Автор: Крючкова Светлана Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ д.Охона"
Населённый пункт: г. Пестово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальные программы логопедического сопровождения
Раздел: начальное образование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
на 2014-2015 учебный год
Фамилия имя учащегося: К М
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи лёгкой степени
при у.о., оптическая дизграфия
Проблема: неусвоенность букв алфавита в следствии нарушения
зрительного восприятия, анализа и синтеза, так же моторной координации,
неточности представления о форме и цвете, величине предмета, недоразвитии
памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-
пространственного анализа, несформированности оптического образа буквы
Цель программы: устранение неуспеваемости по русскому языку и
чтению, обусловленное смешиванием букв по кинетическому и оптическому
сходству
Задачи программы:
- уточнять и расширять объёма зрительной памяти
- формировать и развивать зрительное восприятие и представления
- развивать зрительный анализ и синтез
- развивать зрительно-моторные координации
- формировать речевые средства , отражающие зрительно-пространственные
отношения
- учить дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы
Срок реализации: 1 год
Содержание работы:
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
1-й этап Организационный:
- проведение обследования
- оформление документации и планирование работы
- сообщение результатов обследования всем участникам педагогического
процесса
Эта работа проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы
предусмотрены беседы, обследование, выступление на родительском
собрании.
2-й этап Подготовительный
- Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов
* развитие зрительного гнозиса (восприятие цвета, формы, размера)
* развитие буквенного гнозиса (восприятие цвета, формы и размера букв)
* дифференциация расположения элементов букв
- Развитие зрительного анализа и синтеза
- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти
* развитие запоминания формы предмета
* развития запоминания цвета
* развития запоминания последовательности и кол-ва букв и предметов
- Формирование пространственного восприятия и представлений
* ориентировка в схеме своего тела
* дифференциация правых и левых частей предмета
* ориентировка в окружающем пространстве
- формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные
отношения
- Развитие зрительно-моторных координаций
Эта работа проводится в начале обучения. на данном этапе предусмотрено
проведение бесед, занятий по альбому
3-й этап Основной
- Закрепление связей между произнесением звука и его графическим
изображением на письме
- Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв
- Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв (гласных,
согласных)
* изолированно
* в слогах и словах
* в словосочетаниях
* в предложениях и тексте
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения на
индивидуальных занятиях.
4-й этпа Заключительный
- Закрепление полученных навыков
- Перенос полученных знаний на другие виды деятельности
Эта работа проводится в конце учебного года
Нарушение письма у учащихся носит стойкий системный характер, поэтому
коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на
устранение изолированного дефекта
В процессе коррекционной работы используются различные приёмы работы:
- ощупывание, вырезание и лепка из пластилина, обводка по контуру, письмо
в воздухе, определение сходства и различия букв (Р.И.Лалаева)
- конструирование и реконструирование буквы из элементов (В.А.Ковшиков)
- упражнения по развитию зрительного, зрительно-пространственного
восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах
- письменные упражнения
Планируемый результат:
знать все буквы алфавита;
соотносить звуки с буквами, символами для обозначения на письме
различать буквы, сходные по написанию
выполнять звуко-буквенный анализ слова
овладеть навыком правописания букв в словах, предложениях и тексте
Планирование логопедических занятий
№ Тема занятия
Содержание занятия
1
Обследование речи учащегося
2
Обследование речи учащегося
3
Подготовительная работа:
игры и упражнения на…..
Развитие зрительного восприятия и узнавание
предметов
4
Развитие зрительного анализа и синтеза
5
Уточнение и расширение зрительной памяти
6
Формирование пространственного восприятия и
представлений
7
Формирование речевых средств, отражающих
зрительно-пространственные отношения
8
Развитие зрительно-моторной координации
9
Дифференциация букв о-а
Сравнение букв по начертанию, закрепление знаний о
правописании этих букв в слогах и словах; развитие
оптико-пространственных представлений; знакомство
со словами –паронимами, расширение словаря
10
Дифференциация букв о-а в
словосочетаниях,
предложениях, тексте.
закрепление знаний о буквах; дифференциация
изучаемых букв в словосочетаниях, предложениях и
тексте; обучение навыкам слогового анализа и синтеза;
развитие зрительного восприятия; согласование слов в
предложении, трен- ка в языковом и звковом анализе
11
Дифференциация букв у-и
Знакомство с буквами; соотнесение звука с буквами,
различие букв изолированно, в слогах и словах;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
зрительного восприятия, логического мышления
12
Дифференциация букв у-и в
словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Закрепление знаний о буквах; дифферен-ия букв в
словосочетаниях, предложениях и тексте, составление
словосочетаний и предложений по данному слову;
развитие зрительного восприятия
13
Дифференциация букв и-ш.
Знакомство с буквами; различие букв изолированно, в
слогах и словах; развитие логического мышления,
звукового анализа и синтеза; зрительного гнозиса
14
Дифференциация букв и-ш
в словосочетаниях,
предложениях, тексте.
закрепление знаний о буквах; дифференциация
изучаемых букв в словосочетаниях, предложениях и
тексте, соотносить букву с символом, развитие
кинетических представлений
15
Дифференциация букв б-д
Знакомство с буквами; сравнение букв по начертанию,
соотнесение букв с символами; развитие слухового
внимания и памяти, логического мышления
16
Дифференциация букв б-д в
словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Закрепление знаний о буквах; сравнение букв по
элементам, дифференциация изучаемых букв в
словосочетаниях, предложениях и тексте, обучение
грамматическому оформлению предложения
17
Дифференциация букв в-д
Знакомство с буквами; сравнение букв по начертанию,
соотнесение букв с символами; развитие слухового
внимания и памяти, логического мышления
18
Дифференциация букв в-д
в словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Закрепление знаний о буквах; сравнение букв по
элементам, дифференциация изучаемых букв в
словосочетаниях, предложениях и тексте, обучение
грамматическому оформлению предложения
19
Дифференциация букв п-т,
П-Т
Знакомство с буквами, соотнесение буквы с символом,
сравнение букв изолированно, в слогах и словах;
развитие навыков слогового анализа и синтеза;
зрительного восприятия и внимания
20
Дифференциация букв п-т,
П-Т в словосочетаниях,
предложениях, тексте.
закрепление знаний о буквах; дифференциация
изучаемых букв в словосочетаниях, предложениях и
тексте, построение предложения, работа со
скороговорками, обогащение словаря с данными
буквами
21
Дифференциация букв л-м,
Л-М.
Знакомство с буквами; диффер-ия букв изолированно,
в слогах, словах, словосочетаниях, сравнительная
характеристика звуков и букв, обогащение словаря,
построение словосочетания; развитие зрительного и
слухового восприятия
22
Дифференциация букв л-м,
Л-М в словосочетаниях,
предложениях, тексте.
закрепление знаний о буквах; дифференциация
изучаемых букв в словосочетаниях, предложениях и
тексте, работа со словами-паронимами; согласование
прилагательных с существительными в роде; развитие
фонематического восприятия; составление связного
высказывания по опорным словам
23
Дифференциация букв к-н,
К-Н
Знакомство с буквами; диффер-ия букв; формирование
навыков слогового анализа и синтеза; уточнение
значения слов; развитие зрительного восприятия;
логического мышления
24
Дифференциация букв к-н,
К-Н в словосочетаниях,
Закрепление знаний о буквах, дифференциация букв ;
развитие навыка звуко-буквенного анализа, построение
предложениях, тексте.
предложения из отдельных слов, развитие зрительног
восприятия
25
Дифференциация букв ш-
щ, Ш-Щ.
Знакомство с буквами; сравнение букв по начертанию;
диффер-ия букв; образование существительных с
помощью суффикса –ищ; развитие зрительного
восприятия; образование сущ от глагола; преодоление
кинетических нарушений
26
Дифференциация букв ш-
щ, Ш-Щ в
словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Закрепление знаний о буквах; сравнение букв по
начертанию; дифференциация букв; работа со словами
паронимами; составление словосочетаний;
формирование навыков звукового анализа и синтеза;
зрительного восприятия
27
Дифференциация букв и-ц,
И-Ц.
Знакомство с буквами; сравнение букв по начертанию;
диффер-ия букв; соотнесение звуков с буквами разного
шрифта; развитие навыков словообразования;
звукового анализа, зрительного восприятия
28
Дифференциация букв и-ц,
И-Ц в словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Закрепление знаний о буквах; пополнение словаря на
изучаемые буквы; построение словосочетания и
предложения; грамматическое оформление
предложения; развитие навыков звукового анализа и
синтеза; зрительного восприятия и внимания
29
Дифференциация букв ц-щ,
Ц-Щ.
Знакомство с буквами; соотнесение буквы со звуками и
символами; сравнение букв по написанию в разном
шрифте и различной величины; развитие
фонематического восприятия, кинетических
представлений; пополнение словаря словами
изучаемых букв;
30
Дифференциация букв ц-щ,
Ц-Щ в словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Закрепление знаний о буквах; о родственных словах;
диффер-ия букв, развитие навыков слогового анализа и
синтеза; кинетических представлений
31
Дифференциация букв З-Е
Знакомство с буквами; закрепление знаний о
написании» дифференциация букв; соотнесение со
звуками и символами; закрепление знаний о
правописании имён собственных; развитие
логического мышления; кинетических представлений
32
Дифференциация букв З-Е в
словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Закрепление знаний о буквах; диффер-ия букв;
преодоление устного аграмматизма; развитие связной
речи; зрительного восприятия, пространственного и
кинетического представления
33
Обследование речи учащегося
34
Обследование речи учащегося
Используемая литература:
Е.В. Мазанова «Коррекция оптической дисграфии», Москва 2006 год
Р.И .Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», СПб, 2000год
А.К Аксёнова « Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной
школе», М ВЛАДОС 2000год
В.В. Волина занимательное азбуковедение, М Просвещение 1991год
Л.Н. Ефименкова « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»,
М Просвещение 1991год
Р.Е. Левина « Нарушение письма у детей с недоразвитием речи», М1961 год
И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление», М !997год
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
на 2014-2015 учебный год
Фамилия имя учащегося: С М
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи средней
тяжести при у.о., сложная форма дисграфии ( аграмматическая, на почве
нарушения языкового анализа и синтеза)
Проблема: большое количество ошибок на неправильное употребление
корневой гласной, безударные гласные в окончаниях, приставках; пропуски и
замены предлогов; неверное употребление числа, трудности при
согласовании, управлении
Цель программы: устранение неуспеваемости по русскому языку и
чтению, обусловленной нарушением грамматического строя речи
Задачи программы:
- Развитие слухового внимания и памяти
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие пространственно- временных представлений
- Уточнение и закрепление знаний об основных частях речи
- Формирование навыков словообразования и словоизменения
Срок реализации программы: 1 год
Содержание работы:
В содержание программы входят следующие разделы:
- словообразование основных частей речи
- словоизменении
- согласование имен прилагательных и глаголов с существительными
В разделе Словообразование основных частей речи рассматриваются
вопросы
-устранения аграмматизмов словообразования
- Овладение суффиксальным и приставочным способами образования
основных лексико-грамматических разрядов слов (существительных,
прилагательных, глаголов);
- Уточнение значения понятия «однокоренные и родственные слова»;
- развитие способности проводить разбор слова по составу
- Закрепление понятий о предлоге, как о целом слове
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие связной речи.
В следующем разделе рассматриваются вопросы, связанные с :
-практическим употреблением имен существительных в единственном и
множественном числе,
- практическим использованием существительных разного рода,
-практическое употребление существительных в косвенных падежах
Важно показать зависимость рода прилагательного от рода существительного,
для этого нужно обучать ставить вопрос от существительного к
прилагательному. Параллельно проводится работа на развитие словарного
запаса с помощью заданий на подбор прилагательных по заданным признакам.
Уделяется также внимание лексической сочетаемости, то есть способности
того или иного слова сочетаться с другим словом. При словоизменение
глаголов учащиеся учатся
ставить вопросы от существительных к глаголам,
выбирая вопрос единственного (что делает?) пли множественного (что
делают?) числа в зависимости от числа существительных.
Основной целью работы в следующем разделе является устранение
аграмматизмов в устной и письменной речи; устранению ошибок в
согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными
Предполагаемый результат:
знать основные части речи;
подбирать к предмету действия, признаки
пользоваться предлогами, знать правописание предлогов
овладеть навыками словообразования и словоизменения
правильно согласовывать слова в словосочетании и предложении
Используемая литература:
Е.В.Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» Москва 2006год
А.К.Аксёнова «Методика обучению русскому языку в специальной
(коррекционной) школе», Владос 2000год
Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»
СПб, 2000год
Л.Н. Ефименкова « Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов», М Просвещение 1991год
Р.Е. Левина « Нарушение письма у детей с недоразвитием речи», М1961 год
И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление», М !
997год
Планирование логопедических занятий
№ Тема занятия
Содержание занятия
1
Обследование речи учащегося
2
Обследование речи учащегося
3
Слово. Однокоренные
слова
Знакомство с родственными и однокоренными словами;
закрепление знаний о правописании родственных слов,
работа со словарными словами; обогащение словаря;
развитие навыков словообразования
4
Родственные слова.
Закрепление знаний о родственных словах; развитие
навыков словообразования, сложные формы звукового
анализа; развитие зрительного восприятия, слуховой
памяти и внимания
5
Корень слова.
Продолжение знакомства с понятием «корень слова»,
подбор родственных слов с выделением главной части;
закрепление навыков словообразования.
6
. Наблюдение за
написанием гласной в
корне родственных слов.
Закрепление навыков словообразования, выделения корня
в слове, вывод о гласной в корне родственных слов,
развитие слухового внимания
7
Словообразование.
Образование слов при
помощи приставок.
Знакомство с приставками, их значением и написанием в
словах; развитие умения образовывать слова
префиксальным способом; тренировка в подборе
приставок в слова, обозначающих действия предмета,
развитие временных и пространственных представлений
8
Образование слов при
помощи приставок.
Закрепление знаний о правописании приставок,
образование относительных прил-ных, работа с
антонимами, развитие временных и пространственных
представлений, развитие связной речи
9
Образование слов при
помощи суффиксов.
Знакомство с суффиксом; развитие навыков
словообразования при помощи суффикса, закрепление
знаний о правописании суффиксов, обогащение словаря,
развитие слухового внимания
10
Образование слов при
помощи суффиксов.
Развитие навыков словообразования при помощи
суффиксов, знакомство со значениями суффиксов,
устранение аграмматизмов
11
Образование слов при
помощи суффиксов.
Развитие навыков словообразования при помощи
суффиксов, знакомство со значениями суффиксов,
устранение аграмматизмов
11
Состав слова.
Закрепление знаний о частях слова, закрепление навыков
словообразования, преобразование слов
12
Предлоги.
Дифференциация
предлогов в
предложении.
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове.
Развитие временно-пространственных представлений.
Закрепление правописания предлогов
13
Подбор в предложение
предлога по смыслу
Выбор того или иного предлога. Развитие временно-
пространственных представлений. Развитие неречевых
процессов. Закрепление правописания предлогов.
Обогащение словаря.
14
Предложение.
Определение количества
слов в предложении с
предлогами.
Закрепление правописания предлогов. практическое
использование в речи предлогов.
15
Приставки и предлоги.
Дифференциация предлогов и приставок в предложении.
16
Образование мн. числа
сущ. Практическое
употребление сущ в
форме мн числа.
Закрепление знаний о существительных; знакомство со
мн числом, работа по словоизменению, классификация
предметов по числам, устранение аграмматизма в устной
речи, знание норм орфографии
17
Практическое
употребление сущ в
форме мн числа.
Образование сущ-ных во мн числе, развитие слухового
внимания
18
Род имени сущ-ого.
Дифференциация сущ-
ных разного рода.
Обогащение словаря; словоизменение сущ-ных по родам,
практическое употребление сущ-ных разного рода; ,
согласование местоимений он, она, оно с сущ-ми, диф-
ция сущ-ных, обозначающих предметы женского,
мужского и среднего рода, преобразование сущ-ных
женского рода в сущ-ные мужского рода, и наоборот,
развитие логич мышления
19
Дифференциация сущ-
ных разного рода.
Различие сущ-ных разного рода, употребление в речи,
развитие слухового внимания.
20
Предложение.
Практическое
употребление сущ-ных
в косвенных падежах
Практическое употребление сущ-ных в различных
формах косвенных падежей, работа с родственными и
однокоренными словами, развитие логического
мышления
21
Слова, обозначающие
признаки предмета
Знакомство с прил-ными, как часть речи, подбор
предметов к признакам и наоборот, закрепление умения
согласовывать прил-ные с сущ-ными в роде и числе,
составление словосочетаний, работа над грамматическим
оформлением предложения
22
Согласование прил-ных
с сущ-ными в числе.
Знакомство с понятием «число прилагательного»,
развитие умений согласования прил-ных с сущ-ными в
роде и числе, работа по словоизменению прилагательных.
23
Согласование прил-ных
с сущ-ными в числе.
Работа с родственными словами, развитие навыков
словообразования, развитие логического мышления
24
Словоизменение
прилагательных.
Согласование прил-ных с
сущ-ми.
Закрепление знаний о словах признаках, работа с
синонимами, обогащение словаря признаков, работа по
согласованию прил-ных с сущ-ными , развитие
логического мышления, развитие
25
Словоизменение прил-
ных . Согласование
прил-ных с сущ-ными в
роде и числе.
Закрепление норм орфографии
26
Развитие навыка
согласование прил-ных с
сущ-ми в роде и числе.
Закрепление знаний опризнаках предметов, обучение
подбору признаков к предметам, развитие умения
согласовывать признаки с предметами в роде и числе,
обогащение словаря, устранение аграмматизма в устной
речи
27
Знакомство со словами,
обозначающими
Знакомство с глаголом как частью речи; практическое
употребление в речи слов, обозначающих действия
действия предмета.
предмета, знакомство с вопросами, на которые отвечают
слова действия, развитие слухового внимания,
зрительного восприятия
28
Слова-действия.
Закрепление знаний о глаголе, диф-ция глаголов от др
слов, устранение аграмматизмов в устной речи, работа по
словообразованию, развитие навыков согласования и
управления
29
Слова-действия.
Закрепление знаний о глаголе, обучение постановке
вопросов к глаголам, , диф-ция глаголов от др слов,
устранение аграмматизмов в устной речи, работа по
словообразованию, развитие навыков согласования и
управления
30
Словоизменение.
Настоящее время
глагола.
Обогащение словаря предметов, признаков и действий,
работа по словообразованию, тренировка в употреблении
глаголов в форме настоящего времени
31
Образование глаголов
совершенного вида от
глаголов
несовершенного вида.
Закрепление знаий о действии предметов, образование
глаголов совершенного времени от глаголов
несовершенного времени, подбирать антонимы к словам
действиям, составление предложений по схемам, задавать
вопросы к глаголам совершенного и несовершенног
времени
32
Использование в речи
глаголов совершенного и
несовершенного вида
Составление предложений с глаголами, устранение
аграмматизмов в устной речи
33
Обследование речи учащегося
34
Обследование речи учащегося.