Напоминание

Рабочая программа по музыке 1 класс


Автор: Батомункуева Цырма Гомбожаповна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Баин–Булакская ООШ"
Населённый пункт: с. АРА–Алцагат, Кяхтинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по музыке 1 класс
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАИН-БУЛАКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КЯХТИНСОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ .

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/_______/__________________/

ФИО

Протокол№_________ от

«_______»___________20_____

г.

«Согласованно»

Заместитель

директора школы по УВР

/

________/__________________/

ФИО

«________»___________20____

г.

«Утверждаю»

Директор школы

/________/__________________/

ФИО

Приказ № ___________от

«_______»____________20____

Рабочая программа учебного курса

По музыке 1 класс

Батомункуевой Ц.Г.

Ара-Алцагат

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Музыка» адресована учащимся 1 класса МБОУ «Баин-Булакская

ООШ».

Рабочая программа по музыке создана на основе федерального компонента государственного

стандарта начального общего образования, рабочей учебной программы основного образования,

утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы

В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. 107. [5] с.), в

соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа начального общего образования «Музыка. 1-4 класс» составлена в

соответствии с количеством часов учебного плана образовательного учреждения. Предмет

«Музыка» изучается в течении четырёх лет с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю -1.

В 1 классе учебный предмет «Музыка» рассчитан на 33 учебные недели, во 2 - 4 классах – 34

учебных недель.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В области личностных результатов:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,

учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального

музицирования);

- развитие эстетических чувств;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания Я» как гражданина

России, чувство сопричастности и гордости за Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных,

так и окружающих людей;

- наличие эмпатии как понимания чувств других людей;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме ;

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также

произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями

музыки и изобразительного искусства;

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со

сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города);

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебника и рабочей тетради;

-умение формулировать собственное мнение и позицию.

В области предметных результатов:

- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-

творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в

импровизации, музыкально пластическое движение, участие в музыкально драматических

спектаклях);

- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;

- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно),

динамики (громко - тихо);

- узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка,

флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение,

уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно

произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);

- понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров – оперы и

балета;

- знание имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.И. Чайковский, В.А.

Моцарт, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С. Прокофьев и др.);

- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных

духовых, ударных;

- знание различных видов оркестров.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА.

По итогам освоения программы 1 класса учащиеся

научатся:

- понимать триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- воспринимать музыку изученных жанров (песня, танец, марш);

- узнавать музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,

балалайка, свирель, рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник,

металлофон, аккордеон);

- называть ноты, темпы (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,

игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно

выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать

дирижерский жест.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

- исполнять знакомые песни;

- участвовать в коллективном пении;

- музицировать на детских музыкальных инструментах;

- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения,

импровизацию, изобразительными средствами.

По итогам освоения программы 1 класса учащиеся получат возможность научиться:

-высказывать собственные наблюдения о музыке;

-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения;

-разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки,

загадки, хороводы, игры);

-разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

-участвовать в коллективной творческой деятельности;

-демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в

ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в различных видах

музыки.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Тема года: Музыка, музыка всюду нам слышна (33 часа)

1 четверть

1.«Нас в школу приглашают задорные звонки»

Музыка встречает ребят в первый школьный день. Ожидание увлекательного путешествия в

музыкальную страну. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Войти

в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть

возможной. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально

организованные звуки. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.

2.«Музыка, музыка всюду нам слышна»

Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром

– песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки,

объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так

и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко).

3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»

Роль музыки в отражении различных явлений жизни. Каждое жизненное обстоятельство находит

отклик в музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в

этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который

наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя

доброта. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.

4. Краски осени.

Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином

в лесах, полях, на речках и озерах. Людей искусства по-прежнему неудержимо влечет к

себе природа. Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени.Разговор об

осенней природе. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно,

напевно, протяжно.

5.Что ты рано в гости, осень, к нам пришла.

Продолжение темы об осенней природе. Во всем чувствуется холодное дыхание осени. Образ

осени в музыке, живописи и поэзии. Осеннее настроение передают в своей музыке

композиторы. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки:

грустно, печально, жалобно, уныло.

6.Что ты рано в гости, осень, к нам пришла

Продолжение разговора об осенней природе. Традиции, обычаи и обряды малочисленных народов.

Характерные особенности и отличия осенней природы на просторах центральной части России от

природы Сибири. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.

7. Музыкальное эхо

Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в

музыке. Средства музыкальной выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами

— выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения

звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера

музыки.

8. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

Первые каникулы в жизни школьника. Музыкальные средства выразительности. Темп(быстрый -

медленный). Восприятие темпа как способ выражения характера музыки, ощущение роли темпа и

его изменений, восприятие темпа как организующее начало в музыке.

9. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

Обобщающий урок 1 четверти.

II четверть

1. Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать.

Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный

образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных

положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное

содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах,

композиции. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно),

полька (громко, быстро), карнавал.

2. Ноги сами в пляс пустились.

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро,

задорно). Хорово́

д - «групповой танец с песней», древний народный круговой

массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа.Хороводом

называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-

хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и

часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к

свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной

страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на

месте.

3. Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок,

колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей,

играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных

инструментов.

4. Марш деревянных солдатиков.

Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности. Марши

бывают разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки,

отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей —

равномерность, четкость пульсации.

5. Детский альбом П.И. Чайковского.

Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский

альбом». Компози́

тор - составитель, сочинитель, автор музыкальныхпроизведений; человек,

сочиняющий музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого

дарования и требует специального обучения композиции.

6. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм.

Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму

фольклорные произведения – заклички, прибаутки (от баять, то есть рассказывать) —

стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

7. Новый год! Новый год! Закружился хоровод.

Любимый праздник детворы – Новый год. Именно на зиму приходились дорогие

сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Новогодний хоровод – традиция старая, ей

уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В

русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики. Особенно хороводы

любили дети. Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной

традиции. Музыкальный инструмент - челеста.

III четверть

1. Зимние игры.

Зимние игры на каникулах. Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами

неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном

творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. После

ритуальных песен и плясок начинались игры. Любимые зимние забавы – катания на санях –

приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и

леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей на веселую прогулку!

2. Зимние игры в Сибири

Разговор о зимних играх в Сибири. Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е.

культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков. Все виды

игр - соревнований — мужские и женские, имеют отличия от аналогичных русских игр.

3. Водят ноты хоровод.

Музыкальная азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь

со всеми жителями этой страны, можно много узнать и многому научиться. В музыке есть свои

музыкальные буквы, которые называются нотами. Элементы музыкальной грамоты: ноты,

звукоряд.

4. Кто-кто в теремочке живёт?

Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка,

кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон. Встреча с главными

героями русской народной сказки «Теремок» (мышка, лягушка, лисичка, зайка, медведь).

5. Весёлый праздник Масленица.

Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́

сленица — народный праздничный цикл,

сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий

пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и

гулянья.

6. Весёлый праздник Масленица.

Народный праздник в Кузбассе – Масленица. Традиционная культура народов Севера (ханты,

манси и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к

природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от

одного поколения к другому. Связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются

традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

7. Где живут ноты?

Путешествие в музыкальную страну «Музыкальной азбуки». Нотная грамота как способ фиксации

музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).

8. Весенний вальс.

Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве

есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей,

художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема

искусства. Пианино, рояль.

9. Природа просыпается.

Весеннее настроение и единая мысль в разных областях произведений искусства. Соотношение и

осмысление содержания, построенное на сопоставлении поэзии, живописи и музыки. Образ весны

через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность

картин.

10. В детском музыкальном театре.

Путешествие первоклассников в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка

детства! В детском музыкальном театре всегда оживленно и весело. Артисты показывают детям

сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют. Перед сценой находится

оркестровая яма, в которой располагается оркестр. Руководит оркестром дирижер (артисты,

оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре.

IV четверть

1. Мелодии и краски весны.

Весеннее настроение. Творческое воображение посредством углубления понимания

художественного образа: поэтического, музыкального,

живописного. Мелодия,музыкальность. Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии.

2. Мелодии дня.

Мелодии дня в музыке, в живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо,

таинственно, загадочно.

3. Музыкальные инструменты. Тембры краски.

Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное

звучание, собственную окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой,

флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид инструментов, тембр , выразительные возможности.

4. Легко ли стать музыкальным исполнителем?

Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для

того, чтобы стать музыкальным исполнителем, необходимо много учиться и трудиться.

5. На концерте.

Новое понятие – концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Во время концерта

полагается спокойно, молча слушать музыку. Во время концерта или спектакля нельзя вставать и

уходить. Это очень невежливо по отношению к артистам и слушателям.

6. Но на свете почему-то торжествует доброта

(музыка в мультфильмах).

Музыка, которая звучит в мультфильмах. Мультфильмы любят все – и дети, и

взрослые. Любят за их юмор, веселье, любят за доброту, которая всегда побеждает. Музыка в м

/фильмах играет очень важную роль. Она помогает лучше узнать главных героев – их настроение,

характер, поступки.

7. «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история

про Чиполлино и его друзей.

Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и

отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу

против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора

Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость

многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна…»

33

1.

«Нас в школу приглашают задорные звонки…»

1

2.

«Музыка, музыка всюду слышна…»

1

3.

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

1

4.

Краски осени

1

5-6.

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»

2

7.

Музыкальное эхо

1

8-9.

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

2

10.

«Встанем

скорей

с

друзьями

в

круг

пора

танцевать…»

1

11.

Ноги сами в пляс пустились

1

12.

Русские

народные

музыкальные

инструменты.

О р ке с т р

р у с с к и х

н а р од н ы х

м у з ы к а л ь н ы х

инструментов

1

13.

Марш деревянных солдатиков

1

14.

«Детский альбом» П.И. Чайковского

1

15.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

1

16.

«Новый год! «Новый год! Закружился хоровод…»

1

17-

18.

Зимние игры

2

19.

«Водят ноты хоровод…»

1

20.

«Кто-кто в теремочке живёт?»

1

21-

22.

Весёлый праздник Масленица

2

23.

Где ноты живут?

1

24.

Весенний вальс

1

25.

Природа просыпается

1

26.

В детском музыкальном театре

1

27.

Мелодии и краски весны

1

28.

Мелодии дня

1

29.

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

1

30.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

31.

На концерте

1

32.

«Но на свете почему-то торжествует доброта…»

1

33.

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история

про Чиполлино и его друзей

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Алеев

В.В,

Т.И.

Науменко,

Т.Н.

Кичак.

Музыка.

1-4

кл.,

5-8.:

программы

для

общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант»,

ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –

М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая

Российская энциклопедия», 1998.

8.

Музыка.

Изобразительное

искусство.

Мировая

художественная

культура.

Содержание

образования:

Сборник

нормативно-правовых

документов

и

методических

материалов.

М.:

Вентана-Граф, 2008.

9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.



В раздел образования