Напоминание

Заучивание стихотворений по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц.


Автор: Яковлева Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Финно–угорский детский сад комбинированного вида №20 «Лумикелло»
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Учебно – методический материал
Тема: Заучивание стихотворений по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Заучивание стихотворений по теме «Времена года» с использованием

мнемотаблиц.

М.А.Яковлева, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения Петрозаводского городского округа «Финно-угорский детский сад комбинированного

вида №20 «Лумикелло»

Как мы знаем, мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс

запоминания информации. И, конечно, особое место занимает использование мнемотаблиц и

мнемодорожек.

Мнемотаблицы

очень

эффективны,

поскольку

они

помогают

развить

ассоциативное мышление, зрительную память, зрительное и слуховое внимание, воображение. А

самое

главное,

что

схематическая

зарисовка

определённой

информации

облегчает

процесс

запоминания. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит

текст.

Работая на группе компенсирующей направленности с детьми ОНР, сталкиваешься с тем,

что у многих детей возникают трудности при заучивании стихов. А как мы знаем, дети очень

любят стихи. Поэтому, исходя из опыта работы, чтобы облегчить процесс запоминания, чтобы это

приносило

детям

удовольствие

и

положительные

эмоции

.

пришли

к

целесообразности

использования мнемотаблиц в этой деятельности.

В создании мнемотаблиц активно участвовали дети. Сначала читалось стихотворение. А

потом шло обсуждение с детьми каждой строки в отдельности. Дети сами предлагали

свои

варианты схематического изображения текста, выбирая именно то , что будет понятно самим

детям, и облегчит им воспроизведения стихотворения. Таким образом, в совместной деятельности,

появились мнемотаблицы по большому количеству стихотворных произведений.

Предлагаю вашему вниманию мнемотаблицы стихотворений по теме «Времена года».

I. Время года «Осень»

Осень .Е.Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет

просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья

сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый –

кленовый.

Осень.А. Плещеев.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Ю. Капустина.

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

К .Бальмонт

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Нирович В.

II. Время года «Зима»

.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! —

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Н. Некрасов

Белая берёза. С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег…

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом…

А Блок

III .Время года «Весна»

Март

(А. Алферов)

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам

постучится

Настоящая весна!

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

.

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

С Маршак

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

IV. Время года «Лето»

1

.

День рождения

Вьет венок в лесу июнь,

Распевают птицы,

Одуванчик, только дунь —

Тотчас разлетится.

В молодой траве густой

Солнечные блики.

Нынче день рожденья мой,

Мой — и земляники.

Т. Шорыгина

.

Август

Т. Шорыгина

Август устали не знает,

Заглянув во все сады,

Он в корзинки собирает

Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину.

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой душистый мед.

.

Предложенные мнемотаблицы могут широко использоваться при работе с детьми. Педагог

также может создавать собственные мнемотаблицы и предлагать их детям, но с течением времени

дети начинают сами придумывать схемы. Таким образом в творческом взаимодействии рождаются

схемы стихотворений, которые помогают детям приобщаться к художественным произведениям



В раздел образования