Напоминание

"Народные игры, как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста"


Автор: Редькина Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №183
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Народные игры, как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую

всегда

может

рассчитывать

воспитание:

это

то,

что

мы

называем

народностью.

Воспитание,

созданное

самим

народом

и

основанное

на

народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных

у другого народа» К.Д.Ушинский

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты

радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных

пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На

этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.

И мы, и наши дети любят играть в народные подвижные игры. Эти игры имеют

многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой

старины,

передавались

из

поколения

в

поколение,

соблюдая

национальные

традиции.

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают

предпосылки

для

выработки

новых

целей

образования. В

современной

образовательной

системе

центром

является

человек,

воспитывающийся

и

развивающийся в поликультурном пространстве

.

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс

социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и

норм.

Проблема

поликультурного

воспитания

дошкольников

в

современных

условиях

развития

поликультурного

общества

приобретает

особую

актуальность. В Связи с тем, что мы живём в многонациональном обществе

1

воспитание

и

образование

подрастающего

поколения

на

традициях

национальной культуры важно.

ФГОС ДО ставит задачу- приобретения основ личностной культуры, её

базиса,

соответствующего

общечеловеческим

духовным

ценностям.

Формирование

поликультурной

личности

определяют

конкретные задачи

поликультурного воспитания дошкольников:

-

развитие

представлений

о

развитии

человечества,

об

образе

жизни

человека в древности.

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и

мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через

традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к

различным культурам;

- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия

с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по

отношению к другим культурам.

-

воспитание

уважения

к

личности

и

правам

другого

человека,

общественных норм и правил поведения.

В

содержание

поликультурного

воспитания

включаются

компоненты

национальных

культур:

устное

народное

творчество,

песенное

народное

творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Можно распределить подвижные игры на группы и опираясь на

классификацию народных игр мы имеем игры:

Игры, отражающие связь человека с природой: «Коршун», «Лягушки и

цапля», «Волк во рву», «Заяц в огороде» и другие

Игры,

отражающие

повседневные

занятия

наших

предков:

«Лапти»,

«Удочка».

Игры на находчивость, быстроту и ловкость с элементами соперничества

и соревнования: «Горелки», «Бабка Ежка», «Платочек», «Жмурки».

2

Игры,

где

есть

возможность

помериться

силой

и

ловкостью,

побуждающие стремление детей стать сильнее: «Цепи кованые», «Бой на

бревне», «Перетяни канат».

Все это позволяет нам организовать работу не только с детьми

дошкольного возраста, но и с педагогами, родителями наших

воспитанников. Мы дали родителям следующие рекомендации: по больше

читать детям сказки разных народов мира, чаще играть с детьми дома, на

свежем воздухе. Организовываем народные игры на праздниках ( святки,

масленица, пасха, троица и др.) Используем наглядный материал: папки

передвижки, консультации на тему о значимости народной игры для

детей. Ведь через эти игры дети могут увидеть традиции, обычаи разных

народов. С сотрудниками проводим мастер-класс. Воспитатели переносят

игры с детьми в режимные моменты. В заключении своего выступления

можно сказать: дети получают огромное удовольствие, играя в народные

подвижные игры. У детей развивается образное мышление,

самостоятельность, укрепляется здоровье. И если в дальнейшем

продолжать эту работу, то ребенок будет постоянно совершенствовать

свои навыки и умения.

Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

3

Уши будут красные.

До того прекрасные.

Младший дошкольный возраст

«Угадай чей голосок».

Цель: Развитие слухового внимания

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по

кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Угадай чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию

воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали,

становится на место водящего.

«Мыши водят хоровод»

Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину

хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка»

становится новым «котом» и игра повторяется сначала.

«Шёл козлик по лесу…»

4

Цель игры. Игра способствует физическому развитию.

Взрослый декламирует стишок и вместе с ребёнком выполняет все

действия, о которых говорит:

Шёл козлик по лесу, по лесу, по лесу.

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Старший дошкольный возраст

Огородник.

В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге

складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все

играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет

колышки», при этом приговаривает:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и

унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся

«огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех

наберет колышков.

Дятел

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные

игроки подходят с дятлом к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

5

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву

задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет

число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым

дятлом и игра повторяется.

«Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами

садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх,

«широконький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по

животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному

участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит

его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог».

Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Хорошо, когда дети играют:

будни серые вмиг расцветают,

в то же мгновение мир наступает –

это игра забияк примиряет.

Здесь неловкий становится быстрым водящим,

а задира – котенком урчащим,

6

робкий здесь игроков поведет за собою,

а застенчивый вам свою душу откроет.

Незаметно, не вдруг, но игра помогает –

шаг за шагом детей развивает,

их мышление, память, внимание,

углубляет и мира познание.

7



В раздел образования