Автор: Розова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Госомская ООШ" Брянского района
Населённый пункт: Село Госома Брянского района Брянской области
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Наверное, ни у кого не вызывает сомнения, что воспитать человека, любящего
свою Родину, чувствующего себя неотделимой ее частицей - одна из важнейших
задач любого учителя, и в первую очередь учителя литературы. Об этом говорят и
стандарты второго поколения, и Концепция духовно- патриотического воспитания и
развития гражданина России. Как конкретно на уроках русского языка и литературы
добиться того, чтобы слово «Родина» перестало быть в лучшем случае просто
абстрактным понятием и нашло живой отклик в душе? Традиционный подход к
проблеме , пожалуй, можно объединить цитатой «И дым Отечества нам сладок и
приятен». Альтернативную возможность хотелось бы обозначить высказыванием
Чаадаева «Прекрасная вещь — любовь к Отечеству. Но есть еще более прекрасное
— любовь к истине. Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами и
запертыми устами». Я иду по такому пути.
Такой подход к воспитанию патриотизма более продуктивен, по моему мнению,
,так как позволяет превратить эту тему в проблему , требующую анализа ,
размышления, наличия собственной, гражданской позиции.
При подготовке сочинения — рассуждения на тему «Долг служения Отечеству» я
использую текст о хирурге Пирогове, в котором рассказывается о том, как
возвратившись с кавказского театра войны , Пирогов поспешил доложить министру
о первом применении наркоза на поле боя ,а вместо благодарности получил разнос —
не в том мундире явился. На каждом шагу хирургу приходилось воевать с
равнодушием , воровством, невежеством
История России - это не только история ее войн. Изучение — хотя бы во
фрагментах — житийной литературы, произведений о детстве Толстого, Горького
позволяет погрузиться в обстоятельства российского быта разных исторических
периодов, с его ушедшими деталями, в атмосферу дореволюционной России, ту
атмосферу, которая делает любовь к родному пепелищу не пустым звуком. Изучая
рассказ А.Чехова «Толстый и тонкий» ,обсуждая тему чинопочитания, я показываю
и рассказываю (помогают иллюстрации) как были одеты служащие того времени,
гимназисты, женщины, как выглядела ручная кладь ,а для того, чтобы донести идею
произведения - смех над чинопочитанием — знакомлю учащихся с Табелем о рангах.
На уроке по рассказу Л.Толстого «После бала» обращаю внимание на детали
одежды (перчатки во время танца как обязательный элемент , опойковые сапоги,
детали быта, бал, музыка, танцы, с одной стороны, шпицрутены , солдатские шинели
, с другой. Использую на уроке фрагмент текста из книги «История Отечества в
портретах» под редакцией И.В. Леванова. В первой половине XIX века в России
господствовала система телесных наказаний. Не щадили учеников школ, гимназий,
даже студентов и чиновников. Идти «на правеж» (наказание палками) стало
обыденным делом российской действительности. Даже смертную казнь заменяли
прогонкой виновных несколько раз сквозь строй в тысячу человек
Именно эти детали российского быта того времени позволяют донести идею
произведения — не был полковник лицемерным человеком , он просто и на балу, и
на плацу действовал по законам того времени;
Современный урок русского языка и литературы — это проблемно-диалогический
урок. Интегрированные уроки русского языка и литературы — это одна из
составляющих методики моей работы.. Это уроки, на которых воспитываются
граждане великой страны. Отдельные фрагменты интегрированного урока
«Матренин двор», проведенного 9 классе, представляю вам. А.Солженицына ,автора
рассказа , критиковали и справа и слева, ибо он не демократами и не с патриотами,
но он с Россией, ибо размышлял над вопросом « Как нам обустроить Россию».
Начиная рассказ о его биографии , я говорю ученикам о том, что Солженицын
отказался принять орден А.Первозванного , сказав «…от верховной власти, которая
довела Россию до такого состояния ,принять Награду не могу». Далее работаем над
этапами биографии — а в ней история страны. Рассказ правдив и достоверен, и
повествует о страшном разорении деревни, которая всегда была опорой России.
Героиня оказалась в родном селе не понятой — и того не умела , и за обзаводом не
гналась. Не поняли, что она и есть тот самый праведник ,без которого не стоит
земля. Но почему столь необычен язык произведения? По мнению автора, лжет
трест, приписывающий кол-во добываемого торфа, лжет председатель колхоза,
уничтоживший лес и получивший звание героя соцтруда, лжет школа , которая из
года в год ,борясь за высокий процент успеваемости, переводит из класса в класс
Антошку Григорьева , который уже давно не учится и не собирается это делать, лжет
язык ,заменяющий названия деревень языковыми монстрами
(торфопродукт,сельмаг ,облоно). «Ах , Тургенев и не знал ,что по- русски можно
составить такое!»- восклицает Солженицын.
А кто же не лжет? Не лжет Матрена, не лжет ее язык.Далее я предлагаю опорную
схему и начинаем анализировать составляющие языка рассказа. Меня поразило то
,что дети не смогли объяснить просторечие — волокли снедь из города — пришлось
обратиться к словарям, чтобы выяснить, что снедь -это еда. Работая с диалектными
словами ,обнаружили, что «в запущи жить- это не в грязи жить, а жить одиноко (в
соответствии с диалектами Владимировской области). Экскурс в историю жизни
русской деревни помогли совершить пословицы и поговорки. «Умная замуж выходит
после Покрова, а дура после Петрова», а какая глубокая русская пословица
«Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут»! Анализируя архаизмы,
обращаемся к словарю топонимов и узнаем, что название деревни Спудни произошло
от слова спуд — кадка, плошка — значит, в этой деревне изготовляли посуду. А
Шестимирово - это шесть дней мирного труда. Учащиеся работали со словарями
Даля и Солженицына, открывая через язык историю страны.На этом уроке я
перевела одну из фраз рассказа на сегодняшний язык и попросила найти ее аналог в
тексте, сравнения показало, как далеко ушли мы от того языка, как впрочем и от тех
нравственных принципов , по которым жила русская крестьянка Матрена.
Еще один интегрированный урок по сказу Лескова «Левша». Первый урок я
начинаю с показа фрагмента памятника Левше: 5 колонн вокруг памятника Лескову
,пять его героев, и ближе всех Левша. В ходе анализа произведения говорим о
патриотизме , мастерстве героя ,с одной стороны, дремучей необразованности, с
другой. Герой оказался никому не нужным в стране, а последние его слова были
проникнуты заботой о государстве. Одновременно идет работа над языком
произведения. Исследуя язык сказа , учащиеся находят профессиональные слова,
устаревшие, пословицы, поговорки ,пытаются понять особенность языка сказа, в
основе его -принцип народной этимологии — искажение облика слова в соответствии
со своим представлением о нем.
Но учитывая возраст учащихся, я выхожу за рамки предмета. Показываю
современных продолжателей левши. Это тоже одна из сторон воспитания
патриотизма.
И еще одна грань работы моей — это художественное чтение. Если
ребенок чувствует слово, его оттенки, его богатство, может передать мысль автора —
значит есть итог , с том числе и патриотического воспитания. Мои ученики являются
победителями и призерами районных конкурсов, участниками областных.