Напоминание

« Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом».


Автор: Строганова Лариса Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№5 г.Сергиева Посада"
Населённый пункт: г.Сергиев Посад, Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: « Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом».
Раздел: среднее образование





Назад




Урок

« Водород, его общая характеристика и нахождение в

природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры

безопасности при работе с водородом».

Цель урока

: конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на

примере изучения водорода, сформировать представления о способах получения и

собирания водорода в лаборатории.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

знать состав молекулы водорода и способ его получения реакцией

замещения, уметь характеризовать физические свойства водорода, получать водород и

собирать его методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие, проверять на чистоту,

соблюдать меры безопасности при работе с водородом.

Метапредметные:

развивать умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе,

находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов,

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь работать с текстом и

иллюстрациями учебника, структурировать материал ,выделять существенные признаки,

делать выводы, уметь переводить информацию из одной формы в другую.

Личностные:

формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение

к другому человеку, его мнению.

Оборудование:

периодическая система химических элементов, прибор для получения

газов, Zn, H

2

SO

4,

спиртовка, спички, пустая пробирка.

Сценарий урока:

I.

Мотивация и актуализация учебной деятельности.

А.

Беседа

по

вопросам:

1)

Назовите

известные

вам

газы.

2)

Какой

газ

самый

распространенный

в

земной

коре?

3) В виде чего существует любой элемент в природе?

4)

Назовите

эти

формы

существования

элемента

для

кислорода.

5) Рассмотрите диаграмму на стр.72, рис 24 и скажите , чему равна

массовая доля водорода в земной коре?

6) Водорода в земной коре содержится всего

1%, но мы его изучаем

вторым после кислорода. Почему?

II.Изучение нового материала.

Ф о р м у л и р о в а н и е

т е м ы

и

ц е л и

у р о к а .

Б. Характеристика водорода.

Задание №1. Пользуясь периодической системой химических элементов,

д а й т е

о б щ у ю

х а р а к т е р и с т и к у

в о д о р о д а

п о

п л а н у .

В. Нахождение в природе.

Задание №2. Пользуясь учебником (стр.93), расскажите о нахождении

водорода в природе.

Г. Получение водорода.

Задание №3.Предложите способы получения водорода в лаборатории.

2 H

2

O = 2H

2

+O

2

1 )

П р и

к а к и х

у с л о в и я х

п р о т е к а е т

д а н н а я

р е а к ц и я ?

2)

К

какому

типу

химических

реакций

относится

данная

реакция?

В лаборатории водород получают в аппарате Киппа или приборе для

получения газов.

По

учебнику

(стр.94,

рис.33

и

34)

ученики

совместно

с

учителем

разбирают устройство этих приборов.

Водород в лаборатории получают взаимодействием металлов средней

активности с некоторыми кислотами, например

соляной HCl , серной

H

2

SO

4

). Давайте разберем следующие уравнения:

Zn+2HCl=ZnCl

2

+H

2

Zn+H

2

SO

4

=ZnSO

4

+H

2

Могут ли данные реакции быть реакциями разложения, соединения?

Почему? Подобные реакции являются реакциями

замещения.

Учащиеся

записывают

в

тетрадь

определение

реакций

замещения.

Впервые

водород

получил

английский

химик

Генри

Кавендиш.

Давайте

с

вами

вспомним

способы

собирания

газов

в

лаборатории.

Какими способами мы можем собирать этот газ?

Водород-

это

взрывоопасный

газ,

прежде,

чем

с

ним

работать,

его

обязательно проверяют на чистоту.

Опыт. Получение водорода, собирание и проверка его на чистоту.

Мы с вами получили водород, собрали газ и проверили на чистоту, а

какие

физические

свойства

газа

вы

наблюдали?

Обучающиеся

перечисляют

свойства(бесцветный,

безвкусный,

самый

легкий,

плохо

растворим в воде).

III.Первичное закрепление.

Задание №4.Запишите 7 атомов водорода, семь молекул водорода, 7

катионов водорода, 7 анионов водорода, 7 молекул соляной кислоты.

Почему

водород

не

встречается

в

природе

в

свободном

виде?

Какие общие физические свойства водорода и кислорода вы можете

отметить? Почему в лаборатории , где получают водород помещение

проветривают?

Как проверяют водород на чистоту и для чего это

делают? Задание №5. Расставьте

коэффициенты

в

данных

уравнениях

и

определите

тип

химической

реакции.

Al

2

O

3

+HNO

3

Al(NO

3

)

3

+H

2

O; Fe(OH)

3

Fe

2

O

3

+H

2

O

Fe

2

O

3

+H

2

Fe+H

2

O; Al +I

2

AlI

3

Fe

3

O

4

+H

2

Fe+H

2

O

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.

V.Домашнее

задание

-

инструктаж

по

его

выполнению.(Изучить

параграф 28, выполнить

№№2,3 и тесты-стр.96, учебник Г.Е.Рудзитис,

Ф.Г.Фельдман Химия-8).



В раздел образования