Напоминание

Адаптация первоклассников к школе


Автор: Глазкова Анастасия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптация обучающихся первых классов в условиях ФГОС

(слайд 1)

№ слайда 2

Описание слайда:

« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться,

способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем

сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»

№ слайда 3

Описание слайда:

Что такое адаптация первоклассника? «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий

психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – «

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка

при переходе к систематическому организованному школьному обучению»

( Коломинский Я.Л.)

№ слайда 4

Описание слайда:

Задачи школы перед ребенком: Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить

школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.

№ слайда 5

Описание слайда:

Виды адаптации (Дорожевец Т.В.) Социальная Академическая Личностная

Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни

Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой

социальной общности Отражающая успешность вхождения ребенка в новую

социальную группу

№ слайда 6

Описание слайда:

Академическая адаптация I этап-ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения

получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную

часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие

первоклассники болеют. II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка

находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. «

Буря начинает затихать» IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм

реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

№ слайда 7

Описание слайда:

Социальная(психологическая) адаптация Изменяется социальный статус бывшего

малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением

социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было

значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе,

становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и

обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может

привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной

самооценке.

№ слайда 8

Описание слайда:

Условия социальной адаптации: меняется социальная позиция (Из дошкольника он

превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей

деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность

адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание

двигательной активности

№ слайда 9

Описание слайда:

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Первая

группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же

период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно

быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее

настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со

сверстниками, выполняют школьные обязанности.

№ слайда 10

Описание слайда:

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Вторая

группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их

поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения,

общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять

отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы,

обиды.

№ слайда 11

Описание слайда:

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Третья

группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со

значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое

проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для

них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы,

накапливаясь, становятся комплексными.

№ слайда 12

Описание слайда:

Факторы школьной дезадаптации: Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной

помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный(неблагоприятная

материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей,

заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное

влияние окружения)

№ слайда 13

Описание слайда:

Факторы школьной дезадаптации: Макросоциальный(деформация общественных и

нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности)

Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания)

Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов ,

задержки психического развития)

№ слайда 14

Описание слайда:

Виды дезадаптации: 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда

трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к

школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх

родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что

ребенок будет болеть, простужаться

№ слайда 15

Описание слайда:

Виды дезадаптации: С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких

достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется,

что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная

подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном

возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные

ожидания родителей.

№ слайда 16

Описание слайда:

Виды дезадаптации: 2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то

же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не

связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия.

Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми,

которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей,

взрослых

№ слайда 17

Описание слайда:

Виды дезадаптации: 3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с

высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает

общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те

формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для

ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

№ слайда 18

Описание слайда:

Виды дезадаптации: 4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и

задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился

бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые

вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане.

Мышление, особенно образное, отстает.

№ слайда 19

Описание слайда:

Виды дезадаптации: 5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может

стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2)

мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности,

связанная с особенностями темперамента.

№ слайда 20

Описание слайда:

Организация режима школьной жизни первоклассника Организация внеурочной

деятельности первоклассников Организация оздоровительно- профилактической работы

Изучение социально-психологической адаптации детей в школе Организация учебно-

познавательной деятельности в адаптационный период

№ слайда 21

Описание слайда:

Организация режима школьной жизни первоклассника Ступенчатый режим занятий 45

мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) После 2

урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим

соблюдается и на уроках. Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия

напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой

моторики.

№ слайда 22

Описание слайда:

Игровая Учебная деятельность Коллективная групповая индивидуальная Учебная

деятельность

№ слайда 23

Описание слайда:

Безотметочное обучение Основная цель безотметочного обучения - сформировать и

развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и

направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-

оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая –

опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально

доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием

адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая –

связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.

№ слайда 24

Описание слайда:

Безотметочное обучение 1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ

ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом

обсуждения В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах,

хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы. Именно с

первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.

№ слайда 25

Описание слайда:

Волшебные линеечки Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с

помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек». После решения любой

учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем

или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым

критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После

проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если я согласна с мнением

ученика, то я обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлю на шкале

свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняю причины

расхождения оценок.

№ слайда 26

Описание слайда:

Знаковая символика Таким образом, учителю ещё и наглядно видно у кого какая

самооценка формируется: адекватная, заниженная или завышенная. Результаты

оценивания заносятся в специальные дневники, т. е ведётся мониторинг.

№ слайда 27

Описание слайда:

Рефлексивное обучение Рефлексия – умение размышлять, заниматься

самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и

результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с

урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить

способы и методы, применяемые другими со своими.

№ слайда 28

Описание слайда:

Рефлексии настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения

и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления

эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.

№ слайда 29

Описание слайда:

Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с

учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида

рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных

этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:

уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи

№ слайда 30

Описание слайда:

Рефлексия содержания учебного материала Используется для выявления уровня

осознания содержания пройденного.

№ слайда 31

Описание слайда:

Учебно-познавательная деятельность Стартовая психологическая и учебно-предметная

диагностики. Мы изучаем: -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость;

-наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности

ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.

№ слайда 32

Описание слайда:

Диагностика первоклассников При помощи следующих тестов и программ:

Диагностика : -тест Керна-Иерасика; -тестовая беседа Банкова; -программа

компьютерной обработки тестов Алматея « Диагностика готовности к школьному

обучению и адаптация первоклассников». Тесты : - «Домики» О.А.Орехова на

основании теста А.Эткинса; - «Экран настроения».

№ слайда 33

Описание слайда:

Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников

№ слайда 34

Описание слайда:

Отношение к школе

№ слайда 35

Описание слайда:

Адаптация к школе

№ слайда 36

Описание слайда:

Проанализировав результаты диагностики первого класса, можно сказать, что

большинство обучающихся адаптируются к школе в течении первой четверти. О

успешной адаптации всего класса можно говорить по истечении первого полугодия.

№ слайда 37

Описание слайда:

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно

приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А

наша задача ему в этом помочь.

№ слайда 38

Описание слайда:

Спасибо за внимание!



В раздел образования