Напоминание

Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста


Автор: Волкова Наталья Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №23 имени Героя Советского Союза Ачкасова С.В." Курского район Курской области
Населённый пункт: Курская область Курский район
Наименование материала: открытый урок
Тема: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23 им. Героя

Советского Союза Ачкасова С.В.»

Курского района Курской области

Открытый урок

Тема: Использование элементов артпедагогических технологий

в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста

Педагог дополнительного

образования : Волкова Н.Г.

Курск 2017 год

Тема урока: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной

работе с детьми младшего школьного возраста.

Цель урока:Освоение приёмов и методов артпедагогики в практической певческой

деятельности обучающихся.

Задачи урока:

1.

Образовательные

- обеспечить усвоение знаний методов и техник арттехнологий, используемых на

уроках вокала;

- обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях использования

арттехнологий в вокальном исполнении;

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;

2. Развивиающие – создать условия для развития у обучающегося

- осознанных вибрационных ощущений певческого процесса;

- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально- образной сферы психологических процессов ( воображение,

мышление, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над

вокальными произведениями;

- нижнерёберно-диафрагматического дыхания.

3. Воспитательные – создать условия для

- воспитания сознательного подхода к обучению;

-повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и

творческой самореализации.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы:

по источнику знаний

наглядные- наглядно-иллюстративный показ;

словесные – комментарии, объяснеия(пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно – иллюстративный,

репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики :концентрический, фонетический, вокальные

упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии,

здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно – игрового

моделирования профессиональной деятельности; исполнительские технологии:

формирования певческой культуры, становления ассоциативно – образного

мышления.

Межпредметные связи: практика.

Используемая нотная литература:

1.

Н.К.Мешко.Школа пения. –М., 1985 г.

2.

« Вот задумал комарик жениться» // Ступеньки музыкального развития:

пособие для музыкальных руководителей образовательных учреждений// Е.А.

Дубровская 2-е изд. – М., Просвещение, 2004г.

Ход урока

1.

Объявление темы, цели и задач урока.

2.

Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение№1)

Распевание. Использование упражнений:

- интонационно – фонопедические, способствующие развитию силы звука,

расширению диапазона , постановке основных вокальных навыков ( автор

фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

- упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных

навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и

улучшающие дикцию.

Метод « эмоционального тренинга2 для развития образного мышления на

примере скороговорки « Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным

эмоциональным подтекстом: грусть , радость, гнев и т.д.. Все упражнения

вплетаются в музыкальную историю – сказку.

Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Делаем

несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего

дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обнимем

плечи» , « Насос». Сегодня « певческая установка» - это одно из упражнений

физвокализа: необходимо подтянуться, поиграть всеми мышцами , распрямить

плечи, высоко поднять голову ( так называемый « столб достоинства»),

почувствовать себя победителем и обязательно напевать. Если обучающийся

будет постоянно выполнять такое упрвжнение, его сознание зафиксирует

горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма

работать на благополучие.

А теперь наш класс превращается в луг. Две весёлые подружки, две

подружки – хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит

солнце. Их внимание привлёк странный звук ( закрытым ртом- низко

«ммммм»). Кто это? – корова, телёнок ( рука на груди – ощущение грудного

резонирования – поём в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина ( «

тррр», в высокой тесситуре – « машина едет в горку» ). Сколько цветов! Летают

бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук ( в низкой тесситуре «

жжжжжж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного

резонирования, звук хорошо помагает при кашле).

Вот и лес. Уже на опушке девчонки услышали, как по лесу разносится « ау»

( упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонироваения к

головному – поём в нескольких тональностях). В лесу звенят комары ( «зззз»-

«большой комар» - смешанное резонирование, «зь-зь» - « маленький комар» -

головное резонирование, рука при этом на шеи – звук помогает при

болезненных ощущениях в горле ). Но налетел ветерок, и комары исчезли ( «

вв» - головное резонирование – поём в нескольких тональностях поступенное

восходящее и нисходящее движение I – Y – I ступени в очень быстром темпе ).

Как интересно в лесу! Где – то поёт свою песню кукушка ( « ку – ку» - поём в

нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик ( « фу – фу – фу» маркативное

движение по терциям Y – III – I, рука ощущает, как двигается животик ). Он так

смешно бегает ( «и – а» - упражнение с ощущением смеха - стаккато,

поступенное восходящее и нисходящее движение I – Y – I ). Девочки решили

его погладить и укололись ( « о – о – о » - легато – Y – III – I ). Но они быстро

успокоились , поели ягод и пошли домой.

Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры.

«Поцокали» языком (высоко – низко), изображая лошадку, играли в « Зеркало»,

показывая друг другу разные выражения лица ( грустное – нижняя губа вперёд,

обиженное – верхняя губа вверх, весёлое – верхняя губа растянулась в улыбке,

обнажив верхние зубы ).

Обращение к обучающемуся: объясни, какова цель этих последних

упражнений?

- Развитие мимических мышц, активности артикуляционного аппарата.

А потом девочки дают друг другу различные задания на основе

скороговорки « Из – за леса, из – за гор едет дедушка Егор» с разным

эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д..

Подвести обучающегося к постепенному осмыслению своих вокальных

действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти

внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя

зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3.

Работа над исполнением народной песни (« Вот задумал комарик жениться»).

Поём песню, каждая фраза которой исполняется различными звуками,

развивающими разные виды резонирования, с разным эмоциональным

подтекстом. Напоминаем о певческой установке - « столб достоинства».

Задача работы – добиваться хорошей кантилены ( работая над плавностью

голосоведения, спокойным взятием « правильного дыханипя»), ровности и

мягкости звучания на всём диапазоне, свободной артикуляции, грамотной

фразировки.

При работе над текстом, над активной подачей слова, следует мысленно

пропевать мелодию с активной , хотя и беззвучной артикуляцией. Это

активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая

и дыхательную мускулатуру. Показать один из данных приёмов ( по выбору

обучающегося), а затем исполнить песню с показом дыхания.

4.

Подведение итогов, выводы. Рефлексия ( обсуждение того, что получилось, а

что – нет, в чём были ошибки, как их можно исправить),

ЛИТЕРАТУРА

1.Емельянова В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В. Емельянова.

– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192 с.

2. Иванов В.А.. Физвокализ: в гармонии с собой. М., изд., Культура 2014г..

3. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. / М.Н.

Щетинин. 3-е изд. – М., 2008 г.



В раздел образования