Автор: Благовская Лариса Борисовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГАУ ДО "Областная детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика работы концертмейстера в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Специфика работы концертмейстера в классе хореографии.
Работа концертмейстером на хореографическом отделении
ДШИ
- особое
искусство, требующее знаний французской терминологии, правил
исполнения движений танца, умения подобрать музыкальный материал в
соответствии с исполняемым движением, возрастом учащихся, уровнем их
музыкального восприятия.
Необходимо помнить о том, что концертмейстер хореографического класса,
полноценно существующий в этой профессии – это особый пианист, который
научился и остался работать в этой нише несмотря ни на что. Бывает так, что
музыкант с консерваторским образованием в хореографическом классе «не
тянет». А иногда человек без высшего образования находит здесь свое место
и очень востребован. Для успешной работы в этой области необходимо
огромное терпение и любовь к искусству танца!
Особое внимание и забота концертмейстера - подобрать соответствующий
движению и возрасту учащихся музыкальный материал. Здесь важно чтобы
произведения были с ярко выраженной мелодией, прозрачной фактурой.
Особое внимание следует уделять темпам исполняемых произведений. В
младших классах они медленнее, в старших - подвижнее. Вступление к
движению тоже отличается в зависимости от возраста обучающихся.
Искусство танца и музыки неразделимы. Поэтому на занятиях в
хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и
концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и
музыкальное.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно,
выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее
содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты
помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном
материале. Начиная с поклона в классе постоянно звучит музыка! Экзерсис у
станка, на середине зала, прыжки и вращения- все исполняется учащимися
под музыку! Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся
осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать
музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом
рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по
сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за
развитием музыкальных образов, составляет общее представление о
структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются
первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся
приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной
музыки.
Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую
создали великие композиторы: Ц. Пуни, А. Адан, Л. Минкус, П. Чайковский,
А.Глазунов, И. Штраус, Р.Глиэр и другие.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по
композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Таким образом,
задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных
движений.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему
приходится работать с детьми разного возраста (от малышей 4-х летнего
возраста до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений –
народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить
музыкой каждое занятие в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром
данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь
один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к
работе, обновление и ежегодное пополнение музыкального материала!
Результативная работа в хореографических классах возможна только в
содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о
субъективной позиции, потому что большую роль играет психологическая
совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для
настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности,
взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом и партнером.
Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,
иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся
хореографических классов.
Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких
знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и
предполагает:
· знание школ и направлений танцевального искусства;
· знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
· знание форм построения занятий, обязательных импровизационных
моментов;
· знание хореографической терминологии (в частности, на французском
языке);
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по
следующим моментам:
· характеру;
· темпу;
· метроритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
· форме музыкального произведения.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо
постоянно пополнять, руководствуясь эстетическими критериями, чувством
художественной меры.
Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи
определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний
является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства
человека. Сначала идет работа по накоплению опыта слушания музыки.
Вторым источником получения знаний является слово педагога и
концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию
музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим
источником является непосредственно музыкально-танцевальная
деятельность самих детей.
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность
научить детей следующему:
· выделять в музыке главное;
· передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое,
мелодическое, динамическое начало).
Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия,
основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная
особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие
метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един.
Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать,
определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр,
гармония, тембр – в совокупности составляют язык музыки, и
концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки
развивается у детей во время органичного соединения движения и
музыкальной фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит выполнению
«команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии –
окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную
фразу.
Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический
и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно
начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает
основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro).
Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения
экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на
занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с
программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из
конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои
определенные музыкальные требования. На первом-втором году обучения
дети занимаются общедоступной хореографией. В этот момент
вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса,
головы, рук, развивается мускулатура ног.
В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим
рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза на простых музыкальных
примерах. На следующем этапе обучения дети вновь на уроках сталкиваются
с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном
материале.
На первом году обучения основам классического танца детям даются
начальные представления о нем. Это делается на знакомом или не сложном
музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои
движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются,
усложняется музыкальный материал
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень четко и
качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие
учащихся.
Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору
музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у палки.
Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный
набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения,
постоянно усложняются, комбинируются.
Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать
следующими свойствами:
1. Квадратность.
2. Определенный ритмический рисунок и темп.
3. Наличие затактов.
4. Темповые и метрические особенности.
5. Метро-ритмические особенности.
На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше,
но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания
движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание
движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания
темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в
комбинацию поз.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать принципы, которыми
руководствуется концертмейстер при выборе музыкальных фрагментов к
упражнениям экзерсиса у палки.
· На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном
темпе (одно движение на 1 такт).
· Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и
быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты
выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с
синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4
и ¾).
· На начальном этапе следует обратить внимание на импровизационные
музыкальные переходы (связки) после каждых четырех тактов (в виде двух
или четырех аккордов), которые используются для смены позиции.
· Необходимо помнить о квадратности, то есть одно движение делается
крестом на 4 такта, затем идет смена. Музыкальный фрагмент делится на
фразы, каждая из которых состоит из четырех тактов. Полная комбинация
составляет 4 музыкальные фразы, и, таким образом, получается законченное
музыкальное предложения из 32 тактов. Когда темп увеличивается и одно
движение делается на каждую долю, то фраза сокращается до 16 тактов, но
при этом она должна быть музыкально законченной.
· Вступление к каждому упражнению, на которое «открываются» руки,
называется preparation (приготовление). На начальном этапе обучения этот
раздел может быть развернутым (8 тактов и более), а затем коротким (2 такта
и 4 такта).
· На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по
мере их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений battements
tendus, battements tendus jetes, battements frappes, petit battements. Поэтому
сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на
сильную и слабую долю, с мелким ритмическим рисунком (можно на
staccato).
· К движениям, в которых акцентируется выброс ноги, подбираются
музыкальные фрагменты с акцентом на первую долю, или самостоятельно
можно ее акцентировать в процессе игры. Это относится в первую очередь к
grand battements jetes.
· На начальном этапе обучения, когда берется музыкальный фрагмент на
2/4 с мелким ритмом, имеет значение разложение его до более крупных
длительностей, но чтобы при этом характер музыки не должен измениться.
· Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в
разных размерах - по разному. Например, 2/4 - в allegro, andante, largo; ¾ - в
adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo.
· Часто темп ускоряется за счет того, что в начале одно движение делается
на целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот
же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так
и в медленном темпе.
· На простые комбинации следует давать простые музыкальные
фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим
рисунком. В тех случаях, когда используются более сложные размеры,
комбинация по квадратам исполняется на ¾, ускоряется темп, но характер
музыки соответствует движениям (плавный, лирический или острый).
· Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно
усложняется.
· На более позднем этапе обучения, когда для изучения предлагаются
более сложные варианты комбинации, концертмейстеру следует обратить
внимание на то, что комбинации могут соединяться. Например, battements
tendus объединяется с battements tendus jetes - и музыкальный фрагмент
должен состоять из двух частей, причем вторая часть - с более четким
ритмом. Если battements fondues объединяется с battements frappes, то первое
движение плавное (на 4/4), а второе – с четкими резкими акцентами (на 2/4).
Музыкальный фрагмент должен этому соответствовать. Существует много
вариантов подобных объединений, и задача концертмейстера - точно
подобрать фрагмент, чтобы в нем музыкально улавливалось изменение
движения. Для этого необходимо помнить о квадратности, о темпе, размере,
затакте, ритмическом рисунке.
· В упражнения могут включаться позы. Если музыкальный фрагмент шел
в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза
присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается
музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в
момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в
медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной
позицией происходит на 2 дополнительных заключительных аккорда.
Следует оговорить, что все основные упражнения классического экзерсиса у
палки исполняются так же и на середине зала (но в более упрощенном
варианте); в дальнейшем к ним прибавляется allegro.
Итак, специфика работы в классе хореографии требует от концертмейстера
не только исполнительского мастерства, но и наличия достаточно глубоких
знаний в области хореографического искусства.