Автор: Гумерова Инна Аркадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №22"
Населённый пункт: город НИжневартовск
Наименование материала: программа ЮИД
Тема: "Зелёный огонёк"
Раздел: среднее образование
Нижневартовск, 2017год
Информационная карта программы деятельности отряда
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»
юных инспекторов движения «Зелёный огонёк» МБОУ «СШ №22»
1.Полное наименование
программы
Программа деятельности юных
инспекторов движения «Зелёный
огонёк»
2. Автор проекта (программы)
Социальный
педагог
Гумерова
Инна
Аркадьевна
3.Руководитель программы
Социальный
педагог
Гумерова
Инна
Аркадьевна
4. Территория
МБОУ «СШ № 22», автогородок на базе
МБОУ «СШ №19»
5.Юридический адрес учреждения
626605,
Ро ссийская
Ф е д е р а ц и я ,
Тюменская область, Ханты-Мансийский
а в т о н о м н ы й
о к р у г - Ю г р а ,
г .
Н и ж н е ва рто в с к ,
ул и ц а
Д ружб ы
Народов, 14
6.Телефон
8(3466) 46-80-12-директор,
8(3466) 46-80-13-приемная
7.Цель программы
создание условий для формирования у
школьников
устойчивых
навыков
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах
8.Срок реализации
2 года
9.Место проведения
Основное здание МБОУ «СШ № 22»
1.
Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа направлена на формирование у
детей
и
подростков
культуры
поведения
на
дорогах,
гражданской
ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к
жизни
окружающих
как
к
ценности,
а
также
к
активной
адаптации
во
всевозрастающем
процессе
автомобилизации
страны.
Программа
позволяет
сформировать
совокупность
устойчивых
форм
поведения
на
дорогах,
в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и
навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни
детей
и
подростков.
Поэтому
школа
первой
должна
поддержать
идею
городского
общественного
движения
«Юные
инспекторы
дорожного
движения»,
целью
которого
является
объединение
детей
и
взрослых,
заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Программа
опирается
на
понимание
важности
воспитательной
работы,
направленной на формирование представлений о правилах дорожного движения
и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Создаются условия для
социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного
и практического опыта. В реализации программы принимают участие как дети,
так и их родители (законные представители) учащихся.
Программа
«Юные
инспекторы
дорожного
движения»
актуальна
на
сегодняшний день, так как направлена на формирование у детей и подростков
культуры
поведения
на
дорогах,
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
отношения
к
своей
жизни
и
к
жизни
окружающих
как
к
ценности,
а
также
к
активной
адаптации
во
всевозрастающем
процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным
из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и
подростков.
Поэтому
школа
первой
должна
поддержать
идею
городского
общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью
которого
является
объединение
детей
и
взрослых,
заинтересованных
в
снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного
образовательного
пространства
при
взаимодействии
с
сотрудниками ГИБДД. Работа проводится в форме теоретических и
практических
занятий.
Программа
обучения
построена
по
принципу
от
«простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических
умений на каждом последующем этапе обучения.
В
атмосфере
общего
творчества
все
усваивается
намного
легче,
поэтому
полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу - программ по агитации дорожно-транспортной безопасности
дают
возможность
детям
проявить
свои
творческие
способности.
Умение
донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не
такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования
по
фигурному
вождению
велосипеда
с
соблюдением
правил
дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В
том
случае,
когда
учащийся
чувствует
себя
водителем,
отвечающим
за
положение
на
проезжей
части
дороги,
помогает
сознательней
оценивать
поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание
основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в
аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
1.2.Цель программы:
Основной целью
программы
«Юные
инспекторы
дорожного
движения»
является
создание
условий
для
формирования
у
школьников
устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Личностные.
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
объяснять
своё
отношение
к
поступкам
с
позиции
общечеловеческих
нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
осознавать
ответственное
отношение
к
собственному
здоровью,
к
личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные.
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать
навыки
контроля
и
самооценки
процесса
и
результата
деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
Предметные.
добывать
новые
знания:
находить
ответы
на
вопросы,
используя
разные
источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать
полученную
информацию:
делать
выводы
в
результате
совместной деятельности
оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной
форме
с
учётом
речевой
ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать
и
слышать
других,
пытаясь
принимать
иную
точку
зрения,
быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
1.3.
Учебно-тематический план
N
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
2
2
-
тест
2.
Правила
дорожного
движения
98
62
36
Зачет
3.
Вождение велосипеда
16
9
7
Соревнование
4.
О с н о в ы
о к а з а н и я
первой
медицинской
помощи
43.5
20
23,5
Зачет
5.
Вопросы страхования
2,5
2,5
-
Опрос
6.
Пропаганда
правил
дорожного движения
8,5
4ч
4ч
Соревнование
Итого
171
99,5
70,5
Содержание программы
Вводное занятие (2ч)
На вводном занятии ребята знакомятся с планами и работой кружка
«Светофор»,
узнают
о
правилах
внутреннего
распорядка,
о
правилах
по
технике безопасности занятий в кабинете, на учебной площадке, зале, во время
экскурсий, при проведении мероприятий.
История правил дорожного движения (2ч 30м). История и развитие Правил
дорожного
движения.
Информация
о
первом
светофоре,
автотранспорте,
велосипеде, дорожных знаков.
Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый
учебный год. Основные понятия и термины ПДД (2ч)
Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов
ЮИД. Знакомство с задачами отряда ЮИД.
Основные понятия и термины ПДД (2ч)
Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный
переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения2ч
30 мин) Обязанности водителя, пешехода, пассажира .
Дорожные знаки и дополнительные средства информации (6ч 30 мин).
Группы
знаков,
их
назначение,
установка.
Значение
и
особенности
групп
знаков:
предупреждающие,
знаки
приоритета,
запр е ща ющие ,
предписывающие,
информационно-
указательные,
знаки
сервиса,
знаки
дополнительной информации. Практическое занятие. Экскурсия (4ч 30 мин)
Правила движения пешехода (4ч 30 мин). Движение пешехода по улице (по
тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на
регулируемом
и
нерегулируемом
пешеходном
переходе
и
при
отсутствии
пешеходного перехода. Практическое занятие. Экскурсия (2ч 30 мин)
Где
и
как
переходить
улицу
(4ч
30
мин).
Переход
дороги
по
сигналам
светофора. При отсутствии светофора. Практическое занятие. (2ч 30 мин)
Элементы улиц и дорог (7ч 30 мин). Понятие улицы. Улицы с односторонним
и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная
дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. Практическое
занятие. (5ч)
Регулируемый перекрёсток (6ч 30 мин).
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и
регулировщиком.
Основная
опасность
на
регулируемом
перекрёстке
–
ограничение
обзора
трогающимися
с
места
автомобилями
в
начале
цикла
«зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. Практическое занятие. (4ч)
Нерегулируемый перекрёсток (7ч 30 мин).
Понятие
нерегулируемого
перекрёстка.
Правила
перехода
в
зоне
нерегулируемого
перекрёстка.
Дорожные
«ловушки»,
подстерегающие
пешехода
на
перекрёстке.
«Подвижный
ограниченный
обзор»:
попутный
транспорт,
встречный
транспорт.
Ограничение
обзора
остановившимися
автомобилями. Практическое занятие. (5ч)
Правила движения велосипедиста, мопедиста (6ч 30 мин). Знакомство с
устройством
велосипеда.
Элементарные
правила
велосипедистов.
Порядок
движения на велосипеде по проезжей части. Практическое занятие. (4ч 30 мин)
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте (4ч 30 мин).
Правила
перевозки
грузов
и
маневрирования.
Технические
требования
к
велосипеду.
Движение
группы
пешеходов
и
велосипедистов
(7ч). Различие движения
колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход
дороги
колонной
пешеходов
и
группой
детей.
Правила
движения
велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд
нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. Практическое занятие.
(4ч 30 мин)
Устройство
велосипеда
(7ч). Основные
узлы;
значение
каждой
детали
оборудования.
Обратить
внимание
на
действие
руля
и
тормозов.
Уход
за
велосипедом:
очистка,
плавность
хода,
контролирование
шин.
Выверка
центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание
вращающихся деталей. Устранение зазоров. Практическое занятие. (2ч 30 мин)
Фигурное
вождение
велосипеда
(10ч). Правила
выполнения
упражнений:
«восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково
расставленными
кеглями,
слалом
между
воротами,
«змейка»
(шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
Практическое занятие. (7ч)
Дорожная разметка (7ч). Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке.
Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование
разметкой, ориентирование в движении. Практическое занятие. (2ч 30 мин)
Правила пользования транспортом (4ч 30 мин). Пользование общественным
транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания.
Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
На
железной
дороге
(4ч).
Обучение
пользованию
железнодорожными
переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и
переезда через железнодорожные пути.
Движение
по
загородной
дороге
(4ч).
Дать
важные
сведения
о
сельском
транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом
транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок
и погону животных. Практическое занятие. (2ч)
Дорожные «ловушки» (9ч). Знание правил безопасного перехода через дорогу.
Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора;
отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы;
зона
остановки
автобуса,
троллейбуса,
трамвая;
на
пешеходном
переходе;
пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль
проезжей части. Практическое занятие. (4ч 30 мин)
Ожоги, обморожения (4ч 30 мин). ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при
ожогах
кислотой,
щёлочью.
ПМП
при
обморожениях.
Обезболивающие
средства. Обработка поражённых участков тела. Практическое занятие. (2ч)
Виды кровотечений (2ч 30 мин. Ознакомление с видами кровотечений и их
характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего
кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем
кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). Практическое занятие.
(2ч 30 мин)
Транспортировка
пострадавших
(6ч
30
мин).
Понятие
транспортировки.
Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей
таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит,
доска).
Травма головы, грудной клетки, живота (4ч 30 мин). Понятие травмы. ПМП
при черепно- мозговой травме; ПМП пострадавшему с травмой грудной клетки
(при
открытом
пневмотороксе);
ПМП
пострадавшему
с
закрытой
(тупой)
травмой живота; при ранении живота.
Шок, обморок (6ч 30 мин). Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПМП
при шоке, обмороке. Практическое занятие. (2ч)
Переломы (6ч). Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при
переломе:
ключицы,
плечевой
кости,
костей
предплечья,
костей
кисти
и
пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей
верхних конечностей, нижней челюсти. Практическое занятие. (2ч)
Первичное
реанимационное
пособие
(4ч
30
мин).
Изучить
оказание
реанимационной помощи при следующих случаях:
- пострадавший без сознания,
-обеспечение проходимости дыхательных путей,
-проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»;
-проведение закрытого массажа сердца,
-оказание сердечно- лёгочной реанимации одним человеком,
-оказание сердечно- лёгочной реанимации двумя.
Виды и техника наложения повязок (4ч). Общие правила наложения повязок.
Наложение повязки:
- при травме лобной области головы (шапочка);
- при травме теменной области головы (чепец);
- при травме глаза;
- на оба глаза;
- при травме затылочной области головы и шеи (8- образная);
- при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная);
- на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка);
- на локтевой и коленный суставы (расходящаяся );
- при травме грудной клетки (спиральная повязка);
Медицинская аптечка, её предназначение (2ч). Применение лекарственных
средств.
Основы страхования (2ч 30 мин). Правила страхования. Правила страхования
имущества, жизни. Деятельность страховых компаний. Заключение договоров.
Пропаганда правил дорожного движения (2ч). Посещение воспитанников д/с
№ 61
Подготовка агитвыступления (2ч). Заучивание стихов, песен, сценок.
Подготовка плаката (2ч). Подготовка атрибутики, плакатов
Участие
в
конкурсах
(2ч
30
мин).
Участие
в
школьных
и
городских
соревнованиях «Безопасное колесо».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
Настольные игры по тематике дорожного движения.
Дорожные знаки.
Рисунки и модели транспортных средств.
Макеты фрагментов улиц и перекрестков.
Контрольные карточки по правилам безопасного по ведения пешеходов.
Набор материалов и технических средств для сюжетно-ролевых игр на
воздухе или в помещении.
Электронный тренажер-викторина по правилам дорожного движения.
Действующая модель светофора.
Телевизор.
Видеомагнитофон, видеотека.
Компьютер, компьютерные программы и игры.
Видеопроектор, экран.
Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим
требованиям и возрасту школьников, а многие из них изготовлены
лицеистами на практических занятиях.
1.4.
Календарно-тематическое планирование
N
п/п
Название раздела, темы
Форма занятия
Дата проведения
Формы
контроля
По плану
По факту
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
на занятиях кружка
беседа
опрос
2-3
История правил дорожного движения
беседа
педагогическое
наблюдение
4-5
Разработка и изучение положения об отряде ЮИД.
беседа
педагогическое
наблюдение
6-7
Основные понятия и термины ПДД
лекция
педагогическое
наблюдение
8-9
Права и обязанности и ответственность участников
дорожного движения.
беседа
педагогическое
наблюдение
10-
11
Дорожные знаки и дополнительные средства
информации
практика
педагогическое
наблюдение
12-
13
Дорожные знаки и дополнительные средства
информации
практика
педагогическое
наблюдение
14-
15
Дорожные знаки и дополнительные средства
информации
практика
педагогическое
наблюдение
16-
17
Правила движения пешехода.
беседа
педагогическое
наблюдение
18-
19
Правила движения пешехода.
практика
педагогическое
наблюдение
20-
21
Где и как переходить улицу?
Урок-
обсуждение
педагогическое
наблюдение
22-
23
Где и как переходить улицу?
практика
педагогическое
наблюдение
24-
27
Элементы улиц и дорог.
лекция
педагогическое
наблюдение
28-
29
Элементы улиц и дорог.
практика
педагогическое
наблюдение
30-
31
Элементы улиц и дорог.
практика
зачёт
32-
33
Регулируемый перекрёсток
беседа
педагогическое
наблюдение
34-
35
Регулируемый перекрёсток
практика
педагогическое
наблюдение
36-
37
Регулируемый перекрёсток
практика
педагогическое
наблюдение
38-
39
Нерегулируемый перекрёсток
теория
педагогическое
наблюдение
40-
41
Нерегулируемый перекрёсток
практика
педагогическое
наблюдение
42-
43
Нерегулируемый перекрёсток
практика
педагогическое
наблюдение
44-
45
Правила движения велосипедистов, мопедиста
практика
педагогическое
наблюдение
46-
47
Правила движения велосипедистов, мопедиста
практика
педагогическое
наблюдение
48-
49
Правила движения велосипедистов, мопедиста
практика
педагогическое
наблюдение
50-
51
Перевозка людей и груза на велосипеде и
мототранспорте
практика
педагогическое
наблюдение
52-
53
Перевозка людей и груза на велосипеде и
мототранспорте
практика
педагогическое
наблюдение
54-
57
Перевозка людей и груза на велосипеде и
мототранспорте
практика
педагогическое
наблюдение
58-
59
Движение группы пешеходов и велосипедистов
практика
Экспресс-
тесты
60-
61
Движение группы пешеходов и велосипедистов
теория
педагогическое
наблюдение
62-
63
Движение группы пешеходов и велосипедистов
практика
педагогическое
наблюдение
64-
65
Дорожная разметка.
практика
педагогическое
наблюдение
66-
67
Дорожная разметка.
практика
педагогическое
наблюдение
68-
69
Дорожная разметка.
практика
педагогическое
наблюдение
70-
71
Правила пользования транспортом
практика
педагогическое
наблюдение
72-
73
Правила пользования транспортом
практика
педагогическое
наблюдение
74-
75
Правила пользования транспортом
практика
педагогическое
наблюдение
76-
77
На железной дороге.
практика
педагогическое
наблюдение
78-
79
На железной дороге.
практика
педагогическое
наблюдение
80-
81
На железной дороге.
практика
педагогическое
наблюдение
82-
83
Движение по загородной дороге
практика
педагогическое
наблюдение
84-
85
Движение по загородной дороге
практика
педагогическое
наблюдение
86-
87
Дорожные ловушки
практика
педагогическое
наблюдение
88
Дорожные ловушки
теория
педагогическое
наблюдение
89-
90
Дорожные ловушки
практика
педагогическое
наблюдение
91-
92
Дорожные ловушки
практика
педагогическое
наблюдение
93-
98
Устройство велосипеда; технические требования к
велосипеду и мопеду.
практика
педагогическое
наблюдение
99-
100
Устройство велосипеда; технические требования к
велосипеду и мопеду.
теория
педагогическое
наблюдение
101
-
104
Устройство велосипеда; технические требования к
велосипеду и мопеду.
практика
педагогическое
наблюдение
105
-
107
Фигурное вождение велосипеда.
практика
педагогическое
наблюдение
108
-
109
Фигурное вождение велосипеда.
практика
педагогическое
наблюдение
110
Фигурное вождение велосипеда.
теория
педагогическое
наблюдение
111
Фигурное вождение велосипеда.
практика
педагогическое
наблюдение
112-
113
Ожоги, обморожения
практика
педагогическое
наблюдение
114-
115
Ожоги, обморожения
практика
педагогическое
наблюдение
116
Виды кровотечений. Остановка кровотечений
теория
педагогическое
наблюдение
117-
119
Виды кровотечений. Остановка кровотечений
практика
педагогическое
наблюдение
120
-
121
Транспортировка пострадавших
практика
педагогическое
наблюдение
122
-
123
Транспортировка пострадавших
практика
педагогическое
наблюдение
124
-
129
Транспортировка пострадавших
практика
педагогическое
наблюдение
130
-
132
Травмы головы грудной клетки живота
практика
педагогическое
наблюдение
133
-
137
Травмы головы грудной клетки живота
практика
педагогическое
наблюдение
138
-
140
Шок, обморок
практика
педагогическое
наблюдение
141
-
142
Шок, обморок
теория
педагогическое
наблюдение
143
-
144
Шок, обморок
практика
педагогическое
наблюдение
145
-
146
Переломы
практика
педагогическое
наблюдение
147
-
148
Переломы
практика
педагогическое
наблюдение
149
-
150
Переломы
практика
педагогическое
наблюдение
151
-
152
Первичное реанимационное пособие
практика
педагогическое
наблюдение
153
-
154
Первичное реанимационное пособие
практика
педагогическое
наблюдение
155
-
156
Виды и техника наложения повязок.
практика
педагогическое
наблюдение
157
-
158
Виды и техника наложения повязок.
практика
педагогическое
наблюдение
159
-
161
Медицинская аптечка
практика
педагогическое
наблюдение
162
-
165
Основы страхования.
практика
педагогическое
наблюдение
166
-
168
Пропаганда правил дорожного движения и детского
дорожно- транспортного травматизма
практика
педагогическое
наблюдение
169
-
171
Выступление агитбригады «Светофор»
практика
Экспресс-
тесты
1.5.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
объяснять
своё
отношение
к
поступкам
с
позиции
общечеловеческих
нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать
навыки
контроля
и
самооценки
процесса
и
результата
деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме,
в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать
новые
знания:
находить
ответы
на
вопросы,
используя
разные
источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать
полученную
информацию:
делать
выводы
в
результате
совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
1.
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МБОУ СШ
№ 22.
2.
Увеличение
количества
обучающихся,
входящих
в
состав
отряда
ЮИД
3.
Повышение
уровня
теоретических
знаний
по
ПДД
(100
%
выполнение программных требований).
4.
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно
действующий уголок безопасности дорожного движения)
5.
Разработать
методические
рекомендации
для
классных
руководителей
по
вопросам
профилактики
детского
дорожно
–
транспортного травматизма;
6.
Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского
дорожно – транспортного травматизма;
7.
Расширить
знания
учащихся
об
истории
правил
дорожного
движения;
8.
Повысить дорожную грамотность учащихся;
9.
Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в
условиях общения с дорогой;
10.
Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их
исправлять;
-умение
объективно
оценивать
результаты
собственного
труда,
находить
возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа
делает
акцент на формирование у учащихся активистской
культуры здоровья и предполагает:
- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в
спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие
результаты на соревнованиях;
- умение использовать полученные знания для успешного выступления на
соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия
спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой
свое ближайшее
окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
Начало учебного года – 01.09.2017 года.
Окончание учебного года:
- 37 недель – 25.05.2017 года,
- 38 недель – 31.05.2017 года,
В каникулярное время занятия секции/кружка
проводятся по обычному
расписанию, возможно проведение занятий по особому расписанию.
2.2.Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Настольные игры по тематике дорожного движения.
Дорожные знаки.
Рисунки и модели транспортных средств.
Макеты фрагментов улиц и перекрестков.
Контрольные карточки по правилам безопасного по ведения пешеходов.
Набор материалов и технических средств для сюжетно-ролевых игр на
воздухе или в помещении.
Электронный тренажер-викторина по правилам дорожного движения.
Действующая модель светофора.
Телевизор.
Видеомагнитофон, видеотека.
Компьютер, компьютерные программы и игры.
Видеопроектор, экран.
Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим
требованиям и возрасту школьников, а многие из них изготовлены
лицеистами на практических занятиях.
Кадровое обеспечение:
Кадровый состав
Основной функционал
1
Директор МБОУ СШ № 22
О с у щ е с т в л я е т
о б щ е е
р у к о в о д с т в о
р е а л и за ц и е й
д а н н о й
п р о гр а м м ы
( в
соответствии с планом мониторинга).
2
Заместитель
директора
по
ВР,
курирующий
работу
инструктора по безопасности
дорожного движения
Планирование,
контроль
и
организация
работы по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма в соответствии с
целью и задачами МБОУ СШ № 22
3
инструктор по безопасности
дорожного движения
выполняет следующие функции:
Планирование
и
организация
учебно–
воспитательного процесса.
Ведение занятий по ПДД.
Подготовка и проведение праздников по
данному направлению.
Проведение родительских собраний по
профилактике
дорожно-транспортного
травматизма;
Координация воспитательной работы и
деятельности учащихся.
Отслеживание
положительной
динамики по реализации программы.
Привлечение родителей к организации
работы по данному направлению.
Ведение необходимой документации.
4
Руководитель отряда ЮИД
Планирование работы отряда ЮИД;
Руководство работой отряда ЮИД;
Координация совместной деятельности с
инспектором ГИБДД;
Разработка
экскурсий;
составление
графика экскурсий для учащихся школы;
Ведение занятий по ПДД;
Подготовка
к
конкурсам
по
данному
направлению;
Освещение деятельности отряда ЮИД в
школьных средствах массовой информации;
Ведение необходимой документации;
О т с л е ж и в а н и е
п о л о ж и т е л ь н о й
динамики по реализации программы.
2.3. Формы аттестации
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
2.4.Методические материалы:
Особенности организации образовательного процесса – занятия
ведутся в очной форме.
Методы обучения:
словесный, наглядный, наглядно-практический, игровой, метод
стимулирования, поощрения.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Формы деятельности:
проведение экскурсий в школьном уголке;
обучение, применение знаний на практике через практические занятия;
беседы;
просмотр фильмов;
работа с документами, специальной литературой;
соревнования;
игры, конкурсы, викторины;
шоу-программы
2.5.Список использованной литературы.
1.Бауэр В.Г., ЗеличенокВ.Б. Программа занятий спортивной секции по
легкой атлетике, рекомендованная Министерством образования РФ.
2. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.
3.Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.
3. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 1984г.
4. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.
5. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1984г.
6. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.
7. Ломан В. «Бег. Прыжки. Метание». Пер. с немецкого. М. 1988г.
8. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М. 1981г.
9. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.
10. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.
11. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов».
М. 1984г.
Приложение №1
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТРЯДЕ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ
ДВИЖЕНИЯ (ЮИД)
1. Общие положения
1.1. Отряд юных инспекторов движения - добровольное объединение
школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности,
высокой
общей
культуры,
коллективизма,
профессиональной
ориентации,
широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на
дорогах и улицах, среди детей младшего и среднего возраста.
1.2.Отряд юных инспекторов движения создается из числа учащихся
школы.
1.3. Руководит отрядом ЮИД педагог школы, назначенный приказом
директора школы.
1.4.
Руководство и координацию действий отряда ЮИД осуществляет
заместитель директора школы по воспитательной работе.
2. Основные задачи отряда юных инспекторов движения.
1.1 Изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
1.2 Проведение работы по пропаганде правил дорожного движения и
организации этой работы, среди детей.
1.3 Овладение умением оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-
транспортных происшествиях.
3. Основные направления работы отряда юных инспекторов дорожного
движения.
3.1. Формирование у членов отряда ЮИД правосознания, гуманного
отношения к людям, чувства товарищества.
3.2. Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками
оказания первой помощи пострадавшим, знакомство с оперативно-техническими
средствами регулирования дорожного движения.
3.3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил
дорожного движения в школе с использованием технических средств пропаганды.
3.4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад,
работе детских кинолекториев.
3.5. Организация работы с юными велосипедистами.
4. Структура и организация работы отряда юных инспекторов движения.
4.1. Членами отряда юных инспекторов движения являются учащиеся в
возрасте от 10 до 12 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе
отряда ЮИД.
4.2. Отряд создается при наличии не менее 10 человек и может делиться
на отделения.
4.3. Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на
основе
устного заявления
на
сборе
отряда.
Со
всеми
вновь
принятыми
руководитель отряда ЮИД с помощью работников Госавтоинспекции проводит
занятия. По окончании обучения юные инспектора сдают зачет и им на собрании
школы вручаются знаки отличия.
4.4. Повседневное руководство работой отрядов юных инспекторов движения
осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общем собрании отряда. Штаб из своего
состава избирает, командира и комиссара отряда и утверждает командиров
отделений.
5.Обязанности и права юного инспектора движения.
5.1. Юный инспектор движения обязан:
5.1.1Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно
участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и
командиров.
5.1.2. Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их
соблюдении.
5.1.3. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего
возраста по пропаганде Правил безопасного поведения на дорогах.
5.1.4. Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в
предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
5.1.5. Укреплять свое здоровье, систематически заниматься физической
культурой и
спортом.
5.2. Юный инспектор движения имеет право:
5.2.1. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности
отряда, и вносить соответствующие предложения.
5.2.2. Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов
движения.
5.2.3. Овладев знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой
работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получить
звание «Юный инструктор по безопасности движения». В торжественной
обстановке юному инструктору по безопасности дорожного движения вручаются
знаки отличия.
5.2.4. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности
дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и
Госавтоинспекции.
5.2.5. Носить установленные знаки различия юных инспекторов движения.
5.2.6. Под руководством работников милиции и членов добровольных народных
дружин участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы,
внешкольных учреждений, по месту жительства по соблюдению Правил дорожного
движения, организации досуга детей и подростков.
5.3. Юный инспектор может награждаться за активную работу в отряде
органами внутренних дел и образования, обществом авто-, мотолюбителей,
грамотами,
нагрудными
значками,
ценными
подарками,
направляться
на
областные, краевые и республиканские слеты юных инспекторов движения.
Приложение №2
Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет
несколько направлений:
Информационная деятельность:
информировать
совет
детской
организации
по
результатам
деятельности отряда ЮИД,
создание
классных
уголков
«Безопасная
дорога»
и
другой
информационной работы.
Пропагандистская деятельность:
организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного
движения,
проведение бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов,
КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей,
участие в создании и использовании наглядной агитации методической
базы для изучения Правил дорожного движения.
Шефская деятельность:
организации среди школьников конкурсов рисунков по теме
безопасности дорожного движения,
разучивание песен и стихов,
помощь учителям в проведении экскурсий “Азбука дорог”.
Приложение № 3
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кадровый состав
Основной функционал
1 Директор МБОУ СШ № 22
Осуществляет общее руководство реализацией данной
программы (в соответствии с планом мониторинга).
2
Заместитель директора по ВР,
к у р и р у ю щ и й
р а б о т у
инструктора по безопасности
дорожного движения
Планирование,
контроль
и
организация
работы
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма в соответствии с целью и задачами МБОУ
СШ № 22
3
инструктор
по
безопасности
дорожного движения
выполняет следующие функции:
П л а н и р о в а н и е
и
о р г а н и з а ц и я
у ч е б н о –
воспитательного процесса.
Ведение занятий по ПДД.
Подготовка и проведение праздников по данному
направлению.
П р о в ед е н и е
р од и т е л ь с к и х
с о б р а н и й
п о
профилактике дорожно-транспортного травматизма;
Координация
воспитательной
работы
и
деятельности учащихся.
Отслеживание
положительной
динамики
по
реализации программы.
Привлечение родителей к организации работы по
данному направлению.
Ведение необходимой документации.
4
Руководитель отряда ЮИД
Планирование работы отряда ЮИД;
Руководство работой отряда ЮИД;
Координация
совместной
деятельности
с
инспектором ГИБДД;
Разработка
экскурсий;
составление
графика
экскурсий для учащихся школы;
Ведение занятий по ПДД;
Подготовка к конкурсам по данному направлению;
Освещение деятельности отряда ЮИД в школьных
средствах массовой информации;
Ведение необходимой документации;
Отслеживание
положительной
динамики
по
реализации программы.
Приложение № 3
Имидж Юных инспекторов движения:
Отряд Юных инспекторов движения может иметь название, девиз, песню,
эмблему, текст клятвы, законы организации жизнедеятельности, режим дня.
Название: «Юные инспектора движения»
Наш девиз: До всех мальчишек и девчонок
…...По ПДД мы знания донесем!
Мы – за безопасное движение
И школу мы не подведем!
Наша речевка:
- Раз, два! - Три, четыре!- Три, четыре!- Раз, два!- Кто шагает дружно в
ряд? - Это мы – ЮИД отряд! ПДД мы изучаем и ребятам объясняем, Что
такое переход, Знать что должен пешеход. К знаньям всех мы призываем,
Никогда не унываем!
Наша песня:
I. В нашей школе есть ЮИД,
В нашей школе есть ЮИД,
Мы гордимся этим.
Изучаем ПДД,
Изучаем ПДД,
И зимой, и летом.
Пр.: Вот увидел светофор,
И по «зебре» перешел,
Значит правила учел.
Близ дороги не играй,
На неё не выбегай,
ПДД ты твердо знай!
II. Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога,
Но внимательнее будь,
Но внимательнее будь,
Городской конкурс
«Стань заметней на дороге»
«Безопасное колесо»
Внеклассное мероприятие
«Безопасность на дорогах
Встреча с инспектором
Участие родителей
на городском конкурсе
«Стань заметней на дороге!»
Акция «Шагающий автобус»