Автор: Винокурова Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НОУ "Центр ЮССТ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: Права человека в современном мире
Раздел: среднее образование
Тема: «Права человека в современном мире»
Цели:
-объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной
защиты прав и свобод личности в государствах мира;
-сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека,
международным документам, обеспечивающим их;
-закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и
-сформировать правовую компетентность восьмиклассников в части защиты основных
прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
Форма проведения.
Игра проходит в форме конкурса с элементами диспута. Каждая команда сидит за отдельным
столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.
Основные понятия:
права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация;
Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус
личности.
Слово учителя
Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.
Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют
поведение людей и отношения между ними)
Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства
охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права
человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек.
Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека
неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту
самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они
универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
О каких принципах прав человека я упомянул(а)? Что означает слово «принципы»? (права
естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)
Какими правами обладает человек?
Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?
Какие документы закрепляют права человека?
Домашнее задание: Конкурс плакатов.
1и 2 команда выступают с темой:
«История создания Декларации и ее значение в современном мире». (Приложение1)
Учитель:
Спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира, и
имеет большую значимость для развития демократических правовых государств.
Разминка. Знаете ли вы определения? Каждой команде предлагается дать определение
понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 1
балл.
Закон – норма, введённая в силу политической властью.
Свобода – это возможность выбрать, как поступить.
Государство – главная политическая организация людей.
Право – совокупность норм, регулирующих отношения людей в обществе.
Конституция – основной закон государства, который определяет жизнь в стране.
Политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления,
отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
Конкурс 3. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ». За каждый правильный ответ команда получает 0,5
балла.( Всего: 6 баллов)
Распределить в два столбика права и обязанности школьника:
1.бесплатное образование
2.активность в приобретении знаний
3.уважать мнение всех учащихся и учителей
4.удобное рабочее место
5.посещать школу в предназначенное для этого время
6.защита личной собственности
7.посещение школьных мероприятий
8.не пропускать занятия без уважительных причин
9.вести себя корректно на переменах и уроках
10.деловое сотрудничество с учителем
11.соблюдать ПДД , а также технику безопасности
12.беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12
4 Конкурс капитанов «Крестики - нолики».
В игре принимают участие 2 команды: «X» (крестики) и «О» (нолики). И название команды, и
очерёдность хода определяют жеребьёвкой. Таблица для игры помещена на доске, вопросы -
задания записаны на листочках и перевёрнуты, чтобы не был виден вопрос. Команды по очереди
отвечают на один вопрос и в случае правильного ответа ставят в клетку «X» или «О».
Победителем становится команда, которая быстрее заполнила свою строчку по горизонтали,
вертикали или диагонали.
Во сколько лет
ребёнок может
изме-нить своё имя
и фамилию?
Ответ: с 10 лет
Во сколько лет дети
получают паспорт
гражданина
Российской
Федерации?
Ответе: с14 лет
С какого возраста
наступает админист-
ративная ответствен-
ность за правонаруше-
ния?
Ответ: с 16 лет
С какого возраста
юноша подлежит
первоначальной по-
становке на учёт?
Ответ: с17 лет
С какого возраста
человек имеет
право голосовать?
Ответ: с 18 лет
С какого возраста
имеет право
подросток
самостоятельно
заклю-чать трудовой
договор?
Ответе: с 16лет
С какого возраста
подросток может
быть исключён из
школы за
правонарушения?
Ответ: с 14 лет
С какого возраста
допускается
поступление на
работу (на лёгкий
труд) с согласия
родителей?
Ответе 14 лет
С какого возраста
имеет право выбирать
любую работу, даже с
вредными условиями
труда?
Ответе 18лет
Конкурс «Юридическая консультация» ( Всего: 8 баллов)
Конкурс «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ» За каждый правильный ответ команда получает 0,5 баллов.
(Всего: 4 балла)
Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия
родителей.
1.купить мотоцикл
2.продать мотоцикл
3.прогулять стипендию с друзьями
4.заложить в ломбард свои золотые сережки
5.продать свой CD-плеер
6.открыть счет в банке
7.зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
8.заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
9.быть председателем кооператива
10.вступить в брак
11.работать по трудовому договору
12.обучаться вождению автомобиля на дорогах
ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12
Конкурс «Закрепим понятия»
1. Соотнесите определение и понятие:
А) документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения. 1.конвенция
Б) соглашение, заключенное между двумя и более независимыми людьми. 2. протокол
В) документ однородного содержания; государства, подписавшие его, не обязаны его выполнять,
носит рекомендательный характер. 3. пакт
Г) краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору. 4. декларация
Д) документ однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения для государств,
его подписавших. 5. договор
Ответы: А-3; Б-5; В-4; Г-2; Д-1.
Игра «Мнение»
1.Соблюдаются ли права современного человека?
2.Все ли учащиеся школы выполняют свои обязанности?
3.Я всегда буду стараться отстаивать свои права?
«Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права,
выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих
потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в
своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод,
меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.
Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ, открывший целую эпоху
по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в
деле защиты и обеспечения прав человека на Земле. И от того, какими вы вырастите, во что будете
верить, что будете принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашей Родины».
Стихотворение В.Бокова «Откуда начинается Россия»
Песня «С чего начинается Родина»
Литература:
«Методическое пособие для занятий по правовому воспитанию» для учащихся начальных классов
средней школы /Сост. ГамзюковаТ.А./
Основы правовых знаний: учебник для 8–9кл. В 2-х книгах Кн.1./С.И.Володина, А.М.Полиевктова,
Е.М.Ашмарина и др. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г.
Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград:
Издательство «Панорама», 2006 г.
Права вашего ребенка. Под ред. А.Б.Суслова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005 г.
Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9классов, их
родителей и учителей. – М.: научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 г.
Интернет Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Приложение 1
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность.
1 команда выступает с темой. История создания Декларации и ее значение в современном мире.
Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей».
Этот документ обеспечивал права английских феодалов.
Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г.
появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».
Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь,
свободу и счастье.
В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная
организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.
В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и
безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс -
Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила
специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.
Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией
вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав
человека.
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята
Декларация, которая определила базовые права человека.
2команда .О содержании и значении декларации.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и
самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и
перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную
безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на
мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не
имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на
свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной
жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и
человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось
право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.
Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех
народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.
Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно
ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при
рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора:
Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах.
Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для
многочисленных конституционных и законодательных положений.
«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность,
равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд,
образование и т.д.
По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948
года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения
Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.
В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека,
которая началась два года назад, 10 декабря 2007 года.
Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и
равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для
всех и каждого пока еще остается не достигнутой.
Приложение 2
Конкурсы Команда №1
Команда №2
плакатов
От 1 - 5 баллов
выступлений
От 1 - 5 баллов
разминка
1балл за правильный
ответ
права и обязанности
За правильный ответ
0,5 балла
Всего: 6 баллов
капитанов
2балла
юридическая консультация
2балла за полный
ответ
Всего: 8баллов
Может – не может
За правильный ответ
0,5 балла
Всего: 4балла
Закрепим понятия
1балл за правильный
ответ
Итоги