Автор: Мельшина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №236
Населённый пункт: Волгоград, Краснооктябрьский район
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Пожарная безопасность"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов «Пожарная безопасность»
Мельшина Людмила Александровна
Воспитатель МОУ « Детский сад №236 Краснооктябрьского района
Волгограда
Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает какое это страшное бедствие. Он не
только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое –
человеческие жизни. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от
беспечного отношения к огню самих людей. Закон РФ «О пожарной
безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21
декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «Обязательное обучение детей
дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в
образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности
осуществляется соответствующими учреждениями по специальным
программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».
В соответствии с этим в детских садах детям в самой доступной форме
должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности.
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих
среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя
требования к устройству помещений и противопожарную грамотность
взрослых. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно
ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной
информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а
родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в
необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Только
систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет
сформировать у детей представление о правилах пожарной безопасности.
Поэтому работу в дошкольном учреждении по изучению правил пожарной
безопасности следует вести по трем направлениям:
1. Изучение правил пожарной безопасности сотрудниками дошкольного
учреждения.
2. Профилактическая работа с детьми.
3. Разъяснительная работа с родителями.
За изучение сотрудниками правил пожарной безопасности отвечает
администрация учреждения. В ДОУ регулярно (в соответствии с
графиком) проводится инструктаж по правилам пожарной безопасности, раз в
год – учебные тревоги, имеется вся необходимая документация и
наглядность. В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные
познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности,
прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени
проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам
проводится в неразрывной связи с общим образовательным процессом как во
время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности,
спортивных досугов, развлечений. Обучение детей основам пожарной
безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать
у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной
безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через
чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых
складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в
дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности
окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка
будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями.
Необходимо сформировать понимание важности соблюдения правил
безопасного поведения при пожаре. Желательно разработать и
использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие
пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей.
Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.) могут
иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная
машина и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более
сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы
пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное
лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности,
настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка
пожарных. Для проведения занятий можно использовать детскую
литературу:С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном
герое";Т.Юрмин "Кто плохой?";В.Ровицкий "Друзья в твоём
доме";И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";К.Паустовский "Барсучий
нос";Е.Хоринская "Спичка-невеличка";С.Михалков "Дядя Стёпа";Л.Толстой
"Пожарные собаки".Т.Фетисов "Куда спешат красные машины".А. Шевченко
"Как ловили уголька" . Кроме того, необходим показ имеющихся
диафильмов, видеофильмов пожарной тематики для дошкольного возраста.
Обязательно проведение тематических недель, викторин, конкурсов, КВН,
игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или
газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья
пожарная машина быстрее доедет до пожара? И т. д.
Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности
формируются длительной и систематической разъяснительной работой.
Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство
ответственности за сохранность общественной собственности, учить их
осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами,
средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа
включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями,
организацию тематических недель, изготовление плакатов на
противопожарные темы, встречи с работниками и ветеранами пожарной
службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарные темы
организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении,
выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение
экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и
вооружением, показ диафильмов, презентаций, видеофильмов на
противопожарную тематику. Периодически необходимо приглашать на
родительские собрания, работников местной пожарной охраны. Кроме того,
в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация на случай
возникновения пожара. Работа по усвоению дошкольниками правил
пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков
увенчается успехом при условии, если воспитанники осознанно воспримут
необходимость их выполнения. Хорошо использовать и на занятиях и дома
для формирования различных стратегий поведения в трудных и
эмоционально насыщенных ситуациях игровые задания , в том числе и
компьютерные игры в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем
более реализованная на современном техническом уровне, весьма
привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего дошкольного
возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью
повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в
иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер
боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к
овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и
спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и
возможности.
Ребенок, выпускаясь из детского сада должен знать:
-существование явления "пожар", его опасность и последствия;
-источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных
явлений;
-наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с
ними;
-элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не
жечь спички и т.п.);
-правила поведения при пожаре.
Ознакомление дошкольников с правилами пожарной
безопасности должно обязательно проводиться и в семье. Практика
показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами пожарной
безопасности. Зачастую, спички дома хранятся в доступных для детей
местах, малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам,
топящимся печкам, газовым плитам. Поэтому воспитателям надо вести
планомерную работу с родителями. Здесь можно использовать самые
разнообразные формы: консультации, папки-передвижки, оформление
наглядной агитации, анкетирование, беседы, проведение круглых столов,
совместных досугов детей и родителей. Именно такая систематическая,
планомерная работа в содружестве с семьей формирует у дошкольников
прочные знания о правилах пожарной безопасности.
Дошкольное учреждение , объединяя воспитанников, воспитателей и
родителей, придавая обучению систематизированный и социальный
характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие
воспитанникам навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно
стать нормой дошкольной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен
изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают дошкольники,
останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.