Напоминание

Права человека в современном мире


Автор: Винокурова Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НОУ "Центр ЮССТ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: Права человека в современном мире
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Права человека в современном мире»

Цели:

-объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной

защиты прав и свобод личности в государствах мира;

-сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека,

международным документам, обеспечивающим их;

-закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и

-сформировать правовую компетентность восьмиклассников в части защиты основных

прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.

Форма проведения.

Игра проходит в форме конкурса с элементами диспута. Каждая команда сидит за отдельным

столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Основные понятия:

права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация;

Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус

личности.

Слово учителя

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют

поведение людей и отношения между ними)

Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства

охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права

человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек.

Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека

неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту

самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они

универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

О каких принципах прав человека я упомянул(а)? Что означает слово «принципы»? (права

естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

Какими правами обладает человек?

Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

Какие документы закрепляют права человека?

Домашнее задание: Конкурс плакатов.

1и 2 команда выступают с темой:

«История создания Декларации и ее значение в современном мире». (Приложение1)

Учитель:

Спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира, и

имеет большую значимость для развития демократических правовых государств.

Разминка. Знаете ли вы определения? Каждой команде предлагается дать определение

понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 1

балл.

Закон – норма, введённая в силу политической властью.

Свобода – это возможность выбрать, как поступить.

Государство – главная политическая организация людей.

Право – совокупность норм, регулирующих отношения людей в обществе.

Конституция – основной закон государства, который определяет жизнь в стране.

Политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления,

отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

Конкурс 3. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ». За каждый правильный ответ команда получает 0,5

балла.( Всего: 6 баллов)

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

1.бесплатное образование

2.активность в приобретении знаний

3.уважать мнение всех учащихся и учителей

4.удобное рабочее место

5.посещать школу в предназначенное для этого время

6.защита личной собственности

7.посещение школьных мероприятий

8.не пропускать занятия без уважительных причин

9.вести себя корректно на переменах и уроках

10.деловое сотрудничество с учителем

11.соблюдать ПДД , а также технику безопасности

12.беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

4 Конкурс капитанов «Крестики - нолики».

В игре принимают участие 2 команды: «X» (крестики) и «О» (нолики). И название команды, и

очерёдность хода определяют жеребьёвкой. Таблица для игры помещена на доске, вопросы -

задания записаны на листочках и перевёрнуты, чтобы не был виден вопрос. Команды по очереди

отвечают на один вопрос и в случае правильного ответа ставят в клетку «X» или «О».

Победителем становится команда, которая быстрее заполнила свою строчку по горизонтали,

вертикали или диагонали.

Во сколько лет

ребёнок может

изме-нить своё имя

и фамилию?

Ответ: с 10 лет

Во сколько лет дети

получают паспорт

гражданина

Российской

Федерации?

Ответе: с14 лет

С какого возраста

наступает админист-

ративная ответствен-

ность за правонаруше-

ния?

Ответ: с 16 лет

С какого возраста

юноша подлежит

первоначальной по-

становке на учёт?

Ответ: с17 лет

С какого возраста

человек имеет

право голосовать?

Ответ: с 18 лет

С какого возраста

имеет право

подросток

самостоятельно

заклю-чать трудовой

договор?

Ответе: с 16лет

С какого возраста

подросток может

быть исключён из

школы за

правонарушения?

Ответ: с 14 лет

С какого возраста

допускается

поступление на

работу (на лёгкий

труд) с согласия

родителей?

Ответе 14 лет

С какого возраста

имеет право выбирать

любую работу, даже с

вредными условиями

труда?

Ответе 18лет

Конкурс «Юридическая консультация» ( Всего: 8 баллов)

Конкурс «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ» За каждый правильный ответ команда получает 0,5 баллов.

(Всего: 4 балла)

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия

родителей.

1.купить мотоцикл

2.продать мотоцикл

3.прогулять стипендию с друзьями

4.заложить в ломбард свои золотые сережки

5.продать свой CD-плеер

6.открыть счет в банке

7.зарегистрировать авторское право на компьютерную программу

8.заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале

9.быть председателем кооператива

10.вступить в брак

11.работать по трудовому договору

12.обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

Конкурс «Закрепим понятия»

1. Соотнесите определение и понятие:

А) документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения. 1.конвенция

Б) соглашение, заключенное между двумя и более независимыми людьми. 2. протокол

В) документ однородного содержания; государства, подписавшие его, не обязаны его выполнять,

носит рекомендательный характер. 3. пакт

Г) краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору. 4. декларация

Д) документ однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения для государств,

его подписавших. 5. договор

Ответы: А-3; Б-5; В-4; Г-2; Д-1.

Игра «Мнение»

1.Соблюдаются ли права современного человека?

2.Все ли учащиеся школы выполняют свои обязанности?

3.Я всегда буду стараться отстаивать свои права?

«Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права,

выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих

потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в

своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод,

меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ, открывший целую эпоху

по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в

деле защиты и обеспечения прав человека на Земле. И от того, какими вы вырастите, во что будете

верить, что будете принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашей Родины».

Стихотворение В.Бокова «Откуда начинается Россия»

Песня «С чего начинается Родина»

Литература:

«Методическое пособие для занятий по правовому воспитанию» для учащихся начальных классов

средней школы /Сост. ГамзюковаТ.А./

Основы правовых знаний: учебник для 8–9кл. В 2-х книгах Кн.1./С.И.Володина, А.М.Полиевктова,

Е.М.Ашмарина и др. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г.

Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград:

Издательство «Панорама», 2006 г.

Права вашего ребенка. Под ред. А.Б.Суслова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005 г.

Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9классов, их

родителей и учителей. – М.: научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 г.

Интернет Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Приложение 1

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность.

1 команда выступает с темой. История создания Декларации и ее значение в современном мире.

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей».

Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г.

появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь,

свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная

организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и

безопасности.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс -

Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила

специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией

вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав

человека.

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята

Декларация, которая определила базовые права человека.

2команда .О содержании и значении декларации.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и

самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и

перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную

безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на

мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не

имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на

свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной

жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и

человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось

право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех

народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно

ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при

рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора:

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для

многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность,

равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд,

образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948

года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения

Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека,

которая началась два года назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и

равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для

всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Приложение 2

Конкурсы Команда №1

Команда №2

плакатов

От 1 - 5 баллов

выступлений

От 1 - 5 баллов

разминка

1балл за правильный

ответ

права и обязанности

За правильный ответ

0,5 балла

Всего: 6 баллов

капитанов

2балла

юридическая консультация

2балла за полный

ответ

Всего: 8баллов

Может – не может

За правильный ответ

0,5 балла

Всего: 4балла

Закрепим понятия

1балл за правильный

ответ

Итоги



В раздел образования