Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии"


Автор: Бойцова Светлана Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №46
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровье сохраняющиеющие технологии

Бойцова С.И.

Учитель географии

МОУ средняя школа № 46

г. Санкт - Петербург

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью

учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровье сохраняющие технологии в

учебно-воспитательном процессе. Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо

уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия

на здоровье детей. Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по

пять-семь

предметов

ежедневно;

большой

объем

и

сложность

учебного

материала,

неадекватные

методы

обучения

(традиционная

жесткая

схема

урока

-

ежедневное

повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации

контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе). Внимательный учитель

всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

частую смену позы,

потягивание,

встряхивание руками,

зевота,

закрывание глаз,

подпирание головы,

остановившийся взгляд,

ненужное перекладывание предметов,

разговор с соседом,

увеличение количества ошибок в ответах,

не восприятие вопроса,

задержка с ответом,

частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного

процесса,

в

частности

-

с

расписания

уроков.

Хорошо

бы

уменьшить

количество

предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет

спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а

ученику избежать «стрессового калейдоскопа».

Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании

не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса

в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень

важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании ваш урок стоит за

пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с

учетом этих обстоятельств. Например, в понедельник, в каком-то классе последний урок -

математика. Как же учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на

уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов

технологии Шаталова, которая служит сохранению здоровья

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение

учащихся из одной группы или пары в другую.

2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной

доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность

участия в нем.

Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение,

активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что

похожа

эта

буква,

нарисуй

свое

восприятие

предмета,

изобрази

свое

настроение,

отношение

к

уроку,

к

теме

и

т.д.

Дети

на

этих

уроках

вовлечены

в

активную

познавательную

деятельность,

не

чувствуют

усталости,

сохраняют

энергию

на

последующее время обучения.

Активно

внедряю

в

практику

своей

работы

игровые

технологии,

помогающие

решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения,

социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и

формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать

происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц,

что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной

связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие

руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу

слова».

Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком:

ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и

дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

Кроме

того,

провожу

обязательные

две

зарядки

на

одном

уроке:

для

глаз

и

различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев,

словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость

записывают слова.

Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. Один из приемов

здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть

учащихся, которых сменяют следующие ученики.

Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного

урока.

Сохранению

физического,

нравственного,

социального

здоровья

учащихся

способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока,

с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.

Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках

каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник,

то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и

участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и

здоровьесбережения.

Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта,

они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают

понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни,

умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Сознательно

и

целенаправленно

способствует

укреплению

здоровья

учащихся;

выполнение практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит

развитие мелкой моторики рук, пальцев.

Сохранение

здоровья,

безусловно,

зависит

от

объема

и

уровня

сложности

домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический

прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего,

если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому

процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со

всей

ответственностью:

соизмерять

объем

и

сложность

с

возможностями

ученика.

Приобщать к выполнению домашних заданий своих учеников: давать задания по трем

уровням, то есть ребенок пусть сам выбирает себе объем задания по силам.

Укреплению

физического

и

нравственного

здоровья

служат

уроки

физической

культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, подвижные

игры в продленных группах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система

воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Класс

Тема по географии

Интеграция с экологией

Интеграция с ОБЖ

5 класс

1. Введение.

Науки о природе.

Методы изучения

природы.

2. Вселенная

3. Земля

4. Жизнь на Земле

5 .

Ч е л о в е к

н а

Земле

Изучение природы

человеком. Роль и место

человека в природе.

Влияние климата,

погоды на состояние

живых организмов,

здоровье людей.

Особенности

расположения Земли в

Солнечной системе, ее

вращение, строение,

обеспечивающее

возможность жизни на

планете.

Приспособленность

организмов к среде

обитания.

Изменения в природе,

вызванные

деятельностью человека.

Кислотные дожди,

озоновая «дыра»,

парниковый эффект,

Ориентирование на местности

Возможные случаи

автономного существования

человека в природных условиях

Правила безопасного поведения

при акклиматизации

Возможные случаи

автономного существования

человека в природных условиях

Использование природных

лекарственных средств при

вынужденной автономии.

Сигналы бедствия. Оказание

ПМП при укусах насекомых и

отравлениях. Обеспечение

радиоактивные отходы.

Биологическое

разнообразие, его

обеднение и пути

сохранения.

Опустынивание и его

причины, борьба с

опустыниванием.

Важнейшие

экологические

проблемы: сохранение

биологического

разнообразия, борьба с

уничтожением лесов и

опустыниванием, защита

планеты от всех видов

загрязнения.

пищей и водой в условиях

автономного существования

6 класс

1. Движение

Земли

2. Вещественный

состав земной

коры

3. Литосфера

4. Атмосфера

5. Гидросфера

Экологическая

адаптация к смене

времен года, дня и ночи

Влияние добычи

полезных ископаемых на

почвенный покров.

Адаптация живых

организмов к жизни на

разных высотах.

Литосферные памятники

и их охрана. Влияние

человека на рельеф.

Загрязнение атмосферы.

Охрана атмосферы.

Зависимость состояния

здоровья людей от

метеоусловий и чистоты

атмосферного воздуха.

Адаптация живых

организмов к

изменениям погоды и

климата

Состав воды.

Загрязнение вод суши,

океанов. Проблема

пресной воды. Охрана

водных объектов от

Возможные случаи

автономного существования

человека в природных условиях

Возможные случаи

автономного существования

человека в природных условиях

Ориентирование на местности

Сооружение временного

укрытия. Способы добычи огня

Поведение человека во время

землетрясений

Правила безопасного поведения

при акклиматизации

Поведение человека на

водоемах. Правила оказания

ПМП

6. Географическая

оболочка

загрязнения.

Круговорот веществ.

Взаимодействие

общества с природой

Использование природных

лекарственных средств при

вынужденной автономии.

Сигналы бедствия. Оказание

ПМП при укусах насекомых и

отравлениях. Обеспечение

пищей и водой в условиях

автономного существования

7 класс

1. Географическая

оболочка

2. Океаны

3. Климат.

4. Материки

Взаимодействие

природных компонентов.

Адаптация организмов к

измененным условиям

Экологические ниши.

Загрязнение вод океанов.

Добыча полезных

ископаемых.

Охрана вод. Проблема

пресной воды.

Изменения и колебания

климата. Влияние хоз.

Деятельности людей на

погоду и климат.

Прогнозирование

опасных климатических

явлений.

Адаптация живых

организмов к разным

природным условиям

(температура, влажность,

абс. высоты).

Экологические цепочки.

Возможные случаи

автономного существования

человека в природных условиях

Поведение человека во время

землетрясений, извержений

вулканов

8 класс

1. Моря

2. Разница во

времени

3. Рельеф и

полезные

Использование ресурсов.

Загрязнение морских

вод.

Адаптация человека к

разнице между поясным

и местным временем.

Влияние рельефа и

ресурсов недр на жизнь

Правила безопасного поведения

при акклиматизации

ископаемые

4. Стихийные

бедствия

5.Климатические

ресурсы

6. Водные ресурсы

7. Почвенные

ресурсы

8. Растительный и

животный мир

9. Природные

комплексы

населения и его

хозяйственную

деятельность. Разработка

месторождений и

связанные с ними

экологические проблемы

(разрушение почвенного

покрова, истощение

полезных ископаемых,

запыленность).

Экологические

последствия извержения

вулканов, землетрясений,

селей, наводнений,

ураганов, лавины.

Адаптация к изменению

давления, температуры.

Изменение климата под

влиянием естественных

и антропогенных

факторов.

Международное

сотрудничество в

изучении и охране

атмосферы

Загрязнение и охрана

вод. Нарушение

естественного режима

водных объектов.

Разрушение и истощение

почв. Мелиорация,

рекультивация, эрозия,

распыление.

Загрязнение. Изменение

почв в процессе

хозяйственного

использования.

Охрана органического

мира. ООПТ.

Взаимодействие

человека и ПТК.

Устойчивость и

изменчивость ПК.

Аквальные ПК. Понятие

Поведение человека во время

оползней, селей, обвалов,

лавин, землетрясений,

вулканов, урагана, бури…

Правила безопасного поведения

при угрозе и во время

наводнений

Использование природных

лекарственных средств при

вынужденной автономии.

Сигналы бедствия.Ооказание

ПМП при укусах насекомых и

отравлениях. Обеспечение

пищей и водой в условиях

автономного существования

10. Природные

ресурсы Русской

равнины

11. Урал

12. Сибирь

13. Дальний

Восток

14. Природные

условия

15. Изменение

природы

человеком

16. Роль

географии в

решении

экологических

об охране природы.

ООПТ.

Проблемы

использования ресурсов

Русской равнины.

Антропогенное

загрязнение. Проблема

утилизации отходов.

Сохранение

окружающей природы и

качественных условий

жизни. Охрана

воздушного бассейна,

экологическое состояние

рек и озер. Трудности

многоцелевого

использования

природных ресурсов.

Истощение природных

ресурсов. Дефицит

водных ресурсов. Охрана

окружающей среды.

Проблемы Байкала.

Добыча горючих

полезных ископаемых.

Загрязнение

окружающей среды при

добыче и

транспортировке п.и.

Истощение

биологических ресурсов.

Влияние условий на

жизнь и здоровье

человека.

Экологические

проблемы, связанные с

добычей и

использованием

природных ресурсов и

условий.

Устойчивость и

изменчивость ПК,

экологический

мониторинг,

географическое

Автономное существование в

природной среде.

Правила безопасного поведения

в зоне лесного пожара и его

тушение.

Основные правила поведения в

экстремальной ситуации

проблем

прогнозирование.

Эколого-географическая

экспертиза.

9 ,10

класс

1. Население

2. Хозяйство

Естественный прирост

населения. Потери

населения от войн,

эпидемий, голода.

Миграции, зоны

расселения, адаптация к

природным условиям.

Проблемы урбанизации.

Безотходная и

малоотходная

технология

биотехнология,

геотехнология, очистка

вод. Рекультивация,

утилизация отходов.

Радиационное

загрязнение.

Нефтехимическое

загрязнение. Пути

решения проблем.

11

класс

1.Глобальные

проблемы

человечества

Влияние природы на

жизнь и хозяйственную

деятельность человека.

Воздействие человека на

природу в процессе

хозяйственной

деятельности. Сущность

глобальных и

региональных проблем

человечества, связь

между ними.

Экологическая проблема

(планетарные изменения,

внесенные человеком в

земную кору, атмосферу,

биосферу). Проблема

разоружения,

энергетическая и

сырьевая,

демографическая,

продовольственная

проблемы. Мирное

освоение космоса.

Загрязнение вод

Мирового океана,

преодоление отсталости

развивающихся стран,

Автономное существование в

природной среде Правила

безопасного поведения в зоне

лесного пожара и его тушение.

Основные правила поведения в

экстремальной ситуации

опустынивание,

сокращение площади

лесов, озоновая дыра,

кислотные дожди,

парниковый эффект.



В раздел образования