Напоминание

"Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"


Автор: Розова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Госомская ООШ" Брянского района
Населённый пункт: Село Госома Брянского района Брянской области
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Наверное, ни у кого не вызывает сомнения, что воспитать человека, любящего

свою Родину, чувствующего себя неотделимой ее частицей - одна из важнейших

задач любого учителя, и в первую очередь учителя литературы. Об этом говорят и

стандарты второго поколения, и Концепция духовно- патриотического воспитания и

развития гражданина России. Как конкретно на уроках русского языка и литературы

добиться того, чтобы слово «Родина» перестало быть в лучшем случае просто

абстрактным понятием и нашло живой отклик в душе? Традиционный подход к

проблеме , пожалуй, можно объединить цитатой «И дым Отечества нам сладок и

приятен». Альтернативную возможность хотелось бы обозначить высказыванием

Чаадаева «Прекрасная вещь — любовь к Отечеству. Но есть еще более прекрасное

— любовь к истине. Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами и

запертыми устами». Я иду по такому пути.

Такой подход к воспитанию патриотизма более продуктивен, по моему мнению,

,так как позволяет превратить эту тему в проблему , требующую анализа ,

размышления, наличия собственной, гражданской позиции.

При подготовке сочинения — рассуждения на тему «Долг служения Отечеству» я

использую текст о хирурге Пирогове, в котором рассказывается о том, как

возвратившись с кавказского театра войны , Пирогов поспешил доложить министру

о первом применении наркоза на поле боя ,а вместо благодарности получил разнос —

не в том мундире явился. На каждом шагу хирургу приходилось воевать с

равнодушием , воровством, невежеством

История России - это не только история ее войн. Изучение — хотя бы во

фрагментах — житийной литературы, произведений о детстве Толстого, Горького

позволяет погрузиться в обстоятельства российского быта разных исторических

периодов, с его ушедшими деталями, в атмосферу дореволюционной России, ту

атмосферу, которая делает любовь к родному пепелищу не пустым звуком. Изучая

рассказ А.Чехова «Толстый и тонкий» ,обсуждая тему чинопочитания, я показываю

и рассказываю (помогают иллюстрации) как были одеты служащие того времени,

гимназисты, женщины, как выглядела ручная кладь ,а для того, чтобы донести идею

произведения - смех над чинопочитанием — знакомлю учащихся с Табелем о рангах.

На уроке по рассказу Л.Толстого «После бала» обращаю внимание на детали

одежды (перчатки во время танца как обязательный элемент , опойковые сапоги,

детали быта, бал, музыка, танцы, с одной стороны, шпицрутены , солдатские шинели

, с другой. Использую на уроке фрагмент текста из книги «История Отечества в

портретах» под редакцией И.В. Леванова. В первой половине XIX века в России

господствовала система телесных наказаний. Не щадили учеников школ, гимназий,

даже студентов и чиновников. Идти «на правеж» (наказание палками) стало

обыденным делом российской действительности. Даже смертную казнь заменяли

прогонкой виновных несколько раз сквозь строй в тысячу человек

Именно эти детали российского быта того времени позволяют донести идею

произведения — не был полковник лицемерным человеком , он просто и на балу, и

на плацу действовал по законам того времени;

Современный урок русского языка и литературы — это проблемно-диалогический

урок. Интегрированные уроки русского языка и литературы — это одна из

составляющих методики моей работы.. Это уроки, на которых воспитываются

граждане великой страны. Отдельные фрагменты интегрированного урока

«Матренин двор», проведенного 9 классе, представляю вам. А.Солженицына ,автора

рассказа , критиковали и справа и слева, ибо он не демократами и не с патриотами,

но он с Россией, ибо размышлял над вопросом « Как нам обустроить Россию».

Начиная рассказ о его биографии , я говорю ученикам о том, что Солженицын

отказался принять орден А.Первозванного , сказав «…от верховной власти, которая

довела Россию до такого состояния ,принять Награду не могу». Далее работаем над

этапами биографии — а в ней история страны. Рассказ правдив и достоверен, и

повествует о страшном разорении деревни, которая всегда была опорой России.

Героиня оказалась в родном селе не понятой — и того не умела , и за обзаводом не

гналась. Не поняли, что она и есть тот самый праведник ,без которого не стоит

земля. Но почему столь необычен язык произведения? По мнению автора, лжет

трест, приписывающий кол-во добываемого торфа, лжет председатель колхоза,

уничтоживший лес и получивший звание героя соцтруда, лжет школа , которая из

года в год ,борясь за высокий процент успеваемости, переводит из класса в класс

Антошку Григорьева , который уже давно не учится и не собирается это делать, лжет

язык ,заменяющий названия деревень языковыми монстрами

(торфопродукт,сельмаг ,облоно). «Ах , Тургенев и не знал ,что по- русски можно

составить такое!»- восклицает Солженицын.

А кто же не лжет? Не лжет Матрена, не лжет ее язык.Далее я предлагаю опорную

схему и начинаем анализировать составляющие языка рассказа. Меня поразило то

,что дети не смогли объяснить просторечие — волокли снедь из города — пришлось

обратиться к словарям, чтобы выяснить, что снедь -это еда. Работая с диалектными

словами ,обнаружили, что «в запущи жить- это не в грязи жить, а жить одиноко (в

соответствии с диалектами Владимировской области). Экскурс в историю жизни

русской деревни помогли совершить пословицы и поговорки. «Умная замуж выходит

после Покрова, а дура после Петрова», а какая глубокая русская пословица

«Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут»! Анализируя архаизмы,

обращаемся к словарю топонимов и узнаем, что название деревни Спудни произошло

от слова спуд — кадка, плошка — значит, в этой деревне изготовляли посуду. А

Шестимирово - это шесть дней мирного труда. Учащиеся работали со словарями

Даля и Солженицына, открывая через язык историю страны.На этом уроке я

перевела одну из фраз рассказа на сегодняшний язык и попросила найти ее аналог в

тексте, сравнения показало, как далеко ушли мы от того языка, как впрочем и от тех

нравственных принципов , по которым жила русская крестьянка Матрена.

Еще один интегрированный урок по сказу Лескова «Левша». Первый урок я

начинаю с показа фрагмента памятника Левше: 5 колонн вокруг памятника Лескову

,пять его героев, и ближе всех Левша. В ходе анализа произведения говорим о

патриотизме , мастерстве героя ,с одной стороны, дремучей необразованности, с

другой. Герой оказался никому не нужным в стране, а последние его слова были

проникнуты заботой о государстве. Одновременно идет работа над языком

произведения. Исследуя язык сказа , учащиеся находят профессиональные слова,

устаревшие, пословицы, поговорки ,пытаются понять особенность языка сказа, в

основе его -принцип народной этимологии — искажение облика слова в соответствии

со своим представлением о нем.

Но учитывая возраст учащихся, я выхожу за рамки предмета. Показываю

современных продолжателей левши. Это тоже одна из сторон воспитания

патриотизма.

И еще одна грань работы моей — это художественное чтение. Если

ребенок чувствует слово, его оттенки, его богатство, может передать мысль автора —

значит есть итог , с том числе и патриотического воспитания. Мои ученики являются

победителями и призерами районных конкурсов, участниками областных.



В раздел образования