Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)"


Автор: Мищенко Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКСУ Тунгусовский детский дом–интернат
Населённый пункт: Томская область, Молчановский район с.Тунгусово
Наименование материала: Статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ С

ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(ТМНР)

Е.В.Мищенко

Областное государственное казенное социальное учреждение

«Тунгусовский детский дом-интернат»

Особенности

развития

детей

находящихся

в

детском

доме

это

актуальная

проблема настоящего времени.

Темп развития детей воспитанных вне семьи значительно медленней детей

находящихся в семье.

Все

дети,

воспитывающиеся

в

детском

доме,

имеют

признаки

не

сформированных привязанностей. Перед сотрудниками учреждения ставится

не

простая

задача:

отогреть

ребенка,

найти

контакт,

социализировать

и

скорректировать развитие каждого воспитанника.

Самой идеальной ситуацией для ребенка является жизнь в семье, где рядом

есть взрослые, которые любят его и заботятся о нем. С первых дней жизни

закладываются близкие отношения с близкими взрослыми. В нашем случае для

ребенка

важно

хотя

бы

с

одним

взрослым

найти

близкий

контакт.

Самый

эффективный

способ

удовлетворения

привязанности

между

взрослым

и

ребенком это тесный телесный контакт. Поэтому чтобы успокоить ребенка,

нужно просто взять его на руки, погладить, прижать к себе.

Часто в детских домах случается так, что рядом с ребенком нет того

взрослого,

который

мог

бы

успокоить

его

через

телесный

контакт.

Следовательно, не происходит формирование привязанности, что откладывает

отпечаток на развитие ребенка. Формирование привязанности происходит, в

течение первых трех лет жизни. Мы можем видеть, что дети, которые провели

первые несколько лет жизни дома, существенно отличаются от детей, которые

выросли

вне

дома

-

в

детских

домах.

Такие

дети

навязчивы,

более

требовательны, ищут контакт выборочно среди взрослых, находящихся радом.

Обязательным условием для развития ребенка является установление близких

отношений с взрослым. Только тогда ребенок чувствует себя в безопасности и

может познавать мир.

Обязательным условием для развития ребенка является установление близких

отношений с взрослым. Только тогда ребенок чувствует себя в безопасности и

может познавать мир.

Из-за

специфики

условий

проживания

в

детских

домах.

К

сожалению,

у

воспитанников возникает нарушение привязанности. Главной причиной этих

нарушений нехватка персонала, который мог бы стать постоянным близким

взрослым для ребенка.

Факторы, влияющие на нарушения привязанности у детей с ТМНР

длительное пребывание в больницах;

большой

объем

медицинского

и

реабилитационного

вмешательства,

связанного

с

болевыми

ощущениями

и

чувством

страха,

отсутствие

и

поддержки ребенка взрослым;

нехватка личного внимания.

глубокое нарушение взаимодействия и взаимопонимания. Дети с тяжелыми

нарушениями

медленно

реагируют,

ответы

могут

быть

необычными.

Получается ситуации не понимания, что настораживает и пугает детей.

отсутствие постоянного близкого взрослого. При воспитании детей в детских

домах происходит частая смена персонала, ухаживающих за ребенком, что

приводит

к

тому,

что

не

могут

быть

выстроены

близкие

доверительные

отношения.

Изначально ребенок старается обратиться за эмоциональной поддержкой, но

постепенно, не получая отклика, перестает это делать вовсе.

Признаки нарушения привязанности у детей с ТМНР:

постоянно

сниженный

фон

настроения,

вялость,

настороженность

или

плаксивость;

устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими людьми. Ребенок

избегает смотреть в глаза взрослого, не проявляет интереса к деятельности

предложенной взрослым, избегает прикосновений;;

повышенный уровень агрессии и аутоагрессия;

привлекает к себе внимание через плохое поведение;

постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;

отсутствие

дистанции

в

общении

со

взрослым.

Проявляет

чрезмерное

внимание к малознакомым взрослым, излишняя навязчивость;

соматические нарушения и нарушения развития: (задержка роста; частый

крик и плач; нарушения сна и пищеварения).

Привязанность

является

одним

из

основных

условий

развития

человека.

Нередко нарушение привязанности остается с ребенком на всю жизнь. Важно

помнить, что отношения привязанности развиваются и изменяются в течение

всей

жизни

человека.

Через

индивидуальную

работу

с

ребенком

можно

существенно

скорректировать

нарушения

привязанности

и

установить

надежные отношения.

Литература

1. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой

умственного развития. [пер. со швед.] / под ред. Ю. Колесовой. – СПб: ИРАВ,

2001.

2. Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми, имеющими

тяжелые множественные нарушения развития. – СПб.: Скифия, 2017.

3. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для

педагогов / ред. Т.В. Лисовская. – Минск: НИО, 2007.



В раздел образования