Напоминание

"Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)."


Автор: Новосёлова Татьяна Алексеевна
Должность: логопед коррекционной школы 8 вида
Учебное заведение: ГБОУ школа №2 г. Йошкар–Олы
Населённый пункт: Город Йошкар–Ола, республика Марий Эл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)."
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование фонематического восприятия

(дифференциация фонем).

Нарушение дифференциации фонем у детей с ОВЗ проявляется в не усвоении

букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих

букв на письме. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на

соответствующий анализатор: зрительный, слуховой, речедвигательный.

Чаще всего замены букв при дисграфии обусловлены нечёткостью слухового

восприятия и слуховых представлений о звуках. При этом ведущим является

нарушение звуковой дифференциации. Поэтому работу необходимо начинать с

опоры на ощущения, полученные при произнесении звуков. Предварительная

работа по развитию данных ощущений подготавливает детей к

дифференциации фонем.

Необходимо учитывать, что данная работа должна проводиться в тесной

связи с развитием звуко-буквенного анализа и синтеза. Ребёнок должен чётко

представлять звуковую структуру слова,, место каждого звука в слове. Развитие

функции фонематического анализа приводит к развитию

звукопроизносительной дифференциации.

Чаще всего у умственно отсталых детей вызывают сложности в различении

свистящих и шипящих, аффрикат и входящих в их состав звуков(ц-с, ч-т, ч-щ),

твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Данную дифференциацию можно

проводить в следующей последовательности. Начинаем с уточнения

артикуляции звука с опорой на зрительное, тактильное, слуховое восприятие.

Слуховой образ звука может сравниваться с неречевым звуком. Далее звук

выделяется на фоне слога. Необходимо научить детей выделять звук на слух и в

произношении, различать слоги с данным звуком и без него. Можно попросить

детей хлопнуть в ладоши или поднять флажок, если услышишь данный звук.

Далее начинаем работу со словом. Предлагаем детям слова с данным звуком и

без него. Изучаемый звук необходимо сочетать с буквой. Необходимо

исключить механическую связь буквы и изолированного звука, что может

служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и

слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

Можно предложить детям поднять картинку на соответствующий звук,

подобрать нужную картинку, придумать слова с данным звуком, отобрать среди

картинок нужную.

Далее сопоставляем конкретные смешиваемые звуки в произношении.

Работу можно проводить также, как проводили работу над уточнением слуховой

и произносительной характеристики каждого звука. Наиболее сложной является

работа по дифференциации твёрдых и мягких звуков, неправильное их

обозначение на письме. Эти ошибки обусловлены неумением

дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки,

несформированность ориентировки на гласную в процессе чтения, так как

именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести —

твёрдый или мягкий. Для этого можно проводить слуховую и

произносительную дифференциацию твёрдых и мягких согласных в словах,

уточнить двузначность многих согласных, т. к. одна и та же буква предполагает

твердое и мягкое звучание в зависимости от последующей буквы. Показать, что

перед буквами е,ё,ю,я,и согласные мягкие. Читать слоги и слова с

ориентировкой на последующую букву. Показать, что мягкость согласных на

письме может обозначаться мягким знаком или гласными второго ряда.

Для обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака сначала

сравниваем слова с мягким знаком на конце, затем в середине слова. Данную

работу проводим с опорой на картинки. Далее сравниваем звучание двух

слов,определяем конечный звук в каждом слове. Затем обозначаем конечные

звуки буквами. Итогом этой работы является закрепление правила о том, что

мягкость согласного звука в конце слова обозначается мягким знаком. Даю

задание: поднять букву Ь на слова в которых его можно писать в конце.

Дописать конечные буквы, добавить слог к названиям картинки и записать

слова, найти ошибку, выделить в предложении похожие по звучанию слова,

добавить Ь в середину слова и т. д.

Обозначая мягкость согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и , сначала

сравниваем звучание похожих слов и слогов. В каждом слове выделяется

первый слог, определяется, твёрдый или мягкий согласный . Слоги можно

составить из букв разрезной азбуки. Твёрдые и мягкие согласные на доске

подчеркиваются цветным мелом, в тетрадях одной или двумя чертами .делается

вывод: гласные е,ё,ю,я, и обозначают мягкость впереди стоящего согласного

звука.

В.В Коноваленко, С.В Коноваленко предлагают упражнения на различение

твердых и мягких согласных, как нетрадиционные приемы коррекционной

логопедической работы с детьми.

* «Упражнение 1. Изолированные мягкие и твёрдые согласные различаются с

помощью жестов: твёрдый согласный обозначается ударом кулака о кулак,

мягкий — скользящими движениями ладони о ладонь. Взрослый произносит

согласный звук — дети изображают его соответствующим жестом. Постепенно

увеличивается темп и количество произносимых звуков(до 2,3,4,5 и более).

Упражнение 2. Изолированные мягкие и твёрдые согласные обозначаются не

жестами, а значками: твёрдый согласный — треугольником вершиной вверх,

мягкий — вершиной вниз. Взрослый произносит звуки, а дети записывают их в

тетрадях с помощью значков.

Упражнение 3. Различение твёрдых и мягких согласных в начале слова перед

гласными. Взрослый произносит слова, начинающиеся на твёрдые и мягкие

согласные перед гласными. Дети выделяют первый согласный в слове ,

определяют, твёрдый он или мягкий, изображают его соответствующим жестом

или значком в тетради.

Упражнение 4. По сравнению с предыдущим упражнением задание

усложняется: в произносимых взрослым словах надо не только выделить

первый согласный и определить, твёрдый он или мягкий , но и запомнить слова,

а затем «записать» их(каждое слово треугольник с вершиной вверх или вниз в

зависимости от твёрдости или мягкости первого согласно)».

Нарушения речи у детей с ОВЗ имеют сложную структуру.

Они

разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют

постоянной и системной работы. Симптоматика и механизмы речевых

расстройств определяются как диффузным недоразвитием мозга, так и

локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что

ещё больше усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование

мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,

обобщения. Тек, сравнивая сходные по произношению звуки, устанавливаем их

сходство и различие. В процессе дифференциации звуков проводится работа по

анализу звуковой структуры слова, по определению места звука в слове.

Сравниваются слова по их звуковой структуре, по наличию в них

отрабатываемых звуков. Широко используется сравнение графических схем,

нахождение в схемах одного или другого звуков.

Таким образом, точная диагностика, правильная коррекционная работа

способны сглаживать речевые дефекты, развивать речь в целом.

______________________________

*В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы

коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. Москва. Издательство

ГНОМ, 2013.

Список используемой литературы .

1.

Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно

отсталых школьников. Л., 1988.

2.

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-

олигофренов.М.,1970

3.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы

коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. М..2013.

4.

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи

младших школьников. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.

5.

Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов: пособие для логопеда М., ВЛАДОС, 2003.

6.

Додух Н.В.Письмо. Развитие речи. 1-4 класс. Конспекты занятий,

дифференцированные задания. Для учреждений VII и VIII вида. Учитель.

2017

7.

Лидия Зубарева: Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Практические

и тренировочные задания и упражнения. ФГОС. Учитель, 2017



В раздел образования