Автор: Гребнева Олеся Викторовна
Должность: Преподаватель мировой художественной культуры
Учебное заведение: ФГКОУ "ЕкСВУ" МО РФ
Населённый пункт: Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы формирования гражданской идентичности в свете ФГОС
Раздел: полное образование
Гребнева Олеся Викторовна, преподаватель (руководитель) МХК, искусства и
технологии, в.кв.к., Федеральное государственное казённое
общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное
училище» Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург
Проблемы формирования гражданской идентичности в свете ФГОС
Актуальность
проблемы
формирования
гражданской
идентичности
обусловлена
особенностями
социокультурной,
экономиче ской
и
образовательной
ситуации
в
стране,
характеризующейся
трансформацией
сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и
семье,
пересмотром
образовательных
стандартов,
учитывающих
интересы
семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в
сторону их поликультурного состава. Работа над этой темой преподавателями
кафедры
мировой
художественной
культуры,
искусства
и
педагогами
дополнительного образования нашего училища велась на протяжении трех лет.
Первый
год
(2012-2013
уч.г.)
-
изучение
педагогической
действительности,
конкретного
опыта
деятельности
педагогов
образовательных
учреждений
различного
типа
в
условиях
становления
гражданского
общества
показало
важность и необходимость осмысления проблемы формирования гражданской
идентичности
суворовцев
в
рамках
дополнительного
образования.
Проведенный анализ научной литературы, исследований, тематически близких
нашему, позволил обосновать исходные позиции, способы и формы работы.
Результатом
этого
этапа
явилось
определение
методологии
и
методов
дальнейшей работы.
Второй год (2013-2014 уч.г.). В ходе работы, сочетавшейся с анализом
опыта формирования гражданской идентичности молодежи в нашей стране и за
рубежом в образовательных учреждениях различного типа, корректировались
средства формирования гражданской идентичности суворовцев. Результатом
этого этапа явились разработка и представление практического опыта работы
над методической темой.
Третий год (2014-2015 уч.г.) - обобщение и систематизация результатов
работы.
Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать,
что
в
педагогической
теории
проблема
формирования
гражданской
идентичности школьника практически не осмыслена, хотя вопросы, связанные с
гражданским
образованием
и
воспитанием,
находятся
в
поле
внимания
исследователей.
Деятельность
педагога,
формирующего
гражданскую
идентичность
учащихся
в
рамках
дополнительного
образования,
не
была
предметом специального исследования.
Итак,
в
качестве результатов формирования гражданской идентичности
предусматриваются следующие достижения нашей работы над методической
темой:
1.
Обоснована
идея,
определяющая
стратегию
педагогической
деятельности
по
разработке
практико-ориентированной
концепции
формирования гражданской идентичности школьников.
Идеей формирования гражданской идентичности суворовцев является идея
единения
граждан
общества,
которые,
различаясь
по
своим
нравственным
взглядам, ценностям, оценкам, пониманием социальных изменений, не теряют
связи с Отечеством, с традициями, соотносят себя с гражданской общностью и,
испытывая чувство гордости за свою Родину, способствуют ее процветанию.
Движение к идее «единение граждан» осуществляется в контексте соотнесения
суворовца себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами. Благодаря
такому
соотнесению,
суворовец
осознает
(начинает
осознавать)
себя
как
гражданина своей страны и как члена гражданского общества.
Разработана
практико-ориентированная
концепция
формирования
гражданской идентичности обучающихся.
2. В основании разработанной концепции находится ценностный подход,
который реализуется с помощью адекватных его сущности принципов.
Сущностью
ценностного
подхода
к
формированию
гражданской
идентичности суворовцев, связанного с реализацией ценностей, является его
нацеленность на понимание суворовцами смысла честности, справедливости,
ответственности,
благородства,
великодушия
и
др.,
осознаваемых
ими
на
соотнесении с явлением единения граждан общества, выводящем суворовцев
на понимание своей принадлежности к гражданской общности, на принятие ее
ценностей
и
норм.
Ценностный
подход
к
формированию
гражданской
идентичности, будучи связанным с реализацией ценностей, с приобщением
учащихся к ценностям (ценностный компонент гражданской идентичности),
обеспечивает: а) через формирование у суворовцев представлений о понятиях
морали, обладающих значением ценностей, расширение категориальных рамок
морального мышления (когнитивный компонент гражданской идентичности); б)
через осуществление суворовцев морального выбора, через решение моральных
дилемм и оценивание результатов выбора и результатов решения моральных
дилемм по критерию освоенных ценностей формирование опыта гражданского
поведения (деятельностный компонент гражданской идентичности).
В
рамках
реализации
ценностного
подхода
оценивание
выполняет
функцию
не
просто
выявления
достигнутого
результата,
но
функцию
соотнесения
себя
с
другим,
с
гражданской
общностью
и
ее
ценностями,
нормами, находящимися в основаниях единения граждан.
3.
Обоснованы
принципы,
обеспечивающие
реализацию
ценностного
подхода к формированию гражданской идентичности суворовцев.
4.
Обосновано
содержание
процесса
формирования
гражданской
идентичности суворовцев и выявлены его источники.
5.
Определены
направления
деятельности
преподавателей
по
формированию гражданской идентичности.
Суть взаимосвязи между направлениями деятельности преподавателя по
формированию гражданской идентичности суворовцев заключается в том, что
формируемые
представления
суворовцев
о
гражданине,
идентичности,
гражданской
общности
«приращиваются»
представлениями
о
ценностях
справедливости, ответственности, благородства, уважительного отношения к
истории и культуре своей страны, великодушия, долга и др., которые (ценности)
принимают форму мотива гражданского поведения.
6. В первый год работы было проведено анкетирование среди суворовцев
5-11 классов. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1.
Считаешь ли ты себя россиянином?
2.
Что означают цвета российского флага?
3.
Кто написал слова государственного гимна России?
4.
Где лучше отдыхать: в России или за рубежом?
5.
Где лучше образование: в России или за рубежом?
6.
Где бы ты предпочел жить: в России или за рубежом?
7.
Каких российских художников ты знаешь?
8.
Каких российских композиторов ты знаешь?
9.
Суворовец – это…(подобрать три существительных)
10.
Кто я? (охарактеризовать себя тремя существительными)
Как выяснилось, россиянами себя считают 98% суворовцев, значение
цветов российского флага правильно назвать не смог никто, чаще всего
встречались такие варианты: белый – свобода, синий – небо, вода, красный –
кровь.
Правильно
указали
автора
гимна
Сергея
Михалкова
почти
70%
суворовцев. 64% суворовцев считали, что лучше отдыхать за рубежом, чем в
России. По поводу качества образования мнения суворовцев разделились
поровну. 70% суворовцев предпочли бы остаться жить в России, а не за
рубежом. Среди художников чаще всего выделяют Шишкина и Васнецова, а
среди композиторов – Чайковского, Мусоргского, Рахманинова. Суворовца
характеризуют как:
•
Будущая элита российского офицерства;
•
Будущее России, пример для подражания;
•
Пример для молодых, дисциплина, гордость;
•
Лучший, уверенный, мужественный;
•
Обладающий принципами и моральными устоями;
•
Ставший воспитанным, образованным человеком;
•
Сверхчеловек, сверхличность;
•
«Богатырь земли русской».
А на вопрос о самоидентичности чаще всего звучал ответ о том, что
человек, суворовец, личность и гражданин.
В
этом
году
мы
также
провели
подобное
анкетирование
и
получили
следующие
данные:
россиянами
на
данный
момент
себя
считают
99,9
%
суворовцев, значение цветов российского флага не знают по-прежнему, автора
гимна
Сергея
Михалкова
знают
уже
почти
86%
наших
обучающихся,
практически
90%
суворовцев
считают,
что
отдых
и
образование
лучше
в
России, среди художников выделяют чаще всего Репина и Васнецова, а среди
композиторов начинают звучать имена не только российских классиков Глинки
и Чайковского, но и современных – Крутой, Дунаевский. Сегодня суворовец –
это защитник, честь, порядочность, будущее страны, образованный человек,
патриот
и,
внимание,
россиянин!
По
определению
своего
«Я»
возросло
количество ответов, где наши ученики считают себя суворовцами, звучат также
слова «личность», «воин», «спортсмен», «гражданин РФ» и «россиянин».
В качестве небольшого вывода по этому результату хотелось бы отметить
следующее
–
изменилась
не
только
количественная
составляющая,
но
и
качественная (в ответах чаще звучат слова категории морали и нравственности,
указывается
значимость
образования).
Кроме
того,
русский
художник XIX
Шишкин И.И. известен прежде всего своими пейзажами, тогда как русский
художник XIX века Репин И.Е. является ярким представителем критического
реализма,
показывающим
картины
несправедливой
социальной
жизни
того
времени.
В сознании наших обучающихся представления о понятиях «гражданин»,
«идентичность»,
«гражданская
общность»,
«гражданственно сть»
взаимосвязаны.
Они
осознанно
«рисуют»
портрет
гражданина,
как
члена
гражданской общности, соотносящего себя с данной общностью, его предками,
знающего историю, традиции и обычаи общества, в котором он проживает.
7. Анкетированием установлены изменения, произошедшие в иерархии
ценностей,
образующих
содержание
ценностного
компонента
гражданской
идентичности суворовцев.
Суть
изменений
заключается
в
перемещении
ценности
«гордость»
с
одиннадцатого
места
па
четвертое
место,
ценности
«любовь
к
Родине»
с
седьмого места на третье.
Суворовцы стали более осознанно относиться к тому, что, несмотря на
различия во взглядах и убеждениях, традициях и обычаях, все люди являются
частью многонационального народа пашей Родины, которые трудятся на благо
своего государства.
8.
Статистическим
методом
установлены
изменения,
произошедшие
в
деятельностном компоненте гражданской идентичности суворовцев.
Суть
изменений
заключается
в
увеличении
количества
суворовцев,
задействованных
в
системе
дополнительного
образования
и
принимающих
осознанное участие в мероприятиях, связанных с патриотическим воспитанием.
Вообще необходимо отметить, что за три года дополнительное образование
подверглось систематизации не только в рамках училища, но и всей страны.
Увеличилось
количество
мероприятий
различного
уровня,
связанных
с
гражданской
идентичностью,
например,
в
2012-2013
уч.году
их
было: 22
(училищных - 7, внеучилищных – 10, конкурсов – 5), в 2013-2014 уч.году - 30
(внеучилищных – 12, конкурсов – 9, училищных - 9), а в 2014-2015 уч.году - 41
мероприятие (училищных-14, внеучилищных – 13, конкурсов - 14 ). Итого за
три года наши суворовцы приняли участие в 93 мероприятиях гражданско-
патриотической направленности!
Формирование
гражданской
идентичности
суворовцев
-
это
такая
социально-педагогическая проблема, решение которой делает возможным не
только выводить учащегося на осознание себя как гражданина своей страны и
как человека гражданского общества, на осознание своей принадлежности к
гражданской
общности,
но
и
ориентировать
суворовцев
на
жизнь
в
соответствии с золотым правилом нравственности.