Автор: Шаянов Виктор Алексеевич
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ Убинская средняя общеобразовательная школа №1
Населённый пункт: с Убинское,Новосибирская обл.
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по ОБЖ для 7–8 классов
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
рассмотрено
на педагогическом совете проток
_____________/-----------------/
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_____________ Н.А.Запрудина
«27» августа 2017 г.
от «
27» августа 2017 года №1.
Рабочая программа предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для основного общего образования
Составитель:
В.А. Шаянов, преподаватель-организатор ОБЖ
2017
Рабочая
программа
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
для
основного
общего
образования разработана на основе
- нормативных документов:
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3.
Об
утверждении
федеральных
перечней
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию
в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14
учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №
1067, г. Москва.
4.
Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения:
письмо
департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября
2011 г. № 03-776.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
6. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Убинская средняя
общеобразовательная школа №1» Убинского района Новосибирской области
- информационно-методических материалов:
7.
Латчук
В.Н.,
Марков
И.Г.,
Вангородский
П.В.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
5–9
классы: авторская программа. — М. :Дрофа 2011
8. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9
классы: проект, М. : Дрофа, 2011.— 46 с. — (Стандарты второго поколения).
Программа учебного предмета «ОБЖ» ступени основного общего образования составлена на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года (с
последующими изменениями);
Примерной программы по ОБЖ для основной школы.
1. Пояснительная записка
Основное
общее
образование
—
вторая
ступень
общего
образования.
Одной
из
важнейших
функций
этого
этапа
является
подготовка
обучающихся
к
осознанному
и
ответственному
выбору
жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и
определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной
жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:
•
овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных
ситуаций,
влиянии
их
последствий
на
безопасность
личности,
общества,
государства;
•
формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от
внешних и внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;
•
формирование
умения
предвидеть
возникновение
опасных
ситуаций
по
характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников, в том числе из Интернета;
•
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, формирование умений принимать обоснованные решения
и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей.
•
формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так,
чтобы были достигнуты следующие цели:
•
повышение
уровня
защищенности
жизненно
важных
интересов
личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокуп-
ность
потребностей,
удовлетворение
которых
надежно
обеспечивает
существование
и
возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
•
снижение
отрицательного
влияния
человеческого
фактора
на
безопасность
личности, общества и государства;
•
формирование
антиэкстремистского
и
антитеррористического
поведения,
отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
•
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
•
формирование
у
учащихся
современного
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности;
•
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
•
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Понятийная
база
и
содержание
курса
ОБЖ
основаны
на
положениях
федеральных
законов
Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества
и государства.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный
принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового
образа жизни и антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
3. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 8 класс из расчета 1 ч в
неделю в 7-8 классах (всего 70 ч).
Класс
Количество недель
Количество часов в
неделю
Всего часов
7
35
1
35
8
35
1
35
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «ОБЖ»
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
•
развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних
угроз;
•
формирование
антиэкстремистского
и
антитеррористического
мышления,
потребностей
соблюдать
нормы
здорового
образа
жизни,
осознанно
выполнять
правила
безопасности жизнедеятельности;
•
воспитание
ответственного
отношения
к
сохранению
окружающей
природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной
школе являются:
•
овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
о
безопасности;
анализировать
причины
возникновения
опасных
и
чрезвычайных
ситуаций;
обобщать
и
сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять при- чинно-следственные
связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
•
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать
средства
реализации
поставленных
целей,
оценивать
результаты
своей
деятельности
в
обеспечении личной безопасности;
•
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повсе-
дневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
•
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых ин-
формационных технологий;
•
развитие
умения
выражать
свои
мысли
и
способности
слушать
собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
•
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
•
формирование духовно-нравственных качеств учащихся
для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
•
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
•
понимание
личной
и
общественной
значимости
современной
культуры
безопасности жизнедеятельности;
•
понимание
роли
государства
и
действующего
законодательства
в
обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ-
ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
•
понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной
службе;
•
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
•
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
•
понимание
необходимости
сохранения
природы
и
окружающей
среды
для
полноценной жизни человека;
•
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, обще-
ства и государства;
•
знание
и
умение
применять
правила
поведения
в
условиях
опасных
и
чрезвычайных ситуаций;
•
умение оказать первую помощь пострадавшим;
•
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
•
умение
принимать
обоснованные
решения
в
конкретной
опасной
ситуации
с
учетом реально складывающейся обстановки.
5. Содержание предмета «ОБЖ»
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная
безопасно сть
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия.
Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Безопасность
на
дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя
мопеда.
Безопасность
в
быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные
опасные и аварийные ситуации в жилище.
Соблюдение мер безопасности в быту.
Безопасность
на
водоемах
Водоемы.
Особенности состояния водоемов в различное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный
отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.
Экология
и
безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загряз-
няющих веществ.
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой.
Опасные
ситуации
социального
характера
Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте
2. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера
Чрезвычайные
ситуации
природного
характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни,
обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные
ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации
биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по
безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на
гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по
безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Современный
комплекс
проблем
безопасности
социального
характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной
безопасности России.
Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций соци-
ального характера.
Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
1.
Организация
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
Правовые
основы
обеспечения
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
Положения
Конституции
Российской
Федерации
и
федеральных
законов
в
области
безопасности,
определяющие
защищенность
жизненно
важных
интересов
личности,
общества
и
государства
от
внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
Организационные
основы
по
защите
населения
страны
от
чрезвычайных
ситуаций
мирного
и
военного
времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее за-
дачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предна-
значение.
Министерство
Российской
Федерации
по
делам
гражданской
обороны,
чрезвычайным
ситуациям
и
ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган управления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры чрезвычайных ситуациях.
Основные
мероприятия,
проводимые
в
Российской
Федерации,
по
защите
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о
чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в
очагах поражения
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
1.
Нормативно-правовая
база
противодействия
терроризму,
экстремизму
и
наркотизму
в
Российской
Федерации
Содержание
законов
Российской
Федерации
о
противодействии
терроризму
и
экстремистской
деят е л ь н о с т и
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные
основы
структуры
противодействия
наркотизму
в
Российской
Федерации
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации (ФСКН
России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы
наркомафии.
2.
Организационные
основы
системы
противодействия
терроризму
и
экстремизму
в
Российской
Федерации
Указ
Президента
Российской
Федерации
«О
мерах
противодействия
терроризму
в
Российской
Ф е д ер а ц и и »
Роль
правоохранительных
органов
и
силовых
структур
в
борьбе
с
терроризмом
и
проявлениями
экст р е м и зма
Контртеррористическая операция.
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
3. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Р о л ь
н р а в с т в е н н о й
п о з и ц и и
и
в ы р а б о т к а
л и ч н ы х
к а ч е с т в
в
ф о р м и р о в а н и и
антитеррористического
поведения
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррори-
стического поведения.
Готовность оказывать помощь государству в противодействии терроризму.
Профилактика
террористической
деятельно сти
Противодействие стрессовым факторам
4.
Ответственность
несовершеннолетних
за
антиобщественное
поведение
и
за
участие
в
террористической и экстремистской деятельности
Наказание
за
участие
в
террористической
и
экстремистской
деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в
террористической и экстремистской деятельности.
Административная ответственность за антиобщественную деятельность
5. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее
опасные
террористические
акты
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других
транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила
поведения
при
возможной
опасности
взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения,
если взрыв произошел. Как действовать, если вас завалило обломками стен.
Меры
безопасности
в
случае
похищения
или
захвата
в
заложники
Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения.
Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
1. Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные
понятия
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-
демографические процессы в России и безопасность государства.
Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и
укрепление чувства зрелости; развитие волевых качеств.
Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности
человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками.
Взаимоотношения человека и общества.
Составляющие
здорового
образа
жизни
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершен-
ствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.
Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления.
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления
здоровья.
Рациональное питание.
Роль питания в сохранении здоровья человека
2. Факторы, разрушающие здоровье
Вредные
привычки
и
их
влияние
на
здоровье
Вредные привычки - основные понятия. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и
окружающих.
Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее
отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
Ранние
половые
связи
и
их
отрицательные
последствия
для
здоровья
человека
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД - угроза здоровью,
личности и обществу. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции
3. Правовые аспекты взаимоотношений полов
Семья
в
современном
обществе Законодательство и семья.
Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья
и здоровый образ жизни, основные функции семьи.
Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
1. Оказание первой помощи
Первая
помощь
и
правила
ее
оказания
Общая характеристика различных повреждений и
их последствия для здоровья человека.
Основные правила оказания первой помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные
неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных
заболеваний.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции,
меры профилактики
2. Первая помощь при неотложных состояниях
Правила
оказания
первой
помощи
при
неотложных
состояниях
Первая помощь при отравлении. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок
наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и
непрямого массажа сердца.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении
3. Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс
простейших
мероприятий
по
оказанию
первой
помощи
при
массовых
поражениях
Основные причины возникновения массового поражения людей в природных, техногенных и социальных
условиях.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего
из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.)
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности
ученика
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (7 ч)
1.
Обеспечение
личной
безопасности
в
повсе-
дневной жизни
Пожарная
безопасно сть
Пожары в жилых и общественных зданиях, причи-
ны их возникновения и возможные последствия.
Влияние человеческого фактора на причины воз-
никновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жи-
лом или общественном здании.
Безопасность
на
дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и
их возможные последствия.
Организация дорожного движения. Правила без-
опасного поведения на дорогах пешеходов и пас-
сажиров. Общие обязанности водителя. Правила
безопасного поведения на дороге велосипедиста и
водителя мопеда.
Безопасность
в
быту
Особенности города (населенного пункта) как сре-
ды обитания человека.
Характеристика городского и сельского жилища,
особенности его жизнеобеспечения. Возможные
опасные и аварийные ситуации в жилище.
Соблюдение мер безопасности в быту.
Безопасность
на
водоемах
Водоемы.
Особенности состояния водоемов в различное вре-
мя года.
Соблюдение правил безопасности при купании в
оборудованных и необорудованных местах.
Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь
терпящим бедствие на воде.
Экология
и
безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Поня-
тия о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ.
Мероприятия, проводимые по защите здоровья на-
селения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой.
Знакомиться с причинами возникновения пожаров
в жилых и общественных зданиях. Изучать права
и обязанности граждан в области пожарной
безопасности в быту. Заучивать правила
безопасного поведения при пожаре, в том числе
выбирать наиболее эффективный способ
предотвращения возгорания, правила эвакуации,
оказания помощи младшим, престарелым и т. Д.
Исследовать причины дорожно-транспортных
происшествий, организацию дорожного движения,
правила дорожного движения. Осваивать правила
безопасного поведения на дорогах.
Характеризовать особенности жизнеобеспечения
городского и сельского жилища и возможные
опасные и аварийные ситуации в жилище.
Знакомиться с мерами безопасности в быту.
Учиться понимать инструкции пользователя
электрических и электронных приборов.
Различать предметы бытовой химии. Выбирать
наиболее эффективный способ предотвращения
опасной ситуации в быту.
Описывать состояние водоемов в различное время
года.
Объяснять правила поведения на водоемах.
Осваивать способы обеззараживания воды для
питья и приготовления пищи. Определять места
водозабора. Применять правила само- и
взаимопомощи терпящих бедствие на воде.
Находить информацию об экологической
обстановке в местах проживания и возможных
опасных ситуациях в области экологии. Оценивать
состояние окружающей среды. Планировать
возможный перечень мероприятий, проводимых
по защите здоровья населения, в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой.
Применять правила безопасного поведения на
улице, дома, в общественном месте.
Опасные
ситуации
социального
характера
Меры личной безопасности на улице, дома, в об-
щественном месте
Анализировать последствия опасных ситуаций
в повседневной жизни и причины их
возникновения. Моделировать ситуации,
требующие знания правил безопасного
поведения.
Вырабатывать алгоритм безопасного поведения в
повседневной жизни для профилактики опасных
ситуаций в быту
2. Обеспечение безопасности в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и соци-
ального характера
Чрезвычайные
ситуации
природного
характера
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения (землетрясения, извержения
вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения (ураганы, бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического проис-
хождения (наводнения, сели, цунами).
Чрезвычайные ситуации биологического
происхождения (лесные и торфяные пожары,
эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций при-
родного характера, рекомендации населению по
безопасному поведению во время чрезвычайных
ситуаций.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техно-
генного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций
техногенного характера.
Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно-опасных, химически
опасных, взрыво- и пожароопасных объектах и на
гидротехнических сооружениях, их причины и
возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера, рекомендации населению
по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
Современный
комплекс
проблем
безопасности
с оциального
характера
Военные угрозы национальной безопасности Рос-
сии. Внешние и внутренние угрозы национальной
безопасности России.
Наркотизм и национальная безопасность России.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
социального характера.
Правила личной безопасности в чрезвычайных си-
туациях социального характера
Различать чрезвычайные ситуации
геологического, метеорологического,
гидрологического, биологического
происхождения.
Объяснять причины возникновения различных
чрезвычайных ситуаций природного характера.
Сопоставлять возможные последствия чрезвычай-
ных ситуаций.
Классифицировать чрезвычайные ситуации по ме-
сту возникновения и последствиям. Моделировать
выполнение правил поведения при возникновении
конкретной чрезвычайной ситуации природного
характера.
Характеризовать причины возникновения чрезвы-
чайных ситуаций техногенного характера и их воз-
можные последствия.
Учиться различать чрезвычайные ситуации
техногенного характера в соответствии с их
классификацией. Определять потенциально
опасные объекты в районе
проживания.Знакомиться с рекомендациями
специалистов по правилам безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера. Знакомиться с внешними и
внутренними угрозами национальной
безопасности России. Характеризовать систему
защиты населения от чрезвычайных ситуаций
социального характера в Российской Федерации.
Объяснять безопасные действия в условиях
чрезвычайных ситуаций социального характера.
Исследовать влияние человеческого фактора на
последствия чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
Анализировать эффективность рекомендаций спе-
циалистов по безопасному поведению в условиях
различных чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
Классифицировать правила безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
Решать ситуационные задачи по правилам
безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (1 ч)
1.
Организация
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
(1
ч)
П р а во в ы е
о с н о в ы
о бе с п ече н и я
з а щ и т ы
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и
федеральных
законов
в
области
безопасности,
определяющие защищенность жизненно важных
интересов личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз. Права и обязанности
г р а ж д а н
в
о б л а с т и
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности.
О р г а н и з а ц и о н н ы е
о с н о в ы
п о
з а щ и т е
н а с е л е н и я
с т р а н ы
о т
ч р е з в ы ч а й н ы х
ситуаций
мирного
и
военного
времени
Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее
задачи.
Гражданская оборона как составная часть нацио-
нальной безопасности страны, ее задачи и предна-
значение.
Министерство
Российской
Федерации
по
делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации
последствий
стихийных
бедствий
(МЧС России) - федеральный орган управления в
области
защиты
населения
и
территорий
от
чрезвычайных ситуаций.
Роль МЧС России в формировании современного
уровня культуры чрезвычайных ситуациях.
О с н о в н ы е
м е р о п р и я т и я ,
п р о в од и м ы е
в
Р о с с и й с к о й
Ф е д е р а ц и и ,
п о
з а щ и т е
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных си-
туаций.
Инженерная защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения
о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения.
Аварийно-спасательные
и
другие
неотложные
работы в очагах поражения
Знакомиться с правовыми основами обеспечения
защиты населения страны от чрезвычайных ситуа-
ций, с основными мероприятиями, проводимыми
в Российской Федерации, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций.
Различать организационные основы по защите на-
селения от чрезвычайных ситуаций в Российской
Федерации.
Характеризовать основные мероприятия по
защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Определять правила оповещения и эвакуации
населения и правила использования средств
защиты. Анализировать права и обязанности
граждан в области безопасности
жизнедеятельности в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций.
Отработать действия по сигналам оповещения о
возникновении чрезвычайных ситуаций
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)
1.
Нормативно-правовая
база
противодействия
терроризму,
экстремизму
и
наркотизму
в
Российской
Федерации
Содержание
законов
Российской
Федерации
о
п р отиводействии
терроризму
и
экстремистской
деят е л ь н о с т и
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года.
Концепция противодействия терроризму в
Знать основные проявления и опасности междуна-
родного терроризма и наркотизма.
Характеризовать законодательную и нормативно-
правовую базу по организации борьбы с террориз-
мом в Российской Федерации.
Российской Федерации.
Организационные
основы
структуры
противодействия
наркотизму
в
Российской
Федерации
Национальный антитеррористический комитет
(НАК).
Деятельность Федеральной службы по контролю
за оборотом наркотиков Российской Федерации
(ФСКН России) по остановке развития
наркосистемы, изменению наркоситуации,
ликвидации финансовой базы наркомафии.
Характеризовать государственную политику
противодействия наркотизму.
Объяснять последствия наркомании и ее влияние
на национальную безопасность России. Изучать
нормативно-правовую базу борьбы с нар-
кобизнесом.
2.
Организационные
основы
системы
противодействия
терроризму
и
экстремизму
в
Российской
Федерации
Указ
Президента
Российской
Федерации
«О
мерах
противодействия
терроризму
в
Российской
Федер а ц и и »
Роль
правоохранительных
органов
и
силовых
структур
в
борьбе
с
терроризмом
и
проявлениями
экст р е м и зма
Контртеррористическая операция.
Участие Вооруженных Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом
Анализировать и обсуждать эффективность меро-
приятий, проводимых в Российской Федерации по
борьбе с терроризмом.
Характеризовать понятие «контртеррористическая
операция».
Приводить
примеры
применения
Вооруженных
Сил в борьбе с терроризмом
3.
Духовно-нравственные
основы
противодей-
ствия терроризму и экстремизму
Роль
нравственной
позиции
и
выработка
л и ч н ы х
к а ч е с т в
в
ф о р м и р о в а н и и
антитеррористического
поведения
Влияние уровня культуры в области безопасности
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и
н а
ф о р м и р о в а н и е
антитеррористического поведения.
Готовность
оказывать
помощь
государству
в
противодействии терроризму.
Профилактика
террористиче ской
д е я т е л ь н о с т и
Противодействие стрессовым факторам
Моделировать собственное поведение с целью
противодействия вовлечению в террористическую
деятельность и наркозависимость. Анализировать
влияние уровня культуры в области безопасности
жизнедеятельности на формирование
антитеррористического поведения. Формировать
антитеррористическое поведение
4.
Ответственность
несовершеннолетних
за
антиобщественное
поведение
и
за
участие
в
террористической и экстремистской деятельности
Н а к а з а н и е
з а
у ч а с т и е
в
т е р р о р и с т и ч е с к о й
и
э к с т р ем ист ской
д еятельности
Уголовный
кодекс
Российской
Федерации
об
ответственности за антиобщественное поведение,
участие
в
террористической
и
экстремистской
деятельности.
Административная ответственность за антиобще-
ственную деятельность
Иметь представление о неотвратимости наказания
за участие в террористической и экстремистской
деятельности.
Делать сравнительный анализ тяжести наказаний
за отдельные виды преступлений
5. Обеспечение личной безопасности при
угрозе террористического акта
Наиболее
опасные
террористические
акты
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и
других транспортных средств и удерживание в
них заложников.
Правила
поведения
при
возможной
Описывать виды террористических актов, их цели
и способы осуществления.
Исследовать виды террористических актов и их
последствий.
Моделировать ситуации (правила) при захвате в
заложники или похищении.
опасности
взрыва
Признаки,
по
которым
можно
судить
о
возникновении
опасности
взрыва.
Правила
безопасного
поведения,
если
взрыв
произошел.
Как
действовать,
если
вас
завалило
обломками
стен.
Меры
безопасности
в
случае
похищения
или
захвата
в
заложники
Правила поведения в случае захвата в заложники.
Правила поведения при нападении с целью похи-
щения. Обеспечение безопасности при захвате
самолета. Правила поведения при перестрелке
Х а р а кт е р и зо ват ь
п р и з н а к и
в о з м о ж н о г о
возникновения
взрыва
и
правила
безопасного
поведения во время взрыва.
Анализировать возможные последствия терактов.
Определять
свои
возможности
безопасного
поведения
Вырабатывать
варианты
своего
поведения при угрозе возникновения теракта.
Характеризовать правила безопасного поведения
во время захвата самолета и при перестрелке
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч)
1. Здоровый образ жизни и его
составляющие
Основные
понятия
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни
Индивидуальное здоровье человека, его физиче-
ская и духовная сущность.
Репродуктивное здоровье как общая
составляющая здоровья человека и общества.
Социально-демографические процессы в России и
безопасность государства.
Особенности физического развития человека; осо-
бенности
психического
развития
человека;
развитие и укрепление чувства зрелости; развитие
волевых качеств.
Социальное развитие человека и его взаимоотно-
шения с окружающими людьми. Формирование
личности человека, значение и роль его
взаимоотношений со взрослыми, родителями,
сверстниками.
Взаимоотношения человека и общества.
Составляющие
здорового
образа
жизни
Здоровый образ жизни - индивидуальная система
поведения человека, обеспечивающая совершен-
ствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение
для здоровья.
Режим дня и его значение для здоровья.
Профилактика переутомления.
Двигательная активность и закаливание организма
- необходимые условия сохранения и укрепления
здоровья.
Рациональное питание.
Роль питания в сохранении здоровья человека
Изучать особенности индивидуального здоровья,
репродуктивного здоровья.
Характеризовать социально-демографические
процессы и сопоставлять их с безопасностью
государства.
Описывать особенности физического,
психического, социального развития человека.
Характеризовать составляющие здорового образа
жизни.
Овладевать правилами позитивных взаимоотноше-
ний со взрослыми, сверстниками, обществом.
Формировать потребность в соблюдении норм
здорового образа жизни как способа сохранения и
укрепления личного здоровья.
Анализировать состояние своего здоровья
Определять влияние индивидуальной системы
здорового образа жизни на обеспечение личного
благополучия, на сохранение и укрепление
здоровья. Анализировать собственные поступки,
негативно влияющие на здоровье, и формировать
индивидуальную систему здорового образа жизни.
Формировать индивидуальную систему здорового
образа жизни (режим дня, программу закаливания,
питания, взаимоотношений с окружающими и т.д.)
2. Факторы, разрушающие здоровье
Вредные
привычки
и
их
влияние
на
здоровье
Вредные привычки - основные понятия. Курение,
влияние табачного дыма на организм курящего и
окружающих.
Употребление алкоголя и его влияние на умствен-
ное и физическое развитие человека. Наркомания
и ее отрицательные последствия для здоровья
человека. Профилактика вредных привычек.
Характеризовать основные факторы,
разрушающие здоровье (вредные привычки,
ранние половые связи); последствия для здоровья
человека вредных привычек и ранних половых
связей. Выявлять ситуации, потенциально
опасные для здоровья.
Анализировать влияние внешних факторов и вред-
ных привычек на состояние собственного
Ранние
половые
связи
и
их
отрицательные
посл едствия
для
здоровья
человека
Инфекции, передаваемые половым путем.
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД -
угроза здоровью, личности и обществу.
Профилактика инфекций, передаваемых половым
путем, и ВИЧ-инфекции
здоровья. Формулировать правила соблюдения
норм здорового образа жизни и профилактики
вредных привычек
3. Правовые аспекты взаимоотношений полов
Семья
в
современном
обществе
Законодательство и семья.
Основы семейного права в Российской Федерации.
Брак и семья, основные понятия и определения.
Семья и здоровый образ жизни, основные
функции семьи.
Личные права и обязанности супругов. Права и
обязанности родителей
Описывать основы семейного законодательства.
Анализировать роль семьи в жизни личности и об-
щества и ее влияние на здоровье человека.
Моделировать ситуации, требующие знания образ-
цов культуры общения и взаимной
ответственности в семье
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)
1. Оказание первой помощи
Первая
помощь
и
правила
ее
оказания
Общая характеристика различных повреждений и
их последствия для здоровья человека.
Основные правила оказания первой помощи при
различных видах повреждений.
Средства оказания первой помощи. Медицинская
(домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства.
Перевязочные материалы, дезинфицирующие
средства. Основные неинфекционные
заболевания, их причины, связь с образом жизни.
Профилактика неинфекционных заболеваний.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные за-
болевания, их возбудители, пути передачи инфек-
ции, меры профилактики
Знакомиться с общей характеристикой различных
повреждений и травм.
Учиться применять правила оказания первой
помощи при различных видах повреждений.
Анализировать возможные последствия
различных повреждений и травм.
Владеть основными приемами оказания первой
помощи
2. Первая помощь при неотложных состояниях
Правила
оказания
первой
помощи
при
неотложных
со стояниях
Первая помощь при отравлении. Первая помощь
при травмах опорно-двигательного аппарата,
порядок наложения поддерживающей повязки.
Правила и способы транспортировки постра-
давшего.
Первая помощь при кровотечениях. Способы оста-
новки кровотечения.
Оказание первой помощи при утоплении.
Способы проведения искусственной вентиляции
легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой помощи при тепловом и солнеч-
ном ударах, при отморожении
Характеризовать неотложные состояния,
требующие оказания первой помощи.
Накладывать повязки, оказывать первую помощь
при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т. д.
Овладевать способами остановки кровотечения,
оказания помощи утопающим в выполнении
искусственного дыхания, непрямого массажа
сердца. Анализировать возможные последствия
неотложных состояний и значение своевременного
оказания первой помощи.
Отрабатывать приемы оказания первой помощи
при неотложных состояниях
3. Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс
простейших
мероприятий
по
оказанию
первой
помощи
при
массовых
поражениях
Основные причины возникновения массового
поражения людей в природных, техногенных и
социальных условиях.
Основные
мероприятия,
проводимые
в
местах
массового
поражения
людей
( и з вл еч е н и е
Исследовать причины массовых поражений людей
в условиях природных, техногенных и социальных
чрезвычайных ситуаций, систему мер по защите
населения в случае возникновения массовых
поражений.
Моделировать мероприятия по оказанию помощи
населению в местах массовых поражений.
пострадавшег о
и з - п о д
з а в а л а ,
в в е д е н и е
обезболивающих средств, освобождение верхних
дыхательных путей и др.)
Анализировать возможные последствия массовых
поражений и способы оказания первой помощи.
Отрабатывать приемы оказания первой помощи
при массовых поражениях
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Эффективность
преподавания
курса
ОБЖ
зависит
от
наличия
соответствующего
материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь
его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет
ОБЖ
предназначен
для
проведения
занятий
с
учащимися
по
курсу,
самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы
во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и
дисциплине, а также лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся
общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям
в
области
безопасности
жизнедеятельности,
а
также
средства,
используемые
в
процессе
проведения текущих занятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1.
Учебно-методическая литература.
2.
Проекционная аппаратура.
3.
Средства программного обучения и контроля знаний.
4.
Макеты, муляжи, модели.
5.
Тренажеры.
6.
Стенды, плакаты.
7.
Средства индивидуальной защиты.
8.
Аудиовизуальные пособия.
1.
Учебно-методическая литература
Нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации
Концепция продиводействия терроризму в Российской Федерации
Положение о Национальном антитеррористическом комитете
Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
Подшивки
журналов
и
газет
«Гражданская
защита»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «Российское военное обозрение», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
Пособие
для
учителя
«Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Методические
рекомендации. 5—11 классы»
Пособие
для
учителя
«Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Поурочные
разработки. 5—9 классы»
Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров,
водителей. 5—9 классы»
Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного
движения»
Сборник
заданий
для
проведения
экзамена
по
предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в 9 классе
Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов
1
Электронные
образовательные
издания
(ЭОИ)
по
предмету
ОБЖ
на
магнитных
и
оптических носителях
2.
Проекционная аппаратура
Мультимедиапроектор
Оверхед-проектор
Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и
защита от чрезвычайных ситуаций»
1
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских
знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных
объектах»
3.
Макеты, муляжи, модели
Макеты
жилых
и
промышленных
зданий
с
узлами
жизнеобеспечения,
технологическим оборудованием
Макеты
фильтрующих,
изолирующих
и
других
противогазов,
респираторов
в
разрезе
Нормативно-правовые документы, пособия для учащихся и учебники
имеются
исходя из количества учеников в классе, пособия для учителя — в 1 экземпляре.
Муляжи тела человека
4.
Тренажеры
Робот-тренажер «Максим-2»
6.
Стенды, плакаты
Стенды
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
Правила поведения при землетрясениях
Пожары, взрывы
Наводнения и затопления
Правила оказания первой помощи
Осторожно! терроризм!
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями) Пожарная
безопасность . Безопасность в быту
Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
Классификации
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера
по
масштабу их распространения и тяжести последствий
Правила безопасного поведения при землетрясении . Правила безопасного поведения при
наводнении . Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном
объекте
Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях
Правила транспортировки пострадавших
7.
Средства индивидуальной защиты и медицинское имущество
Средства защиты дыхания
Ватно-марлевые повязки
Противопылевые тканевые маски
Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
Противогазы (типа ГП-7, и т. п.)
Средства защиты кожи Фильтрующие СЗК (типа КИП-8) Изолирующие СЗК (типа КИХ-
5 и т. п.)
Медицинское имущество
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
Пакеты перевязочные (типа П П И и т. п.)
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИГ1П-11 и т. п.)
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
Вата медицинская компрессная
Косынка медицинская (перевязочная)
Повязка медицинская большая стерильная
Повязка медицинская малая стерильная
Булавка безопасная
Шина проволочная (лестничная) для ног
Шина проволочная (лестничная) для рук
Шина фанерная длиной 1 м
Жгут кровоостанавливающий эластичный
Манекен-тренажер для реанимационных мероприятий
Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная)
Носилки санитарные
Знак нарукавного Красного Креста
Лямка медицинская носилочная
Флаг Красного Креста
8.
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
Действия учащихся по сигналам ГО
Средства индивидуальной защиты
Средства
коллективной
защиты
(убежища,
укрытия,
порядок
устройства
простейшего
укрытия)
Первая помощь при травмах
Первая помощь при кровотечениях
Первая помощь при переломах
Первая помощь при ожогах
Применение огнетушителей и правила пользования ими
Противошоковые и реанимационные мероприятия
Вредные привычки
9. Основы военной службы
Ритуалы ВС РФ
Символика ВС РФ
Высшие учебные заведения ВС РФ
Дни воинской славы России
8.
Планируемые результаты изучения предмета «ОБЖ»
на ступени основного общего образования.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её
географических особенностях; знание основных исторических событий развития
государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных
традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация
в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими
событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание
основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в лицейском самоуправлении в пределах возрастных
компетенций (дежурство в Лицее № 15 и классе, участие в детских и молодёжных общественных
организациях, лицейских и внелицейских мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований лицейской жизни, прав и
обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в Лицее, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
•
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
•
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных
целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
•
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы
работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения
общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе на основе отрицания;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметными результатами изучения предмета «ОБЖ» являются следующие умения.
Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
• классифицировать
и
описывать
потенциально
опасные
бытовые
ситуации
и
объекты
экономики,
расположенные
в
районе
проживания;
чрезвычайные
ситуации
природного
и
техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в
повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров,
дорожно-транспортных
происшествий
(ДТП),
загрязнения
окружающей
природной
среды,
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять
и
характеризовать
роль
и
влияние
человеческого
фактора
в
возникновении
опасных
ситуаций,
обосновывать
необходимость
повышения
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной
безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и
водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной
окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;
план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности
отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей
обстановки в регионе;
• руководствоваться
рекомендациями
специалистов
в
области
безопасности
по
правилам
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать
основные
положения
нормативно-правовых
актов
Российской
Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной
безопасности
России
в
современном
мире;
раскрывать
на
примерах
влияние
последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность
Российской Федерации;
• прогнозировать
возможность
возникновения
опасных
и
чрезвычайных
ситуаций
по
их
характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать
план
по
повышению
индивидуального
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и
внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость
подготовки
граждан
к
защите
Отечества;
устанавливать
взаимосвязь
между
нравственной
и
патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать
Единую
государственную
систему
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных ситуации (РСЧС): классифицировать основные задачи, которые она решает по
защите
населения
страны
от
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера;
обосновывать
предназначение
функциональных
и
территориальных
подсистем
РСЧС;
характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать
гражданскую
оборону
как
составную
часть
системы
обеспечения
национальной
безопасности
России:
классифицировать
основные
задачи,
возложенные
на
гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных
условиях;
характеризовать
и
обосновывать
основные
обязанности
граждан
РФ
в
области
гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС
России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные
мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе
проживания,
для
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера;
• описывать
существующую
систему
оповещения
населения
при
угрозе
возникновения
чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных
технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять
перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать
основные
мероприятия,
которые
проводятся
при
аварийно-спасательных
работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе
проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и
др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите
учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать
материал
и
готовить
занятие
на
тему
«Основные
задачи
гражданской
обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности
жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать
инженерно-технические
сооружения,
которые
используются
в
районе
проживания,
для
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера,
классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать
терроризм
и
экстремизм
как
социальное
явление,
представляющее
серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию
терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по
противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию
антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать
значение
культуры
безопасности
жизнедеятельности
в
противодействии
идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической
и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии
насилия;
• формировать
личные
убеждения,
способствующие
профилактике
вовлечения
в
террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и
терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для
выработки
осознанного
негативного
отношения
к
любым
видам
нарушений
общественного
порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и
террористической деятельности.
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную
систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его
духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как
средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать
нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать
факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и
их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья
личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди,
решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и
комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль
семьи
в
жизни
личности
и
общества,
значение
семьи
для
обеспечения
демографической
безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для
сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и
социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и
их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет
своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать
предназначение
первой
помощи
пострадавшим;
классифицировать
средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий
при
оказании
первой
помощи
при
различных
повреждениях,
травмах,
наиболее
часто
случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её
средства в конкретных ситуациях;
• анализировать
причины
массовых
поражений
в
условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях
чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы
оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при
наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника основной школы»:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий
и
принимающий
ценности
человеческой
жизни,
семьи,
гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
активно
и
заинтересованно
познающий
мир,
осознающий
ценность
труда,
науки
и
творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий
других
людей,
умеющий
вести
конструктивный
диалог,
достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа
жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся
в
мире
профессий,
понимающий
значение
профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».