Автор: Третьякова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №15"
Населённый пункт: г. Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: мастер–класс
Тема: «Развитие рефлексивных качеств на уроках русского языка и литературы»
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Мастер-класс
«Развитие рефлексивных качеств на уроках
русского языка и литературы»
Третьякова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Задача учителя на современном уроке – создать для каждого учащегося
комфортную образовательную среду. Это поможет школьникам проявлять
активность, осознанно овладевать
универсальными учебными
действиями. Принцип активности и
сознательности - один из принципов
развивающего обучения. Ребенок
может быть активен, если осознает
цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является
осознанным и понятным.
Обязательным условием создания
такой развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Цель МАСТЕР – КЛАССА:
повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной
деятельностью обучающихся.
Таким образом, передо мной стоят следующие задачи:
- рассказать о том, что такое рефлексия;
-обратить внимание на классификацию рефлексивной деятельности;
-рассказать, на каких этапах урока можно применять этот вид деятельности;
-продемонстрировать приемы рефлексии, которые можно применять на
разных учебных предметах.
Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского
reflexio – обращение назад.
В психологии, а также в обиходном смысле
рефлексией называют всякое размышление
человека,
направленное на анализ самого себя
(самоанализ) - собственных состояний, своих
поступков и прошедших событий. При этом
глубина рефлексии, самоанализа зависит от
степени образованности человека, развитости
морального чувства и уровня самоконтроля.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ
деятельности и её результатов.
Этап рефлексии – обязательный
содержательный компонент современного
урока. Причем он может осуществляться
не только в конце учебного занятия, но и
на любом его этапе: это элементы
рефлексии на отдельных этапах урока;
рефлексия в конце каждого урока, темы
курса; постепенный переход к постоянной
внутренней рефлексии.
Классификация рефлексивной деятельности
В современной педагогике, исходя из функций рефлексии, предлагается
следующая классификация:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния; (целесообразно
проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта
или в конце деятельности)
-рефлексия деятельности ( этот вид
рефлексивной деятельности приемлем
на этапе проверки домашнего задания,
защите проектных работ.
-рефлексия содержания учебного
материала, (используется для
выявления уровня осознания
содержания пройденного).
Приемы рефлексии
Для успешного управления учебным процессом необходимы такие
технологические инструменты, которые обеспечивали бы оперативный
мониторинг эффективности урока. К ним я отношу приемы по организации и
проведению рефлексии обучающихся.
У каждого учителя есть своя методическая копилка. Мне хотелось бы
предложить вниманию коллег несколько приемов рефлексии, которые
подбирались из разных источников или являются авторскими. Используя
подборку приемов, можно выбрать наиболее эффективные для
моделирования уроков различной типологии соответственно возрастным и
психологическим особенностям учащихся.
Прием «Плюс – минус – интересно»
Д л я
п и с ь м е н н о го
в ы п о л н е н и я
учащимся
предлагается
заполнить
таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается
все,
что
понравилось
на
уроке,
информация и формы работы, которые
вызвали положительные эмоции либо
могут
быть
ему
полезны
для
до-
стижения каких-то целей. В графу «М»
–
«минус»
записывается
все,
что
не
понравилось
на
уроке,
показалось
скучным,
осталось
непонятным,
или
информация, которая оказалась бесполезной с точки зрения решения жизнен-
ных ситуаций. В графу «И» – «интересно» вписываются все любопытные
факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной
проблеме, вопросы к учителю.
Прием «Бассейн»
На листе ватмана рисуется бассейн с
дорожками, на которых пловцы
отображают состояние учеников во
время изучения темы:
- утонул в непонимании сразу;
- захлебнулся на середине
дистанции;
- доплыл с уверенностью до финиша;
- установил личный рекорд.
Школьники отождествляют себя с
одним из пловцов, ставя возле него
условный знак.
Прием «Весы успеха»
Дает возможность проанализировать
результаты обучения. На ватмане
изображаются весы, учащимся
раздаются красные и зеленые жетоны.
В конце урока каждый оценивает свою
работу на уроке и приклеивает свой
жетон на ту чашку весов, которая
соответствует его работе на уроке:
красная – успешно, зеленая – мог бы
лучше. Затем идет обсуждение. На
доске появляется наглядный итог урока в виде весов с перевесом успеха или
наоборот.
Прием «Лестница успеха»
На доске или листе ватмана изображается
импровизированная лестница из трех
ступеней: 1 – старался, но не все
получилось, допускал ошибки; 2 –работал
активно, но иногда возникали
затруднения; 3 – достиг высот знаний, на
уроке работал блестяще.
Прием «ПОПС-формула»
Этот прием создал профессор права
Д.Маккойд-Мэйсон из ЮАР.
В русском переводе получилась
аббревиатура ПОПС.
Этот технологический прием
позволяет учащимся кратко и
всесторонне выразить собственную
позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать,
насколько качественно усвоен
классом новый материал. Опросы,
самостоятельные работы, тесты за-
нимают много времени и не всегда
позволяют оценить, насколько
свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения,
отражающие четыре момента формулы. Чтобы прием был технологичным,
обладал законченностью, по каждой позиции учащимся предлагается начало
предложений, которые изображены на слайде.
Прием «Сам себе...»
Учащимся выдаются листы самооценки
и предлагается в конце урока оценить
свою деятельность с позиций учителя и
психолога (если бы вы были учителем
или психологом, как бы вы оценили
себя).
«Мел судьбы»
Прием используется для оценки деятельности в группе. Учащиеся
передают друг другу мел; по сигналу тот, у кого в руках остался мел
(другой предмет), анализирует свою работу на уроке и ставит оценку
работающим в своей группе.
Прием «Что я за птица?»
Прием позволяет учащимся оценить
уровень своей учебно-познаватель-
ной деятельности на уроке. Оценка
проводится по критериям, предста-
вленным в таблице. Баллы
суммируются. Учитель поясняет,
как соотносятся набранные баллы с
видом птицы.
Если вы набрали:
3–5 баллов – вы воробей, собираете
знания по зернышку;
6–7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;
8–9 баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.
Затем учитель просит поднять руки всех «птиц», поаплодировать друг другу.
Прием «Чемодан, корзина,
мясорубка»
На доске вывешиваются три картинки:
чемодан, корзина,
мясорубка. Учитель предлагает
учащимся на листочках разного цвета
написать:
- то, что им хотелось бы унести с
урока (знания и умения, которые будут
востребованы в дальнейшем);
- то, что оказалось ненужным,
бесполезным и что можно отправить в
мусорную корзину;
- то, что показалось интересным, но требующим доработки, переработки в
мясорубке. Затем листочки с мнениями учащихся прикрепляются под
соответствующей картинкой. После этого можно организовать обсуждение
и анализ учебной деятельности.
Имитация урока с использованием приемов рефлексии.
Теперь в форме имитационной игры я покажу вам, как можно использовать
приемы рефлексии на разных этапах урока.
За основу мы возьмем фрагмент урока
литературы
в
6
классе
по
теме
«Человек
в окружающем мире» (по
с ка з ке - б ы л и
М .
М .
П р и ш в и н а
«Кладовая солнца»).
Уважаемые коллеги, взгляните на
картины весеннего леса и
скажите, какая вам нравится
больше? Почему?
В начале урока с целью
установления эмоционального
контакта я провела рефлексию
настроения и эмоционального
контакта.
Как вы думаете, почему я предложила вам определить свое настроение по
изображениям именно весеннего леса? (Действие произведения происходит
с героями в весеннем лесу)
Таким образом, с помощью репродукции осуществляется не только
рефлексия настроения, но содержания учебного материала.
Предлагаю выполнить ряд заданий.
1.
Перед вами отрывки из текста «Кладовая солнца». Пожалуйста,
найдите описание тропок, которые выбрали герои Настя и Митраша.
Куда привели детей эти тропки?
2.
В
сносках
к
тексту
в
учебнике
есть
определение
понятий
«палестинка» и «елань». Найдите и прочитайте, что это такое.
Митраша не послушал старшей сестры, не
учел опыт множества
людей, пошел по короткой, но опасной тропке, через елань.
А его
сестра
Настя
поступила
мудро,
она
пошла
по
проверенной,
протоптанной тропе.
Используя
прием
незаконченных
выражений,
я
могу
выявить
уровень
осознания
пройденного,
т.
е.
осуществляю
рефлексию
содержания учебного материала.
Также в качестве осмысления
изученного материала
эффективен
прием «Подбери
пословицу».
К а к и е
п о с л о в и ц ы ,
характеризующие
по ступок
М и т р а ш и ,
в ы
м о ж е т е
подобрать?
Кратко и всесторонне выразить
собственную
позицию
по
изученной
теме
учащимся
позволит
прием
«ПОПС-формула», о которой я уже упоминала.
Я предлагаю вам вывести данную формулу, работая в группе.
В конце занятия уместна будет рефлексия деятельности участников
группы.
Сначала сделайте самооценку своей работы, используя прием
«Что я за птица?»
Для
оценки
групповой
работы
можно
применить прием
«Лидер».
Участники группы жестом покажут, кто среди них был самым активным, а
у к а з а н н ы й
л и д е р
о ц е н и т
деятельность
на
уроке
всех
членов группы.
В заключении хочу сказать,
сегодня рефлексия является не
дополнительной частью урока, а её
полноправной составляющей,
совершенствующей учебный
процесс и выделяющей личность
ученика на уроке.
Спасибо за сотрудничество и внимание!