Напоминание

Человек будущего глазами педагогов


Автор: Тушкова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5
Населённый пункт: город Каменск – Уральский
Наименование материала: Доклад
Тема: Человек будущего глазами педагогов
Раздел: начальное образование





Назад




Человек будущего глазами педагогов

Общество

в

своем

развитии

ориентируется

на

идеальную

модель

будущего, к которому оно стремится. В недавнем прошлом таким идеалом

являлось

общество,

каждый

член

которого

олицетворял

«всесторонне

развитую гармоничную личность».

На основе этой идеи были ориентированы государственные стандарты

и образовательные программы.

Сегодня

очевидно

ускорение

темпов

развития

цивилизации,

что

обусловливает

необходимость

быстрого

обновления

технологий

во

всех

сферах жизни. В этой связи правомерен вопрос: какими качествами должен

обладать человек, чтобы быть конкурентоспособным и успешным в этом

будущем

мире?

Каким

должно

быть

образование,

чтобы

подготовить

детей к жизни в изменяющихся условиях?

Обосновывается

новая

стратегия

развития

общества,

основным

ресурсом которого выступает образование.

Основная

сложность

реализации

новых

стандартов

и

разработки

современных

образовательных

программ

это,

с

одной

стороны,

удовлетворение

насущных

потребностей

населения

в

образовательных

услугах, а с другой – ориентация на идеальную модель человека будущего,

представление

о

которой,

безусловно,

складывается

из

размышлений

о

прошлом и настоящем.

Индустриальное

общество

XX

века,

на

долю

которого

выпали

тяжелейшие испытания, ориентировалось на идею светлого будущего, для

достижения которого нужно было много трудиться, строить, покорять. В

детских

садах

и

школах

детей

во спитывали

на

п р и о р и т е т а х

общечеловеческих

ценностей

(дружба,

любовь

к

Родине,

стремление

к

знаниям и т.д.). Эти идеи тиражировались тотально: в системе образования и

СМИ, в общественных организациях и в семье.

Сегодня, информационном обществе, влияние на детей оказывают не

столько педагоги, сколько семья (у которой уже нередко иные представления

о целях и ценностях бытия), а также ближайшее окружение, телевидение,

Интернет …

В

настоящем

времени

наша

страна

это общество потребителей,

поэтому

успех

часто

понимается

как

материальное

благосостояние,

достижение

высокого

социального

статуса.

Сами

понятия

скромности,

честности,

совести,

служения

Отечеству

перестали

быть

позитивными

характеристиками.

Общество

потребителей

пропагандирует

успех

любой

ценой.

Стало

модно

«пиариться»,

появилась

еще

одна

инновационная

технология – «портфолио». И теперь все – от дошкольников до взрослых –

собирают всевозможные бумажные доказательства своей успешности, что

приводит зачастую к стремлению не столько «быть», сколько «казаться».

Мы хотим увидеть светлое будущее человечества и – самое главное –

понять, каким образом к нему приблизиться? Если образование нацелено на

воспитание человека будущего, на развитие общества то какие для этого

нужны программы? И каким должно быть их содержание, чтобы детей,

приблизить к этому идеалу?

Для

ответа

на

эти

сложные

вопросы

надо,

прежде

вс его,

конкретизировать само представление человек будущего.

По

мысли

Симона

Соловейчика,

педагоги

действуют

«…не

по

отвлеченной

идее,

не

по

заданному

перечню

каких-то

качеств

и

не

по

образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет

в

голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся

подвести реального нашего ребеночка под этот идеальный образ».

Но

Идеального

Ребенка

не

существует.

А

вот

образ

идеального

«человека будущего» определить важно, чтобы понять, куда и как двигаться.

Тогда

и

только

тогда

при

разработке

содержания

новой

образовательной

программы мы сможем осознать причины того, что не соответствует идеалу,

определить

имеющийся

у

нас

потенциал

и

задать

необходимый

вектор

развития современного школьника.

Каким же все-таки нам представляется человек будущего? Итак!

Человек будущего – это грамотный человек с высоким уровнем

развития сознания, обладающий телесным, нравственным и духовным

здоровьем, эмоциональным, ментальным и социальным интеллектом.

Человек будущего – это созидатель, который живет и действует в

гармонии с самим собой, своими близкими, с обществом и природой. Он

готов

к

самоизменению

и

саморазвитию,

стремится

познать

и

осуществить свое предназначение на Земле.

Человек

будущего

ценит

красоту

окружающей

природы

и

предметного мира. Стремится сохранить и приумножить ее собственной

творческой активностью.

Человек будущего открыт миру, другим людям и готов с ними

взаимодействовать

на

принципах

партнерства

и

уважения.

У

него

воспитана культура безопасного взаимодействия с людьми и природой.

Человек

будущего

умеет

тонко

чувствовать,

любить,

понимать

других. Он заботится о себе и своих близких, и эта забота доставляет ему

удовольствие.

Человек будущего слушает свою совесть. Он несет ответственность

за свои мысли, поступки, свою судьбу и судьбу своих близких и видит

взаимосвязь собственных желаний, действий и состояния окружающей

его действительности.

Человек будущего умеет радоваться жизни, умеет быть счастливым

«просто так», без каких либо специальных условий. Он понимает, что

радость

это

эмоция,

обусловленная

его

внутренним

состоянием,

и

именно эта эмоция дает силы, энергию для достижения его целей и

желаний.

Ключевые

слова

в

представлении

идеального

портрета

человека

будущего:

грамотность,

созидание,

саморазвитие,

открытость,

понимание, любовь, радость, здоровье, совесть, ответственность.

При этом надо иметь в виду, что содержание этих понятий в последние

годы наполнилось новыми смыслами.

Так, сегодня мы понимаем грамотность не только как умение читать и

писать, но и как умение разбираться в ситуациях разного типа на основе

привитых норм деятельности и жизненного опыта. Поэтому мы говорим об

- эмоциональной грамотности (умении сопереживать, ставить себя на

место

другого,

находить

нужные

формы

взаимодействия

с

человеком

в

разнообразных ситуациях, выражать свои эмоции в приемлемой форме);

-

коммуникативной

грамотности (умении вести себя в общении с

другими

людьми,

воспринимать

и,

по

возможности,

адекватно

интерпретировать поведение другого человека);

-

культурной

грамотности (умении

чувствовать

искусство,

стиль,

настроение в различных предметах, созданных людьми);

- экологической грамотности (умении видеть и преодолевать проблемы

с точки зрения представлений об экологии);

-

интеркультурной грамотности

(умении

сосуществовать

и

взаимодействовать

с

представителями

разных

национальностей,

языков,

культур, религий.);

- компьютерной грамотности (умении пользоваться электронными

средствами коммуникации).

С

изменением

общества

изменяются

и

подходы

к

пониманию

образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек

знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к

жизни,

свободно

ориентирующийся

в

сложных

проблемах

современной

культуры, способный осмыслить свое место в жизни.

Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она

четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать

в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать.

В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться

ими

в

повседневной

жизни.

Как

показала

действительность,

ученики,

окончившие школу с золотой медалью, зачастую не достигали в дальнейшем

карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои

знания.

Основной

из

задач

современного

образования

является

формирование универсальных учебных действий.

Способ

формирования

УУД,

помогает

человеку

правильно

отреагировать на нестабильность современной жизни, выйти победителем из

любой критической ситуации.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют

эффективность

образовательного

процесса,

в

частности

усвоение

знаний,

формирование

умений,

образа

мира

и

основных

видов

компетенций

учащегося, в том числе социальной и личностной.

Классификация универсальных – учебных действий.

Развитие

универсальных

учебных

действий

обе спеч ивает

формирование психологических новообразований и способностей учащегося,

которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной

деятельности и освоения предметных дисциплин.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения

метапредметных

(общеучебных)

действий

и

умений

для

успешности

обучения,

вплоть

до

настоящего

времени

серьезной

широкомасштабной

систематической

работы

по

их

внедрению

в

школьное

обучение

не

производилось.

Стихийность

развития

универсальных

учебных

действий

находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном

разбросе

успеваемости,

несформированности

учебно-познавательных

мотивов

и

низкой

любознательности

и

инициативы

значительной

части

учащихся,

трудностях

произвольной

регуляции

учебной

деятельности,

низком

уровне

общепознавательных

и

логических

действий,

трудностях

школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития

универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает

их

как

существенную

психологическую

составляющую

образовательного

процесса

и

признает

их

целенаправленное

планомерное

формирование

универсальных

учебных

действий

ключевым

условием

повышения

эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических

условиях развития общества.

Можно утверждать, что нынешнее поколение людей живет в постоянно

и быстро меняющемся мире, темп изменений ускоряется, и эти изменения

очень сложно прогнозировать. Поэтому модернизация образования – это не

только государственное требование и условие развития общества, но также

важнейшее условие выживания каждого человека, страны, человечества в

постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.



В раздел образования