Автор: Яковлева Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Финно–угорский детский сад комбинированного вида №20 «Лумикелло»
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Учебно – методический материал
Тема: Заучивание стихотворений по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц.
Раздел: дошкольное образование
Заучивание стихотворений по теме «Времена года» с использованием
мнемотаблиц.
М.А.Яковлева, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Петрозаводского городского округа «Финно-угорский детский сад комбинированного
вида №20 «Лумикелло»
Как мы знаем, мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс
запоминания информации. И, конечно, особое место занимает использование мнемотаблиц и
мнемодорожек.
Мнемотаблицы
очень
эффективны,
поскольку
они
помогают
развить
ассоциативное мышление, зрительную память, зрительное и слуховое внимание, воображение. А
самое
главное,
что
схематическая
зарисовка
определённой
информации
облегчает
процесс
запоминания. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
текст.
Работая на группе компенсирующей направленности с детьми ОНР, сталкиваешься с тем,
что у многих детей возникают трудности при заучивании стихов. А как мы знаем, дети очень
любят стихи. Поэтому, исходя из опыта работы, чтобы облегчить процесс запоминания, чтобы это
приносило
детям
удовольствие
и
положительные
эмоции
.
пришли
к
целесообразности
использования мнемотаблиц в этой деятельности.
В создании мнемотаблиц активно участвовали дети. Сначала читалось стихотворение. А
потом шло обсуждение с детьми каждой строки в отдельности. Дети сами предлагали
свои
варианты схематического изображения текста, выбирая именно то , что будет понятно самим
детям, и облегчит им воспроизведения стихотворения. Таким образом, в совместной деятельности,
появились мнемотаблицы по большому количеству стихотворных произведений.
Предлагаю вашему вниманию мнемотаблицы стихотворений по теме «Времена года».
I. Время года «Осень»
Осень .Е.Авдиенко
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет
просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья
сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый –
кленовый.
Осень.А. Плещеев.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Ю. Капустина.
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К .Бальмонт
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Нирович В.
II. Время года «Зима»
.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Н. Некрасов
Белая берёза. С. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
А Блок
III .Время года «Весна»
Март
(А. Алферов)
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам
постучится
Настоящая весна!
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
.
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
С Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
IV. Время года «Лето»
1
.
День рождения
Вьет венок в лесу июнь,
Распевают птицы,
Одуванчик, только дунь —
Тотчас разлетится.
В молодой траве густой
Солнечные блики.
Нынче день рожденья мой,
Мой — и земляники.
Т. Шорыгина
.
Август
Т. Шорыгина
Август устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину.
Наклоняя ветки, рвет,
А в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед.
.
Предложенные мнемотаблицы могут широко использоваться при работе с детьми. Педагог
также может создавать собственные мнемотаблицы и предлагать их детям, но с течением времени
дети начинают сами придумывать схемы. Таким образом в творческом взаимодействии рождаются
схемы стихотворений, которые помогают детям приобщаться к художественным произведениям