Автор: Голишникова Александра Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 75 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Сенсорное воспитание в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Первый источник знаний о мире - это ощущения. С помощью ощущений
ребёнок
познаёт
отдельные
признаки,
свойства
предметов,
которые
непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о
том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес и др.
Более
сложным
познавательным
процессом
является
восприятие,
обеспечивающее отражение многих признаков предмета, с которым ребёнок
непосредственно
соприкасается.
Ребёнок
в
жизни
сталкивается
с
многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек
и
предметов
домашнего
обихода.
Он
знакомиться
и
с
произведениями
искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со
всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И
конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или
иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без
грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко
оказывается
поверхностным,
неполноценным.
Ощущения
и
восприятие
поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного
детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание, которое во все
времена
было
и
остается
важным
и
необходимым
для
полноценного
воспитания
детей.
Сенсорное
развитие
ребёнка
—
это
развитие
его
восприятия
и
формирования
представлений
о
важнейших
свойствах
предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также
запахе
и
вкусе.
Значение
сенсорного
развития
в
младшем
дошкольном
возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств,
накопления
представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие является условием
успешного
овладения
любой
практической
деятельностью,
а
истоки
способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в
младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее
интенсивного
физического
и
психического
развития
детей.
Сенсорное
развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчётливо
воспринимать
предметы
их
разнообразные
свойства
и
отношения
(цвет,
форму, величину и т. п.). Психологические исследования показывают, что без
такого
обучения
восприятие
детей
долго
остается
поверхностным,
отрывочным
и
не
создаёт
необходимой
основы
для
общего
умственного
развития,
овладения
разными
видами
деятельности
(рисованием,
конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и
навыков.
В
каждом
возрасте
перед
сенсорным
воспитанием
стоят
свои
задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку
достаточного
богатства
и
разнообразия
внешних
впечатлений,
развития
внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период —
основной
вид
воспитания
вообще.
Обеспечивая
приток
всё
новых
впечатлений,
оно
становится
необходимым
не
только
для
развития
деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и
психического
развития
ребёнка.
На
втором-третьем
году
жизни
задача
сенсорного
воспитания
существенно
усложняется.
У
ребёнка
начинают
накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах
предметов.
Важно,
чтобы
эти
представления
были
до статочно
разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми
основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий,
фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как
круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет основное место в
сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми
сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки
цветовых тонов, геометрические фигуры, величины. На первом году жизни
ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипуляторной
и
предметной
деятельности.
В
дальнейшем
богатейшие
возможности
сенсорного
развития
таят
в
себе
такие
виды
деятельности,
как
игровая,
трудовая,
конструктивная,
изобразительная.
В
каждом
из
этих
видов
деятельности своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности — это
восприятие
и
различение
цвета,
оттенков,
формы,
величины,
пространственного расположения, пропорций; в трудовой деятельности —
восприятие
и
различение
особенностей
материалов,
их
пластичности,
фактуры и др.
В
развитии
чувственного
познания
велика
роль
речи.
Слово
взрослого
фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это
шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью,
его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый
признак,
видеть
его
в
других
предметах.
Введение
в
словарь
ребёнка
названий
разных
признаков
(кислый,
сладкий,
теплый,
холодный,
прозрачный,
красный,
блестящий,
матовый
и
др.)
помогает
развить
способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные
обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их
восприятию,
отчётливому
различению.
Значение
сенсорного
развития
состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка,
полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание,
развивает
наблюдательность,
является
основой
для
интеллектуального
развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны —
это
обобщённые
сенсорные
знания,
сенсорный
опыт,
накопленный
человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства
предметов
окружающего
мира
чрезвычайно
разнообразны.
В
ходе
исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые
наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины,
направлений,
геометрических
фигур,
цвета,
величины;
нормы
звукопроизношения, система звуков по высоте и др. В первые годы жизни у
детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины
первого
года
до
начала
третьего
года
формируются
так
называемые
сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные
свойства
предметов,
которые
имеют
существенное
значение
для
его
движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния
и
др.).
В
дошкольном
возрасте
ребёнок
пользуется
так
называемыми
предметными
эталонами:
образы
свойств
предметов
соотносит
с
определёнными
предметами
(оранжевый
цвет
называет
«как
морковка»,
зелёный
—
«как
травка»;
квадрат
определяет
через
форму
кармашка,
платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым
годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные
эталоны в деятельность ребёнка. В старшем дошкольном возрасте дети могут
соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами.
Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра:
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их
оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для
слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная
шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и
свойств
предметов,
которые
ребёнок
должен
постичь
на
протяжении
дошкольного
детства.
В
сенсорном
воспитании
сложилось
традиционное
содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом,
фактурой,
тяжестью,
звучанием
предметов
окружающего
мира,
с
ориентированием
в
пространстве.
При
этом
ставится
задача
повышения
чувствительности
соответствующих
анализаторов
(развитие
тактильной,
зрительной,
обонятельной,
слуховой
чувствительности
и
др.),
которая
проявляется
в
различении
признаков
и
свойств.
Одновременно
ребёнок
учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-
тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тяжёлый, снизу-сверху, справа-
слева, далеко-близко).
Методика
сенсорного
воспитания
предусматривает
обучение
детей
обследованию
предметов,
формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах.
Обучение
обследованию
проводится
как
специально
организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о
которых
важно
знать,
чтобы
успешно
справиться
с
предстоящей
деятельностью.
Один
и
тот
же
предмет
обследуется
по-разному
в
зависимости
от
целей
обследования
и
самих
обследуемых
качеств.
Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного
облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их
признаков
(форма,
величина,
цвет,
материал
и
др.);
пространственное
соотнесение
частей
друг
с
другом
(слева,
справа,
над,
верху
и
т.
п.);
вычленение
мелких
деталей,
установление
их
пространственного
расположения
по
отношению
к
основным
частям;
повторное
целостное
восприятие предмета. Обследование по такой схеме поможет детям овладеть
обобщёнными
способами
чувственного
познания,
которыми
они
смогут
пользоваться в самостоятельной деятельности. На протяжении дошкольного
детства
характер
сенсорного
познания
меняется:
от
манипуляции
с
предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе
зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания».
Педагог
должен
создавать
условия,
чтобы
дошкольники
применяли
полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например,
старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольных игр, при
этом определяют какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой
длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного
возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия,
это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные
из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.
Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков,
требуют
словесного
обозначения
этих
признаков
(«Чудесный
мешочек»,
«Чем похожи и не похожи» и прочие). В некоторых играх ребёнок учится
группировать
предметы
по
тому
или
иному
качеству
(кладёт
в
коробку
игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и
прочее), дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными
признаками,
выделяют
существенные
из
них.
В
результате
появляется
возможность
подвести
детей
к
обобщениям
на
основе
выделения
существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети
подводятся овладению сенсорными эталонами. Особая роль в сенсорном
воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения
вначале
осуществляется
чувственным
путём,
при
помощи
зрения,
слуха,
осязания, обоняния. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску
осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у
осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается
ярче,
если
воспитатель
предлагает
послушать
голоса
птиц,
шум
ветра,
шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени.
Чем
больше
органов
чувств
«задействовано»
в
познании,
тем
больше
признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а
следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких
представлений
возникают
мыслительные
процессы,
воображение,
формируются эстетические чувства. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько
совершенно
ребёнок
слышит,
видит,
осязает
окружающее.
С
восприятия
предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие
формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на
основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому
нормальное
интеллектуальное
развитие
невозможно
без
опоры
на
полноценное восприятие.