Автор: Глазкова Анастасия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе
Раздел: начальное образование
Адаптация обучающихся первых классов в условиях ФГОС
(слайд 1)
№ слайда 2
Описание слайда:
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем
сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»
№ слайда 3
Описание слайда:
Что такое адаптация первоклассника? «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий
психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – «
перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка
при переходе к систематическому организованному школьному обучению»
( Коломинский Я.Л.)
№ слайда 4
Описание слайда:
Задачи школы перед ребенком: Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить
школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.
№ слайда 5
Описание слайда:
Виды адаптации (Дорожевец Т.В.) Социальная Академическая Личностная
Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни
Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой
социальной общности Отражающая успешность вхождения ребенка в новую
социальную группу
№ слайда 6
Описание слайда:
Академическая адаптация I этап-ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения
получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную
часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие
первоклассники болеют. II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка
находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. «
Буря начинает затихать» IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм
реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
№ слайда 7
Описание слайда:
Социальная(психологическая) адаптация Изменяется социальный статус бывшего
малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением
социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было
значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе,
становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и
обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может
привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной
самооценке.
№ слайда 8
Описание слайда:
Условия социальной адаптации: меняется социальная позиция (Из дошкольника он
превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей
деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность
адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание
двигательной активности
№ слайда 9
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Первая
группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же
период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно
быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее
настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со
сверстниками, выполняют школьные обязанности.
№ слайда 10
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Вторая
группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их
поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения,
общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять
отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы,
обиды.
№ слайда 11
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Третья
группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со
значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое
проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для
них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы,
накапливаясь, становятся комплексными.
№ слайда 12
Описание слайда:
Факторы школьной дезадаптации: Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной
помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный(неблагоприятная
материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей,
заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное
влияние окружения)
№ слайда 13
Описание слайда:
Факторы школьной дезадаптации: Макросоциальный(деформация общественных и
нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности)
Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания)
Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов ,
задержки психического развития)
№ слайда 14
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда
трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к
школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх
родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что
ребенок будет болеть, простужаться
№ слайда 15
Описание слайда:
Виды дезадаптации: С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких
достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется,
что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная
подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном
возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные
ожидания родителей.
№ слайда 16
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то
же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не
связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия.
Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми,
которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей,
взрослых
№ слайда 17
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с
высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает
общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те
формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для
ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
№ слайда 18
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и
задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился
бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые
вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане.
Мышление, особенно образное, отстает.
№ слайда 19
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может
стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2)
мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности,
связанная с особенностями темперамента.
№ слайда 20
Описание слайда:
Организация режима школьной жизни первоклассника Организация внеурочной
деятельности первоклассников Организация оздоровительно- профилактической работы
Изучение социально-психологической адаптации детей в школе Организация учебно-
познавательной деятельности в адаптационный период
№ слайда 21
Описание слайда:
Организация режима школьной жизни первоклассника Ступенчатый режим занятий 45
мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) После 2
урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим
соблюдается и на уроках. Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия
напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой
моторики.
№ слайда 22
Описание слайда:
Игровая Учебная деятельность Коллективная групповая индивидуальная Учебная
деятельность
№ слайда 23
Описание слайда:
Безотметочное обучение Основная цель безотметочного обучения - сформировать и
развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и
направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-
оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая –
опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально
доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием
адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая –
связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
№ слайда 24
Описание слайда:
Безотметочное обучение 1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ
ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом
обсуждения В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах,
хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы. Именно с
первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.
№ слайда 25
Описание слайда:
Волшебные линеечки Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с
помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек». После решения любой
учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем
или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым
критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После
проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если я согласна с мнением
ученика, то я обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлю на шкале
свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняю причины
расхождения оценок.
№ слайда 26
Описание слайда:
Знаковая символика Таким образом, учителю ещё и наглядно видно у кого какая
самооценка формируется: адекватная, заниженная или завышенная. Результаты
оценивания заносятся в специальные дневники, т. е ведётся мониторинг.
№ слайда 27
Описание слайда:
Рефлексивное обучение Рефлексия – умение размышлять, заниматься
самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и
результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с
урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить
способы и методы, применяемые другими со своими.
№ слайда 28
Описание слайда:
Рефлексии настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения
и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления
эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.
№ слайда 29
Описание слайда:
Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида
рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных
этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи
№ слайда 30
Описание слайда:
Рефлексия содержания учебного материала Используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного.
№ слайда 31
Описание слайда:
Учебно-познавательная деятельность Стартовая психологическая и учебно-предметная
диагностики. Мы изучаем: -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость;
-наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности
ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.
№ слайда 32
Описание слайда:
Диагностика первоклассников При помощи следующих тестов и программ:
Диагностика : -тест Керна-Иерасика; -тестовая беседа Банкова; -программа
компьютерной обработки тестов Алматея « Диагностика готовности к школьному
обучению и адаптация первоклассников». Тесты : - «Домики» О.А.Орехова на
основании теста А.Эткинса; - «Экран настроения».
№ слайда 33
Описание слайда:
Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников
№ слайда 34
Описание слайда:
Отношение к школе
№ слайда 35
Описание слайда:
Адаптация к школе
№ слайда 36
Описание слайда:
Проанализировав результаты диагностики первого класса, можно сказать, что
большинство обучающихся адаптируются к школе в течении первой четверти. О
успешной адаптации всего класса можно говорить по истечении первого полугодия.
№ слайда 37
Описание слайда:
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно
приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А
наша задача ему в этом помочь.
№ слайда 38
Описание слайда:
Спасибо за внимание!