Автор: Мищенко Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКСУ Тунгусовский детский дом–интернат
Населённый пункт: Томская область, Молчановский район с.Тунгусово
Наименование материала: Статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)"
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ТМНР)
Е.В.Мищенко
Областное государственное казенное социальное учреждение
«Тунгусовский детский дом-интернат»
Особенности
развития
детей
находящихся
в
детском
доме
это
актуальная
проблема настоящего времени.
Темп развития детей воспитанных вне семьи значительно медленней детей
находящихся в семье.
Все
дети,
воспитывающиеся
в
детском
доме,
имеют
признаки
не
сформированных привязанностей. Перед сотрудниками учреждения ставится
не
простая
задача:
отогреть
ребенка,
найти
контакт,
социализировать
и
скорректировать развитие каждого воспитанника.
Самой идеальной ситуацией для ребенка является жизнь в семье, где рядом
есть взрослые, которые любят его и заботятся о нем. С первых дней жизни
закладываются близкие отношения с близкими взрослыми. В нашем случае для
ребенка
важно
хотя
бы
с
одним
взрослым
найти
близкий
контакт.
Самый
эффективный
способ
удовлетворения
привязанности
между
взрослым
и
ребенком это тесный телесный контакт. Поэтому чтобы успокоить ребенка,
нужно просто взять его на руки, погладить, прижать к себе.
Часто в детских домах случается так, что рядом с ребенком нет того
взрослого,
который
мог
бы
успокоить
его
через
телесный
контакт.
Следовательно, не происходит формирование привязанности, что откладывает
отпечаток на развитие ребенка. Формирование привязанности происходит, в
течение первых трех лет жизни. Мы можем видеть, что дети, которые провели
первые несколько лет жизни дома, существенно отличаются от детей, которые
выросли
вне
дома
-
в
детских
домах.
Такие
дети
навязчивы,
более
требовательны, ищут контакт выборочно среди взрослых, находящихся радом.
Обязательным условием для развития ребенка является установление близких
отношений с взрослым. Только тогда ребенок чувствует себя в безопасности и
может познавать мир.
Обязательным условием для развития ребенка является установление близких
отношений с взрослым. Только тогда ребенок чувствует себя в безопасности и
может познавать мир.
Из-за
специфики
условий
проживания
в
детских
домах.
К
сожалению,
у
воспитанников возникает нарушение привязанности. Главной причиной этих
нарушений нехватка персонала, который мог бы стать постоянным близким
взрослым для ребенка.
Факторы, влияющие на нарушения привязанности у детей с ТМНР
длительное пребывание в больницах;
большой
объем
медицинского
и
реабилитационного
вмешательства,
связанного
с
болевыми
ощущениями
и
чувством
страха,
отсутствие
и
поддержки ребенка взрослым;
нехватка личного внимания.
глубокое нарушение взаимодействия и взаимопонимания. Дети с тяжелыми
нарушениями
медленно
реагируют,
ответы
могут
быть
необычными.
Получается ситуации не понимания, что настораживает и пугает детей.
отсутствие постоянного близкого взрослого. При воспитании детей в детских
домах происходит частая смена персонала, ухаживающих за ребенком, что
приводит
к
тому,
что
не
могут
быть
выстроены
близкие
доверительные
отношения.
Изначально ребенок старается обратиться за эмоциональной поддержкой, но
постепенно, не получая отклика, перестает это делать вовсе.
Признаки нарушения привязанности у детей с ТМНР:
постоянно
сниженный
фон
настроения,
вялость,
настороженность
или
плаксивость;
устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими людьми. Ребенок
избегает смотреть в глаза взрослого, не проявляет интереса к деятельности
предложенной взрослым, избегает прикосновений;;
повышенный уровень агрессии и аутоагрессия;
привлекает к себе внимание через плохое поведение;
постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;
отсутствие
дистанции
в
общении
со
взрослым.
Проявляет
чрезмерное
внимание к малознакомым взрослым, излишняя навязчивость;
соматические нарушения и нарушения развития: (задержка роста; частый
крик и плач; нарушения сна и пищеварения).
Привязанность
является
одним
из
основных
условий
развития
человека.
Нередко нарушение привязанности остается с ребенком на всю жизнь. Важно
помнить, что отношения привязанности развиваются и изменяются в течение
всей
жизни
человека.
Через
индивидуальную
работу
с
ребенком
можно
существенно
скорректировать
нарушения
привязанности
и
установить
надежные отношения.
Литература
1. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой
умственного развития. [пер. со швед.] / под ред. Ю. Колесовой. – СПб: ИРАВ,
2001.
2. Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми, имеющими
тяжелые множественные нарушения развития. – СПб.: Скифия, 2017.
3. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для
педагогов / ред. Т.В. Лисовская. – Минск: НИО, 2007.