Автор: Бутакова Елена Григорьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45 "Добрая фея"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Буклет для родителей
Тема: "Развитие речи детей 5–7 лет"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи – её звуковой
стороны,
словарного
з а п а с а ,
грамматического строя – одна из
важнейших
задач
в о с п и т а н и я
ребенка-дошкольника.
В
последнее
время
вследствие
повсеместного
и с п о л ь з о в а н и я
т е х н и ч е с к и х
с р е д с т в
коммуникации (телефонная связь, телевидение,
Интернет и т.д.), высокой занятости родителей
бытовыми
(чаще
финансовыми)
семейными
проблемами
наблюдается
тенденция
снижения
качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого
развития.
В
формировании
речи
ребенка
большую роль играет его окружение, а именно,
родители и педагоги. От того, как они говорят с
ним,
сколько
внимания
уделяют
речевому
общению с ребенком, во многом зависит успех
дошкольника в усвоении языка.
Систематическая
и
целенаправленная
помощь
семьи ребенку по развитию речи в сочетании с
адекватным
использованием
рекомендаций
педагогов
и
специалистов
детского
сада
на
различных этапах обучения способствует более
э ф ф е к т и в н о м у
ф о р м и р о в а н и ю
р е ч и
дошкольника.
Уважаемые родители,ПОМНИТЕ!
Речь
не
передается
по
наследству,
малыш
п е р е н и м а е т
о п ы т
р еч е в о го
о б щ е н и я
у
окружающих
его
взрослых
(и
прежде
всего
родителей),
т.е.
овладение
речью
находится
в
прямой
зависимости
от
окружающей
ребенка
речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он
слышал правильную, грамотную речь.
652873
Кемеровская область,
г. Междуреченск
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида № 45 «Добрая фея»
Детский сад № 45 «Добрая фея»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
детей 4-5 лет
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
г. Междуреченск
ул. Брянская, 16
тел. 3-37-87
3-91-45
Известно,
что
недостатки
произношения
приносят детям немало огорчений. Когда малыш
картавит
или
шепелявит,
взрослые
часто
не
придают
этому
значения,
хотя
ребенок
может
переживать по этому поводу.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО -
ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Главное направление в развитии речи ребенка на
пятом
году
жизни
–
освоение
с вя з н о й
монологической речи. В это время происходят
з а м е т н ы е
и зм е н е н и я
в
ф о р м и р о в а н и и
грамматического
строя
речи,
в
освоении
способов
словообразования,
происходит
активизация словесного творчества
.
Активный
словарь
обогащается
словами,
о б о з н ач а ю щ и м и
к ач е с т в а
п р е д м е т о в ,
производимые
с
ними
действия.
Дети
могут
определить
назначение
предмета
(«мяч
–
это
игрушка,
в
него
играют»),
начинают
активнее
подбирать слова с противоположным (антонимы)
и
близким
(синонимы)
значением,
сравнивают
предметы
и
явления,
применяют
обобщающие
слова
(существительные
с
собирательным
значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).
Дошкольники средней группы осваивают разные
типы высказываний – описание и повествование.
Речь
детей
становится
более
связной
и
последовательной; совершенствуются понимание
смысловой
стороны
речи,
синтаксическая
структура предложений, звуковая сторона речи,
т.е.
все
те
умения,
которые
необходимы
для
развития связной речи.
В
речи
детей
пятого
года
ж и з н и
встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и
сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная
выразительность:
- имеются недостатки в освоении грамматических
правил
речи
(согласования
существительных
и
прилагательных
в
роде
и
числе,
употреблении
родительного падежа множественного числа).
Реч ь
д е т е й
с р ед н е й
г ру п п ы
о т л и ч а е т с я
подвижностью
и
неустойчивостью.
Дети
могут
ориентироваться
на
смысловую
сторону
слова,
однако
объяснение
значения
слова
у
многих
вызывает
затруднения.
Большинство
детей
не
владеют в достаточной степени умением строить
описание
и
повествование.
Они
нарушают
структуру
и
последовательность
изложения,
не
могут связывать между собой предложения и части
высказывания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.
Общее
правило
–
чем
больше
Вы
разговариваете с ребёнком, тем большему он
научится.
2.
Продолжайте
и
дополняйте
сказанное
ребёнком
–
делайте
его
предложения
распространенными.
3.
Никогда
не
поправляйте
речь
ребёнка.
Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были
новые
впечатления,
о
которых
он
мог
бы
рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать
вопросы
и
никогда
не
оставляйте
их
без
ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь
пока
малыш,
не
закончит
рассказывать
–
другими словами, не дайте заподозрить, что
Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с
пуговицами,
мелкими
игрушками
–
это
развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8.
Обращайте
внимание
детей
на
звуки
и
шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни.
Это развивает фонематический (речевой) слух.
9 .
О г р а н и ч и ва й т е
в р е м я
п р о с м о т р а
телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе
с
ребёнком
и
обсуждайте
с
ним
е го
впечатления от увиденного.
10.
Читайте
с
ребёнком
художественную
литературу – это приучает ребёнка слушать,
быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на
глаз,
тем
более
не
следует
этого
делать
в
присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.