Автор: Батомункуева Цырма Гомбожаповна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Баин–Булакская ООШ"
Населённый пункт: с. АРА–Алцагат, Кяхтинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по музыке 1 класс
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАИН-БУЛАКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КЯХТИНСОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ .
«Рассмотрено»
Руководитель МО
/_______/__________________/
ФИО
Протокол№_________ от
«_______»___________20_____
г.
«Согласованно»
Заместитель
директора школы по УВР
/
________/__________________/
ФИО
«________»___________20____
г.
«Утверждаю»
Директор школы
/________/__________________/
ФИО
Приказ № ___________от
«_______»____________20____
_г
Рабочая программа учебного курса
По музыке 1 класс
Батомункуевой Ц.Г.
Ара-Алцагат
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Музыка» адресована учащимся 1 класса МБОУ «Баин-Булакская
ООШ».
Рабочая программа по музыке создана на основе федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования, рабочей учебной программы основного образования,
утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы
В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. 107. [5] с.), в
соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа начального общего образования «Музыка. 1-4 класс» составлена в
соответствии с количеством часов учебного плана образовательного учреждения. Предмет
«Музыка» изучается в течении четырёх лет с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю -1.
В 1 классе учебный предмет «Музыка» рассчитан на 33 учебные недели, во 2 - 4 классах – 34
учебных недель.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального
музицирования);
- развитие эстетических чувств;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания Я» как гражданина
России, чувство сопричастности и гордости за Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных,
так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме ;
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также
произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями
музыки и изобразительного искусства;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города);
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника и рабочей тетради;
-умение формулировать собственное мнение и позицию.
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-
творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в
импровизации, музыкально пластическое движение, участие в музыкально драматических
спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно),
динамики (громко - тихо);
- узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка,
флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение,
уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно
произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);
- понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров – оперы и
балета;
- знание имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.И. Чайковский, В.А.
Моцарт, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С. Прокофьев и др.);
- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных
духовых, ударных;
- знание различных видов оркестров.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА.
По итогам освоения программы 1 класса учащиеся
научатся:
- понимать триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- воспринимать музыку изученных жанров (песня, танец, марш);
- узнавать музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,
балалайка, свирель, рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник,
металлофон, аккордеон);
- называть ноты, темпы (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,
игре на детских музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно
выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать
дирижерский жест.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- исполнять знакомые песни;
- участвовать в коллективном пении;
- музицировать на детских музыкальных инструментах;
- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения,
импровизацию, изобразительными средствами.
По итогам освоения программы 1 класса учащиеся получат возможность научиться:
-высказывать собственные наблюдения о музыке;
-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения;
-разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки,
загадки, хороводы, игры);
-разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
-участвовать в коллективной творческой деятельности;
-демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в различных видах
музыки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Тема года: Музыка, музыка всюду нам слышна (33 часа)
1 четверть
1.«Нас в школу приглашают задорные звонки»
Музыка встречает ребят в первый школьный день. Ожидание увлекательного путешествия в
музыкальную страну. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Войти
в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть
возможной. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально
организованные звуки. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.
2.«Музыка, музыка всюду нам слышна»
Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром
– песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки,
объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так
и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко).
3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»
Роль музыки в отражении различных явлений жизни. Каждое жизненное обстоятельство находит
отклик в музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в
этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который
наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя
доброта. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.
4. Краски осени.
Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином
в лесах, полях, на речках и озерах. Людей искусства по-прежнему неудержимо влечет к
себе природа. Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени.Разговор об
осенней природе. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно,
напевно, протяжно.
5.Что ты рано в гости, осень, к нам пришла.
Продолжение темы об осенней природе. Во всем чувствуется холодное дыхание осени. Образ
осени в музыке, живописи и поэзии. Осеннее настроение передают в своей музыке
композиторы. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки:
грустно, печально, жалобно, уныло.
6.Что ты рано в гости, осень, к нам пришла
Продолжение разговора об осенней природе. Традиции, обычаи и обряды малочисленных народов.
Характерные особенности и отличия осенней природы на просторах центральной части России от
природы Сибири. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.
7. Музыкальное эхо
Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в
музыке. Средства музыкальной выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами
— выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения
звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера
музыки.
8. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!
Первые каникулы в жизни школьника. Музыкальные средства выразительности. Темп(быстрый -
медленный). Восприятие темпа как способ выражения характера музыки, ощущение роли темпа и
его изменений, восприятие темпа как организующее начало в музыке.
9. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!
Обобщающий урок 1 четверти.
II четверть
1. Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать.
Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный
образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных
положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное
содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах,
композиции. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно),
полька (громко, быстро), карнавал.
2. Ноги сами в пляс пустились.
Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро,
задорно). Хорово́
д - «групповой танец с песней», древний народный круговой
массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа.Хороводом
называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-
хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и
часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к
свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной
страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на
месте.
3. Русские народные музыкальные инструменты.
Оркестр русских народных музыкальных инструментов.
Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок,
колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей,
играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных
инструментов.
4. Марш деревянных солдатиков.
Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности. Марши
бывают разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки,
отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей —
равномерность, четкость пульсации.
5. Детский альбом П.И. Чайковского.
Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский
альбом». Компози́
тор - составитель, сочинитель, автор музыкальныхпроизведений; человек,
сочиняющий музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого
дарования и требует специального обучения композиции.
6. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.
В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм.
Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму
фольклорные произведения – заклички, прибаутки (от баять, то есть рассказывать) —
стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
7. Новый год! Новый год! Закружился хоровод.
Любимый праздник детворы – Новый год. Именно на зиму приходились дорогие
сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Новогодний хоровод – традиция старая, ей
уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В
русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики. Особенно хороводы
любили дети. Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной
традиции. Музыкальный инструмент - челеста.
III четверть
1. Зимние игры.
Зимние игры на каникулах. Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами
неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном
творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. После
ритуальных песен и плясок начинались игры. Любимые зимние забавы – катания на санях –
приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и
леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей на веселую прогулку!
2. Зимние игры в Сибири
Разговор о зимних играх в Сибири. Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е.
культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков. Все виды
игр - соревнований — мужские и женские, имеют отличия от аналогичных русских игр.
3. Водят ноты хоровод.
Музыкальная азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь
со всеми жителями этой страны, можно много узнать и многому научиться. В музыке есть свои
музыкальные буквы, которые называются нотами. Элементы музыкальной грамоты: ноты,
звукоряд.
4. Кто-кто в теремочке живёт?
Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка,
кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон. Встреча с главными
героями русской народной сказки «Теремок» (мышка, лягушка, лисичка, зайка, медведь).
5. Весёлый праздник Масленица.
Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́
сленица — народный праздничный цикл,
сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий
пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и
гулянья.
6. Весёлый праздник Масленица.
Народный праздник в Кузбассе – Масленица. Традиционная культура народов Севера (ханты,
манси и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к
природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от
одного поколения к другому. Связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются
традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.
7. Где живут ноты?
Путешествие в музыкальную страну «Музыкальной азбуки». Нотная грамота как способ фиксации
музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.
Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).
8. Весенний вальс.
Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве
есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей,
художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема
искусства. Пианино, рояль.
9. Природа просыпается.
Весеннее настроение и единая мысль в разных областях произведений искусства. Соотношение и
осмысление содержания, построенное на сопоставлении поэзии, живописи и музыки. Образ весны
через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность
картин.
10. В детском музыкальном театре.
Путешествие первоклассников в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка
детства! В детском музыкальном театре всегда оживленно и весело. Артисты показывают детям
сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют. Перед сценой находится
оркестровая яма, в которой располагается оркестр. Руководит оркестром дирижер (артисты,
оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре.
IV четверть
1. Мелодии и краски весны.
Весеннее настроение. Творческое воображение посредством углубления понимания
художественного образа: поэтического, музыкального,
живописного. Мелодия,музыкальность. Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии.
2. Мелодии дня.
Мелодии дня в музыке, в живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо,
таинственно, загадочно.
3. Музыкальные инструменты. Тембры краски.
Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное
звучание, собственную окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой,
флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид инструментов, тембр , выразительные возможности.
4. Легко ли стать музыкальным исполнителем?
Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для
того, чтобы стать музыкальным исполнителем, необходимо много учиться и трудиться.
5. На концерте.
Новое понятие – концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Во время концерта
полагается спокойно, молча слушать музыку. Во время концерта или спектакля нельзя вставать и
уходить. Это очень невежливо по отношению к артистам и слушателям.
6. Но на свете почему-то торжествует доброта
(музыка в мультфильмах).
Музыка, которая звучит в мультфильмах. Мультфильмы любят все – и дети, и
взрослые. Любят за их юмор, веселье, любят за доброту, которая всегда побеждает. Музыка в м
/фильмах играет очень важную роль. Она помогает лучше узнать главных героев – их настроение,
характер, поступки.
7. «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история
про Чиполлино и его друзей.
Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и
отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу
против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора
Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость
многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Дата проведения
план
факт
Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна…»
33
1.
«Нас в школу приглашают задорные звонки…»
1
2.
«Музыка, музыка всюду слышна…»
1
3.
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»
1
4.
Краски осени
1
5-6.
«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»
2
7.
Музыкальное эхо
1
8-9.
«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»
2
10.
«Встанем
скорей
с
друзьями
в
круг
–
пора
танцевать…»
1
11.
Ноги сами в пляс пустились
1
12.
Русские
народные
музыкальные
инструменты.
О р ке с т р
р у с с к и х
н а р од н ы х
м у з ы к а л ь н ы х
инструментов
1
13.
Марш деревянных солдатиков
1
14.
«Детский альбом» П.И. Чайковского
1
15.
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.
1
16.
«Новый год! «Новый год! Закружился хоровод…»
1
17-
18.
Зимние игры
2
19.
«Водят ноты хоровод…»
1
20.
«Кто-кто в теремочке живёт?»
1
21-
22.
Весёлый праздник Масленица
2
23.
Где ноты живут?
1
24.
Весенний вальс
1
25.
Природа просыпается
1
26.
В детском музыкальном театре
1
27.
Мелодии и краски весны
1
28.
Мелодии дня
1
29.
Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
1
30.
Легко ли стать музыкальным исполнителем?
1
31.
На концерте
1
32.
«Но на свете почему-то торжествует доброта…»
1
33.
«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история
про Чиполлино и его друзей
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2.Алеев
В.В,
Т.И.
Науменко,
Т.Н.
Кичак.
Музыка.
1-4
кл.,
5-8.:
программы
для
общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант»,
ООО «Золотой век», 1996.
6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –
М.: Дет. лит., 1981.
7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая
Российская энциклопедия», 1998.
8.
Музыка.
Изобразительное
искусство.
Мировая
художественная
культура.
Содержание
образования:
Сборник
нормативно-правовых
документов
и
методических
материалов.
–
М.:
Вентана-Граф, 2008.
9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.