Напоминание

«Опыт использования средств спортивного ориентирования в рамках урока физической культуры»


Автор: Степанов Дмитрий Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия–интернат №664 Красногвардейского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка по формированию туристских навыков у учащихся в рамках урока физической культуры в школе
Тема: «Опыт использования средств спортивного ориентирования в рамках урока физической культуры»
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия-интернат №664 Красногвардейского района

Методическая разработка

«Опыт использования средств спортивного

ориентирования

в рамках урока физической культуры».

Автор:

учитель физической культуры

Степанов Дмитрий Валерьевич

2017-2018 учебный год

Санкт-Петербург

Введение

Спортивное ориентирование – это популярный и общедоступный вид

спорта, связанный не только с физической, но и умственной нагрузкой.

Ориентирование

как

средство

физического,

психического

и

умственного развития ребенка имеет огромный потенциал, но в основном

развито только в форме внеурочной и секционной работы. По своему опыту

могу сказать, что средства спортивного ориентирования успешно «ложатся»

в

урочную

форму,

имеют

большой

интерес

у

ребят,

способствуют

гармоничному развитию личности и получению полезных навыков.

Основные преимущества ориентирования

как средства развития ребенка

1.

Доступность и массовость.

Упражнения

по

ориентированию

доступны

абсолютно

для

всех

учеников, ведь дистанцию можно преодолевать в любом темпе, причем темп

передвижения

регулирует

сам

ученик.

В

связи

с

этим,

задания

по

ориентированию

могут

выполнять

дети

с

ослабленным

здоровьем

(подготовительная и специальная группа здоровья).

Так же при прохождении дистанций ориентирования нет «прямой

соревновательности»,

что

благотворно

влияет

на

мотивацию

детей

со

средним и низким уровнем физической готовности. В ориентировании не

происходит

такого

резкого

и

быстрого

расслоения

занимающихся

на

«одаренных» и «бесперспективных», как во многих других видах спорта.

Здесь дети чувствуют себя равноправнее и увереннее, так как шансы показать

высокий результат среди ровесников есть у всех.

2. Прикладное значение навыка ориентирования.

Простейшие навыки ориентирования имеют большое практическое

значение для всех людей: умение работать с картой и компасом, определять

стороны горизонта по природным объектам, да и вообще ориентироваться в

2

пространстве города, парка, леса пригодится любому человеку, а не только

спортсмену. Так же навыки ориентирования могут пригодиться ребятам в

рамках изучения школьных программ по географии и ОБЖ, а так же сдаче

норм ГТО.

3. Материально-техническая доступность ориентирования.

Для

организации

занятий

по

ориентированию

не

требуется

дорогостоящего

снаряжения,

инвентаря

и

специальных

спортивных

площадок. Достаточно карты (схемы местности) и компаса; занятия можно

проводить в спортивном зале, пришкольной территории, ближайшем сквере,

парке или лесопарке.

4.

Методическая

и

организационная

привлекательность

ориентирования.

При

организации

занятий

можно

использовать

м етоды

индивидуальной

или

командной

работы.

При

индивидуальной

работе

на

дистанции

идет

акцент

на

развитие

личностных

качеств:

физических,

технических

и

психических.

При

работе

в

группе

навыков

работы

в

команде.

Навыки ориентирования могут формироваться у детей, начиная с

младшего школьного возраста. Ориентирование как вид спорта подходит для

детей разных возрастов, способностей и интересов. Оно объединяет в себе и

игровую

деятельность,

и

занятия

в

классе.

Этот

вид

спорта

формирует

исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы,

увлекает азартным бегом. Как только дети овладевают основными приёмами

ориентирования,

у

них

как

бы

появляется

волшебный

ключ,

который

помогает открыть дверь к познанию окружающего их мира как рядом с

домом, так и вдали от него.

Младшие

дети

(от

6—7

лет)

могут

легко

использовать

карты

и

компасы

для

ориентирования

по

простым

маршрутам,

и

тогда

основные

навыки ориентирования будут достигнуты ими к 14 годам.

5. Гармоничное развитие детей.

3

Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами, требуют от

них физической закалки, точного и быстрого мышления, способности умело

преодолевать

естественные

препятствия,

самостоятельно

принимать

правильное решение в любой обстановке, терпеливо переносить дождь и

жару, ветер и мороз. Бег с картой и компасом с его неожиданностями и

разнообразием, - увлекательная игра.

Обучение навыкам ориентирования в рамках учебных занятий по

физической культуре

Для

успешного

освоения

навыков

ориентирования

обучающиеся

должны уметь:

определять масштаб и расстояние по карте и на местности;

знать условные знаки топографических (спортивных) карт;

ориентировать карту согласно сторонам горизонта;

двигаться по азимуту с помощью компаса;

определять стороны горизонта по небесным светилам и сторонам

горизонта;

ориентироваться

с

помощью

каты

и

компаса

на

незнакомой

местности;

определять направление выхода в случае потери ориентировки.

Ниже

я

приведу

три

упражнения,

которые

использую

в

своей

педагогической

практике

для

обучения

своих

воспитанников

навыкам

ориентирования.

Игра «Ребус ориентирования»

Задачи: содействовать закреплению навыков определения азимута и

определения знаков топографических (спортивных) карт.

Описание игры. В игре могут принимать участие до 24 человек.

Участники

получают

компас

и

маршрутный

лист

с

нанесенной

схемой

спортивного зала (рис. 1).

4

ФАМИЛИЯ, ИМЯ____________________________________

АЗИМУТ

30

120

240

320

БУКВА

Рисунок 1.

Задача участников: последовательно определить азимуты (в данном

случае градусы: 30,120,240, 320) из центрального круга спортивного зала. На

каждом

контрольном

пункте

(1-8)

находится

лист

с

заданием

на

знание

знаков топографических (спортивных) карт (пример задания рис. 2).

«С»

«Й»

Хвойный лес

Кладбище

5

«О»

«Ю»

Заросли тростника или

камыша

Смешанный лес

Рисунок 2.

Необходимо выбрать вариант с правильным ответом (в данном случае

– заросли тростника и камыша) и вписать букву (в данном случае – «О») в

таблицу.

В

конечном

итоге

должно

получиться

уникальное

для

каждого

участника (или пары) слово из 4 букв. Причем маршруты движения для

каждого участника (команды) тоже уникальны, то есть все «берут» разные

азимуты.

Задание

можно

ограничить

по

времени,

так

чтобы

уложиться

во

временные

рамки

урока.

Задание

можно

выполнять

в

соревновательной

форме.

Игра «Ориентирование в лабиринте»

Задачи:

содействовать

закреплению

навыков

работы

с

картой

и

ориентации в пространстве.

Описание игры. В спортивном зале с помощью различных доступных

предметов (маты, скамейки, гимнастические палки и т.п.) устанавливаются

различные геометрические фигуры. Все это отображается на схеме, куда так

же наносятся контрольные пункты. Задача участников за наименьшее время

найти все контрольные пункты. Играть можно как индивидуально, так и

малыми группами. На рисунке 3 изображена примерная схема расположения

фигур.

6

Рисунок 3.

Ориентирование на территории гимназии (школы)

Задачи:

содействовать

закреплению

навыков

работы

с

картой

и

компасом.

Составив

схему

близлежащей

со

школой

территории

можно

устраивать

занятия,

и

даже

соревнования

по

ориентированию.

Такое

ориентирование лучше всего проводить с ребятами, начиная с 6 класса,

которые уже освоили базовые навыки работы с картой и компасом.

На

рисунке

4

изображена

схема

территории

гимназии

664

с

уже

нанесенными контрольными пунктами.

Ориентирование

возможно

как

по

выбору,

так

и

в

заданном

направлении (в зависимости от уровня подготовленности учеников и запаса

времени).

7

Рисунок 4.

8



В раздел образования