Автор: Строганова Лариса Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№5 г.Сергиева Посада"
Населённый пункт: г.Сергиев Посад, Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: « Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом».
Раздел: среднее образование
Урок
« Водород, его общая характеристика и нахождение в
природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры
безопасности при работе с водородом».
Цель урока
: конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на
примере изучения водорода, сформировать представления о способах получения и
собирания водорода в лаборатории.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
знать состав молекулы водорода и способ его получения реакцией
замещения, уметь характеризовать физические свойства водорода, получать водород и
собирать его методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие, проверять на чистоту,
соблюдать меры безопасности при работе с водородом.
Метапредметные:
развивать умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе,
находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь работать с текстом и
иллюстрациями учебника, структурировать материал ,выделять существенные признаки,
делать выводы, уметь переводить информацию из одной формы в другую.
Личностные:
формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к другому человеку, его мнению.
Оборудование:
периодическая система химических элементов, прибор для получения
газов, Zn, H
2
SO
4,
спиртовка, спички, пустая пробирка.
Сценарий урока:
I.
Мотивация и актуализация учебной деятельности.
А.
Беседа
по
вопросам:
1)
Назовите
известные
вам
газы.
2)
Какой
газ
самый
распространенный
в
земной
коре?
3) В виде чего существует любой элемент в природе?
4)
Назовите
эти
формы
существования
элемента
для
кислорода.
5) Рассмотрите диаграмму на стр.72, рис 24 и скажите , чему равна
массовая доля водорода в земной коре?
6) Водорода в земной коре содержится всего
1%, но мы его изучаем
вторым после кислорода. Почему?
II.Изучение нового материала.
Ф о р м у л и р о в а н и е
т е м ы
и
ц е л и
у р о к а .
Б. Характеристика водорода.
Задание №1. Пользуясь периодической системой химических элементов,
д а й т е
о б щ у ю
х а р а к т е р и с т и к у
в о д о р о д а
п о
п л а н у .
В. Нахождение в природе.
Задание №2. Пользуясь учебником (стр.93), расскажите о нахождении
водорода в природе.
Г. Получение водорода.
Задание №3.Предложите способы получения водорода в лаборатории.
2 H
2
O = 2H
2
+O
2
1 )
П р и
к а к и х
у с л о в и я х
п р о т е к а е т
д а н н а я
р е а к ц и я ?
2)
К
какому
типу
химических
реакций
относится
данная
реакция?
В лаборатории водород получают в аппарате Киппа или приборе для
получения газов.
По
учебнику
(стр.94,
рис.33
и
34)
ученики
совместно
с
учителем
разбирают устройство этих приборов.
Водород в лаборатории получают взаимодействием металлов средней
активности с некоторыми кислотами, например
соляной HCl , серной
H
2
SO
4
). Давайте разберем следующие уравнения:
Zn+2HCl=ZnCl
2
+H
2
Zn+H
2
SO
4
=ZnSO
4
+H
2
Могут ли данные реакции быть реакциями разложения, соединения?
Почему? Подобные реакции являются реакциями
замещения.
Учащиеся
записывают
в
тетрадь
определение
реакций
замещения.
Впервые
водород
получил
английский
химик
Генри
Кавендиш.
Давайте
с
вами
вспомним
способы
собирания
газов
в
лаборатории.
Какими способами мы можем собирать этот газ?
Водород-
это
взрывоопасный
газ,
прежде,
чем
с
ним
работать,
его
обязательно проверяют на чистоту.
Опыт. Получение водорода, собирание и проверка его на чистоту.
Мы с вами получили водород, собрали газ и проверили на чистоту, а
какие
физические
свойства
газа
вы
наблюдали?
Обучающиеся
перечисляют
свойства(бесцветный,
безвкусный,
самый
легкий,
плохо
растворим в воде).
III.Первичное закрепление.
Задание №4.Запишите 7 атомов водорода, семь молекул водорода, 7
катионов водорода, 7 анионов водорода, 7 молекул соляной кислоты.
Почему
водород
не
встречается
в
природе
в
свободном
виде?
Какие общие физические свойства водорода и кислорода вы можете
отметить? Почему в лаборатории , где получают водород помещение
проветривают?
Как проверяют водород на чистоту и для чего это
делают? Задание №5. Расставьте
коэффициенты
в
данных
уравнениях
и
определите
тип
химической
реакции.
Al
2
O
3
+HNO
3
Al(NO
3
)
3
+H
2
O; Fe(OH)
3
Fe
2
O
3
+H
2
O
Fe
2
O
3
+H
2
Fe+H
2
O; Al +I
2
AlI
3
Fe
3
O
4
+H
2
Fe+H
2
O
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.
V.Домашнее
задание
-
инструктаж
по
его
выполнению.(Изучить
параграф 28, выполнить
№№2,3 и тесты-стр.96, учебник Г.Е.Рудзитис,
Ф.Г.Фельдман Химия-8).