Автор: Редькина Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №183
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Народные игры, как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую
всегда
может
рассчитывать
воспитание:
это
то,
что
мы
называем
народностью.
Воспитание,
созданное
самим
народом
и
основанное
на
народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа» К.Д.Ушинский
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты
радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных
пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На
этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.
И мы, и наши дети любят играть в народные подвижные игры. Эти игры имеют
многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой
старины,
передавались
из
поколения
в
поколение,
соблюдая
национальные
традиции.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают
предпосылки
для
выработки
новых
целей
образования. В
современной
образовательной
системе
центром
является
человек,
воспитывающийся
и
развивающийся в поликультурном пространстве
.
Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс
социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и
норм.
Проблема
поликультурного
воспитания
дошкольников
в
современных
условиях
развития
поликультурного
общества
приобретает
особую
актуальность. В Связи с тем, что мы живём в многонациональном обществе
1
воспитание
и
образование
подрастающего
поколения
на
традициях
национальной культуры важно.
ФГОС ДО ставит задачу- приобретения основ личностной культуры, её
базиса,
соответствующего
общечеловеческим
духовным
ценностям.
Формирование
поликультурной
личности
определяют
конкретные задачи
поликультурного воспитания дошкольников:
-
развитие
представлений
о
развитии
человечества,
об
образе
жизни
человека в древности.
- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и
мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через
традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к
различным культурам;
- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия
с носителями различных культур;
- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по
отношению к другим культурам.
-
воспитание
уважения
к
личности
и
правам
другого
человека,
общественных норм и правил поведения.
В
содержание
поликультурного
воспитания
включаются
компоненты
национальных
культур:
устное
народное
творчество,
песенное
народное
творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.
Можно распределить подвижные игры на группы и опираясь на
классификацию народных игр мы имеем игры:
Игры, отражающие связь человека с природой: «Коршун», «Лягушки и
цапля», «Волк во рву», «Заяц в огороде» и другие
Игры,
отражающие
повседневные
занятия
наших
предков:
«Лапти»,
«Удочка».
Игры на находчивость, быстроту и ловкость с элементами соперничества
и соревнования: «Горелки», «Бабка Ежка», «Платочек», «Жмурки».
2
Игры,
где
есть
возможность
помериться
силой
и
ловкостью,
побуждающие стремление детей стать сильнее: «Цепи кованые», «Бой на
бревне», «Перетяни канат».
Все это позволяет нам организовать работу не только с детьми
дошкольного возраста, но и с педагогами, родителями наших
воспитанников. Мы дали родителям следующие рекомендации: по больше
читать детям сказки разных народов мира, чаще играть с детьми дома, на
свежем воздухе. Организовываем народные игры на праздниках ( святки,
масленица, пасха, троица и др.) Используем наглядный материал: папки
передвижки, консультации на тему о значимости народной игры для
детей. Ведь через эти игры дети могут увидеть традиции, обычаи разных
народов. С сотрудниками проводим мастер-класс. Воспитатели переносят
игры с детьми в режимные моменты. В заключении своего выступления
можно сказать: дети получают огромное удовольствие, играя в народные
подвижные игры. У детей развивается образное мышление,
самостоятельность, укрепляется здоровье. И если в дальнейшем
продолжать эту работу, то ребенок будет постоянно совершенствовать
свои навыки и умения.
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
3
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Младший дошкольный возраст
«Угадай чей голосок».
Цель: Развитие слухового внимания
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по
кругу, не держась за руки, и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем скок - скок - скок! -
Угадай чей голосок?
Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию
воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали,
становится на место водящего.
«Мыши водят хоровод»
Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину
хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:
«Мышки водят хоровод,
А на печке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!»
После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка»
становится новым «котом» и игра повторяется сначала.
«Шёл козлик по лесу…»
4
Цель игры. Игра способствует физическому развитию.
Взрослый декламирует стишок и вместе с ребёнком выполняет все
действия, о которых говорит:
Шёл козлик по лесу, по лесу, по лесу.
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.
Старший дошкольный возраст
Огородник.
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге
складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все
играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет
колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и
унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся
«огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех
наберет колышков.
Дятел
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные
игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
5
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву
задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет
число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым
дятлом и игра повторяется.
«Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами
садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх,
«широконький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по
животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному
участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит
его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог».
Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
Хорошо, когда дети играют:
будни серые вмиг расцветают,
в то же мгновение мир наступает –
это игра забияк примиряет.
Здесь неловкий становится быстрым водящим,
а задира – котенком урчащим,
6
робкий здесь игроков поведет за собою,
а застенчивый вам свою душу откроет.
Незаметно, не вдруг, но игра помогает –
шаг за шагом детей развивает,
их мышление, память, внимание,
углубляет и мира познание.
7