Автор: Баранова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: Г. Кемерово
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1
«Детский сад общеразвивающего вида»
Консультация для родителей
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатели : Баранова Ольга Владимировна
г. Кемерово 2018 год
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни.
Начиная познавать мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые
напрямую
или
косвенно
несут
угрозу
здоровью
и
даже
жизни.
Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного
поведения. Безопасность поведения на улице, в быту, общении с
людьми – все это составляющие общей культуры безопасности.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется
человеческая
личность,
и
закладываются
прочные
основы
опыта
жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребёнок ещё не может
самостоятельно
определить
всю
меру
опасности.
Поэтому
на
взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка.
Невозможно всё время водить детей за руку, удерживать возле
себя. Нужно прививать детям навыки
поведения в ситуациях,
чреватых
получением
травм,
воспитывать
привычку
правильно
пользоваться
предметами
быта,
учить
общаться
с
животными,
объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.
Формирование
безопасного
поведения
ребёнка
неизбежно
связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие
и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они
повторяют
слова:
«
не
трогай»,
«отойди»,
«нельзя».
Это
даёт
обратный результат. Невозможно растить детей оторванных от жизни
на данном этапе.
Умение вести себя в опасных для жизни ситуациях уменьшает
число опасностей, угрожающих жизни и здоровью детей, уменьшает
число причин страха.
Также очень важно формировать у детей чувства осторожности
и
недоверия
по
отношению
к
незнакомым
людям
на
улице,
к
бездомным животным.
В наше время резко возросла опасность похищения и насилия
детей.
Будьте
бдительны
и
расскажите
об
этой
опасности
своим
детям.
Необходимо обучать детей приёмам защитного поведения (крик,
призыв о помощи и т. п.)
Не следует ожидать, что ребёнок сам найдёт безопасное решение
в той или иной ситуации. Это решение ему нужно подсказать. Для
этого
очень
полезно
рассматривать
вместе
с
детьми
рисунки,
на
которых
изображены
опасные
ситуации,
вызывающие
у
них
эмоциональный
отклик,
сопереживание
и
делать
выводы
о
неправильном поведении
персонажей, можно разыграть сценку в
лицах на основе той или иной ситуации. Кроме того, необходимо
приучать
ребят
к
выполнению
элементарных
правил
культуры
поведения на улице, в транспорте, в помещении.
Родители должны сохранять за собой активную роль в обучении
и отработке на практике навыков безопасности. Семейная обстановка
способствует открытому общению, а значит, эффективному обучению
детей, выработке у них как осторожности, так и уверенности в себе.
Вот несколько советов, которые помогут минимизировать риск
попадания детей в опасные для их жизни и здоровья ситуаций:
1.Не оставляйте детей без присмотра на улице, в магазине, у
дороги
2.
Объясните
детям
опасность
общения
с
незнакомцами
на
улице, во дворе;
3.Чутко реагируйте на призыв детей о помощи;
4.Показывайте на
личном
примере
эталон
безопасного
поведения;
5.Не оставляйте дома на видных доступных местах опасные
предметы (ножи, спички, лекарства и т. п.);
6.Не
запугивайте
ребёнка,
а
наблюдайте
вместе
с
ним
и
обсуждайте ситуации на дороге, на улице, во дворе;
7.При
посещении
детского
сада,
не
оставляйте
детей
на
территории, доведите их до группы и передайте лично воспитателю.
Пожарная безопасность
Уважаемые родители! В целях вашей безопасности и безопасности
ваших детей как можно чаще беседуйте с детьми о том, как себя вести в
чрезвычайных
ситуациях.
Но
главное:
научите
детей
избегать
потенциальную опасность. Например, опасность ПОЖАРА. Не забывайте
повторять с детьми правила пожарной безопасности.
Вопросы,
на
которые
каждый
ребенок
должен
знать
правильный
ответ:
-
Что
нужно
делать,
если
возник
пожар
в
квартире? (позвонить
по
телефону
01
или
с
сотового
010,
112
и
сообщить
адрес
пожара,
свою
фамилию, что и где горит);
- Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя. Спички – одна из
причин пожара);
-
Чем
можно
тушить
пожар? (одеялом,
пальто,
водой,
песком,
огнетушителем);
-
Можно
ли
самостоятельно
пользоваться
розеткой? (нельзя.
Нужно
просить взрослых включить или выключить электроприборы);
- Назови номер пожарной службы? (01 или с сотового телефона 010, 112);
- Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не
терять самообладания);
- Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у
елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар);
- Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми
руками? (нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни);
ПДД
Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной
ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и
внимательным, осторожным и осмотрительным.
Памятка для родителей детей среднего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
Кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир,
регулировщик);
Элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия
тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный
переход);
Транспортные
средства
(автомобиль,
мотоцикл,
велосипед,
мопед,
трактор,
гужевая
повозка,
автобус,
трамвай,
троллейбус,
специальное
транспортное
средство);
Средства регулирования дорожного движения;
Основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с
жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
Пять мест, где разрешается ходить по дороге;
Шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
Правила движения пешеходов в установленных местах;
Правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
Без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
Обходить
любой
транспорт
надо
со
стороны
приближающихся
других
транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел
транспорт, и водитель транспорта видел пешехода;
Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения
на дороге:
Своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в
объёме, необходимом для усвоения;
Использовать
дорожную
обстановку
для
пояснения
необходимости
быть
внимательным и бдительным на дороге;
Объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя;
Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Берегите ребёнка!
Контакты с незнакомцами
При воспитании культуры безопасного поведения дошкольников
важно
говорить
об
опасности
контактов
с
незнакомыми
людьми.
Большинство детей видят опасными людей с неприятной внешностью
или неопрятно одетых.
При помощи анализа сказки («Волк и семеро козлят», «Красная
шапочка» и др.) можно подвести детей к мысли о том, что внешность
обманчива. Нужно быть осторожными
с незнакомыми людьми. Но
вместе с тем важно настроить детей на мысль, что нет плохих людей
и хороших, есть люди с плохими намерениями.
Следует
рассмотреть
и
обсудить
возможные
ситуации
насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку,
берет на руки, сажает в машину) и выработать с детьми тактику
поведения в подобных ситуациях. Дети должны
знать, что им надо
громко
кричать,
призывая
на
помощь
и
привлекая
внимание
окружающих: « На помощь, помогите!». Цель научить детей (прежде
всего
застенчивых,
робких,
неуверенных
в
себе),
как
себя
вести,
чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали с
обычными
детскими капризами.
Безопасность на воде
Важно научить ребенка безопасному поведению, связанному с
водой.
Все отлично знают, понимают, пользу, которую приносит вода
ребенку: закаливание организма, физическое развитие, укрепление
нервной системы.
Вопрос только в том, при каких обстоятельствах вода может
нанести
вред.
Важно
поговорить
с
детьми
о
температуре
воды,
оптимальной
для
купания;
о
местах
купания
(пологий
берег,
медленное течение, прозрачная вода.)
Задача
родителей
заключается
в
недопущении
купания
в
неустановленных местах, в присмотре за детьми. Родителям важно
знать, что места для обучения детей дошкольного возраста плаванию
должны быть глубиной не более
0,7 метра. В местах купания должен
быть пологий уклон до 1,5 метра без ям,
уступов, водорослей, камней,
стекла.
При купании дети должны знать следующие
правила:
1.купаться только в строго отведенных местах;
2.не заплывать за буйки;
3.не допускать нарушения мер безопасности на воде;
4. купаться только в присутствии старших.
Важной ситуацией при воспитании культуры безопасного
поведения – это безопасность дома.
Помимо пожарной безопасности, о которой говорилось выше,
важно акцентировать внимание ребенка на медицинских препаратах.
Детей
надо
научить,
аккуратно
обращаться
с
колюще
-
режущими предметами, бытовой химией.
Предметы
быта,
которые
являются
источником
повышенной
опасности, для детей делятся на три группы:
1.предметы,
которые
находятся
в
зоне
доступа
ребенка
и
которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты,
электрические розетки, спички);
2.предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных
для
детей
местах
(бытовая
химия,
лекарства,
спиртные
напитки,
сигареты);
3.
предметы,
с
которыми,
в
зависимости
от
возраста
детей,
нужно научить, правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
При воспитании культуры безопасного поведения важно помнить
и знать о безопасности в природе.
Дети активно познают природу. Необходимо знакомит детей с
теми
растениями,
уделяя
особое
внимание
ядовитым
растениям,
поясняя, что любое ядовитое растение может одновременно быть и
лекарственным. Важно бережно относиться ко всему живому.
Важно
содействовать
воспитанию
у
детей
эмоционально
положительного
отношения
к
лесу,
вызывать
добрые
чувства
и
побуждать
детей
к
деятельности,
сознательно
направленной
на
охрану природы.
В заключение хочется сказать:
Не пренебрегайте правилами безопасности!
Начните изучать их с детьми.
Настройтесь на совместную работу детского сада и
семьи.
Показывайте детям только положительные примеры.
Пусть каждый день будет безопасным!
Уважаемые родители,
помните!
Здоровье и безопасность детей
в ваших руках!
Предупреждать детей
об опасности –
обязанность родителей!
Здоровья вам и вашим детям!