Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Развитие зрительного восприятия".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Кристаллик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Развитие зрительного восприятия»
(ОО « Познавательное развитие»)
Составитель:
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Файнштейн Оксана Михайловна
г. Салехард
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ
№9
«Кристаллик»,
Адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) МБДОУ №9 «Кристаллик».
Программа конкретизирует
содержание
раздела «Развитие зрительного восприятия» (ОО «Познавательное развитие») и даёт
распределение периодов ООД по часам с учётом направлений зрительного восприятия.
Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и разработана с учётом
особенностей их развития.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития воспитанников средствами зрительного восприятия.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть Основной образовательной программы ОУ, а так же отражает элементы
ее вариативной части, содействует сохранению единого образовательного пространства.
В программе задачи развития осязания и мелкой моторики не выделены в отдельные разделы, а включаются во все коррекционные
занятия тифлопедагога.
Программа составлена с учётом
методических
рекомендаций
Плаксина Л.И. «Развитие зрительного восприятия у детей с
нарушением зрения», Дружинина Л.А. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»
,
Плаксина Л.И. «Развитие
зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике».
Цель
Развитие зрительного восприятия.
Задачи
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину.
-Расширять знания о сенсорных эталонах и закреплять представления о системе сенсорных эталонов.
-Развивать умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования (соотнесения,
локализации).
- Совершенствовать умения пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов.
- Развивать навыки выполнения сенсорных операций, которые являются частью обследовательских перцептивных
действий.
-Расширять представления о свойствах и качествах предметов реального мира.
Содержание направлений ООД « Развитие зрительного восприятия» с учётом возрастных этапов развития
Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
Возраст
Направление
деятельности
Содержание
3-4 года
Цвет
-Обучение навыкам различения, называнияи соотнесения основных
цветов (красный, желтый, зеленый,
синий, коричневый, черный).
-Формирование навыка соотнесения эталонов цвета с цветом реальных предметов, группирования по цвету
(выбрать из 2-3х цветов).
-Развитие
способности
находить
предметы
определенного
цвета
в
окружающем
мире
группироватьоднородные по признаку цвета.
Форма
-Обучение различению и называнию форм геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
- Формирование навыка соотнесения эталонов формы и формы предметного изображения (выбор из 3х
фигур).
-Формирование навыка соотнесения форм плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар,
куб, конус); нахождения предметов, геометрических фигур определенной формы в окружающем мире.
Величина
-Обучение навыкам различения, выделения и сравнения величины предметов (большой - маленький).
- Формирование навыка соотнесения предметов по величине (выбирать 2 одинаковых по величине предмета
из 2-3-х); зрительного сравнения величины предметов, путем наложения, приложения.
-Обучение навыкамсериации по величине (распределение предметов в порядке убывания величины, 3-4
величины с большим разностным порогом).
-Развитие способности находить предметы, геометрические фигуры определенной величины в окружающем
мире.
В о с п р и я т и е
и
воспроизведение
сложной формы
-Обучение навыкаманализирования и конструирования образца из геометрических форм 2-3 детали.
- Развитие способности составлять целое из частей предметное изображение(2-3х частей) разрезанное по
вертикали или горизонтали.
Восприятие
сюжетных
изображений
-Обучение
навыкам
соотнесения
изображения
на
картинке
с
реальным
объектом
по
силуэтному
или
контурному изображению.
-Развитие
способности
различать,
называть
и
сравнивать
предметы
с
изображением
на
картинке,
последовательно выделять основные признаки.
4-5 лет
Цвет
-Развитие способности различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой,
фиолетовый (коричневый, черный).
-Формированиенавыкагруппированияоднородных предметов по признаку цвета.
- Развитие способности находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире.
Форма
-Обучение навыкам различения и называния форм геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал).
-Развитие
способности соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и
объемных геометрических тел (шар, куб, конус).
-Формирование навыка использования эталонов формы (геометрические фигуры) при выделении основной
формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.
Величина
-Обучение навыкам выделения, соотнесения и словесного обозначения величины предметов: большой -
меньший, маленький - высокий, ниже - низенький, толстый - тоненький и т. д..
-Развитие способностиназывать, сличать величину предметов путем наложения, приложения.
В о с п р и я т и е
и
воспроизведение
сложной формы
-Развитие
способности
анализировать
и
конструировать
образец
из
геометрических
форм
3-4
детали
(узнавание и называние форм их расположение).
-Развитие способности составлять целое из частей предметного изображения - изображение из 3-4х частей,
разрезанных по вертикали или горизонтали.
Восприятие
сюжетных
изображений
-Развитие способности различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества
движения (быстро, медленно).
-Формирование
навыкапользования
при
рассматривании
оптическими
средствами
коррекции
(лупы,
бинокли).
-Формирование
навыкасличения
контурных,
силуэтных,
реальных
изображений
и
соотнесение
их
с
реальными предметами.
-Развитие навыка правильно, воспринимать картину по заданному плану.
5-6 лет
Цвет
-Развитие способности различать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.
-Развитие
способности узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире, находить
предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире.
-Совершенствование умениязрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками
цвета.
Форма
-Совершенствование
уменияразличать
и
называть
форму
геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
овал,
треугольник, прямоугольник, ромб) в разных пространственных положениях.
-Развитие способности отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник,
ромб) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб, призма).
Величина
-Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах.
- Совершенствование навыков зрительно анализировать величины предметов, располагать (5-6) предметов
на фланелеграфе, на столе по убывающей, возрастающей величине.
-Совершенствование навыков выделять и словесно обозначать величину реальных предметов. Упражнять
глазомер.
В о с п р и я т и е
и
воспроизведение
сложной формы
-Обучение навыкаманализа сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы
для анализа строения формы предметов.
-Формирование умений использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
Восприятие
сюжетных
изображений
-Расширение
умения
создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме,
рисунку с использованием ф/г и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.
-Развитие
умения описывать предметы и находить их по описанию, находить по части предмета целый,
составлять из частей целое.
-Развитие
способности видеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные
ближе – дальше.
-Развитие
способностипонимать
заслоненность
одного
предмета
другим
при
изображении
и
в
действительности.
6-7 лет
Цвет
- Развитие навыка называть основные цвета и оттенки (по насыщенности, светлоте).
-Развитие
способностиориентироваться
на
цвет,
как
постоянный
признак
предметов
и
явлений
окружающегося мира.
-Совершенствование уменияправильно использовать эталоны цвета при описании классификации группы
предметов.
-Развитие способности создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.
- Формирование навыка различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов.
Форма
-
Совершенствование
навыка
различать
и
называть
геометрические
фигуры
(круг,
квадрат,
овал,
треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в разных пространственных положениях.
-Совершенствование
навыка
отличать
геометрические
фигуры
(круг,
квадрат,
овал,
прямоугольник,
треугольник) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб, призма).
Величина
-Совершенствование
уменийзрительно
анализировать
ширину,
длину,
высоту
предметов,
устанавливать
взаимосвязи между предметами по величине.
-Совершенствование умений отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (7-8), располагать
на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине.
-Совершенствование
умений
проводить
замеры
с
помощью
условных
мер,
сличать
размеры
разных
предметов.
- Развитие
уменийзамечать величину реальных предметов, называть в процессе наблюдения: близкие и
дальние, высокие и низкие, широкие и узкие объекты.
В о с п р и я т и е
и
воспроизведение
сложной формы
- Формирование
навыкаанализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных
эталонов формы для анализа строения формы предметов.
- Совершенствование умений использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
-Развитие
умений
создавать
из
геометрических
фигур
узоры,
предметные
изображения,
сложные
геометрические фигуры.
Восприятие
сюжетных
изображений
-Совершенствование
уменийпользоваться
оптическими
средствами
(лупами,
биноклями)
при
рассматривании предметов.
-Совершенствование умений сличения контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с
реальными предметами.
-Развитие уменийсоставлять и дополнять из частей целый предмет: сюжетное изображение.
-Совершенствование уменийвидеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные
ближе - дальше.
-Совершенствование
умений
понимать
заслоненность
одного
предмета
другим
при
изображении
и
в
действительности.
Целевые ориентиры
В соответствии с ФГОС ДОПрограмма предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде
целевых ориентиров. Целевые ориентиры
рассматриваются как социально-нормативные возраст ные
характеристики
возможных
достижений ребёнка.
Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.
Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Критерии
уровней
освоения
дошкольником
рабочей
программы
носят
условный
характер
и
могут
быть
использованы
как
профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной
связи от собственных педагогических действий и планирования
дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.
Возрастная группа
Целевые ориентиры
2
младшая
группа
-Различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный).
-Соотносит по цвету и оттенку основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный).
-Соотносит сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов, группирует по цвету (выбрать из 2-3х цветов).
-Находить предметы определенного цвета в окружающем мире группирует предметы однородные по признаку цвета.
-Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал).
- Соотносит эталоны формы и формы предметного изображения (выбор из 3х фигур).
-Соотносит форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.).
-Умеет находить предметы, геометрические фигуры определенной формы в окружающем мире.
-Различает, выделяет и сравнивает величину предметов (большой -маленький).
- Соотносит предметы по величине (выбирать два одинаковых повеличине предмета из 2-3-х).
-Зрительно сравнивает величину предметов, путемналожения, приложения; находит большие и маленькие предметы
(игрушки,мебель, одежда и т.д.).
-Сериация по величине (распределение предметов в порядкеубывания величины, 3-4 величины с большим разностным
порогом).
-Находит предметы, геометрические фигуры определенной величины в окружающем мире.
-Анализирует
и
конструируетобразец
из
геометрических
форм
2-3
детали
(узнавание
и
называние
форм
ихрасположение).
-Составляет целое из частей предметного изображения - изображение из 2-3х частей, разрезанных по вертикали или
горизонтали.
-Соотносит изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению.
- Находит реальный предмет по цветному, силуэтному, контурному изображению.
-Различает, называет и сравнивает предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные
признаки.
Средняя группа
-Знает основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый,
черный).
-Группирует предметы однородные по признаку цвета.
-Находит предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире.
-Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
-Соотносит форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар,
куб, конус).
-Использует эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных
предметов в окружающей обстановке.
-Анализирует
и
конструирует
образец
из
геометрических
форм
3-4детали
(узнавание
и
называние
форм
ихрасположение).
- Составляет целое из частей предметного изображения – изображение из 3-4х частей, разрезанных по вертикали или
горизонтали.
-Выделяет, соотносит и словесно обозначает величину предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже -
низенький, толстый - тоненький и т. д..
- Называет, сличает величину предметов путем наложения, приложения.
-Различает движущиеся предметы, понимает, называет словом скоростные качества движения (быстро, медленно).
-Пользуется при рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли).
-Сличает контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносит их с реальными предметами.
-Правильно, воспринимает картину по заданному плану.
Старшая группа
-Отличает основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.
-Узнает цвет реальных предметов в животном и растительном мире, находит предметы заданного цвета, оттенка в
окружающем мире.
- Зрительно различает и называет группы предметов с однородными признаками цвета.
-Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) в разных
пространственных положениях.
-Отличает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) и объемные тела(шар,
эллипсоид, конус, куб, призма).
-Узнает и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах.
-Зрительно
анализирует
величины
предметов,
располагает
(5-6)
предметов
на
ф/г,
на
столе
по
убывающей,
возрастающей величине.
-Выделяет и словесно обозначает величину реальных предметов.
-Развит глазомер.
-Анализирует сложные формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения
формы предметов.
-Использует лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
-Создает цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и
вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.
-Описываетпредметы и находить их по описанию, находит по части предмета целый, составляет из частей целое.
-Видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные ближе – дальше.
- Понимает заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности.
Подготовительная
группа
-Называет основные цвета и оттенки (по насыщенности, светлоте).
-Ориентируется на цвет, как постоянный признак предметов и явлений окружающегося мира.
- Использует эталоны цвета при описании классификации группы предметов.
-Создает узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.
-Различает цвет движущегося объекта и нескольких объектов.
-Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция,
пятиугольник) в разных пространственных положениях.
-Отличает геометрические фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела (шар, эллипсоид,
конус, куб, призма).
-Зрительно
анализируетширину,
длину,
высоту
предметов,
устанавливает
взаимосвязи
между
предметами
по
величине.
-Отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине (7-8), располагает на фланелеграфе, столе предметы по
убывающей, возрастающей величине.
-Проводить замеры с помощью условных мер, сличает размеры разных предметов.
-Замечает величину реальных предметов, называет в процессе наблюдения: близкие и дальние, высокие и низкие,
широкие и узкие объекты.
-Анализирует сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения
формы предметов.
-Использует лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
- Создает из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры.
-Пользуется оптическими средствами (лупами, биноклями) при рассматривании предметов.
-Сличает контурные, силуэтные, реальные изображения.
-Составляет и дополняет из частей целый предмет: сюжетное изображение.
-Видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные ближе – дальше.
-Понимает заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности.
Уровень освоения воспитанниками раздела «Развитие зрительного восприятия» определяется по критериям.
Указанные в таблицах
критерии
лежат
в
основе
разграничения
возможностей
воспитанников
и
являются
условными
ориентирами
при
построении
образовательного процесса.
Уровни
Критерии 2 младшая группа (3-4 года)
Высокий уровень
Различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и черный. Различает и называет
цвета
окружающих
предметов
и
предметных
изображений.
Соотносит
игрушки
с
цветными
и
силуэтны ми
изображениями. Различает и называет плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и объемные
геометрические тела (куб, шар). Соотносит форму предметов ближайшего окружения с геометрическими эталонами.
Различает,
выделяет
и
сравнивает
величину
(большой
-
маленький)
предметов
ближайшего
окружения.
Узнает
и
правильно называет изображения предметов, простейшие одноплановые сюжетные изображения.
Средний уровень
Допускает ошибки приразличении и назывании основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и
черный. Различает и называет цвета окружающих предметов и предметных изображений с помощью педагога. Соотносит
игрушки с цветными и силуэтными изображениями.Испытывает затрудненияпри различении и назывании плоскостных
геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и объемных геометрических телах (куб, шар).Допускает ошибки
присоотнесении
формы
предметов
ближайшего
окружения
с
геометрическими
эталонами.
Различает,
выделяет
и
сравнивает величину (большой - маленький) предметов ближайшего окружения с ошибками. Узнает и
правильно
называет изображения предметов, простейшие одноплановые сюжетные изображения.
Низкий уровень
Не различает и не называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и черный.Испытывает
затруднения
при различении и назывании цвета окружающих предметов и предметных изображений. Не соотносит
игрушки с цветными и силуэтными изображениями. Не различает и называет плоскостные геометрические фигуры (круг,
квадрат,
треугольник)
и
объемные
геометрические
тела
(куб,
шар).
Не
соотносит
форму
предметов
ближайшего
окружения с геометрическими эталонами. Не различает, не выделяет и не сравнивает величину (большой - маленький)
предметов
ближайшего
окружения. Испытывает
затруднения
при узнавании
и
назывании
изображений
предметов,
простейшиходноплановых сюжетных изображений.
Уровни
Критерии средняя группа (4-5лет)
Высокий уровень
Самостоятельно различает основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), а также коричневый, черный
и
белый.
Находит
и
называет
цвета
окружающих
предметов
и
предметных
изображений.
Соотносит
предметы
с
цветными, силуэтными и контурными изображениями. Различает и называет плоскостные геомет рические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр). Находит предметы
заданной
формы
в
окружающей
обстановке
и
в
изображениях.
Соотносит
форму
предметов
с
геометрическими
эталонами. Находит и обозначает в речи предметы заданной величины. Воспринимает одноплановые и двухплановые
сюжетные изображения.
Средний уровень
Различает основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), а также коричневый, черный и белый при
помощи педагога. Находит и называет цвета окружающих предметов и предметных изображений с ошибками. Соотносит
предметы с цветными, силуэтными и контурными изображениями. Испытывает затруднения приразличении и назывании
плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел
(шар, куб, цилиндр).Допускает ошибки принахождении предметов заданной формы в окружающей обстановке и в
изображениях. Соотносит форму предметов с геометрическими эталонами с помощью педагога.Испытывает затруднения
принахождении и обозначении в речи предметов заданной величины. Сопоставляет предметы по величине с ошибками.
Испытывает затруднения привосприятии одноплановых и двухплановыхсюжетныех изображений.
Низкий уровень
Не различает основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), а также коричневый, черный и белый. Не
находит и называет цвета окружающих предметов и предметных изображений.Испытывает затруднения присоотнесении
предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями. Не различает и не называет плоскостные геомет-
рические
фигуры
(круг,
квадрат,
треугольник,
овал,
прямоугольник)
и
объемные
геометрические
тела
(шар,
куб,
цилиндр). Не находит предметы заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях.Испытывает затруднения
присоотнесении формы предметов с геометрическими эталонами. Не находит и не обозначает в речи предметы заданной
величины. Не воспринимает одноплановые и двухплановые сюжетные изображения.
Уровни
Критерии старшая группа (5-6 лет)
Высокий уровень
Различает и называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, черный и белый цвета. Называет цвета
предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире. Соотносит предметы с цветными, силуэт-
ными
и
контурными
изображениями.
Различает
и
называет
плоскостные
геометрические
фигуры
и
объемные
геометрические тела. Находит предметы заданной формы в окружающей обстановке. Соотносит форму предметов с
геометрическими эталонами. Определяет и обозначает в речи величину окружающих предметов. Сопоставляет предметы
по
величине.
Воспринимает
сюжетные
изображения:
а)
изображение
-
с
3-плановой
перспективой;
б)
понимает
заслоненность одного предмета другим.
Средний уровень
Различает и называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, чер ный и белый цвета. Допускает
ошибки приназывании цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и раститель ном мире. Соотносит
предметы с цветными, силуэтными и контурными изображениями.Испытывает затруднения приразличении и назывании
плоскостные
геометрические
фигуры
и
объемных
геометрических
тел.
Находит
предметы
заданной
формы
в
окружающей
обстановке
с
ошибками.
Соотносит
форму
предметов
с
геометри ческими
эталонами
при
помощи
педагога.Допускает ошибки при определении и обозначении в речи величины окружающих предметов. Сопоставляет
предметы по величине с ошибками. Испытывает затрудненияпри восприятии сюжетных изображений с 3-плановой
перспективой. Понимает заслоненность одного предмета другим.
Низкий уровень
Не различает и не называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, черный и белый цвета. Не
называет цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире. Испытывает затруднения
при соотнесении предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями. Не различает и не называет
плоскостные
геометрические
фигуры
и
объемные
геометрические
тела.
Не
находит
предметы
заданной
формы
в
окружающей обстановке. Испытывает затруднения при соотнесении формы предметов с геометрическими эталонами. Не
определяет и обозначает в речи величину окружающих предметов. Сопоставляет предметы по величине с ошибками. Не
воспринимает сюжетные изображения с 3-плановой перспективой. Не понимает заслоненность одного предмета другим.
Уровни
Критерии подготовительная группа (6-7 лет)
Высокий уровень
Различает и называет все цветов спектра иих оттенки, коричневый, серый, черный ибелый цвета. Находит предметы
заданного
цвета
в
окружающей
обстановке.
Соотносит
предметы
с
цветными,
силуэтными
и
контурными
изображениями. Различает и называет плоскостные геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Находит
предметы заданной формы в окружающей обстановке. Соотносит форму предметов с геометрическими эталонами.
Определяет
и
называет
величину
окружающих
предметов.
Сопоставляет
предметы
по
величине.
Воспринимает
сюжетные многоплановые изображения.
Средний уровень
Различает и называет все цветов спектра иих оттенки, коричневый, серый, черный ибелый цвета.
Допускает ошибки
принахождении предметов заданного цвета в окружающей обстановке. Соотносит предметы с цветными, силуэтными и
контурными изображениями.Испытывает затруднения приразличении и назывании плоскостных геометрических фигур
и объемных геометрических тел. Находит предметы заданной формы в окружающей обстановке с ошибками. Соотносит
форму предметов с геометрическими эталонами при помощи педагога. Допускает ошибки приопределениии назывании
величины
окружающих
предметов.
Сопоставляет
предметы
по
величине
с
ошибками.
Воспринимает
сюжетные
многоплановые изображения.
Низкий уровень
Испытывает затруднения при назывании цветов спектра иих оттенков, коричневый, серый, черный ибелый. Не находит
самостоятельно предметы заданного цвета в окружающей обстановке. Допускает ошибки присоотнесении предметов с
цветными, силуэтными и контурными изображениями. Не различает и не называет самостоятельно плоскостные геомет-
рические фигуры и объемные геометрические тела. Не находит предметы заданной формы в окружающей обстановке. Не
соотносит форму предметов с геометрическими эталонами. Испытывает затруднения при определении и назывании
величины окружающих предметов. Сопоставляет предметы по величине с помощью педагога. Испытывает затруднения
привосприятии сюжетных многоплановых изображений.
Общее количество часов организованной образовательной деятельности
в ОО «Познавательное развитие» ООД «Развитие зрительного восприятия»
Название группы
Длительность
одного
периода ООД
Количество периодов
ООД в неделю
Кол-во периодов
ООД в месяц
Кол-во периодов
ООД в год
Группа младшего возраста
(дети от 3 до 4 лет)
*первый год обучения
15
1
4
36
Группа среднего возраста
(дети от 4 до 5 лет)
*второй 2год обучения
20
1
4
36
Группа старшего дошкольного возраста
(дети от 5 до 6 лет)
* третий год обучения
25
1
4
36
Группа подготовительного возраста
(дети от 6 до 7 лет)
*четвёртый год обучения
30
1
4
36
Младшая группа (1год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Цвет
5
2
Форма
6
3
Величина
8
4
Восприятие и воспроизведение сложной формы
4
5
Восприятие сюжетных изображений
9
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Средняя группа (2 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Цвет
6
2
Форма
7
3
Величина
5
4
Восприятие и воспроизведение сложной формы
4
5
Восприятие сюжетных изображений
10
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Старшая группа (3 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Цвет
9
2
Форма
5
3
Величина
8
4
Восприятие и воспроизведение сложной формы
4
5
Восприятие сюжетных изображений
6
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Подготовительная группа (4 год обучения)
№ п/п
Виды деятельности
Кол-во занятий
1
Цвет
10
2
Форма
5
3
Величина
8
4
Восприятие и воспроизведение сложной формы
3
5
Восприятие сюжетных изображений
5
Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода
тифлопедагогический мониторинг
32
Перспективный тематический план коррекционной работы
учителя–дефектолога (тифлопедагога)
Время проведения
Лексические темы
Сентябрь
1-2 неделя
ООД (диагностическая)
3 неделя
Осень
4 неделя
Овощи
5неделя
Фрукты
Октябрь
1 неделя
Домашние животные и птицы
2 неделя
Животные Севера
3 неделя
Дикие животные и птицы
4 неделя
Животные жарких стран
Ноябрь
1 неделя
Россия – мой дом
2 неделя
Девочки и мальчики (Части тела)
3 неделя
Мой дом
4 неделя
Моя семья
Декабрь
1 неделя
Посуда
2 неделя
Продукты питания (мои любимые глазки)
3 неделя
Зима
4 неделя
Новый год
Январь
1 неделя
Каникулы
2 неделя
Народные игры и забавы
3 неделя
Мебель
4 неделя
Зимние забавы
Февраль
1 неделя
Транспорт
2 неделя
Профессии.
3 неделя
Инструменты
4 неделя
Наша армия
Март
1 неделя
Мамин праздник
2 неделя
Одежда
3 неделя
Обувь
4 неделя
Рыбы
Апрель
1 неделя
Птицы
2 неделя
Космос
3 неделя
Электроприборы
4 неделя
Весна
Май
1 неделя
День Победы
2 неделя
Цветы
3-4 неделя
ООД (диагностическая)
Учебный план реализации ОО «Познавательное развитие» ООД «Развитие зрительного восприятия»
в младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе для детей с нарушением зрения
Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»
в младшей комбинированной группе для детейс нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
1 год обучения (2 младшая группа)
Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/30
2
2
3
3
Цвет.Обучение навыкам различения, называния и соотнесения основных
цветов
(красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), л/т «Осень».
1/15
4
4
Форма.Обучение
различению
и
называнию
форм
геометрических
фигур
(круг,
квадрат, треугольник), л/т «Овощи».
1/15
5
5
Величина.
Обучение
навыкам
различения,
выделения
и
сравнения
величины
предметов (большой - маленький), л/т «Фрукты».
1/15
октябрь
1
6
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализированияи
конструирования
образца
из
геометрических
форм
2-3
детали,
л/т
«Домашние
животные».
1/15
2
7
Восприятие сюжетных изображений. Обучение навыкам соотнесения изображения на
картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению,
л/т
«Животные Севера».
1/15
3
8
Цвет. Обучение навыкам различения, называния и соотнесения основных
цветов
(красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), л/т «Дикие животные».
1/15
4
9
Форма.
Обучение
различению
и
называнию
форм
геометрических
фигур
(круг,
квадрат, треугольник), л/т «Животные жарких стран».
1/15
ноябрь
1
10
Величина.
Обучение
навыкам
различения,
выделения
и
сравнения
величины
предметов (большой - маленький), л/т «Россия – мой дом».
1/15
2
11
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализирования
и конструирования образца из геометрических форм 2-3 детали, л/т «Девочки и
мальчики (Части тела)».
1/15
3
12
Восприятие сюжетных изображений. Обучение навыкам соотнесения изображения на
картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению,
л/т
«Мой дом».
1/15
4
13
Цвет.
Формирование
навыка
соотнесения
эталонов
цвета
с
цветом
реальных
предметов, группирования по цвету (выбрать из 2-3х цветов), л/т «Моя семья».
1/15
декабрь
1
14
Форма.Формирование навыка соотнесения эталонов формы и формы предметного
изображения (выбор из 3х фигур), л/т «Посуда».
1/15
2
15
Величина. Формирование навыка соотнесения предметов по величине (выбирать 2
одинаковых
по
величине
предмета
из
2-3-х);
зрительного
сравнения
величины
предметов, путем наложения, приложения, л/т «Продукты питания».
1/15
3
16
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Развитие способности составлять
целое из частей предметное изображение (2-3х частей) разрезанное по вертикали или
горизонтали, л/т «Зима».
1/15
4
17
Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения находить реальный предмет
по цветному, силуэтному, контурному изображению, л/т «Новый год».
1/15
январь
2
18
Цвет. Развитие способности находить предметы определенного цвета в окружающем
мире группировать однородные по признаку цвета, л/т «Народные игры и забавы».
1/15
3
19
Форма.Формирование навыка соотнесения эталонов формы и формы предметного
изображения (выбор из 3х фигур), л/т «Мебель».
1/15
4
20
Величина. Формирование навыка соотнесения предметов по величине (выбирать 2
одинаковых
по
величине
предмета
из
2-3-х);
зрительного
сравнения
величины
предметов, путем наложения, приложения, л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/15
февраль
1
21
Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения находить реальный предмет по
цветному, силуэтному, контурному изображению, л/т «Транспорт».
1/15
2
22
Форма.Формирование
навыка
соотнесения
форм
плоскостных
изображений
и
объемных
геометрических
тел
(шар,
куб,
конус);
нахождения
предметов,
геометрических фигур определенной формы в окружающем мире, л/т «Профессии».
1/15
3
23
Величина. Обучение навыкам сериации по величине (распределение предметов в
порядке убывания величины, 3-4 величины с большим разностным порогом), л/т
1/15
«Инструменты».
4
24
Восприятие сюжетных изображений. Развитие способности различать, называть и
сравнивать
предметы
с
изображением
на
картинке,
последовательно
выделять
основные признаки,л/т «Наша армия».
1/15
март
1
25
Цвет. Развитие способности находить предметы определенного цвета в окружающем
мире группировать однородные по признаку цвета, л/т «Мамин праздник».
1/15
2
26
Форма.Формирование
навыка
соотнесения
форм
плоскостных
изображений
и
объемных
геометрических
тел
(шар,
куб,
конус);
нахождения
предметов,
геометрических фигур определенной формы в окружающем мире, л/т «Одежда».
1/15
3
27
Величина. Обучение навыкам сериации по величине (распределение предметов в
порядке убывания величины, 3-4 величины с большим разностным порогом),
л/т
«Обувь».
1/15
4
28
Восприятие и воспроизведение сложной формы.Развитие способности составлять
целое из частей предметное изображение(2-3х частей) разрезанное по вертикали или
горизонтали, л/т «Рыбы».
1/15
апрель
1
29
Восприятие сюжетных изображений. Развитие способности различать, называть и
сравнивать
предметы
с
изображением
на
картинке,
последовательно
выделять
основные признаки, л/т «Птицы».
1/15
2
30
Величина.
Развитие
способности
находить
предметы,
геометрические
фигуры
определенной величины в окружающем мире, л/т «Космос».
1/15
3
31
Величина.
Развитие
способности
находить
предметы,
геометрические
фигуры
определенной величины в окружающем мире, л/т «Электроприборы».
1/15
4
32
Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения видеть движущиеся объекты,
выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки
и т. п., л/т «Весна».
1/15
май
1
33
Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения видеть движущиеся объекты,
выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки
и т. п., л/т «День Победы»
1/15
2
34
Восприятие
сюжетных
изображений.
Развитие
умения
выполнять
двигательные
упражнения на цветовые, световые сигналы, л/т «Цветы».
1/15
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного
восприятия».
2/30
4
36
Итого
15 часов (540 мин.)
Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»
в средней комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
2 год обучения (средняя группа)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/40
2
2
3
3
Цвет. Развитие способности различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый,
зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный), л/т «Осень».
1/20
4
4
Форма. Обучение навыкам различения и называния форм геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), л/т «Овощи».
1/20
5
5
Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению
величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,
толстый - тоненький и т. д., л/т «Фрукты».
1/20
октябрь
1
6
Восприятие
и
воспроизведение
сложной
формы.
Развитие
способности
анализировать
и
конструировать
образец
из
геометрических
форм
3-4
детали
(узнавание и называние форм их расположение), л/т «Домашние животные».
1/20
2
7
Восприятие
сюжетных
изображений.
Формирование
навыкасличения
контурных,
силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами, л/т
«Животные Севера».
1/20
3
8
Цвет. Развитие способности различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый,
зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный),л/т «Дикие животные».
1/20
4
9
Форма. Обучение навыкам различения и называния форм геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), л/т «Животные жарких стран».
1/20
ноябрь
1
10
Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению
величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,
толстый - тоненький и т. д., л/т «Россия – мой дом».
1/20
2
11
Восприятие
и
воспроизведение
сложной
формы.
Развитие
способности
анализировать
и
конструировать
образец
из
геометрических
форм
3-4
детали
(узнавание и называние форм их расположение), л/т «Девочки и мальчики (Части
тела)».
1/20
3
12
Восприятие
сюжетных
изображений.
Формирование
навыкасличения
контурных,
силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами, л/т
«Мой дом».
1/20
4
13
Цвет. Формирование
навыка
группирования
однородных
предметов
по
признаку
цвета, л/т «Моя семья».
1/20
декабрь
1
14
Форма.
Развитие
способности соотносить форму геометрических фигур с формой
плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус),
л/т
«Посуда».
1/20
2
15
Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению
величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,
толстый - тоненький и т. д., л/т «Продукты питания».
1/20
3
16
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Развитие способности составлять
целое из частей предметного изображения - изображение из 3-4х частей, разрезанных
по вертикали или горизонтали, л/т «Зима».
1/20
4
17
Восприятие
сюжетных
изображений.
Развитие
умения
различать
движущиеся
предметы,
понимать,
называть
словом
скоростные
качества
движения
(быстро,
медленно), л/т «Новый год».
1/20
январь
2
18
Цвет. Формирование
навыка
группирования
однородных
предметов
по
признаку
цвета, л/т «Народные игры и забавы».
1/20
3
19
Форма.
Развитие
способности соотносить форму геометрических фигур с формой
плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус),
л/т
«Мебель».
1/20
4
20
Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению
величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,
толстый - тоненький и т. д., л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/20
февраль
1
21
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Развитие способности составлять
целое из частей предметного изображения - изображение из 3-4х частей, разрезанных
по вертикали или горизонтали, л/т «Транспорт».
1/20
2
22
Восприятие
сюжетных
изображений.
Развитие
умения
различать
движущиеся
предметы,
понимать,
называть
словом
скоростные
качества
движения
(быстро,
медленно), л/т «Профессии».
1/20
3
23
Цвет.
Развитие
способности находить
предметы
заданного
цвета,
оттенка
в
окружающем мире, л/т «Инструменты».
1/20
4
24
Форма.
Развитие
способности соотносить форму геометрических фигур с формой
плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус),
л/т
«Наша армия».
1/20
март
1
25
Величина.
Развитие
способностиназывать,
сличать
величину
предметов
путем
наложения, приложения, л/т «Мамин праздник».
1/20
2
26
Восприятие
сюжетных
изображений.
Формирование
навыка пользования
при
рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли), л/т «Одежда».
1/20
3
27
Цвет.
Развитие
способности находить
предметы
заданного
цвета,
оттенка
в
окружающем мире, л/т «Обувь».
1/20
4
28
Форма.
Формирование
навыка использования
эталонов
формы
(геометрические
фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в
окружающей обстановке, л/т «Рыбы».
1/20
апрель
1
29
Восприятие
сюжетных
изображений.
Формирование
навыка пользования
при
рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли), л/т «Птицы».
1/20
2
30
Форма.
Формирование
навыка использования
эталонов
формы
(геометрические
фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в
окружающей обстановке, л/т «Космос».
1/20
3
31
Восприятие сюжетных изображений. Обучение навыкам правильно, воспринимать
картину по заданному плану, л/т «Электроприборы».
1/20
4
32
Восприятие
сюжетных
изображений.
Формирование
навыка пользования
при
рассматривании оптических средств коррекции (лупы, бинокли), л/т «Весна».
1/20
май
1
33
Восприятие
сюжетных
изображений.
Обучение
навыкамправильно
воспринимать
картину по заданному плану, л/т «День Победы».
1/20
2
34
Восприятие
сюжетных
изображений.
Обучение
навыкам правильно воспринимать
картину по заданному плану, л/т «Цветы».
1/20
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного
восприятия».
2/40
4
36
Итого
15 часов (720 мин.)
Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»
в старшей комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
3 год обучения (старшая группа)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/50
2
2
3
3
Цвет.
Развитие
способности различать
основные
оттенки
цвета,
насыщенность,
контрастность цветов, светлоту, л/т «Осень».
1/25
4
4
Форма. Совершенствование
уменияразличать и называть форму геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
овал,
треугольник,
прямоугольник,
ромб)
в
разных
пространственных положениях, л/т «Овощи».
1/25
5
5
Величина. Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину,
высоту в предметах, л/т «Фрукты».
1/25
октябрь
1
6
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной
формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа
строения формы предметов, л/т «Домашние животные».
1/25
2
7
Восприятие сюжетных изображений. Формирование умений использовать лекала,
трафареты для изображения и дорисовывания предметов, л/т «Животные Севера».
1/25
3
8
Цвет.
Развитие
способности различать
основные
оттенки
цвета,
насыщенность,
контрастность цветов, светлоту, л/т «Дикие животные».
1/25
4
9
Форма. Совершенствование
уменияразличать и называть форму геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
овал,
треугольник,
прямоугольник,
ромб)
в
разных
пространственных положениях, л/т «Животные жарких стран».
1/25
ноябрь
1
10
Величина. Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину,
высоту в предметах, л/т «Россия – мой дом».
1/25
2
11
Восприятие сюжетных изображений.
Формирование умений использовать лекала,
трафареты для изображения и дорисовывания предметов, л/т «Девочки и мальчики
(Части тела)».
1/25
3
12
Цвет.
Развитие
способности различать
основные
оттенки
цвета,
насыщенность,
контрастность цветов, светлоту, л/т «Мой дом».
1/25
4
13
Форма. Совершенствование
уменияразличать и называть форму геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
овал,
треугольник,
прямоугольник,
ромб)
в
разных
пространственных положениях, л/т «Моя семья».
1/25
декабрь
1
14
Величина. Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину,
высоту в предметах, л/т «Посуда».
1/25
2
15
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной
формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа
строения формы предметов,л/т «Продукты питания».
1/25
3
16
Восприятие сюжетных изображений. Расширение умения
создавать цветные панно,
картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и
вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений, л /т «Зима».
1/25
4
17
Цвет.
Развитие
способности различать
основные
оттенки
цвета,
насыщенность,
контрастность цветов, светлоту, л/т «Новый год».
1/25
январь
2
18
Форма. Развитие способности отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник, ромб) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб,
призма), л/т «Народные игры и забавы».
1/25
3
19
Величина.
Совершенствование
навыка
зрительно
анализировать
величины
предметов,
располагать
(5-6)
предметов
на
ф/г,
на
столе
по
убывающей,
возрастающей величине, л/т Мебель».
1/25
4
20
Восприятие
сюжетных
изображений.
Развитие
умения описывать
предметы
и
находить их по описанию, находить по части предмета целый, составлять из частей
целое, л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/25
февраль
1
21
Цвет.
Развитие
способности узнавать
цвет
реальных
предметов
в
животном
и
растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем
мире, л/т «Транспорт».
1/25
2
22
Цвет.
Развитие
способности узнавать
цвет
реальных
предметов
в
животном
и
растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире,
л/т «Профессии».
1/25
3
23
Величина.
Совершенствование
навыков
зрительно
анализировать
величины
предметов,
располагать
(5-6)
предметов
на
ф/г,
на
столе
по
убывающей,
возрастающей величине, л/т «Инструменты».
1/25
4
24
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной
формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа
строения формы предметов, л/т «Наша армия».
1/25
март
1
25
Восприятие
сюжетных
изображений.
Развитие
способности видеть расположение
предметов
на
картине,
называть
предметы,
расположенные
ближе
-
дальше, л/т
«Мамин праздник».
1/25
2
26
Цвет.
Развитие
способности узнавать
цвет
реальных
предметов
в
животном
и
растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем
мире, л/т «Одежда».
1/25
3
27
Форма. Развитие способности отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник, ромб) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб,
призма), л/т «Обувь».
1/25
4
28
Величина.
Совершенствование
навыков
зрительно
анализировать
величины
предметов,
располагать
(5-6)
предметов
на
ф/г,
на
столе
по
убывающей,
возрастающей величине, л/т «Рыбы».
1/25
апрель
1
29
Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной
формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа
строения формы предметов, л/т «Птицы».
1/25
2
30
Восприятие сюжетных изображений. Развитие способностипонимать заслоненность
одного предмета другим при изображении и в действительности, л/т «Космос».
1/25
3
31
Цвет.
Развитие
способности узнавать
цвет
реальных
предметов
в
животном
и
растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире,
л/т «Электроприборы».
1/25
4
32
Величина. Совершенствование навыков выделять и словесно обозначать величину
реальных предметов, л/т «Весна».
1/25
май
1
33
Цвет. Совершенствование умениязрительно различать и называть группы предметов
с однородными признаками цвета, л/т «День Победы».
1/25
2
34
Величина. Совершенствование навыков выделять и словесно обозначать величину
реальных предметов, л/т «Цветы».
1/25
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного
восприятия».
2/50
4
36
Итого
15 часов (900мин.)
Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»
в старшей комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
1 период организованной образовательной деятельности в неделю,
всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)
4 год обучения (подготовительная группа)
Месяц
Недели
№
Тема периода организованной образовательной деятельности
Кол-во /длительность
(мин)
сентябрь
1
1
Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей
2/60
2
2
3
3
Цвет.
Развитие
навыка называть
основные
цвета
и
оттенки
(по
насыщенности,
светлоте), л/т «Осень».
1/30
4
4
Форма. Совершенствование навыка
различать и называть геометрические фигуры
(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в
разных пространственных положениях, л/т «Овощи».
1/30
5
5
Величина.
Совершенствование
уменийзрительно
анализировать
ширину,
длину,
высоту предметов, устанавливать взаимосвязи между предметами по величине ,
л/т
«Фрукты».
1/30
октябрь
1
6
Восприятие
сюжетных
изображений.
Совершенствование
умений
использовать
лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов,
л/т «Домашние
животные».
1/30
2
7
Цвет.
Развитие
навыка называть
основные
цвета
и
оттенки
(по
насыщенности,
светлоте), л/т «Животные Севера».
1/30
3
8
Форма. Совершенствование уменийразличать и называть геометрические фигуры
(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в
разных пространственных положениях, л/т «Дикие животные».
1/30
4
9
Величина.
Совершенствование
уменийзрительно
анализировать
ширину,
длину,
высоту предметов, устанавливать взаимосвязи между предметами по величине, л/т
«Животные жарких стран».
1/30
ноябрь
1
10
Цвет.
Развитие
способностиориентироваться
на
цвет,
как
постоянный
признак
предметов и явлений окружающегося мира, л/т «Россия – мой дом».
1/30
2
11
Форма. Совершенствование уменийразличать и называть геометрические фигуры
(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в
разных пространственных положениях, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».
1/30
3
12
Величина.
Развитие
умений
отбирать
предметы
по
убывающей
и
возрастающей
величине
(7-8),
располагать
на
столе
предметы
по
убывающей,
возрастающей
величине, л/т «Мой дом».
1/30
4
13
Восприятие
сюжетных
изображений.
Совершенствование
умений
сличения
контурных,
силуэтных,
реальных
изображений
и
соотносить
их
с
реальными
предметами,л/т «Моя семья».
1/30
декабрь
1
14
Цвет.
Совершенствование
умения правильно
использовать
эталоны
цвета
при
описании классификации группы предметов, л/т «Посуда».
1/30
2
15
Форма. Совершенствование навыка
отличать геометрические фигуры (круг, квадрат,
овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела (шар, эллипсоид, конус, куб,
призма), л/т «Продукты питания».
1/30
3
16
Величина. Развивать умение отбирать предметы по убывающей и возрастающей
величине
(7-8),
располагать
на
ф/гпо
убывающей,
возрастающей
величине ,
л
/т
«Зима».
1/30
4
17
Восприятие
сюжетных
изображений.
Совершенствование
умений пользоваться
оптическими средствами (лупами) при рассматривании предметов, л/т «Новый год».
1/30
январь
2
18
В о с п р и я т и е
и
в о с п р о и з в е д е н и е
с л ож н о й
ф о р м ы .
Ф о р м и р о в а н и е
навыкаанализирования
сложной
формы
предметов
с
помощью
вписывания
сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов, л/т «Народные
игры и забавы».
1/30
3
19
Цвет.
Развитие
навыка называть
основные
цвета
и
оттенки
(по
насыщенности,
светлоте), л/т «Мебель».
1/30
4
20
Форма. Совершенствование уменияотличать геометрические фигуры (круг, квадрат,
овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела (шар, эллипсоид, конус, куб,
призма), л/т «Зимние забавы. Спорт».
1/30
февраль
1
21
Величина. Совершенствование умений проводить замеры с помощью условных мер,
сличать размеры разных предметов, л/т «Транспорт».
1/30
2
22
В о с п р и я т и е
и
в о с п р о и з в е д е н и е
с л ож н о й
ф о р м ы .
Ф о р м и р о в а н и е
навыкаанализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных
эталонов формы для анализа строения формы предметов, л/т «Профессии».
1/30
3
23
Восприятие
сюжетных
изображений.
Совершенствование
умений
сличения
контурных,
силуэтных,
реальных
изображений
и
соотносить
их
с
реальными
предметами, л/т «Инструменты».
1/30
4
24
Цвет.
Совершенствование
умения правильно
использовать
эталоны
цвета
при
описании классификации группы предметов, л/т «Наша армия».
1/30
март
1
25
Величина. Совершенствование умений проводить замеры с помощью условных мер,
сличать размеры разных предметов, л/т «Мамин праздник».
1/30
2
26
Восприятие
и
воспроизведение
сложной
формы.
Развитие
умений
создавать
из
геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические
фигуры, л/т «Одежда».
1/30
3
27
Цвет.
Развитие способности создавать узоры, цветные композиции на магнитной
доске из мозаики, л/т «Обувь».
1/30
4
28
Цвет.
Развитие
способности создавать узоры, цветные композиции на магнитной
доске из мозаик, л/т «Рыбы».
1/30
апрель
1
29
Восприятие
сюжетных
изображений.Совершенствование
умений видеть
расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные ближе –
дальше, л/т «Птицы».
1/30
2
30
Величина. Развитие
умений замечать величину реальных предметов, называть в
процессе
наблюдения:
близкие
и
дальние,
высокие
и
низкие,
широкие
и
узкие
объекты, л/т «Космос».
1/30
3
31
Восприятие
сюжетных
изображений.Совершенствование
умений
понимать
заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности, л/т
«Электроприборы».
1/30
4
32
Цвет. Развитие способности создавать узоры, цветные композиции из мозаики, л/т
«Весна».
1/30
май
1
33
Величина.
Развитие
умений замечать величину реальных предметов, называть в
процессе
наблюдения:
близкие
и
дальние,
высокие
и
низкие,
широкие
и
узкие
объекты, л/т «День Победы».
1/30
2
34
Цвет.
Формирование
навыка
различать цвет движущегося объекта и нескольких
объектов, л/т «Цветы».
1/30
3
35
Тифлопедагогический мониторинг.
Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного
восприятия».
2/60
4
36
Итого
15 часов (1.080 мин.)
Применяемые технологии в процессе ООД «Развитие зрительного восприятия»
1.
Информационно-коммуникативные
2.
Здоровьесберегающие технологии (Базарный В.Ф.)
3.
Технология сотрудничества
4.
Технология проектирования
5.
Интерактивные технологии
Название / Автор
Программное
обеспечение
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И.
Литература
- Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.
-Подколзина Е. НРазвитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике.
- Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения:
- Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине
и измерении величин.
- Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения.
- Чевычелова Е.А.Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной.
-Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.
Презентации
-«Электронные зрительные гимнастики»
-«Найди лишнее»
- «Зашумленные картинки»
-«Знакомимся с цветом»
-«Найди контур предмета»
-«Найди недостающую деталь»
-«Геометрические фигуры»
-«Инструменты и орудия труда»
-«Овощи»
-«Фрукты»
-«Дикие и домашние животные»
Дидактические игры
и пособия.
-Окружающий мир: «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Инструменты», «Домашние птицы», «Транспорт»,
«Насекомые», «Дикие животные», «Времена года», «Мебель», «Наш дом» и т. д.
-Плакат «Гимнастика для глаз»
-«Что перепутал художник?»
-Тело человека (части тела)
-«Назови, одним словом»
-«Чей силуэт»
-«Игра в цвета»
-«Парные коврики»
-«Подбери по цвету и по форме»
-«Узнай меня»
-«Дополни картинку»
-«Предметы и контуры»
-«Свойства предметов»
-«Логические таблицы»
-«Четвертый лишний»
-«Чудесный мешочек»
- Пособие «Цвет и оттенки».
-«Цвет».
-«Играем с цветом».
-«Радуга».
- «Разноцветные поляны».
-«Разложи по цвету и оттенку».
- Матрешки.
-Палочки Кюизенера
-Рамки-вкладыши Монтессори
-Логические блоки Дьенеша
-Игровые наборы «Дары Фрёбеля»
-«Учимся считать».
-«Учимся измерять».
- «Весы».
- «Измеряем объем жидкости».
-Пособия с изображением геометрических фигур с рельефным контуром.
- Наборы геометрических фигур разных размеров.
-Трафареты геометрических фигур.
-Объемные тела (кубы, шары, конусы, пирамиды, параллелепипеды (кирпичики) и т. д.).
- Наборы для составления ритмической последовательности.
Игры,
способствующие
развитию
подвижности глаз,
повышению
остроты зрения,
развитию
бинокулярного и
стереоскопического
зрения.
-«Тренажеры для зрительной гимнастики» разных размеров и по лексическим темам
-«Лабиринт»
-«Бусы»
- «Цифры по порядку»
-«Собери картинку»
-«Кольцеброс»
-«Что нарисовано?»
- «Попади в цель»
-«Прокати шар в ворота»
-«Бильярд»
-«Набрось кольцо»
Тифлопедагогические
приборы для занятий
-Интерактивные музыкальные коврик «День, ночь», «Транспорт» и т. д.
-Подставка «Сигма»
-Прибор «Светлячок»
-Прибор «Графика»
-«Говорящее зеркало»
Картотека
- «Зрительная гимнастика»
-«Пальчиковая гимнастика»
- «Физминутки»
-«Зашумленные изображения» по возрастам и лексическим темам
-«Дорисуй картинку» по лексическим темам
-«Лабиринты» по возрастам и лексическим темам
-«Силуэты и контуры» по лексическим темам
-«Рисуем по точкам» по лексическим темам
-«Штриховка»» по лексическим темам
Направлени
е развития
Методические пособия
Наглядно – дидактический
материал
Атрибуты и раздаточные
материалы
Настольно-
печатные игры
Развитие
зрительного
восприятия
- Программа «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А.
Васильевой.
-Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
IV
вида
(для
детей
с
нарушением
зрения).
Программы
детского
сада.
Коррекционная
работа
в
детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И.
-
Дружинина
Л.А.
Занятия
по
развитию
- рельефные изображения
плоскостных
геометрических фигур
(круг, овал, треугольник,
трапеция, ромб)
- объемные геометрические
тела (шар, куб, цилиндр,
конус, параллелепипед,
призма)
- геометрические фигуры разной
величины
- объемные геометрические тела
разной величины
-палочки Кюизенера
-рамки-вкладыши Монтессори
-логические блоки Дьенеша
-игровые наборы «Дары Фрёбеля»
- матрешки
-«Играем с цветом»
- «Цветное
лото»
-«Подбери чашки к
блюдцам»
-«Оденем куклу на
прогулку»
-«Поймай бабочку»
-«Составь букет»
зрительного
восприятия
у
дошкольников
с
нарушениями зрения.
-
Плаксина
Л.И.
Развитие
зрительного
восприятия у детей с нарушением зрения в
процессе обучения математике.
-
Р е м е з о в а
Л . А .
Ф о р м и р о в а н и е
г е о м е т р и ч е с к и х
п р е д с т а в л е н и й
у
дошкольников с нарушением зрения.
-
Ремезова
Л.А.
Формирование
у
детей
с
нарушением
зрения
представлений
о
величине и измерении величин.
-Ремезова Л.А. Формирование представлений
о
цвете
у
дошкольников
с
нарушением
зрения.
-
Плаксина
Л.И.
Развитие
зрительного
во сприятия
в
процессе
п р ед м е тн о го
рисования у детей с нарушением зрения.
- Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое
планирование
по
программе
под
ред.
Л.И.
Плаксиной.
-Чевычелова
Е.А.
Зрительная
гимнастика
для детей 2-7 лет.
-Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.
-Ремезова
Л.А.
Развитие
осязательного
восприятия у детей дошкольного возраста с
нарушением зрения.
-силуэты геометрических
фигур разного цвета и
размера
-объемные
-геометрические тела
разного цвета и размера
-набор карточек с
изображением
геометрических фигур
-набор карточек с
изображением
плоскостных фигур из
цветного картона.
-строительные материалы
разного размера (большие,
средние, маленькие)
- конструктор «Лего»
разного размера.
-пирамидки
-цветные ленты (длинные, короткие,
широкие,
узкие)
- пуговицы разного размера
-куклы разного размера
-лупы
-линейки
-силуэты предметных изображений
по всем темам
(большие, средние, маленькие)
-емкости для измерения жидкости;
- цветные силуэты геометрических
фигур разного размера
-цветные объемные геометрические
тела
-цветные флажки
-набор цветных фломастеров
-набор цветных маркеров
-раскраски по всем темам: овощи,
фрукты, домашние животные, дикие
животные, игрушки, посуда, мебель,
одежда, обувь, птицы, транспорт,
растения.
-«Найди отличие»
-«Найди такой же»
-«Выбери только
круги»
-«Сложи узор»
-«Разложи силуэты
по величине»
-«Сложи квадрат»
-«Цвета и оттенки»
- «Найди похожую
фигуру»
-«Цветное лото»
-«Разноцветные
узоры»
-«Части и целое»
-«Парные
картинки»
-«Найди домик»
-«Предмет-контур-
силуэт»
-«Разрезные
картинки»
-«Подбери цвета».