

коробочек, подносов, предметы из пластмассы и украшения из пластики, керамические

вазы и горшки, гипсовые статуэтки — всё это можно украсить красочными мотивами из

салфеток. Если покрыть созданные руками ребёнка поделки защитным слоем акрилового

лака на водной основе, то они будут безопасны и долговечны.

Для

повышения

интереса

к

аппликации,

желанию

экспериментировать

с

художественными

материалами

и

для

развития

художественного

восприятия,

можно

использовать технику «декупаж» в совместной деятельности ребенка и воспитателя или на

занятиях по интересам в группе детей старшего возраста.

В педагогической практике «декупаж» является интересной техникой для детей.

Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала,

полностью занят основной задачей – выстраиванием композиции изображения.

Работа

с

«декупажем»,

как

с

аппликацией

и

коллажной

техникой,

позволяет

прививать детям внимание к выразительным образам. Также работы, выполненные детьми

в декупажной технике, выглядят более современно и лучше воспринимаются родителями

детей.

Техника эта способствует развитию мелкой моторики (необходимость работы с

тонкой бумагой), развивает творческие способности и фантазию, к тому же она позволяет

делать законченные работы, что важно для работы с детьми дошкольного возраста.

Изготовление

поделок

требует

от

ребёнка

ловких

действий,

и

если

вначале

неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в

процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы

становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности,

дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать.

Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует

себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

Для

работы

в

технике

«декупаж»

понадобятся:

предмет

для

декорирования,

трёхслойные

салфетки,

ножницы,

клей

ПВА,

кисточки,

губка,

гуашь,

бесцветный

акриловый лак на водной основе (используется только воспитателем в отсутствии детей).

Работа

над

декорированием

предметов

выполняется

в

определённой

последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:

1)

выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);

2)

грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);

3)

трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);

4)

вырезаем или обрываем по краю рисунка;

5)

отслаиваем салфетку (используем только первый слой рисунка);

6)

на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;

7)

клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;

8)

фон

создаем

щетинной

кисточкой

методом

«тычка»

(или

другими

нетрадиционными методами), а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки,

завиточки т.д.);

9)

заключительный этап работы - нанесение лака, (выполняет только воспитатель в

отсутствии детей).

Каждое занятие проводится в разной игровой форме, эмоционально, дети следят за

всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические

задания воспитателя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному

сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по

возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное

расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя, около мольберта или стола, сидя

на полу, лёжа на ковре и т.д.).

Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый

материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводя некоторые занятия,

учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с

индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Работа

в

технике

«декупаж»

обеспечивает

общекультурную

подготовку,

прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в

федеральном государственном стандарте.

Ожидаемые результаты занятий с детьми в технике «декупаж»:

1.

у

детей

развилось

ассоциативное

мышление

в

процессе

во сприятия

художественных произведений;

2.

возросла выразительность образов в декоративной технике;

3.

обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;

4.

расширился

опыт

составления

композиций

и

использование

нетрадиционных

методов рисования;

5.

развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и

произведений искусств;

6.

у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Декупаж»,

организация мини-выставки детских поделок и работ, выполненных детьми совместно с

родителями.

Литература:

1.

Хельмонд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Изд.: Проф-

Издат, 2007

2.

Интернет-ресурсы.



В раздел образования