Автор: Науширванова Альбина Вилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №278
Населённый пункт: город уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Раздел: дошкольное образование
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством
дидактических игр.
Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного
воспитания. Таким образом он познаёт окружающий мир. Ярким примером является
стремление в младенческом возрасте испробовать всё на вкус. Позже это переходит в
желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок,
проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным
помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитание в нём личностных
качеств и знакомстве существующими реалиями являются сенсорные детские игры.
Сенсорика происходит от латинского слова «sensus», что означает восприятие.
Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять
собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное
восприятие.
Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о
таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное
представление, размер. Для трёхлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно
развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.
Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного
воспитания крохи – как он видит, слышит, осязает мир вокруг себя.
В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет?
Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста – это:
Базовый фундамент для умственного развития.
Развитие наблюдательности и внимания.
Положительное влияние на эстетические чувства.
Расширение воображения.
Возможность освоения новых способов познания предметов и мира.
Приобретение сенсорных эталонов.
Постижение навыков учиться и изучать.
Помощь в увеличении словарного запаса.
Влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная,
слуховая, образная и другие.
Для того чтобы ребёнок гармонично рос и получал грамотное воспитание,
необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного
внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет. Именно в этот период кроху ждёт
встреча с огромным объёмом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого
человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок – это
игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький
хвостик, в то время как малыш этого ещё не знает. Очень важно родителям и
родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно
преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.
Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание
в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков
движения. В раннем возрасте малыши стремятся всё повторить за взрослыми и
подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить
сенсорное воспитание крохи. Например, как общаться с интересующими его
предметами, как держать карандаш, лепить и рисовать.
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает
основополагающее место в познание мира, ведь практически всё о нём ребёнок
узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня
сенсорного развития ребёнка. Кроме того преподнесение информации об
окружающем мире в итоговой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт
внимание крохи.
Поэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет
фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также
имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие необходимое для
успешного обучения и развития ребенка. Вот некоторые дидактические игры,
направленные на развитие сенсорных способностей для использования в домашних
условиях.
Игры на развитие тактильных ощущений
Тактильные карточки.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный
потенциал ребенка.
Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для
мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая
часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с
такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре.
Описание игры:
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий,
шершавый);
Предлагается угадать материал при ощупывании предложенной карточки под покрывалом;
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие восприятия формы.
1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки,
геометрические фигуры и тела).
Описание игры:
положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или
треугольные фигуры.
попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать
разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.
2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики
рук.
Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.
Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми,
которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка
такую же.
Игры на развитие восприятия размера.
Дидактическая игра: «Разложи по размеру»
Цель: учить соотносить предметы по величине.
Описание игры:
По просьбе педагога нужно разложить по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и
др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может
уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
Итак, сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш
досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно
разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета
и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это
его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет
проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в
развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным
способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Развивающие игры с пуговицами.
Игры с пуговицами отлично развивают:
- мелкую моторику и тактильное восприятие;
- зрительно-моторную координацию;
- точность движений и внимание;
- математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по
размеру, считать);
- эмоциональное и творческое развитие
1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета.
Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями,
золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы,
тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не
забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая),
посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.
2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите
«В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.
3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных
пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом
расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую,
красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую):
в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую -
маленькие.
5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд,
например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность.
6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.