Напоминание

"Профилактика зрительных нарушений"


Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика зрительных нарушений"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Профилактика зрительных нарушений".
г. Салехард, ЯНАО МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» Учитель – дефектолог (тифлопедагог): Файнштейн Оксана Михайловна Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранять зрение. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это телевизор, компьютер, сотовый телефон, планшет и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна. Сохранить и улучшить зрение вам помогут профилактические и оздоровительные мероприятия. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о зрении и здоровье в целом. Важно, чтобы упражнения вызывали интерес у детей и сочетались с элементами занимательности. Обнаружить отклонения в развитии зрительной функции поможет обследование у офтальмолога. Чтобы развеять все сомнения, обязательно проходите
профилактическое обследование у офтальмолога
.
Основные признаки ухудшение общего самочувствия и зрительное

утомление у ребенка:
 покраснение глаз, слезливость;  избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;  снижение работоспособности глаз;  у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении;  чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок крутит головой;  держит книгу или игрушку слишком близко к глазам;  трет глаза в процессе чтения;  жалуется на головные боли и т. д.
Причины нарушения зрения у детей:
 плохое питание. Пища должна быть богата витаминами «А» и «Д», влияющими на зрение;  недостаток ультрафиолетовых лучей сказывается на зоркости детей;  простудные заболевания;  понижение или повышение температуры воздуха;  раздражение, волнение, снижение иммунитета, шум, ссоры, крики;  стрессовые ситуации. Всё эти факторы, сказываются на состоянии глаз и увеличивают возможность их заболеваний.

Для

профилактики

нарушений

зрения

у

детей

можно

рекомендовать соблюдение простых правил
: 
глазам

нужно

давать

отдых
, игру на компьютере, просмотр телевизора и чтение нужно прерывать через 20-40 минут в зависимости от состояния зрения;  не забывайте
о

правильном

освещении

рабочего

места
. Самым лучшим освещением для профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна. В вечернее время следует пользоваться искусственным м е с т н ы м освещением - настольной лампой с непрозрачным абажуром. Лампа располагается слева, если ребенок правша и справа, если ребенок левша.  следите
за осанкой ребенка
. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением; 
правильное чтение и письмо.
В процессе выполнения заданий, дети забывают о правильной позе: спина прямая, плечи опущены и расслаблены, расстояние от глаз до поверхности стола 35-40 см. Строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения.  для сохранения зрения абсолютно
необходим свежий воздух
, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться. Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. 
занятия

спортом
пойдут на пользу, помогут укрепить и вернуть остроту зрения, не касается это лишь игр, требующих пристального специального внимания (шашки, шахматы и т.п.). 
берегите глаза от травм и повреждений;
 для нормального зрения важно разнообразное
, полноценное, богатое

белками

и

витаминами

питание.
В детском меню обязательно должны быть мясо, рыба, яйца, сливочное масло, орехи и много простой воды;  не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел за столом с конструктором или кубиками;  и еще один важный момент: для тренировки зрения малышу
полезно

играть

с

яркими,

подвижными

игрушками
, которые вертятся, прыгают и катаются;  обращайте внимание на качество бумаги печатных изданий и тетрадей для детей: чем больше контрастность печатных элементов, тем меньше зрительная нагрузка;  регулярно проводите с ребенком
гимнастику для глаз
. Превратите это в ежедневную увлекательную игру.
Упражнения

для

глазодвигательных

мышц:
движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, от правого верхнего угла в левый нижний и от
левого верхнего в правый нижний, «рисование» глазами квадрата, круга, восьмерки по часовой стрелке и против.
Упражнения

для

снятия

напряжения:
частые м о р г а н и я , зажмуривания.
Упражнения на расслабление:
сесть, закрыть глаза, положить ладони обеих рук на лицо, закрывая область глаз таким образом, чтобы на глазные яблоки не было давления. Посидеть, расслабившись, в течение 2-5 минут. Маленьким детям можно просто предложить полежать с закрытыми глазами.
Упражнение

на

аккомодацию
(тренировка способности глаза одинаково хорошо видеть предметы, расположенные вблизи и вдали): наклейте на окно кружок из бумаги диаметром 3 см. Попросите ребенка посмотреть сначала на кружок (в течение 10 секунд), а затем перевести взгляд на какой-то предмет (дом, дерево), расположенный за окном на максимально удаленном расстоянии. Упражнения следует выполнять ежедневно, в 2-3 подхода, повторяя каждое по 5-10 раз. Комплексы упражнений нужно включать в пятиминутную разминку для глаз через каждые 30 минут зрительных нагрузок. Упражнение на расслабление обязательно включается в каждый комплекс. Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, педагогов но и от родителей.
Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны:
 формировать навык гигиенического ухода за глазами;  воспитать осознание важности зрения в процессе жизни;  формировать навык безопасного использования острых предметов, опасных жидкостей, аэрозолей, лазерных указок и т.д.;  формировать представления о рациональной организации зрительного труда;  формировать навык правильной посадки при зрительной работе;  формировать привычку выполнять упражнения, направленные на снятие зрительного утомления;  формировать навык правильного просмотра телепередач, навык правильной игры на компьютере.
«Храните,

как

зеницу

ока!».
Так говорят о самом дорогом. Это сравнение напоминает о том, что одной из самых больших ценностей в нашей жизни является зрение. Нужно беречь и саму «зеницу», то есть зрительный аппарат. Позаботьтесь о зрении своего ребенка. Подумайте о том, как защитить его глаза уже сегодня, чтобы завтра не оказалось поздно. Здоровье наших детей, в том числе и их зрение, зависит от нас, взрослых. От того, насколько внимательны мы будем, насколько своевременной будет наша помощь, зависит дальнейшая жизнь детей, их возможность учиться, приобрести профессию и быть счастливыми. Будьте здоровы, берегите зрение своих детей!!!


В раздел образования