Автор: Степанов Дмитрий Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия–интернат №664 Красногвардейского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка по формированию туристских навыков у учащихся в рамках урока физической культуры в школе
Тема: «Опыт использования средств спортивного ориентирования в рамках урока физической культуры»
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия-интернат №664 Красногвардейского района
Методическая разработка
«Опыт использования средств спортивного
ориентирования
в рамках урока физической культуры».
Автор:
учитель физической культуры
Степанов Дмитрий Валерьевич
2017-2018 учебный год
Санкт-Петербург
Введение
Спортивное ориентирование – это популярный и общедоступный вид
спорта, связанный не только с физической, но и умственной нагрузкой.
Ориентирование
как
средство
физического,
психического
и
умственного развития ребенка имеет огромный потенциал, но в основном
развито только в форме внеурочной и секционной работы. По своему опыту
могу сказать, что средства спортивного ориентирования успешно «ложатся»
в
урочную
форму,
имеют
большой
интерес
у
ребят,
способствуют
гармоничному развитию личности и получению полезных навыков.
Основные преимущества ориентирования
как средства развития ребенка
1.
Доступность и массовость.
Упражнения
по
ориентированию
доступны
абсолютно
для
всех
учеников, ведь дистанцию можно преодолевать в любом темпе, причем темп
передвижения
регулирует
сам
ученик.
В
связи
с
этим,
задания
по
ориентированию
могут
выполнять
дети
с
ослабленным
здоровьем
(подготовительная и специальная группа здоровья).
Так же при прохождении дистанций ориентирования нет «прямой
соревновательности»,
что
благотворно
влияет
на
мотивацию
детей
со
средним и низким уровнем физической готовности. В ориентировании не
происходит
такого
резкого
и
быстрого
расслоения
занимающихся
на
«одаренных» и «бесперспективных», как во многих других видах спорта.
Здесь дети чувствуют себя равноправнее и увереннее, так как шансы показать
высокий результат среди ровесников есть у всех.
2. Прикладное значение навыка ориентирования.
Простейшие навыки ориентирования имеют большое практическое
значение для всех людей: умение работать с картой и компасом, определять
стороны горизонта по природным объектам, да и вообще ориентироваться в
2
пространстве города, парка, леса пригодится любому человеку, а не только
спортсмену. Так же навыки ориентирования могут пригодиться ребятам в
рамках изучения школьных программ по географии и ОБЖ, а так же сдаче
норм ГТО.
3. Материально-техническая доступность ориентирования.
Для
организации
занятий
по
ориентированию
не
требуется
дорогостоящего
снаряжения,
инвентаря
и
специальных
спортивных
площадок. Достаточно карты (схемы местности) и компаса; занятия можно
проводить в спортивном зале, пришкольной территории, ближайшем сквере,
парке или лесопарке.
4.
Методическая
и
организационная
привлекательность
ориентирования.
При
организации
занятий
можно
использовать
м етоды
индивидуальной
или
командной
работы.
При
индивидуальной
работе
на
дистанции
идет
акцент
на
развитие
личностных
качеств:
физических,
технических
и
психических.
При
работе
в
группе
–
навыков
работы
в
команде.
Навыки ориентирования могут формироваться у детей, начиная с
младшего школьного возраста. Ориентирование как вид спорта подходит для
детей разных возрастов, способностей и интересов. Оно объединяет в себе и
игровую
деятельность,
и
занятия
в
классе.
Этот
вид
спорта
формирует
исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы,
увлекает азартным бегом. Как только дети овладевают основными приёмами
ориентирования,
у
них
как
бы
появляется
волшебный
ключ,
который
помогает открыть дверь к познанию окружающего их мира как рядом с
домом, так и вдали от него.
Младшие
дети
(от
6—7
лет)
могут
легко
использовать
карты
и
компасы
для
ориентирования
по
простым
маршрутам,
и
тогда
основные
навыки ориентирования будут достигнуты ими к 14 годам.
5. Гармоничное развитие детей.
3
Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами, требуют от
них физической закалки, точного и быстрого мышления, способности умело
преодолевать
естественные
препятствия,
самостоятельно
принимать
правильное решение в любой обстановке, терпеливо переносить дождь и
жару, ветер и мороз. Бег с картой и компасом с его неожиданностями и
разнообразием, - увлекательная игра.
Обучение навыкам ориентирования в рамках учебных занятий по
физической культуре
Для
успешного
освоения
навыков
ориентирования
обучающиеся
должны уметь:
определять масштаб и расстояние по карте и на местности;
знать условные знаки топографических (спортивных) карт;
ориентировать карту согласно сторонам горизонта;
двигаться по азимуту с помощью компаса;
определять стороны горизонта по небесным светилам и сторонам
горизонта;
ориентироваться
с
помощью
каты
и
компаса
на
незнакомой
местности;
определять направление выхода в случае потери ориентировки.
Ниже
я
приведу
три
упражнения,
которые
использую
в
своей
педагогической
практике
для
обучения
своих
воспитанников
навыкам
ориентирования.
Игра «Ребус ориентирования»
Задачи: содействовать закреплению навыков определения азимута и
определения знаков топографических (спортивных) карт.
Описание игры. В игре могут принимать участие до 24 человек.
Участники
получают
компас
и
маршрутный
лист
с
нанесенной
схемой
спортивного зала (рис. 1).
4
ФАМИЛИЯ, ИМЯ____________________________________
АЗИМУТ
30
120
240
320
БУКВА
Рисунок 1.
Задача участников: последовательно определить азимуты (в данном
случае градусы: 30,120,240, 320) из центрального круга спортивного зала. На
каждом
контрольном
пункте
(1-8)
находится
лист
с
заданием
на
знание
знаков топографических (спортивных) карт (пример задания рис. 2).
«С»
«Й»
Хвойный лес
Кладбище
5
«О»
«Ю»
Заросли тростника или
камыша
Смешанный лес
Рисунок 2.
Необходимо выбрать вариант с правильным ответом (в данном случае
– заросли тростника и камыша) и вписать букву (в данном случае – «О») в
таблицу.
В
конечном
итоге
должно
получиться
уникальное
для
каждого
участника (или пары) слово из 4 букв. Причем маршруты движения для
каждого участника (команды) тоже уникальны, то есть все «берут» разные
азимуты.
Задание
можно
ограничить
по
времени,
так
чтобы
уложиться
во
временные
рамки
урока.
Задание
можно
выполнять
в
соревновательной
форме.
Игра «Ориентирование в лабиринте»
Задачи:
содействовать
закреплению
навыков
работы
с
картой
и
ориентации в пространстве.
Описание игры. В спортивном зале с помощью различных доступных
предметов (маты, скамейки, гимнастические палки и т.п.) устанавливаются
различные геометрические фигуры. Все это отображается на схеме, куда так
же наносятся контрольные пункты. Задача участников за наименьшее время
найти все контрольные пункты. Играть можно как индивидуально, так и
малыми группами. На рисунке 3 изображена примерная схема расположения
фигур.
6
Рисунок 3.
Ориентирование на территории гимназии (школы)
Задачи:
содействовать
закреплению
навыков
работы
с
картой
и
компасом.
Составив
схему
близлежащей
со
школой
территории
можно
устраивать
занятия,
и
даже
соревнования
по
ориентированию.
Такое
ориентирование лучше всего проводить с ребятами, начиная с 6 класса,
которые уже освоили базовые навыки работы с картой и компасом.
На
рисунке
4
изображена
схема
территории
гимназии
664
с
уже
нанесенными контрольными пунктами.
Ориентирование
возможно
как
по
выбору,
так
и
в
заданном
направлении (в зависимости от уровня подготовленности учеников и запаса
времени).
7
Рисунок 4.
8