Автор: Павлова Светлана Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Онлайн-школы для детей и родителей
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Безопасность в общественном городском транспорте"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
(Уроки безопасного поведения для детей)
Тема "Безопасность в общественном городском транспорте"
Блок 1. Предварительные игры и понятия.
Виды, назначение транспорта; дорога; остановка; пассажиры.
Что понадобится: любые куклы, человечки, солдатики (у мальчиков), фигурки животных
(если вы играете с лесными жителями в лесном городе). Для сюжетно-ролевых игр с детьми
более старшего возраста: сделать из стульев автобус, из швабр или любых палок - поручни.
Блок 2. Сценарий.
Наступило долгожданное воскресенье. Сегодня мама обещала близнецам отвезти их в
зоопарк. Погода стояла солнечная, безветренная. Всю неделю Ваня и Таня выполняли просьбы
родителей. Одним словом, всё говорило о том, что поездка в зоопарк состоится.
Мама одела детей и перед самим выходом сказала им:
- Ваня и Таня, сейчас мы едем в зоопарк. Он находится далеко и нам нужно ехать на
транспорте. Поэтому сейчас мы выходим из дома, идем на остановку и садимся в автобус. Я
прошу вас слушать меня всю дорогу и быть осторожными.
Ваня и Таня посмотрели друг на друга и согласно кивнули.
Мама с детьми пришли на остановку. Народу было немного, ведь это был выходной день.
Правой рукой мама держала Ваню, а левой - Таню.
Картинка «Остановка».
Из кубиков мама строит остановки, рулон обоев может быть дорогой. Дорогу можно
выложить конструктором, палочками, мозаикой (здесь уже подключаются элементы ТРИЗ,
можно как раз с ребенком обсудить, из чего сделать и остановки, и дорогу). По дороге едут
машины.
- А какой автобус нам нужен? - спросил Ваня.
- Номер 5, - ответила мама.
Показался автобус.
- Ура! Автобус! - крикнул Ваня.
- Нет, это не наш автобус, - сказала Танечка, - это номер 7.
- Молодец! - похвалила Таню мама. - Ты очень внимательна! Если мы сядем не в свой
номер автобуса, то уедем совсем не в зоопарк.
Нарисовать
с
ребенком
автобус
и
остановку.
Обсудить
отличия
между
автобусом,
троллейбусом и трамваем.
Игра "Автобус № 5" (на внимательность)
Необходимо использовать любой вид городского транспорта, какой у вас есть (можно
просто использовать коробки, сделать из лего, кубиков), приклеить на скотч или пластилин
таблички с номерами и поиграть
с игрушками, каждая из которых будет ждать свой номер
автобуса.
Автобус
№
7
подъехал
к
остановке,
остановился,
открыл
двери,
в
которые
стали
заходить люди. Когда уже все зашли в этот автобус, Таня увидела, как один мужчина бежит
к его дверям. Мама заметила это и сказала:
- Посмотрите, дети! Мужчина совершил опасный поступок.
- Почему? - спросила Таня.
- Потому что двери автобуса вот-вот закроются, и могут защемить человека, поэтому
мы не садимся в автобус в последний момент.
Картинка «Не садись в последний момент».
Если вы используете в качестве автобуса готовую игрушку с дверями, то можно показать,
как это происходит с куклой.
Если использовать в качестве автобуса, например, коробку, то можно в ней вырезать
дверцу.
Для совсем маленьких детей можно сделать игру с прищепками. Прищепки – это двери.
Прищепку можно одеть на куклу и изобразить как ей больно.
Смотреть на людей и транспорт, движущийся по дороге, было интересно. Однако это
ожидание начало утомлять Ваню. Он решил, что надо посмотреть: не идет ли автобус № 5.
Мальчик вырвал свою руку из маминой и побежал в сторону проезжей части.
- Стоп! Опасно! - крикнула мама.
Ваня встал как вкопанный. "А что опасного?" - подумал он, - "Я всего лишь хотел
посмотреть: не идет ли наш автобус".
- Ваня, подойти ко мне, пожалуйста! - строго сказала мама.
Ваня развернулся и побрел обратно к маме.
- Ваня, - сказала мама спокойно и мягко, - я понимаю, что тебе очень не терпится
поехать в зоопарк, но бегать по остановке, подходить близко к проезжей части и выбегать на
неё очень опасно, там ездят машины. А если ты будешь бегать по остановке, то можешь
кого-то нечаянно толкнуть.
- Я понял, - сказал Ваня.
Игра «Стоп» Опасно!» применительно именно к этой ситуации.
Наконец, подъехал автобус № 5.
Мама с близнецами подошли к двери автобуса, и Ваня пропустил сестру вперед.
В салоне Ваня предложил маме и Танечке сесть первыми. Они поблагодарили его и
разместились у окна, девочка села маме на колени. А Ваня сел у прохода.
(В зависимости от возраста детей, мама может сесть у прохода сама).
Автобус поехал.
И тут Ване пришла в голову мысль:
- Мама! - сказал он, - А можно я пойду к кабине водителя посмотреть на его руль, он,
такой большой!
- Нет, Ваня! - ответила мама. – Во-первых, по салону надо ходить спокойно и держась за
поручни, иначе если автобус резко затормозит, то можно толкнуть кого-то и упасть самому.
- А во-вторых? - лукаво спросил мальчик.
- А во-вторых, отвлекать водителя опасно. Он ведет автобус и должен быть крайне
внимательным. Если на обратном пути будет немного пассажиров, то мы вместе подойдем и
посмотрим, как водитель управляет таким большим автобусом.
Картинки «Держись 1» и «Держись 2».
Игра «Автобус резко затормозил»
Поставьте стул, имитирующий сидение в автобусе. Рядом положите подушки. Ребенок
стоит и держится за спинку стула. Вы стоите рядом. Вы говорите ребенку: «Представь, что мы
сейчас с тобой едем в автобусе». В неожиданный момент, не предупреждая ребенка, вы быстро
говорите:
«Автобус
резко
затормозил!»
и
слегка
наваливаетесь
на
ребенка
(конечно,
соизмеряйте ваши силы). Задача ребенка – удержаться.
Игра «Не отвлекайте».
Вы делаете салон автобуса из стульев. Ребенок играет роль водителя и садится на первый
стул. Мама – пассажир, садится сзади. Ребенку дается руль (или что-то круглое). «пассажир»
начинает
постоянно
отвлекать
«водителя».
Для
детей
постарше
можно
разместить
перед
сидением водителя какие-нибудь картинки (можно просто открыть книги с иллюстрациями) и
попросить ребенка их рассмотреть. Например, задаете вопрос ребенку: «А что нарисовано вот
там, рядом с деревом?». Ребенок смотрит, а вы его отвлекаете (разговорами, прикосновениями,
щекоткой, песнями, можно даже встать и потанцевать, показав ребенку еще раз, что так в
транспорте не делают).
Если в вашем городском общественном транспорте кондукторов нет, то данную сцену необходимо
адаптировать именно под ваш способ оплаты проезда в транспорте.
По салону пошел кондуктор с требованием оплатить проезд. Мама достала из кармашка
сумки заранее приготовленные деньги и протянула кондуктору, получив взамен билет.
- Мама, а почему ты не достала деньги из кошелька? – спросил Ваня.
- Потому что не надо показывать в транспорте свой кошелек и где он лежит.
- Мама, а что будет, если не оплатить проезд? - спросила Таня.
- Тогда кондуктор попросит пассажира, не оплатившего проезд, выйти на ближайшей
остановке и он не попадет туда, куда ехал.
- Это плохо, - сказала девочка.
- Да! - согласилась мама.
Математическая игра «Кондуктор»
Подготовьте билетики из бумаги, напишите на них слово «билет», можно написать номер
(учим и чтению, и цифрам). Игрушка-кондуктор «продает» пассажирам билеты. Детям с 4 лет
можно давать уже настоящие монетки, с детьми помладше подумайте вместе с ребенком, что вы
будете использовать в качестве денег (календарики, фантики, камушки, картинки, лото).
Автобус остановился на следующей остановке. В него зашел подросток с мороженым и
мужчина, очень громко разговаривающий по телефону.
Всё внимание Вани и Тани было привлечено к мороженому.
- Мама, я тоже хочу мороженое, - протяжно сказал Ваня.
- Хорошо, - ответила мама, - Я куплю вам мороженое в зоопарке, в транспорт с едой и
напитками лучше не заходить. Можно испачкать людей или самого себя, а ещё подавиться,
если автобус начнет подпрыгивать на кочках или резко затормозит.
- Ну, ладно, - ответили дети.
Картинки «Не заходи с едой и напитками» и «Не заходи с едой»
Эксперимент
Мама сажает ребенка себе на колени, надев ему фартук или клеенку. Ребенку дается
стаканчик или бутылочка с водой. Мама и ребенок «едут» в автобусе и сидят спокойно. Но
вдруг автобус начал подпрыгивать на кочках. Что произойдет с водой?
Вдруг всё внимание пассажиров оказалось привлечено к тому самому мужчине, который
громко разговаривал по телефону.
- Мама, а почему все люди смотрят на этого дядю и у них сердитые лица? – спросила
Танечка.
- Это потому, - ответила мама, - что в транспорте, как и в любых общественных
местах,
громко
разговаривать
невежливо.
Мы
должны
уважать
других
пассажиров
и
соблюдать правила поведения в обществе.
Видимо, дяде и этому мальчику с мороженым в свое время родители не объяснили правила
поведения в общественном транспорте.
Игра «Говори тише»
Дайте ребенку телефон (игрушечный или свой) и попросите говорить громко и тихо, чтобы
ребенок понимал разницу и заодно тренировал громкость голоса. Когда ребенок будет говорить
тихо, скажите, что именно так и нужно разговаривать в общественных местах.
На каждой остановке заходили новые пассажиры. И вот в автобусе уже не оказалось
свободных мест. И на остановке со смешным названием «Ромашковая» зашла бабушка и ещё
несколько людей.
Дети увидели, что один мужчина тут же встал и уступил бабушке своё место.
- Спасибо! - ответила старушка и удобно устроилась возле окна.
- А это мы знаем, - радостно сказал Ванечка, - пожилым и мамам с маленькими детьми
надо уступать место.
- Совершенно верно, - улыбнулась мама. – Ведь пожилым людям тяжело стоять и во
время движения транспорта они могут упасть. А мамам тяжело держать ребенка и при
этом держаться. (Если ребенок уже достаточно взрослый, то он тоже может уступить
место).
Мама
берет
игрушку
(картинку)
бабушки/дедушки,
мамы
с
ребенком
(пупсом)
и
показывает ребенку, будто бы кто-то из них зашел в автобус. Мама спрашивает ребенка: «Как ты
думаешь, что нужно сделать пассажирам?»
Остальные пассажиры, которым не хватило мест, крепко держались за поручни.
Наконец, мама объявила, что скоро их остановка и им нужно продвигаться к выходу,
поскольку народу стало в автобусе много. Некоторые из них были тоже с детьми и явно ехали
туда же, куда и Ваня с Таней.
- Ваня, - сказала мама и посмотрела на сына, - Таня, - мама посмотрела на дочку, - К
выходу надо готовиться заранее. Сейчас мы аккуратно и осторожно пойдем к выходу. Никого
не толкаем! Я держусь за поручень одной рукой, а другой держу тебя, Таня. А ты, Ваня,
держишь меня за сумку и не отпускаешь! Из автобуса, как вы помните по нашим предыдущим
поездкам, я выхожу первой!
Игра «Обойди меня» (доп.развитие физических навыков)
Из стульев, гладильных досок, сушилок, всего, что вы найдете дома, строится узкий
коридор.
В
центре
коридора
можно
поставить
подушки,
какие-либо
предметы,
большие
игрушки, попросить встать других членов семьи. Задача ребенка – пройти по коридору, никого
не задев или задев только слегка. Мама тоже стоит в «салоне» и может весело потолкать ребенка
сама, когда он будет проходить рядом. Ребенок должен за что-то удержаться и не наваливаться в
ответ. Мама может извиниться за то, что случайно толкнула «пассажира».
Мама с детьми продвигалась вперед, вежливо спрашивая у пассажиров, не выходят ли
они у зоопарка. И те, кто не выходил, уступали им дорогу.
Когда автобус остановился, и открылась дверь, мама подождала полной остановки
автобуса, вышла сама, а потом помогла выйти детям.
Через дорогу дети увидели большое и красивое здание, на котором крупными буквами
было написано «Зоопарк», а рядом размещены картины разных животных.
- Нам нужно перейти дорогу, - сказала мама. – Поэтому сейчас мы подождем, пока все
люди
пройдут,
автобус
отъедет
от
остановки,
посмотрим,
где
находится
пешеходный
переход, и пойдем.
Так и сделали.
- Как же много правил поведения в автобусе! – сказал Ваня.
- Это точно! – согласилась Таня.
-
Да,
дети,
правил
много,
но
все
они
придуманы
для
обеспечения
нашей
с
вами
безопасности и безопасности других людей. Со временем они станут для вас простыми и
понятными.
- Мама, - спросила испуганно Таня, - а что делать, если ты вдруг вышла из автобуса, а я
или Ваня остались в нем?
- Самое главное, дорогие мои, - не пугаться! Нужно проехать до следующей остановки,
выйти на ней и ждать меня! А я как можно быстрее доберусь до вас.
- А если кто-то предложит помочь в автобусе или на остановке? – спросил Ваня.
- Ты задал хороший вопрос, Ванечка! Нужно вежливо отказаться от помощи и сказать,
что мама за вами уже едет. Но о правилах поведения с незнакомыми людьми мы ещё
поговорим. А завтра мы обязательно проведем игру, в которой мама выйдет из автобуса, а
ребенок останется в нем. А сейчас давайте же быстрее пойдем в зоопарк!
Игра «Ребенок остался в автобусе»
Фигурка куклы, выполняющая в игре роль мамы, «выходит» из автобуса, а кукла-мальчик
остается в нем. Автобус едет до следующей остановки и кукла-мальчик выходит там. А кукла-
мама садится на следующий автобус и доезжает до ребенка.
После завершения игры можно пойти на прогулку-наблюдение (на остановку) или поехать
куда-то. По ходу прогулки/поездки мама задает ребенку вопросы по теме.
Блок 3. Закрепление материала.
Распечатайте картинки, обговорите с ребенком всё, что вы на них видите. Попробуйте
составить по ним рассказ, историю.
2 файла «Шпаргалка 1» и «Шпаргалка 2» разместите на видном для ребенка месте.
Мультфильмы
"Безопасность на транспорте", "Виды транспорта" (Уроки тётушки Совы"),
"На остановке", "В автобусе" ("Смешарики" - Азбука безопасности).
Стихи
«Шел трамвай десятый номер» (С. Михалков)
«Любочка» (А. Барто)
Рассказ «Девочка с куклой» (В. Осеева)
Игра "Что если...?" (для проигрывания в сюжетно-ролевых играх)
Необходимо инсценировать с ребенком следующие ситуации:
1.
Ты пришел на остановку, автобус уже стоит, и у него вот-вот закроются двери. (не
заходить, ждать следующего)
2.
Ты зашёл в автобус, свободных мест нет. (держаться за поручень)
3.
У тебя в руках большая сумка, куда ты её поставишь? ( в ноги, не в проход)
4.
На следующей остановке зашла бабушка. (уступить ей место, если ты сидишь)
5.
У тебя зазвонил телефон. (разговаривать тихо)
6.
Через 2 остановки зашел твой приятель/подруга и ты хочешь с ним/ней поздороваться.
(не кричать через весь салон; если пассажиров немного, то не толкаясь, пройти к
нему/ней, если много, просто помахать рукой)
7.
Тебя просят передать деньги на проезд кондуктору. (передать)
8.
В автобусе много пассажиров, а тебе надо выходить. (не толкаясь пробираться к выходу
заранее, вежливо спрашивая у пассажиров выходят ли они)
9.
Троллейбус, в которым ты ехал, сломался и водитель попросил выйти. (выйти из
троллейбуса, поинтересоваться у кондуктора или других пассажиров где ближайшая
остановка и куда идти)
10. Ты вышел из автобуса и тебе надо перейти дорогу. (подождать пока автобус уедет,
найти пешеходный переход)
Дополнительные игры на ориентировку в пространстве и относительно других (учат
ребенка внимательности в транспорте и наблюдению за людьми вокруг)
Для игр понадобятся игрушки и различные атрибуты.
«Где ты?»
Мама дает ребенку задание: «Пройди и встань справа от остановки», «Встань слева от
кондуктора», «Встань справа от автобуса», «Встань позади дома» и т. д.
«Что тебя окружает»
Ребенок стоит в центре комнаты, вокруг него размещены предметы. Мама просит ответить,
что
находится
справа,
позади,
впереди.
Затем
можно
попросить
ребенка повернуться
и
повторить игру заново.
Викторина для проверки
знаний
по теме (с использованием иллюстраций и
плакатов):
1.
Как называются люди, идущие по улице? (пешеходы)
2.
Где должны идти пешеходы? (по тротуару)
3.
Как называются люди, едущие в транспорте? (пассажиры)
4.
Где едет транспорт? (по проезжей части или дороге)
5.
Почему нельзя играть на проезжей части? (угроза ДТП и травм)
6.
Почему
нельзя
играть
около
проезжей
части?
(можно
увлечься
и
потерять
бдительность)
7.
Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? (на автобусной
остановке, посадочной площадке; если посадочная площадка отсутствует транспорт
надо ожидать на тротуаре или обочине).
8.
Как
должен
вести
себя
пассажир
на
автобусной
остановке,
ожидая
транспорт?
(спокойно)
9.
Кого
должен
пропустить
вежливый
человек
при
посадке
в
транспорт?
(пожилых,
инвалидов, беременных женщин, женщин с маленькими детьми). Почему? (они вправе
занять более удобные места)
10. Как пассажир должен вести себя в транспорте? Что можно и нельзя? (мама задает
вопросы, ребенок отвечает «Можно» или «Нельзя»)
11. Кто первый выходит из транспорта: мальчик или девочка? Мама или сын? (более
сильный: мальчик, сын, внучка)
Резюме по теме согласно главному алгоритму (шпаргалка для родителя).
Потенциальная угроза и
опасность
Избегание опасности
Ребенок в опасной ситуации
Угроза травмы и ДТП на
остановке
Не бегать на остановке, не
подходить близко к проезжей
части/рельсам, не
выходить/выбегать на
проезжую часть
Ребенок остался, родитель
уехал. Ребенок едет до
следующей остановки,
выходит там и ждет маму.
Угроза уехать в другом
направлении
Внимательно смотреть на
номер автобуса.
Угроза зажатия и
травмирования дверями при
посадке
Не
садиться
в
транспорт
в
последний момент.
Угроза падения и травмы
Держаться за поручни.
Угроза нарушения
общественных норм и порядка
Не бегать по салону и не
кричать
Можно подавиться чем-то при
резкой остановке; испачкать
других пассажиров
Не заходить с едой и
напитками
Угроза травмы
Не толкаться
Угроза ДТП
Не отвлекать водителя
Угроза отстать от родителя
Держать
ребенка/родителя
за
руку
Угроза выйти из транспорта
не на той остановке из-за
неоплаченного проезда
Оплатить проезд
Угроза открытия дверей
транспорта в процессе
движения
Не прислоняться к двери
Угроза проехать остановку
Подготовка к выходу заранее
Угроза травмы при выходе из
транспорта
Выходить только при полной
остановке транспорта
Угроза нарушения ПДД после
выхода из транспорта
В ы й т и
и
о с м о т р е т ь с я ,
правильно обойти транспорт
Угроза травмы ребенка при
выходе из транспорта
Родители выходят первыми