Напоминание

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.


Автор: Вяткина Жанна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №326
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Методические рекомендации.
Тема: Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

Успехи в музыкальном развитии детей, тесно связаны с

работой воспитателя. Именно воспитатель является проводником музыки в

повседневную жизнь детского сада. Потому как они

непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их

пребывания в ДОУ.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального

руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет

воспитатель.

Воспитатель обязан:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь

репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального

руководителя на музыкальных занятиях.

2.Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых

песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике,

занятиях),

3.Содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в

творческих играх.

4.Развивать музыкальный слух, чувство ритма у детей.

5.Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в

записи.

6.Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в

случае отсутствия музыкального руководителя.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и

развиваться также вне них. Учитывая возраст детей, педагог определяет

формы включения музыки в режим дня.

Непосредственно с детьми в группе, воспитатель осуществляет групповую,

подгрупповую и индивидуальную работу.

В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности

ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им

материала; активизировать пассивных детей, расширить кругозор одаренных;

способствовать формированию музыкальных интересов.

Воспитатель должен позаботиться о создании условий для формирования и

проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь

необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна

содержать технические средства для слушания.

Индивидуальную работу по музыкальному воспитанию следует начинать со

средней группы. Именно к этому возрасту наиболее ярко видно, что дети

развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны.

Индивидуальная работа с детьми проводится с целью:

- коррекции;

- развития музыкальных способностей одаренных детей.

Занятия с целью коррекции, позволяют найти причину не усвоения

программных задач. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка —

излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы.

Занятия с целью дальнейшего углубленного развития одаренных детей,

позволяют усовершенствовать их музыкальные особенности, подняться на

следующую ступень развития.

Воспитатель может включать музыкальные произведения в любой режимный

момент, если предполагается работа с группой или подгруппой.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих

играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных

процедур, во время прогулки, перед сном. А так же включаться в такие

виды деятельности: изобразительная, физкультурная, по ознакомление с

природой и развитие речи.

Включение музыки в сюжетно-ролевую игру делает ее более эмоциональной,

интересной, привлекательной. Она является как бы иллюстрацией к

действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню,

празднуют новоселье, пляшут.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные

темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т. д.)

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной

жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства,

создает приподнятое настроение.

Хотелось бы обратить внимание на такой момент, как праздник. После

праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им

выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления,

связывая их с тематикой своих занятий. Он может предложить детям

нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с

персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке

полюбившиеся песни, игры, танцы.

Памятка воспитателю.

ЦЕЛЬ-ЗАДАЧА-

ВОПРОС

КОРРЕКТИРОВКИ

РЕЖИМНЫЙ

МОМЕНТ

ДЕЙСТВИЕ

Развитие тембрового

слуха

(тембр-окраска)

Любой.

Сбор на прогулку.

Назвать как можно

больше слов для

характеристики музыки.

«Какая музыка»

Развитие динамического

слуха.

(динамика-сила

звучания)

Любой.

Пропеть тихо или

громко.

«Принеси, стул»

«Возьми, карандаш»

Игра на детских

музыкальных

инструментах.

Свободная

деятельность детей.

Уметь играть и знать

разные приемы игры на

инструментах.

Сюжетно-ролевая игра

«Концерт».

«Смотри, как я умею

играть на ложках»

Ребенок исполняет

партию на инструменте.

Развитие звуковысотного

слуха.

Физминутки.

1.Произнести низким

голосом-

« Как шагают

мальчики»

Мальчики- маршируют.

Произнести или

пропеть

«Как танцуют девочки»

Девочки выполняют.

2.Высоким голосом

пропеть-

«Ля-ля-ля»

Дети машут руками в

верху.

Низким голосом

пропеть-

«Ля»

Сюжетно-ролевая игра

«Дом» «Дочки-

матери»

Дети стучат кулачками

по коленям, пропевают

разными по высоте

голосами- « Кто

пришел?»

«Это я- Маша»

Развитие певческих

умений и навыков.

Специально

выделенное время- при

повторе и закреплении

песенного материала.

Педагог предлагает

вспомнить и исполнить

песенку. Поправляет

мелодию, артикуляцию,

подсказывает, где берут

дыхание.

Сбор на прогулку.

Педагог включает

музыкальное

произведение, которое

дети слушали на НОД.

Дыхательная гимнастика.

Физминутки.

Педагог координирует

силу звука и

длительность фразы.

« Шумит волна»

Дети протягивают звук

на выдохе. «Шшшш».

Релаксация.

Дети «дышат» под

музыку: быстро-

медленно-с паузой.

Танцевальные движения.

Любой:

- идут мыть руки.

-на прогулке.

-индивидуально.

-зарядка.

Педагог предлагает в

игровой форме-

1.Шагают солдаты

2.Летят самолеты

3.Кружение в парах-

4.Имитация движений

животных- «Зайка

прыгает».

Слушание музыки.

Любой.

Использование в

качестве фона.

Рисование.

Рисование настроения

музыки, образов.

Лепка.

Педагог предлагает

прослушать музыку и

угадать, кого мы будем

лепить сегодня.

Развитие речи.

Звуки природы.

Фон по темам недели.

ФЭМП. ФЦКМ.

Обучающие

музыкальные

программы (песенки

про цифры, буквы).

Утренний прием.

Сбор детей на улицу.

Позитивная музыка о

дружбе.

Подготовка ко сну.

Колыбельные.

Умывание.

Звуки воды.

Прием пищи.

Спокойная, добрая.

Релаксация (уголок для

гиперактивных детей)

Расслабляющая,

монотонная.

Развитие ритмического

слуха.

Любой.

Педагог предлагает

детям прохлопать,

протопать, прошлепать

ритм. ( разные виды, в

ускорением, с

замедлением)

Музыкальные игры.

Свободная

деятельность.

Прогулка.

Педагог сам организует

игру, либо предлагает

ребенку стать

организатором.



В раздел образования