Автор: Килафян Анжелика Алексеевна
Должность: Педагог – психолог, логопед
Учебное заведение: ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям
Населённый пункт: Ростовская область Мясниковский район с. Чалтырь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи умственно отсталых детей через : «Дидактические игры и упражнения по развитию речи».
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи умственно отсталых детей через :
«Дидактические игры и упражнения по развитию речи».
В общей психологии речь рассматривается обычно как орудие мышления и
средство общения. Как в филогенезе, так и в онтогенезе речь выступает как
средство общения, а также обозначения, а в дальнейшем приобретает свойство
орудия, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли. “В слове
мысль не только выражается, но и совершается ”(Л. С. Выготский). Вопросами
соотношения
мышления,
языка
и
речи
посвящено
чрезвычайно
много
интересных монографий (Л. С. Выготский, А. Г. Спирин). Интересные обзоры
обширной литературы по развитию речи детей содержаться в книгах С. Л.
Рубинштейна и Д. Б. Эльконина.
Во всех этих исследованиях основной интерес направлен на содержательную
сторону речи, на ее роль в осуществлении мыслительных актов и поведения
ребенка.
У
нормально
развивающегося
ребенка
рано
начинается
развитие
речи.
В
процессе
лепета
формируются
предпосылки
фонематического
слуха,
развивается
артикуляционный
аппарат.
В
ходе
общения
со
взрослыми
обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются
первые слова, а к двум годам – фразы. К 3-4 годам здоровый ребенок уже
обладает
большим
словарным
запасом,
его
активная
речь
носит
почти
правильную
грамматическую
форму,
а
фонетические
погрешности
произношения остаются лишь в виде мелких исключений.
Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев
жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует.
В
результате
к
началу
дошкольного
возраста
у
него
оказываются
не
сформированными
такие
предпосылки
речевого
развития,
как
предметная
деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются
эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный
аппарат. У ребенка с умственной отсталостью, как слуховое различие, так и
произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и
неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние, медленная
выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах.
Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики
нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов-
связей между анализаторами. Недоразвитие речи может быть обусловлено в
первую
очередь
формирующимися
и
не
стойкими
дифференцировочными
условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго
не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых
слов
и
словосочетаний.
Он
не
глух,
он
слышит
даже
тихий
шорох
или
изолированный звук, произносимый другими людьми, но звуки обращенной к
нему
связной
разговорной
речи
воспринимаются
им
не
расчлененно.
(Это
отчасти похоже на то, как взрослые слышат речь иностранцев). Такой ребенок
выделяет
и
различает
лишь
немногие
слова.
Процесс
выделения
этих
воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно
иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная
причина запоздалого и неполноценного развития речи. Но и далее, когда эти
слова
уже
выделены
и
узнаются
как
знакомые,
известные,
они
все
еще
воспринимаются нечетко. Умственно отсталые дети плохо различают сходные
звуки, особенно согласные; поэтому, если учитель говорит им, например, что на
дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и бочки, и бошки,
почхе и так далее.
Развитие речевого общения.
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую
ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать
под общением обмен заученными фразами.
Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение,
должны
быть
вначале
очень
простыми.
И
общение
может
не
быть
чисто
речевым, т.е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов.
Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения,
максимально
использовать
возникшую
у
детей
потребность
общения.
Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними
усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе
общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть
заменено жестами.
Развитие делового эмоционального общения.
Игра «Позови».
Цель:
формировать
у
детей
предпосылки
к
деловому
общению;
учить
обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий
мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом –
покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Сережей. Сережа с кем ты
хочешь играть? Позови».
Мальчик зовет другого ребенка: «Диана иди играть».
Через
некоторое
время
Сережа
садиться,
теперь
Диана
зовет
следующего
ребенка.
Игра «Зайка».
Цель:
вызывать
у
детей
потребность
в
эмоциональном
общении;
учить
согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг
друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один
ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.
«Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени,
а сам встает в круг.
Игра «Чего не хватает».
Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая
определенный
уровень
развития
речи
детей,
вводить
выражение
«дайте,
пожалуйста»,
благодарить
за
оказанную
помощь
(спасибо)
или
допускать
употребление указательного жеста.
Оборудование:
из
картона
выполнены
отдельно
части
предметов:
машина
(кузов,
кабина,
два
колеса),
дом
(два
этажа,
окна,
двери,
крыша),
паровоз
(корпус, труба, три колеса и д.т).
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей
предметов – каждому ребенку один предмет.
Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он
просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают
отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет,
что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не
знает, кому какую дать.
Каждый
называет
педагога
по
имени
и
отчеству
и
говорит:
«Анжелика
Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома»
и т.д.
Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.
Игра « Помоги»
Цель
: Вызывать
потребности
в
деловом
общении;
учить
использовать
в
общении простейшие слова и выражения ( «дай», «на», «дай это», «не это»,
«подержи», « возьми», «возьми это»), а также жесты ( указательный); учить при
общении называть друг друга по имени .
Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.
Ход игры. Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит,
что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям
рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе.
Здесь же на столе стоит кукольная мебель ( кровать, стол, стул). Педагог говорит
: « Одевать куклу и причесывать ее будет Света, а Диана будет помогать-
подавать все, что попросит Света». Дети вместе с педагогом рассматривают
приготовленные предметы, называют их. После этого Диана садится за стол
рядом с разложенными предметами, а Света поднимает куклу, сама определяет
порядок одевания платья, туфель просит Диану подать тот или иной предмет,
называя его. Просьба может быть выражена словом « дай» и указательным
жестом. Диана приносит ей каждый из предметов по одному. Если Свете трудно
одной надеть кукле платье или тапочки и т.д., то она просит помочь Диану,
говоря:
«Диана
помоги»,
«Диана
подержи»,
«Иди
сюда».
Возможно
употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций,
чтобы привлечь внимание Дианы и попросить у нее помощи.
После того как кукла будет одета и причесана, роли меняются- кормит куклу
Диана ,а Света помогает ей, по ее просьбе подает посуду по предмету. Педагог
подводит итог- дети работали дружно, Помогали друг другу: «Диана дала Свете
платье, туфли, расческу, а Света одела и причесала куклу. Света дала тарелку,
ложку, чашку и конфеты, а Диана накормила куклу и напоила ее чаем». Кукла
благодарит детей.
Список литературы
1.Дементьева Н.Ф. и др.
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной
отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6.
2. Петрова В.Г.
Роль
речи
в
становлении
мышления
умственно
отсталых
дошкольников
//
Дефектология. - 1997. - № 3.
3. Разуван Е.И.
Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников //
Дефектология. - 1987. - №
4. Катаева А.А. Стребелева Е.А.
Дидактические
игры
и
упражнения
в
обучении
умственно
отсталых
дошкольников. М. : «БУК-МАСТЕР»1993г.