Напоминание

"Сенсорное воспитание в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Голишникова Александра Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 75 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Сенсорное воспитание в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Первый источник знаний о мире - это ощущения. С помощью ощущений

ребёнок

познаёт

отдельные

признаки,

свойства

предметов,

которые

непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о

том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес и др.

Более

сложным

познавательным

процессом

является

восприятие,

обеспечивающее отражение многих признаков предмета, с которым ребёнок

непосредственно

соприкасается.

Ребёнок

в

жизни

сталкивается

с

многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек

и

предметов

домашнего

обихода.

Он

знакомиться

и

с

произведениями

искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со

всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И

конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или

иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без

грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным.

Ощущения

и

восприятие

поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного

детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание, которое во все

времена

было

и

остается

важным

и

необходимым

для

полноценного

воспитания

детей.

Сенсорное

развитие

ребёнка

это

развитие

его

восприятия

и

формирования

представлений

о

важнейших

свойствах

предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также

запахе

и

вкусе.

Значение

сенсорного

развития

в

младшем

дошкольном

возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен

для

совершенствования

деятельности

органов

чувств,

накопления

представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие является условием

успешного

овладения

любой

практической

деятельностью,

а

истоки

способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в

младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее

интенсивного

физического

и

психического

развития

детей.

Сенсорное

развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчётливо

воспринимать

предметы

их

разнообразные

свойства

и

отношения

(цвет,

форму, величину и т. п.). Психологические исследования показывают, что без

такого

обучения

восприятие

детей

долго

остается

поверхностным,

отрывочным

и

не

создаёт

необходимой

основы

для

общего

умственного

развития,

овладения

разными

видами

деятельности

(рисованием,

конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и

навыков.

В

каждом

возрасте

перед

сенсорным

воспитанием

стоят

свои

задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку

достаточного

богатства

и

разнообразия

внешних

впечатлений,

развития

внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период —

основной

вид

воспитания

вообще.

Обеспечивая

приток

всё

новых

впечатлений,

оно

становится

необходимым

не

только

для

развития

деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и

психического

развития

ребёнка.

На

втором-третьем

году

жизни

задача

сенсорного

воспитания

существенно

усложняется.

У

ребёнка

начинают

накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах

предметов.

Важно,

чтобы

эти

представления

были

до статочно

разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми

основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий,

фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как

круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет основное место в

сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми

сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки

цветовых тонов, геометрические фигуры, величины. На первом году жизни

ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипуляторной

и

предметной

деятельности.

В

дальнейшем

богатейшие

возможности

сенсорного

развития

таят

в

себе

такие

виды

деятельности,

как

игровая,

трудовая,

конструктивная,

изобразительная.

В

каждом

из

этих

видов

деятельности своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности — это

восприятие

и

различение

цвета,

оттенков,

формы,

величины,

пространственного расположения, пропорций; в трудовой деятельности —

восприятие

и

различение

особенностей

материалов,

их

пластичности,

фактуры и др.

В

развитии

чувственного

познания

велика

роль

речи.

Слово

взрослого

фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это

шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью,

его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый

признак,

видеть

его

в

других

предметах.

Введение

в

словарь

ребёнка

названий

разных

признаков

(кислый,

сладкий,

теплый,

холодный,

прозрачный,

красный,

блестящий,

матовый

и

др.)

помогает

развить

способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные

обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их

восприятию,

отчётливому

различению.

Значение

сенсорного

развития

состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка,

полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание,

развивает

наблюдательность,

является

основой

для

интеллектуального

развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны —

это

обобщённые

сенсорные

знания,

сенсорный

опыт,

накопленный

человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства

предметов

окружающего

мира

чрезвычайно

разнообразны.

В

ходе

исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые

наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины,

направлений,

геометрических

фигур,

цвета,

величины;

нормы

звукопроизношения, система звуков по высоте и др. В первые годы жизни у

детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины

первого

года

до

начала

третьего

года

формируются

так

называемые

сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные

свойства

предметов,

которые

имеют

существенное

значение

для

его

движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния

и

др.).

В

дошкольном

возрасте

ребёнок

пользуется

так

называемыми

предметными

эталонами:

образы

свойств

предметов

соотносит

с

определёнными

предметами

(оранжевый

цвет

называет

«как

морковка»,

зелёный

«как

травка»;

квадрат

определяет

через

форму

кармашка,

платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым

годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные

эталоны в деятельность ребёнка. В старшем дошкольном возрасте дети могут

соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами.

Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра:

красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их

оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для

слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная

шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и

свойств

предметов,

которые

ребёнок

должен

постичь

на

протяжении

дошкольного

детства.

В

сенсорном

воспитании

сложилось

традиционное

содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом,

фактурой,

тяжестью,

звучанием

предметов

окружающего

мира,

с

ориентированием

в

пространстве.

При

этом

ставится

задача

повышения

чувствительности

соответствующих

анализаторов

(развитие

тактильной,

зрительной,

обонятельной,

слуховой

чувствительности

и

др.),

которая

проявляется

в

различении

признаков

и

свойств.

Одновременно

ребёнок

учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-

тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тяжёлый, снизу-сверху, справа-

слева, далеко-близко).

Методика

сенсорного

воспитания

предусматривает

обучение

детей

обследованию

предметов,

формирование

представлений

о

сенсорных

эталонах.

Обучение

обследованию

проводится

как

специально

организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о

которых

важно

знать,

чтобы

успешно

справиться

с

предстоящей

деятельностью.

Один

и

тот

же

предмет

обследуется

по-разному

в

зависимости

от

целей

обследования

и

самих

обследуемых

качеств.

Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного

облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их

признаков

(форма,

величина,

цвет,

материал

и

др.);

пространственное

соотнесение

частей

друг

с

другом

(слева,

справа,

над,

верху

и

т.

п.);

вычленение

мелких

деталей,

установление

их

пространственного

расположения

по

отношению

к

основным

частям;

повторное

целостное

восприятие предмета. Обследование по такой схеме поможет детям овладеть

обобщёнными

способами

чувственного

познания,

которыми

они

смогут

пользоваться в самостоятельной деятельности. На протяжении дошкольного

детства

характер

сенсорного

познания

меняется:

от

манипуляции

с

предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе

зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания».

Педагог

должен

создавать

условия,

чтобы

дошкольники

применяли

полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например,

старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольных игр, при

этом определяют какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой

длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного

возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия,

это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные

из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков,

требуют

словесного

обозначения

этих

признаков

(«Чудесный

мешочек»,

«Чем похожи и не похожи» и прочие). В некоторых играх ребёнок учится

группировать

предметы

по

тому

или

иному

качеству

(кладёт

в

коробку

игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и

прочее), дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными

признаками,

выделяют

существенные

из

них.

В

результате

появляется

возможность

подвести

детей

к

обобщениям

на

основе

выделения

существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети

подводятся овладению сенсорными эталонами. Особая роль в сенсорном

воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения

вначале

осуществляется

чувственным

путём,

при

помощи

зрения,

слуха,

осязания, обоняния. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску

осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у

осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается

ярче,

если

воспитатель

предлагает

послушать

голоса

птиц,

шум

ветра,

шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени.

Чем

больше

органов

чувств

«задействовано»

в

познании,

тем

больше

признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а

следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких

представлений

возникают

мыслительные

процессы,

воображение,

формируются эстетические чувства. Успешность умственного, физического,

эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько

совершенно

ребёнок

слышит,

видит,

осязает

окружающее.

С

восприятия

предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие

формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на

основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому

нормальное

интеллектуальное

развитие

невозможно

без

опоры

на

полноценное восприятие.



В раздел образования