Напоминание

"Загадка звука и буквы й."


Автор: Брянская Надежда Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №62"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка ( конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ)
Тема: "Загадка звука и буквы й."
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык 1 класс ПНШ урок открытия новых знаний.

Тема : « Загадка звука й и буквы й »

Цель: - организовать решение задачи и «открыть» тайны звука й, обозначение

звука й .

Задачи:

-создание представления о единообразном написании слов с буквой й,

-формирование умений различать буквы гласных и согласных звуков,

-формирование умения давать характеристику звуку [й], как согласному звонкому

мягкому,

-формирование умения пользоваться звуковым столбиком,

-усвоения письма словарных слов,

-развитие фонематического слуха, внииания.

Планируемые результаты.

Предметные:

-Определять согласный звук в слове.

-Делить слова на слоги.

-Повторение гласных и согласных звуков.

Личностные:

-Проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные.

Познавательные:

-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;

-соотносить учебные действия с известным правилом;

-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.

Коммуникативные:

-комментировать собственные действия при выполнении задания;

-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;

-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.

Ход урока

1 Актуализация знаний.

Рот ребята на замок,

Начинается урок.

Самый наблюдательный

Разгадает тайну обязательно.

- Нам предстоит сделать новое открытие тайны русского языка.

- Вы готовы отправиться в путь?

2. Чистописание.

-Отгадайте загадку:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква? (И)

- Сегодня мы вспомним написание строчной письменной буквы и.

-Напомните, из каких элементов она состоит? (наклонная прямая с закруглением внизу

справа).

- Сколько раз повторяется этот элемент? (2 раза)

Учитель показывает на доске образец.

-Открываем рабочую тетрадь, записываем число, классная работа.

-Затем запишите 4 раза строчную букву и.

( дети пишут, тихонько считая, сами)

- А какая буква очень похожа на букву и? (Буква Й).

- Чем похожа ? Чем отличается? Запишите на этой же строке 4 раза строчную букву й.

-Давайте придумаем слова с буквой й в конце слова, в начале, в середине.

3.Постановка учебной задачи

- Уверена, вы прекрасно знаете буквы согласных и гласных звуков.

-Мы с вами помогаем расколдовываем волшебных животных, но птицы и звери пока

не ожили.

-Нам предлагаются новые испытания .

-Прочитайте названия животных и скажите, что их объединяет? ( Запись на доске)

( Звук [й] )

воробей чайка заяц ёж

- Подумайте, тайну какого звука нам предстоит разгадать сегодня на уроке? (звука

[й])

-Сформулируйте тему нашего урока? (тайна звука й и буквы й)

- Где мы будем брать информацию? (в учебнике)

-Откройте оглавление учебника. – Найдите, тему урока.

-Открываем нужную страницу учебника. (35)

-Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (Разгадать загадки звука [й] и

буквы й, давать характеристику звуку [й], писать слова с этой буквой)

-Мы

открываем

тайны

русского

языка

на

страницах

нашего

учебника

вместе с Машей, Мишей и Анишит-Йокоповной. Кто сегодня будет озвучивать роль

Маши , роль Миши – , роль Анишит-Йокоповны.

Откройте музейный зал, где находятся наши животные.

Миша – Смотри-ка, Маша, кажется, звери и птицы на картинках зашевелились…

А-Й - Много испытаний прошли вы на предыдущих уроках.

Сегодня определили тему и цель урока, но этого недостаточно, чтобы животные ожили

по-настоящему! Слишком сильное колдовство я к ним применила. Хотите продолжить

испытания? Ну что ж …Посмотрим, различаете ли вы буквы гласных и согласных?

Маша – По- моему, мы различаем.

А–Й - Вернёмся на страницу 35. Посмотрите в алфавитный столбик и найдите буквы,

обозначающие гласные звуки.

- Обратите внимание на цвет букв алфавитного столбика.

(Все буквы чёрного цвета.)

(дети читают гласные буквы в алфавитном столбике)

- Помог алфавитный столбик определить буквы гласных? (Нет.)

Миша - Я составил такой список букв гласных

А Е Ё И О У Ы Э Ю Я

-Прочитайте и проверьте Мишин список. Сколько букв он записал? (10)

- В чём секрет этого списка? (буквы записаны в алфавитном порядке)

Маша - А я записала буквы гласных парами

А О Э У Ы

Я Ё Е Ю И

- В чём секрет Машиного списка? (во втором ряду написаны гласные, указывающие

на мягкость согласного звука)

- Сколько гласных звуков? (6). Назовите их.

- Каким цветом обозначены гласные звуки? ( Красным цветом.)

А–Й - А теперь посмотрите буквы согласных. Можете пользоваться столбиком

алфавита.

-Каким цветом обозначены согласные звуки?

- Почему цвета разные? ( Голубой цвет – глухие согласные, зелёный цвет – звонкие

согласные.)

-Тайну, какого звука нам надо раскрыть на уроке? (согласного звука [й])

4. Изучение нового знания

- Найдите в Музейном Зале (учебник, стр. 12-13) птицу, в названии которой есть буква

Й. (Сойка.)

-Обратимся к упражнению 10, стр. 35 (устно).

Далее работа проводится по заданию учебника. Читаем задание.

- Давайте составим алгоритм действий.

-Что делаем сначала? (записываем слово, диктуя по слогам). – Затем? (делим слово на

слоги и произносим его по слогам).

Выполните задание и поменяйтесь тетрадями с соседом.

-Сравните, у кого совпало написание этого слова.

Учитель показывает после эталон написания.

-Прочитайте 1 слог (сой), второй (ка).

- Куда вошёл звук [й]? (в первый слог)

- Какой можем сделать вывод?

В ы в о д: Звук [Йʼ] - не образует слога, так как [Йʼ] - согласный звук.

- Запишите в тетради слова змей – змеи

- Произнесите их! Какими звуками они различаются? Подчеркните буквы, которые

обозначают эти звуки.

- Разделите каждое слово на слоги. Сколько слогов в первом слове? Во втором?

Почему получилось разное количество слогов? (и образует слог)

- Запишите слова войны - воины

- Разделите их на слоги. Сколько слогов в первом слове? Почему?

-Во втором? – Почему?

Маша - Я выделила слоги так змей, зме - и ; вой- ны , во-и- ны

-Вы согласны с Машей?

- Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?(Там буква и образует

слог)

- Какой же из двух звуков [й] или [и] образует слог? Почему?

-Сделайте вывод, какой звук [й]?

физкультминутка

*Упражнение 11, стр. 36 (устно).

Один ученик читает стихотворение.

-Какой

это

текст?

(стихотворный)

Почему?

(Каждая

строка

с

большой

буквы,

написано столбиком, есть рифма…)

-Возьмите карандаш, найдите слова с буквой й и подчеркните их.

- Предположите, что нужно сделать дальше. (Cписать эти слова в тетрадь и выделить

слоги)

-Почему? (Мы изучаем слова с буквой й и уже сделали вывод, что й – не образует слог,

надо потренироваться)

-Давайте прочитаем задание к упражнению. Расскажите алгоритм действий.

(Сначала выписываем слова с буквой й, потом делим их на слоги, затем проверяем ,

читая по слогам)

-Самостоятельно выполните это задание. Выписываем слова в строчку, через запятую.

Первое слово с большой буквы.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом.

-Сравните, у кого совпало написание слов.

На доске эталон выполнения задания. Проверьте правильность выполненного задания.

физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

А-Я – Буква й – это буква гласного или согласного звука?

-Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие.

-Назовите звонкие звуки. Назовите глухие звуки.

-А звук [Й] какой? Почему?

-Как ещё можно догадаться, что звук [й] – звонкий? (надо произнести его, если

используешь голос, то он звонкий)

-Согласные звуки обязательно имеют ещё одну характеристику. Какую?

(Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые)

-Наш звук [й] какой? (мягкий).

-Какой можем сделать вывод о нашем звуке [й]? Какой он?

(Он-согласный, звонкий, мягкий)

8. Рефлексия деятельности

-Вспомните, какую цель мы поставили на уроке? ( Разгадать загадки звука [й] и

буквы й, давать характеристику звуку й, писать слова с этой буквой, правильно

делить слова на слоги…).

-Достигли ли мы цель?

- Можем ли мы сказать, что разгадали загадку звука [й]?

- В чём эта тайна? ([ й]-согласный, звонкий и мягкий звук).

Оцените свою работу. Заполнение портфелей знаний..

.



В раздел образования