Напоминание

"Специфика работы концертмейстера в классе хореографии"


Автор: Благовская Лариса Борисовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГАУ ДО "Областная детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика работы концертмейстера в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика работы концертмейстера в классе хореографии.

Работа концертмейстером на хореографическом отделении

ДШИ

- особое

искусство, требующее знаний французской терминологии, правил

исполнения движений танца, умения подобрать музыкальный материал в

соответствии с исполняемым движением, возрастом учащихся, уровнем их

музыкального восприятия.

Необходимо помнить о том, что концертмейстер хореографического класса,

полноценно существующий в этой профессии – это особый пианист, который

научился и остался работать в этой нише несмотря ни на что. Бывает так, что

музыкант с консерваторским образованием в хореографическом классе «не

тянет». А иногда человек без высшего образования находит здесь свое место

и очень востребован. Для успешной работы в этой области необходимо

огромное терпение и любовь к искусству танца!

Особое внимание и забота концертмейстера - подобрать соответствующий

движению и возрасту учащихся музыкальный материал. Здесь важно чтобы

произведения были с ярко выраженной мелодией, прозрачной фактурой.

Особое внимание следует уделять темпам исполняемых произведений. В

младших классах они медленнее, в старших - подвижнее. Вступление к

движению тоже отличается в зависимости от возраста обучающихся.

Искусство танца и музыки неразделимы. Поэтому на занятиях в

хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и

концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и

музыкальное.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно,

выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее

содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты

помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство

развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном

материале. Начиная с поклона в классе постоянно звучит музыка! Экзерсис у

станка, на середине зала, прыжки и вращения- все исполняется учащимися

под музыку! Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся

осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать

музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом

рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по

сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за

развитием музыкальных образов, составляет общее представление о

структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются

первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся

приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной

музыки.

Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую

создали великие композиторы: Ц. Пуни, А. Адан, Л. Минкус, П. Чайковский,

А.Глазунов, И. Штраус, Р.Глиэр и другие.

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по

композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Таким образом,

задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных

движений.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему

приходится работать с детьми разного возраста (от малышей 4-х летнего

возраста до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений –

народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить

музыкой каждое занятие в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром

данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь

один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к

работе, обновление и ежегодное пополнение музыкального материала!

Результативная работа в хореографических классах возможна только в

содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о

субъективной позиции, потому что большую роль играет психологическая

совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для

настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности,

взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом и партнером.

Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,

иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся

хореографических классов.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких

знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и

предполагает:

· знание школ и направлений танцевального искусства;

· знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;

· знание форм построения занятий, обязательных импровизационных

моментов;

· знание хореографической терминологии (в частности, на французском

языке);

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по

следующим моментам:

· характеру;

· темпу;

· метроритму (размер, акценты и ритмический рисунок);

· форме музыкального произведения.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо

постоянно пополнять, руководствуясь эстетическими критериями, чувством

художественной меры.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи

определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний

является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства

человека. Сначала идет работа по накоплению опыта слушания музыки.

Вторым источником получения знаний является слово педагога и

концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию

музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим

источником является непосредственно музыкально-танцевальная

деятельность самих детей.

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность

научить детей следующему:

· выделять в музыке главное;

· передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое,

мелодическое, динамическое начало).

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия,

основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная

особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие

метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един.

Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать,

определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр,

гармония, тембр – в совокупности составляют язык музыки, и

концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки

развивается у детей во время органичного соединения движения и

музыкальной фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит выполнению

«команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии –

окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную

фразу.

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический

и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно

начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает

основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro).

Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения

экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на

занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с

программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из

конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои

определенные музыкальные требования. На первом-втором году обучения

дети занимаются общедоступной хореографией. В этот момент

вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса,

головы, рук, развивается мускулатура ног.

В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим

рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза на простых музыкальных

примерах. На следующем этапе обучения дети вновь на уроках сталкиваются

с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном

материале.

На первом году обучения основам классического танца детям даются

начальные представления о нем. Это делается на знакомом или не сложном

музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои

движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются,

усложняется музыкальный материал

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень четко и

качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие

учащихся.

Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору

музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у палки.

Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный

набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения,

постоянно усложняются, комбинируются.

Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать

следующими свойствами:

1. Квадратность.

2. Определенный ритмический рисунок и темп.

3. Наличие затактов.

4. Темповые и метрические особенности.

5. Метро-ритмические особенности.

На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше,

но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания

движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание

движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания

темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в

комбинацию поз.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать принципы, которыми

руководствуется концертмейстер при выборе музыкальных фрагментов к

упражнениям экзерсиса у палки.

· На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном

темпе (одно движение на 1 такт).

· Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и

быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты

выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с

синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4

и ¾).

· На начальном этапе следует обратить внимание на импровизационные

музыкальные переходы (связки) после каждых четырех тактов (в виде двух

или четырех аккордов), которые используются для смены позиции.

· Необходимо помнить о квадратности, то есть одно движение делается

крестом на 4 такта, затем идет смена. Музыкальный фрагмент делится на

фразы, каждая из которых состоит из четырех тактов. Полная комбинация

составляет 4 музыкальные фразы, и, таким образом, получается законченное

музыкальное предложения из 32 тактов. Когда темп увеличивается и одно

движение делается на каждую долю, то фраза сокращается до 16 тактов, но

при этом она должна быть музыкально законченной.

· Вступление к каждому упражнению, на которое «открываются» руки,

называется preparation (приготовление). На начальном этапе обучения этот

раздел может быть развернутым (8 тактов и более), а затем коротким (2 такта

и 4 такта).

· На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по

мере их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений battements

tendus, battements tendus jetes, battements frappes, petit battements. Поэтому

сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на

сильную и слабую долю, с мелким ритмическим рисунком (можно на

staccato).

· К движениям, в которых акцентируется выброс ноги, подбираются

музыкальные фрагменты с акцентом на первую долю, или самостоятельно

можно ее акцентировать в процессе игры. Это относится в первую очередь к

grand battements jetes.

· На начальном этапе обучения, когда берется музыкальный фрагмент на

2/4 с мелким ритмом, имеет значение разложение его до более крупных

длительностей, но чтобы при этом характер музыки не должен измениться.

· Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в

разных размерах - по разному. Например, 2/4 - в allegro, andante, largo; ¾ - в

adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo.

· Часто темп ускоряется за счет того, что в начале одно движение делается

на целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот

же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так

и в медленном темпе.

· На простые комбинации следует давать простые музыкальные

фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим

рисунком. В тех случаях, когда используются более сложные размеры,

комбинация по квадратам исполняется на ¾, ускоряется темп, но характер

музыки соответствует движениям (плавный, лирический или острый).

· Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно

усложняется.

· На более позднем этапе обучения, когда для изучения предлагаются

более сложные варианты комбинации, концертмейстеру следует обратить

внимание на то, что комбинации могут соединяться. Например, battements

tendus объединяется с battements tendus jetes - и музыкальный фрагмент

должен состоять из двух частей, причем вторая часть - с более четким

ритмом. Если battements fondues объединяется с battements frappes, то первое

движение плавное (на 4/4), а второе – с четкими резкими акцентами (на 2/4).

Музыкальный фрагмент должен этому соответствовать. Существует много

вариантов подобных объединений, и задача концертмейстера - точно

подобрать фрагмент, чтобы в нем музыкально улавливалось изменение

движения. Для этого необходимо помнить о квадратности, о темпе, размере,

затакте, ритмическом рисунке.

· В упражнения могут включаться позы. Если музыкальный фрагмент шел

в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза

присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается

музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в

момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в

медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной

позицией происходит на 2 дополнительных заключительных аккорда.

Следует оговорить, что все основные упражнения классического экзерсиса у

палки исполняются так же и на середине зала (но в более упрощенном

варианте); в дальнейшем к ним прибавляется allegro.

Итак, специфика работы в классе хореографии требует от концертмейстера

не только исполнительского мастерства, но и наличия достаточно глубоких

знаний в области хореографического искусства.



В раздел образования