Напоминание

Использование ИКТ в работе логопеда


Автор: Копылова Рано Васильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 38 "Совёнок"
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Увлекательная логопедия
Тема: Использование ИКТ в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приёмы мотивации детей на логопедических занятиях.

К ниже описанному приему мотивации детей на своих занятиях я пришла сама.

Я работаю учителем-логопедом на логопедической группе, с детьми с общим

недоразвитием речи. В работе логопеда составляет трудность порой не поставить

непроизносимый или дефектно произносимый звук, а ввести в речь изолированно

поставленный звук, т.е. автоматизировать звук. А это процесс в большинстве своём

более долгий по времени и требующих определённых усилий, особенно со стороны

детей.

Основная задача логопеда в период автоматизации звука состоит в том, чтобы

«удержать» внимание детей на отрабатываемом материале.

Дело в том, что процесс автоматизации звуков довольно утомительное занятие.

Ребенку приходится многократно повторять слова, фразы, чистоговорки, скороговорки

и т. д. вслед за логопедом. На подгрупповом занятии, отрабатывая звук, дети

повторяют друг за другом по цепочке словосочетание или строчку стихотворения (в

зависимости от этапа автоматизации).Внимание детей буквально через 2 – 3 минуты

рассеивается. Перестают следить за тем, что произносят. Начинают переставлять

звуки, слоги, неправильно произносить уже поставленный, автоматизируемый звук.

Музыкальные паузы, физ. минутки, пальчиковые переменки, игровые моменты,

например, с изменением тона голоса (вопросительная, восклицательная, спокойная

интонация), или применение подражательных упражнений, помогают удержать

внимание детей лишь на короткое время.

Ребенку – логопату, автоматизируя поставленные звуки, приходится прилагать волевые

усилия. А это сложно детям дошкольного возраста, имеющим низкий фонематический

слух, нарушенную звукослоговую структуру, недоразвитие лексики, грамматики,

иногда и низкий уровень психического развития.

Логопеду приходится многократно, по слогам произносить каждое слово,

словосочетание, фразу. При этом один ребенок утомляется уже через минуту, зевает,

лезет под стул. Другой ребенок выдерживает минут пять и внимание рассеивается, и

он уже под столом, у третьего всё внимание на полках шкафа, потолке. Это понятно,

ежедневно произносить многократно, даже интересные и смешные и даже постоянно

меняющиеся скороговорки, потешки, шутки и т. д. очень утомительное занятие.

Логопеду приходится постоянно искать новые приёмы для стимуляции детей во время

коррекционного процесса.

В начале своей профессиональной деятельности я заметила, что если, проговаривая

слова, предложения, фразы, ребенок, после правильного, грамотного сказанного им

слова, предложения, фразы «вознаграждает» себя чем – либо (кладет кирпич в свой

строящийся гараж, например), то это очень стимулирует любого ребёнка следить за

тем, что он произносит.

Тут самое главное, чтобы после правильно сказанного слова, фразы следовало

«вознаграждение»

Приведу пример.

Перед логопедом три ребёнка.

Цель занятия: Автоматизация звука [ Р ] в скороговорке.

- «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Ксюша, ты кем будешь?» Ребёнок решает быть сегодня белочкой.

- «Анюта, кем будешь ты?» ……….(мышкой)

- «Дима, а ты, кем?» ....Дима выбирает себе роль ёжика.

Перед детьми три чашки пустые. В большой посуде орешки фундук.

Логопед: - «Давайте, ребятки – зверятки, соберём на зиму себе орешков, чтобы

холодной и голодной зимой нам жилось хорошо. Я буду говорить одну строчку из

стихотворения, а вы слушайте внимательно и по очереди повторяйте. Начинаем с

ёжика Димы, затем белочка Ксюша и мышка Анюта. Итак, начнём»

- Кар! - Кричит ворона.

Кража! Караул! Грабёж! Пропажа!…………………….»

Дети очень сосредоточенно, старательно повторяют вслед за логопедом всё

стихотворение по одной строчке, так как переживают за своих зверят.

В итоге: логопеду и детям не пришлось многократно повторять по слогам каждое

слово в стихотворении, сбор орехов быстро закончился, дети не утомились.

Понятно, что дети с нарушенной звукослоговой структурой слова всё равно будут

ошибаться, но количество таких ошибок будет в разы меньше.

Предметами стимуляции может служить разный подручный материал (кубики,

мозаика, пазлы, пирамидка, и т.д.) На подгрупповом занятии, например, с двумя,

тремя, воспитанниками, мы «строили» дома, гаражи, из мозаики - выкладывали

цветы. Постепенно мы переходил на бусинки, новогоднее конфетти и т. д. Фото

№1

На подгрупповом занятии при автоматизации звука: строили из конфетти дома,

машины, украшали бусинками, бисером капот нарисованной контурной машины или

нарисованный телефон.

Очень нравится детям соревновательные нотки: на каждое правильно сказанное слово,

предложение или фразу (в зависимости от этапа автоматизации) дети выкладывают

одинаковый для всех рисунок. Это хорошо подстёгивает логопатов правильно

произносить слова, следить за своей речью. Иначе у рядом сидящих товарищей

новогодняя ёлка или собачья конура, ……будет «достроена», а у тебя нет. И тут уже не

до зевания, и скучать некогда, да и под столом совсем неинтересно, когда тут такая

«битва», потом логопед объявит призеров. В конце, когда скороговорку проговорили

звучат звуки аплодисментов, или звуки салюта, как благодарность за выполненную

работу (логопед включает незаметно, под столом маленькую колонку) и это очень

радует малышей.

Но жизнь не стояла на месте и мне хотелось придумывать все новые и новые

мотивационные приёмы.

Зная, как «подстёгивает» детей одобрение и вознаграждения за проделанную

работу, я начала создавать презентации к занятиям для автоматизации и

дифференциации звуков.

Благодаря данной стимуляции ребенок быстрее справляется с произношением недавно

поставленного звука, с нарушением звукослоговой структуры слова и предложений.

Срабатывает еще и дух соперничества. Каждый заинтересован построить именно

свой замок, танк, и т. д.

Данная игровая деятельность очень заинтересовывает ребенка. Он внимательно следит

за каждым своим словом, старается изо всех сил. (ведь надо помочь воспитателю

уложить детей в кроватки , или построить танк, замок, нарядить ёлку и т.д.

Данные слайды направлены в основном на НОД, направленную на автоматизацию

звуков в словах, словосочетаниях, чистоговорках, скороговорках, и т. д.

Вариантов данных игры можно придумать множество, тем самым разнообразить

процесс автоматизации звуков.

Первый слайд

«Построй замок для принцессы»

В эту игру могут играть два ребенка. Мальчики будут строить для принцесс замок, или

девочки будут строить замок для себя. При этом принцессу могут назвать своим

именем, а так же: «Ребека, Барбара» - если автоматизируем звук Р; «София, Санди, -

если автоматизируем звук С и т. д.

Пример: Перед монитором два ребенка

Логопед дает инструкцию: - «Как только ты правильно произнесешь слово, фразу,….(в

зависимости от этапа автоматизации) я буду класть кирпичик в твой замок.

Следующая правильно сказанная фраза – следующий кирпичик… И таким образом ты

сможешь построить свой замок.

В конце постройки замка на куполе башни находится значок (включается звук салюта

или аплодисментов)

Кирпичик кладется с помощью компьютерной мышки, или благодаря анимации

(вылет, появление и др.)

Второй слайд – замок построен звучат аплодисменты, овации, салют. Принцесса

заселяется в домик.

Аналогичный вариант игры, для мальчиков «Замок для рыцаря»

Третий слайд – «Собери танк» В эту игру больше любят играть мальчики

Любая деталь танка выкладывается на поле слайда после правильно сказанного

словосочетания, фразы и т. д.

Четвертый слайд - оба танка собраны

Как только танк будет построен звучит звук уезжающего танка.

Мальчики в восторге.

Пятый слайд- «Одень малыша для прогулки»

В эту игру особенно любят играть девочки, так как у них развит материнский

инстинкт.

Стоит малышка раздетая, около шкафчика.

Звучит звук плачущей девочки. Девочка хочет гулять. Но одеться сама не может.

Логопед: «Давай поможем?» Каждое правильно сказанное слово , словосочетание,

фраза и ребёнок, автоматизирующий звук в речи, одевает малышку. Сначала трусики,

затем платьице, свитер, гамаши и т. д.

Шестой слайд– одетый и обутый малыш.

Малыш одет и обут - звучит весёлый смех (на слайде включается)

Параллельно с помощью данной игры активизируем словарь «одежда и обувь»

Седьмой слайд - игра «Уложи малышей спать»

На слайде спальня. Стоит воспитатель, и рядом малыши. Логопед предлагает детям

помочь воспитателю уложить детей в кроватки.

Компьютерной мышкой на каждое правильно сказанный слог, слово, фразу, логопед

или ребенок отодвигает одеяло, перетаскивает ребенка на кроватку и укрывает его

одеялом.

Восьмой слайд - после того, как все дети будут уложены, логопед включает на слайде

колыбельную песню.

Девятый слайд – игра «Наряди ёлку»

Каждое правильно сказанное слово, словосочетание или фраза (в зависимости от этапа

автоматизации) и на ёлку «вешается» игрушка.

Десятый слайд: ёлки наряжены. Логопед на слайде включает музыку «В лесу

родилась ёлочка»

И таких слайдов можно придумать множество. Каждый новый будет заново интересен

детям.

Таким образом, придуманный мной приём мотивации помогает мне в работе,

делает работу над коррекцией речи интересной и плодотворной, а самое главное

нескучной для детей.

Фото№1

Слайды № 1 и № 2

Слайды № 3 и № 4

Слайды № 5 и № 6

Слайды № 7 и № 8



В раздел образования