Напоминание

«Развитие познавательного интереса и применение творческих способностей учащихся на уроках истории изобразительного искусства»


Автор: Фрайс-Карпович София Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. Л.А. ГОРДЫ"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие познавательного интереса и применение творческих способностей учащихся на уроках истории изобразительного искусства»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

на тему: «Развитие познавательного интереса и применение

творческих способностей учащихся на уроках истории изобразительного

искусства»

Подготовила: Фрайс-Карпович София Анатольевна, преподаватель МБУДО

«Детская художественная школа № 1 им. Л.А. Горды»

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно

зажечь. К.Д. Ушинский.

Основная задача детской художественной школы – развитие творческих

способностей учащихся. История изобразительного искусства - это знания,

интеллект,

общая

культура.

Без

нее

не

состоится

художник.

История

изобразительного искусства - сложный комплекс знаний, включающий в себя

историю

и

развитие

изобразительного

искусств,

историю

архитектуры

и

скульптуры.

Использование

силы

воздействия

различных

искусств

для

формирования личности, его идейных и нравственных убеждений может быть

достигнуто лишь при условии создания особой методики преподавания этого

предмета. Всё содержание предмета «История изобразительного искусства»,

принципы

построения программы

и

методическая

система

преподавания

имеют

главную

цель:

заинтересовать,

увлечь

учащихся

этим

предметом,

познакомить

их

с

основными понятиями

и

этапами

развития

искусства,

научить

анализировать

художественные

произведения,

выделяя

главные

средства выразительности.

Вопрос

о

том,

как

учить

искусству,

довольно

сложный.

Приобщение

ученика к миру искусства происходит постепенно, переходя от простого к

сложному на основе сравнений, сопоставлений с уже известным, изученным

учебным материалом. Основные принципы методики обучения искусству не

должны

рассматриваться

в

отрыве

от

творческих

методов

обучения

изобразительному искусству в целом.

Главный аргумент родителей, которые приводят ребенка в художественную

школу - "он так хорошо срисовывает, так похоже...". Они надеются здесь

развить именно эти способности своих детей. Бесспорно, в процессе обучения

будет

приобретено

профессиональное

мастерство,

точный

глаз,

чувство

формы, владение техникой различных материалов. Но разве это определяет

творческую личность?

Даже

очень

одаренный

ребенок

немногого

достигнет

без

постоянной

работы ума. В лучшем случае он сможет точно написать предметы, передать

портретное сходство. Но талантливого произведения не состоится, потому что

в

основе его

должна

быть

идея,

мысль, выраженная

соответствующими

изобразительными

средствами.

И

здесь

без

знания

истории

искусства,

развивающей интеллект, не обойтись.

Но как включить ученика? Как организовать урок, на котором будет

«господствовать» искусство, на котором в то же время

учащиеся будут

получать знания, необходимые им для восприятия произведения искусства?

Общеизвестно, что знания бывают холодными и горячими: холодные – это

чужие, от учителя, из книг, а горячие – это результат собственного мышления,

личного опыта.

Воображение учащихся можно и нужно развивать, тренировать. Задача

каждого урока - разбудить воображение ученика, направить раскрыть перед

учеником явление, факт в незнакомых ему ранее связях. Только тогда урок

искусства

имеет

смысл.

В

качестве

примера

можно

вспомнить

работы

Иеронимуса Босха «Пословицы» или «Сад земных наслаждений».

Программа по учебному предмету история изобразительного искусства

включает основные разделы истории зарубежного, русского и современного

искусства. В тетрадях учащиеся конспектируют основные темы, записывают

термины, которые помогут грамотно высказывать свои мысли.

Накоплены репродукции, видеоматериалы, которые я использую на уроках.

Важно заинтересовать ребенка, тогда он будет с удовольствием посещать

занятия.

Главный

принцип

преподавания

-

живой

диалог

между

преподавателем

и

учеником.

Это

развивает

у

детей

активность,

самостоятельность мышления. Беседа - один из распространенных методов

работы

с

картиной.

Беседа

помогает

детям

тоньше,

глубже

увидеть,

почувствовать и осмыслить произведение искусства.

Специфика урока по истории изобразительного искусства заключается в

том, что интерактивное взаимодействие происходит не только на уровне

«ученик

ученик»

или

«ученик

учитель»,

полноправным

участником

диалога становятся сами произведения искусства.

Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в

решении

задач

воспитания

образного

мышления,

культуры

устной

и

письменной речи, эстетического вкуса учащихся. Умелый анализ картины -

одно из активных средств, помогающих учащимся понять образную природу

искусства, выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть

умением образно мыслить и образно говорить. Важный момент в работе с

картиной

-

молчаливое

рассматривание

картины,

первое

восприятие

и

осмысливание

целого.

После

беглого

знакомства

с

картиной

учащиеся,

делятся своими первыми впечатлениями. Поэтому даю детям возможность

свободно

высказаться,

несмотря

на

то,

что

высказывания

могут

носить

случайный характер, иногда учащиеся выхватывают отдельные части работы,

устанавливают между ними связи, но ещё не раскрывают целого…

Здесь можно привести известное полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

Ранее учащиеся много слышали о работе, но не знали, что именно скрыто за

образом прекрасной женщины. Путём полученных знаний на уроке дети

учатся не только воспринимать портрет и оценивать его, но знакомиться и с

техникой написания работы и передачи образа. Таким образом, с занятия

ребята

уходят

вдохновлённые

творчеством

художника,

заинтересованы в

самостоятельном поиске особенностей и других работ.

Очень важно, чтобы все уроки предмета, пробуждали чувства и мысли

ученика, обогащали его новыми впечатлениями и знаниями. Немаловажную

роль играют вопросы и задания, которые я предлагаю ученикам, они должны

быть интересными по-настоящему творческими. В качестве примера можно

привести изучение темы «Творчества Ганса Гольбейна Младшего». Кроме

изучения

работ

художника

мы

останавливаемся

на

самой

известной

«Послы».

Сначала

дети

пробуют

найти

знаковые

предметы

в

работе

художника

самостоятельно,

дать

им

описание.

Далее

через

выполнение

творческого задания (пазлы) ребята учатся выделять основные символы. Это

позволяет

не

только

изучить

работу,

но

задуматься

об

особенностях

творчества художника. Дети находятся в состоянии творческого поиска, что

особенного они могут внести в свои работы по живописи, композиции, чтобы

стали также загадочны и привлекательны зрителю. Таким же толчком для

размышлений служит полотно Ян ван Эйка «Портрет Джованни Арнольфини

и его жены».

Важной составляющей предмета является домашнее задание. После занятия

учащиеся уходят не только с теоретическими знаниями, но через творческое

задание

применяют

навыки,

полученные

на

других

предметах

в

художественной школе.

Так,

изучая

тему

«Живопись

Московского

княжества»

учащиеся

зарисовывают схему иконы «Троица». При изучении русской архитектуры

готовят иллюстрации и схематично показывают особенности стилей храмов и

церквей. Примечательно также, что знакомство с памятниками архитектуры

нашего государства прививает любовь к родине, многие из них с восхищением

воспринимают

материал

и

изъявляют

желание

посетить

места,

где

они

находятся.

Изучая

творчество

художников

Северного

Возрождения,

их

загадочность в работах, учащиеся зарисовывают отдельных персонажей и

предметы, которые раскрывают суть работы. Важно отметить такая форма

работы очень нравится учащимся.

Рассмотрев особенности преподавания истории искусства, можно сделать

вывод, что этот предмет способствует воспитанию и развитию духовно -

нравственных

ценностей

учеников.

Таким

образом,

приходит

в

школу

ребёнок, который хочет научиться рисовать, а покидает её сформировавшаяся

творческая личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание. - М.

1967.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М. , 1968.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство? - М. 1979.

4. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. - М., 1973

5. Апухтин O.K. Материалы для бесед по изобразительному искусству в

школе.- Ташкент. I960



В раздел образования