Автор: Крючкова Светлана Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ д.Охона"
Населённый пункт: г. Пестово
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа логопедических занятий по формированию речевых навыков у учащихся с системным недоразвитием речи
Раздел: начальное образование
Программа логопедических занятий по
формированию речевых навыков у учащихся с
системным недоразвитием речи
Пояснительная записка
Логопедическая работа в классах для детей с интеллектуальным нарушением является
важным звеном в общей системе коррекционной работы
.
Организация учебной
деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого
себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование
полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне
развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и
навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Характеристика речевого развития детей: у учащихся с системным недоразвитием речи
при умственной отсталости мономорфное (полиморфное) нарушение произношения,
недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный
словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения,
недостаток формирования связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения
смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и
чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего,
значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их
зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью
акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс
слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге.
У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных,
кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает
того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.
Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать
и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук
обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен
правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром
потоке воспринимаемой им речи.
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,
способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его
на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический
строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные
навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся
(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия,
памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
Адресат программы: дети с системным недоразвитием речи (СНР) при у.о,
испытывающие затруднения при овладении письменной и устной речью.
Основные принципы построения программы:
- гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного,
динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи
с другими сторонами психического развития;
- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства
диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид
деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и
способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
-принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину,
А.Н.Леонтьеву).
-взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций
(анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических
процессов и функций;
-онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется
последовательностью ее развития в онтогенезе).
Кроме того, в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи
учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности,
сознательности и др.
Содержание коррекционной работы
Коррекционная логопедическая работа ведётся по следующим направлениям:
I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о
звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и
синтеза звукослогового состава слова.
а) Уочнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования
звуков, особенностях их произнесения.
б) дифференциация звуков на слух и в произношении.
в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.
II. Формирование и совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с
различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с
предложениями, текстами).
III. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации
звуковой стороны речи:
- развитие качественной характеристики лексических средств;
- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
- развитие внимания и интереса к слову;
- развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
IV. Формирование морфологической стороны речи.
V. Развитие и совершенствование грамматического строя речи
VI. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию
речевых умений:
VII. Формирование коммуникативных навыков
Для осуществления изложенной программы используются разнообразные методы и
приёмы: словесные, наглядные, игровые, подвижные
Логопедическая программа предполагает фронтальную работу ввиде групповых и
подгрупповых занятий. На логопедические занятия выделено 2 часа в неделю.
Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления
недостатков устной и письменной речи школьников младших классов с первичной
речевой патологией, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития.
Для этой цели используются следующие методики:
1. Тестовая методика диагностики Фотековой.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки
стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и
определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для
прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного
воздействия.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях коррекционных школ 8 вида.
3. Логопедический альбом О.Б Иншаковой.
В процессе коррекционной работы используются методики:
1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и
письма.
2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
3. Е.В Мазановой. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической
дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»
4. А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование
фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав
слова.»
5.Р.И Лалаева. «Логопедическая работа в коррекционных классах».
6.Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».
7. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.
8.Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.
Условия реализации данной программы:
Для успешной коррекционной работы логопеда имеется соответствующая материальная
база и оборудование. Индивидуальные и фронтальные коррекционно-логопедические
занятия проводятся в оборудованном для этих целей кабинете. Оборудование
логопедического кабинета включает:
1. Настенное зеркало для логопедических занятий.
2. Зеркало для индивидуальной работы
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная)
5. Кассы букв (индивидуальные)
6. Учебно-методические пособия
7. Настольные игры, игрушки
8. Классная доска
9. Шкафы для пособий
10. Стол канцелярский
11. Стулья
12. Комплект «парта—стул»
Так же в работе используют специальные пособия и дидактический материал.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для
составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа
• по грамматическому строю
• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
• по звукопроизношению,
*артикуляционной моторике
• по фонематическому восприятию.
Пособия, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной
деятельности
1. Лото 2. Пирамидки 3. Кубики 4. Разрезные картинки
5. Набор матрешек 7. Игры 8.Наборы картинок
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми
понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма,
величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами,
набор картонок – слов омонимов.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
знать:
· термины, используемые для обозначения основных понятий речь, звук, буква,
артикуляция;
· все буквы и звуки родного языка;
· отличительные признаки гласных и согласных звуков;
· твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на
письме;
· пары гласных; пары согласных звуков по твёрдости- мягкости, по звонкости-глухости;
Уметь:
узнавать и различать гласные и согласные звуки
обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласныё на письме.
использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости
согласных на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки4
производить фонетический разбор слова;
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, с использованием
оппозиционных звуков.
Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся:
формируются навыки словообразования и словоизменения
развиваются навыки грамматического оформления предложения
расширяется словарный запас;
появляется навык составления предложений различных типов и связных
текстов.
совершенствуются навыки правописания.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 1 КЛАСС
№
п/п
Тема занятия
Дата
проведения
Кол-во
часов
1-4
Обследование речи учащихся
4
Подготовительная работа
5
Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.
1
6
В мире звуков. Звуки окружающего мира.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
1
7
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
1
8
Дыхание. Дыхательная гимнастика.
Голосообразование. Голосовая гимнастика.
1
9
Общая моторика. Речь с движением.
1
10
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.
1
11
Слуховое восприятие и внимание. Фонематический
слух. Вербальная память.
1
12
Зрительное восприятие, внимание и память.
Логическое мышление.
1
13
Зрительно-пространственные и временные
представления. Зрительно-моторная координация.
Графические упражнения.
1
Звуки и буквы
14-15
Звук и буква А. Звукобуквенный состав слова
2
16-17
Звук и буква У. Звукобуквенный состав слова
2
18-19
Звук и буква М. Звукобуквенный состав слова
2
20-21
Звук и буква О. Звукобуквенный состав слова
2
22-23
Звук и буква Х. Звукобуквенный состав слова.
2
24-25
Звук и буква С. Звукобуквенный состав слова.
2
26-27
Звук и буква Н. Звукобуквенный состав слова.
2
28-29
Звук и буква ы. Звукобуквенный состав слова.
2
30-31
Звук и буква Л. Звукобуквенный состав слова.
2
32-33
Звук и буква В. Звукобуквенный состав слова.
2
34-35
Звук и буква И. Звукобуквенный состав слова.
2
36-37
Звук и буква Ш. Звукобуквенный состав слова.
2
38-39
Звук и буква П. Звукобуквенный состав слова.
2
40-41
Звук и буква Т. Звукобуквенный состав слова.
2
42-43
Звук и буква К. Звукобуквенный состав слова.
2
44-45
Звук и буква З. Звукобуквенный состав слова.
2
46-47
Звук и буква Р. Звукобуквенный состав слова.
2
48-49
Звук и буква й. Звукобуквенный состав слова.
2
50-51
Звук и буква Ж. Звукобуквенный состав слова.
2
52-53
Звук и буква Б. Звукобуквенный состав слова.
2
54-55
Звук и буква Д. Звукобуквенный состав слова.
2
56-57
Звук и буква Г. Звукобуквенный состав слова.
2
58-59
Буква ь. Мягкий знак в роли смягчения.
Звукобуквенный состав слова.
2
60
Сочетание звуков [ jэ] буква Е.
1
61-62
Е после согласного в слове. Звукобуквенный состав
слова.
2
63
Сочетание звуков [ jа] буква Я.
1
64-65
Я после согласного в слове. Звукобуквенный состав
слова.
2
66
Сочетание звуков [ jу] буква Ю.
1
67-68
Ю после согласного в слове. Звукобуквенный состав
слова.
2
69
Сочетание звуков [ jо] буква Ё.
1
70-71
Ё после согласного в слове. Звукобуквенный состав
слова.
2
72-73
Буква ь в роли разделения. Звукобуквенный состав
слова.
2
74-75
Звук и буква Ч. Звукобуквенный состав слова.
2
76-77
Звук и буква Ф. Звукобуквенный состав слова.
2
78-79
Звук и буква Ц. Звукобуквенный состав слова.
2
80-81
Звук и буква Э. Звукобуквенный состав слова.
2
82-83
Звук и буква Щ. Звукобуквенный состав слова.
2
84-85
Буква разделительный твёрдый знак. Звукобуквенный
состав слова.
2
Звуко-буквенный анализ и синтез . Слоговой анализ и синтез. Ударение.
86
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласных.
1
87
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
1
88
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со
стечением согласных.
1
89
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
двусложных слов. Ударение.
1
90
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
двусложных слов со стечением согласных. Ударение.
1
91
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
двусложных слов со слогом, состоящим из одного
гласного. Ударение.
1
92
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
трёхсложных слов. Ударение.
1
93
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
трёхсложных слов со стечением согласных. Ударение.
1
94
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
трёхсложных слов со слогом, состоящим их одного
гласного. Ударение.
1
95
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
четырёхсложных слов. Ударение.
1
96-99
Обследование речи учащихся.
4
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 2 КЛАСС
№
п/п
Тема занятия
Дата
проведения
Кол-во
часов
1-4
Обследование речи учащихся
4
СЛОВО.
5
Слово. Слова, которые отвечают на вопросы кто? или
что? Живые и неживые предметы.
1
6
Слова, которые отвечают на вопрос что делает ? что
сделал?. Действия предмета
1
7
Дифференциация слов, обозначающих предметы и
слов, обозначающих действия.
8
Слова, которые отвечают на вопрос какой? Признаки.
1
9
Различие слов в предложении.
1
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
10
Предложение. Состав предложения. Элементарный
анализ предложения.
1
11
Интонационная законченность предложения. Большая
буква в начале и точка в конце предложения.
1
12
Составление предложений из трёх слов. Работа с
предложением, состоящим из трёх слов.
1
13
Главные слова в предложении.
1
14
Грамматическое оформление предложения.
Согласование глагола с именем существительным в
роде и падеже.
1
15
Грамматическое оформление предложения.
Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде и числе.
1
16
Грамматическое оформление предложения.
Управление. Винительный падеж кого? что?.
1
17
Грамматическое оформление предложения.
Управление. Родительный падеж кого? чего?.
1
18
Грамматическое оформление предложения.
Управление. Дательный падеж кому? чему?
1
19
Грамматическое оформление предложения.
Управление. Творительный падеж кем? чем?
1
20
Распространение предложений. Составление
предложений из данных слов по вопросам.
1
21
Распространение предложений. Составление
предложений по картинкам сначала из двух слов затем
из трёх, четырёх, пяти и более слов.
1
22
Предлоги в предложении. Практическое знакомство с
предлогами, умение пользоваться ими в устной речи.
1
23
Работа с предлогами «в», «на»
1
24
Вопросы к предложениям, в состав которых входят
слова с предлогами «в», «на»
1
25
Работа с предлогами «с», «со»
1
26
Вопросы к предложениям, в состав которых входят
слова с предлогами «с, со»
1
27
Работа с предлогами «к», «от»
1
28
Вопросы к предложениям, в состав которых входят
слова с предлогами «к», «от»
1
29
Работа с предло-гами «из», «от», «у»
1
30
Вопросы к предложениям, в состав которых входят
слова с предлогами «из», «от», «у»
1
31
Работа с предлогами «по», «под»
1
32
Вопросы к предложениям, в состав которых входят
слова с предлогами «по», «под»
1
33
Работа с предлогами «из», «из-под»
1
34
Вопросы к предложениям, в состав которого входят
слова с предлогами «из», «из-под»
1
35
Дифференциация предлогов в предложении.
1
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
36
Последовательный подробный пересказ текста с
опорой на вопросы.
1
37
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной
причинно-следственной связью с опорой на
предметные картинки и вопросы.
38
Последовательный подробный пересказ текста с
опорой на предметные картинки, данные по порядку.
1
39
Последовательный подробный пересказ с опорой на
серию картинок и последовательность действий.
1
40
Пересказ описательного характера с опорой на кар-
тинку и по плану, составленному при пересказе.
1
41
Пересказы описательного характера с опорой на
картинку
42
Последовательный подробный пересказ с опорой на
предложенный план.
1
43
Краткий пересказ.
1
44
Выборочный пересказ.
1
45
Устное сочинение по вопросам на тему.
1
СЛОГО-ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА.
46
Звук. Способы образование различных звуков.
1
47
Строение артикуляционного аппарата.
1
48
Гласные звуки. Образование гласных звуков.
1
49
Дифференциация гласных звуков в слове.
1
50
Слогообразующая роль гласного. Деление слов на
слоги.
1
51
Слоговой состав слова. Односложные и двусложные
слова.
1
52
Слоговой состав слова. Двусложные и трёхсложные
слова.
1
53
Ударение. Выделение ударного слога. Ударные и
безударные гласные.
1
54
Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения
1
55
Форморазличительная роль ударения.
1
56
Согласные звуки. Дифференциация гласных и
согласных звуков.
1
57
Твёрдые и мягкие согласные.
1
58
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого
знака. Мягкий согласный на конце слова.
1
59
Мягкий согласный в середине слова.
1
60
Гласные второго порядка.
1
61
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных
второго порядка.
1
62
Дифференциация гласных е,ё, ю, я, и в словах.
1
63
Мягкий знак в роли разделения.
1
64
Звонкие и глухие согласные. Пары согласных по
звонкости глухости.
1
65-68
Обследование речи учащихся
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 3 КЛАСС
№
Тема занятия
Дата
проведения
Кол-во
часов
1-4
Обследование речи учащихся
4
Звуки и буквы. Согласные звуки
Различие твёрдых и мягких согласных
5
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.
1
6
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и.
1
7
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед
гласными ы-и
1
8
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я.
1
9
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед
гласными а-я
1
10
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.
1
11
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед
гласными о-ё
1
12
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю.
1
13
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед
гласными у-ю
1
14
Дифференциация гласных ё-ю.
1
15
Тренировочные упражнения на дифференциацию
гласных ё-ю.
1
16
Тренировочные упражнения на дифференциацию
гласных II ряда.
1
17
Ь для обозначения мягкости согласных (в конце слова).
1
18
Ь для обозначения мягкости согласных (в середине
слова)
1
19
Разделительный мягкий знак.
1
20
Тренировочные упражнения на различение слогов и слов
с ь и без него в устной и письменной речи.
1
21
Проверка знаний и умений по теме «Твёрдые и мягкие
согласные».
1
Различие звонких и глухих согласных звуков
22
Звуки б- б*, буква Б
1
23
Звуки п-п*, буква П
1
24
Различие звонких и глухих Б-П в устной и письменной
речи.
1
25
Тренировочные упражнения на различение Б-П в слогах,
словах, предложениях.
1
26
Звуки в-в*, буква В
1
27
Звуки ф-ф*, буква Ф
1
28
Различие звонких и глухих В-Ф в устной и письменной
речи.
1
29
Тренировочные упражнения на различение В-Ф в
слогах, словах, предложениях.
1
30
Звуки г-г*, буква Г
1
31
Звуки к-к*, буква К
1
32
Различие звонких и глухих Г-К в устной и письменной
речи.
1
33
Тренировочные упражнения на различение Г-К в слогах,
словах, предложениях.
1
34
Звуки д-д*, буква Д
1
35
Звуки т-т*, буква Т
1
36
Различие звонких и глухих Д-Т в устной и письменной
.
1
речи.
37
Тренировочные упражнения на различение Д-Т в
слогах, словах, предложениях.
1
38
Звук ж , буква Ж
1
39
Звуки ш, буква Ш
1
40
Различие звонких и глухих Ш-Ж в устной и письменной
речи.
1
41
Тренировочные упражнения на различение Ж-Ш в
слогах, словах, предложениях.
1
42
Звуки з-з*, буква З
1
43
Звуки с-с*, буква С
1
44
Различие звонких и глухих З-С в устной и письменной
речи.
1
45
Тренировочные упражнения на различение З-С в слогах,
словах, предложениях.
1
Различие свистящих и шипящих звуков.
46
Различие Ж-З в устной и письменной речи.
1
47
Тренировочные упражнения на различие Ж и З в слогах,
словах , предложениях
1
48
Различие Ш-С в устной и письменной речи.
1
49
Тренировочные упражнения на различие Ш и С в
слогах, словах , предложениях
1
50
Звук щ, буква Щ.
1
51
Различие щ-с* в устной и письменной речи.
1
52
Тренировочные упражнения на различие щ-с* в слогах,
словах , предложениях
1
53
Звук ч, буква Ч.
1
54
Звук ц, буква Ц
1
55
Различие ч-ц в устной и письменной речи.
1
56
Тренировочные упражнения на различие ч-ц в слогах,
словах , предложениях.
1
Различие аффрикатов.
57
Различие ч-т* в устной и письменной речи.
1
58
Тренировочные упражнения на различие ч-т* в слогах,
словах , предложениях
1
59
Различие ч-щ в устной и письменной речи.
1
60
Тренировочные упражнения на различие ч-щ в слогах,
словах , предложениях
1
61
Различие ц-с в устной и письменной речи.
1
62
Тренировочные упражнения на различие ц-с в слогах,
словах , предложениях
1
Различие соноров
63
Различие Р-Л в устной и письменной речи.
1
64
Тренировочные упражнения на различие Р-Л в слогах,
словах, предложениях
1
65-
68
Обследование речи учащихся
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 4 КЛАСС
№
Тема занятия
Дата
проведения
Кол-во
часов
1-4
Обследование речи учащихся
4
Уточнение и расширение словарного запаса путём усвоения смыслового значения слов.
5
Слово. Лексическое значение слова.
1
6
Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие
1
действия предмета.
7
Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие
признак предмета.
1
8
Тренировочные упражнения в определении значения
слова (предмет, действие, признак)
1
9
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова
(корни).
1
10
Слова-неприятели, которые имеют противоположное
значение.
1
11
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют
разный смысл.
1
12
Многозначные слова.
1
13
Слова, которые имеют прямое и переносное значение.
1
Словообразование
14
Родственные слова. корень слова.
1
15
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов
и выделении корня.
1
16
Наблюдение за единообразным написанием гласных в
корне родственных слов.
1
17
Родственные слова и слова с омонимичными корнями.
1
18
Упражнения на дифференциацию родственных слов и
слов с омонимичными корнями.
1
19
Сложные слова – слова, имеющие два корня и
соединительную гласную «о» или «е» между ними.
1
20
Составление и практическое использование в речи слов,
состоящих из двух корней.
1
21
Образование слов с приставками и употребление их в
речи.
1
22
Приставки пространственного значения.
1
23
Приставки временного значения.
1
24
Многозначные приставки.
1
25
Приставки сходные по буквенному составу.
1
26
Разделительный твёрдый знак.
1
27
Упражнение в написании слов сЪ.
1
28
Разделительный мягкий знак.
1
29
Упражнение в написании слов с разделительным мягким
знаком.
1
30
Тренировочные упражнения на различие
разделительного ь и ъ.
1
31
Образование слов с суффиксами и употребление их в
речи.
1
32
Суффиксы, указывающие на величину предметов.
1
33
Суффиксы профессий.
1
34
Суффиксы прилагательных.
1
Словоизменение. Согласование слов.
35
Слова - предметы
Образование множественного числа существительных
1
36
Практическое употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
1
37
Окончание. Выделение окончаний в слове.
1
38
Употребление имён существительных в форме разного
рода.
1
39
Употребление существительных в форме винительного
падежа
1
40
Употребление существительных в форме родительного
падежа
1
41
Употребление существительных в форме дательного
падежа
1
42
Употребление существительных в форме творительного
падежа
1
43
Употребление существительных в форме предложного
падежа без предлога
1
44
Употребление существительных в форме предложного
падежа с предлогом
1
45
Употребление существительных в косвенных падежах
1
46
Слова-признаки
1
47
Согласование прилагательных и существительных в
роде и числе.
1
48
Согласование прилагательных и существительных в
падеже.
1
49
Слова-действия
1
50
Согласование глагола с существительным в числе
1
51
Согласование глагола и существительного в роде.
1
52
Согласование в глагола и существительного во времени.
1
53
Согласование числительных с существительными в роде и
падеже.
1
Предлоги
54
Общее понятие о предлогах и их употребление в речи.
1
55
Тренировочные упражнения в выделении предлогов.
1
56
Предлоги у, около, к, от, по.
1
57
Предлоги на, над, под, с (со)
1
58
Предлоги в, (во), из
1
59
Предлоги из-за, из-под
1
60
Предлоги между, возле, перед
1
61
Тренировочные упражнения в подборе предлогов.
1
62
Дифференциация предлогов и приставок.
1
63
Тренировочные упражнения в подборе приставок и
предлогов в предложения. Различие приставки и
предлога.
1
64
Закрепление знаний о предлоге.
1
65-
68
Обследование речи учащихся
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ для УЧАЩИХСЯ С СНР 5 КЛАСС
№
Тема занятия
Дата
проведения
Кол-во
часов
1-4
Обследование речи учащихся
4
5
Звуки и буквы. Развитие слухового внимания
1
6
Звуки и буквы Дифференциация гласных и согласных
звуков.
1
Правописание безударной гласной в корне слова.
7
Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на
слоги. Слова различной слоговой структуры.
1
8
Ударение. Ударные и безударные гласные в слове..
1
9
Работа со слогоритмической структурой слова.
Узнавание слов по слуховой схеме.
1
10
Работа со слогоритмической структурой слова.
Узнавание слов по зрительной схеме.
1
11
Родственные слова. Нахождение общего корня в
родственных слова.
1
12
Составление цепочек родственных слов с выделением
общего корня. Наблюдение за гласной в родственных
словах.
1
13
Дифференциация родственных слов и слов одинаковых
по написанию.
1
14
Выделение «ошибкоопасного» места в слове.
Определение на слух опасной гласной на уровне слова,
1
15
Определение на слух опасной гласной на уровне
предложения.
1
16
Определение на слух опасной гласной на уровне текста.
1
17
Различные способы проверки безударной гласной.
Подбор однокоренных слов, относящих к различным
лексико – грамматическим категориям.
1
18
Подбор однокоренных слов, относящих к различным
лексико – грамматическим категориям.
1
19
Подбор однокоренных слов, относящих к различным
лексико – грамматическим категориям.
1
20
Проверка безударной гласной
О.
1
21
Проверка безударной гласной А.
1
22
Проверка безударной гласной Е.
1
23
Проверка безударной гласной И
1
24
Проверка безударной гласной Я
1
25
Проверка безударной гласной Е гласной Ё.
1
26
Слова с двумя безударными гласными.
Применение
различных способов проверки на материале слов с двумя
безударными гласными.
1
27
Слова, различающиеся на письме одной гласной в корне
слова. Определение в контексте смысла слов, которые
различаются одной гласной и подбор проверочных слов.
1
28
Слова, различающиеся на письме одной гласной в корне
слова. Составление предложений со словами,
различающимися одной гласной в корне слова.
1
29
Закрепление навыков правописания безударной гласной
в корне слова. Предупредительный диктант.
1
30
Закрепление навыков правописания безударной гласной
в корне слова. Подбор слов по заданной схеме.
1
31
Закрепление навыков правописания безударной гласной
в корне слова. Письмо по памяти.
1
32
Закрепление навыков правописания безударной гласной
в корне слова. Слуховые диктанты.
1
33
Закрепление навыков правописания безударной гласной
1
в корне слова. Составление предложений по опорным
словам (предметным картинкам).
34
Закрепление навыков правописания безударной гласной
в корне слова. Составление предложений по сюжетной
картинке.
1
35
Закрепление навыков правописания безударной гласной
в корне слова. Составление текста по опорным словам.
1
36
Закрепление навыков правописания безударной гласной
в корне слова. Восстановление текста.
1
Правописание парных звонких глухих согласных на конце и в середине слова.
37
Согласные звуки. Пары согласных по звонкости
глухости.
1
38
Выделение «ошибкоопасного» места в слове.
Определение на слух опасной согласной на конце слова.
1
39
Выделение «ошибкоопасного» места в слове.
Определение на слух опасной согласной в середине
слова.
1
40
Различные способы проверки согласной на конце и в
середине слова. Подбор слов, относящих к различным
лексико – грамматическим категориям.
1
41
Различные способы проверки согласной на конце и в
середине слова. Подбор слов, относящих к различным
лексико – грамматическим категориям.
1
42
Проверка согласных б-п на конце и в середине слова.
1
43
Проверка согласных в-ф на конце и в середине слова.
1
44
Проверка согласных г-к на конце и в середине слова.
1
45
Проверка согласных д-т на конце и в середине слова.
1
46
Проверка согласных з-с на конце и в середине слова.
1
47
Проверка согласных ж-ш на конце и в середине слова.
1
48
Проверка парных звонких глухих согласных на конце и в
середине слова.
1
49
Закрепление навыков правописания парной звонкой
глухой согласной на конце и в середине слова
Предупредительный диктант.
1
50
Закрепление навыков правописания парной звонкой
глухой согласной на конце и в середине слова. Подбор
слов по заданной схеме.
1
51
Закрепление навыков правописания парной звонкой
глухой согласной на конце и в середине слова. Письмо
по памяти.
1
52
Закрепление навыков правописания парной звонкой
глухой согласной на конце и в середине слова. Слуховой
диктант.
1
53
Закрепление навыков правописания парной звонкой
глухой согласной на конце и в середине слова.
Составление предложений по опорным словам
(предметным картинкам).
1
54
Закрепление навыков правописания парной звонкой
глухой согласной на конце и в середине слова.
Составление предложений по сюжетной картинке.
1
55
Закрепление навыков правописания парной звонкой
1
глухой согласной на конце и в середине слова.
Восстановление текста.
56
Закрепление навыков правописания парной звонкой
глухой согласной на конце и в середине слова .
Составление текста по опорным словам.
1
Правописание предлогов со словами.
57
Пространственное значение предлогов. Подбор
предлогов в предложение.
1
58
Определение на слух предлога в предложении.
Практическое усвоение правила о раздельном написании
предлога со словами.
1
59
Определение количества слов в предложении с
предлогами. Практическое усвоение правила о
раздельном написании предлога со словами.
1
60
Обоснование правила о правописании предлогов со
словами.
1
61
Закрепление правописания предлогов со словами.
Предупредительный диктант.
1
62
Закрепление правописания предлогов со словами.
Письмо по памяти.
1
63
Закрепление правописания предлогов со словами.
Составление предложений по опорным словам
(предметным картинкам) с предлогами.
1
64
Закрепление правописания предлогов со словами.
Слуховой диктант.
1
65-
68
Обследование речи учащихся.
1