Напоминание

"Растем вместе с книгой".


Автор: Арсланова Венера Нуриахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7 "Буровичок"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Растем вместе с книгой".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«…книга, возможно, наиболее сложное и великое

чудо из всех чудес, созданных человечеством

на пути его к счастью и могуществу будущего…»

М.Горький

Краткая аннотация проекта

Реализация данного проекта предполагает формирование у детей

младшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе

и активизацию взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа по реализации данного проекта может быть организована в

любом дошкольном учреждении.

Актуальность проекта

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге.

Президент РФ Владимир Путин, выступая перед литераторами на

Российском литературном собрании (ноябрь 2013года), заявил, что Россия

утратила статус самой читающей страны в мире. Одна из главных причин

этого - развитие цифровых технологий, считает Путин. "Главная и, уверен,

общая тревога - это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди

молодежи. Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы

именно в книге, а сейчас есть другие возможности. А раньше практически

только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно же,

правильно говорить. Поскольку именно в литературном тексте живет и

создается язык", - сказал Путин. Он пояснил, что прививать вкус к чтению

нужно с ранних лет, и не только через проверенную временем классику.

Нужно, чтобы юные читатели узнавали и новые имена, новых героев,

считает президент.

Чтобы

современный

ребенок

был

подготовлен

к

жизни

необходимо

воспитывать в нём грамотного читателя. Не читая, человек не развивается,

1

не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не

усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать,

анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Поэтому книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка,

сделать его мир интересным, полным необычных открытий. Ведь

именно последующее его знакомство с огромным литературным

наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в

дошкольном возрасте.

В связи с этим возникла педагогическая необходимость разработки

проекта по формированию у детей младшего дошкольного возраста

интереса к художественной литературе.

Проект «Растем вместе с книгой».

Тип проекта: информационно –практико-ориентированный.

Участники проекта:

воспитанники группы «Мишутка»;

родители воспитанников;

педагоги ДОУ.

Цель проекта:

приобщение детей младшего дошкольного возраста к чтению

художественной литературы.

Задачи:

развивать интерес и потребность в чтении у детей младшего

дошкольного возраста;

создать образовательную среду, способствующую развитию интереса и

потребности в чтении у детей младшего дошкольного возраста;

повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах

приобщения детей к чтению художественных произведений.

Решение этих задач основывается на следующих принципах:

2

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-

ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы

доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог

выступает как активный соучастник художественно-речевой

деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные

формы общения педагога с детьми;

принцип полноты и целостности - подразумевающий совокупность

знаний художественных произведений и их использование в различных

видах детской деятельности, их органическую взаимосвязь;

принцип системности - обеспечивающий организацию процесса

художественно-речевой деятельности на основе взаимодействия его

компонентов (цель, содержание, средства, результат);

принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону

ближайшего развития каждого ребенка;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей

изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, наглядное

моделирование на основе использования мнемотехники;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого

материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки

постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть

интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей

желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению

результата;

принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью

выражается в том, что при организации работы по приобщению детей к

художественной литературе широко используются игровые технологии,

игровые дидактические пособия, театрализованные игры;

3

принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с

детьми на основе комплексно-тематического единства с интеграцией

образовательной области «Чтение художественной литературы» во все

образовательные области

принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения,

воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются

ребенком во время собственной активной деятельности, через включение

его в совместную деятельность с педагогом;

принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-

средового подхода к организации деятельности в детском объединении

Основное содержание проекта

Обращение

к

проблеме

приобщения

детей

дошкольного

возраста

к

художественной литературе обусловлено рядом причин: во-первых, как

показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе,

в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой

используется

в

недостаточном

объёме,

а

также

затронут

только

её

поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в

сохранении

и

передачи

семейного

чтения;

в-третьих,

воспитание

дошкольников художественной литературой не только несёт им радость,

эмоциональный

и

творческий

подъём,

но

и

становится

неотъемлемой

частью русского литературного языка.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное

произведение доносит до них педагог. Умение правильно воспринимать

литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы

художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его

надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Многочисленные

исследования в области восприятия детской художественной литературы

учёных

Л.С.

Выготского,

С.Л.

Рубинштейна,

Б.М.

Теплова,

А.В.

4

Запорожца,

О.И.

Никифоровой,

Е.А.

Флериной,

Н.С.

Карпинской,

восприятие

художественной

литературы

рассматривается

как

активный

волевой

процесс,

предполагающий

не

пассивное

созерцание,

а

деятельность,

которая

воплощается

во

внутреннем

содействии,

сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в

мысленном

действии,

в

результате

чего

возникает

эффект

личного

присутствия, личного участия. Е.А. Флерина называла характерной чертой

такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего». Педагоги-

исследователи Гуревич Л.М., Логинова В.И., Гриценко З.А., Ушакова О.В.

и др.

утверждают, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии

разобраться в смысле, а тем более нюансах текста, поэтому необходимо

целенаправленное

руководство

по

восприятию

художественного

произведения, помощь в анализе, обдумывании прочитанного.

Взрослый должен вести ребенка от элементарного уровня восприятия

книги (усвоение сюжетной линии) до системного уровня (понимания

богатства, содержания и формы произведения), который помогает

воздействовать на личность маленького человека, формировать ее. Без

данного руководства, дети, становясь старше, теряют интерес к

художественной литературе.

Так, наблюдение за детьми своей группы (младший возраст) в свободной

деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к

художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное

время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует

устойчивый интерес к слушанию художественных произведений.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно

слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. С.Я.Маршак

считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Таким образом, важно признать процесс приобщения к чтению

5

определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и

нравственном становлении детской личности.

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009

года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных

государственных требований к структуре основной общеобразовательной

программе дошкольного образования» воспитание и развитие детей

осуществляется через реализацию содержания программы по

образовательным областям, одна из которых «Чтение художественной

литературы». Чтение выделяется как самостоятельный вид

непосредственной образовательной деятельности в системе организации

жизни ребенка в детском саду. Художественная литература перестает

играть прикладную роль в системе воспитания и обучения детей.

Содержание образовательной области "Чтение художественной

литературы" направлено на формирования интереса и потребности в

чтении (восприятии) книг. При этом работа по приобщению детей к

чтению художественной литературы строится с учетом принципа

интеграции с другими образовательными областями в соответствии с

их возможностями.

Система работы по формированию у детей интереса к чтению

художественной литературы, включает следующие этапы:

1.Создание предметно-развивающей среды:

-книжный уголок,

- книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам,

по одному автору и т.п.

-уголок для театрализованной деятельности (настольный, теневой,

кукольный, пальчиковый театры и т.п.);

-уголок изодеятельности, в котором, кроме изобразительных материалов ,

находятся книжки- раскраски по темам художественных произведений

6

,иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин

художников, иллюстраторов.

2.Проведение НОД:

-на формирование у детей интереса к чтению художественной

литературы , на которых идет ознакомление с русским фольклором,

фольклоров народов мира, произведениями поэтов и писателей России,

произведениями поэтов и писателей разных стран.

Детям открывается мир словесного искусства, у них возникает любовь и

интерес к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться

на изображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.

3. В совместной деятельности:

на данном этапе организуется мероприятия совместно с родителями,

(смотры- конкурсы, выставки, театрализованные постановки).

Методическое сопровождение проекта включает:

- разработанное перспективное планирование по ознакомлению детей с

художественной литературой

- конспекты занятий по ознакомлению детей с художественной

литературой, заучиванию стихотворений;

- разработанный мониторинг по образовательной области «Чтение

художественной литературы»;

- конспекты литературных викторин и театральных постановок по

литературным произведениям к групповой традиции «Театральная

пятница».

-театрализованные игры,

-акции;

-самостоятельное чтение в книжном уголке;

Детям предлагается широкий спектр игр:

7

- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная

мастерская», «Концерт» (с использованием заученных стихотворений,

потешек, песенок) игры по прочитанным книгам;

- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей.

В данных играх разыгрываются готовые тексты;

- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей

выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую

самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное

восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в

продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании.

Благодаря отбору нужных приемов, методов происходит самое близкое

общение воспитателя, родителя и ребенка. Взрослые побуждают к

речевому действию, а так же повышают интерес к художественной

литературе.

Воспитательно-образовательная деятельность по проекту «Растём вместе

с книгой» рассчитана на один год (младший дошкольный возраст с 3 до 4

лет), носит интегративный характер и осуществляется согласно

перспективному тематическому плану, разработанному в соответствии с

ФГТ.

Формы работы с детьми по проекту:

1.Непосредственная образовательная деятельность – включает

интегрированную, комплексную итоговую непосредственно

образовательную деятельность, и проводится в форме экскурсий,

праздников с элементами театрализации, развлекательно-познавательного

шоу, деловой игры.

8

2.Непрерывная образовательная деятельность – блок совместной

деятельности взрослого с детьми является основным, проводится в

утренние и вечерние часы через различные формы организации детей.

Он включает в себя: непосредственное чтение художественной

литературы, познавательно-исследовательскую, коммуникативную,

оздоровительную, игровую, трудовую, театрализованную,

художественно-продуктивную деятельность,

3. Создание условий для возникновения самостоятельной деятельности

детей – книги, игры, пособия, модели, материал для художественного

творчества, которые использовались во время проведения непосредственно

образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с

детьми доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

Методы и приемы обучения

Метод

Приёмы

Словесный

Чтение и рассказывание произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки.

Игры- драматизации.

Дидактические игры.

Театрализованные игры.

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы

работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной

9

литературы

и

заучивание

стихотворений

во

время

проведения

НОД

и

использование

литературных

произведений

и

произведений

устного

народного творчества вне НОД, в разных видах деятельности.

Типы НОД:

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой

(чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством

образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного

жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров

(загадка, рассказ, стихотворение). Во время таких НОД объединяют новый

и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам

искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций

с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание

сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с

ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке

«Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

5. Чтение как часть НОД по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе

беседы чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное

чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Подготовка к НОД включает следующие моменты:

10

* обоснованный выбор произведения в соответствии с

разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное

значение), с учётом возраста детей, текущей воспитательно-

образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов

работы с книгой;

* определение программного содержания - литературной и

воспитательной задач;

* подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать

произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и

эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ

художественного текста: понять основной замысел автора, характер

действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

• Беседа после чтения. Она строиться так, чтобы дети смогли понять и

почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или

иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять,

самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность

фольклорного произведения и в то же время замечать красоту

художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений,

возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

• Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций,

персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет

речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Опора на наглядность

помогает решать разные задачи: уточнить, расширить представления детей

о событиях, образах, изображенных в тексте, привлечь внимание к

эмоциональному состоянию литературного героя, поддержать интерес

ребенка к художественному тексту, обеспечить активность, желание

поделиться своими впечатлениями.

11

• Соединение сказок с прослушиванием музыкальных произведений. Во

время НОД можно использовать русские народные мелодии. Они помогают

создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений,

способствуют возникновению творческого состояния во время рисования.

С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать

звук колокола (колокольчика) на занятии: он влечет, созывает,

завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с

одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика

можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который

его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия можно

собирать детей в круг.

• Круг – это возможность посмотреть детям друг на друга, взяться за руки

и почувствовать ребёнку своим среди ровесников. Не разрывая круга,

можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются

приветственная и прощальная песенки. Не расходясь из круга, расцепив

руки можно провести работу с пальчиками.

• Мелкая моторика во время проведения НОД по развитию речи – важное

звено. Два пальчика поднять вверх – ушки у зайчика, опустить вниз –

ножки. Пальчиками ножками можно путешествовать по разным сказкам.

«Прогулка по сказке» - это еще и просмотр книжных иллюстраций:

остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки,

замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и

сюжет. Пальчики не выдерживают и показывают в книжке все, что видят

глаза. В течение занятия можно работать с пальчиками несколько раз.

• Эффективным оказывается соединение сказок с пословицами и

поговорками. В контексте содержания сказки пословицы становятся

ребёнку более понятными, и в то же время обращение к данному

литературному жанру обеспечивается осознание идейного замысла

произведения, помогает сделать вывод – о чем эта сказка.

12

• Использование загадок поддерживает у детей интерес к художественному

произведению, помогает выделить главные события в тексте или

характерные признаки персонажа, создает атмосферу игры, является

стимулом к общению со сверстниками. Детям предлагаются загадки о

предметах, явлениях, о которых говорится в сказке.

• Отражение детьми впечатлений от прочитанного в изобразительной

деятельности. Иногда, рисование по фольклорному произведению или

лепка персонажей, проводится раньше, чем беседа. Здесь каждый ребенок

по-своему передает возникший в воображении образ. Затем детские

рисунки используются при обсуждении, пересказе произведения,

выполнении разнообразных творческих заданий, создании детской книги и

др.

• Особую роль в развитии речи дошкольников выполняет разыгрывание

художественных произведений в разных видах театрализованной

деятельности: игры - драматизации, все виды кукольного театра. Во всех

случаях ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное

состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами.

• Слушание на занятиях можно сочетать с другими видами деятельности.

Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки – хороший материал

для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные,

поэтические и прозаические – это внимание к сюжету, создание образов.

Слушание можно чередовать со звукоподражанием, движениями,

перевоплощениями, проигрыванием диалогов.

• Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают

созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на

тросточках, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с

хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается

подбор литературного материала.

13

В настоящее время педагоги пытаются решить вопрос – как

противопоставить почти полностью вытесненные игры с героями

народных сказок, борющимися со злыми силами, помогающим слабым,

обиженным, играм с воинственным содержанием, в которых господствуют

агрессивные персонажи популярных мультфильмов – боевиков .

• В последние годы в практике широко используется приём моделирования.

Разные типы моделей являются средством формирования у детей

интеллектуальных и творческих способностей. Модели позволяют

спрятать за геометрическими формами литературных героев, представить

последовательность происходящих в тексте событий, проследить динамику

эмоционального состояния персонажей.

Можно синтезировать работу с таким методом составления сказок,

как «Каталог». Метод разработан профессором Берлинского университета Э.

Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение

связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад

выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для

снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных

героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно

выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по

модели, в которой присутствуют два героя (положительный и

отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели

достигнуть; определенное место.

Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с

помощью какой-либо книги:

Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок “находит”,

указав слово на открытой странице выбранного текста.

Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую

сюжетную линию.

14

Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и

пересказывают.

Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с

помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование,

лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись

действий сказки с помощью схем).

Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

Программно – методическое обеспечение проекта

Кадровое обеспечение проекта

Заместитель заведующего по УВР – методическое сопровождение

проекта, анализ и контроль результатов.

Воспитатель

реализация

целей

и

задач

проекта,

координация

деятельности всех участников проекта.

Музыкальный

руководитель

составление

аудиотеки

для

использования

в

группе

при

проведении

различных

мероприятий;

разучивание

песен,

хороводов

и

музыкально-ритмических

игр

и

упражнений.

Методическое обеспечение:

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

- портреты детских писателей ;

- сценарии литературных праздников, викторин,;

- детская художественная литература;

- детская познавательная литература;

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

15

- биографии детских писателей, портреты, методические

рекомендации по организации различных форм работы с детьми по

творчеству писателей;

Информационные: педагогический мониторинг проводится 3 раза в

год; обобщение и распространение педагогического опыта через

проведение открытых занятий, выступления на педагогических советах,

семинарах.

Программно-методическое: разработана система работы по

приобщению детей к художественной литературе, включающая в себя

перспективные планы, конспекты занятий по ознакомлению детей с

художественной литературой, заучиванию стихотворений

- мониторинг по образовательной области «Чтение художественной

литературы»;

- конспекты литературных викторин и театральных постановок по

литературным произведениям к групповой традиции «Театральная пятница

Материально-техническое:

создание художественно-речевой среды для приобщения детей к

художественной литературе:

музыкальный зал;

- костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для

мальчиков и девочек;

- фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений

- видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных

- книжный уголок в групповой комнате

-Компьютер;

- DVD-проигрыватель;

- Медиапроектор

- музыкальный центр;

16

- магнитофон;

-сканер;

- принтер.

Партнёрское взаимодействие в рамках проекта

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Деятельность

родителей

Погружение в

проект

1.

Активизирует

интерес детей

через наглядные и

словесные методы

3. Определяет

задачи.

1.По силе своих

возрастных

возможностей

принимают

задачи проекта.

1. Вхождение в

проблему.

2. Ознакомление с

целью и задачами

проекта.

4.Определение

своего места в

данном проекте.

Организованная

деятельность

1.

Принятие

партнёрства.

2.

Систематизирует

информацию.

3.

Планирует

деятельность по

решению задач

проекта

4.Координирует

организацию

деятельности

детей и взрослых.

1.Принятие

позиции

партнёрства.

1.Принятие

позиции

партнёрства.

2.Предложение

своих

возможностей и

услуг в решении

задач проекта.

3.Объединение в

творческие

группы для

выполнения

проекта.

Осуществление

деятельности

1.

Организует

работу над

проектом.

2.

Оказывает

практическую

помощь в

1.

Принимают

активное

участие.

2.

Отбирают

необходимый

реквизит для

1.Работа в

творческих

группах.

2. Практическая

помощь в

изготовлении и

17

овладении ЗУН по

теме проекта

3.

Дает

необходимые

рекомендации

(консультирует,

отвечает на

вопросы,

подсказывает,

советует)

4. Координирует

деятельность всех

участников

проекта

драматизации.

3.

Разучивают

песни, игры,

необходимые для

театрализованной

деятельности.

4.

Создают

совместно со

взрослыми

альбомы и

книжки-

малышки.

5.

Участвуют в

театрализации.

приобретении:

книг, пособий,

расходного

материала.

3.Участие в

совместных

театрализованных

представлениях.

Презентация

результатов

1.

Обобщает

полученные

результаты,

подводит итоги

проекта.

2.

Организует и

руководит

подготовкой

презентации по

формированию у

детей интереса к

художественной

литературе.

3.Выявляет и

обобщает опыт

семейного

воспитания по

формированию у

детей интереса к

1.Участвуют в

презентации.

1.Участвуют в

презентации

совместно с

детьми.

2. Делятся опытом

семейного

воспитания по

формированию у

детей интереса к

художественной

литературе.

18

чтению

художественной

литературы.

Целевая аудитория

воспитанники группы «Мишутка»;

родители воспитанников;

педагоги ДОУ.

Срок реализации проекта: август 2013 – май 2014

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап: (август 2013) – анализ и обобщение педагогом

имеющегося опыта работы по ознакомлению детей с художественной

литературой, подготовка методического сопровождения проекта.

2. Организационный этап: (август 2013) – разработка перспективного

плана по работе с детьми, родителями, взаимодействия с педагогами;

ознакомление участников проекта с его проблемой, целью, задачами;

подготовка необходимых материалов и оборудования, организация

образовательной среды в соответствии с темой проекта. К работе по

подготовке необходимых материалов привлекаются родители

воспитанников.

19

3. Основной: (сентябрь 2013 - апрель 2014) – реализация цели и задач

проекта, оценка результатов.

4. Заключительный: (май 2014) – осмысление и систематизация

результатов проекта. Презентация опыта в педагогическом коллективе.

20

Тематическое планирование

Месяцы

Организация НОД

Совместная

деятельность в НОД

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с

родителями и

педагогами

Август

2013 г.

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы

Чтение стихотворения О.

Высотской «В этом доме

все для нас!» Ознакомить

детей с детским садом,

основными помещениями;

развивать любознательность,

при посещении уголков

природы, игрового и

спортивного залов.

( Ч, П, К, С )

Познание.

Конкурс рисунков

"Любимые потешки",

Сенсорное

восприятие. Размер

большой -маленький.

Чтение стихотворения

З.Петровой «Пусть

игрушки дружат с

нами!». Развивать

умения различать и

называть размер

игрушки (большой-

маленький),

зрительную

Беседа на тему:

«Домашние животные»,

Взаимоотношения со

сверстниками в ходе

игры. Игровая ситуация

«У куклы Кати есть

кошка». .А.Барто

«Котенок».Поощрять

участие детей в

совместных играх;

развивать интерес к

окружающему миру

через игру; приобщать к

элементарным

Анкетирование

"Воспитание интереса

и любви к книге"

. Оформление папки –

передвижки: «Как

подружить ребенка с

книгой? »

,

21

Целостная картина мира.

Ознакомление с природой.

Домашние животные, их

детеныши., особенности

поведения и питания. Чтение

стихотворения

И.Дементьевой «Для чего

корове хвост?» Формировать

целостную картину мира,

расширять кругозор;

ознакомить с домашними

животными и их

детенышами, особенностями

поведения и питания,

расширять словарный запас

детей, воспитывать бережное

отношение к домашним

животным.

( Ч, П, К, С )

ориентировку на

размер предмета;

приучать к наведению

порядка в игровом

уголке после игры.

общепринятым нормам

и правилам

взаимоотношений со

сверстниками.

22

Сентябрь

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы.

Целостная картина мира.

Литературная речь.

Словесное искусство.

Русская народная сказка

«Колобок». Воспитывать

умение слушать сказку;

развивать умение с помощью

воспитателя инсценировать

небольшой отрывок из

народной сказки.

( Ч, П , К, С )

Художественное

творчество. Рисование

«Домик»

Чтение стихотворения

М.Тахистовой «Мой дом».

"Cобери сказку из

кубиков", "Собери

сказку из пазлов".

Социально-

личностное развитие.

Устная речь,

практическое

овладение нормами

речи. Инсценировка

сказки «Волк и

козлята» обр. А

Толстого.

Формировать умения

с помощью педагога

инсценировать и

драматизировать

небольшие отрывки

сказок; развивать

желание выступать

Уголок книги.

Рассматривание

иллюстраций к

знакомым книжкам.

«Прочитаем потешки

куклам». Формировать

интерес к книгам,

умение рассказывать

разученные потешки

наизусть; создавать

условия для

налаживания контактов

во время игры.

Буклеты

"Методика

приобщения

детей

к

книге "Путешествие в

мир

детских

книг"

( с о в м е с т н о

с

родителями)

23

Рассматривание

иллюстраций. Рисование

домика. Подвижная игра

«Кто в домике живет?»

Формировать интерес к

рисованию и слушанию

стихотворения,.; учить

рисовать цветными

карандашами.

( Ч, Х, М, К, С,Т )

перед куклами и

сверстниками.

Октябрь

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы.

Ознакомление с природой,

«Чудо-овощи и фрукты».

Чтение стихотворения-

песенки «Купите лук…»

пер.с шотландского

И.Токмаковой. Формировать

«Русский фольклор.

Потешка «Этот

пальчик-дедушка…».

Формировать умения

слушать потешку,

эмоционально

воспринимать ее;

создавать условия для

разучивания потешки,

Настольный театр

«Колобок».

СРИ «Готовимся к

празднику» с

использованием

разученного

литературного

материала.

Консультация

"Книжки

в

вашем

доме"

Р о д и т е л ь с к о е

собрание "Роль книги

в

ж и з н и

дошкольника"

24

интерес и потребность в

чтении, воспитывать умение

слушать фольклорную

песенку, эмоционально

воспринимать ее; создавать

условия для разучивания

наизусть небольшой песенки,

развивать умение вести

диалог с педагогом.

( Ч, К, П, С )

Познание.

«Чудо-овощи и фрукты».

Плоды фруктовых растений.

Сенсорное обследование

овощей и фруктов. Чтение

произведения «Однажды

хозяйка с базара пришла…».

Ознакомить с овощами и

фруктами; создавать условия

участия детей в

пальчиковой игре.

Двигательная

активность, катание

мяча, спрыгивание со

скамейки, Чтение и

обсуждение

стихотворения

С.Маршака «Мой

веселый мяч».

Развивать физические

качества детей,

развивать умения

выполнять

упражнения с мячом;

воспитывать интерес

к литературному

произведению.

25

для сенсорного

обследования; учить

эмоционально воспринимать

произведение, воспитывать

интерес к чтению.

( П, К, С )

Ноябрь

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы

Словесное искусство.

Литературная речь. «Мои

любимые игрушки».

Произведения поэтов России.

А.Блок «Зайчик».

( Ч, К, П, С )

Художественное

творчество. Лепка

«Воздушный шарик». Чтение

стихотворения И.

Театрализованные

игры.

Беседа на тему: «У

меня дома есть

игрушки». Чтение

стихотворения А.

Барто «Уронили

мишку на пол».

Окружающий мир.

Предметы одежды.

Одежда осенью.

Чтение и обсуждение

стихотворения

Ложковый театр

«Курочка ряба».

Игровая ситуация «У

Даши день рождения»,

Рассматривание

иллюстраций в

книжном уголке.

Консультация

" П оч е м у

д е т и

н е

читают"

Викторина

"Мама,

папа и я – читающая

семья»

26

Мурзиновой «Шарик».

Рассматривание

иллюстраций. Лепка

воздушных шаров.

(Ч, Х, М, К, С,Т )

А.Шибаева «Летом, в

жаркие часы…»

Понакомить с

разнообразием

одежды; развивать

умение называть

одежду и

группировать ее на

летнюю и осеннюю;

обогащать словарный

запас, в процессе

игры воспитывать

интерес к чтению.

Декабрь

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы.

Целостная картина мира.

Литературная речь.

Словесное искусство.

Рассматривание

иллюстраций; работа

с тематическими

карточками

Двигательная

активность, имитация

Музыкально-

художественная

деятельность детей.

Сюжетно-ролевая игра

«Концерт».

Формировать интерес к

Консультация

"Как

превратить

чтение

в

удовольствие?»

Конкурс поделок из

бросового

материала

27

Русская народная сказка

«Кот, петух и лиса».

Формировать интерес и

потребность в чтении;

развивать умения слушать

новую сказку, эмоционально

воспринимать ее, вести

диалог с педагогом (слушать

и понимать заданный вопрос,

понятно отвечать на него,

говорить в нормальном

темпе).

(Ч, К, П, С )

Познание.

Мой дом. Предметы обихода,

мебель, бытовые приборы.

Правила безопасного

поведения в быту. Чтение

стихотворения С.Маршака

движений животных.

Стихотворение

«Бабушка, бабушка,

купим поросенка».

Развивать физические

качества: приучать

действовать

совместно;

формировать

положительные

эмоции, активность в

двигательной

деятельности;

развивать умения

выполнять движения в

соответствии с

текстом.

разученным

стихотворениям и

песням. Создавать

доброжелательные

отношения между

детьми во время игры.

на

тему:"Любимый

сказочный герой"

28

«Багаж». Способствовать

формированию целостной

картины мира, расширять

кругозор; знакомить с

бытовыми приборами и

правилами обращения с

ними; знакомить с

предметами мебели;

формировать интерес к

литературному

произведению.

( П, К, С, Т, Б )

Январь

2014 г.

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы.

Ценностная картина мира,

первичные ценностные

представления. Русский

фольклор. Потешка

Выставка

произведений детских

писателей (книг для

чтения и

рассматривания)

Разноцветные

мыльные пузыри.

СРИ «Ведем куклу в

поликлинику. Беседа по

содержанию сказки

К.Чуковского «Доктор

Айболит».

Повторение игр-забав с

выполнением движений

Консультация "Роль

сказки в развитии и

воспитании ребенка"

Фотовыставка на

тему:

" К н и г и

р а з н ы е

29

«Кисонька-мурысенька, где

ты была?». Ознакомить с

русской народной песенкой

-потешкой; создавать условия

для понимания ее

содержания; развивать

умения слушать потешку,

воспроизводить слова из

текста, интонацию в

обращении к «кисоньке».

( Ч,К,П,С )

Художественное творчество

. Лепка «Посуда».

Организация выставки

детских работ. Формировать

интерес к лепке и малому

фольклору. Учить лепить

несложные предметы.

( Ч, Х, М, К, С, Т)

Чтение и обсуждение

стихотворения

С.Маршака «Взлетает

шар надутый».

Способствовать

формированию

целостной картины

мира, расширять

кругозор, ознакомить

с мыльными

пузырями,

воспитывать интерес

к чтению стихов.

по тексту.

нужны, книги всякие

важны…"

30

Февраль

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы.

Словесное искусство,

Потешка «Пальчик -

мальчик, где ты был?

«Формировать интерес и

потребность в чтении;

обучать чтению потешек

наизусть.

( Ч, К, П, С )

Познание.

Одежда зимой. Чтение и

обсуждение стихотворения

В.Зайцева «Мне уже четыре

года…». Формировать

представления о сезонных

изменениях в природе,

необходимости одеваться

Сюжетно-ролевая

игра "Библиотека

Конкурс

выразительного

чтения.

Самообслуживание и

взаимопомощь в

детском саду.

«Научим куклу

расчесываться».

Чтение К.Чуковского

«Мойдодыр».

Формировать навыки

самообслуживания,

знакомить с

назначение расчески.

Просмотр русских

народных сказок.

Игра-драматизация

«Репка»

Рассматривание

портретов детских

писателей в книжном

уголке.

Консультация

"Как

н ау ч и т ь

р е б е н к а

учить стихи"

Выставка

книжек-

малышек,

изготовленных

детьми

совместно

с

родителями.

31

тепло, развивать умение

называть предметы одежды;

расширять словарный запас

детей.

( Ч, С, П, К )

Март

Коммуникация. Чтение

художественной

литературы.

Целостная картина мира.

Русская народная сказка

«Три медведя». Настольный

театр. Формировать интерес

и потребность в чтении;

Воспитывать умения слушать

сказку, следить за развитием

действия, сопереживая

героям произведения;

развивать умение

инсценировать отрывок из

Ручной труд на тему:

«Закладка для

мамочки

Культура здоровья.

КГН. Чтение

стихотворения В.

Степанова «Сам я

встал сегодня

рано».Формировать

навыки ЗОЖ,

представление о

предметах туалета и

их назначении;

расширять словарный

Просмотр мультфильма

«Котенок по имени

«Гав».

СРИ «Едем на концерт»

с использованием

разученного материала.

Мини-сочинения

родителей «Книга в

жизни моего ребенка»

Конкурс

художественно –

прикладного

творчества

"Мастерим сказку"

32

сказки.

( Ч, К, П, С )

Познание.

Ознакомление с природой.

Животные медведь, лиса и

белка. Почему они дикие?

Чтение стихотворения

А.Барто. «Мы в зоопарке».

Формировать целостную

картину мира; расширять

представления детей о диких

животных; развивать

грамматический строй речи.

( Ч, П, К, С )

запас, воспитывать

КГН, и их

соблюдению,

развивать интерес к

чтению.

Апрель

Коммуникация, Чтение

художественной

литературы.

Целостная картина мира.

Вечер загадок

Игровая деятельность,

Чтение и обсуждение

стихотворения

Стихотворение «Утром

бабочка

проснулась…»Развивать

физические качества

Конкурс самодельной

обложки для книги

"Сделаем обложку

сами, своими

33

Литературная речь.

Словесное искусство.

Русская народная сказка

«Волк и козлята».

Воспитывать умение слушать

сказку; развивать умение с

помощью воспитателя

инсценировать небольшой

отрывок из народной сказки.

(Ч, П, К, С)

Познание.

Ознакомление с природой.

Насекомые: бабочка, божья

коровка, стрекоза, комар.

Потешка «Божья коровка…

Формировать целостную

картину мира, расширять

кругозор; создавать

представления о насекомых;

А.Ахундовой «Кукол в

платья наряжали…

Расширять

представления детей

об игрушках,

формировать умения

играть вместе,

делиться игрушками,

создавать условия для

расширения

словарного запаса

детей.

детей; развивать умения

выполнять движения по

тексту.

Драматизация русской

народной сказки

«Теремок»

руками". Оформление

методических

рекомендаций

«Семейное чтение».

34

развивать умения слушать и

заучивать потешки.

(П, К, Ч, С, Т)

35

Мониторинг в образовательной области «Чтение художественной

литературы»

Мониторинг интегративного качества «Овладевший

необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Чтение художественной литературы»» проводится три раза в год.

Формы проведения диагностики: наблюдения, собеседование,

итоговые НОД, индивидуальные беседы, игровые задания, упражнения.

Цель первичной диагностики — выявление стартового уровня знаний у

детей дошкольного возраста.

В мониторинге участвовало 20 детей из них:на начало года низкий уровень

литературного опыта был у 2 детей – 10%; средний уровень – у 12 детей –

60%; высокий уровень – у 6 детей – 30%; На начало года низкий уровень

читательского интереса был у 2 детей – 10%, средний – у 10 детей- 50% и

высокий – у 8 детей – 40%. На начало года низкий уровень литературных

знаний был у 3 детей – 15%, средний – у 11 детей- 55% и высокий -у 6

детей-30%.

Промежуточный срез (январь). В мониторинге участвовало 20 детей из

них:

на конец января низкий уровень литературного опыта был у 1 ребенка – 5

%, средний уровень – у 11 детей-55 % и высокий – у 8 -40 %детей. На

конец января низкий уровень читательского интереса был у 1 ребенка –

5%, средний – у 11детей – 55% и высокий – у 8 детей-44%. На конец

января низкий уровень литературных знаний был у 2 детей – 10%, средний

– у 11 детей – 55% и высокий – у 7 детей-35%.

По результатам мониторинга видно, что у детей литературный опыт

становится более богатым и разнообразным, читательский интерес

становится более устойчивым, осознанным и мотивированным. Дети могут

назвать некоторые жанровые особенности, больше проявляют интерес к

слушанию, рассказыванию литературных произведений.

36

Таким образом, работа, организованная в группе с применением

разнообразных методов и приемов способствует развитию самовыражения,

самореализации и самоутверждению детей, а также способствует развитию

читательского интереса, литературного опыта. Помогает детям лучше

понять и запомнить виды и жанры художественных произведений,

воспитать культурных, грамотных и эмоционально развитых людей.

Цель итогового мониторинга – оценка результативности проделанной

работы, определение динамики развития детей, коррекция перспективных

планов на следующий этап обучения.

Результаты диагностики оформляются в диагностические листы. По

результатам диагностики подводятся итоги, выводятся диаграммы

усвоения поставленных задач, проводится коррекция планов дальнейшей

работы, определяются задачи на новый учебный год.

Отчет о проделанной работе проходит один раз в год в форме

открытого мероприятия для родителей и педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

1.Ожидаемые результаты проекта

1.Методические продукты:

- создан проект «Растем вместе с книгой», ориентированный на

формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к

художественной литературе ;

- разработан перспективный план работы с детьми, родителями и

педагогами в образовательной деятельности ;

- оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш

ребенок читал?», «Как организовать семейное чтение»,

- . реализация данного проекта позволит повысить уровень

познавательно-речевого развития детей.

37

2.Информационно-практические продукты:

- монтируется видеофильм: «Как организовать досуг ребенка на

знакомых сказках? .»

3.Повышение рейтинга детского сада в социуме

- размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на

Сайте детского сада в сети Интернет;

- публикация опыта работы в Мааам.ру в интернете.

-творческий отчет о внедрении проекта.

2 Социальный эффект

Родители:

- ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

- повышают интерес ребенка к художественной литературе;-

расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических

рубрик;

-проявляют уважение к чтению и относятся к нему как серьезному и очень

важному и нужному занятию.

Воспитанники:

- умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для

семейного чтения;

- умеют бережно обращаться с книгой; вести беседы о прочитанном;

анализировать текст на доступном уровне;

- сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

Перспектива

Есть уверенность, что такая система работы даст положительные

результаты,

исходя из этого направление работы по приобщению дошкольников к

детской

38

литературе должно всегда находиться в поле пристального внимания

педагогов ,

родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование

организации работы по формированию у дошкольников интереса к книге.

На основе данного проекта будет продолжена работа по формированию у

детей

среднего и старшего дошкольных возрастов интереса к художественной

литературе.

Данный проект может быть использован во всех группах младшего

дошкольного возраста внутри детского сада.

Литература

1..Вераксы Н.Е.,Комарова Т.С.,Васильева М.А. От рождения до школы

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования.

2. О.А.Скорлупова, Н.В. Федина. О комплексно-методическом принципе

построения образовательного процесса в дошкольном образовании

Дошкольное воспитание.- 2010.- №5, 2012.- №13. ФГТ. К структуре

основной образовательной Программы дошкольного образования. Приказ

№665 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года

4.Гриценко З.А.Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к

чтению.-М.Линка-Пресс,2003

5.Гербова В.В.Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6

лет. Издательство Мозаика-Синтез, Москва,2006

39

6.Гербова В.В.Приобщение детей к художественной литературе.

Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Издательство

Мозаика-Синтез. Москва,2008

7.Дунаева Н.О.О значении художественной литературы в формировании

личности ребенка. Дошкольное воспитание.-2007.-№ 6.-стр.35-40.

8.Куликовская Н.Увлечь книгой. Дошкольное воспитание.-2007.-№5.-

стр.33-41.

Диагностический материал «Программы» под редакцией Васильевой:

ознакомление с художественной литературой [26].

3-4 года

Критерий

Материал

1

С л у ша е т

н о в ы е

с ка зк и ,

р а с с к а з ы ,

стихотворения, следит за развитием сюжета,

сопереживает героям произведения

Литературное

произведение из списка, предложенного

программой для чтения детям

2

Объясняет

по ступки

персонажей

и

последствия этих поступков

3

П о вт о р я е т

н а и б о л е е

и н т е р е с н ы е ,

выразительные

слова

из

прочитанного

произведения

4

Договаривает

слова

и

несложные

для

воспроизведения фразы

5

Читает

наизусть

потешки

и

небольшие

стихотворения

40

Шкала оценок:

3 балла - выполняет задание самостоятельно, творчески подходит

к выполнению задания, проявляет дружелюбие.

2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя, допускает ошибки, с

помощью воспитателя поправляет себя

1 балл - допускает ошибки, затрудняется выполнить задания.

О баллов - не выполняет задание, отказывается выполнить задание.

Высокий уровень (от 13 до 15 баллов):

- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки,

стихотворения, рассказы;

- рассказывает содержание произведения;

- называет произведение, прослушав отрывок из него;

- читает небольшие стихотворения наизусть при минимальной помощи

взрослого.

Средний уровень (от 8 до 12 баллов):

- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки,

стихотворения, рассказы;

- с опорой на рисунки в книге или вопросы взрослого рассказывает

содержание произведения;

- называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок

из него: читает небольшое стихотворение наизусть при минимальной

помощи взрослого.

Низкий уровень (от 0 до 7 баллов):

- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки,

стихотворения, рассказы;

- с опорой на рисунки в книге или вопросы взрослого рассказывает

содержание произведения;

- называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок

из него; читает небольшое стихотворение наизусть при минимальной

помощи взрослого.

41

42



В раздел образования