Напоминание

Автоматизация звука Л в словах


Автор: Крючкова Светлана Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ д.Охона"
Населённый пункт: г. Пестово
Наименование материала: Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения
Тема: Автоматизация звука Л в словах
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений звуко-

произношения(этап автоматизации звука) в соответствии с

требованиями с ФГОС для учащихся с ОВЗ

Тема: Автоматизация звука Л в словах.

Цель: создание условий для развития познавательных УУД: осознанного и

произвольного построения речевого высказывания в устной форме;

Задачи:

Коррекционно-образовательные

- Расширение тематического словаря;

- Формирование навыка составления предложения;

- Систематизация знания учащихся о согласных звуках [Л], [Ль

- Организация диалога.

-Умение придумывать слова с о звуком Л

-Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов

Коррекционно-развивающие задачи: :

-Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания,

артикуляционной, тонкой и общей моторики

-координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, до-

брожелательности.

-Формировать интерес к занятию.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, салфетки,

рабочая тетрадь, макет трехэтажного дома, палочки с колечками

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.

Организационный момент

Ребята, я хочу рассказать вам одну историю: (на слайде бабочка , мудрец

и ученик)

Жил на свете очень мудрый человек. У него было много учеников, но одна-

жды все они поспорили:на все ли вопросы может ответить мудрец.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную малень-

кую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он

обмануть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях.

Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет

да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее мертвой".

Пришел к своему учителю ученик и спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

-Как вы думаете, ребята, что он ответил. (ответы учащихся)

А сказал учитель:

- Все в твоих руках...

-Как вы думаете, почему он так ответил. (обсуждение)

-Я рассказала вам притчу. Кто знает, что такое притча?(работа с понятием)

-Притча –это рассказ, который чему –то нас учит. А теперь подумайте, зачем

я вам рассказала эту историю

Мы тоже на уроке можем закрыть глаза, уши и руки и ничему не уиться, а

можем открыть все и получать новые знания.

-

Подготовительная работа

Давайте проверим, готовы ли наши глазки, ротик, ручки, ушки к занятиям.

(на слайде человечек с закрытыми глазами , ушами, ртом и сжатыми руками,

после каждого упражнения –открываются части тела)

Что нам помогает на занятии работать? Что это за помощники?(глазки,

ротик, ручки, ушки)

Подготовим их к занятию:

Гимнастика для глаз (наши глазки смотрят и все видят)

Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз

Пробежать глазами по кругу.

Подремать – закрыть глаза на минутку и расслабиться.

Пальчиковая гимнастика (чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить)

Пальцев дружная семья, друг без друга им нельзя.

Вот большой! А это средний

Безымянный и последний - наш мизинец – малышок

Указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем ими нажимать

И движенья выполнять.

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка – Улыбочка»

«Футбол»

«Качельки»

«Индюк»

Фонематическая зарядка

1)

одинаковый звук в словах:

слон, сумка, собака, усы;

клад, укол, кошка, рак;

шуба, шкаф, уши, каша

парта, пол, клоп, пушка;

2)

какое получится слово, если мы соединим звуки:

сок, кот, нос, лук, рот, мыло, сумка, нога, клоп, шуба, сын, болт

Все к занятию подготовили, потренировали – теперь работать.

2.

Сообщение темы занятия

-Сегодня на занятии мы будем учиться правильно и красиво произносить

звук, а какой звук, вы скажите сами немного позже.

Игра на развитие зрительного и слухового внимания: На доске наклеены

половинки от предметов(лошадь, лунтик, лыжник, пугало), у детей другая

половинка каждого предмета. Необходимо подойти, подобрать недостающую

часть, чтобы получился предмет и назвать, что получилось.

-Какой одинаковый звук во всех словах? (Л) Сегодня на занятии опять будем

говорить слова со звуком Л.

Что общего у всех этих слов?(Л)

Как вы думаете, почему все предметы начинаются с буквы Л (Мы сегодня

будем говорить о букве Л.) Это и будет нашей темой.

Подумайте и скажите, чему мы должны научиться к концу урока (на слайде)

продолжите предложение:

правильно…..(говорить слова с буквойЛ)

находить ….(слова с буквой Л)

составлять …..(предложения )

….

3.

Характеристика звука

Давайте вспомним, что мы уже знаем про букву и звук Л: выберите

правильные характеристики звука Л

На слайде схема (кластер)

звук

звонки

й

На слайде остаются только правильные характеристики

- уточнение артикуляции звука

нахождение профиля звука на картинке

выбор характеристик, которые относятся к звуку Л: гласный, согласный,

глухой, звонкий, твердый, мягкий.

4.

Работа по автоматизации звука в слоговых рядах и словах.

Представьте себе, что вы попали на другую планету. Как вам кажется,

там разговаривают инопланетяне?

Да, все ее жители говорят на непонятном языке. Давайте попробуем и

мы с вами разговаривать на их языке

1)

Повторить за логопедом:

Ла-ло-лу Ло-лы-лу Лы-лы-ла Лы-ла-ла

Ло-лу-лы Лу-ла-ло Ло-лу-ло Лу-ло-лу

А теперь к их словам добавим наши слова

Ла-ла-ла лопата и пила

Ло-ло-ло мыло и стекло

Лы-лы-лы вилы и столы

Лу-лу-лу кукла на полу

- Какие слова со звуком Л запомнили?

2)Когда мы слышим такой звук: ЛЛЛЛЛЛЛЛ? (когда гудит самолет),

появляется игрушечный самолет (включить на компьютере звук записанный)

- Кто управляет самолетом? (пилот) Мы сейчас тоже будем пилотами и

отправимся с вами в путешествие.

Игра-путешествие «Пилоты»: Сели в самолеты, пристегнули ремни и

полетели (проговаривание изолированного звука Л) Летели, летели и

прилетели на остров, где много-много различных предметов, даже глаза

разбегаются.

Задание на развитие фонематического слуха

Дети поочередно «подлетают на самолете» и выбирают предметы, в названии

которых есть звук Л. Предметы выставляются на доску

На доске предметы со звуком Л: стол, полка, лопата, лампа, стул, лак, лыжи

Определить по описанию предмет и назвать вслух.

Физкультминутка: игра «Строители» (проговаривание с выполнением и

демонстрацией движений)

гласны

й

согла

сный

глухо

й

тверды

й

-Кто такие строители? Чем занимаются строители?

Строим, строим новый дом

Дом с высоким потолком

С треугольной крышей – вот с такой – нет – выше!

Окон в доме три и три и три

Поскорей в них загляни – там увидишь печку

На печке – человечка

Стены деревянные, окна в нем – стеклянные

Есть труба кирпичная. Работа отличная!!!

(Строим аккуратно, кирпичики кладем ровно, чтобы дом был красивый,

крепкий и долго простоял. Всю работу всегда выполнять надо аккуратно,

даже если получается дольше, иначе «Поспешишь, людей насмешишь» -

беседа по пословице.

3)

Вот такой красивый дом мы с вами построили (макет трехэтажного дома),в

доме человечки. Когда люди въезжают в новый дом, то очень часто им не

хватает некоторых очень важных предметов. Вот мы им сейчас и поможем.

Все предметы, которые мы выбрали со звуком Л (они нужны в каждом

доме), мы должны разложить в этот дом. На первый этаж предметы, в

названии которых один слог, на второй – с двумя слогами, на третий – с

тремя

( название каждого предмета прохлопать по количеству слогов и

разложить в дом).

Ответить на вопросы:

-Какие предметы находятся на первом этаже, на втором, на третьем?

-Что находится между ….. и ……?

-В названии каких предметов только один слог, два, три?

-Какие предметы запомнили?

Завели самолеты, пристегнули ремни и полетели: ЛЛЛЛЛЛЛ. Прилетели на

другой остров, где много-много слов.

Работа по совершенствованию звуко-слогового анализа слов

На доске написаны слова с пропущенной буквой Л, прочитать слова. Как вы

думаете, что могло случиться, что слова потеряли буквы? Вставьте звук.

Какие слова получились?

Проговариваем слова по слогам, надевая колечки на стержень. Сколько

колечек надели, столько и слогов (выполняют по очереди, проговаривая

вслух)

Слова: пила, малыш, волосы, лоб, калоши, улыбка, пол, болото, мыло, лужа,

булавка, мел.

-Какие слова запомнили?

Самостоятельная работа в тетрадях:

Игра «Шпионы» Я предлагаю ставать вам шпионами и зашифровать слова,

чтобы никто не смог их прочитать. Я вам буду проговаривать слова,а вы слух

определите количество слогов и нарисуйте в тетради столько кружочков,

сколько слогов в слове.

А теперь проверим, кто запомнил ,какие слова мы шифровали.

Слова: шило, половик, клок, луна, золото, лапа, лукошко, угол, лак, колодец,

вилы.

-Какие слова запомнили?

Все задания выполнили, сели в самолеты, пристегнули ремни и возвращаемся

назад на свои места: ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ. Прилетели.

4.Итог занятия:

-Какие слова со звуком Л запомнили?

Что больше всего понравилось на занятии?

Что показалось трудным?

-Что мы сегодня делали, чтобы научиться говорить букву Л?

Положите смайлик в окошечко и объясните, почему вы так считаете

Я правильно говорю букву Л

Умею ее находить в словах

Я правильно говорю букву Л.

НО не всегда нахожу ее в словах

Я плохо говорю букву Л

НО нахожу ее в словах

Я плохо говорю букву Л

Не вижу ее в словах



В раздел образования