Автор: Брянская Надежда Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №62"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка ( конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ)
Тема: "Загадка звука и буквы й."
Раздел: начальное образование
Русский язык 1 класс ПНШ урок открытия новых знаний.
Тема : « Загадка звука й и буквы й »
Цель: - организовать решение задачи и «открыть» тайны звука й, обозначение
звука й .
Задачи:
-создание представления о единообразном написании слов с буквой й,
-формирование умений различать буквы гласных и согласных звуков,
-формирование умения давать характеристику звуку [й], как согласному звонкому
мягкому,
-формирование умения пользоваться звуковым столбиком,
-усвоения письма словарных слов,
-развитие фонематического слуха, внииания.
Планируемые результаты.
Предметные:
-Определять согласный звук в слове.
-Делить слова на слоги.
-Повторение гласных и согласных звуков.
Личностные:
-Проявлять интерес к изучению темы.
Метапредметные.
Познавательные:
-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;
-соотносить учебные действия с известным правилом;
-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.
Коммуникативные:
-комментировать собственные действия при выполнении задания;
-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;
-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;
-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.
Ход урока
1 Актуализация знаний.
Рот ребята на замок,
Начинается урок.
Самый наблюдательный
Разгадает тайну обязательно.
- Нам предстоит сделать новое открытие тайны русского языка.
- Вы готовы отправиться в путь?
2. Чистописание.
-Отгадайте загадку:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква? (И)
- Сегодня мы вспомним написание строчной письменной буквы и.
-Напомните, из каких элементов она состоит? (наклонная прямая с закруглением внизу
справа).
- Сколько раз повторяется этот элемент? (2 раза)
Учитель показывает на доске образец.
-Открываем рабочую тетрадь, записываем число, классная работа.
-Затем запишите 4 раза строчную букву и.
( дети пишут, тихонько считая, сами)
- А какая буква очень похожа на букву и? (Буква Й).
- Чем похожа ? Чем отличается? Запишите на этой же строке 4 раза строчную букву й.
-Давайте придумаем слова с буквой й в конце слова, в начале, в середине.
3.Постановка учебной задачи
- Уверена, вы прекрасно знаете буквы согласных и гласных звуков.
-Мы с вами помогаем расколдовываем волшебных животных, но птицы и звери пока
не ожили.
-Нам предлагаются новые испытания .
-Прочитайте названия животных и скажите, что их объединяет? ( Запись на доске)
( Звук [й] )
воробей чайка заяц ёж
- Подумайте, тайну какого звука нам предстоит разгадать сегодня на уроке? (звука
[й])
-Сформулируйте тему нашего урока? (тайна звука й и буквы й)
- Где мы будем брать информацию? (в учебнике)
-Откройте оглавление учебника. – Найдите, тему урока.
-Открываем нужную страницу учебника. (35)
-Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (Разгадать загадки звука [й] и
буквы й, давать характеристику звуку [й], писать слова с этой буквой)
-Мы
открываем
тайны
русского
языка
на
страницах
нашего
учебника
вместе с Машей, Мишей и Анишит-Йокоповной. Кто сегодня будет озвучивать роль
Маши , роль Миши – , роль Анишит-Йокоповны.
Откройте музейный зал, где находятся наши животные.
Миша – Смотри-ка, Маша, кажется, звери и птицы на картинках зашевелились…
А-Й - Много испытаний прошли вы на предыдущих уроках.
Сегодня определили тему и цель урока, но этого недостаточно, чтобы животные ожили
по-настоящему! Слишком сильное колдовство я к ним применила. Хотите продолжить
испытания? Ну что ж …Посмотрим, различаете ли вы буквы гласных и согласных?
Маша – По- моему, мы различаем.
А–Й - Вернёмся на страницу 35. Посмотрите в алфавитный столбик и найдите буквы,
обозначающие гласные звуки.
- Обратите внимание на цвет букв алфавитного столбика.
(Все буквы чёрного цвета.)
(дети читают гласные буквы в алфавитном столбике)
- Помог алфавитный столбик определить буквы гласных? (Нет.)
Миша - Я составил такой список букв гласных
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
-Прочитайте и проверьте Мишин список. Сколько букв он записал? (10)
- В чём секрет этого списка? (буквы записаны в алфавитном порядке)
Маша - А я записала буквы гласных парами
А О Э У Ы
Я Ё Е Ю И
- В чём секрет Машиного списка? (во втором ряду написаны гласные, указывающие
на мягкость согласного звука)
- Сколько гласных звуков? (6). Назовите их.
- Каким цветом обозначены гласные звуки? ( Красным цветом.)
А–Й - А теперь посмотрите буквы согласных. Можете пользоваться столбиком
алфавита.
-Каким цветом обозначены согласные звуки?
- Почему цвета разные? ( Голубой цвет – глухие согласные, зелёный цвет – звонкие
согласные.)
-Тайну, какого звука нам надо раскрыть на уроке? (согласного звука [й])
4. Изучение нового знания
- Найдите в Музейном Зале (учебник, стр. 12-13) птицу, в названии которой есть буква
Й. (Сойка.)
-Обратимся к упражнению 10, стр. 35 (устно).
Далее работа проводится по заданию учебника. Читаем задание.
- Давайте составим алгоритм действий.
-Что делаем сначала? (записываем слово, диктуя по слогам). – Затем? (делим слово на
слоги и произносим его по слогам).
Выполните задание и поменяйтесь тетрадями с соседом.
-Сравните, у кого совпало написание этого слова.
Учитель показывает после эталон написания.
-Прочитайте 1 слог (сой), второй (ка).
- Куда вошёл звук [й]? (в первый слог)
- Какой можем сделать вывод?
В ы в о д: Звук [Йʼ] - не образует слога, так как [Йʼ] - согласный звук.
- Запишите в тетради слова змей – змеи
- Произнесите их! Какими звуками они различаются? Подчеркните буквы, которые
обозначают эти звуки.
- Разделите каждое слово на слоги. Сколько слогов в первом слове? Во втором?
Почему получилось разное количество слогов? (и образует слог)
- Запишите слова войны - воины
- Разделите их на слоги. Сколько слогов в первом слове? Почему?
-Во втором? – Почему?
Маша - Я выделила слоги так змей, зме - и ; вой- ны , во-и- ны
-Вы согласны с Машей?
- Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?(Там буква и образует
слог)
- Какой же из двух звуков [й] или [и] образует слог? Почему?
-Сделайте вывод, какой звук [й]?
физкультминутка
*Упражнение 11, стр. 36 (устно).
Один ученик читает стихотворение.
-Какой
это
текст?
(стихотворный)
Почему?
(Каждая
строка
с
большой
буквы,
написано столбиком, есть рифма…)
-Возьмите карандаш, найдите слова с буквой й и подчеркните их.
- Предположите, что нужно сделать дальше. (Cписать эти слова в тетрадь и выделить
слоги)
-Почему? (Мы изучаем слова с буквой й и уже сделали вывод, что й – не образует слог,
надо потренироваться)
-Давайте прочитаем задание к упражнению. Расскажите алгоритм действий.
(Сначала выписываем слова с буквой й, потом делим их на слоги, затем проверяем ,
читая по слогам)
-Самостоятельно выполните это задание. Выписываем слова в строчку, через запятую.
Первое слово с большой буквы.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом.
-Сравните, у кого совпало написание слов.
На доске эталон выполнения задания. Проверьте правильность выполненного задания.
физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
А-Я – Буква й – это буква гласного или согласного звука?
-Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие.
-Назовите звонкие звуки. Назовите глухие звуки.
-А звук [Й] какой? Почему?
-Как ещё можно догадаться, что звук [й] – звонкий? (надо произнести его, если
используешь голос, то он звонкий)
-Согласные звуки обязательно имеют ещё одну характеристику. Какую?
(Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые)
-Наш звук [й] какой? (мягкий).
-Какой можем сделать вывод о нашем звуке [й]? Какой он?
(Он-согласный, звонкий, мягкий)
8. Рефлексия деятельности
-Вспомните, какую цель мы поставили на уроке? ( Разгадать загадки звука [й] и
буквы й, давать характеристику звуку й, писать слова с этой буквой, правильно
делить слова на слоги…).
-Достигли ли мы цель?
- Можем ли мы сказать, что разгадали загадку звука [й]?
- В чём эта тайна? ([ й]-согласный, звонкий и мягкий звук).
Оцените свою работу. Заполнение портфелей знаний..
.