Напоминание

Развитие речи умственно отсталых детей через : «Дидактические игры и упражнения по развитию речи».


Автор: Килафян Анжелика Алексеевна
Должность: Педагог – психолог, логопед
Учебное заведение: ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям
Населённый пункт: Ростовская область Мясниковский район с. Чалтырь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи умственно отсталых детей через : «Дидактические игры и упражнения по развитию речи».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи умственно отсталых детей через :

«Дидактические игры и упражнения по развитию речи».

В общей психологии речь рассматривается обычно как орудие мышления и

средство общения. Как в филогенезе, так и в онтогенезе речь выступает как

средство общения, а также обозначения, а в дальнейшем приобретает свойство

орудия, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли. “В слове

мысль не только выражается, но и совершается ”(Л. С. Выготский). Вопросами

соотношения

мышления,

языка

и

речи

посвящено

чрезвычайно

много

интересных монографий (Л. С. Выготский, А. Г. Спирин). Интересные обзоры

обширной литературы по развитию речи детей содержаться в книгах С. Л.

Рубинштейна и Д. Б. Эльконина.

Во всех этих исследованиях основной интерес направлен на содержательную

сторону речи, на ее роль в осуществлении мыслительных актов и поведения

ребенка.

У

нормально

развивающегося

ребенка

рано

начинается

развитие

речи.

В

процессе

лепета

формируются

предпосылки

фонематического

слуха,

развивается

артикуляционный

аппарат.

В

ходе

общения

со

взрослыми

обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются

первые слова, а к двум годам – фразы. К 3-4 годам здоровый ребенок уже

обладает

большим

словарным

запасом,

его

активная

речь

носит

почти

правильную

грамматическую

форму,

а

фонетические

погрешности

произношения остаются лишь в виде мелких исключений.

Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев

жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует.

В

результате

к

началу

дошкольного

возраста

у

него

оказываются

не

сформированными

такие

предпосылки

речевого

развития,

как

предметная

деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются

эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный

аппарат. У ребенка с умственной отсталостью, как слуховое различие, так и

произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и

неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние, медленная

выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах.

Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики

нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов-

связей между анализаторами. Недоразвитие речи может быть обусловлено в

первую

очередь

формирующимися

и

не

стойкими

дифференцировочными

условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго

не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых

слов

и

словосочетаний.

Он

не

глух,

он

слышит

даже

тихий

шорох

или

изолированный звук, произносимый другими людьми, но звуки обращенной к

нему

связной

разговорной

речи

воспринимаются

им

не

расчлененно.

(Это

отчасти похоже на то, как взрослые слышат речь иностранцев). Такой ребенок

выделяет

и

различает

лишь

немногие

слова.

Процесс

выделения

этих

воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно

иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная

причина запоздалого и неполноценного развития речи. Но и далее, когда эти

слова

уже

выделены

и

узнаются

как

знакомые,

известные,

они

все

еще

воспринимаются нечетко. Умственно отсталые дети плохо различают сходные

звуки, особенно согласные; поэтому, если учитель говорит им, например, что на

дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и бочки, и бошки,

почхе и так далее.

Развитие речевого общения.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую

ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать

под общением обмен заученными фразами.

Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение,

должны

быть

вначале

очень

простыми.

И

общение

может

не

быть

чисто

речевым, т.е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов.

Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения,

максимально

использовать

возникшую

у

детей

потребность

общения.

Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними

усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе

общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть

заменено жестами.

Развитие делового эмоционального общения.

Игра «Позови».

Цель:

формировать

у

детей

предпосылки

к

деловому

общению;

учить

обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий

мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом –

покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Сережей. Сережа с кем ты

хочешь играть? Позови».

Мальчик зовет другого ребенка: «Диана иди играть».

Через

некоторое

время

Сережа

садиться,

теперь

Диана

зовет

следующего

ребенка.

Игра «Зайка».

Цель:

вызывать

у

детей

потребность

в

эмоциональном

общении;

учить

согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг

друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один

ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

«Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени,

а сам встает в круг.

Игра «Чего не хватает».

Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая

определенный

уровень

развития

речи

детей,

вводить

выражение

«дайте,

пожалуйста»,

благодарить

за

оказанную

помощь

(спасибо)

или

допускать

употребление указательного жеста.

Оборудование:

из

картона

выполнены

отдельно

части

предметов:

машина

(кузов,

кабина,

два

колеса),

дом

(два

этажа,

окна,

двери,

крыша),

паровоз

(корпус, труба, три колеса и д.т).

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей

предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он

просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают

отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет,

что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не

знает, кому какую дать.

Каждый

называет

педагога

по

имени

и

отчеству

и

говорит:

«Анжелика

Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома»

и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

Игра « Помоги»

Цель

: Вызывать

потребности

в

деловом

общении;

учить

использовать

в

общении простейшие слова и выражения ( «дай», «на», «дай это», «не это»,

«подержи», « возьми», «возьми это»), а также жесты ( указательный); учить при

общении называть друг друга по имени .

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит,

что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям

рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе.

Здесь же на столе стоит кукольная мебель ( кровать, стол, стул). Педагог говорит

: « Одевать куклу и причесывать ее будет Света, а Диана будет помогать-

подавать все, что попросит Света». Дети вместе с педагогом рассматривают

приготовленные предметы, называют их. После этого Диана садится за стол

рядом с разложенными предметами, а Света поднимает куклу, сама определяет

порядок одевания платья, туфель просит Диану подать тот или иной предмет,

называя его. Просьба может быть выражена словом « дай» и указательным

жестом. Диана приносит ей каждый из предметов по одному. Если Свете трудно

одной надеть кукле платье или тапочки и т.д., то она просит помочь Диану,

говоря:

«Диана

помоги»,

«Диана

подержи»,

«Иди

сюда».

Возможно

употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций,

чтобы привлечь внимание Дианы и попросить у нее помощи.

После того как кукла будет одета и причесана, роли меняются- кормит куклу

Диана ,а Света помогает ей, по ее просьбе подает посуду по предмету. Педагог

подводит итог- дети работали дружно, Помогали друг другу: «Диана дала Свете

платье, туфли, расческу, а Света одела и причесала куклу. Света дала тарелку,

ложку, чашку и конфеты, а Диана накормила куклу и напоила ее чаем». Кукла

благодарит детей.

Список литературы

1.Дементьева Н.Ф. и др.

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной

отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6.

2. Петрова В.Г.

Роль

речи

в

становлении

мышления

умственно

отсталых

дошкольников

//

Дефектология. - 1997. - № 3.

3. Разуван Е.И.

Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников //

Дефектология. - 1987. - №

4. Катаева А.А. Стребелева Е.А.

Дидактические

игры

и

упражнения

в

обучении

умственно

отсталых

дошкольников. М. : «БУК-МАСТЕР»1993г.



В раздел образования