Напоминание

"Развитие зрительного восприятия".


Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Развитие зрительного восприятия".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кристаллик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Развитие зрительного восприятия»

(ОО « Познавательное развитие»)

Составитель:

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Файнштейн Оксана Михайловна

г. Салехард

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ

№9

«Кристаллик»,

Адаптированной

образовательной

программы

дошкольного

образования

для

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) МБДОУ №9 «Кристаллик».

Программа конкретизирует

содержание

раздела «Развитие зрительного восприятия» (ОО «Познавательное развитие») и даёт

распределение периодов ООД по часам с учётом направлений зрительного восприятия.

Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и разработана с учётом

особенностей их развития.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии

обучения, воспитания и развития воспитанников средствами зрительного восприятия.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть Основной образовательной программы ОУ, а так же отражает элементы

ее вариативной части, содействует сохранению единого образовательного пространства.

В программе задачи развития осязания и мелкой моторики не выделены в отдельные разделы, а включаются во все коррекционные

занятия тифлопедагога.

Программа составлена с учётом

методических

рекомендаций

Плаксина Л.И. «Развитие зрительного восприятия у детей с

нарушением зрения», Дружинина Л.А. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

,

Плаксина Л.И. «Развитие

зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике».

Цель

Развитие зрительного восприятия.

Задачи

-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину.

-Расширять знания о сенсорных эталонах и закреплять представления о системе сенсорных эталонов.

-Развивать умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования (соотнесения,

локализации).

- Совершенствовать умения пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов.

- Развивать навыки выполнения сенсорных операций, которые являются частью обследовательских перцептивных

действий.

-Расширять представления о свойствах и качествах предметов реального мира.

Содержание направлений ООД « Развитие зрительного восприятия» с учётом возрастных этапов развития

Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).

Возраст

Направление

деятельности

Содержание

3-4 года

Цвет

-Обучение навыкам различения, называнияи соотнесения основных

цветов (красный, желтый, зеленый,

синий, коричневый, черный).

-Формирование навыка соотнесения эталонов цвета с цветом реальных предметов, группирования по цвету

(выбрать из 2-3х цветов).

-Развитие

способности

находить

предметы

определенного

цвета

в

окружающем

мире

группироватьоднородные по признаку цвета.

Форма

-Обучение различению и называнию форм геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

- Формирование навыка соотнесения эталонов формы и формы предметного изображения (выбор из 3х

фигур).

-Формирование навыка соотнесения форм плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар,

куб, конус); нахождения предметов, геометрических фигур определенной формы в окружающем мире.

Величина

-Обучение навыкам различения, выделения и сравнения величины предметов (большой - маленький).

- Формирование навыка соотнесения предметов по величине (выбирать 2 одинаковых по величине предмета

из 2-3-х); зрительного сравнения величины предметов, путем наложения, приложения.

-Обучение навыкамсериации по величине (распределение предметов в порядке убывания величины, 3-4

величины с большим разностным порогом).

-Развитие способности находить предметы, геометрические фигуры определенной величины в окружающем

мире.

В о с п р и я т и е

и

воспроизведение

сложной формы

-Обучение навыкаманализирования и конструирования образца из геометрических форм 2-3 детали.

- Развитие способности составлять целое из частей предметное изображение(2-3х частей) разрезанное по

вертикали или горизонтали.

Восприятие

сюжетных

изображений

-Обучение

навыкам

соотнесения

изображения

на

картинке

с

реальным

объектом

по

силуэтному

или

контурному изображению.

-Развитие

способности

различать,

называть

и

сравнивать

предметы

с

изображением

на

картинке,

последовательно выделять основные признаки.

4-5 лет

Цвет

-Развитие способности различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой,

фиолетовый (коричневый, черный).

-Формированиенавыкагруппированияоднородных предметов по признаку цвета.

- Развитие способности находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире.

Форма

-Обучение навыкам различения и называния форм геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник, овал).

-Развитие

способности соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и

объемных геометрических тел (шар, куб, конус).

-Формирование навыка использования эталонов формы (геометрические фигуры) при выделении основной

формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.

Величина

-Обучение навыкам выделения, соотнесения и словесного обозначения величины предметов: большой -

меньший, маленький - высокий, ниже - низенький, толстый - тоненький и т. д..

-Развитие способностиназывать, сличать величину предметов путем наложения, приложения.

В о с п р и я т и е

и

воспроизведение

сложной формы

-Развитие

способности

анализировать

и

конструировать

образец

из

геометрических

форм

3-4

детали

(узнавание и называние форм их расположение).

-Развитие способности составлять целое из частей предметного изображения - изображение из 3-4х частей,

разрезанных по вертикали или горизонтали.

Восприятие

сюжетных

изображений

-Развитие способности различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества

движения (быстро, медленно).

-Формирование

навыкапользования

при

рассматривании

оптическими

средствами

коррекции

(лупы,

бинокли).

-Формирование

навыкасличения

контурных,

силуэтных,

реальных

изображений

и

соотнесение

их

с

реальными предметами.

-Развитие навыка правильно, воспринимать картину по заданному плану.

5-6 лет

Цвет

-Развитие способности различать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.

-Развитие

способности узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире, находить

предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире.

-Совершенствование умениязрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками

цвета.

Форма

-Совершенствование

уменияразличать

и

называть

форму

геометрических

фигур

(круг,

квадрат,

овал,

треугольник, прямоугольник, ромб) в разных пространственных положениях.

-Развитие способности отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник,

ромб) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб, призма).

Величина

-Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах.

- Совершенствование навыков зрительно анализировать величины предметов, располагать (5-6) предметов

на фланелеграфе, на столе по убывающей, возрастающей величине.

-Совершенствование навыков выделять и словесно обозначать величину реальных предметов. Упражнять

глазомер.

В о с п р и я т и е

и

воспроизведение

сложной формы

-Обучение навыкаманализа сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы

для анализа строения формы предметов.

-Формирование умений использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

Восприятие

сюжетных

изображений

-Расширение

умения

создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме,

рисунку с использованием ф/г и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.

-Развитие

умения описывать предметы и находить их по описанию, находить по части предмета целый,

составлять из частей целое.

-Развитие

способности видеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные

ближе – дальше.

-Развитие

способностипонимать

заслоненность

одного

предмета

другим

при

изображении

и

в

действительности.

6-7 лет

Цвет

- Развитие навыка называть основные цвета и оттенки (по насыщенности, светлоте).

-Развитие

способностиориентироваться

на

цвет,

как

постоянный

признак

предметов

и

явлений

окружающегося мира.

-Совершенствование уменияправильно использовать эталоны цвета при описании классификации группы

предметов.

-Развитие способности создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

- Формирование навыка различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов.

Форма

-

Совершенствование

навыка

различать

и

называть

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

овал,

треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в разных пространственных положениях.

-Совершенствование

навыка

отличать

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

овал,

прямоугольник,

треугольник) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб, призма).

Величина

-Совершенствование

уменийзрительно

анализировать

ширину,

длину,

высоту

предметов,

устанавливать

взаимосвязи между предметами по величине.

-Совершенствование умений отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (7-8), располагать

на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине.

-Совершенствование

умений

проводить

замеры

с

помощью

условных

мер,

сличать

размеры

разных

предметов.

- Развитие

уменийзамечать величину реальных предметов, называть в процессе наблюдения: близкие и

дальние, высокие и низкие, широкие и узкие объекты.

В о с п р и я т и е

и

воспроизведение

сложной формы

- Формирование

навыкаанализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных

эталонов формы для анализа строения формы предметов.

- Совершенствование умений использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

-Развитие

умений

создавать

из

геометрических

фигур

узоры,

предметные

изображения,

сложные

геометрические фигуры.

Восприятие

сюжетных

изображений

-Совершенствование

уменийпользоваться

оптическими

средствами

(лупами,

биноклями)

при

рассматривании предметов.

-Совершенствование умений сличения контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с

реальными предметами.

-Развитие уменийсоставлять и дополнять из частей целый предмет: сюжетное изображение.

-Совершенствование уменийвидеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные

ближе - дальше.

-Совершенствование

умений

понимать

заслоненность

одного

предмета

другим

при

изображении

и

в

действительности.

Целевые ориентиры

В соответствии с ФГОС ДОПрограмма предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде

целевых ориентиров. Целевые ориентиры

рассматриваются как социально-нормативные возраст ные

характеристики

возможных

достижений ребёнка.

Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.

Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:

не подлежат непосредственной оценке;

не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Критерии

уровней

освоения

дошкольником

рабочей

программы

носят

условный

характер

и

могут

быть

использованы

как

профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной

связи от собственных педагогических действий и планирования

дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.

Возрастная группа

Целевые ориентиры

2

младшая

группа

-Различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный).

-Соотносит по цвету и оттенку основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный).

-Соотносит сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов, группирует по цвету (выбрать из 2-3х цветов).

-Находить предметы определенного цвета в окружающем мире группирует предметы однородные по признаку цвета.

-Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал).

- Соотносит эталоны формы и формы предметного изображения (выбор из 3х фигур).

-Соотносит форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.).

-Умеет находить предметы, геометрические фигуры определенной формы в окружающем мире.

-Различает, выделяет и сравнивает величину предметов (большой -маленький).

- Соотносит предметы по величине (выбирать два одинаковых повеличине предмета из 2-3-х).

-Зрительно сравнивает величину предметов, путемналожения, приложения; находит большие и маленькие предметы

(игрушки,мебель, одежда и т.д.).

-Сериация по величине (распределение предметов в порядкеубывания величины, 3-4 величины с большим разностным

порогом).

-Находит предметы, геометрические фигуры определенной величины в окружающем мире.

-Анализирует

и

конструируетобразец

из

геометрических

форм

2-3

детали

(узнавание

и

называние

форм

ихрасположение).

-Составляет целое из частей предметного изображения - изображение из 2-3х частей, разрезанных по вертикали или

горизонтали.

-Соотносит изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению.

- Находит реальный предмет по цветному, силуэтному, контурному изображению.

-Различает, называет и сравнивает предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные

признаки.

Средняя группа

-Знает основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый,

черный).

-Группирует предметы однородные по признаку цвета.

-Находит предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире.

-Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

-Соотносит форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар,

куб, конус).

-Использует эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных

предметов в окружающей обстановке.

-Анализирует

и

конструирует

образец

из

геометрических

форм

3-4детали

(узнавание

и

называние

форм

ихрасположение).

- Составляет целое из частей предметного изображения – изображение из 3-4х частей, разрезанных по вертикали или

горизонтали.

-Выделяет, соотносит и словесно обозначает величину предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже -

низенький, толстый - тоненький и т. д..

- Называет, сличает величину предметов путем наложения, приложения.

-Различает движущиеся предметы, понимает, называет словом скоростные качества движения (быстро, медленно).

-Пользуется при рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли).

-Сличает контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносит их с реальными предметами.

-Правильно, воспринимает картину по заданному плану.

Старшая группа

-Отличает основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.

-Узнает цвет реальных предметов в животном и растительном мире, находит предметы заданного цвета, оттенка в

окружающем мире.

- Зрительно различает и называет группы предметов с однородными признаками цвета.

-Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) в разных

пространственных положениях.

-Отличает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) и объемные тела(шар,

эллипсоид, конус, куб, призма).

-Узнает и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах.

-Зрительно

анализирует

величины

предметов,

располагает

(5-6)

предметов

на

ф/г,

на

столе

по

убывающей,

возрастающей величине.

-Выделяет и словесно обозначает величину реальных предметов.

-Развит глазомер.

-Анализирует сложные формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения

формы предметов.

-Использует лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

-Создает цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и

вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.

-Описываетпредметы и находить их по описанию, находит по части предмета целый, составляет из частей целое.

-Видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные ближе – дальше.

- Понимает заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности.

Подготовительная

группа

-Называет основные цвета и оттенки (по насыщенности, светлоте).

-Ориентируется на цвет, как постоянный признак предметов и явлений окружающегося мира.

- Использует эталоны цвета при описании классификации группы предметов.

-Создает узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

-Различает цвет движущегося объекта и нескольких объектов.

-Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция,

пятиугольник) в разных пространственных положениях.

-Отличает геометрические фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела (шар, эллипсоид,

конус, куб, призма).

-Зрительно

анализируетширину,

длину,

высоту

предметов,

устанавливает

взаимосвязи

между

предметами

по

величине.

-Отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине (7-8), располагает на фланелеграфе, столе предметы по

убывающей, возрастающей величине.

-Проводить замеры с помощью условных мер, сличает размеры разных предметов.

-Замечает величину реальных предметов, называет в процессе наблюдения: близкие и дальние, высокие и низкие,

широкие и узкие объекты.

-Анализирует сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения

формы предметов.

-Использует лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

- Создает из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры.

-Пользуется оптическими средствами (лупами, биноклями) при рассматривании предметов.

-Сличает контурные, силуэтные, реальные изображения.

-Составляет и дополняет из частей целый предмет: сюжетное изображение.

-Видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные ближе – дальше.

-Понимает заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности.

Уровень освоения воспитанниками раздела «Развитие зрительного восприятия» определяется по критериям.

Указанные в таблицах

критерии

лежат

в

основе

разграничения

возможностей

воспитанников

и

являются

условными

ориентирами

при

построении

образовательного процесса.

Уровни

Критерии 2 младшая группа (3-4 года)

Высокий уровень

Различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и черный. Различает и называет

цвета

окружающих

предметов

и

предметных

изображений.

Соотносит

игрушки

с

цветными

и

силуэтны ми

изображениями. Различает и называет плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и объемные

геометрические тела (куб, шар). Соотносит форму предметов ближайшего окружения с геометрическими эталонами.

Различает,

выделяет

и

сравнивает

величину

(большой

-

маленький)

предметов

ближайшего

окружения.

Узнает

и

правильно называет изображения предметов, простейшие одноплановые сюжетные изображения.

Средний уровень

Допускает ошибки приразличении и назывании основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и

черный. Различает и называет цвета окружающих предметов и предметных изображений с помощью педагога. Соотносит

игрушки с цветными и силуэтными изображениями.Испытывает затрудненияпри различении и назывании плоскостных

геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и объемных геометрических телах (куб, шар).Допускает ошибки

присоотнесении

формы

предметов

ближайшего

окружения

с

геометрическими

эталонами.

Различает,

выделяет

и

сравнивает величину (большой - маленький) предметов ближайшего окружения с ошибками. Узнает и

правильно

называет изображения предметов, простейшие одноплановые сюжетные изображения.

Низкий уровень

Не различает и не называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и черный.Испытывает

затруднения

при различении и назывании цвета окружающих предметов и предметных изображений. Не соотносит

игрушки с цветными и силуэтными изображениями. Не различает и называет плоскостные геометрические фигуры (круг,

квадрат,

треугольник)

и

объемные

геометрические

тела

(куб,

шар).

Не

соотносит

форму

предметов

ближайшего

окружения с геометрическими эталонами. Не различает, не выделяет и не сравнивает величину (большой - маленький)

предметов

ближайшего

окружения. Испытывает

затруднения

при узнавании

и

назывании

изображений

предметов,

простейшиходноплановых сюжетных изображений.

Уровни

Критерии средняя группа (4-5лет)

Высокий уровень

Самостоятельно различает основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), а также коричневый, черный

и

белый.

Находит

и

называет

цвета

окружающих

предметов

и

предметных

изображений.

Соотносит

предметы

с

цветными, силуэтными и контурными изображениями. Различает и называет плоскостные геомет рические фигуры (круг,

квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр). Находит предметы

заданной

формы

в

окружающей

обстановке

и

в

изображениях.

Соотносит

форму

предметов

с

геометрическими

эталонами. Находит и обозначает в речи предметы заданной величины. Воспринимает одноплановые и двухплановые

сюжетные изображения.

Средний уровень

Различает основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), а также коричневый, черный и белый при

помощи педагога. Находит и называет цвета окружающих предметов и предметных изображений с ошибками. Соотносит

предметы с цветными, силуэтными и контурными изображениями. Испытывает затруднения приразличении и назывании

плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел

(шар, куб, цилиндр).Допускает ошибки принахождении предметов заданной формы в окружающей обстановке и в

изображениях. Соотносит форму предметов с геометрическими эталонами с помощью педагога.Испытывает затруднения

принахождении и обозначении в речи предметов заданной величины. Сопоставляет предметы по величине с ошибками.

Испытывает затруднения привосприятии одноплановых и двухплановыхсюжетныех изображений.

Низкий уровень

Не различает основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), а также коричневый, черный и белый. Не

находит и называет цвета окружающих предметов и предметных изображений.Испытывает затруднения присоотнесении

предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями. Не различает и не называет плоскостные геомет-

рические

фигуры

(круг,

квадрат,

треугольник,

овал,

прямоугольник)

и

объемные

геометрические

тела

(шар,

куб,

цилиндр). Не находит предметы заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях.Испытывает затруднения

присоотнесении формы предметов с геометрическими эталонами. Не находит и не обозначает в речи предметы заданной

величины. Не воспринимает одноплановые и двухплановые сюжетные изображения.

Уровни

Критерии старшая группа (5-6 лет)

Высокий уровень

Различает и называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, черный и белый цвета. Называет цвета

предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире. Соотносит предметы с цветными, силуэт-

ными

и

контурными

изображениями.

Различает

и

называет

плоскостные

геометрические

фигуры

и

объемные

геометрические тела. Находит предметы заданной формы в окружающей обстановке. Соотносит форму предметов с

геометрическими эталонами. Определяет и обозначает в речи величину окружающих предметов. Сопоставляет предметы

по

величине.

Воспринимает

сюжетные

изображения:

а)

изображение

-

с

3-плановой

перспективой;

б)

понимает

заслоненность одного предмета другим.

Средний уровень

Различает и называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, чер ный и белый цвета. Допускает

ошибки приназывании цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и раститель ном мире. Соотносит

предметы с цветными, силуэтными и контурными изображениями.Испытывает затруднения приразличении и назывании

плоскостные

геометрические

фигуры

и

объемных

геометрических

тел.

Находит

предметы

заданной

формы

в

окружающей

обстановке

с

ошибками.

Соотносит

форму

предметов

с

геометри ческими

эталонами

при

помощи

педагога.Допускает ошибки при определении и обозначении в речи величины окружающих предметов. Сопоставляет

предметы по величине с ошибками. Испытывает затрудненияпри восприятии сюжетных изображений с 3-плановой

перспективой. Понимает заслоненность одного предмета другим.

Низкий уровень

Не различает и не называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, черный и белый цвета. Не

называет цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире. Испытывает затруднения

при соотнесении предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями. Не различает и не называет

плоскостные

геометрические

фигуры

и

объемные

геометрические

тела.

Не

находит

предметы

заданной

формы

в

окружающей обстановке. Испытывает затруднения при соотнесении формы предметов с геометрическими эталонами. Не

определяет и обозначает в речи величину окружающих предметов. Сопоставляет предметы по величине с ошибками. Не

воспринимает сюжетные изображения с 3-плановой перспективой. Не понимает заслоненность одного предмета другим.

Уровни

Критерии подготовительная группа (6-7 лет)

Высокий уровень

Различает и называет все цветов спектра иих оттенки, коричневый, серый, черный ибелый цвета. Находит предметы

заданного

цвета

в

окружающей

обстановке.

Соотносит

предметы

с

цветными,

силуэтными

и

контурными

изображениями. Различает и называет плоскостные геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Находит

предметы заданной формы в окружающей обстановке. Соотносит форму предметов с геометрическими эталонами.

Определяет

и

называет

величину

окружающих

предметов.

Сопоставляет

предметы

по

величине.

Воспринимает

сюжетные многоплановые изображения.

Средний уровень

Различает и называет все цветов спектра иих оттенки, коричневый, серый, черный ибелый цвета.

Допускает ошибки

принахождении предметов заданного цвета в окружающей обстановке. Соотносит предметы с цветными, силуэтными и

контурными изображениями.Испытывает затруднения приразличении и назывании плоскостных геометрических фигур

и объемных геометрических тел. Находит предметы заданной формы в окружающей обстановке с ошибками. Соотносит

форму предметов с геометрическими эталонами при помощи педагога. Допускает ошибки приопределениии назывании

величины

окружающих

предметов.

Сопоставляет

предметы

по

величине

с

ошибками.

Воспринимает

сюжетные

многоплановые изображения.

Низкий уровень

Испытывает затруднения при назывании цветов спектра иих оттенков, коричневый, серый, черный ибелый. Не находит

самостоятельно предметы заданного цвета в окружающей обстановке. Допускает ошибки присоотнесении предметов с

цветными, силуэтными и контурными изображениями. Не различает и не называет самостоятельно плоскостные геомет-

рические фигуры и объемные геометрические тела. Не находит предметы заданной формы в окружающей обстановке. Не

соотносит форму предметов с геометрическими эталонами. Испытывает затруднения при определении и назывании

величины окружающих предметов. Сопоставляет предметы по величине с помощью педагога. Испытывает затруднения

привосприятии сюжетных многоплановых изображений.

Общее количество часов организованной образовательной деятельности

в ОО «Познавательное развитие» ООД «Развитие зрительного восприятия»

Название группы

Длительность

одного

периода ООД

Количество периодов

ООД в неделю

Кол-во периодов

ООД в месяц

Кол-во периодов

ООД в год

Группа младшего возраста

(дети от 3 до 4 лет)

*первый год обучения

15

1

4

36

Группа среднего возраста

(дети от 4 до 5 лет)

*второй 2год обучения

20

1

4

36

Группа старшего дошкольного возраста

(дети от 5 до 6 лет)

* третий год обучения

25

1

4

36

Группа подготовительного возраста

(дети от 6 до 7 лет)

*четвёртый год обучения

30

1

4

36

Младшая группа (1год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Цвет

5

2

Форма

6

3

Величина

8

4

Восприятие и воспроизведение сложной формы

4

5

Восприятие сюжетных изображений

9

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Средняя группа (2 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Цвет

6

2

Форма

7

3

Величина

5

4

Восприятие и воспроизведение сложной формы

4

5

Восприятие сюжетных изображений

10

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Старшая группа (3 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Цвет

9

2

Форма

5

3

Величина

8

4

Восприятие и воспроизведение сложной формы

4

5

Восприятие сюжетных изображений

6

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Подготовительная группа (4 год обучения)

№ п/п

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Цвет

10

2

Форма

5

3

Величина

8

4

Восприятие и воспроизведение сложной формы

3

5

Восприятие сюжетных изображений

5

Итого: всего 36 периодов организованной образовательной деятельности, из них 4периода

тифлопедагогический мониторинг

32

Перспективный тематический план коррекционной работы

учителя–дефектолога (тифлопедагога)

Время проведения

Лексические темы

Сентябрь

1-2 неделя

ООД (диагностическая)

3 неделя

Осень

4 неделя

Овощи

5неделя

Фрукты

Октябрь

1 неделя

Домашние животные и птицы

2 неделя

Животные Севера

3 неделя

Дикие животные и птицы

4 неделя

Животные жарких стран

Ноябрь

1 неделя

Россия – мой дом

2 неделя

Девочки и мальчики (Части тела)

3 неделя

Мой дом

4 неделя

Моя семья

Декабрь

1 неделя

Посуда

2 неделя

Продукты питания (мои любимые глазки)

3 неделя

Зима

4 неделя

Новый год

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Народные игры и забавы

3 неделя

Мебель

4 неделя

Зимние забавы

Февраль

1 неделя

Транспорт

2 неделя

Профессии.

3 неделя

Инструменты

4 неделя

Наша армия

Март

1 неделя

Мамин праздник

2 неделя

Одежда

3 неделя

Обувь

4 неделя

Рыбы

Апрель

1 неделя

Птицы

2 неделя

Космос

3 неделя

Электроприборы

4 неделя

Весна

Май

1 неделя

День Победы

2 неделя

Цветы

3-4 неделя

ООД (диагностическая)

Учебный план реализации ОО «Познавательное развитие» ООД «Развитие зрительного восприятия»

в младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе для детей с нарушением зрения

Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»

в младшей комбинированной группе для детейс нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

1 год обучения (2 младшая группа)

Содержание раздела конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/30

2

2

3

3

Цвет.Обучение навыкам различения, называния и соотнесения основных

цветов

(красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), л/т «Осень».

1/15

4

4

Форма.Обучение

различению

и

называнию

форм

геометрических

фигур

(круг,

квадрат, треугольник), л/т «Овощи».

1/15

5

5

Величина.

Обучение

навыкам

различения,

выделения

и

сравнения

величины

предметов (большой - маленький), л/т «Фрукты».

1/15

октябрь

1

6

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализированияи

конструирования

образца

из

геометрических

форм

2-3

детали,

л/т

«Домашние

животные».

1/15

2

7

Восприятие сюжетных изображений. Обучение навыкам соотнесения изображения на

картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению,

л/т

«Животные Севера».

1/15

3

8

Цвет. Обучение навыкам различения, называния и соотнесения основных

цветов

(красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), л/т «Дикие животные».

1/15

4

9

Форма.

Обучение

различению

и

называнию

форм

геометрических

фигур

(круг,

квадрат, треугольник), л/т «Животные жарких стран».

1/15

ноябрь

1

10

Величина.

Обучение

навыкам

различения,

выделения

и

сравнения

величины

предметов (большой - маленький), л/т «Россия – мой дом».

1/15

2

11

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализирования

и конструирования образца из геометрических форм 2-3 детали, л/т «Девочки и

мальчики (Части тела)».

1/15

3

12

Восприятие сюжетных изображений. Обучение навыкам соотнесения изображения на

картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению,

л/т

«Мой дом».

1/15

4

13

Цвет.

Формирование

навыка

соотнесения

эталонов

цвета

с

цветом

реальных

предметов, группирования по цвету (выбрать из 2-3х цветов), л/т «Моя семья».

1/15

декабрь

1

14

Форма.Формирование навыка соотнесения эталонов формы и формы предметного

изображения (выбор из 3х фигур), л/т «Посуда».

1/15

2

15

Величина. Формирование навыка соотнесения предметов по величине (выбирать 2

одинаковых

по

величине

предмета

из

2-3-х);

зрительного

сравнения

величины

предметов, путем наложения, приложения, л/т «Продукты питания».

1/15

3

16

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Развитие способности составлять

целое из частей предметное изображение (2-3х частей) разрезанное по вертикали или

горизонтали, л/т «Зима».

1/15

4

17

Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения находить реальный предмет

по цветному, силуэтному, контурному изображению, л/т «Новый год».

1/15

январь

2

18

Цвет. Развитие способности находить предметы определенного цвета в окружающем

мире группировать однородные по признаку цвета, л/т «Народные игры и забавы».

1/15

3

19

Форма.Формирование навыка соотнесения эталонов формы и формы предметного

изображения (выбор из 3х фигур), л/т «Мебель».

1/15

4

20

Величина. Формирование навыка соотнесения предметов по величине (выбирать 2

одинаковых

по

величине

предмета

из

2-3-х);

зрительного

сравнения

величины

предметов, путем наложения, приложения, л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/15

февраль

1

21

Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения находить реальный предмет по

цветному, силуэтному, контурному изображению, л/т «Транспорт».

1/15

2

22

Форма.Формирование

навыка

соотнесения

форм

плоскостных

изображений

и

объемных

геометрических

тел

(шар,

куб,

конус);

нахождения

предметов,

геометрических фигур определенной формы в окружающем мире, л/т «Профессии».

1/15

3

23

Величина. Обучение навыкам сериации по величине (распределение предметов в

порядке убывания величины, 3-4 величины с большим разностным порогом), л/т

1/15

«Инструменты».

4

24

Восприятие сюжетных изображений. Развитие способности различать, называть и

сравнивать

предметы

с

изображением

на

картинке,

последовательно

выделять

основные признаки,л/т «Наша армия».

1/15

март

1

25

Цвет. Развитие способности находить предметы определенного цвета в окружающем

мире группировать однородные по признаку цвета, л/т «Мамин праздник».

1/15

2

26

Форма.Формирование

навыка

соотнесения

форм

плоскостных

изображений

и

объемных

геометрических

тел

(шар,

куб,

конус);

нахождения

предметов,

геометрических фигур определенной формы в окружающем мире, л/т «Одежда».

1/15

3

27

Величина. Обучение навыкам сериации по величине (распределение предметов в

порядке убывания величины, 3-4 величины с большим разностным порогом),

л/т

«Обувь».

1/15

4

28

Восприятие и воспроизведение сложной формы.Развитие способности составлять

целое из частей предметное изображение(2-3х частей) разрезанное по вертикали или

горизонтали, л/т «Рыбы».

1/15

апрель

1

29

Восприятие сюжетных изображений. Развитие способности различать, называть и

сравнивать

предметы

с

изображением

на

картинке,

последовательно

выделять

основные признаки, л/т «Птицы».

1/15

2

30

Величина.

Развитие

способности

находить

предметы,

геометрические

фигуры

определенной величины в окружающем мире, л/т «Космос».

1/15

3

31

Величина.

Развитие

способности

находить

предметы,

геометрические

фигуры

определенной величины в окружающем мире, л/т «Электроприборы».

1/15

4

32

Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения видеть движущиеся объекты,

выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки

и т. п., л/т «Весна».

1/15

май

1

33

Восприятие сюжетных изображений. Развитие умения видеть движущиеся объекты,

выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки

и т. п., л/т «День Победы»

1/15

2

34

Восприятие

сюжетных

изображений.

Развитие

умения

выполнять

двигательные

упражнения на цветовые, световые сигналы, л/т «Цветы».

1/15

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного

восприятия».

2/30

4

36

Итого

15 часов (540 мин.)

Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»

в средней комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

2 год обучения (средняя группа)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/40

2

2

3

3

Цвет. Развитие способности различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый,

зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный), л/т «Осень».

1/20

4

4

Форма. Обучение навыкам различения и называния форм геометрических фигур

(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), л/т «Овощи».

1/20

5

5

Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению

величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,

толстый - тоненький и т. д., л/т «Фрукты».

1/20

октябрь

1

6

Восприятие

и

воспроизведение

сложной

формы.

Развитие

способности

анализировать

и

конструировать

образец

из

геометрических

форм

3-4

детали

(узнавание и называние форм их расположение), л/т «Домашние животные».

1/20

2

7

Восприятие

сюжетных

изображений.

Формирование

навыкасличения

контурных,

силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами, л/т

«Животные Севера».

1/20

3

8

Цвет. Развитие способности различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый,

зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный),л/т «Дикие животные».

1/20

4

9

Форма. Обучение навыкам различения и называния форм геометрических фигур

(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), л/т «Животные жарких стран».

1/20

ноябрь

1

10

Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению

величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,

толстый - тоненький и т. д., л/т «Россия – мой дом».

1/20

2

11

Восприятие

и

воспроизведение

сложной

формы.

Развитие

способности

анализировать

и

конструировать

образец

из

геометрических

форм

3-4

детали

(узнавание и называние форм их расположение), л/т «Девочки и мальчики (Части

тела)».

1/20

3

12

Восприятие

сюжетных

изображений.

Формирование

навыкасличения

контурных,

силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами, л/т

«Мой дом».

1/20

4

13

Цвет. Формирование

навыка

группирования

однородных

предметов

по

признаку

цвета, л/т «Моя семья».

1/20

декабрь

1

14

Форма.

Развитие

способности соотносить форму геометрических фигур с формой

плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус),

л/т

«Посуда».

1/20

2

15

Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению

величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,

толстый - тоненький и т. д., л/т «Продукты питания».

1/20

3

16

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Развитие способности составлять

целое из частей предметного изображения - изображение из 3-4х частей, разрезанных

по вертикали или горизонтали, л/т «Зима».

1/20

4

17

Восприятие

сюжетных

изображений.

Развитие

умения

различать

движущиеся

предметы,

понимать,

называть

словом

скоростные

качества

движения

(быстро,

медленно), л/т «Новый год».

1/20

январь

2

18

Цвет. Формирование

навыка

группирования

однородных

предметов

по

признаку

цвета, л/т «Народные игры и забавы».

1/20

3

19

Форма.

Развитие

способности соотносить форму геометрических фигур с формой

плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус),

л/т

«Мебель».

1/20

4

20

Величина. Обучение навыкам выделению, соотнесению и словесному обозначению

величины предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький,

толстый - тоненький и т. д., л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/20

февраль

1

21

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Развитие способности составлять

целое из частей предметного изображения - изображение из 3-4х частей, разрезанных

по вертикали или горизонтали, л/т «Транспорт».

1/20

2

22

Восприятие

сюжетных

изображений.

Развитие

умения

различать

движущиеся

предметы,

понимать,

называть

словом

скоростные

качества

движения

(быстро,

медленно), л/т «Профессии».

1/20

3

23

Цвет.

Развитие

способности находить

предметы

заданного

цвета,

оттенка

в

окружающем мире, л/т «Инструменты».

1/20

4

24

Форма.

Развитие

способности соотносить форму геометрических фигур с формой

плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус),

л/т

«Наша армия».

1/20

март

1

25

Величина.

Развитие

способностиназывать,

сличать

величину

предметов

путем

наложения, приложения, л/т «Мамин праздник».

1/20

2

26

Восприятие

сюжетных

изображений.

Формирование

навыка пользования

при

рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли), л/т «Одежда».

1/20

3

27

Цвет.

Развитие

способности находить

предметы

заданного

цвета,

оттенка

в

окружающем мире, л/т «Обувь».

1/20

4

28

Форма.

Формирование

навыка использования

эталонов

формы

(геометрические

фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в

окружающей обстановке, л/т «Рыбы».

1/20

апрель

1

29

Восприятие

сюжетных

изображений.

Формирование

навыка пользования

при

рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли), л/т «Птицы».

1/20

2

30

Форма.

Формирование

навыка использования

эталонов

формы

(геометрические

фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в

окружающей обстановке, л/т «Космос».

1/20

3

31

Восприятие сюжетных изображений. Обучение навыкам правильно, воспринимать

картину по заданному плану, л/т «Электроприборы».

1/20

4

32

Восприятие

сюжетных

изображений.

Формирование

навыка пользования

при

рассматривании оптических средств коррекции (лупы, бинокли), л/т «Весна».

1/20

май

1

33

Восприятие

сюжетных

изображений.

Обучение

навыкамправильно

воспринимать

картину по заданному плану, л/т «День Победы».

1/20

2

34

Восприятие

сюжетных

изображений.

Обучение

навыкам правильно воспринимать

картину по заданному плану, л/т «Цветы».

1/20

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного

восприятия».

2/40

4

36

Итого

15 часов (720 мин.)

Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»

в старшей комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

3 год обучения (старшая группа)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/50

2

2

3

3

Цвет.

Развитие

способности различать

основные

оттенки

цвета,

насыщенность,

контрастность цветов, светлоту, л/т «Осень».

1/25

4

4

Форма. Совершенствование

уменияразличать и называть форму геометрических

фигур

(круг,

квадрат,

овал,

треугольник,

прямоугольник,

ромб)

в

разных

пространственных положениях, л/т «Овощи».

1/25

5

5

Величина. Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину,

высоту в предметах, л/т «Фрукты».

1/25

октябрь

1

6

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной

формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа

строения формы предметов, л/т «Домашние животные».

1/25

2

7

Восприятие сюжетных изображений. Формирование умений использовать лекала,

трафареты для изображения и дорисовывания предметов, л/т «Животные Севера».

1/25

3

8

Цвет.

Развитие

способности различать

основные

оттенки

цвета,

насыщенность,

контрастность цветов, светлоту, л/т «Дикие животные».

1/25

4

9

Форма. Совершенствование

уменияразличать и называть форму геометрических

фигур

(круг,

квадрат,

овал,

треугольник,

прямоугольник,

ромб)

в

разных

пространственных положениях, л/т «Животные жарких стран».

1/25

ноябрь

1

10

Величина. Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину,

высоту в предметах, л/т «Россия – мой дом».

1/25

2

11

Восприятие сюжетных изображений.

Формирование умений использовать лекала,

трафареты для изображения и дорисовывания предметов, л/т «Девочки и мальчики

(Части тела)».

1/25

3

12

Цвет.

Развитие

способности различать

основные

оттенки

цвета,

насыщенность,

контрастность цветов, светлоту, л/т «Мой дом».

1/25

4

13

Форма. Совершенствование

уменияразличать и называть форму геометрических

фигур

(круг,

квадрат,

овал,

треугольник,

прямоугольник,

ромб)

в

разных

пространственных положениях, л/т «Моя семья».

1/25

декабрь

1

14

Величина. Развитие способности узнавать и словесно обозначать ширину, длину,

высоту в предметах, л/т «Посуда».

1/25

2

15

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной

формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа

строения формы предметов,л/т «Продукты питания».

1/25

3

16

Восприятие сюжетных изображений. Расширение умения

создавать цветные панно,

картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и

вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений, л /т «Зима».

1/25

4

17

Цвет.

Развитие

способности различать

основные

оттенки

цвета,

насыщенность,

контрастность цветов, светлоту, л/т «Новый год».

1/25

январь

2

18

Форма. Развитие способности отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал,

прямоугольник, треугольник, ромб) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб,

призма), л/т «Народные игры и забавы».

1/25

3

19

Величина.

Совершенствование

навыка

зрительно

анализировать

величины

предметов,

располагать

(5-6)

предметов

на

ф/г,

на

столе

по

убывающей,

возрастающей величине, л/т Мебель».

1/25

4

20

Восприятие

сюжетных

изображений.

Развитие

умения описывать

предметы

и

находить их по описанию, находить по части предмета целый, составлять из частей

целое, л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/25

февраль

1

21

Цвет.

Развитие

способности узнавать

цвет

реальных

предметов

в

животном

и

растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем

мире, л/т «Транспорт».

1/25

2

22

Цвет.

Развитие

способности узнавать

цвет

реальных

предметов

в

животном

и

растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире,

л/т «Профессии».

1/25

3

23

Величина.

Совершенствование

навыков

зрительно

анализировать

величины

предметов,

располагать

(5-6)

предметов

на

ф/г,

на

столе

по

убывающей,

возрастающей величине, л/т «Инструменты».

1/25

4

24

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной

формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа

строения формы предметов, л/т «Наша армия».

1/25

март

1

25

Восприятие

сюжетных

изображений.

Развитие

способности видеть расположение

предметов

на

картине,

называть

предметы,

расположенные

ближе

-

дальше, л/т

«Мамин праздник».

1/25

2

26

Цвет.

Развитие

способности узнавать

цвет

реальных

предметов

в

животном

и

растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем

мире, л/т «Одежда».

1/25

3

27

Форма. Развитие способности отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал,

прямоугольник, треугольник, ромб) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб,

призма), л/т «Обувь».

1/25

4

28

Величина.

Совершенствование

навыков

зрительно

анализировать

величины

предметов,

располагать

(5-6)

предметов

на

ф/г,

на

столе

по

убывающей,

возрастающей величине, л/т «Рыбы».

1/25

апрель

1

29

Восприятие и воспроизведение сложной формы. Обучение навыкам анализа сложной

формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа

строения формы предметов, л/т «Птицы».

1/25

2

30

Восприятие сюжетных изображений. Развитие способностипонимать заслоненность

одного предмета другим при изображении и в действительности, л/т «Космос».

1/25

3

31

Цвет.

Развитие

способности узнавать

цвет

реальных

предметов

в

животном

и

растительном мире, находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире,

л/т «Электроприборы».

1/25

4

32

Величина. Совершенствование навыков выделять и словесно обозначать величину

реальных предметов, л/т «Весна».

1/25

май

1

33

Цвет. Совершенствование умениязрительно различать и называть группы предметов

с однородными признаками цвета, л/т «День Победы».

1/25

2

34

Величина. Совершенствование навыков выделять и словесно обозначать величину

реальных предметов, л/т «Цветы».

1/25

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного

восприятия».

2/50

4

36

Итого

15 часов (900мин.)

Примерный учебно-тематический план по ООД «Развитие зрительного восприятия» ОО «Познавательное развитие»

в старшей комбинированной группе для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)

1 период организованной образовательной деятельности в неделю,

всего 36 периодов организованной образовательной деятельности в год (15 часов)

4 год обучения (подготовительная группа)

Месяц

Недели

Тема периода организованной образовательной деятельности

Кол-во /длительность

(мин)

сентябрь

1

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2/60

2

2

3

3

Цвет.

Развитие

навыка называть

основные

цвета

и

оттенки

(по

насыщенности,

светлоте), л/т «Осень».

1/30

4

4

Форма. Совершенствование навыка

различать и называть геометрические фигуры

(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в

разных пространственных положениях, л/т «Овощи».

1/30

5

5

Величина.

Совершенствование

уменийзрительно

анализировать

ширину,

длину,

высоту предметов, устанавливать взаимосвязи между предметами по величине ,

л/т

«Фрукты».

1/30

октябрь

1

6

Восприятие

сюжетных

изображений.

Совершенствование

умений

использовать

лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов,

л/т «Домашние

животные».

1/30

2

7

Цвет.

Развитие

навыка называть

основные

цвета

и

оттенки

(по

насыщенности,

светлоте), л/т «Животные Севера».

1/30

3

8

Форма. Совершенствование уменийразличать и называть геометрические фигуры

(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в

разных пространственных положениях, л/т «Дикие животные».

1/30

4

9

Величина.

Совершенствование

уменийзрительно

анализировать

ширину,

длину,

высоту предметов, устанавливать взаимосвязи между предметами по величине, л/т

«Животные жарких стран».

1/30

ноябрь

1

10

Цвет.

Развитие

способностиориентироваться

на

цвет,

как

постоянный

признак

предметов и явлений окружающегося мира, л/т «Россия – мой дом».

1/30

2

11

Форма. Совершенствование уменийразличать и называть геометрические фигуры

(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в

разных пространственных положениях, л/т «Девочки и мальчики (Части тела)».

1/30

3

12

Величина.

Развитие

умений

отбирать

предметы

по

убывающей

и

возрастающей

величине

(7-8),

располагать

на

столе

предметы

по

убывающей,

возрастающей

величине, л/т «Мой дом».

1/30

4

13

Восприятие

сюжетных

изображений.

Совершенствование

умений

сличения

контурных,

силуэтных,

реальных

изображений

и

соотносить

их

с

реальными

предметами,л/т «Моя семья».

1/30

декабрь

1

14

Цвет.

Совершенствование

умения правильно

использовать

эталоны

цвета

при

описании классификации группы предметов, л/т «Посуда».

1/30

2

15

Форма. Совершенствование навыка

отличать геометрические фигуры (круг, квадрат,

овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела (шар, эллипсоид, конус, куб,

призма), л/т «Продукты питания».

1/30

3

16

Величина. Развивать умение отбирать предметы по убывающей и возрастающей

величине

(7-8),

располагать

на

ф/гпо

убывающей,

возрастающей

величине ,

л

«Зима».

1/30

4

17

Восприятие

сюжетных

изображений.

Совершенствование

умений пользоваться

оптическими средствами (лупами) при рассматривании предметов, л/т «Новый год».

1/30

январь

2

18

В о с п р и я т и е

и

в о с п р о и з в е д е н и е

с л ож н о й

ф о р м ы .

Ф о р м и р о в а н и е

навыкаанализирования

сложной

формы

предметов

с

помощью

вписывания

сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов, л/т «Народные

игры и забавы».

1/30

3

19

Цвет.

Развитие

навыка называть

основные

цвета

и

оттенки

(по

насыщенности,

светлоте), л/т «Мебель».

1/30

4

20

Форма. Совершенствование уменияотличать геометрические фигуры (круг, квадрат,

овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела (шар, эллипсоид, конус, куб,

призма), л/т «Зимние забавы. Спорт».

1/30

февраль

1

21

Величина. Совершенствование умений проводить замеры с помощью условных мер,

сличать размеры разных предметов, л/т «Транспорт».

1/30

2

22

В о с п р и я т и е

и

в о с п р о и з в е д е н и е

с л ож н о й

ф о р м ы .

Ф о р м и р о в а н и е

навыкаанализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных

эталонов формы для анализа строения формы предметов, л/т «Профессии».

1/30

3

23

Восприятие

сюжетных

изображений.

Совершенствование

умений

сличения

контурных,

силуэтных,

реальных

изображений

и

соотносить

их

с

реальными

предметами, л/т «Инструменты».

1/30

4

24

Цвет.

Совершенствование

умения правильно

использовать

эталоны

цвета

при

описании классификации группы предметов, л/т «Наша армия».

1/30

март

1

25

Величина. Совершенствование умений проводить замеры с помощью условных мер,

сличать размеры разных предметов, л/т «Мамин праздник».

1/30

2

26

Восприятие

и

воспроизведение

сложной

формы.

Развитие

умений

создавать

из

геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические

фигуры, л/т «Одежда».

1/30

3

27

Цвет.

Развитие способности создавать узоры, цветные композиции на магнитной

доске из мозаики, л/т «Обувь».

1/30

4

28

Цвет.

Развитие

способности создавать узоры, цветные композиции на магнитной

доске из мозаик, л/т «Рыбы».

1/30

апрель

1

29

Восприятие

сюжетных

изображений.Совершенствование

умений видеть

расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные ближе –

дальше, л/т «Птицы».

1/30

2

30

Величина. Развитие

умений замечать величину реальных предметов, называть в

процессе

наблюдения:

близкие

и

дальние,

высокие

и

низкие,

широкие

и

узкие

объекты, л/т «Космос».

1/30

3

31

Восприятие

сюжетных

изображений.Совершенствование

умений

понимать

заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности, л/т

«Электроприборы».

1/30

4

32

Цвет. Развитие способности создавать узоры, цветные композиции из мозаики, л/т

«Весна».

1/30

май

1

33

Величина.

Развитие

умений замечать величину реальных предметов, называть в

процессе

наблюдения:

близкие

и

дальние,

высокие

и

низкие,

широкие

и

узкие

объекты, л/т «День Победы».

1/30

2

34

Цвет.

Формирование

навыка

различать цвет движущегося объекта и нескольких

объектов, л/т «Цветы».

1/30

3

35

Тифлопедагогический мониторинг.

Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие зрительного

восприятия».

2/60

4

36

Итого

15 часов (1.080 мин.)

Применяемые технологии в процессе ООД «Развитие зрительного восприятия»

1.

Информационно-коммуникативные

2.

Здоровьесберегающие технологии (Базарный В.Ф.)

3.

Технология сотрудничества

4.

Технология проектирования

5.

Интерактивные технологии

Название / Автор

Программное

обеспечение

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И.

Литература

- Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.

-Подколзина Е. НРазвитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике.

- Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения:

- Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине

и измерении величин.

- Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения.

- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения.

- Чевычелова Е.А.Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной.

-Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.

Презентации

-«Электронные зрительные гимнастики»

-«Найди лишнее»

- «Зашумленные картинки»

-«Знакомимся с цветом»

-«Найди контур предмета»

-«Найди недостающую деталь»

-«Геометрические фигуры»

-«Инструменты и орудия труда»

-«Овощи»

-«Фрукты»

-«Дикие и домашние животные»

Дидактические игры

и пособия.

-Окружающий мир: «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Инструменты», «Домашние птицы», «Транспорт»,

«Насекомые», «Дикие животные», «Времена года», «Мебель», «Наш дом» и т. д.

-Плакат «Гимнастика для глаз»

-«Что перепутал художник?»

-Тело человека (части тела)

-«Назови, одним словом»

-«Чей силуэт»

-«Игра в цвета»

-«Парные коврики»

-«Подбери по цвету и по форме»

-«Узнай меня»

-«Дополни картинку»

-«Предметы и контуры»

-«Свойства предметов»

-«Логические таблицы»

-«Четвертый лишний»

-«Чудесный мешочек»

- Пособие «Цвет и оттенки».

-«Цвет».

-«Играем с цветом».

-«Радуга».

- «Разноцветные поляны».

-«Разложи по цвету и оттенку».

- Матрешки.

-Палочки Кюизенера

-Рамки-вкладыши Монтессори

-Логические блоки Дьенеша

-Игровые наборы «Дары Фрёбеля»

-«Учимся считать».

-«Учимся измерять».

- «Весы».

- «Измеряем объем жидкости».

-Пособия с изображением геометрических фигур с рельефным контуром.

- Наборы геометрических фигур разных размеров.

-Трафареты геометрических фигур.

-Объемные тела (кубы, шары, конусы, пирамиды, параллелепипеды (кирпичики) и т. д.).

- Наборы для составления ритмической последовательности.

Игры,

способствующие

развитию

подвижности глаз,

повышению

остроты зрения,

развитию

бинокулярного и

стереоскопического

зрения.

-«Тренажеры для зрительной гимнастики» разных размеров и по лексическим темам

-«Лабиринт»

-«Бусы»

- «Цифры по порядку»

-«Собери картинку»

-«Кольцеброс»

-«Что нарисовано?»

- «Попади в цель»

-«Прокати шар в ворота»

-«Бильярд»

-«Набрось кольцо»

Тифлопедагогические

приборы для занятий

-Интерактивные музыкальные коврик «День, ночь», «Транспорт» и т. д.

-Подставка «Сигма»

-Прибор «Светлячок»

-Прибор «Графика»

-«Говорящее зеркало»

Картотека

- «Зрительная гимнастика»

-«Пальчиковая гимнастика»

- «Физминутки»

-«Зашумленные изображения» по возрастам и лексическим темам

-«Дорисуй картинку» по лексическим темам

-«Лабиринты» по возрастам и лексическим темам

-«Силуэты и контуры» по лексическим темам

-«Рисуем по точкам» по лексическим темам

-«Штриховка»» по лексическим темам

Направлени

е развития

Методические пособия

Наглядно – дидактический

материал

Атрибуты и раздаточные

материалы

Настольно-

печатные игры

Развитие

зрительного

восприятия

- Программа «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А.

Васильевой.

-Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

IV

вида

(для

детей

с

нарушением

зрения).

Программы

детского

сада.

Коррекционная

работа

в

детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И.

-

Дружинина

Л.А.

Занятия

по

развитию

- рельефные изображения

плоскостных

геометрических фигур

(круг, овал, треугольник,

трапеция, ромб)

- объемные геометрические

тела (шар, куб, цилиндр,

конус, параллелепипед,

призма)

- геометрические фигуры разной

величины

- объемные геометрические тела

разной величины

-палочки Кюизенера

-рамки-вкладыши Монтессори

-логические блоки Дьенеша

-игровые наборы «Дары Фрёбеля»

- матрешки

-«Играем с цветом»

- «Цветное

лото»

-«Подбери чашки к

блюдцам»

-«Оденем куклу на

прогулку»

-«Поймай бабочку»

-«Составь букет»

зрительного

восприятия

у

дошкольников

с

нарушениями зрения.

-

Плаксина

Л.И.

Развитие

зрительного

восприятия у детей с нарушением зрения в

процессе обучения математике.

-

Р е м е з о в а

Л . А .

Ф о р м и р о в а н и е

г е о м е т р и ч е с к и х

п р е д с т а в л е н и й

у

дошкольников с нарушением зрения.

-

Ремезова

Л.А.

Формирование

у

детей

с

нарушением

зрения

представлений

о

величине и измерении величин.

-Ремезова Л.А. Формирование представлений

о

цвете

у

дошкольников

с

нарушением

зрения.

-

Плаксина

Л.И.

Развитие

зрительного

во сприятия

в

процессе

п р ед м е тн о го

рисования у детей с нарушением зрения.

- Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое

планирование

по

программе

под

ред.

Л.И.

Плаксиной.

-Чевычелова

Е.А.

Зрительная

гимнастика

для детей 2-7 лет.

-Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.

-Ремезова

Л.А.

Развитие

осязательного

восприятия у детей дошкольного возраста с

нарушением зрения.

-силуэты геометрических

фигур разного цвета и

размера

-объемные

-геометрические тела

разного цвета и размера

-набор карточек с

изображением

геометрических фигур

-набор карточек с

изображением

плоскостных фигур из

цветного картона.

-строительные материалы

разного размера (большие,

средние, маленькие)

- конструктор «Лего»

разного размера.

-пирамидки

-цветные ленты (длинные, короткие,

широкие,

узкие)

- пуговицы разного размера

-куклы разного размера

-лупы

-линейки

-силуэты предметных изображений

по всем темам

(большие, средние, маленькие)

-емкости для измерения жидкости;

- цветные силуэты геометрических

фигур разного размера

-цветные объемные геометрические

тела

-цветные флажки

-набор цветных фломастеров

-набор цветных маркеров

-раскраски по всем темам: овощи,

фрукты, домашние животные, дикие

животные, игрушки, посуда, мебель,

одежда, обувь, птицы, транспорт,

растения.

-«Найди отличие»

-«Найди такой же»

-«Выбери только

круги»

-«Сложи узор»

-«Разложи силуэты

по величине»

-«Сложи квадрат»

-«Цвета и оттенки»

- «Найди похожую

фигуру»

-«Цветное лото»

-«Разноцветные

узоры»

-«Части и целое»

-«Парные

картинки»

-«Найди домик»

-«Предмет-контур-

силуэт»

-«Разрезные

картинки»

-«Подбери цвета».



В раздел образования