Напоминание

Положение и условия проведения этапов игры "Зарница"


Автор: Степанов Дмитрий Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия–интернат №664 Красногвардейского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Методические материалы для подготовки к спортивно–патриотической игре "Зарница"
Тема: Положение и условия проведения этапов игры "Зарница"
Раздел: полное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СПОРТИВНО-ПАТРИО-

ТИЧЕСКОЙ ИГРЕ «ЗАРНИЦА»

для учащихся 8-11 классов

Автор: Степанов Дмитрий Валерьевич,

учитель физической культуры

гимназии-интерната №664

Красногвардейского района

2018 г.

2

РАССМОТРЕНО

на кафедре здоровьесберегающих

технологий гимназии-интерната

№ 664

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии-интерната

№ 664

____________Е.И. Кадина

«___» __________ 2018 года

«___» __________ 2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении спортивно-патриотической игры «Зарница»

посвященной 73 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне

1.

Цели и задачи

1.1. Целью спортивно-патриотической игры «Зарница» (далее - Игры) является

сохранение

и

укрепление

традиций,

связанных

с

патриотическим

воспитанием

школьников в рамках военно-спортивных игр.

1.2. Задачи Игры:

пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и

укрепление

физической подготовки обучающихся;

сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;

формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и

духовного начала;

формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных

ситуациях.

формирование сборной команды гимназии для участия в районных и

городских соревнованиях «Зарница».

2.

Организатор Игры

2.1. Организатором Игры является гимназия-интернат № 664 (далее - Гимназия-

интернат).

2.2.

Непо средственное

проведение

Игры

возлагается

на

ка ф ед ру

здоровьесберегающих

технологий

гимназии-интерната,

которая

формирует

судейскую

бригаду и отвечает за организацию, проведение и подведение итогов Игры.

2.3. Медицинское обслуживание осуществляет медицинский персонал гимназии-

интерната.

3. Сроки и порядок проведения Игры

3.1. Соревнование проводится ___________________

3.2. Место проведения Игры – гимназия-интернат (площадка Ударников, д.17).

3.3 Команда от каждого класса именуется отряд, старший отряда – командир.

3.4

Команды

(отряды)

распределяются

по

возрастным

группам

следующим

образом:

Возрастная группа

Класс

Первая

1-2 классы

Вторая

3-4 классы

Третья

5-7 классы

Четвертая

8-11 классы

3

4. Требования к участникам Игры и условия их допуска

4.1. В Игре принимают участие команды 1-11 классов.

4.2. Состав команды:

1-4 классы не ограничен, но не менее 10 человек;

5-11 классы – 10 человек, не менее 2 девушек.

4.3. К Игре допускаются команды, оформившие заявку установленного образца

(Приложение 1).

4.4. На мероприятии команду должен сопровождать классный руководитель или

другой взрослый-сопровождающий.

4.5 Форма одежды участников спортивная, длинная (спортивные брюки, футболка и

куртка (анорак) с длинным рукавом) и головным убором. Обувь – спортивная.

4.6

В

случае

отсутствия

спортивной

формы

у

участников

команда

(отряд)

не

допускается к прохождению спортивных этапов или Игре (по усмотрению главного судьи).

4.7 В случае неполного состава участников команда (отряд) участвует в Игре «вне

конкурса» (т.е. занимает место ниже команд с полным составом).

4.8 В случае недисциплинированного поведения участник (команда) может быть

дисквалифицирован(а). Команда дисквалифицируется без определения места.

5. Программа Игры

5.1. Команды проходят этапы Игры, на которых выполняют специальные задания.

5.2..Команды проходят этапы в заданном порядке. Обязательно прохождение всех

этапов. На старте команды получают маршрутный лист, который необходимо сдать судье

при прохождении всех этапов.

5.3. Этапы Игры:

Название этапа

1-2

классы

3-4

классы

5-7

классы

8-11

классы

1

Готов к труду и обороне»

+

+

+

+

2

Строевой смотр

+

+

+

+

3

«Меткий стрелок»

+

+

4

Неполная разборка-сборка автомата

Калашникова (АК-74)

+

+

5

«Медико-санитарная подготовка»

+

+

+

+

6

Операция «Защита»

+

+

7

«Дороги без опасности»

+

+

+

+

8

Ориентирование» и топографические

знаки

+

+

9

«Туристские навыки»

+

+

+

10

«Лекарственные растения, ягоды и

грибы»

+

+

+

+

11

«Страницы истории Отечества»

+

+

+

+

12

«Следы диких животных»

+

+

+

+

5.4. На каждом этапе капитан команды строит команду и сдает рапорт судье этапа.

6. Условия выполнения заданий и определения победителей

6.1.1 Этап «Готов к труду и обороне».

Лично-командные соревнования по физической подготовке (участвуют 4 челове-

ка: 2 мальчика и 2 девочки).

Участвуют команды (отряды) 1-11 классов.

4

Участникам необходимо выполнить контрольные упражнения ВФСК «Готов к

труду и обороне»:

1.

Подтягивания на высокой перекладине (мальчики 5-11 классы); отжимания из

упора лежа (мальчики 1-4 классы, девочки). Время выполнения упражнений –

не более 1 минуты.

2.

Прыжок в длину с места – не более 3 попыток.

Личный и командный результаты определяются по сумме баллов двух упражнений.

Результат (в баллах) в каждом упражнении определяется по таблице оценки «Прези-

дентские состязания».

6.1.2 Этап «Строевой смотр»

Командные соревнования (участвуют 10 человек).

Участвуют команды (отряды) 1-11 классов.

Команды

1-4

классов

могут

выступать

в

большем

составе

(по

усмотрению

классного руководителя).

Команды 1-4 классов исполняют строевую песню маршем на месте.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах для подготовки к спортивно - патриотической игре «Зарница» (далее Ме -

тодических материалах).

Результат команды определяется суммой набранных баллов.

Выбор песни каждым отрядом допускается исключительно из перечня песен

опубликованных в Методических материалах. Выбор иной песни допускается только по-

сле дополнительного согласования с главным судьей Игры.

Исполнение песни допускается только на русском языке.

Название, девиз и эмблемы команд должны повторять виды и рода войск воору-

женных сил Российской Федерации.

Категорически запрещается использовать знаки отличия, эмблемы, символы и т.п.

войск других стран.

6.1.3 Этап «Меткий стрелок»

Командные соревнования (участвуют 4 человека: 3 мальчика и 1 девочка).

Участвуют команды (отряды) 5-11 классов.

Стрельба из электронного оружия (автомат Калашникова АК-74) по мишеням (3

пробных, 5 зачетных выстрелов).

Результат определяется суммой набранных баллов.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

6.1.4 Этап неполная разборка-сборка автомата Калашникова (АК-74)

Лично-командные соревнования (участвуют 2 человека).

Участвуют команды (отряды) 5-11 классов.

Контрольное время — 3 минуты.

Командный зачет определяется по сумме 3 личных результатов с учетом штра-

фов.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

6.1.5 Этап «Медико-санитарная подготовка»

5

Командные соревнования (участвуют 10 человек).

Участвуют команды (отряды) 1-11 классов.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

Для выполнения задания каждая команда собирает санитарную сумку:

1.

Карандаш

2.

Блокнот

3.

Салфетки в упаковке

4.

Бинты 5*7 не вскрытые 2 штуки

5.

Бинты 7*14 не вскрытые 2 штуки

6.

Вата

7.

Йод (зеленка)

Практическое задание

Для команд (отрядов) 1-2 классов:

1. Оказать помощь при царапинах (ссадинах) или незначительных ранах на руках

и ногах.

Для команд (отрядов) 3-4 классов:

1. Оказать помощь при царапинах (ссадинах) или незначительных ранах на руках

и ногах (порядок действий описан выше);

2. Ушиб конечности.

3.

Обеспечить транспортировку условно пострадавшего способом «на руках» си-

лами команды.

Для команд (отрядов) 5-7 классов:

1.

Оказать помощь при ушибе конечности;

2.

Закрытый перелом предплечья.

3.

Обеспечить транспортировку условно пострадавшего на носилках силами ко-

манды.

Для команд (отрядов) 8-11 классов:

1.

Оказать помощь при ушибе конечности;

2.

Закрытый перелом предплечья.

Травма головы.

3.

Обеспечить транспортировку условно пострадавшего на носилках силами ко-

манды.

Теоретическое задание

Задания этапа: выполнить тест по теории медико-санитарной подготовки.

Время выполнения задания – не более 5 минут.

6.1.6 Этап Операция «Защита»

Командные соревнования (участвуют 10 человек).

Участвуют команды (отряды) 5-11 классов.

Задание – все участники команды по сигналу судьи «газы» надевают противогаз

на себя. Выполнив норматив, подают установленный сигнал.

Судья этапа проверяет правильность выполненного задания.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

6.1.7 Этап «Дороги без опасности»

Командные соревнования (участвуют 10 человек).

Участвуют команды (отряды) 1-11 классов.

В соревнования входят командный зачет: фигурное вождение велосипеда (только

для команд 3-11 классов) и конкурс знатоков Правил дорожного движения.

6

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

Фигурное вождение велосипеда (командный зачет)

Количество участников - 4 человека.

Соревнование проводится на площадке, где последовательно расположены пре-

пятствия.

Участники на велосипеде преодолевает полосу препятствий в форме эстафеты.

Перечень возможных препятствий этапа «Фигурное вождение велосипеда»:

Слалом

Наклонная доска

S-образная дорога

Прицельное торможение

Перевоз груза

Проезд по доске

Результат определяется по наименьшему времени, затраченному на выполнение

задания с учетом штрафных баллов.

Конкурс знатоков Правил дорожного движения (командный зачет)

Правила дорожного движения, участвуют 6 человек.

Каждый участник отвечает на задания теста самостоятельно.

6.1.8 Этап «Ориентирование» и топографические знаки

Участвуют команды (отряды) 5-11 классов.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

Командам необходимо выполнить практическое и теоретическое задание.

Практическое задание

Командные соревнования (участвуют 4 человека – 2 команды по 2 человека).

Необходимо с помощью схемы участка школы найти контрольные пункты (КП).

Контрольное время выполнения задания – 5 минут.

Участникам необходимо иметь при себе часы (телефон) с функцией секундомера.

Теоретическое задание

Командные соревнования (участвует 6 человек). Необходимо выполнить тест по

проверке знаний топографических знаков. Контрольное время выполнения задания – 5 ми-

нут.

6.1.9 Этап «Туристские навыки»

Командные соревнования (участвуют 10 человек).

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

Участвуют команды (отряды) 3-11 классов.

Задания этапа:

«Туристские узлы»

Участвует 2 человека. Участникам за отведенное время 5 минут необходимо завя-

зать узлы:

1) прямой;

2) встречный;

3) «восьмерка» (полуторный проводник);

7

4) двойной проводник («заячьи уши»):

5) проводник.

За каждый неправильно завязанный узел команда получает штрафной балл.

«Укрытие»

Участвует 7 человек. Необходимо за отведенное время 5минут с помощью тента

организовать укрытие группы от непогоды.

«Азимут»

Участвует 1 человек. Необходимо за отведенное время 5минут с помощью компа-

са определить азимуты на 3 предмета.

6.1.10 Этап «Страницы истории Отечества»

Командные соревнования (участвуют 5 человек).

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

Участвуют команды (отряды) 1-11 классов.

Время выполнения задания – не более 5 минут.

Задание в виде тестов по темам: общие вопросы, Дни воинской Славы России,

полководцы, битвы, вооружение, награды Великой Отечественной войны.

6.1.11 Этап «Лекарственные растения, ягоды и грибы»

Командные соревнования (участвуют 5 человек).

Участвуют команды (отряды) 1-11 классов.

Задание в виде тестов. Время выполнения задания – не более 5 минут.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

6.1.12 Этап «Дикие животные Северо-Западного региона России»

Командные соревнования (участвуют 5 человек).

Участвуют команды (отряды) 1-11 классов.

Задание в виде тестов. Время выполнения задания – не более 5 минут.

Порядок и содержание выступления команды на этапе представлен в Методиче-

ских материалах.

7. Определение победителей и призеров Игры

7.1. Места в командном зачете определяются по сумме занятых командой мест на

всех этапах Игры. Побеждает команда с наименьшей суммой мест.

7.2 В случае равенства набранных баллов побеждает команда показавшая наилуч-

ший результат на этапе «Готов к труду и обороне».

7.3. Команда не прошедшая все этапы Игры, занимает место ниже всех команд

прошедших все этапы Игры.

7.4. Все команды-участники награждаются грамотами.

7.5 Команда - победитель и призеры награждаются дипломами.

7.6 Победители в личном зачете награждаются грамотами.

8

Приложение 1

(готовит классный руководитель)

ЗАЯВКА

от _______________

(класса)

на участие в соревнованиях «ЗАРНИЦА»

п/п

Фамилия, имя участника

Допуск врача (подпись и пе-

чать медработника)

1

КАПИТАН КОМАНДЫ

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего допущено ______ чел.

______________________________________________________

(кол-во человек прописью)

Подпись врача ________________________ (__________________________)

(подпись)

(Ф.И.О.)

(Печать медицинского учреждения)

Классный руководитель

_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

9

Этап «Строевой смотр»

10

Команды выполняют задания в следующем порядке:

Показ домашнего задания (название, девиз, эмблема).

Отряд строится в одну шеренгу.

Главный судья говорит: «Командиру ___ класса, два шага вперед, налево».

Командир делает два шага вперед и поворачивается налево боком к отряду.

«К выполнению домашнего задания приступить!».

После, командир отряда говорит: «Наше название» (отряд хором отвечает); «Наш

девиз» (отряд хором отвечает).

Главный судья говорит: «Командиру ___ класса, встать в строй» (командир отря-

да поворачивается налево, возвращается в строй).

Сдача рапорта, выполнение строевых приемов, проход с песней.

Главный судья говорит: «Командиру ___ класса на исходный рубеж! (командир

подходит в обозначенное место).

К выполнению строевых приемов приступить!».

Командир выходит вперед, подает команду: «Отряд, равняйсь, смирно».

Капитан идет кратчайшим путем к главному судье строевым шагом.

Останавливается за 3 шага и докладывает:

Товарищ главный судья отряд ___класса к смотру строя и песни готов. Капитан

(фамилия и имя).

Становится слева от главного судьи.

Главный судья: «Здравствуйте, товарищи».

Отряд отвечает: «Здравия желаем, товарищ главный судья».

Капитан подает команду: «Отряд, равняйсь, смирно! Направо (2 раза), налево (2

раза), кругом (2раза).

Капитан подает команду: «Отряд, равняйсь, смирно! На первый – второй рассчи-

тайсь!».

Капитан подает команду: «В две шеренги стройся! В одну шеренгу стройся!» (2

раза).

Капитан подает команду: « Отряд, направо! Сомкнись! В обход по залу шагом

марш!».

Капитан подает команду: « Отряд, песню запевай!»

Отряд проходит с песней.

Капитан подает команду: « Отряд, на месте стой. Налево».

Капитан подает команду: «Отряд, равняйсь, смирно».

Идет кратчайшим путем к главному судье. Останавливается за 3 шага и доклады-

вает:

Товарищ главный судья, отряд ___ класса смотр строя и песни закончил. Капитан

(фамилия и имя).

Главный судья дает команду: «Вольно! Вернуться на исходную позицию».

Капитан отряда дублирует команду: «Вольно!» и строевым шагом возвращается в

строй.

Капитан подает команду: «Направо. За мной на исходную позицию шагом

марш!».

11

Песни для этапа «Строевой смотр»

1.

«Экипаж – одна семья». Музыка – В.В. Плешан, слова – Ю.М. Погорельского.

2.

«Армия моя». Музыка – А.Абрамова, слова – Р. Плаксина.

3.

«Катюша». Музыка – М. Блантера, слова – М. Исаковского.

4.

«Шли солдаты на войну». Музыка и слова – И. Русских.

5.

«Бескозырка белая». Музыка – В. Шаинского , слова – М. Пляцковского.

6.

«По долинам и по взгорьям». Музыка – А.В. Александрова , слова – С. Алымова.

7.

«Прощание Славянки». Музыка – В. Агапкина.

8.

«Мы армия страны». Музыка – Г. Мовсесьяна, слова – Р. Рожденственского.

9.

«Вставай, страна огромная». Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач.

10. «Маруся». Музыка-Александр Зацепин, слова -Леонид Дербенев.

11. «Идет солдат по городу». Автор текста (слов): Танич М. Композитор (музыка):

Шаинский В.

12. Песенка фронтового шофера. Автор текста (слов):Ласкин Б. Композитор (музыка):

Мокроусов Б.

13. Три танкиста. Слова Б. Ааскина.

12

Этап «Меткий стрелок»

13

Прицеливание

Хорошее зрение является необходимым условием для правильного прицеливания

и меткой стрельбы. Для того чтобы навести винтовку на цель, нужно придать ей такое по-

ложение, когда глаз видит середину прорези прицела (на уровне гривки прицельной

планки), вершину мушки и точку прицеливания на одной линии. В этом и заключается

прицеливание.

При стрельбе из стрелкового оружия требуется соблюдать следующие правила.

Правило первое — прицеливаясь с открытым прицелом, следует без напряжения

закрыть левый глаз, а правым отчетливо видеть прорезь прицела и мушку, не обращая вни-

мание на то, что цель будет видна несколько туманно. Главное — это прорезь и мушка, а

точка прицеливания — второстепенное. Мушка должна быть ровная (рисунок ниже), т.е.

находиться в середине прицела и вровень с его краями.

Если мушка будет крупная, т.е. выше прорези прицела, пули уйдут вверх, если

мушка мелкая, т. е. ниже прорези прицела, пули уйдут вниз.Самое незначительное откло -

нение мушки в прорези прицела приводят к значительному отклонению пули от точки

прицеливания. Поэтому, если надо внести поправку, то следует делать это за счет соответ -

ствующей установки прицела или выноса точки прицеливания. Если пули ложатся левее,

необходимо целиться правее, но сохраняя при этом ровную мушку.

Правильное прицеливание с открытым прицелом

Правило второе — никогда нельзя «играть» мушкой. Ровная мушка — это непре-

рекаемый закон прицеливания.

14

Правило третье — нельзя наклонять вправо или влево винтовку (сваливать) при

прицеливании, как с открытым, так и с оптическим прицелом. Под сваливанием понимают

такое положение винтовки, когда гривка открытого прицела и шкала боковых поправок оп-

тического прицела располагаются не горизонтально. При сваливании винтовки вправо

пули отклоняются вправо и вниз, при этом отклонение больше, чем больше расстояние и

угол сваливания.

Спуск курка

Для спуска курка необходимо, затаив дыхание, плавно нажимать на спусковой крючок до

тех пор, пока курок (незаметно для снайпера) не спустится с боевого взвода, т.е. не

произойдет выстрел.

Непосредственно перед выстрелом — глубокий вдох, затем полный выдох, потом неглубо-

к и й

в д о х ,

к о т о р ы й

з а д е р ж и в а е т с я

н а

в р е м я

с п у с к а .

При спуске курка не следует придавать значение легким колебаниям угольника сетки (ров -

ной мушки) у точки прицеливания.

15

Этап неполная разборка-сборка автомата Калаш-

никова (АК-74)

Снаряжение магазина патронами

16

Устройство автомата АК-74, обращение с ним, уход и сбережение.

Общие сведения

Назначение и боевые свойства автомата.

5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Он предназна-

чен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника.

Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-

нож.Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со стальным сер-

дечником) и трассирующими пулями.

Из

автомата

ведётся

автоматический

или

одиночный

огонь.

Автоматический

огонь является основным видом огня: он ведётся короткими (до 5 выстрелов) и длинными

(до 10 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится

из коробчатого магазина ёмкостью на 30 патронов.

Прицельная дальность стрельбы из автомата 1000 м. Наиболее действенный

огонь как по наземным целям, так и по самолётам, вертолётам и парашютистам – на даль -

ности до 500 м. Сосредоточенный огонь из автоматов ведётся на дальность до 1000 м.

Дальность прямого выстрела: по грудной фигуре – 440 м, по бегущей фигуре –

625 м.

Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту. Боевая скорострельность: при

стрельбе очередями – до 100, при стрельбе одиночными – до 40 выстрелов в минуту.

Вес автомата АК74 без штык-ножа со снаряженным патронами пластмассовым

магазином – 3,6 кг. Вес штыка-ножа с ножнами 490 г.

Понятие об устройстве автомата и работе его частей

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и писто-

летной рукояткой (1);

крышки ствольной коробки (3);

затворной рамы с газовым поршнем (4);

затвора (5);

возвратного механизма (6);

газовой трубки со ствольной накладкой (7);

ударно-спускового механизма;

цевья (8);

магазина (9).

Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор (2) и штык-нож

(10).

17

В комплект автомата входят: принадлежность, ремень и сумка для магазинов.

К принадлежности относятся: шомпол (11), протирка, ёршик, отвёртка, выколотка, пенал

(12), маслёнка, обоймы и переходник. Пенал служит для хранения протирки, ёршика, от-

вёртки и выколотки.

Автоматическое действие автомата основано на использовании энергии порохо-

вых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру.

При выстреле часть пороховых газов, следующих за пулей, устремляется через

отверстие в стенке ствола в газовую камеру, давит на переднюю стенку газового поршня и

отбрасывает поршень и затворную раму с затвором в заднее положение. При отходе за-

творной рамы назад происходит отпирание затвора, затвор извлекает из патронника гильзу

и выбрасывает её наружу, затворная рама сжимает возвратную пружину и взводит курок

(ставит его на взвод автоспуска).

В переднее положение затворная рама с затвором возвращается под действием

возвратного механизма, затвор при этом досылает очередной патрон из магазина в патрон -

ник и закрывает канал ствола, а затворная рама выводит шептало автоспуска из-под взвода

автоспуска курка. Курок становится на боевой взвод.

Запирание затвора осуществляется его поворотом вокруг продольной оси вправо,

в результате чего боевые выступы затвора заходят за боевые упоры ствольной коробки.

Если переводчик установлен на одиночный огонь, то при нажатии на спусковой крючок

произойдёт только один выстрел; для производства следующего выстрела необходимо

отпустить спусковой крючок и нажать на него снова.

Разборка и сборка автомата

Разборка автомата может быть неполная и полная: неполная – для чистки, смазки

и осмотра автомата; полная – для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахо-

ждения его под дождём или в снегу и при ремонте. Излишне частая разборка вредна, так

как ускоряет изнашивание частей и механизмов.

Разборку и сборку автомата производить на столе или чистой подстилке; части и

механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну

часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. При сборке автомата

сличать номера на его частях; у каждого автомата номеру на ствольной коробке должны

соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной ко-

робки и других частях.

Порядок неполной разборки автомата

1. Отделить магазин. Удерживая автомат левойрукой за шейку приклада или

цевьё, правой рукойобхватить магазин; нажимая большим пальцем назащёлку, подать ниж-

нюю часть магазина вперёд и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в па-

троннике, для чего опустить переводчик вниз, поставив его в положение «АВ» или «ОД»;

отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затвор-

ной рамы и спустить курок с боевого взвода.

2. Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада. Утопить пальцем правой

руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть

пенал и вынуть из него протирку, ёршик, отвёртку и выколотку.

3. Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка

вышла из-под упора на основании мушки, и вынуть шомпол. При затруднительном отделе-

нии шомпола разрешается пользоваться выколоткой, которую следует вставить в отверстие

головки шомпола, оттянуть от ствола конец шомпола и вынуть его.

4. Отделить дульный тормоз-компенсатор. Утопить отвёрткой фиксатор дульного

тормоза-компенсатора. Свернуть дульный тормоз-компенсатор с резьбового выступа осно-

вания мушки, вращая его против хода часовой стрелки. В случае чрезмерно тугого

вращения дульного тормоза-компенсатора допускается производить отворачива-

ние его с помощью выколотки (шомпола), вставленной в окна дульного тормоза компенса-

тора.

5. Отделить крышку ствольной коробки. Левой рукой обхватить шейку приклада,

18

большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возврат-

ного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки

и отделить крышку.

6. Отделить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой за шейку при-

клада, правой подать вперёд направляющий стержень возвратного механизма до выхода

его пятки из продольного паза ствольной

коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный

механизм из канала затворной рамы.

7. Отделить затворную раму с затвором. Продолжая удерживать автомат левой ру-

кой, правой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять её вместе с затвором и

отделить от ствольной коробки.

8. Отделить затвор от затворной рамы. Взять затворную раму в левую руку затво-

ром кверху;правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ

затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперёд.

9. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

Удерживая автомат левой рукой, правой надеть пенал принадлежности прямо-

угольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя

до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.

Порядок сборки автомата после неполной разборки

1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат ле-

вой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой каме-

ры и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть с помощью

пенала

принадлежности замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке

прицела.

2. Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а

затвор в правую и вставить его цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор

так, чтобы его ведущий выступ вошёл в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть

затвор вперёд.

3. Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затвор-

ную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем по-

ложении. Левой рукой обхватить шейку приклада, правой ввести газовый поршень в по-

лость колодки прицела и продвинуть затворную раму вперёд настолько, чтобы отгибы

ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать её к

ствольной коробке и продвинуть вперёд.

4. Присоединить возвратный механизм. Правой рукой ввести возвратный меха-

низм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стер-

жень вперёд и, опустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной ко-

робки.

5. Присоединить крышку ствольной коробки. Вставить крышку ствольной короб-

ки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец

крышки ладонью правой руки вперёд и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня

возвратного механизма вошёл в отверстие крышки ствольной коробки.

6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажать на

спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа.

7. Присоединить дульный тормоз-компенсатор. Навернуть дульный тормоз

компенсатор на резьбовой выступ основания мушки, до упора. Если паз дульного

тормоза-компенсатора не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть дульный

тормоз-

компенсатор до совмещения паза с фиксатором.

8. Присоединить шомпол.

9. Вложить пенал в гнездо приклада. Уложить протирку, ёршик, отвёртку и выко-

лотку в пенал и закрыть его крышкой, вложить пенал дном в гнездо приклада и утопить

его так, чтобы гнездо закрылось крышкой.

19

10. Присоединить магазин к автомату. Удерживая автомат левой рукой за шейку

приклада или цевьё, правой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина и повернуть

магазин на себя так, чтобы защёлка заскочила за опорный выступ магазина.

Снаряжение магазина патронами

Для снаряжения магазина патронами надо взять магазин в левую руку горловиной

вверх и выпуклой стороной влево, а в правую руку – патроны пулями к мизинцу так, что -

бы дно гильзы немного возвышалось над большим и указательным пальцами. Удерживая

магазин с небольшим наклоном влево, нажимом большого пальца вкладывать патроны по

одному под загибы боковых стенок дном гильзы к задней стенке магазина.

Условия (порядок) выполнения нормативов по огневой подготовке.

Разборка и сборка автомата (слитно)

Оружие на подстилке или столе, инструмент наготове (разрешается заранее из-

влечь отвертку из пенала). Обучаемый находится у оружия.

Время отсчитывается от команды «К разборке и сборке автомата приступить» до

доклада обучаемого «Готово».

Отделить магазин, проверить, нет ли патрона в патроннике (курок с боевого взво-

да спускать в положение автомата под углом 45-60 градусов от поверхности стола), вынуть

пенал принадлежности из гнезда приклада, отделить шомпол, дульный тормоз-компенса-

тор, крышку ствольной коробки, возвратный механизм, затворную раму с затвором, затвор

от затворной рамы и газовую трубку со ствольной накладкой.

После касания газовой трубкой стола или подстилки, сразу приступить к сборке

автомата.

Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой, затвор к затворной раме,

затворную раму с затвором к ствольной коробке, возвратный механизм, крышку ствольной

коробки.

Спустить курок с боевого взвода (курок с боевого взвода спускать в положение

автомата под углом 45-60 градусов от поверхности стола), и поставить на предохранитель.

Присоединить дульный тормоз-компенсатор, шомпол, вложить пенал в гнездо

приклада, присоединить магазин к автомату.

Положить автомат на стол или подстилку.

Снаряжение магазина

Обучаемый находится перед подстилкой, на которой расположены магазины и

учебные патроны (россыпью).

Время отсчитывается от команды «К снаряжению магазина приступить» до

доклада обучаемого «Готово».

20

Нормативы по огневой подготовке.

21

Этап «Медико-санитарная подготовка»

22

Оснащение санитарной сумки:

8.

карандаш

9.

блокнот

10. салфетки в упаковке

11. бинты 5*7 не вскрытые 2 штуки

12. бинты 7*14 не вскрытые 2 штуки

13. вата

14. йод (зеленка)

Теоретическая часть

Растяжение связок

Растяжение связок, наряду с ранами, относится к числу наиболее часто встречаю-

щихся травм. Растяжение связок получают, неловко ступив, споткнувшись или поскольз-

нувшись. Чаще всего при этом поражаются голеностопный и коленный суставы.

В суставе происходит надрыв связок и разрыв сосудов. Область сустава опухает,

через кожу синевой просвечивает кровоподтек. Раненное место болезненно при ощупыва -

нии и особенно при движении; тем не менее, пострадавший, несмотря на растяжение в су -

ставе, может передвигаться.

Вывих

Вывихи встречаются реже, чем растяжения, но, с другой стороны, они представ -

ляют собой более тяжелые и болезненные травмы. Вывихи возникают при падении, ударе

или чрезмерном движении; при этом происходит смещение костей в суставе относительно

друг друга, связки и суставная сумка могут повреждаться, разрываться.

Вывихи легко определяются по изменению внешнего вида сустава и по искривле-

нию. Пострадавший может немного двигать вывихнутой конечностью, но с большим

напряжением, причем каждое движение чрезвычайно болезненно. Сустав опухает.

Перелом

Перелом

это

нарушение

целости

костей.

Кость

хотя

и

является

наиболее

твердой из всех тканей организма, тем не менее ее прочность также имеет определенные

пределы. Переломы чаще всего возникают при ударе, толчке, падении или при попадании

в кость какого-либо брошенного предмета. Таким путем обычно возникают переломы

нижних конечностей и черепа. При непрямом ударе, наблюдаемом при падении, спотыка-

нии, при падении на улице во время гололедице, возникают переломы предплечья и голе-

ни. При падении со значительной высоты происходят переломы черепа и позвоночника. В

результате сдавливания возникают переломы черепа, грудной клетки и таза.

Закрытый перелом - это нарушение целости костей без повреждения кожных по -

кровов. Открытый перелом - нарушение целости костей с повреждением кожных покровов

и других мягких тканей. Окончательно поставить диагноз при переломе можно только в

больнице, после рентгеновского снимка.

Относительные признаки перелома (могут появляться и при других повреждени-

ях):

1 . Боль — усиливается в месте перелома при имитации нагрузки на ось кости.

Например, при постукивании по пятке резко усилится боль при переломе голени.

2. Отёк — возникает в области повреждения, как правило, не сразу.

3. Гематома — появляется в области перелома (чаще не сразу). Пульсирующая ге-

матома свидетельствует о продолжающемся интенсивном кровотечении.

4. Нарушение функции повреждённой конечности — подразумевается невозмож-

ность нагрузки на повреждённую часть тела и значительное ограничение подвижности.

Абсолютные признаки перелома (характерны только для переломов):

1. Неестественное положение конечности.

2. Патологическая подвижность (при неполных переломах определяется не все-

гда) — конечность подвижна в том месте, где нет сустава.

23

3. Крепитация (своеобразный хруст) — ощущается под рукой в месте перелома,

иногда слышна ухом.

4. Костные отломки — при открытом переломе они могут быть видны в ране.

Оказание первой помощи при переломах (порядок действий):

1. Оценить тяжесть состояния пострадавшего и место травмы.

2. При наличии кровотечения — остановить его, исключить другие угрожающие

жизни факторы.

3. Определить, возможно ли перемещение пострадавшего, до прибытия врача. Не

рекомендуется переносить или передвигать больного при травмах позвоночника и множе-

ственных переломах.

4. При изолированной травме иммобилизовать (обездвижить) повреждённый уча-

сток, наложить шину. Шиной может служить любой предмет, который предотвратит дви-

жения в повреждённой конечности (захватывая суставы выше и ниже места перелома).

5. При отсутствии противопоказаний к перемещению пострадавшего транспорти-

руют в медицинское учреждение.

Если доступ врача затруднён или невозможен, обеспечивают по возможности пол-

ную иммобилизацию повреждённых участков, после чего используются носилки с твёр-

дым основанием, к которым надёжно фиксируется пострадавший.

При переломах крупных костей, если своевременно не оказывается первая по-

мощь, у пострадавшего может возникнуть шок.

Общее охлаждение организма.

Общее поражение организма холодом. Сначала появляется чувство усталости,

сонливости, вялость, безучастность к окружающему, спутанность речи, нарушение коор-

динации движений, а при дальнейшем падении температуры тела – полная потеря созна -

ния. Первая помощь – скорейшее согревание пострадавшего, по возможности поместить

его в теплое помещение, горячее сладкое питье, вызов врача.

Солнечный удар - тепловой удар - перегревание.

Солнечный удар возникает при воздействии на организм человека солнечных лу -

чей; тепловой удар наблюдается у людей, стоящих или же идущих в тесных рядах, а также

при работе в переполненных и плохо проветриваемых помещениях, в душной, жаркой сре -

де.

Сущность этих видов поражений заключается в неспособности системы кровооб-

ращения и всего организма приспосабливаться к высокой температуре. Организм обладает

способностью поддерживать температуру тела около 36,7 ºС. Чрезмерное тепло удаляется

организмом в основном посредством потения. Если организм не в состоянии удалять из-

лишнее тепло потением, то при превышении температуры внешней среды 35 °С возникает

тепловой удар. Если на непокрытую голову длительно действуют солнечные лучи, то мо-

жет возникнуть солнечный удар который проявляется прежде всего головной болью и при -

ливом крови к голове, шумом в ушах, слабостью, тошнотой, головокружением и жаждой.

Эти симптомы настораживают человека, предупреждают его о грозящей опасности, за -

ставляют его искать убежища в тени, пить холодные напитки и класть холодные компрес-

сы на голову.

Если воздействие солнечных лучей на человека не прекращается, причем он не

обращается за помощью, то симптомы солнечного удара усиливаются; наблюдается изну-

ренность, поверхностное дыхание, ускоренный, слабый пульс. Пострадавший от солнеч-

ного удара чувствителен к свету, он жалуется на потемнение в глазах, на боли в животе; за -

тем начинается понос. В очень тяжелых случаях возникают судороги, рвота, беспокойство,

а часто - и потеря сознания. Кожа горячая и покрасневшая, зрачки расширены. Температу -

ра тела поднимается до 40 °С и выше. При тепловом ударе симптомы развиваются бы-

стрее, чем при солнечном ударе; нередко без каких-либо ярко выраженных предваритель-

ных симптомов пострадавший теряет сознание.

24

Чтобы избежать перегревания, необходимо: пить больше жидкости (в жаркое вре-

мя), одеваться в зависимости от погоды и выполняемой работы, проветривать помещение,

давать организму отдыхать, в солнечную погоду носить головной убор, находиться на

солнце в ранние утренние или вечерние часы, заниматься спортом, вести здоровый образ

жизни.

Первая помощь: при первых признаках теплового удара следует вызвать врача. До

его приезда обеспечить охлаждение организма.

Если пострадавший чувствует тошноту, слабость — ему следует принять гори-

зонтальное положение, лежа на спине в прохладном месте. Приложить на лоб и под заты -

лок холодные компрессы, можно воспользоваться охлаждающим (гипотермическим) паке-

том. Обеспечить приток свежего воздуха

Шок

Угрожающее

жизни

человека

состояние,

возникающее

в

связи

с

реакцией

организма на травму, ожог, операцию (травматический, ожоговый, операционный шок).

Признаки и симптомы: бледная, холодная и влажная кожа; слабость, беспокойство, сухость

во

рту,

жажда;

слабо

учащенный

пульс;

учащенное

дыхание;

спутанность

сознания;

бессознательное состояние.

Сотрясение мозга

Сотрясение

мозга

может

произойти

в

результате

ударов,

ушибов

и

резких

движений:

ускорений

или

замедлений,

например,

при

падении

с

высоты

на

ноги.

Основными признаками сотрясения головного мозга является кратковременная потеря

сознания (которая может и отсутствовать), тошнота;

больной сразу после травмы не

может вспомнить события ей предшествовавшие.

После

прихода

в

сознание

часто

бывают

жалобы

на

головную

боль,

головокружение, тошноту, слабость, шум в ушах, приливы крови к лицу, потливость.

Могут возникать нарушения сна.

Обморок

Обморок

-

приступ

кратковременной

утраты сознания,

обусловленный

временным нарушением мозгового кровотока.

Причины обморока могут быть различными, например, длительное нахождение в

душном помещении, при заболеваниях крови (недостаток поступления кислорода), при

быстром подьеме из горизонтального положения (нарушения нервной регуляции сосудов),

при тяжелых болезнях сердечно-сосудистой системы

Потере сознания при обмороке, как правило, предшествует состояние дурноты,

тошноты, затуманивания зрения или мелькания «мушек» перед глазами, звоном в ушах.

Возникает слабость, иногда зевота, иногда подкашиваются ноги и приближается чувство

приближающейся потери сознания. Больные бледнеют, покрываются потом. После этого

больной теряет сознание. Кожные покровы пепельно-серые, пульс может быть крайне

редким или, напротив частым, но нитевидным, еле прощупываемым. Зрачки расширены и

наблюдается снижение их реакции на свет. Длительность обморока от нескольких секунд

до

нескольких

минут —

обычно

1-2 с.

Иногда

потеря

сознания

наступает

без

пред-

шествующих признаков.

В момент обморока необходимо обеспечить максимальный приток крови к мозгу:

больного уложить на спину с приподнятыми ногами; или же усадить с опущенной между

коленями головой. Если больной лежит, то голову укладывают набок, чтобы предотвратить

западение языка. После этого необходимо вызвать врача.

Ожоги

Повреждение

тканей,

вызванное

местным

действием

высокой

температуры,

химических

веществ,

лучевой

энергии,

электрического

тока

или

зарядами.

Тяжесть

25

состояния зависит от площади ожога и его глубины. Хотя при ожогах поражается в

основном

кожа

и

подкожная

ткань,

тем

не

менее,

их

действие

отражается

на

всем

организме.

Степени тяжести ожогов:

1 степень - покраснение и отек кожи;

2 степень - образование пузырей наполненных прозрачной жидкостью (плазма крови);

3 степень - пузыри наполненные темной жидкостью, омертвление тканей (некроз);

4 степень - ожоговый струп коричневого или черного цвета, обугливание кожи, мышц,

костей.

При

обширных

ожогах

возникает

шок.

В

обожженных

местах

образуются

ядовитые продукты распада тканей, которые, проникая в кровь, разносятся по всему

организму. На обожженные участки попадают бактерии, раны начинают гноиться. Кровь

теряет плазму, сгущается и перестает в достаточной мере исполнять свою основную

функцию – снабжение организма кислородом. При ожогах второй степени захватывающих

более половины поверхности тела, возникает серьезная опасность для жизни больного.

Отморожение

Отморожение

-

повреждение

тканей

при

местном

воздействии

низкой

температуры. Главную роль при этом играет мороз, однако значительно способствует

влажный воздух и ветер. Холод, действуя на сосуды, вызывает их сужение; в результате

этого

происходит

недостаточное

кровоснабжение

определенного

участка

тела,

проявляющееся

побледнением

кожи.

Некоторые

люди

более

подвержены

риску

отморожения, например: лица, проводящие долгое время на холоде; маленькие дети;

пожилые люди; люди, имеющие проблемы со здоровьем; люди, у которых были состояния

гипотермии (переохлаждения) в прошлом; люди с заболеваниями сердца или состояниями,

вызывающими нарушение кровообращения. Наиболее часто подвергаются отморожению:

пальцы рук и ног, уши, нос, щеки. При несвоевременной первой помощи может произойти

отмирание тканей.

Степени тяжести отморожения:

1 степень – побледнение и покраснение кожи, вплоть до потери

чувствительности;

2 степень - образование пузырей;

3 степень – омертвение (некроз) отмороженных участков тела.

Вопросы для самопроверки

1. Опишите основные признаки (симптомы) и причины травм: растяжение связок,

вывих,

перелом,

общее

охлаждение

организма,

солнечный

удар,

тепловой

удар,

перегревание, шок, сотрясение мозга, обморок, ожоги, отморожение.

2. В чем заключатся первая помощь при обмороке?

3. Чем «закрытый» перелом отличается от «открытого»?

4. Назовите относительные и абсолютные признаки перелома.

5. Назовите порядок действий при оказании первой помощи при переломах.

6. Назовите степени тяжести ожогов.

7.Назовите степени тяжести отморожений.

Практическая часть

4.

Оказать помощь при ушибе конечности.

Действия участников (в хронологической последовательности):

1.

очистить поврежденную часть тела водой или перекисью водорода;

26

2.

смазать поврежденную часть тела йодом

3.

наложить мешочек со льдом или холодную бутылку (холодный компресс) на

20-30 минут.

5.

Оказать помощь при закрытом переломе предплечья или голени без арте-

риального кровотечения.

Действия участников (в хронологической последовательности):

1.

Придать пострадавшему удобное положение, успокоить.

2.

Провести иммобилизацию конечности шинами и косынкой, зафиксировав 2

сустава (при

переломах костей предплечья

и

голени)

и

3

сустава

(при

переломах костей плеча и бедра).

3.

Наложить на место перелома пузырь со льдом.

4.

Уложить пациента на носилки горизонтально.

5.

Вызвать «03» или доставить в стационар.

6.

Оказать помощь при травме головы. Действия участников: наложить по-

вязку «Уздечка».

Действия участников (в хронологической последовательности):

1.

Усадить пациента лицом к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей

манипуляции. Положить на рану стерильную салфетку.

2.

Взять начало бинта в левую руку, головку бинта - в правую.

3.

Сделать закрепляющий тур циркулярным типом через лобную и затылочную

область головы.

4.

Продолжать

вести

бинт

через

затылок

на

подбородок

и

далее

через

затылочную область закрепляющий тур вокруг головы.

5.

Опустить бинт на затылок, затем вести бинт вокруг подбородка, щек, лобной

части головы и далее - через затылок закрепляющий тур вокруг головы.

6.

Повторить туры бинта, идущие на подбородок и вокруг лица.

7.

Закончить бинтование закрепляющими турами вокруг головы.

8.

Зафиксировать конец бинта вне раневой поверхности.

7.

Обеспечить транспортировку условно пострадавшего на носилках сила-

ми команды.

Погрузка пострадавшего на носилки (осуществляется четырьмя санитарами):

Трое садятся на одно колено около пострадавшего со здоровой стороны.

Один берет пострадавшего под плечи придерживая голову.

Второй в районе поясницы и таза.

Третий за ноги в районе голени.

По команде четвертого санитара пострадавшего поднимают.

Четвертый подставляет под пострадавшего носилки.

Транспортировка условно пострадавшего.

27

Оценка правильности действий и качество выполненных практических заданий

будет оцениваться по таблице штрафов (ниже).

28

29

Этап «Операция Защита»

Надевание противогаза на себя и на пострадав-

шего

30

Задание этапа состоит из двух частей:

1 часть – все участники команды надевают противогаз на себя. Выполнив норма-

тив, подают установленный сигнал. Время по последнему.

2 часть – команда делится пополам. Первая пятерка надевает противогазы на себя

(без времени), затем надевает противогазы на вторую часть команды. Время фиксируется

по последнему закончившему участнику.

Результат этапа – сумма времен двух частей с учетом штрафного времени.

Штрафные балы (1 балл = 1 сек.) за каждое нарушение:

Оценка правильности действий и качество выполненных практических заданий будет оце-

ниваться по таблице штрафов (ниже).

Таблица штрафов:

Штраф

Баллы

неподготовленность противогаза (отсутствие клапана, фильтра,

разрывы, несоответствие размера и т.д.)

1

при команде выполнения норматива не закрыты глаза либо не за-

держано дыхание

1

после надевания противогаза не сделан резкий выдох

1

глаза открыты раньше выдоха

1

перекручена соединительная трубка

1

перекручены лобная, височные, щечные лямки

1

маска надета с перекосом, не полностью

1

при надевании порвана маска

1

помощь со стороны пострадавшего

1

не надетый противогаз

10

31

Этап «Дороги без опасности»

32

ЗНАК

НАЗВАНИЕ

ЗНАК

НАЗВАНИЕ

ПЕШЕХОДНЫЙ

ПЕРЕХОД

ПЕШЕХОДНЫЙ

ПЕРЕХОД

ОПАСНЫЙ

ПОВО-

РОТ

ПЕШЕХОДНАЯ

ДО-

РОЖКА

ПОВОРОТ

НАПРА-

ВО ЗАПРЕЩЕН

ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕ-

ХОДОВ

ЗАПРЕЩЕ-

НО

Д В И Ж Е Н И Е

Б Е З

ОСТАНОВКИ

ЗАПРЕЩЕНО

ПРОЧИЕ

ОПАСНО-

СТИ

ОПАСНЫЕ

ПОВО-

РОТЫ

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ

С

ВТОРОСТЕПЕН-

НОЙ ДОРОГОЙ

ДВИЖЕНИЕ НА ВЕ-

ЛОСИПЕДАХ

ЗАПРЕЩЕНО

ГЛАВНАЯ ДОРОГА

ОБГОН ЗАПРЕЩЕН

ПОДАЧА

ЗВУКОВО-

Г О

С И Г Н А Л А

ЗАПРЕЩЕНА

ОГРАНИЧЕНИЕ

МАКСИМАЛЬНОЙ

СКОРОСТИ

ОГРАНИЧЕНИЕ

МАССЫ

НА

ОСЬ

АВТОМОБИЛЯ

33

ВЫБРОС ГРАВИЯ

ПЕРЕВОЗКА ДЕТЕЙ

ПОДЗЕМНЫЙ

ПЕ-

ШЕХОДНЫЙ

ПЕРЕ-

ХОД

ВЕЛОСИПЕДНАЯ

ДОРОЖКА

ДОРОЖНЫЕ

РАБО-

ТЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ-

Н Ы Й

П Л А Г Б АУ-

МОМ

ПУНКТ ПИТАНИЯ

П У Н К Т

М Е Д И-

ЦИНСКОЙ

ПОМО-

ЩИ

ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕ-

ЩЕНО

СКОЛЬЗКАЯ

ДОРО-

ГА

СВЕТОФОРНОЕ РЕ-

ГУЛИРОВАНИЕ

ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН

СТОЯНКА

ЗАПРЕ-

ЩЕНА

УСТУПИТЕ ДОРОГУ

34

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ-

НЫЙ ПЕРЕЕЗД БЕЗ

ШЛАГБАУМА

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ

С

ВЕЛОСИПЕДНОЙ

ДОРОЖКОЙ

ОГРАНИЧЕНИЕ

МИНИМАЛЬНОЙ

СКОРОСТИ

КРУТОЙ ПОДЪЕМ

МЕСТО

ОСТАНОВ-

КИ АВТОБУСА

ДЕТИ

35

Этап «Ориентирование» и топографические зна-

ки»

36

Теоретическое задание

Знак

Название

Знак

Название

Впадина

Вырубленный

лес

Холм

.

Высота над уровнем моря

1278 метров.

Бурелом.

Поваленные, сло-

манные ветром (ура-

ганом) деревья.

Овраг

Горелый лес

Смешанный лес

.

На зелёном фоне стоят зна-

ки

лиственного

дерева

и

хвойного дерева.

Огнестойкие

строения

.

Строения

( д о м а ,

фермы, сараи и т.д.),

п о с т р о е н н ы е

и з

кирпича,

бетона

и

прочих

негорючих

материалов.

Лиственный лес.

средняя высота деревьев 20

метров диаметр столов де-

ревьев (в среднем) 0,3 мет-

ра (30 сантиметров)

расстояние между деревьев

(в среднем) 5 метров

Не огнестойкие

строения

.

Строения

( д о м а ,

фермы, сараи и т.д.),

построенные,

как

правило, из древеси-

ны.

Хвойный лес.

средняя высота деревьев 30

метров

диаметр столов деревьев (в

среднем) 0,4 метра (40 сан-

тиметров)

расстояние между деревьев

(в среднем) 3 метра

Улучшенная

грунтовая до-

рога.

Грунтовая дорога

и

тропа.

Развилка чётко ви-

димая

.

Дорога ас-

фальтовая

(шоссе).

лесополоса со

средней высо-

той деревьев 4

метра

37

Железная дорога,

однопутная, элек-

трифицированная,

станция с правой

стороны.

Электростан-

ция.

Церковь

Кладбище

Река с притоком

Колодец

Родник

Болото прохо-

димое

Чем мельче и мень-

ше штрихи, тем ме-

нее опасно болото

Болото непроходи-

мое. Глубина 0,7 мет-

ра (70 сантиметров).

Пересыхаю-

щий водоём с

пересыхаю-

щим притоком.

На то, что они пере-

сыхают

указывают

штриховая обводка.

Практическое задание

Необходимо с помощью схемы участка школы найти контрольные пункты (КП).

Ориентирование в заданном направлении, т.е. участники находят контрольные пункты по

порядку. Контрольное время выполнения задания – 5 минут.

Участникам необходимо иметь при себе часы (телефон) с функцией секундомера.

Найдя контрольный пункт, участники должны переписать цифро-буквенный код в марш-

рутный лист.

38

Примерная схема участка с нанесенными знаками:

место старта;

место финиша;

круглым значком обозначен контрольный пункт.

На местности контрольный пункт представляет собой красно-белую призму:

39

Этап «Туристские навыки»

40

«Туристские узлы»

Название узла

Схема завязывания узла

Прямой узел

Встречный узел

«Восьмерка» (полуторный проводник);

Двойной проводник («заячьи уши»):

Проводник

41

«Укрытие»

Силами группы необходимо выполнить простейшее укрытие от непогоды из тен-

та 3*4 метра, веревки и колышков. Центральную веревку натягиваем между деревьями на

высоте не менее 1.5 метров и фиксируем с помощью узлов (удавка, штык и т.п.).

Края тента растягиваем и фиксируем с помощью колышков.

На тенте не должно быть складок; вся группа должна разместиться под тентом.

«Азимут»

Участникам необходимо определить азимуты на предложенные судьей объекты

(от 3 до 5 штук). Азимут определяется с точностью до 5 градусов. За отклонения от истин-

ного (правильного) азимута команда получает штраф.\

Обучающая схема определения азимута представлена ниже:

42

Этап «Страницы истории Отечества»

43

Револьвер Нагана образца 1895 г,

модификация 1930 г.

ТТ, пистолет тульский Токарева

образца 1930 г.

Винтовка Мосина образца 1891/1930 г.

4

ППД-40, пистолет-пулемёт Дегтярева,

образец 1940 г

Станковый пулемет Максима

ДП, ручной пулемет Дегтярева образца

1927 г.

Т - 3 4 - 8 5 ( о б р . 1 9 4 4 г)

К В - 1 ( о б р . 1 9 4 1 г . )

Реактивная пусковая установка

Б М - 1 3 « К а т ю ш а »

Ш т у р м о в и к И Л - 2

И с т р е б и т е л ь Я К - 9

44

Примерные вопросы теста (жирным выделены правильные ответы)

8-9 классы

1.

Назовите

дату

начала

и

окончания

Великой

Отечественной

войны .(22.06.1941-

9.05.1945)

2. Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке?(Дым и пламя)

3. Какая пограничная крепость стала символом стойкости советского солдата? (Брестская

крепость)

4. В каком сражении были задействованы более 1000 танков? (Курская дуга)

5.Кто стоял во главе Советского государства?И.В.Сталин

6. Кто стоял во главе фашистской Германии? А.Гитлер

7. Самый знаменитый советский танк Великой Отечественной войны. (Т-34)

8. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал

известен всему миру ?(В Волгограде, Сталинградская битва)

9. Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактив-

ной артиллерии? (Катюша)

10. В ходе какой битвы наступил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны,

и советские войска погнали фашистов с советской земли? (Курская битва)

11. Назовите имя героя войны, который сумел закрыть своим телом амбразуру вражеского

дзота? (Александр Матросов.)

12. Какая белорусская деревня стала символом зверств фашистов на советской земле в

годы ВОВ? (Хатынь)

13. За что вручали самую известную медаль ВОВ? (За отвагу)

14. Какой город был взят в блокадное кольцо, сколько дней длилась блокада? (Ленинград,

900 дней)

15. «Высота 102» на военных картах Сталинграда – это…? (Мамаев курган)

16. Какое название получил парад, состоявшийся на Красной площади в Москве после

окончания ВОВ, 24 июня 1945 года.Парад победы

17. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? (Г. К. Жуко-

ву)

18. Какая высшая воинская награда была учреждена после победы над фашистской Герма-

нией? (Орден Победы)

19. Как в столице нашей Родины Москве в ходе ВОВ и после её окончания отмечались по-

беды нашей армии над фашистскими захватчиками? (артиллерийским салютом)

20. Какой город Советского Союза Гитлер хотел стереть с лица земли и создать на его ме-

сте озеро? (Москва)

45

Примерные вопросы теста (жирным выделены правильные ответы)

10-11 классы

1. Назовите дату начала блокады Ленинграда

Варианты ответа:

1. 22.06.1941

2. 08.09.1941

3. 27.09.1941

4. 23.07.1941

5. 10.09.1941

2. Назовите название плана войны против СССР, разработанного фашистской Германией в

1940 г., получивший название в честь германского императора Фридриха I, возглавлявшего

поход против крестоносцев на Восток в XII в. Восток в XII

Варианты ответа:

1 Барбаросса

2 Генриха

3 Вильгельма

4 Фридриха Великого

5 Хлодвига

3. На какой город фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват 250 дней, а

советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город?

Варианты ответа:

1. Москва

2 . Севастополь

3 . Новороссийск

4. Сталинград

5. Курск

4. Орденом Отечественной войны II степени награждались военнослужащие, партизаны и

контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А

летчики получали орден автоматически – стоило только дважды сделать именно это. Что

именно?

Варианты ответа:

1. Захватить артиллерийскую батарею противника

2. Перевести раненных

3. Сбить вражеский самолет

4. Протаранить самолет противника

5. Исправить технические средства связи

5. Какой элемент формы русских знаменосцев 24 июня 1945 года на параде Победы был

сожжен вместе с фашистскими знаменами?

Варианты ответа:

1. Сапоги

2. Гимнастерки

3 . Перчатки

4. Погоны

5. Фуражки

6. Сколько дней длилась оборона Брестской крепости?

Варианты ответа:

1. 30 дней

2. 10 дней

46

3. 90 дней

4. 15 дней

7. Назовите полководца, принимавшего Парад Победы на Красной Площади 24 июня 1945

года.

Варианты ответа:

1. Будённый С. М.

2. Ворошилов К. Е.

3. Конев И. С.

4. Жуков Г. К.

8. Кем был во время войны Михаил Калашников, знаменитый конструктор

автоматического стрелкового оружия?

Варианты ответа:

1 . Начальник штаба

2. Командир танка

3. Командир эскадрильи

4. Капитан корабля

9. 28 июля 1942 г. Сталин издал знаменитый Приказ № 227. О чём же говорилось в этом

приказе?

1. «Отстоим Волгу-матушку»

2. «Смерть фашистским оккупантам!»

3. «Только вперёд, только на линию огня!»

4. «Ни шагу назад!»

10. Как во время войны называли партизан, которые в тылу врага мстили фашистским

захватчикам?

Варианты ответа:

1. Молодая гвардия

2. Неуловимые мстители

3. Невидимый фронт

4 . Народные мстители

11. Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?

(ответ – Иосиф Сталин)

12. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «Катюшей», а как

называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)?

(ответ – Папаша)

13. Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка

времён Великой Отечественной войны?

(ответ – Клим Ворошилов)

14. В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками?

(ответ – Нюрнберг)

15. Какую награду времён Великой Отечественной войны называют высшим

«солдатским» орденом?

(ответ – Орден Славы)

47

Этап «Лекарственные растения, ягоды и грибы»

48

Зверобой

Обладает вяжу-

щим, кровооста-

навливающим,

противовоспали-

тельным, обезбо-

ливающим, анти-

септическим, про-

тивоглистным, ра-

нозаживляющим,

мочегонным и

желчегонным дей-

ствием. Возбужда-

ет аппетит, стиму-

лирует секретор-

ную функцию раз-

личных желез, способствует регенерации

тканей, действует успокаивающе на нерв-

ную систему.

Ландыш майский

Препараты ланды-

ша назначают при

сердечной недоста-

точности, острой и

хронической недо-

статочности крово-

обращения, как

средство, успокаи-

вающее централь-

ную нервную систе-

му, при неврозах

сердца, нарушени-

ях сердечной дея-

тельности; они нор-

мализуют кровооб-

ращение, успокаи-

вают нервную си-

стему.

Мать-и-мачеха

Хорошо

успок аивает

к ашель,

р а с т в о р я ет

мокроту

и

слизистые

выделения,

усиливает

отхаркивание,

ослабляет и прекращает

воспалительные

процессы,

возбуждает

аппетит,

стимулирует

секреторную

деятельность

желез,

обладает мягчительным,

легким

потогонным

и

желчегонным

д ей с т в и ем ,

х о р о ш о

заживляет раны.

Подорожник большой

(подорожник

обыкновенный)

Обладает антисептическим,

противовоспалительным,

ранозаживляющим, крово-

очистительным, отхаркива-

ющим, слабительным и

обезболивающим действи-

ем.

Ромашка аптечная (ромашка лекарственная)

Обладает

противовоспалительным,

антисептическим,

болеутоляющим,

противосудорожным,

успокаивающим,

мягчительным,

потогонным и

ветрогонным действием.

Иван-чай (кипрей)

Препараты

на

основе

ки-

прея, благодаря вита-

м и н у

С

( в

6

р а з

больше, чем в лимо-

не) и каротину,

ду-

бильным

веществам

и слизям, а также раз-

личным микроэлемен-

там, обладают проти-

вовоспалительными,

болеутоляющими,

противосудорожными

и

обволакивающими

свойствами,

помогая

при лечении язвенной

болезни

желудка,

га-

стритов, колитов, вос-

палений

слизистых

оболочек,

мужских

и

женских болезней.

49

Земляника лесная

Плоды возбуждают аппе-

тит, регулируют пищева-

рение и хорошо утоляют

жажду. Водный настой

плодов ослабляет воспа-

лительные процессы,

убивает некоторые ми-

кробы и обладает пото-

гонным, мочегонным и

легким слабительным

действием. Плоды обла-

дают свойством раство-

рять и выводить некото-

рые камни из почек и

желчных путей и не допускают образования новых

камней. Корневища и корни обладают кровооста-

навливающим, противовоспалительным, мочегон-

ным и желчегонным действием.

Калина обыкновенная

Отвар коры оказы-

вает сосудосужива-

ющее действие;

уменьшает и оста-

навливает внутрен-

ние кровотечения,

особенно маточные;

обладает спазмоли-

тическим, противо-

судорожным и успо-

каивающим дей-

ствием. Плоды ка-

лины усиливают со-

кращение сердеч-

ной мышцы; облада-

ют мочегонным,

желчегонным, противовоспалительным и раноза-

живляющим действием. Длительный прием препа-

ратов коры калины снижает содержание холесте-

рина в крови. Цветки обладают жаропонижающим,

общеукрепляющим, мочегонным и противоаллер-

гическим действием.

Малина обыкновенная

Плоды улучшают аппетит, регулируют деятель-

ность желудка и кишечника,

успокаивают боли в желу-

дочно-кишечном тракте и дей-

ствуют отрезвляюще при ал-

когольном опьянении, а также

обладают противорвотным,

обезболивающим, потогон-

ным, жаропонижающим и про-

тивовоспалительным дей-

ствием. Листья обладают вя-

жущим (закрепляющим), про-

тивовоспалительным, анти-

токсическим, кровоостанавли-

вающим и кровоочиститель-

ным действием; цветки - про-

тивовоспалительным и антитоксическим действи-

ем.

Шиповник коричный (роза коричная)

Плоды шиповника по ко-

личественному содержа-

нию и разнообразию ви-

таминов значительно

превосходят другие рас-

тения. Водный настой

плодов повышает сопро-

тивляемость организма

при инфекционных забо-

леваниях, замедляет раз-

витие атеросклероза, об-

ладает общеукрепляю-

щим и тонизирующим

действием, увеличивает

выделение желчи, стимулирует функцию половых

желез, ослабляет и останавливает кровотечения,

уменьшает проницаемость и хрупкость крове-

носных сосудов, усиливает регенерационные про-

цессы мягких и костных тканей, ускоряет заживле-

ние ран, помогает при ожогах и обморожениях.

Черника обыкновенная

Л и с т ь я

п о в ы ш а ю т

кислотность

желудочного

сока, обладают вяжущим,

кровоостанавливающим,

противовоспалительным,

противоспазматическим

и

мочегонным

действием.

Ягоды (их водный настой и

о т в а р )

р е г у л и р у ю т

деятельность

желудочно-

к и ш е ч н о г о

т р а к т а ,

с т и м у л и р у ю т

о б м е н

ве ще с т в

и

о бл а д а ю т

вяжущим,

закрепляющим,

м о ч е г о н н ы м ,

о б е з б о л и в а ю щ и м ,

противовоспалительным,

противоспазматическим

и

кровоостанавливающим

действием,

а

также

ускоряют обновление сетчатой оболочки глаза.

Морошка

Ягоды морошки облада-

ют

противомикробным,

потогонным,

спазмоли-

тическим

действиями.

По содержанию прови-

тамина А морошка пре-

восходит морковь. Пло-

ды можно использовать

в

качестве

вспомога-

тельного

средства

при

лечении авитаминозов

и гиповитаминозов.

Морошка

50

Белый гриб

Места обитания: Растет в

еловых, сосновых и

смешанных лесах со второй половины июня до

ноября, предпочитает просторный сосновый бор

Подберезовик

обыкновенный

Растет

в

смешанных

и

лиственных

лесах,

в

к у с т а р н и к а х

и

редколесье,

преимущественно

под

берёзами,

у

дорог, часто и обильно, одиночно и группами с мая

по сентябрь.

Подосиновик красно-бурый

Широко

р а с п р о с т р а н е н

в

л и с т в е н н ы х

и

смешанных

лесах,

обычно под осинами,

предпочитает

лиственное

м е л к о л е с ь е

и

влажные

осинники

с

июля до сентября.

Лисичка желтая

Растет

в

хвойных

и

смешанных

л е с а х

большими

группами,

особенно

обильно

в

дождливое

лето,

с

и юл я

д о

п о з д н е й

осени.

Мухомор красный

Произрастает в хвойных,

с м е ш а н н ы х

и

лиственных,

особенно

б е р е з о в ы х

л е с а х ,

повсеместно, одиночно и

небольшими

группами,

часто и обильно, с июня

и

д о

о с е н н и х

заморозков.

Гриб ядовит.

Бледная поганка

Растет

преимущественно

в

лиственных

лесах,

реже

в

сосновых в июле — сентябре.

Гриб ядовит.

Подберезовик

обыкновенный

Подосиновик красно-бурый

Лисичка желтая

Мухомор красный

Бледная поганка

51

«Дикие животные

Северо-Западного региона России»

52

Название и изображение животного

Изображение следа животного

Лиса

Медведь

Лось

Волк

53

Кабан

Заяц

Еж

Утка



В раздел образования